Промышленность военного кораблестроения России и ее экспортный потенциал

ВИНИТИ

Серия «Вооруженные силы и военно-промышленный потенциал»

№ 10-2005, стр.31-37

Промышленность военного кораблестроения России и ее экспортный потенциал

Журнал «Military Technology» опубликовал экспертный анализ состояния российской промышленности военного кораблестроения и ее экспортного потенциала в настоящее время и в среднесрочной перспективе. Эта тема, по оценкам зарубежных военных и промышленных аналитиков и обозревателей, чрезвычайно актуальна в условиях обострения конкурентной борьбы на мировом рынке современных и перспективных военно-морских вооружений.

В экспертном анализе подчеркивается, что Россия является великой морской державой и одним из всемирно признанных лидеров военного кораблестроения. По оценкам американских и других мировых экспертов, принимавших участие в подготовке аналитического обзора, промышленность военного кораблестроения России по своему технологическому уровню и наличию высококлассных кадров специалистов-конструкторов, инженеров и рабочих способна строить любые классы и типы боевых кораблей (надводных кораблей и подводных лодок), а также вспомогательных и обслуживающих военно-морской флот судов.

Связанная с военным кораблестроением промышленность военно-морских систем и вооружений России способна обеспечивать производство и оснащение боевых кораблей всеми современными системами и типами наступательного (ударного) и оборонительного оружия и современных корабельных систем (сенсорных, разведывательных, управленческих и других), обеспечивающих эффективное боевое применение кораблей и их вооружения.

Современное и перспективное военное кораблестроение России и производство военно-морских вооружений основывается на чрезвычайно высокоразвитой теоретической и прикладной научной базе и высокоразвитых технологиях, которые внедряются в конструкторские бюро и на предприятия. Российское военное кораблестроение располагает огромными производственными мощностями и высоким потенциалом их технологического совершенствования. В совокупности все эти компоненты обеспечивают России лидирующие позиции среди мировых экспортеров боевых кораблей, военно-морских вооружений и связанных с ними систем.

Устойчиво прочное положение российского военного кораблестроения на мировом рынке вооружений, по оценкам экспертов, Россия завоевывала все последние 50 лет, начиная с первых поставок боевых кораблей, катеров, других военно-морских вооружений зарубежным странам полвека назад, в начале 1950-х годов. За этот период Россия сумела экспортировать свыше 2000 ед. надводных боевых кораблей, подводных лодок, различных патрульных и сторожевых кораблей и катеров, включая современные ракетные катера с системами управляемого ракетного вооружения. По оценкам экспертов, за этот период времени Россия сумела по объемам экспортных поставок продукции военного кораблестроения и военно-морских вооружений далеко опередить всех других передовых производителей и поставщиков на мировой рынок подобных вооружений, включая Соединенные Штаты, Великобританию, Францию и Германию. По тем же оценкам, экспорт военно-морских вооружений России стал неотъемлемой частью российской политики не только в области экспортных поставок вооружений, но и развития военно-технического сотрудничества с различными зарубежными странами. По общим объемам и финансовой отдаче экспортные поставки военно-морских вооружений занимают второе место после поставок российских авиационных систем и вооружений в общей структуре российского военного экспорта. При этом наблюдается рост доли военно-морских вооружений в общем объеме этого экспорта, и такой рост этой экспортной доли, как прогнозируют эксперты, имеет характер долгосрочной тенденции.

Подобные прогнозы базируются на оценках сравнительно стабильного состояния в российской судостроительной и кораблестроительной отрасли экономики, в которой менеджмент предприятий и отрасли в целом сумел сохранить и развить свой производственный потенциал, технологический уровень, а также высококвалифицированные кадры, что позволило России удовлетворять устойчивый рост потребностей мирового рынка в военно-морских вооружениях.

Российская государственная военно-экспортная организация «Рособоронэкспорт» как единственная посредническая структура государства на мировом рынке оборонной продукции, по оценкам аналитиков рынка, предлагает иностранным партнерам и клиентам широкий спектр вооружений вообще и военно-морских и авиационных в особенности. При этом мировые эксперты особо отмечают, что многие российские системы этих классов и категорий вооружений не имеют аналогов в мире. Например, по тем же оценкам, российские ученые, конструкторы и производственники имеют все основания гордиться такими выдающимися проектами, как малошумные дизель-электрические подводные лодки (ДЕПЛ) типов ЕКМ (проект 877 ЕКМ), ДЕПЛ проекта «636», вооружаемые современными управляемыми дальнобойными ракетными системами класса «Клаб-С» (KLUB-S), уникальными ДЕПЛ 4-го поколения типов «Амур-950»/«Амур-1650», которые также вооружаются новейшими управляемыми ракетными системами и новейшими средствами боевого управления лодками и оружием, а также перспективными проектами малых ДЕПЛ типа «Пиранья», которые конструктивно, по составу и возможностям вооружения оптимизированы для скрытных операций в мелководных прибрежных районах морей. Среди современных российских экспортных проектов надводных боевых кораблей мировыми экспертами выделяются проект ракетных эскадренных миноносцев (проект «956-Э»), проекты ракетных фрегатов «111356», «11541», «11661», а также проекты перспективных многоцелевых корветов, таких как «проект 20382» многоцелевого ракетного корвета и проект «Бора» уникального ракетного корабля на воздушной подушке (РКВП).

Ракетный корабль «Бора» уникален по своим размерениям, скорости хода и боевым возможностям и не имеет аналогов в мире. По оценкам экспертов, по своим техническим, боевым и операционным характеристикам очень высоким экспортным потенциалом обладают российские проекты боевых кораблей, особенно проекты «13322» «Зубр» и «12061Э» «Мурена». Оба проекта этих кораблей конструктивно выполнены как боевые платформы на воздушной подушке, которые способны обеспечивать доставку на большие расстояния, высадку на необорудованное побережье и поддержку десантных сил морской пехоты и вооружения, включая транспортировку и высадку танков, БМП/ БТР, артиллерии, и других боевых систем на скоростях хода до 60 узлов (до 112 км/ч).

По оценке экспертов, в настоящее время отчетливо проявляется устойчивая тенденция в развитии флотов и их вооружений многих стран мира, которая отчетливо отражает стремление существенно усилить боевые операционные возможности флотов в прибрежных боевых операциях и даже в операциях в дальней морской и океанской зонах (например, в ВМС Южной Кореи, Тайваня, Австралии, Бразилии, Аргентины, Новой Зеландии, ряда стран Юго-Восточной и Южной Азии). Эта тенденция, по тем же оценкам, предоставляет российским производителям и экспортерам военно-морских и других вооружений новые дополнительные потенциальные возможности для расширения экспорта современных и перспективных вооружений, для широких экспортных операций на мировом рынке вооружений и в сфере военно-технического сотрудничества с зарубежными государствами.

Растет и экспортный потенциал российских новейших проектов ракетных и патрульных кораблей и катеров водоизмещением от 10 до 550 т и скоростями хода (для катеров) до 50 узлов. К этим проектам, которые эксперты относят к категории лучших в мире, относят: проекты быстроходных ракетных катеров 12421 и 12418 «Молния», патрульных катеров 20910 «Чилим», 12150 «Мангуст», 12200 «Соболь», 14310 «Мираж», 10410 и 10412 «Светляк».

Помимо боевых кораблей Россия экспортирует и предлагает на экспорт разнообразные системы оружия, интегрированные системы боевого управления вооружениями кораблей и другое корабельное оборудование для установки на кораблях, в том числе строящихся на кораблестроительных заводах зарубежных клиентов.

Российские проекты управляемых противокорабельных ракет (ПКР) «Москит», «Клаб», «Яхонт» и «Уран», корабельные управляемые зенитные комплексы и системы ПВО (ЗРК/ЗРС), артиллерийские системы для кораблей, системы противолодочного оружия хорошо известны и признаны на мировом рынке вооружений как высоко конкурентоспособные и эффективные боевые системы.

Современные дизель-электрические подводные лодки России («Амур-950» и «Амур-1650»). Многие военно-морские эксперты мира считают, что в условиях современной глобальной военно-стратегической обстановки и в возможных сценариях формирования и развития угроз национальной безопасности с морских направлений, государства, располагающие протяженными морскими границами и широкими прибрежными водами, требующими постоянного контроля и защиты, в своих долгосрочных программах развития военно-морских сил должны первостепенное внимание обращать на развитие подводного компонента своих ВМС - подводных лодок. Поэтому, по прогнозам экспертов, в ближайшие годы многие страны Южной и Юго-Восточной Азии столкнутся с необходимостью качественного совершенствования ВМС в целом и перевооружения своих флотов современными ДЕПЛ. Некоторым из этих государств придется строить свои подводные силы фактически с «чистого листа». Однако, реализация таких программ потребует огромных расходов на создание и освоение своими силами сложных технологий подводного кораблестроения и вооружения.

В ситуации, когда лишь немногие из стран, располагающих подводными лодками, будут в состоянии осилить сколько-нибудь адекватное потребностям замещение в своих флотах устаревших ДЕПЛ новыми, современными, Россия предлагает вполне конкурентные по качеству и вполне приемлемые по критерию «стоимость-эффективность» новейшие ДЕПЛ. Согласно опубликованной в 2004 г. исследовательской маркетинговой работе по изучению рынка военно-морских вооружений под названием «Российская судостроительная промышленность, анализ и прогноз», проведенной компанией FICHTA Соmр. - базирующегося в Москве подразделения международного маркетингового исследовательского агентства, российские экспортные предложения новых проектов подводных лодок технологически отвечают самым современным уровням развития и вполне конкурентны по критерию «стоимость-эффективность». В аналитическом исследовании особо отмечаются новейшие проекты российских ДЕПЛ четвертого поколения семейства «Амур», которые считаются особенно привлекательными. При этом в исследовании особо выделяются проекты ДЕПЛ «Амур-950» и «Амур-1650».

Базовый вариант ДЕПЛ «Амур» выполнен в качестве «поисково-ударной» противолодочной ДЕПЛ и разработан в ЦКБ военно-морских систем «Рубин». ДЕПЛ «Амур» по своему оснащению и вооружению способна обнаруживать, классифицировать и уничтожать любые подводные и надводные корабли, транспортные суда применением управляемых противокорабельных ракет (ПКР), торпед, постановкой морских мин или с помощью имеющихся на борту водолазов-подрывников. ДЕПЛ класса «Амур» -многоцелевые подводные лодки, обладающие большой ударной мощью боевых средств поражения: мощной батареей управляемых ПКР, а также разнообразными торпедами и другими средствами поражения, оптимизированными для действий в прибрежных, в том числе мелководных, зонах морей, на которых в настоящее время сосредоточивается внимание и усилия военно-морских сил большинства морских государств.

Что касается состава ударного вооружения российских экспортных ДЕПЛ, то лодки класса «Амур-1650», например, несмотря на свои сравнительно скромные размерения (длина корпуса - 67 м, ширина - 7,2 м) имеют на вооружении 6 торпедных аппаратов и бортовой боекомплект из 16 боеприпасов, среди которых могут быть противолодочные или противокорабельные торпеды, новейшие ракето-торпеды, морские мины, ПКР, крылатые ракеты (КР) класса «поверхность-поверхность» или «воздух-поверхность». В резервный боекомплект боеприпасов этих ДЕПЛ могут входить сверхзвуковые противолодочные управляемые ракеты для нанесения по подводным лодкам вероятного противника молниеносных ударов на поражение.

Российские ДЕПЛ четвертого поколения, по оценкам экспертов, обладают высокими возможностями для ведения автономных подводных операций по длительности пребывания в подводном положении без подзарядки аккумуляторных батарей, по подводной скорости хода, по дальности плавания (радиусу действия). Например, ДЕПЛ «Амур-1650» способна развивать подводную скорость хода до 21 узла, обладает оперативным радиусом действия до 500 морских миль при экономическом крейсерском подводном ходе порядка 3 узлов под электромоторами. Максимальная глубина погружения этих ДЕПЛ - 250м. Проектная автономность (способность систем жизнеобеспечения лодки обеспечивать длительную по времени нормальную жизнь и работу (службу) экипажа) ДЕПЛ этого проекта составляет от 34 до 45 дней непрерывного пребывания и деятельности в море в отрыве от базы.

По оценкам маркетингового исследования компании FICHTA, потенциальный рынок ДЕПЛ класса «Амур» может составить 20-25 ед. в период 2003-2013 гг. только в странах Южной и Юго-Восточной Азии. Государства этого региона - Китай, Индия, Малайзия,

Индонезия, Вьетнам, Таиланд и Филиппины в настоящее время осуществляют долгосрочные крупномасштабные программы модернизации вооруженных сил и военно-морских сил в особенности, а некоторые из них, например, Китай и Индия, осуществляют амбициозные программы развития военно-морских сил «открытого моря» - программы строительства флотов для активных операций в дальней морской и океанской зонах.

Российские ДЕПЛ четвертого поколения класса «Амур», по оценкам мировых экспертов, представляют собой наилучший вариант выбора из имеющихся в настоящее время на мировом рынке военно-морских вооружений.

Российские проекты надводных боевых кораблей и катеров, предлагаемые на экспорт.

В обзоре отмечается, что в последнее десятилетие XX и в начале XXI века в строительстве флотов складывается новая тенденция определенной переориентации многих стран на строительство и ракетное перевооружение легких корабельных сил надводного флота. По экспертным оценкам, в настоящее время многие государства Европы и более 40 «малых» морских стран Азии, Латинской Америки, Африки планируют строительство легких надводных флотов, оснащаемых современным ударным и оборонительным ракетным вооружением - легкими надводными ракетными кораблями подклассов фрегат и корвет, патрульный (сторожевой) корабль, быстроходными ракетными катерами. Такая тенденция, по мнению мировых экспертов, обусловливается многими факторами, прежде всего значительными переменами в глобальной (геостратегической и геополитической) обстановке, формированием новых угроз национальной безопасности, в том числе со стороны организованного международного терроризма и все более смыкающегося с ним организованного вооруженного морского пиратства.

Затраты на создание и содержание легких флотов по критерию «стоимость-эффектвность» значительно менее обременительны для малых стран. Например, по расчетам экспертов, операционные расходы на легкие надводные корабли и катера в 2-4 раза меньше, чем на корабли выше подкласса корвет (на фрегаты, эсминцы, крейсеры). Даже ряд развитых стран Европы - ФРГ, Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Испания и ряд других, переориентируются, по оценкам военных обозревателей, на строительство легких кораблей и катеров для своих ВМС.

Высокоразвитая российская кораблестроительная промышленность предлагает иностранным клиентам проекты ракетных корветов и быстроходных ракетных катеров, тральщики, патрульные и сторожевые корабли и катера и проекты других кораблей и вооружения.

Российские современные проекты надводных кораблей и катеров. Проект ракетных катеров 02065 «Богомол» - результат дальнейшего развития хорошо известных российских (советских) ракетных и патрульных (сторожевых) катеров семейства «205» («Оса-1», «Оса-2», «Стенька», «Турья»). Более 200 ед. этих катеров в разной комплектации были поставлены из бывшего СССР на экспорт и до настоящего времени состоят на службе в регулярных флотах 24 стран мира. Военно-морские обозреватели и эксперты отмечают, что советские катера типа «205» многие десятилетия безотказно служили в самых разных климатических условиях и проявили выдающиеся технические характеристики и операционные возможности: высокую мореходность в условиях открытого моря, остойчивость в штормовую погоду, маневренность, надежность технических систем и вооружения.

Тактико-технические характеристики проекта 02065 «Богомол»:

Водоизмещение, т

251,0;

Длина, м

40,2

Ширина (по миделю), м -

7,6

Осадка, (в носу/в корме), м

2,3/2,65

Скорость хода, узлов

35

Дальность плавания

на скорости 10-12 узлов, мор.миль

1800

Автономность, дней

10

Экипаж, чел.

25

Двигатели: 3 дизеля М 520 ТМ-5 (мощность- 3 х 530 KBV

Катера проекта 02065 «Богомол» вооружены самыми современными артиллерийским системами: универсальными башенными 76 мм установками АК-176, которые способны эффективно поражать надводные, наземные и воздушные цели, включая низколетящие крылатые ракеты.

Базовый проект 02065 «Богомол» может модернизироваться и совершенствоваться по желанию и по оперативно-техническим требованиям (ОТТ) заказчика. В частности, российские экспортеры предлагают производный вариант катера с самым современным и передовым российским противокорабельным управляемым ракетным комплексом (ПКРК), который по своим характеристикам, мощности, точности и дальности стрельбы способен уничтожать или выводить из строя крупные надводные корабли - крейсеры и даже авианосцы.

По оценкам экспертов и маркетологов рынка вооружений, катера проекта 02065 «Богомол» имеют весьма хорошие рыночные перспективы, особенно в странах Южной и Юго-Восточной Азии (Индонезия, Вьетнам, Мьянма, Шри Ланка и др.). При этом катера этого проекта по критериям качества, надежности, стоимости и эффективности превосходят все известные проекты подобных катеров, предлагаемые на рынок другими государствами. В экспертных анализах отмечается, что в настоящее время ряд стран ведут переговоры с Россией о поставках катеров «Богомол».

Проект ракетного корвета 12421 «Молния». Корабль этого проекта имеет сравнительно большие размерения (длина, ширина, осадка), водоизмещение, мощное ракетное и другое вооружение и может быть отнесен к подклассу ракетных корветов. По своим высоким мореходным качествам, высокой остойчивости в тяжелых погодных условиях открытого моря, большой скорости хода, автономности, мощному и разнообразному ударному, включая управляемое ракетное, и оборонительному вооружению и современному электронному оснащению, ракетный корвет проекта 12421 «Молния» способен вести борьбу в открытом море, в дальней морской зоне, и в океане и уничтожать боевые корабли различных классов, подводные лодки, десантные и транспортные суда противника. По оценкам мировых экспертов, проект 12421 «Молния» относится к наиболее современным среди надводных боевых кораблей этого класса в мире.

Проект 14310 «Мираж» - патрульный быстроходный катер на управляемых подводных крыльях (КПК). Катер предназначен для патрулирования государственных морских границ, побережья, контроля эксклюзивных экономических зон на морском шельфе, биологических и природных ресурсов на шельфе и в прибрежных зонах моря. По экспертным оценкам, этот проект является первым в мире образцом патрульного (сторожевого) катера на автоматически управляемых на ходу подводных крыльях, что позволяет ему развивать скорости хода до 50 узлов, что на 8-10 узлов выше скорости КПК, оснащаемых неуправляемыми (фиксированными) подводными крыльями. Автоматически управляемые на ходу КПК позволяют существенно уменьшить килевую и бортовую качку катера, одновременно повышая остойчивость и мореходность в штормовую погоду открытого моря.

Проект 12150 «Мангуст» - патрульный катер. Катера типа «Мангуст» предназначены для патрулирования морских границ, прибрежных вод, бухт и гаваней, акватории портов, контроля биологических ресурсов шельфа. По оценка экспертов, российский проект 12150 «Мангуст» стоит в ряду лучших проектов катеров этого класса в мире.

Проект 12130 «Огонек» - быстроходная речная канонерская лодка. Лодка проекта 132310 предназначена для действий на реках и озерах, обладает высокой скоростью хода (до 40 узлов), малой осадкой корпуса (80см), мощным ударным вооружением - артиллерийским и/или реактивными системами залпового огня (РСЗО). По своим характеристикам, вооружению и оснащению канонерская лодка «Огонек» способна действовать на реках и озерах, в том числе мелководных, уничтожать речные корабли и катера, береговые укрепления, наземную и надводную боевую технику, вооружение и живую силу, конвоировать десантные транспортные средства, поддерживать огнем высадку и действия десантов на берегу, осуществлять охрану и оборону портов, стоянок судов, речных/озерных маршрутов движения транспортов.

Проект 11541 «Корсар» - ракетный корвет/патрульный корабль. Этот проект идентичен проекту 11540 российского ракетного корвета «Неустрашимый», который вступил в состав ВМФ России в 1993 г. и с этого времени показал выдающиеся характеристики, надежность, высокие операционные и боевые возможности. Ракетный корвет типа «Корсар» предназначен для проведения противолодочных действий, охраны и обороны конвоев на переходах в открытом море, ведения патрульной и дозорной службы. В экспертных оценках проект 11541 «Корсар» признается одним из лучших и перспективных среди проектов кораблей этого класса и отмечается, что ряд стран Азии и Латинской Америки проявляют повышенный интерес к этому российскому проекту корвета. Россия предлагает на мировой рынок боевых кораблей несколько вариантов этого проекта в различной конфигурации оснащения и вооружения.

А.Ф.Горшков

Military Technology. - 2004. - № 9. - Р.43-44.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации