Разведывательные БПЛА корабельного базирования

ВИНИТИ

Серия «ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ»

1/2005, стр.3-7

Разведывательные БПЛА корабельного базирования

Согласно оценкам военных специалистов ряда зарубежных государств, разведывательные беспилотные летательные аппараты (БПЛА) корабельного базирования являются для командира корабля собственным средством воздушной разведки как над морем, так и над сушей и рассматриваются в качестве главного средства разведывательного обеспечения морских операций в прибрежных районах.

Командование ВМС США пришло к выводу о необходимости иметь на вооружении корабельные БПЛА, предназначенные для разведки и оценки результатов нанесенных по противнику ударов, после проведения операций в Гренаде, Ливане и Ливии. Конкурс на разработку такого аппарата в июле 1985 г. выиграла компания Israel Aircraft Industries (IAI).

Разработанная этой компанией первая система беспилотной разведки корабельного базирования RQ-2A Pioneer была поставлена ВМС США в июле 1986 г., а в декабре того же года - развернута на линейном корабле «Айова».

В 1987 г. система Pioneer поступила на вооружение корпуса морской пехоты (КМП) США и использовалась на десантных кораблях класса Tarawa. ВМС в это же время установили указанную систему еще на трех линейных кораблях и на десантных транспортах класса Austin. Армия США получила БПЛА Pioneer в 1990 г.

В 1990-1991 гг. в период проведения операций «Щит пустыни» и «Буря в пустыне» шесть подразделений БПЛА Pioneer ВМС, КМП и Армии США выполнили более 300 боевых вылетов. В 1993 г. эти беспилотники были впервые развернуты на десантных кораблях LPD класса.

После перевода линейных кораблей из состава действующего флота на консервацию БПЛА RQ-2A использовались только на шести десантных транспортах класса Austin. Планировалось разместить их еще на двух кораблях этого класса.

На вооружении десантных кораблей класса Tarawa КМП США состоит разведывательный БПЛА RQ-2B Pioneer, который в любое время суток обеспечивает в близком к реальному масштабе времени разведку, наблюдение, обнаружение целей, корректировку артиллерийского огня и оценку нанесенного противнику ущерба.

RQ-2B выпускается компанией Pioneer UAV, представляющей собой совместное предприятие компании IAI и американской корпорации AAI (г. Hunt Valley, шт. Мэриленд). Опубликованные тактико-технические характеристики этого БПЛА сводятся к следующим: длина - 4,24 м; размах крыла - 5,12 м; диаметр фюзеляжа -0,37 м; взлетная масса - 204-210 кг; максимальная масса полезной нагрузки - 45 кг; максимальная дальность действия - 185 км; продолжительность пребывания в воздухе - 5,5-6,5 ч; скорость полета - 185 км/ч; высота - 4600 м; силовая установка -двухцилиндровый двухтактный поршневой двигатель компании Sachs SF 2-350 мощностью 26 л.с; разведывательная аппаратура - ИК камера Smallbale компании Versatron или 12 DS компании Wescam и телевизионная система цветного изображения. Запуск БПЛА с полетной палубы осуществляется по-самолетному, но с использованием реактивного ускорителя JATO (Jet-Assisted Take-Off). Посадка (корабельная или наземная) обеспечивается системой торможения аэрофинишером. Типовой состав беспилотной системы разведки - пять БПЛА и станция управления полетом.

В 1995 г. началось выполнение программы модернизации БПЛА Pioneer. Согласно плану, разработанному управлением наступательных систем вооружения и беспилотной авиации ВМС США, модернизацию планируется провести в три этапа. К числу намеченных мероприятий относятся: замена программного обеспечения на систему тактического управления, которую разрабатывает компания Raytheon (r.Lexington, шт. Массачусетс), установка дополнительного топливного бака, более мощной силовой установки и новой разведывательной аппаратуры (лазерный целеуказатель и ИК камера). Поступление модернизированного варианта БПЛА на вооружение ожидается в 2005 г.

В январе 1999 г. ВМС США приступили к выполнению программы создания корабельных разведывательных БПЛА с вертикальным взлетом и посадкой. К числу разработанных в рамках этой программы аппаратов относится БПЛА вертолетного типа RQ-8A Fire Scout компании Northrop Grumman, созданный на базе модифицированного варианта легкого вертолета Schweizer 333. Длина БПЛА - 7,01 м; высота - 2,9 м; диаметр ротора - 8,4 м; взлетная масса - 1156 кг (самый тяжелый корабельный БПЛА вертолетного типа в ВМС США); максимальная масса полезной нагрузки - 91 кг; продолжительность пребывания в воздухе -6 ч (по другим данным - 3-4 ч); высота полета - 6100 м; силовая установка - двигатель 250-C20W компании Rolls-Royce; разведывательная аппаратура - телевизионная камера, тепловизионная система, лазерный целеуказатель/дальномер. БПЛА взлетает как обычный вертолет. При посадке используется единая система автоматической посадки UCARS (UAV Common Automatic Recovery System), разработанная компанией Sierra Nevada в начале 90-х годов. При выполнении боевого задания RQ-8A может действовать автономно. Участие оператора в управлении полетом сведено к минимуму.

В начале 2004 г. БПЛА Fire Scout успешно прошел исчерпывающие летные испытания, в процессе которых выполнил первый полностью автономный полет.

Помимо ВМС США, интерес к БПЛА RQ-8A проявляют также военные ведомства Австралии, ФРГ и Японии.

С начала 2004 г. в компании Northrop Grumman разрабатывается модифицированный вариант БПЛА Fire Scout, получивший обозначение RQ-8B. К числу основных модификаций этого БПЛА относятся следующие:

  • увеличение на 14% взлетной мощности;

  • увеличение на 250 кг взлетной массы и на 45 кг количества топлива;

  • использование четырехлопастного несущего винта вместо трехлопастного;

  • использование РЛС с синтезированием апертуры вместо оптико-электронной разведывательной аппаратуры;

  • оснащение БПЛА управляемыми ракетами класса «воздух-воздух».

По состоянию на март 2004 г. БПЛА RQ-8B планировалось использовать в перспективной системе боевых действий Армии США FCS (Future Combat System) в качестве воздушного элемента беспилотной системы разведки Class IV. С компанией Northrop Grumman заключен контракт на изготовление семи беспилотников. Сумма контракта - 115 млн. долл.

Американская компания DRS разработала разведывательный БПЛА Neptune, предназначенный для действий с кораблей, имеющих размеры фрегата. Длина БПЛА - 2,13 м; размах крыла - 1,83 м; длительность полета - 4 ч; максимальная высота - 2 400 м; силовая установка - двухтактный двигатель мощностью 15 л.с; разведывательная аппаратура - ИК или телевизионная камера. Для транспортировки беспилотник разбирается на три части, размещаемые в контейнере. При запуске этот контейнер используется также в качестве катапультной пусковой установки, работающей на сжатом воздухе. Высокое размещение в хвостовой части фюзеляжа гондолы с силовой установкой позволяет производить посадку на воду на фюзеляж Разработка БПЛА и его летные испытания были завершены в ноябре 2003 г.

В Норвегии в компании Simicon по заданию Министерства обороны изучаются возможности создания БПЛА, в котором разработчики хотят соединить способность аппарата выполнять как вертикальный взлет и посадку, так и горизонтальный крейсерский полет с высокой скоростью (450 км/ч), а также кратковременный полет («бросок») со скоростью 575 км/ч (проект SRC Mk II). В начале 2004 г. были завершены работы первого этапа, в ходе которых оценивалась обоснованность концепции совмещения в одном летательном аппарате возможностей вертолета и самолета с неподвижным крылом, а также возможности снижения взлетной массы до 200 кг.

Опубликованные сведения о конструкции разрабатываемого БПЛА и его бортовом радиоэлектронном оборудовании сводятся к тому, что на беспилотнике в дополнение к воздушному винту в кольцевом обтекателе, установленному в хвостовой части фюзеляжа, будет использоваться и высокооборотный несущий винт изменяемого диаметра, убираемый в полете. В состав разведывательной аппаратуры планируется включить видео и ИК камеры, а также РЛС с синтезированием апертуры, которые должны обеспечить ведение разведки в любых погодных условиях. В рамках проекта SRC Mk II компания Tell Mie разрабатывает систему MATOL (Maritime Take Off and Landing), обеспечивающую автоматический взлет БПЛА и его посадку на движущуюся палубу корабля.

Специалисты ВМС США считают, что альтернативой корабельным БПЛА являются беспилотники наземного базирования, выполняющие задачи, аналогичные задачам патрульных самолетов ВМС. Изучение возможностей реализации этой альтернативы проводится в рамках программы ВМС BAMS (Broad Area Maritime Surveillance), которой предусматривается создание БПЛА наземного базирования, предназначенного для ведения разведки обширных морских районов и обеспечения нанесения ударов на максимальных дальностях по меньшей мере 2 780 км в течение 24-36 ч. На беспилотнике планируется использовать РЛС кругового обзора с дальностью обнаружения целей 200 км и аппаратуру радиоэлектронной разведки, а в дальнейшем - гиперспектральный датчик видовой информации или аппаратуру ретрансляции сигналов средств радиосвязи.

Готовность таких БПЛА к боевому использованию планируется обеспечить в 2007 или 2008 гг. В качестве беспилотников, которые могут быть предложены для использования в программе BAMS, указываются стратегические разведывательные БПЛА RQ-4A Global Hawk и RQ-1B Predator, разработанные американскими компаниями Northrop Grumman и General Atomics.

Используя ассигнования на исследования, разработки, испытания и оценки, выделенные в бюджете на 2003 фин. г., ВМС США уже закупили два БПЛА Global Hawk с целью изучения возможностей их использования в системе BAMS. Беспилотники будут поставлены в 2005 и 2006 гг.

Согласно заявлению официального представителя ВМС США, система BAMS будет действовать как система сбора разведывательной информации или независимо, или в непосредственном взаимодействии с другими разведывательными платформами (пилотируемыми, беспилотными и платформами космического базирования), обеспечивающими глобальное ведение разведки при использовании всего пяти баз).

Второй этап программы BAMS должен был завершиться в октябре 2003 г. Заключение контракта на продолжение работ ожидалось в мае 2004 г.

Armada International.- 2004 .-N.3.- P. 62, 64. 66; 2003 .-N3.- P. 59, 60.

Flight International.- 2003.-28 January-3 February .- P. 27. Defense News .-2002.-29 July- 4 August ,-P. 15. Aviation Week & Space Technology .-2002.-14 January .- P.I 10.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации