Разведывательно-дозорные бронемашины различных стран мира

ВИНИТИ

Серия «ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ»

№ 3-2005, стр. 29-34

Разведывательно-дозорные бронемашины различных стран мира

В журнале Jane's Defence Weekly опубликована статья одного из его редакторов C.F.Foss, которая информирует о состоящих на вооружении различных стран мира разведывательно-дозорных бронемашинах, оснащенных системами сенсорной разведки, коммуникации и навигации/позиционирования.

В статье говорится, что характер наземных боевых действий в последние годы существенно изменился, как и ведение разведки с использованием бронемашины.

Типичными примерами легких разведывательных машин более старого поколения могут быть колесные (4x4) Ferreet (Великобритания) и БРДМ-2 (Россия), которые могли избежать обнаружения благодаря своим малым габаритам и были вооружены только пулеметами. Оборудование наблюдения ограничивалось только дневными прицелами и/или дневными/ночными инфракрасными приборами. Информация передавалась вверх по команде с помощью радиостанций, сигналы которых могли перехватываться. Эти машины имели мало средств для определения своего местоположения с какой-либо точностью.

Инфракрасное оборудование ночного видения уступило место электронно-оптическим преобразователям/усилителям, а в последнее время тепловизионным приборам. Последние, будучи более дорогими, позволяют обнаруживать и идентифицировать цели на значительно больших дальностях, чем раньше.

Новое поколение разведывательных машин обычно оснащено более совершенными разведывательными комплексами, включающими дневные камеры, тепловизоры, безопасные для глаз лазерные дальномеры, сочетающиеся с точными навигационными системами, и более совершенные коммуникационные системы. Это позволяет передавать разведданные в почти реальном масштабе времени на ближайший или более высокий командный уровень.

В то время как многие страны все еще используют хорошо вооруженные бронемашины для ведения разведки, некоторые страны начинают принимать на вооружение менее габаритные, оснащенные специализированными сенсорными комплексами. Будущие разведывательные системы становятся сенсорными платформами. Одним из существенных отличий предыдущих поколений является то, что стоимость сенсорного, коммуникационного и навигационного оборудования значительно превышает стоимость самой платформы, на которой оно устанавливается. В конечном счете решение определяется оперативными требованиями и характером ожидаемой местности.

Хорошим примером более совершенной разведывательной платформы является система тактической разведки TRACER/FSCS (Tactical Reconnaissance Armoured Combat Equipment Requirement/Future Scout Cavalry System). Группа SIKA и группа Lancer изготовили по одному опытному образцу этой перспективной системы на гусеничной платформе. Оба образца были вооружены 40- мм системами на телескопической платформе с дистанционным управлением. Три члена экипажа использовали телевизионные дисплеи с плоскими экраноми, на которых могла отображаться различная информация от ряда сенсоров. Малая заметность платформ затрудняла их обнаружение, резиновые гусеничные ленты снижали шумность, для обеспечения передвижения при необходимости могла быть использована гибридная система электрического привода. Программа TRACER/FSCS не получила дальнейшего развития и была прекращена.

В нынешнем высокотехнологичном мире разведывательные бронемашины являются лишь одним элементом общей системы разведки, наблюдения и целеуказания RSTA (Reconnaissance Surveillance & Target Acquisition), которая завязана на сеть командования, управления, коммуникации и компьютеров С4.

Другими элементами являются различные сенсорные платформы космического и воздушного базирования, как спутники, различные типы пилотируемых самолетов и вертолетов, беспилотные летательные аппараты. Беспилотники более старого поколения находили ограниченное применение, поскольку время доставки развединформации пользователю было продолжительным. В настоящее время беспилотники развертываются на всех уровнях и могут транслировать развединформацию в реальном времени.

Различные сенсоры наземного базирования как визуальные, так и акустические, а также радары в настоящее время могут обеспечивать информацию о перемещении сил и средств противника или определять местоположение целей для целеуказания артиллерийским и ракетным системам.

Одной из недавних разведывательных машин является белорусская 2-Е Stalker, разработанная компанией Minotor Service Company и демонстрировавшаяся несколько раз на Среднем Востоке. Машина на гусеничном ходу вооружена 30- мм пушкой и 7,62-мм коаксиальным/спаренным пулеметом. На крыше машины размещены две контейнерные пусковые установки. Одна для запуска двух УР класса «поверхность-воздух» по принципу «выстрелил-забыл», другая - двух противотанковых УР 9К114 «Кокон». Машина оборудована сложной дневной/ночной системой управления огнем.

ВС Канады избрали машину Coyote компании General Dynamic Land Systems-Canada для замены парка гусеничных машин управления и разведки Lynx компании United Defense. Машина Coyote базируется на легком (8 х 8) бронированном шасси (LAV) и сохранила орудийную башню с пушкой калибра 25 мм от LAV-25.

Были поставлены 203 машины в трех вариантах: один с сенсорным комплексом, размещенном на мачте, один с двумя сенсорными комплексами, размещаемыми на треножных опорах и один вариант построен, но еще не оборудован сенсорным комплексом. Сенсорный комплекс, установленный на мачте, размещается позади башни и может убираться под броню, когда не используется. Сенсорный контейнер на мачте включает обзорный радар; телекамеру большой дальности, которая, как утверждается, обнаруживает и опознает цели днем и ночью на дальностях до 18 км; безопасный для глаз лазерный дальномер. Мачта может выдвигаться на высоту 10 м при сохранении полной броневой защиты и защиты машины от ядерного, химического и биологического оружия.

Китай в последние годы повысил внимание к бронемашинам со схемой 6x6 и 8x8 и изготовил большое количество опытных образцов. Однако, насколько известно, ни один не поступил в производство. Они включают машины с шасси 8x8, вооруженные пушками калибра 120 мм, и с шасси 6 х 6 с пушками калибра 105 мм.

Предприятие VOP026 Чешской Республики гордится значительным опытом модификации и технического обслуживания гусеничных и колесных бронемашин. Недавней продукцией стала разведывательная машина Snezka, созданная на базе удлиненного шасси БМП с семью катками на каждой стороне. Установленная на крыше механическая рука типа «ножницы» удерживает сенсорный комплекс, включающий радар, дневную/ночную телекамеру, тепловизор, лазерный дальномер и систему измерения скорости ветра. Для подъема сенсорного контейнера требуется 90 с, для опускания - 60 с.

Машина Snezka оборудована навигационной системой TALIN компании Honeywell и обширным коммуникационным оборудованием. Она находится несколько лет на вооружении в Чешской Республике и используется наряду с легкой системой наблюдения LOS (Light Observation System), базирующейся на модифицированном шасси БМП.

Машина LOS вооружена бесшумной 30- мм пушкой, оборудована выдвигаемой мачтой с контейнером, в котором имеются дневная/ночная телевизионная система, лазерный дальномер и лазерный маркер/целеуказатель. Она оборудована также навигационной системой и широким коммуникационным оборудованием. Системы LOS обычно будут развертываться дальше за системами Snezka.

Предприятие VOPO26 разработало также модификационный пакет для широко распространенной российской БРДМ-2 с шасси 4x4. Он включает замену бензинового двигателя более эффективным дизельным и надувных колес ненадувными.

В армии Франции бронемашины с шасси 6x6 AMX-10RC, вооруженные 105- мм пушкой, и разведывательные бронемашины VBL компании Panhard с шасси 4x4 предназначены действовать совместно с танками Leclerc.

Бронемашины с шасси 6x6 модифицируются с целью продления сроков эксплуатации. На них устанавливаются более совершенные башни, подвески, трансмиссии, тепловизионные камеры, оконечные информационные системы TIS (Terminal Information System).

На вооружении армии Франции имеется более 120 бронемашин VBL и их производство еще будет продолжаться несколько лет. По крайней мере девять зарубежных заказчиков закупили бронемашины VBL для решения различных задач, включая разведывательные, противотанковые и зенитные.

На базе проверенного шасси АСМАТ, компания Panhard разработала колесную бронемашину для решения задач взаимодействия и разведки VLRB. Она может оснащаться различными сенсорными комплексами и системами вооружения в зависимости от оперативных требований. Машина используется также в качестве базы для системы наблюдения и разведки SYPORA, разработанной совместно с компаниями Giat Industries и Thales Optronics. На крыше машины размещается стабилизированная оружейно-разведывательная установка компании Thales AFV Systems SWARM (Stabilised Weapon and Reconnaissance Mount) с пулеметом М2 калибра 12,7 мм и сенсорным комплексом.

В течение нескольких лет на вооружении армии Германии были авиатранспортабельные бронемашины компании Rheinmetall Landsysteme Wiesel 1, вооруженные ПТУР TOW или 20- мм пушкой. Около 30 бронемашин Wiesel 1, вооруженных ПТУР TOW, были недавно конвертированы для решения разведывательных задач.

Системы TOW были сняты и была добавлена новая суперструктура - верхняя часть большей высоты с выдвигаемой мачтой в ее задней части. На верху мачты находится автономная система обнаружения AOZ компании STN Atlas Electronics.

Бронемашина с шасси 8x8 Luchs компании Rheinmetall была стандартной разведывательной машиной германской армии. Ее масса 20 т, экипаж три человека. Башня вмещает 20-мм пушку, 7,62- мм пулемет, используемые совместно с тепловизионным устройством первого поколения.

Новая бронемашина Fennek, разработанная консорциумом ARGE Fennek, заменит Luchs. Согласно текущим планам, германская армия получит 202 Fennek, a нидерландская 410 машин, первые поставки будут в Нидерланды.

Разведывательный вариант оборудован мачтой с сенсорным комплексом, разработанным компанией STN Atlas Elektronik, включающим дневную/инфракрасную оптику, лазерный дальномер не опасный для глаз. Имеется навигационная система и обширное коммуникационное оборудование.

Отделение RAMTA израильской компании Israel Aircraft Industries разработало серию RAM бронемашины LAV с шасси 4x4, которая, в дополнение к основному оружейному варианту, может использоваться для решения разведывательных задач.

Несколько лет назад итальянская армия решила дополнить свой танковый парк бронемашинами Centauro с шасси 8x8, вооруженной 105-мм пушкой. Такие бронемашины широко использовались в Сомали, а недавно на Балканах. Бронемашина Centauro обладает огневой мощью танка, как, например Leopard, но она обладает также большей скоростью и большей стратегической мобильностью.

Итальянская армия получила 400 таких машин. Испания получила первую партию из 22 машин, еще заказано 62 машины. Совсем недавно компания Consorzio Iveco Oto разработала вариант бронемашины Centauro со 120- мм пушкой, а также целое семейство специализированных вариантов, включая вариант БМП.

Компания Iveco разработала легкую, многоцелевую бронемашину MLV согласно требованиям армии Италии. Компания Alvis Vickers, Великобритания, также ведет ее маркетинг, как многоцелевую легкую бронемашину. Она может использоваться для решения широкого круга задач и оснащена оружейно-разведывательным комплексом. В середине июля 2003 г. эта машина была выбрана, как отвечающая требованиям британской армии в качестве будущей бронемашины командования и связи взаимодействия, FC&LV. Планируется закупить 486 таких машин.

На вооружении польской армии состоят российские 4x4 БРДМ-2. Разработан ряд модификаций, имеющих целью увеличение оперативного ресурса. Вариант Model 961 оборудован новым дизельным двигателем компании Iveco, ненадувными колесами, дверями на обеих сторонах, пулеметы калибра 14,5 и 7,62 мм сохранены.

В варианте Model 97, кроме того, модифицирована башня, на ней установлена ПТУР 9К111 Fagot, а пулемет калибра 12,7 мм заменен пулеметом калибра 14,5 мм.

Оба варианта находятся на вооружении, а самый последний Model 98 находится на этапе опытного образца. Он аналогичен варианту Model 97, но оборудован системой наблюдения и обнаружения.

Наиболее сложной и современной разведывательной бронемашиной, которая состоит на вооружении российской армии, является БРМ-3Л «Рысь» (Linx), базирующаяся на модифицированном шасси БМП-3. Она оборудована радаром на мачте, который может убираться под полную броневую защиту, когда не требуется его работа, а также дневными и ночными приборами наблюдения, включая тепловизионный, и лазерный дальномер.

Наиболее недавно принятой на вооружение разведывательной машиной является словацкая амфибийная бронемашина 4x4 Aligator. Она напоминает французскую VBL компании Panhard, но имеет большие габариты. Уже построено 8 серийных машин.

Южная Африка всегда предпочитала колесные бронемашины. Компанией Alvis в настоящее время разработана ОМС Rooikat 8x8 для операций на больших дальностях. Она вооружена 76-мм пушкой, но разработаны еще два варианта, предназначенные для экспорта: со 105-мм и 120-мм пушкой. Оба варианта оснащены компьютеризированной системой управления огнем, позволяющей вести огонь по целям при движении бронемашины по пересеченной местности.

Швейцарские бронемашины 8x8 Piranha могут использоваться для решения разведзадач, но компания MOWAG разработала специальную разведывательную бронемашину 4x4 Eagle. Она сейчас базируется на шасси HMMWV компании AM General, оборудованном дополнительной броней.

Швейцарская армия получила 154 Eagle I и 175 Eagle II для решения разведзадач, а Дания 36 машин. Для швейцарской армии ведется серийное производство бронемашины артиллерийского наблюдения Eagle III, оснащенной сенсорным комплексом на мачте и лазерно-гироскопической системой навигации. В 2004 г. предполагалось поставить 120 таких машин. В настоящее время в разработке находится вариант Eagle IV на базе шасси 4x4 Eagle Duro компании MOWAG.

Гусеничная боевая разведывательная бронемашина Scimitar, наряду с Sabre, является основной в британской армии. Последняя включает шасси БМ Scorpion и башню БМ Fox. Оба типа машин вооружены пушками калибра 30 мм RAR DEN.

Все бронемашины Scimitar и Sabre переоснащены дизельными двигателями компании Commins, а некоторые тепловизионными приборами в связи со срочной оперативной потребностью (UOR) для использования на Балканах.

Большое количество БМ Scimitar будут оснащены тепловизионными системами BGTI (Battle Group Thermal Imaging), как и некоторые другие машины, как Warrior. Оборудование системой BGT1 и навигационной системой, сопряженной с коммуникационной системой компании Bowman, повысит возможности британской армии.

Компания Alvis Vehicles разработала также ряд других бронемашин, включая Stormer 30 и Scarab БМ. Scarab разрабатывалась как быстроходная боевая и разведывательная машина. Она может быть вооружена различными комбинациями пулеметов, пушек и ПТУР. Как специализированная для решения разведывательных задач, она может быть также оборудована стабилизированной оружейно-разведывательной установкой компании Thales, которая включает пулемет калибра 12,7 мм, дневную/инфракрасную камеру и лазерный дальномер, безопасный для глаз. Сенсоры и вооружение контролируются с дисплея с плоским экраном, подключенного к системе боевого управления (BMS) и коммуникации.

На вооружении армии США находится разведывательная бронемашина Bradley М3 компании United Defense и специализированные варианты БМ HMMWV компании AM General, оснащенные различными сенсорными комплексами.

Армейские бригадные тактические группы (ВСТ) формируются на основе легких бронемашин, LAV, 8x8, StryKer компании General Dynamics Land Systems. Разведывательный вариант (RV) развертывается во взводе из четырех машин. Он оснащен разнообразным коммуникационным оборудованием и контейнером LRAS3, включающим тепловизор второго поколения и лазерный дальномер.

Одной наиболее интересной разведывательной машиной является БМ RST-V (Reconnaissance Surveillance Targeting-Vehicle) компании General Dynamics Land System. Эта аэротранспортабельная машина разработана для КМП США и не только очень компактна, но оснащена сенсорным комплексом на выдвигающейся мачте и гибридной системой электроприбора.

Разведывательные машины за последние 20 лет получили значительное развитие и оно будет продолжаться, поскольку оперативные потребности диктуют постоянное изменение, считает автор статьи.

Jane's Defense Weekly.- 2003. - 20 August. - P.23-27.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации