Программы коалиционной воздушной системы разведки наземных целей НАТО

ВИНИТИ

Серия «ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ»

6-2005, стр.3-7

Программы коалиционной воздушной системы разведки наземных целей НАТО

Журнал Military Technology информирует о трудностях, связанных с реализацией программы коалиционной воздушной системы разведки наземных целей НАТО.

В статье говорится, что после почти десятилетнего периода трудных переговоров, будут согласованы, по-видимому, требования к коалиционной/союзной системе разведки AGS (Alliance Ground Surveillance). Конкурирующие предложения команд TIPS и CTAS получены для оценки и некоторые специалисты предсказывали окончательный выбор уже в феврале 2004 г., за которым должен был последовать контракт на конструирование, разработку и начальную закупку в декабре 2004 г.

Оптимисты, главным образом высокие официальные представители НАТО и представители участвующих компаний, заявляют, что такое достижение откроет путь для начала полного производства в конце 2006 г., что является критически важным предусловием для удовлетворения политических целей: принятия на вооружение (ЮС) в 2010 г. и разрешение на эксплуатацию без ограничений (FOC) в 2013 г. Пессимисты, главным образом фронтовые эксперты в столицах и международных штабах, проявляют больше скептицизма, особенно учитывая то, что осталось лишь несколько месяцев для того, чтобы трансформировать, наконец, выбранное техническое решение во всеобъемлющее, хорошо сбалансированное официальное предложение, необходимое для убеждения адекватного числа правительств и парламентов в том, что следовало бы одобрить к концу 2004 г. начало многомиллиардного финансирования в евро или долларах.

Принятие решений многими государствами по сложной системе вооружения является чрезвычайно сложной проблемой. Даже поверхностный взгляд на программу НАТО AWACS, которая признается моделью для программы AGS, показывает, что потребовалось три года от выбора базовой системы до политического одобрения программы. А то, что на этом этапе программа НАТО AWACS была на «грани прекращения», по крайней мере, два раза не добавляет оптимизма.

Несомненно, что каждая крупная программа вооружения НАТО отличается от других, и со временем правила и процессы принятия соглашений по кооперативным программам могут также изменяться. Однако перечень крупных проблем, которые необходимо разрешить до подписания меморандума о взаимопонимании, который обязывает участвовавшие государства совместно развивать новые возможности НАТО, в своей основе останется тем же самым.

Позитивные новости о программе AGS, которые поступают от участников программы, имеют в основном технический характер. Однако мало что слышно от тех, кто принимает окончательное решение об одобрении или неодобрении программ. Поэтому все, что влияет на окончательное соглашение большинства государств-участников должно было быть достигнуто в декабре 2004 г. Это провоцирует серию «наводящих на мысли» вопросов и наблюдений, которые изложены ниже.

Насколько обосновано нынешнее военное требование системы AGS?

Многие прошлые уроки говорят о том, что иногда требования плохо и недостаточно полно формулируются. Чем сложнее и технически труднее программа, тем менее реалистичными и амбициозными могут быть требования. Известно также, что технические решения часто получают завышенное значение и препятствуют развитию характеристик программы, а в дополнение имеют место сдерживающие факторы при взаимодействии между плановиками, будущими пользователями и индустрией. Наконец, следует иметь в виду то, что военные редко воздерживаются от изменения заявленных требований, исходя из «новых представлений». Эти тенденции могут привести к определению и одобрению неполноценной и нереалистичной в финансовом отношении программы, поскольку они будут в период ее реализации неизбежно приводить к изменению инженерных решений, которые приведут к дорогостоящим издержкам заказчика.

Как надежны текущие оценки стоимости программы? Согласно немногим опубликованным данным, стоимость этапа конструирования и разработки составит 350 млн. евро., стоимость закупки, включая радар TCAR, 3,15 млрд. евро. Возможно, что обе цифры были в какой-то мере ориентирами для предложений обеих конкурирующих индустриальных групп TIPS и CTAS. В принципе политическая фиксация финансового потолка до начала переговоров является вполне здравой стратегией заказчика. Однако это так, если военное требование в основном «заморожено» и после того, как все главные риски (например, связанные с сенсорами, разработкой программного обеспечения, с совместимостью) определены экспертами заказчика.

Конечно, в случае многосторонней программы, наиболее важным предварительным условием для установления финансового потолка является некоторая индикация того, какое количество стран могут принять участие в такой программе и сколько средств они в состоянии гарантированно предоставить. В соответствии с этим, вполне возможно, что еще в течение какого-то времени программа AGS будет оставаться программой, затраты по которой не будут твердо определены.

Будет ли достаточное количество государств? США являются наиболее активным сторонником возможно быстрейшей реализации программ AGS НАТО. Безусловно, это не следует ошибочно рассматривать, как трансатлантический идеализм, это скорее результат более эгоистической национальной политики, аналогичной той, которая имела место в случае создания системы AWACS для НАТО. Мотивацией МО США является продвижение целей национальной безопасности («военной, экономической, технологической и политической»). Это означает, что в перспективе совместные усилия позволят значительно сократить национальные требования в этой сфере, что приведет к значительным сбережениям бюджетных средств и людских ресурсов, а также сохранит ведущую роль оборонной индустрии США.

Можно предполагать, что Канада и европейские страны НАТО присоединятся к программе AGS. Канада, вероятно, для того, чтобы подтвердить неизменность солидарности с НАТО, а европейские страны потому, что это наиболее эффективный, с точки зрения затрат, путь участия в использовании развединформации, которую обеспечит система AGS. Но, безусловно, для всех этих стран предложения, касающиеся распределения финансового бремени и выгод, будут лакмусовой бумажкой для голосования при выборе системы и окончательного одобрения программы.

Имеются два крупных европейских государства, чье полное участие в общей программе AGS остается все еще сомнительным. Франция, по крайней мере, в отношении воздушного сегмента системы, следует принципиально национальному курсу, а Великобритания может предлагать использование воздушной платформы своей системы ASTOR в качестве «вклада натурой», что полностью согласуется с базовым политическим соглашением о том, что система AGS вполне может быть сочетанием общего и национального владения и использования сил и средств.

Как обычно, из Германии поступают многочисленные сигналы, но с универсальным смыслом: высотные, с большой продолжительностью полета беспилотники (HALE UAV), могут быть хорошим решением национальных требований по разведке, наблюдению, рекогносцировке (ISR); все еще имеется возможность обеспечить

оперативно совместимые национальные средства в рамках НАТО; гармонизация планируемых возможностей НАТО с национальными требованиями является решающим предварительным условием возможного участия Германии. Означает ли это возможность предложения БПЛА EuroHawk, оборудованного радаром с синтезированным раскрывом и индикацией движущихся целей (SAR/MIT), или других беспилотных платформ в качестве «вклада натурой» и что это будет означать для боевого порядка/управления основного ядра общей системы AGS?

В любом случае, если Франция и Великобритания не примут кооперативного участия в обеспечении воздушного сегмента системы AGS вообще, то исход усилий в рамках программы AGS будет снова зависеть в значительной степени от Германии.

Будет ли финансирование программы AGS базироваться на существующем или новом порядке распределения издержек? Хотя общие обязательства по программе AGS неоднократно заявлялись государствами после иракской встречи, детальные и серьезные переговоры о распределении бремени расходов, очевидно, еще не начинались. На ранних этапах гипотетического определения системы AGS предполагалось, что Франция и Великобритания могут обеспечить 30% средств, которые необходимы для. разработки и приобретения в рамках программы AGS. Однако, поскольку обе стороны устраняются полностью или частично, финансирование программы ляжет в основном на 15 стран НАТО, участвующих в программе AWACS и новых стран-членов НАТО.

США уже заявили о своей готовности принять на себя, как и в случае программы НАТО Е-3А AWACS, 42% долю издержек из общих (по воздушным и наземным сегментам, базированию и администрированию), а доля Германии при этом составит около 31%, Канады около 10%, то есть доля расходов трех государств будет составлять около 83%, а США и Канады более половины. Однако амбиции последних могут поубавиться, особенно Канады. Кроме того, переговоры по программе модернизации AWACS НАТО и принятие в альянс новых членов могут слегка скорректировать этот порядок.

Как бы то не было, ключевая ответственность за финансовую обеспеченность кооперативных усилий в рамках программы AGS будет снова лежать на США и Германии. Основным вопросом является: готово ли МО Германии внести в программу AGS вклад более 25% из своего ограниченного годового бюджетного инвестиционного фонда 4,0 млрд. евро, хотя ему придется обеспечивать финансирование в то же самое время крупные национальные программы.

Будет ли воздушный сегмент системы AGS использовать многонациональные структуры и сооружаемые объекты? Во-первых, надо признать, что группировка NAEW&C Force в настоящее время является единственной военной организацией, которая создана для использования и обслуживания сил и средств ISR НАТО. На начальном этапе планирования программы AWACS предполагалось, что будет достаточно одного подразделения самолетов Е-3А НАТО в Geilenkirchen, Германия. Позднее, когда появилась концепция смешанного состава из Е-3А НАТО и национальных систем Великобритании Nimrod МК3, вместо которых затем стали Е-3Д (Великобритании), было решено объединить эти два весьма различных компонента под командованием группировки Force Command.

Фундаментальная база могла бы удовлетворить и новые потребности, связанные с системой AGS НАТО, дополненной оперативно совместимыми национальными силами и средствами ISR. Обоим элементам группировка NAEW&C могла бы предложить чрезвычайно опытный многонациональный штат плановиков, операторов и снабженцев, а также возможность базирования воздушного компонента системы AGS на существующих хорошо оборудованных базах.Оперативные и поддерживающие

концепции и соглашения, проверенные и испытанные в течение более 20 лет, могли бы быть расширены с учетом новых возможностей и содействовать созданию полностью интегрированной группировки воздушной разведки и наблюдения НАТО, NAS&RF (NATO Airborne Surveillance & Reconnaissance Force), идеально финансируемой через единый O&S бюджет, контролируемый комитетом по военному бюджету НАТО. Конечно численность личного состава должна быть соответственно увеличена, сооружения расширены и дополнены, но цена такого решения будет составлять незначительную долю цены любого другого решения.

Адекватны ли полномочия отдела проекта AGS поставленной задаче? Основное бремя в предстоящие месяцы будет нести отдел проекта AGS. Для сравнимого определения системы AWACS НАТО была создана группа, в которую входили 60 человек, включая консультантов. При многосторонних программах вооружений имеет место тенденция к постановке тем, кто занимается уточнением кооперативной программы, задачи разработки плана, удовлетворяющего всех участников. Однако часто обнаруживается, что уточняющие усилия ведут к программе, которая определенно не найдет поддержки у участников, поскольку отделу не были представлены реалистично предполагаемые политические, финансовые, экономические, людские и другие ограничения. Поэтому хорошей практикой, особенно, когда приближаются важные рубежи программы, является пересмотр задач проектного отдела и решительная корректировка. Очевидно, что эти корректировки должны сопровождаться проверкой: достаточное ли количество персонала привлечено и обладает ли он сбалансированной экспертизой, в состоянии ли персонал, уполномоченный государствами, решать уникальную проблему.

Прогресс, достигнутый в рамках программы AGS НАТО в 2003 г., бесспорен. С политико-военной точки зрения эта программа считается наивысшим приоритетом после иракского саммита и она признана ключевым элементом сил реагирования НАТО и обеспечения сетевого противоборства NEC (Network Enabling Capability). Вероятно, процесс ее планирования очищен от нереалистичной политики и неадекватности структур менеджмента. Отказ от прежнего неэффективного подхода обеспечил заказчику здоровую конкуренцию двух индустриальных групп, которые имеют весьма высокие возможности и являются трансатлантическими по своему характеру. Все это создает благоприятную почву для завершения уточнений в рамках программы AGS. Однако остается нерешенным весьма важный аспект - финансирование программы.

Из иллюстрирующих приложений следует, что команда CTAS предполагает использовать в качестве воздушной платформы самолет Global Express компании Bombardier, а команда TIPS самолеты А321 компании Airbus и беспилотники Global Hawk/Euro Hawk.

Самолет Global Express имеет большую дальность, чем Airbus 321 (12415 км против 3968 км); большую высоту полета (15555 м против 11895 м), что обеспечивает большее перекрытие зоны боевых действий; большую вероятность обнаружения целей (74% против 51%); большую дальность недосягаемости, Stand-off Rauge (250 км против 200 км); меньшую мощность основного источника электроэнергии (160 кВт против 180 кВт); меньшее количество рабочих мест операторов (пять, возможно, шесть против 16).

Military Technology. - 2004. - № 2. - Р.80-84.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации