Проекты планов борьбы с низколетящими крылатыми ракетами

ВИНИТИ

Серия «Вооруженные силы и военно-промышленный потенциал»

№12-2005, стр. 28-30

Проекты планов борьбы с низколетящими крылатыми ракетами

В журнале «Aviation Week & Space Technology» опубликована статья D.A.Fulghum, которая информирует о футуристических планах борьбы с небольшими, низколетящими управляемыми ракетами в связи с идентификацией возникающей угрозы.

Одним из строго охраняемых МО США секретов является то, каким образом США планируют бороться с крылатыми ракетами, особенно с теми, которые изготовлены по технологии малой заметности (stealthy design).

Аналитики указывают на полную неожиданность для США, когда крылатые управляемые ракеты были запущены в Кувейт из района Basra в период начального этапа боевых действий после вторжения в Ирак в 2003 г. Операторы противовоздушной обороны не обнаружили запуска относительно несложных управляемых ракет, пока те не нанесли удары.

Как сказал один аналитик операций, проблема заключается в том, что, если один ударный самолет противника прорывается к цели, он делает воронку на взлетно-посадочной полосе. Если прорывается одна крылатая управляемая ракета, оснащенная биологической или химической боеголовкой, можно потерять контроль над политической ситуацией.

Плановики, создающие сценарии военных учений, особенно тех, в которых задействуются передовые системы ПВО и используются крылатые УР, обычно в качестве противника выставляют Китай или Иран. Они утверждают, что искушенный противник попытается нейтрализовать оборону США или союзную оборону «партизанскими» залпами примерно десяти ракет, запускаемых с интервалом 30 мин. Эти крылатые управляемые ракеты могут быть малозаметной конструкции, с малой сигнатурой, позволяющей легче маскироваться в отражениях от земной поверхности при полете на малой высоте. Секретные доклады, касающиеся зарубежного производства и продаж крылатых управляемых ракет, циркулируют с 1993 г.

Совершая полет, возможно, на расстоянии десять метров друг от друга, крылатые управляемые ракеты представляются на экранах самолетных систем обнаружения единой отметкой, затрудняя тем самым быструю оценку угрозы. В то время как самолеты-перехватчики США идут для блокировки одной группы крылатых управляемых ракет, противник выпускает вторую волну через брешь в союзных оборонах.

В конце 90-х годов США начали проводить тайные эксперименты, используя радары самолетных систем дальнего обнаружения воздушных целей AWACS для обнаружения подлетающих управляемых ракет, Но радары самолетов Е-3, работающие в диапазоне «S» не обладали точностью, которая необходима для наведения на небольшие крылатые управляемые ракеты. Тогда исследователи использовали радар самолета Е-8 «Joint-STARS» меньшей дальности, работающий в диапазоне «X», для наведения после того, как этот радар получал целеуказание от самолетной системы Е-3. Затем истребители F-15, вооруженные управляемыми ракетами класса «воздух-воздух» AIM-120 «Amraam», получали в свою очередь целеуказание куда, в какую «корзину» запустить ракеты, в которой усовершенствованные бортовые сенсоры ракет могут самостоятельно завершить перехват.

Усовершенствованные варианты ракеты AIM-120 «Amraam» будут способны перехватывать малозаметные, крылатые управляемые ракеты. Пока что такими возможностями обладают УР AIM-120C-G производственных партий номер 13 и выше. Модернизации включают усовершенствованное взрывание благодаря новому секретному устройству обнаружения целей.

Только недавно МО США сообщило о том, что самолетная система Е-10 и ее варианты конструировались исходя из того, что их главной задачей будет выполнение миссий по обороне от крылатых управляемых ракет, по существу - это миссия, которая возлагалась на самолетные системы Е-3 и Е-8, вместе взятые. Самолетные системы Е-10 будут обнаруживать крылатые ракеты, осуществлять начальное слежение и производить точную идентификацию. Эта информация вводится в интегрированную вещательную систему IBS (Integrated Broadcast System), несущую засекреченные потоки разведданных, TRAP, TIBS, TACIXS, которая может быть передана на истребители-перехватчики через спутниковую коммуникацию в диапазоне УВЧ.

Плановики ВВС США полагают, что данные могут быть переданы через систему за 10-30 мин. до того, как крылатые управляемые ракеты достигнут передовой линии боевых действий. Эта ключевая концепция сетецентрической системы, которая требует слияния сенсорных данных, более современных коммуникаций и боевого управления на театре (многие предлагают в воздухе) для того, чтобы она реализовывалась.

Обороняющиеся самолеты будут распределены и размещены (руководителями боевых действий, находящимися на борту самолета Е-10) слоями, и малозаметные, обладающие крейсерской сверхзвуковой скоростью истребители F/A-22 и F-35 будут находиться глубоко, до 30 мин. летного времени, над территорией противника. Оба типа являются современными самолетами и в состоянии выживать в воздушном пространстве, охраняемом российскими зенитными ракетными комплексами (ЗРК) SA-10, SA-20 и новыми зенитными ракетными системами (ЗРС) С-400, С-450 и С-500, появление которых ожидается.

Последние модели самолетов ВМС США F/A-18E и модернизированные истребители ВВС США F-15C, оборудованные новейшими активными радарами с электронным сканированием (AESA), будут находиться несколько дальше, за союзными линиями, формируя второй и третий спой обороны, которые находятся вне досягаемости ЗУР противника.

Радар AESA самолета F/A-22 имеет антенну достаточно больших размеров и поэтому достаточно точен благодаря дополнительным приемо-передающим моделям и имеющейся бортовой мощности для того, чтобы сделать выстрел по головной крылатой ракете, находясь еще на встречном курсе. Его сверхзвуковая скорость может позволить быстро развернуться и произвести второй, а возможно, и третий выстрел по волне крылатых ракет. После этого самолет F/A-22 уходит и поворачивает для начала поиска следующей волны, в то время как другой самолет повторяет атаку.

Полет двух самолетов, действующих на движущейся догоночной орбите, называется «мельница» («grinder»). Благодаря скорости и продолжительности полета каждый самолет может произвести несколько выстрелов/пусков по ракетам, летящим со скоростью равной М=0,б и чередовать поражения ракет.

Безусловно, что некоторые крылатые управляемые ракеты не будут поражены в ходе первоначальных атак. Радары дальнего действия систем Е-10 будут следить за оставшимися ракетами и организуют конечную линию перехвата истребителями F/A-18E и F-15C. Сторонники такой глубинной обороны говорят, что события развиваются слишком быстро для того, чтобы пытаться обеспечить работу системы с обратными коммуникациями с США.

В.И.Вершинин

Aviation Week & Space Technology. - 2004. - 31 May. - P. 50,53.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации