Успешные наземные испытания РЛС разведки и наведения, разработанные по программе MP-RTIP

ВИНИТИ

Серия «ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ»

№1-2006, 23-25

Успешные наземные испытания РЛС разведки и наведения, разработанные по программе MP-RTIP

По сообщению журнала Jane's International Defence Review, в конце июня 2004 г. успешно завершились наземные испытания бортовой РЛС разведки и наведения, разработанной совместно фирмами Northrop Grumman и Raytheon (США) по программе MP-RTIP для ВВС США.

Руководитель этой программы (многоплатформенного использования радиолокационной техники) на фирме Northrop заявил, что испытания прошли исключительно успешно и все заданные технические параметры оказались даже превзойденными.

Летные испытания РЛС, смонтированной под фюзеляжем высотного испытательного самолета Protheus, должны быть проведены в октябре 2006 г. Такой самолет может продержаться в воздухе в течение 6 ч на высоте 18288 м. Испытания РЛС на борту беспилотных летающих аппаратов типа Global Hawk начнутся, как полагают, в конце 2007 г.

В ходе разработки многоплатформенная РЛС разведки и наведения (МРЛСРН) будет испытана в течение двух лет на борту Боинга-767-400ЕР (Е-10), который будет являться при этом как бы воздушным пунктом командования и управления боевыми операциями.

Промышленные образцы МРЛСУН планируется смонтировать на борты 12 беспилотных летающих аппаратов RQ-4B (Global Hawk) и также на 6 Е-10. Первоначальные оперативные возможности МЛРЛСРН будут проверены на 4 Е-10 и полностью развернуты в 2013 г. В таких РЛС используются активные сканируемые антенные решетки (AESA) для обзора по всем направлениям. Группы инженеров на заводах разработали различные варианты РЛС, предназначенные для двух конкретных первоначально запланированных применений с одинаковыми архитектурой и электронным обеспечением, но с активными антенными решетками различных габаритов. Для применения на беспилотных летательных аппаратах антенные решетки собираются из 4 панелей, которые в собранном виде имеют габариты 1,5x0,45 м (в длину и высоту). Вариант для воздушного командного пункта Е-10 имеет габариты антенной решетки 6,1x1,2 м, собираемой из 16 панелей с незначительно измененной конструкцией.

Потребляемая мощность для двух вариантов активных антенных решеток также различна. Для Е-10А - самолета многорадарного командования и управления (МС2А)-0,5 МВт и для беспилотных летательных аппаратов - 20 кВт. Фирма Boeing выбрала систему энергопитания SEPS фирмы Honeywell для обеспечения энергией воздушного командного пункта Е-10А. Эта система питания обеспечивает максимально до 1 МВт на высотах до 12497 м.

Рабочие характеристики двух вариантов РЛС также отличаются. Для командного пункта Е-10А РЛС обеспечивает возможности обнаружения и целеуказания для уничтожения крылатыми ракетами небольших целей. Эти различия вариантов также влияют на их стоимость. Цена РЛС для беспилотных летательных аппаратов составляет приблизительно 6 млн. долл., а вариант для Е-10А (МС2А) стоит 54 млн. долл. Эти два варианта реализации РЛС могут работать совместно, что обеспечивает их максимальную эффективность. Например, РЛС на беспилотных летательных аппаратах может продолжать отслеживать наземные цели, чтобы РЛС на Е-10А занималась преимущественно или исключительно защитой от крылатых ракет.

Преимуществами МРЛСРВ по сравнению с РЛС разведки и наведения (STARS), используемыми в современных воздушных командных пунктах Е-8 ВВС США, являются повышенная разрешающая способность, возможность работы с радарами с синтезированием апертуры, целеуказание одновременно по движущимся, воздушным и наземным целям и пр.

Фаза разработки и демонстрации опытных образцов длительностью в 6 лет осуществлялась совместно фирмами Northrop Grumman и Raytheon Space & Airborne Systems. Стоимость фазы составляла 888 млн. долл. и она делилась поровну между фирмами. Фирма Raytheon занималась в основном разработкой электронных блоков для РЛС, устанавливаемой на Е-10А, а фирма Northrop - всем остальным. При разработке РЛС для беспилотных летающих аппаратов распределение работ было полностью противоположным. Фирма Northrop разрабатывала электронные блоки, а фирма Raytheon - все остальное. Фирма, не участвовавшая в разработке аппаратуры, играла основную роль в испытаниях аппаратуры. Разработка программного обеспечения проводилась совместно, при этом фирма Raytheon занималась программным обеспечением для радаров с синтезированной апертурой, а фирма Northrop - ПО для систем наведения и целеуказания по наземным движущимся целям, ПО для наведения на воздушные цели разрабатывалось совместно.

Начальные испытания предусматривают использование опытного образца, уменьшающего риск и называемого однонаправленной конструкцией, так как в нем используется только панель для приема и передачи сигналов, хотя в каждом образце было смонтировано четыре панели. Вся аппаратура для МРЛСРН была смонтирована из реальных блоков: приемников, возбудителей, антенных элементов и из лабораторной аппаратуры, такой как блоки питания. На такой аппаратуре демонстрировались два базовых режима поиска движущихся воздушных целей: автономного поиска целей типа истребителей и наводимого поиска. Фаза разработки и демонстрации включает в себя также изготовление 6 РЛС: по 3 образца каждого варианта.

МРЛСРН в настоящее время предназначена для работы в качестве единственного разведывательного, наблюдательного и наводящего радара на беспилотных летающих аппаратах типа RQ-4A, заменяющего интегральный радарный комплекс, состоящий из электрооптических и ИК приборов помимо самого локатора. МРЛСРН легче интегрального радарного комплекса, что требует добавления баласта в носовую часть аппарата. В настоящее время проводятся иссследования, не нужно ли ввести также и локатор на электрооптических и ИК приборах в МРЛСРН. Первоначально МРЛСРН будет смонтирована на базовом варианте Е-10А (МС2А), в основном занимающемся разведкой воздушных и наземных целей. Затем программа может быть расширена до Е-10В, оптимизированного для наведения на воздушные цели, и до Е-10С, который может заменить RC-135 Rivet (совместная электронная разведывательная платформа). МРЛСРН работает в Х-диапазоне, что обеспечивает лучшее разрешение и более высокую скорость повторения, чем у локатора, работающего в S-диапазоне, такого, который используется в командном пункте Е-3 системы AWACS. Этот командный пункт планируют заменить воздушным командным пунктом Е-10В. Другими областями применения МРЛСРН могут быть самолеты для деловых людей и региональные пассажирские лайнеры, выполняющие специальные задачи. Фирма Northrop уже подготавливает вариант МРЛСРН с антенной длиной 2,75м.

Jane's International Defence Review. - 2004. - November. - P. 12.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации