Проблемы реструктуризации авиастроительной отрасли

ВИНИТИ

Серия «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ»

№6/2005, стр.21-28

Проблемы реструктуризации авиастроительной отрасли

Журнал Jane's Defence Weekly информирует о российских планах реструктуризации российской авиационной промышленности и о ситуации со строительством боевых самолетов.

Правительство РФ назначило главу корпорации «Иркут» А.Федорова руководителем соперничающей корпорации «МиГ», что явно свидетельствует о вероятном объединении указанных корпораций и создании крупнейшей российской авиационной производственной компании.

НПК «Иркут» является в значительной степени частной компанией, которая осуществляет строительство истребителей типа «Су». В прошлом она имела серьезные долги - аналогичные проблемы стоят в настоящее время перед РСК «МиГ».

Следствием объединения НПК «Иркут» и РСК «МиГ» станет создание мощной авиастроительной компании, потенциал которой превысит потенциал АВПК (АХК) «Сухой», считающейся крупнейшим авиастроительным объединением в России, в состав которого входит московское КБ «Сухого» и производственные предприятия в Комсомольске-на-Амуре, строящие истребители типа Су-27СК, Су-30МКК и Су-35, и в Новосибирске, производящие тактические бомбардировщики Су-34.

Объединив две корпорации, правительство восстановит свой контроль над НПК «Иркут», доля его акций в которой составляет лишь 12%. Некоторые высокопоставленные чиновники выразили интерес к увеличению доли акций государства в НПК «Иркут» до 50% путем передачи предприятий, находящихся в государственной собственности.

Правительство не объясняло необходимость объединения и не предъявляло каких-либо претензий бывшему руководителю РСК «МиГ» В.Торянину.

А.Федоров имеет хороший послужной список. НПК «Иркут», пережившая трудные времена в начале 90-х годов, сохранила рабочую силу, производственные мощности, а также потенциал разработки новых самолетов. В немалой степени его заслугой было заключение контракта на продажу истребителей Су-30МК Индии и Малайзии, он организовал кредитование экспорта истребителей Су-27УБК, Су-30К и Су-30МКИ. Под руководством А.Федорова НПК «Иркут» разработала и строила многоцелевые истребители Су-30МКИ/МКМ, а также самолеты - амфибии для МЧС России.

Обозреватели предполагают, что правительство посчитало А.Федорова наиболее подходящим менеджером, который может обеспечить привлечение капитала, необходимого для возобновления производства истребителей МиГ-29.

Недавно РСК «МиГ» выиграла контракты общей стоимостью 1,4 млрд. долл., предусматривающие поставку самолетов МиГ-29 Индии, Судану и Йемену; дополнительные контракты могут быть заключены с Алжиром и странами Латинской Америки. По оценкам РСК «МиГ», до 2011 г. потребности международного рынка оцениваются в 400 ед. МиГ-29 и 200 ед. реактивных учебно-тренировочных МиГ-АТ. Это значительно выше прогнозируемых уровней продажи самолетов АВПК «Сухой».

Однако для восстановления линии сборки самолетов «МиГ» после ее практического закрытия в начале 90-х годов, когда ВВС России прекратили закупки, потребуются значительные инвестиции. С тех пор корпорация продавала самолеты типа «МиГ», которые собирались из комплектующих производства советского периода. Она накопила большие долги, главным образом за компоненты, перед государственными банками, которые поддерживали строительство. В.Торянину удалось сократить задолженности с 1,0 млрд. до 300-500 млн. долл., но он не сумел добиться дополнительных средств со стороны кредиторов и инвесторов.

Были предприняты попытки возобновить строительство самолета в существенно обновленных вариантах - МиГ-29М1/М2, многоцелевой боевой вариант (MRCA) и МиГ-29К/КУБ, палубный вариант.

Ни В.Лорянин, ни его предшественник Н.Никитин не смогли найти средства на коммерческом рынке. В связи с этом правительство было озабочено тем, что РСК «МиГ» не сможет обеспечить производственный график. Теперь правительство вверяет судьбу РСК «МиГ» в руки А.Федорова, который преуспел в получении средств для НПК «Иркут».

В 90-х годах тогдашнее ИАПО столкнулось с аналогичными проблемами при строительстве учебно-боевых самолетов Су-27УБК, перехватчиков Су-30К и многоцелевых истребителей Су-30МКИ/МКМ. В настоящее время корпорация «Иркут» имеет портфель заказов на сумму 4,5 млрд. долл. и задолженность в размере лишь 512 млн. долл., 70% которой приходится на крупнейшую российскую кредитную организацию - «Сбербанк».

А.Федоров утверждает, что долговые платежи жестко увязаны с выполнением экспортных заказов, а это позволяет НПК «Иркут» ежегодно выплачивать по долгам 100-150 млн. долл.

Назначением А.Федорова на должность руководителя РСК «МиГ» российское правительство решает и ряд других проблем. Так, сместив В.Торянина, оно устраняет единственного противника, который открыто выступает против плана консолидации российской авиационной индустрии.

Предыдущие руководители РСК «МиГ» выступали против плана консолидации на том основании, что объединение с АВПК «Сухой» приведет к потере КБ РСК «МиГ», что будет особенно ощущаться в области строительства легких тактических истребителей.

Это особенно повлияло бы на возможности России по созданию легких фронтовых истребителей, спрос на которые на международном рынке в последние годы увеличился, а продажи тяжелых многофункциональных истребителей в определенной мере сократились.

Предыдущие руководители РСК «МиГ» утверждали также, что более богатая корпорация «Сухой» переведет строительство самолетов МиГ-29 на свои предприятия, практически лишая производственный центр Воронина средств к существованию.

В конце сентября 2004 г., до своего нового назначения, А.Федоров заявил о том, что российская авиастроительная отрасль давно нуждается в перестройке и выступил за консолидацию сектора.

Ожидалось, что в скором времени правительство обнародует план реструктуризации авиационной отрасли. Имеются два конкурирующих предложения. Первое из них предполагает продолжение реализации Федеральной специализированной программы 1996 г., которая предусматривает создание двух конкурирующих корпораций - одну, включающую РСК «МиГ», компании «Туполев» и «Камов», и другую, включающую АВПК «Сухой», компании «Ильюшин» и «Миля». Объединения; подобные НПК «Иркут», должны были присоединиться к одной из двух указанных корпораций.

Второе предложение заключалось в создании единой самолетостроительной компании России.

Назначение А.Федорова, по-видимому, свидетельствует о том, что российское правительство склоняется ко второму варианту реструктуризации авиационной промышленности. Нет оснований полагать, что российский рынок самолетов будет достаточно обширен и динамичен для того, чтобы имелся смысл создания двух соперничающих объединений.

Отсутствие внутренних заказов привело к усилению конкуренции российских самолетостроителей на экспортных рынках. По мнению обозревателей, поскольку правительство уверено в том, что внутренний рынок не сможет поддержать отечественную авиационную индустрию и самолеты в основном будут строиться по экспортным заказам, создание единой самолетостроительной компании выглядит более обоснованным и рациональным. Это устранит внутреннюю конкуренцию, позволит объединить ресурсы и увеличить шансы на успех в экспортной конкуренции.

Вершинин В.И.

Jane's Defence Weekly. - 2004. - 6 October.- P.25-26.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации