Пассажирские и военно-транспортные самолеты России

ВИНИТИ

Серия «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ»

№2/2005, стр. 23-3

Пассажирские и военно-транспортные самолеты России

В журнале Flight International приведены сведения по разработке, производству, поставкам и некоторым характеристикам авиалайнеров вместимостью более ста человек и тяжелых транспортных самолетов, включая украинские типа «Ан» и российские типа «Ил», «Ту», «Як» и МС-21.

АН'ГК «Антонов», Украина.

АН-70Т. Сконструированный как военное транспортное средство, этот четырехдвигательный турбовентиляторный самолет был предложен и в качестве коммерческого грузового воздушного судна. Первый полет был произведен в декабре 1994 г. Программа оказалась в трудной ситуации после гибели в феврале 1995 г. единственного опытного образца в результате столкновения с сопровождающим самолетом Ан-72. Второй опытный образец, предназначенный для статических испытаний, был приведен в летное состояние в апреле 1997 г.

Ожидаемый твердый заказ со стороны российских ВВС все еще не подтвержден. Были проведены переговоры с российской транспортной авиакомпанией «Волга-Днепр» об использовании Ан-70 в качестве коммерческого транспортного самолета.

АНТК «Антонов» исследовал разработку двухдвигательного варианта Ан-70Т-100, оборудованного двигателями Д-27 КБ «Прогресс», который не обладает таким коротким разбегом при взлете, как Ан-70, но будет иметь меньшую массу и стоить дешевле.

Несмотря на то что сертификационные испытания были завершены в 2002 г., для их утверждения требуется завершение строительства производственного серийного самолета и проведение аудита. Строительство на киевском авиапредприятии «Авиант» первого производственного планера близко к завершению.

Серийное строительство самолетов Ан-70 будет вести авиапредприятие «Полет», находящееся в г. Омске. Первоначально осуществлять его сборку планировалось на самарском авиапредприятии «Авиакор», однако оно не смогло обеспечить необходимое финансирование. Тем не менее «Авиакор» может принять участие в программе, возможно, в изготовлении крыла самолета. АНТК «Антонов» и китайская компания Aviation Industry Corp. II (AVIC II) ведут переговоры о возможности строительства самолетов Ан-70 в КНР для местных транспортных авиакомпаний. Сборочным предприятием, вероятно, станет дочерняя компания AVIC II Shane Aircraft.

Ан-124 «Руслан». Самолет Ан-124 выполнил первый полет в декабре 1982 г., поступил в эксплуатацию в январе 1986 г. Самолет предназначался для российских военных, однако, обладая грузоподъемностью 150 т, он нашел свою рыночную нишу у западных грузовых операторов, поскольку мог транспортировать тяжелые и крупногабаритные грузы. Гражданский вариант обозначается как Ан-124-100.

Гражданский вариант Ан-124 получают также путем модификации и модернизации самолетов, бывших ранее в составе российских ВВС. Воронежская авиалиния «Полет» получила первый бывший военный самолет Ан-124 в 2002 г. Авиакомпания «Атлант - Союз» приобрела пять самолетов Ан-124, принадлежавших ВВС России, которые, как ожидалось, поступят в эксплуатацию после капитального ремонта к концу 2004 г. Эти воздушные суда останутся в государственной собственности и будут использоваться авиалиниями «Атлант - Союз» при условии возвращения по требованию ВВС Для использования при подготовки военных пилотов. Авиакомпании и предприятие «Авиант» (г. Киев) подписали договоры на поставку нового самолета Ан-124-100.

Проектный срок эксплуатации первоначальных самолетов Ан-124 составлял 6000 летных часов. Компания «Волга-Днепр» и соперничающие с ней «Авиалинии КБ Антонова» совместно работали над увеличением сроков эксплуатации планеров самолетов и двигателей. Новые производственные самолеты имеют срок эксплуатации планеров в 24000 летных часов.

Запорожское машиностроительное КБ «Прогресс» разработало шумопонижающее устройство в соответствии с новыми требованиями по шумности, которое в середине 1997 г. было сертифицировано для турбовентиляторных двигателей Д-18Т самолета Ан-124.

Строительство первого самолета повышенной массы Ан-124-100М было завершено на авиапредприятии «Авиастар» в конце 2003 г., а его эксплуатация компанией «Волга-Днепр» должна была начаться в 2004 г. Максимальная взлетная масса этого воздушного судна увеличена на 20 т, до 420 т, максимальная полезная нагрузка составляет 150 т, тяга двигателей Д-18Т серии 4С - 2444 кН.

«Волга-Днепр» и предприятие «Авиастар» подписали соглашение о модернизации в течение следующих трех лет 9 ед. Ан-124 до стандарта Ан-124-. 100М. Компания «Волга-Днепр» и «Авиалинии КБ Антонова» рассматривают совместный заказ на модернизацию до 20 ед. Ан-124. Компания ведет также переговоры о европейской сертификации самолета через британское агентство САА.

Компания «Волга-Днепр» предлагает также организовать пул заказчиков на модифицированные самолеты с производством 70-90 ед.. В проекте будет участвовать и предприятие «Авиант», которое станет поставлять предприятию «Авиастар» хвостовое оперение самолета.

В 2003 г. были обнародованы подробности планов, связанных с самолетом Ан-124 «Руслан» следующего поколения с удлиненным фюзеляжем, большей дальностью и новыми двигателями, который получил обозначение Ан-124-300. В этом самолете заложены конструктивные характеристики, аналогичные характеристикам шестидвигательного Ан-225, при этом он будет способен транспортировать полезную нагрузку массой до 150 т из Западной Европы на западное побережье США.

Предполагается удлинить фюзеляж Ан-124 «Руслан» на 5,9 м, увеличить объем грузового отсека до 1300 м3. Центральная часть крыла новой конструкции увеличит размах крыла на 6,6 м (до 79,9 м) и обеспечит больший запас топлива.

Самолет Ан-124-300 будет способен транспортировать грузы массой 150 т на дальность 8100 км или 120 т на дальность 10000 км, дальности доставки указанных грузов самолетом Ан-124-100М составляют 2820 км и 4700 км соответственно. Самолет Ан-124-300 будет оборудован стеклянной/электронной кабиной на двух пилотов. Предстоит выбрать двигатель тягой 293-342 кН, возможно, западного производства.

Представители АНТК «Антонова» уверены, что, если тенденция роста рынка нестандартных грузов будет продолжаться, то появится потребность в еще 20 самолетах типа Ан-124. КБ «Антонова», прогнозирующее потребность до 50 ед. военно-транспортных Ан-124-300, начало переговоры с предприятиями «Авиастар» и КиГАЗ.

«Авиастар» строит самолеты Ан-124 на своем предприятии в Ульяновске, где также производится сборка усовершенствованных Ан-124-100М для авиакомпании «Волга-Днепр». Самолеты изготавливаются и на предприятии «Авиант» в Киеве.

Всего поставлено примерно 50 самолетов Ан-124.

Ан-225 «Мрия». Единственный тяжелый транспортный шестидвигательный самолет грузоподъемностью 250 т Ан-225 «Мрия» в 2002 г. вновь начал гражданскую эксплуатацию в составе «Авиалиний КБ Антонова». После первоначального выполнения гуманитарных и военных чартерных полетов в 2003 г. был произведен первый коммерческий грузовой рейс, связанный с транспортировкой нестандартных грузов общей массой 100 т, включая две корабельные турбины массой 15 т каждая и несколько комплектов гидравлического оборудования, имевших слишком большие габариты для перевозки любыми другими самолетами из Франкфурта в Монреаль. Компания Air Foyle, специализирующаяся на лизинге самолетов Ан-124, участвовала в организации проекта совместно с КБ «Антонова».

После семилетнего складирования Ан-225 совершил первый полет в мае 2002 г. Для приведения самолета в летное состояние потребовалось шесть месяцев и 20 млн. долл., которые были выделены АНТК «Антонов» и моторостроительным предприятием «Мотор-Сич». Модернизированный Ан-225 оборудован новой авионикой и усовершенствованными двигателями Д018Т, удовлетворяющими новые требования по шумности.

Самолет Ан-225 «Мрия», являющийся удлиненным вариантом Ан-124 и совершивший первый полет в декабре 1988 г., был построен для транспортировки российского ККМИ «Буран», проект которого был прекращен. Работы над вторым планером были приостановлены в 1994 г., но они могут быть возобновлены, если в нем возникнет потребность.

КБ «Антонова», ЗМКБ «Прогресс» и предприятие «Мотор-Сич» планируют модифицировать самолет Ан-225 с тем, чтобы он соответствовал требованиям по шумности ICAO Chapter 4.

Поставлен один самолет Ан-225.

В таблице 1 приведены основные характеристики самолетов КБ «Антонова».

Таблица 1

Основные характеристики самолетов Ан-70Т, Ли 124- 100, Ан-225

Ан-70Т

Ан-124-100

Ан-225

Длина, м

Размах крыла, м

Высота, м

40,73 44,06 16,38

69,

73,

21,08

84,0

88,

18,

Масса, т

максимальная взлетная

131,5

39

600

максимальной нагрузки

47,0

120,0

250,0

Максимальная крейсерская скорость, км/ч

800

865

850

Максимальная крейсерская высота, м

11800

12120

12120

Длина ВПП, м

при взлете

1800

2800

3500

при посадке

1800

2400

-

Расчетная дальность/нагрузка,

км/т

3800/35

8400/80

4500/200

Силовая установка

Д-27Ф

Д-18Т

Д-18Т

Тяга двигателей, кН

4x47

4x23

6x23

КБ «Ильюшина»

В мае 2001 г. правительство России объявило о планах создания объединенных компаний в составе конструкторских бюро и производственных предприятий. КБ «Ильюшина», наряду с КБ «Бериева» и «Миля», а также воронежским предприятием ВАСО, которое строит самолеты Ил-96, было включено в АНТК «Сухой».

Было предложено создать единую национальную корпорацию гражданской авиации, которая объединила бы КБ «Ильюшина» с КБ «Туполева» и производственными авиапредприятиями «Авиастар» (г. Ульяновск), КАПО (г. Казань) и ВАСО (г. Воронеж) в рамках консорциума российских индустриальных инвесторов Национального резервного банка (НРБ). При этом до 25% акций предусматривалось предложить зарубежным инвесторам.

Ил-62М/МК. В период 1963-1985 гг. было построено три варианта четырехдвигательных самолетов Ил-62 вместимостью от 170 до 195 пассажиров, а затем на смену пришел самолет Ил-62М, оборудованный новыми двигателями. Все варианты имели одинаковые габаритные характеристики, основное различие было в двигателях, массе и технических характеристиках.

Первоначальные производственные варианты оборудовались двигателями Кузнецова НК8, самолеты Ил-62М и Ил-62МК - двигателями Соловьева Д-30КУ.

Главным заказчиком самолетов Ил-62 была компания Аэрофлот, которая вывела их из списочного состава после эксплуатации в течение 36 лет. Из десяти последних самолетов два были разобраны, а восемь были проданы авиалинии «Альфа Эйр».

В попытке продлить срок эксплуатации самолета, НПО «Сатурн» (бывшее предприятие «Рыбинские моторы»), которое изготавливает двигатели Д-30 для самолетов Ил-62М, предлагает устройство понижения шумности, с тем чтобы самолет отвечал новым требованиям. Стоимость оборудования двигателей одного самолета «глушителями» составляет 100 тыс. долл. Предлагается также новая камера сгорания с низким уровнем эмиссии. Производство самолетов велось на Казанском АПО.

Поставлено 289 самолетов типа Ил-62.

Ил-76. Самолет был сконструирован согласно требованиям советских ВВС на тяжелый транспортный самолет. Первый полет совершил в марте 1971 г. Принятие на вооружение самолета Ил-76 состоялось в 1974 г.

Различные варианты четырехдвигательного самолета с высоко расположенным крылом строились для компании Аэрофлот и советских ВС. Все оборудовались двигателями Соловьева Д-30КП. Многие самолеты Ил-76 используются для выполнения коммерческих грузовых чартерных рейсов.

Удлиненный на 6,6 м вариант, Ил-76МФ, оборудованный турбовентиляторными двигателями ПС-90А АК «Авиадвигатель», совершил первый полет в августе 1995 г. Полезная нагрузка этого варианта самолета увеличена на 1,5 т. Как утверждается, новые двигатели снизили расход топлива на 12% и увеличили дальность на 20%. Предложен гражданский вариант Ил-76ТФ Первым его заказчиком является российская транспортная компания «Восточные авиалинии», но она не готова платить 44%-ную импортную пошлину и НДС, которые взимаются, если самолет ввозится из-за пределов России.

В 2002 г. авиакомпания «Волга-Днепр» подписала соглашение с Пермским моторостроительным заводом (ПМЗ) о реализации программы переоборудования самолетов Ил-76 двигателями ПС-90 АК «Авиадвигатель». В 2003 г. авиакомпания «Волга-Днепр» заключила с ВАСО контракт о переоборудовании такими двигателями четырех самолетов Ил-76ТД.

Сертификация переоборудования должна была быть проведена в 2004 г., а первые поставки авиакомпании «Волга-Днепр» запланированы на 2005 г. Стоимость переоборудования одного воздушного судна составляет около 15 млн. долл. ВАСО уже получило обязательство российских ВВС переоборудовать двигателями ПС-90 14 ед. Ил-76МД, твердый контракт имеется на переоборудование трех самолетов. Президент авиакомпании «Волга-Днепр» А.Исайкин полагает, что рынок переоборудования составляет примерно 40 самолетов. Согласно данным КБ «Ильюшина», в эксплуатации находится еще 500 ед. Ил-76, а из 110 поставленных на экспорт Ил-76М/МД несколько десятков могут быть оснащены двигателями ПС-90.

В сентябре 2003 г. авиакомпания «Волга-Днепр» выдала ТАЛО (г. Ташкент) заказ на строительство нового самолета Ил-76 с двигателями Пс-90, получившего название Ил-76ТД-90ВД. Этот модернизированный Ил-76ТД должен быть поставлен к концу 2003 г. Авиакомпания «Волга-Днепр» приобрела у КБ «Ильюшин» исключительные права на интеллектуальную собственность в отношении документации на самолет Ил-76ТД-90ВД в обмен на инвестирование НИОКР, проводимых по данной модели самолета. Самолет оборудован двигателями нового поколения ПС-90А-76, а также стеклянной кабиной с шестью дисплеями 15x20 см на жидких кристаллах.

Тем временем НПО «Сатурн» разрабатывает шумопонижающее устройство для двигателей Д-30КП с тем, чтобы Ил-76 к 2005 г. отвечал новым стандартам по шуму и эмиссиям (Chapter 4).

Окончательная сборка самолетов Ил-76 производится на ТАЛО (г. Ташкент, Узбекистан). Приблизительно 50 завершенных самолетов должны быть поставлены заказчикам. В конце 2002 г. КБ «Ильюшина» пыталось получить от российского правительства разрешение на перевод строительства самолетов Ил-76МФ/ТФ на ВАСО в целях избежать уплаты импортных пошлин и НДС. Такой шаг последовал после переговоров А.Раевского с генеральным директором транспортной компании «Восточные авиалинии», которая заказала самолеты Ил-76ТФ Предполагается, что на налаживание нового производства на ВАСО потребуется около пяти лет.

Всего поставлено примерно 920 самолетов типа Ил-96.

Ил-86. Этот широкофюзеляжный авиалайнер начал полеты в декабре 1976 г. Оборудованный четырьмя двигателями Кузнецова НК-86, самолет Ил-86 поступил в

авиапарк компании Аэрофлот в декабре 1980 г. Производство было прекращено в 1994 г., всего поставлено 104 самолета.

При отсутствии планов модификации двигателей НК-86, имеющей целью приведение их характеристик в соответствие с новыми требованиями по уровню шумов, самолеты должны будут эксплуатироваться при сниженной взлетной массе, что приведет и к снижению полезной нагрузки.

Всего поставлено около 104 самолетов типа Ил-86.

Ил-96-300/400. Коротнофюзеляжный самолет Ил-96-300, отделанный вариант Ил-86, изготавливается с применением передовой технологии. Оборудован новыми двигателями ПС-90А, новым крылом, системой пилотажных приборов с электронно-лучевой индикацией (EFIS), системой электродистанционного управления (FBW FCS). Опытный образец начал полеты в сентябре 1988 г., самолет был сертифицирован в декабре 1992 г. В 2000 г. КБ «Ильюшина» инициировало конструкторские работы по транспортному самолету Ил-96-300 грузоподъемностью 70 т. Разработка должна была вестись в кооперации с ВАСО и российскими банками.

В связи с приостановкой программы Ил-96М/Т КБ «Ильюшина» ведет разработку удлиненного варианта, оборудованного российскими двигателями ПС-90, получившего наименование Ил-96-400 (или Ил-96ТР). Авиакомпания «Атлант-Союз», занимающая четвертое место по объему грузовых перевозок, оказалась первым покупателем Ил-96-400, заказав до 10 ед. самолета типа Ил-96-400Т.

Строительство самолетов Ил-96 на ВАСО продолжается низкими темпами, поскольку производство заказов на десять самолетов проходит заключительную стадию. Строится десять самолетов Ил-96, шесть из которых (Ил-96-300) предназначаются для передачи в аренду компании Аэрофлот при помощи лизинговой компании «Ильюшин Финанс». Из остальных четырех транспортных Ил-96-400Т два предназначены для авиакомпании «Атлант-Союз» также через «Ильюшин Финанс», а о двух ведет переговоры авиакомпания «Волга-Днепр».

Тем временем вариант Ил-96 в VIP-конфигурации рассматривается в качестве потенциального корпоративного дальнемагистрального реактивного самолета.

Окончательная сборка авиалайнеров ведется на предприятии ВАСО, в настоящее время завершается строительство 10 ед. Заказано 30 ед. (20 ед. Ил-96-300, 10 ед. Ил-96-400).

Поставлено десять самолетов Ил-96-300.

Ил-96М/Т. Широкофюзеляжный пассажирский/грузовой самолет Ил-96М/Т является удлиненным вариантом самолета Ил-96-300, оборудованным двигателями PW2337 компании Pratt & Whitney и авионикой компании Rockwell Collins. Опытный образец пассажирского самолета Ил-96М совершил полет в апреле 1992 г., а первый производственный самолет Ил-96Т - в мае 1997 г.

Несмотря на то что базовая российская сертификация на самолет Ил-96Т была получена в марте 1998 г., программа, которая исполнялась с большими задержками, была приостановлена в 2001 г., когда финансирование американским Exim Bank было прекращено по политическим причинам. Опытный образец самолета Ил-96М был переоборудован двигателями ПС-90А и практически стал стандартным Ил-96-400.

Основные характеристики самолетов разработки КБ «Ильюшин» приведены в таблице 2.

Таблица

Основные характеристики самолетов КБ «Ильюшина»

Ил-62МК

Ил-6МФ

Ил-86

Ил-96-300

Ил-96Т

Длина, м

53,1

53,19

59,5

55,35

63,9

Размах крыла, м

43,

50,5

48,06

57,66

60,1

Высота, м

12,35

14,

15,8

16,7

15,1

Масса, т

максимальная взлетная

167,0

20,0

208,0

218,0

270,0

максимальной нагрузки

25,0

60,0

42,0

40,0

92,0

Нормальная крейсерская

скорость, км/ч

900

850

900

900

-

Максимальная крейсерская

скорость, км/ч

918

800

948

888

-

Длина ВПП, м

при взлете

3300

-

3350

2600

3350

при посадке

2500

-

2300

1980

2400

Расчетная дальность/ нагрузка, км/т

5200/40

3600/

7500/40

5200/9

Силовая установка

Д-30КУ

ПС-90А

НК-86

ПС-90А

PW2337

Тяга двигателей, кН

4x109,8

4x159,6

4x129

4x159,6

4x167,5

Акционерная компания «Туполев».

Ту-154М. Первоначальный вариант самолета Ту-154 начал полеты в октябре 1968 г. Первые варианты (Ту-154, Ту-154А, Ту-154Б-2) были оборудованы двигателями Кузнецова НК-8. Последний производственный вариант Ту-154М, оснащенный двигателями Д-30КУ, обладал большими массой и дальностью. Поставки компании Аэрофлот начались в конце 1984 г. Всего было построено около 400 самолетов. В эксплуатации находится также грузовой вариант Ту-154С с большей грузовой дверью в передней части фюзеляжа

НПО «Сатурн», которое изготавливает двигатели Д-30КУ для самолетов Ту-154М, предлагает шумопонижающие устройства, оборудование которыми двигателей одного самолета обойдется приблизительно в 100 тыс. долл. НПО испытало новую камеру сгорания, которая совместно с шумопонижающим устройством/глушителем обеспечит уровень шумности на 5,0 дБ ниже уровня новых европейских норм. Устройство стоимостью около 15 тыс. долл. должно было пройти сертификацию в 2003 г.

Предложена низкоэмиссионная камера сгорания, которая позволит обеспечить соблюдение более строгих стандартов по эмиссии, вводящихся с 2004 г. НПО «Сатурн» реализует также программу стоимостью 3,5 млн. долл. по доведению характеристик двигателя Д-30КУ в соответствие с требованиями нормы Chapter 4, которая должна быть завершена в 2005 г.

Последние поставки Ту-154М были произведены в 2002 г. Один самолет поставлен ГТК «Россия» и один - «Уральским авиалиниям». На авиапредприятии

«Авиакор» сообщили, что имеется шесть недостроенных планеров самолетов Ту-154М, строительство которых было начато десять лет назад; с компанией «Уральские авиалинии» ведутся переговоры о поставке некоторых из них. Авиакомпания «Сибирь» продолжает рассматривать возможность приобретения новых самолетов Ту-154М.

Сборка воздушных судов осуществляется Самарским предприятием «Авиакор», но производство прекращено. Шесть самолетов ожидают завершения строительства и последующей продажи.

Поставлено 928 самолетов типа Ту-154; 605 ед. Ту-154А/В и 323 ед. Ту-154М.

Ту-204-100/120. Представляет собой первый российский односалонный авиалайнер новой технологии, оборудованный двумя двигателями. Поставлялся с российскими и западными двигателями. Первый полет был выполнен в январе 1988 г., самолет получил российскую сертификацию в январе 1995 г. Авиакомпания Аэрофлот получила первый Ту-204 в грузовом варианте Ту-204С в апреле 1995 г.

Базовый вариант Ту-204-100 оборудуется двигателями ПС-90, сборка ведется на Ульяновском предприятии «Авиастар». Усовершенствованный двигатель ПС-90А2 разрабатывается компанией ОАО «Авиадвигатель» и Пермским моторостроительным заводом (ПМЗ). Стоимость нового двигателя на 20% выше, чем старого, но расходы на эксплуатацию в течение всего цикла службы будут снижены на 40% благодаря установке более совершенных компонентов, включая некоторые комплектующие иностранного производства, которые увеличат сроки эксплуатации между капитальными ремонтами. Усовершенствования могут быть внедрены в ранние модели двигателей.

Самолет Ту-204-120 является вестернизированным вариантом, оборудованным двигателями компании Rolls-Royce RB211-535Е4В. Первый полет был выполнен в августе 1992 г. Египетская компания Kato Aromatic создала лизинговую компанию Sirocco Aerospace для маркетинга самолета, и в 1996 г. она разместила заказы и опционы на поставку до 30 самолетов. Ту-204-120 получил российскую сертификацию в июле 1997 г., а его первая поставка египетской авиакомпании Air Cairo была произведена в ноябре 1998 г.

Пять воздушных судов этого типа уже используются авиакомпаниями Air Cairo и TNT. Компания Sirocco Aerospace в ноябре 2002 г. подтвердила заказ на поставку 25 ед. Ту-154-120, и это позволило возобновить их строительство на предприятии «Авиастар», получившим от указанной компании 150 млн. долл. Sirocco Aerocpace имеет контракт на использование пяти транспортных самолетов Ту-204-120С авиакомпаниями Китая China Northwest и China Southwest. Поставки должны были начаться в первом квартале 2004 г.

Компания «Туполев» предпринимает шаги, направленные на получение европейской сертификации самолета Ту-204-120, оборудованного двигателями RB211, с тем чтобы компания Sirocco Aerospace могла предлагать его европейским авиалиниям. Однако намеченная на 2003 г. сертификация была перенесена. Требуется проведение краткосрочных оценочных летных испытаний с использованием первого самолета, оборудованного кабиной «английского» образца, в которой высотомеры откалиброваны в футах, а не в метрах, подписи на приборах не на русском, а на английском языке.

Изучается вопрос создания варианта самолета с увеличенной общей массой -Ту-204-220. Он будет иметь усиленный настил, усовершенствованную грузовую дверь, у него будут отсутствовать иллюминаторы пассажирского салона, что позволит повысить грузоподъемность. Разрабатываются уменьшенные варианты (Ту-204-300/500), а также вариант с двигателями, работающими на криогенном (водородном) топливе (Ту-204-400).

Серийное производство оборудованных как двигателями ПС-90 Ту-204-100, так и двигателями компании Rolls-Royce Ту-204-120 ведется на Ульяновском предприятии «Авиастар». До недавнего времени производство на предприятии было ограниченным, поскольку главные усилия были сконцентрированы на завершении строительства находившихся на сборочных линиях самолетов. Египетская авиакомпания Kato Aromatic и российская группа «Лидер» пришли к договоренности финансировать строительство на заводе «Авиастар» в 2003-2005 гг. 30-50 самолетов. Предприятие контролируется КБ «Туполева».

В 2003 г. предприятие «Авиастар» планировало собрать приблизительно шесть самолетов типа Ту-204, включая два транспортных Ту-204-120С, оборудованных двигателями RB211, для компании Sirocco Aerospace, остальные Ту-204-100 с двигателями ПС-90А для российских авиалиний.

Заказано 32 самолета типа Ту-204, поставлено 13 ед.

Ту-204-300/500. Модель Ту-204-300 (ранее Ту-234) является укороченным вариантом большей дальности на базе планера самолета Ту-204. Первый производственный самолет начал полеты в августе 2003 г. и дебютировал на Московском авиационно-космическом салоне МАКС-2003, во время проведения которого авиакомпания «Трансаэро» подписала соглашение с лизинговой компанией «Ильюшин Финанс» об аренде четырех самолетов Ту-204-300 на 15 лет. Самолеты будут поставлены компании «Трансаэро» в период конец 2004- середина 2005 гг. Имеется опцион на поставку шести самолетов в 2006-2007 гг.

Тем временем авиакомпания «Владивосток Авиа» ведет переговоры о поставке 3 ед. Ту-204-300. Эта модель вместимостью 160 пассажиров разрабатывалась с начала 90-х годов. Несмотря на то что в 1995 г. предприятие конвертировало опытный образец самолета Ту-204 в стандарт Ту-204-300, отсутствие финансирования не позволило начать полеты.

Ту-204-300 короче самолета Ту-204-100 на 6 м: на 3 м - в носовой части и на 3 м - за крылом. Первоначальный вариант имеет максимальную взлетную массу 103 тыс. кг, дальность 9000 км, оборудован двигателями ПС-90А2. В дальнейшем может начаться строительство варианта, оборудованного двигателями RB-211-535E4.

Более легкий вариант меньшей дальности с максимальной взлетной массой 89 т будет иметь дальность полета 3400 км. Также будет предлагаться транспортный вариант, Ту-204-300С/Ту-234С. Поскольку он разрабатывался на базе существующего самолета, для его сертификации в рамках шестимесячной программы потребуется выполнить примерно 150-200 полетов, после выполнения которой самолет будет дооборудован и продан.

Улучшенный вариант Ту-204-500 находится в стадии разработки. Он будет иметь новое крыло и максимальную взлетную массу 105 т. Ожидается, что он будет готов к 2005 или 2006 гг. Новое крыло оптимизировано к несколько большей крейсерской скорости, соответствующей числу М=0,84. По своим характеристикам Ту-204-500 сравним с самолетом следующего поколения Boeing 737.

Варианты самолетов, предназначенные для использования в чрезвычайных операциях (ETOPS) будут оборудоваться вспомогательными силовыми установками 331-200ER компании Honeywell вместо ТА-12А, изготовляемых российским предприятием в Ступине.

Ту-204-300 наряду с самолетами Ту-204-100/200 строятся на предприятии «Авиастар» в Ульяновске.

Ту-214. Имеющий большую массу и дальность вариант самолета Ту-204-100 Ту-214 построен на КАПО при поддержке правительства Татарстана. Российское правительство планирует реорганизовать авиастроительный сектор, что поставит КАПО под контроль группы «Туполева» и сделает его партнером, а не соперником предприятия «Авиастар».

Базовая модель Ту-214, оборудованного двигателями ПС-90, совершила первый полет в марте 1996 г. Российская сертификация была получена в, декабре 2000 г. В мае 2001 г. хабаровская авиакомпания «Дальавиа» получила первый самолет.

Компания Sirocco Aerospace в течение нескольких лет имела соглашение с КАПО о разработке варианта самолета Ту-214, оборудованного двигателями RB211, но, по всей вероятности, проект не получил развития.

Недавно компания «Омские авиалинии» разместила на предприятии заказ на сборку четырех самолетов Ту-214, с поставкой в 2005 и 2006 гг. Другие заметные заказы включают 2 ед. Ту-214 для ГТК «Россия», 2 ед. - для МО РФ и 1 ед. - для «Дальавиа». Авиакомпания «Атлант - Союз» и лизинговая компания FLC подписали письма о намерении приобрести три пассажирских и два транспортных самолета.

Тем временем КБ «Туполева» предложило VIP-вариант самолета Ту-214 который, как полагают, будет идеально подходить для рынка корпоративных перевозок и для транспортировки глав правительств. Необходимый интерьер уже разработан.

Самолеты Ту-214 строит КАПО, заказано семь самолетов, поставлено четыре.

В таблице 3 представлены основные характеристики самолетов разработки КБ «Туполева».

Основные характеристики самолетов КБ «Туполева»

Таблица

Ту-154М

Ту-204-100

Ту-204-120

Ту-204-120С

Ту-214

Ту-204-300

Длина, м

47,9

46,

46,

46,

46,

40,

Размах крыла.м

37,5

Высота, м

11,

13,9

13,9

13,9

13,9

13,9

Масса, т

максимальная взлетная

100,0

103,0

102,95

102,95

110,75

103,0

максимальной нагрузки

18,0

21,0

21,0

24,8

25,

16,0

Длина ВПП, м

при взлете

2100

2500

-

-

2050

2050

при посадке

2060

2130

-

-

2000

2000

Расчетная дальность/нагрузка,

км/т

3700/18

4900/

4500/

3500/25

4800/25

9250/16

Силовая установка

Д-30КУ

«Авиадвига-

тель»

ПС-90А

«Авиадвига-тель»

RB21

Rolls-Royce

RB21

Rolls-Royce

ПС-90А

«Авиадвигатель»

ПС-90А

«Авиадвига-

тель»

Тяга двигателей, кН

3x10

2x156,6

2x19

2x19

2x156,6

2x156,6

ОКБ «Яковлева»

Як-42. Первый полет 120-местный трехдвигательный реактивный самолет Як-42 совершил в марте 1975 г., а в 1980 г. самолеты этого типа стали использоваться на маршрутах компании Аэрофлот. В настоящее время строятся самолеты модели Як-42Д. Начальный вариант Як-42А поступил в производство на Саратовском предприятии в 1998 г. Самолет имеет топливные баки большего объема, размещаемые в крыле, оборудован новой бортовой авионикой российского производства, позволяющей совершать полеты второй категории сложности. ОКБ «Яковлева» внедрило промежуточные позиции закрылков с целью обеспечения лучших характеристик в условиях высоких окружающих температур на больших высотах над уровнем моря. Як-42Д-100 (Як-142) является вариантом самолета Як-42 Д, оборудованным западной бортовой авионикой.

Самолеты Як-42 строятся на авиационном заводе в Саратове; темпы производства низкие.

МС-21. «Средний самолет XXI в. - так назван проект разработки семейства 130-170- местных самолетов на базе Як-242.

Консорциум, в котором представлены «Яковлев», «Ильюшин» и НПК «Иркут», был избран для получения государственного финансирования разработки самолета после проведенного в августе 2003 г. конкурса по коротко - и среднемагистральному самолету. Консорциум также включает лизинговую компанию «Ильюшин Финанс». Национальный резервный банк, производственные предприятия «Авиастар - СП», Смоленский авиазавод и ВАСО.

Общая длина базового 156-местного самолета МС-21-200 составит приблизительно 38 м. Затем начнется строительство укороченного 132-местного и удлиненного 174-местного вариантов. Самолет будет оборудован крылом размахом 35,3 м с суперкритическим профилем, разработанным ЦАГИ для самолета Як-242, программа которого в настоящее время прекращена.

Двухдвигательный реактивный самолет МС-21 будет оборудоваться двигателями тягой 107-117 кН. Возможными кандидатами являются двигатели ПС-12 КБ «Авиадвигатель» и Кузнецова ТРДД-2005. Изучается и возможность установки двигателей западного производства, например CFM56 и V2500.

Три ведущих компании группы вели переговоры с российскими авиалиниями в целях формирования базы заказчиков с тем, чтобы запустить самолет МС-21 в полномасштабную разработку в 2004 г. Потенциальный российский рынок оценивается в 415 самолетов, а экспортный - более чем в 200 самолетов в период 2009-2028 гг. В случае реализации программы опытные образцы будут построены в 2005-2007 гг., сертификация будет проведена в 2008 г., а поставки начнутся в 2009 г.

Будущие НИОКР по самолету МС-21 оцениваются примерно в 460 млн. долл. При этом государство предоставит 210 млн. долл., Национальный резервный банк ассигнует 20 млн. долл. и организует кредитную линию, вкладом НПК «Иркут» станут системы и силовые установки, разработка которых финансировалась в рамках программы МТА.

Основные характеристики самолетов, сконструированных ОКБ «Яковлева», представлены в таблице 4.

Таблица 4 Основные характеристики самолетов МС-21-100/-200/-300 и Як-42Д

МС-21-100

МС-21-200

МС-21-300

Як-42Д

Длина, м

35,

38,25

40,68

36,38

Размах крыла, м

35,

35,

35,

34,88

Максимальная взлетная

масса, т

65,8

71,

72,0

57

Нормальная крейсерская

скорость, км/ч

850

850

850

600

Нормальная крейсерская

высота, м

11500

11500

11500

9600

Вместимость в 1 -ом классе,

человек

1

156

17

120

Расчетная дальность при

нормальной нагрузке, км

4700

5500

4500

1900

Расчетная дальность при

максимальной нагрузке, км

3150

-

-

-

Вершинин В.И. Flight International.-2003.-21-27 October.-P.57-72.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации