Основные системы и средства противовоздушной обороны

ВИНИТИ

Серия «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ»

5/2005, стр.7-26

Основные системы и средства противовоздушной обороны

В журнале Armada International приведены обобщенные данные об основных средствах и системах противовоздушной обороны, включая истребители, управляемые ракеты класса «воздух-воздух», самолетные системы ДРЛОиУ, ракетные и артиллерийские зенитные комплексы, состоящих на вооружении различных стран мира, а также находящихся в стадии разработки.

В опубликованном материале говорится, что большинство современных истребителей с самого начала конструировались, как многоцелевые боевые самолеты, хотя некоторые (F-15, «Mirage 2000» и F/A-22) обладают самыми высокими характеристиками (по скорости, высоте), необходимыми для противовоздушной обороны (ПВО) и завоевания господства в воздухе.

Другим важным качеством истребителей является скрытность или малая заметность. В этой области США несомненно сохраняют лидерство. Европейские и российские изготовители предпринимают отчаянные усилия, чтобы продвинуть свои «малозаметные» (pre-stealth) истребители на рынок и заслужить достаточное, долгосрочное доверие для того, чтобы гарантировать их прямую закупку. Однако, до тех пор, пока новые разрабатываемые радары не ликвидируют ценность незаметности, они во все большей мере будут вынуждены предлагать привлекательные краткосрочные лизинговые соглашение вместо простых продаж. С другой стороны, еще неясно будут ли такие самолеты, как F-35 компании Lockheed Martin, предлагаться в малозаметной конфигурации/форме, которая привлекает многих покупателей. Уровень предлагаемой незаметности будет политическим решением администрации США и будет, вероятно, различаться в зависимости от потенциального заказчика, что может укрепить надежды неамериканских изготовителей истребителей. В крайних случаях это обеспечит США еще более доминирующее положение на рынке истребителей или будет повторено фиаско, которое имело место в результате того, что администрация Картера в свое время попыталось ограничить продажи странам третьего мира истребители F-16A/B. Пока такое политическое решение не принято, будут иметь место сомнения относительно разработки «малозаметных» конструкций и поддержания производства таких самолетов для внутреннего использования.

Производственные и эксплуатационные издержки/расходы являются также важными факторами при выборе истребителя, естественно, что предпочтение отдается легковесным. Единственным легким истребителем нового поколения, состоящим на вооружении, является «Gripen» компаний Saab и BAE Systems. Его базовый вариант JAS39 уже состоит на вооружении четырех истребительных крыльев ВВС Швеции, экспортный вариант заказан Южной Африкой (28 самолетов). Кроме того, по лизингу на десять лет получат по 14 самолетов Чешская Республика и Венгрия, а Бразилия включила его в окончательный список в рамках программы F-X-BR.

ВВС Швеции в настоящее время имеют эскадрилью самолетов JAS39, которая готова к развертыванию для выполнения международных миссий в рамках Европейского союза, НАТО, Скандинавского оборонительного договора (NDCP) или ООН для обеспечения сопровождения и решения разведывательных задач. К 2006 г. эскадрилья будет иметь самолеты JAS39C, оборудованные цветными дисплеями, системой опознавания «свой-чужой» совместимой с системой НАТО, системой дозаправки топливом в воздухе, инструментальными приборами со стандартными градациями/делениями с целью удобства при выполнении международных миссий.

В настоящее время изготавливаются конструктивные компоненты для первого, двухместного самолета «Gripen» для Южной Африки, первый полет запланирован на февраль 2006 г., передача на ноябрь 2007 г. Первый одноместный самолет будет поставлен в конце 2009 г. Он будет отличаться от стандартного экспортного варианта наличием интегрированного нашлемного индикатора (IHMD) «Cobra» компании ВАЕ Systems, созданного на базе индикатора «Striker», которым будет оборудоваться истребитель «Typhoon» компании Eurofighter.

Наибольший коммерческий успех связан с истребителем F-16 компании Lockheed Martin, производственные поставки которого начались в 1978 г. По заказам 24 государств уже поставлено около 4100 самолетов, портфель заказов включает еще 300 самолетов с поставкой, по крайней мере, до 2008 г. Недавними заказчиками являются Чили, Оман, Польша и ОАЭ. Истребитель включен в окончательный список Бразилии, в который вошли четыре самолета. Всего произведено или разработано около 123 различных вариантов истребителя F-16.

В марте 2003 г. истребитель F-16 впервые совершил полет с серийными конформными топливными баками (CFT) емкостью 1390 кг, без использования подкрыльевых пилонов. Первым заказчиком таких баков является Греция, которой поставляется усовершенствованный вариант F-16 C/D Block 52. Однако разработка баков CFT была начата после заказа в начале 2000 г. ОАЭ 80 самолетов F-16E/F Blick 60. Первый самолет этого варианта, оборудованный двигателем F110-GE-132 мощностью 144,5 кН компании General Electric, совершил свой первый полет в декабре 2003 г. Он оснащен комплексом авионики, включающим революционную систему РЭБ «Falcon Edge», радар с активной ФАР APG-80, интегрированную систему FLIR и систему нацеливания.

В ноябре 2003 г. компания Lockheed Martin произвела выкатку первого из 102 истребителей F-16I, заказанных для ВВС Израиля и оборудованных двигателем с улучшенными характеристиками (JРЕ) F-100-PW-229 мощностью 129 кН компании Pratt & Whitney, многорежимным радаром с синтезированной апертурой APG-68(V)9 компании Northrop Grumman, обеспечивающим картографирование, а также топливными баками CFT. После завершения поставки этой партии у Израиля будет 362 самолета типа F-16I. Максимальная взлетная масса самолета 23587 кг, самая большая в семействе самолетов этого типа, с самой большой удельной нагрузкой на крыло, большей, чем даже у истребителя F-104G «Starfighter». В настоящее время истребитель F-16 требует крыла с большей площадью, что может быть обеспечено использованием крыла истребителя F-2 компании Mitsubishi, которое больше на 25%.

Самолет РСК «МиГ» МиГ-29 появился в качестве классического истребителя ПВО малой дальности с высокой тяговооруженностью и относительно небольшой массой топлива. Он имел замечательные характеристики по управлению на низких скоростях, кабину с высокой нагрузкой на пилота и двигатели с малым техническим ресурсом. В конечном итоге РСК «МиГ» ликвидировала эти недостатки в экспортных сериях, базирующихся на МиГ-29К, разработанном для ВМС Индии. Одноместный вариант МиГ-29М1 статически демонстрировался в Москве в 2001 г., а двухместный МиГ-29М2 выполнил первый полет в сентябре 2001 г. Оба варианта обладают значительными возможностями по нанесению ударов по поверхностным целям. В перспективе корпорация планирует вариант с уменьшенной радиолокационной сигнатурой и с новыми двигателями Климова ВК-10М.

Самолеты типа МиГ-29М1/М2 являются вторыми фаворитами в конкурсе легких истребителей ВВС Индии, которым срочно требуется 125 самолетов для замены некоторых МиГ-21 и Миг-23. Лидирующее положение в этом конкурсе занимает «Mirage 2000» компании Dassault, который заказан в количестве 550 ед. ВВС восьми стран. Он включен также в окончательный список Бразилии.

Хотя истребители «Rafale» компании Dassault и «Typhoon» компании Eurofighter включены в окончательный список Сингапура, оба испытывают проблемы с завоеванием экспортных заказов. Французское правительство надеется, что промышленность Франции профинансирует дальнейшее развитие самолета «Rafale», который должен иметь большую тягу для того, чтобы конкурировать с «Typhoon». Поставки первой производственной партии из 148 ед. «Typhoon» начались в середине 2003 г., но финансирование второй партии из 236 самолетов, по-видимому, будет отложено, а четыре государства-участника программы ведут дискуссии по распределению работ в рамках программы и рассматривают соответствует ли концепция характеру конфликтов 21-го века. Третья партия из 236 самолетов кажется все более маловероятной, но в августе 2003 г. Австрия стала первым экспортным заказчиком на 18 самолетов «Typhoon», стоимость заказа 1,98 млрд. евро.

Главным конкурентом самолетов «Rafale» и «Typhoon» является истребитель F-35JSF компании Lockheed Martin, для которого характерны приемлемая цена, высокий уровень незаметности, по крайней мере, в варианте для ВС США. Если продажи пойдут, как, планируется, то запасные части будут доступны в глобальном масштабе на коммерческой основе, минимизируя необходимость в индивидуальных запасах. Вариант с коротким взлетом и вертикальной посадкой (STOVL) с турбовальным приводом подъемного вентилятора остается разработкой с высоким уровнем риска.

Третьим истребителем, включенным в окончательный список Сингапура, является F-15Т, дальнейшая разработки истребителя F-15K, заказанного Южной Кореей (40 ед. оборудованных двигателями General Electric F110-GE-129, планируется поставить в период 2005-2008 гг,), F-15K в свою очередь, базируется на многоцелевом F-15E, который находится в малосерийном производстве для ВВС США. Ожидается, что самолет F-15T будет оборудован вариантом радара APG-62 с ФАР с электронным сканированием компании Raytheon.

В связи с резким оживлением экономики в Азии расширяются продажи самолетов типа Су-27/30/35, которым в Индии и Малайзии содействует авионика компании Thales. Дебют усовершенствованного варианта Су-27СМ состоялся в 2003 г. в Дубаи. Победа самолета Су-35 в Бразилии будет означать значительный прорыв на рынок Латинской Америки.

Самый совершенный истребитель/бомбардировщик F/A-22 «Raptop> вряд ли будет широко экспортироваться. Первый из планируемых 276 самолетов для ВВС США был поставлен в сентябре 2003 г. Потребность остается на уровне 381 самолета. Принятие на вооружение планируется на конец 2005 г.

Управляемые ракеты класса «воздух-воздух». При обеспечении противовоздушной обороны главным оружием истребителей в настоящее время являются УР класса «воздух-воздух». Этот класс обычно разделяется на УР малой, средней и большой дальности, хотя это различие иногда размыто.

Разработка УР малой дальности началась для замены авиационных пушек с целью объединения преимуществ большей дальности с высокой вероятностью поражения с тем, чтобы прежде всего нарушить управляемость бомбардировщика прежде, чем он сбросит атомную бомбу. Поскольку предполагалась серия последовательных обстрелов с относительно небольших истребителей, ракеты должны были иметь небольшую массу, соответсгвенно небольшую боеголовку, что вело к инфракрасному наведению для обеспечения минимальной величины промаха.

Ракеты первого поколения, как, например AIM-9B «Sidewinder», конструировались исходя из применения против «спокойных» целей, и их головки самонаведения (ГСН) для простоты были неохлаждаемыми и работали на коротких инфракрасных (ИК) волнах. Поэтому они могли захватывать только очень горячие излучатели, как, например, лопатки турбин, что ограничивало пуски малым сектором угловых отклонений от продольной оси цели.

Ракеты второго поколения, как, например, «Shafrir» компании Rafael, были более маневренными, что повышало эффективность их использования в воздушных боях.

Ракеты третьего поколения, как, например AIM-9L/M «Sidewinder», имели ИК ГСН, работающие на более длинных волнах, которые обеспечивали самонаведение на выхлопную струю двигателя цели. Они имеют охлаждаемые ГСН на более длинных волнах, обеспечивая наведение по выхлопной струе. Такие головки позволяют производить выстрел со всех направлений на цель.

Ракеты четвертого поколения, как Р-73 КБ «Вымпел» и «Python 4» компании Rafael, могут поражать при больших углах и продольной оси самого истребителя-носителя,-пилот, используя нашлемный прицел, может осуществлять целеуказание/подсказку ГСН ракеты.

Ракеты пятого поколения, как AIM-9X (Raytheon), «Iris» (ВОТ), «A-Darter» (Kentron), Asraam (MBDA) и «Python 50» (Rafael) имеют тепловизионные ГСН, обеспечивающие значительно лучшее распознавание на фоне ложных целей и, в принципе, позволяющие нацеливать ракеты в определенную часть цели, например, в переднюю часть фюзеляжа.

Самой первой УР класса "воздух-воздух" пятого поколения была ракета Р-73 КБ "Вымпел". При помощи нашлемного прицела Уральского оптико-механического завода ракета может запускаться по целям на углах до 30° от оси носителя и может отслеживать при углах больших в два раза (до 60°). В ракете используется изменение вектора тяги, а также управление по углу рыскания и тангажа с помощью переднего оперения. Новый экспортный вариант, как ожидается, будет включать лазерный (неконтактный) взрыватель (который уже имеется в варианте для российских ВВС) и сможет захватывать в секторе 120° от оси цели. Максимальная дальность будет увеличена с 30 км до 40 км и, согласно некоторым сообщениям, ракета Р-73 обладает потенциалом обороны задней полусферы.

Ввиду превосходства ракеты Р-73 над ракетой AIM-9M министерство обороны США решило модернизировать последнюю в некоторых отношениях, сохранив имеющийся двигатель, взрыватель и боеголовку. Получившийся вариант AIM-9X «Evolved Sidewinder» имел ГСН с матрицей 128x128 элементов в фокальной плоскости и управление вектором тяги для перехвата близких целей при больших углах отклонения по высоте. Она может наводиться на такие цели с помощью бортового радара или интегрированной нашлемной системы JHMCS (Joint Helmet-Mounted Cueing System) компании Vision Systems International (Kaiser/Elbit). ВС США планируют закупить 10097 ед. AIM-9X в течение 17 лет, а компания Raytheon намерена изготовить примерно 5000 ракет на экспорт. С ноября 2003 г. ракету AIM-9X могут использовать самолеты ВВС США F-15C, вскоре такую возможность будут иметь самолеты F/A-18C/D ВМС и КМП США, а в 2006 г. самолеты ВВС США F-16C. Польша, Южная Корея и Швейцария намерены закупить ракеты AIM-9X.

Южно-африканская ракета пятого поколения «A-Darter» компании Kentron все еще находится в стадии разработки, завершение которой может зависеть от выигрыша/получения экспортного заказа. Она будет оснащена тепловизионной ГСН компании Kentron, иметь бескрылый корпус с аэродинамическими гребнями, управление вектором тяги и хвостовое оперение. Она сможет переключаться в режим автоматического захвата и сопровождения целей после пуска.

В ракете Asraam компании MBDA используется такая же ГСН, как в ракете AIM-9X. Она бескрылая и не имеет управления вектором тяги, ее конструкция исходила из обеспечения большой скорости и большой дальности, а не из необходимости выполнять резкие маневрирования после пуска. В зависимости от условий пуска, она имеет дальность действия, до трех раз превышающую дальность действия ракеты AIM-9X. Производственные поставки ракеты начались в 2002 г., первоначально для самолетов британских ВВС «Tornado», а затем и самолетов «Typhoon» и F-35. Эта ракета выбрал также для самолетов F/A-18 Австралии. Последующие варианты ракеты Asraam будут способны захватывать цель сразу после пуска.

Германия, Греция, Италия, Норвегия, Испания и Швеция участвуют в совместной программе, в рамках которой разрабатывается ракета «Iris-T». Данный проект возглавляет германская компания BGT. Это будет полностью европейская ракета, в которой используется недорогая ГСН с матрицей 128x4 элемента, с пониженной чувствительностью к лазерному противодействию. Ракета «Iris-T» может захватывать цели на углах больших 90% от оси носителя с помощью бортового радара или нашлемного прицела. В ней сочетаются управление вектором тяги и хвостовое оперение, она может захватить цель сразу после пуска. В настоящее время ракета «Iris-Т» интегрируется в самолеты F-16, F/A-18, JAS39 «Gripen», «Tornado», «Typhoon». В конце 2003 г. указанные шесть стран подписали меморандум о взаимопонимании по серийному производству примерно 4000 ракет «Iris-T».

УР класса «воздух-воздух» средней дальности. Нынешний стандарт на ракеты этого класса средней дальности был установлен ракетой КБ «Вымпел» РВВ-АЕ/Р-77 (АА-12), которая имеет максимальную дальность действия порядка 100 км и отличается решетчатым хвостовым оперением. В ней используется трехэтапное наведение: сначала инерциальное, которое уточняется затем с борта запускающего самолета прежде, чем ракета перейдет в режим радиолокационного самонаведения на конечном участке траектории. Поставки ракет российским ВВС начались в 1993 г., они экспортировались в Китай, Индию, Малайзию, Перу. Как сообщалось, КБ «Вымпел» разрабатывает ракету с ИК ГСН РВВ-ТЭ и с пассивной радиолокационной ГСН РВВ-ПЭ.

Ракета РВВ-АЕ конструировалась для замены ракеты КБ «Вымпел» Р-27 (АА-10), которая отличается обратной конусностью элеронов. В варианте с увеличенной дальностью Р-27РЭ/ТЭ используется полуактивная РЛ ГСН или ИК ГСН, соответственно, она имеет непревзойденную дальность действия 130 км. Это вполне может оправдывать сохранение таких ракет на вооружении наряду с ракетами РВВ-АЕ, поскольку они позволяют истребителям российского производства запускать ракеты при встречном сближении первыми по немалозаметным (non-stealthy) истребителям западного производства, вооруженным ракетами AIM-120.

Если программа будет профинансирована, ракета с прямоточным воздушно-реактивным двигателем РВВ-АЕ-ПД будет иметь дальность действия до 160 км. В качестве промежуточной меры, как сообщалось, КБ «Вымпел» разрабатывает вариант ракеты РВВ-АЕ, называемой К-77М, с использованием баллистической траектории для увеличения дальности действия. Китай разрабатывает свой вариант, Project 129, для вооружения самолетов Су-30МКК, оснащая ракету ракетным двигателем с двойной пульсацией для увеличения дальности и маневренности на конечном участке. Экспортный вариант SD-10 демонстрировался на макете легкого истребителя FC-1.

В ракете компании Raytheon Amraam AIM-120, как и РВВ-АЕ, используется трехэтапная система наведения. Ракета AIM-120 была принята на вооружение в 1991 г., 25 государствам поставлено более 12000 ракет этого типа. Новый вариант AIM-120C5, профинансированный компанией Raytheon, оснащен усовершенствованной боеголовкой, удлиненным ракетным двигателем, усовершенствованной линией передачи данных и обладает высокими возможностями за линией прицеливания.

Наиболее совершенной УР класса «воздух-воздух» средней дальности в Европе является ракета компании MBDA, которая эффективна и на малых дальностях. В ней используется управление вектором тяги, она может изготавливаться с двухдиапазонной тепловизионной или с активной радиолокационной ГСН. Ракета состоит на вооружении Франции, продавалась Греции, Катару, Тайваню и ОАЭ.

Некоторые европейские ВВС хотя увеличить дальность стрельбы и маневренность на конечном участке траектории. Такие пожелания привели к разработке на базе УР «Meteor» компании MBDA ракеты с канальным ПВРД, многоэтапным наведением и максимальной скоростью равной М=4. Она разрабатывается командой из шести государств, включая компании EADS - CASA, EADS-LFK и Saab Bofors Dynamics. Контракт на разработку был подписан в конце 2002 г., работы планируется завершить к 2010 г. Данная УР планируется для вооружения самолетов «Typhoon», «Rafale» и JAS39 «Gripen». Компания Boeing предлагает внешнее размещение на самолетах F-15 и F/A-18.

Работы, связанные с УР класса "воздух-воздух" большой дальности, относительно ограничены, но в 2003 г. на авиационной выставке в Дубаи КБ «Новатор» демонстрировал свою модель «Тип 172»/Туре 172 для внешней подвески на самолете Су-35. Она относится еще к требованиям советского периода конца 80-х годов, в соответствии с которыми дальность действия должна составлять 400 км для поражения целей большой ценности, таких как воздушные радиолокационные платформы и танкеры. В сообщениях говорится об экспортном варианте с дальностью 300 км, но статус программы в настоящее время не ясен.

Таблица

Некоторые характеристики УР класса «воздух-воздух» «AIM-9X», «Mica», «A-Darter», P-73, «Meteor», «Derby», PBB-AE, Р-27РЭ

Масса, кг

Масса БГ, кг

Длина, м

Диаметр, м

Размах, м

Дальность, км

AIM-9X

85,

-

3,00

0,127

0,445

_

«Mica»

88,0

-

2,90

0,166

«A-Darter»

89,0

-

2,98

0,166

0,488

_

P-7

105,0

7,

2,90

0,170

0,510

30

«Meteor»

112,0)

-

3,10

0,160

0,490

>55

«Derby»

118,0

-

3,6

0,160

0,640

AIM-120C5

156,8

22,0

3,65

0,178

0,445

_

PBB-AE

225,0

22,0

3,70

0,200

0,390

100

Р-27РЭ

350,0

39,0

4,70

0,260

0,800

130

Самолетные системы ДРЛО и наведения, AEW&C. Самой первой системой на вооружение самолетной системой ДРЛО и наведения истребителей-перехватчиков была система компании Northrop Grumman E-2C «Hawkeye II», масса которой составляет 25 т. Система нынешнего варианта, Group II, оборудована радаром компании Lockheed Martin APS-145, совершает полет на высотах 7625-9455 м, продолжительностью до шести часов. Система Е-2С используется ВМС США, экспортировалась в Египет, Францию, Израиль, Японию, Сингапур и на Тайвань.

В 1999 г. по заказу ВМС США была запущена производственная программа новых систем «Hawkeye 2000», предусматривающая строительство 27 новых систем и модернизацию 54 систем Group II до такого же стандарта. Все имеющиеся самолеты Е-2С ВМС США будут оборудованы восьмилопастными винтами NP2000, которыми оборудуются и «Hawkeye 2000».

Более совершенная система «Advanced Hawkeye» (АНЕ) в настоящее время находится на этапе системной проработки и демонстрации, принятие на вооружение планируется в 2011 г. Ее УВЧ радар разрабатывается компанией Lockheed Martin совместно с компаниями Northrop Grumman и Raytheon. Компания L-3 Communications отвечает за разработку антенны с электронным сканированием, а ВАЕ Systems за систему опознавания «свой-чужой». ВМС США планируют привести все свои системы Е-2С (около 75 самолетов) к стандарту АНЕ к 2020 г.

Системой AEW&C, проявившей себя великолепно в войне 1991 г. в Персидском заливе, была 152-тонная система компании Boeing E-3 AWACS, оборудованная радаром АРУ-1/2 компании Northrop Grumman. Обычно она оборудуется 14 пультами/местами боевых задач, максимальная продолжительность полета 11 ч, крейсерская высота около 9000 м. ВВС США закупили 34 системы У-3, а позднее 18 систем было заказано для НАТО, пять -для Саудовской Аравии, семь для Великобритании и четыре системы - для Франции.

В 1991 г., после закрытия линии сборки самолетов серии В707, компания Boeing объявила, что дальнейшее строительство систем E-3 AWACS будет базироваться на самолетах серии B767-200ER. Япония закупила четыре 175-тонных Е-767, оборудованных турбовентиляторными двигателями CF6-80C компании General Electric. Система Е-767 оборудована двухместной летной кабиной, девятью постами операторов (может быть дополнительно установлено еще пять при необходимости), крейсерская высота 10370-12200 м, продолжительность полета 13 ч в радиусе 500 км.

Российским эквивалентом системы E-3 AWACS является 190-тонная система А-50 АНТК им. Бериева, базирующаяся на транспортном самолете Ил-76МД, оборудованном турбовентиляторными двигателями Д-30 компании «Рыбинские моторы». Система А-50 оборудована четырехместной летной кабиной и 11 консолями операторов. Тяжелая бортовая авионика ограничивает запас топлива, и продолжительность полета составляет до четырех часов в радиусе 1000 км, крейсерская высота 7930-10665 м. Экспортный вариант системы А-50Э оборудован усовершенствованной бортовой авионикой, шесть систем заказано Китаем. Три системы А-50И, с бортовой авионикой «Phalcon» израильской компании Elta заказаны Индией.

В радаре «Phalcon» компании Elta используется несколько антенн типа ФАР, закрепленных на фюзеляже, а в некоторых случаях они дополняются антеннами в носовом и хвостовом обтекателях. Как полагают, Израиль и Южная Африка используют системы «Phalcon», базирующиеся на самолетах В707. Кроме того, Чили имеет один такой самолет, «Condor», оборудованный носовым антенным обтекателем и двумя антенными решетками на передней части фюзеляжа. Израиль заказал три самолета Gulfstream G550 с носовыми и хвостовыми антенными обтекателями «Phalcon» и двумя фюзеляжными антенными решетками, которые выдают сигнал на шесть консолей/мест операторов. Аналогичные самолеты предложены Южной Корее, которой требуется четыре системы.

Австралия и Турция выбрали 77-тонную систему В737 AEW&C, базирующуюся на планере B-737-700IGW, и многоцелевой радар с антенной решеткой с электронным сканированием, MESA (Multirole Electronically-Scanned Array), с надфюзеляжными линейными антеннами. Базовый вариант оборудован двухместной летной кабиной и шестью консолями для операторов боевых задач. Обе страны заказали четыре самолета.

Надфюзеляжные линейные антенные решетки используются также в радаре «Erieye» компании Ericson, которые впервые были адаптированы ВВС Швеции (на шести самолетах), используя в качестве воздушной платформы Saab 340B, а позднее Бразилией (на пяти), Мексикой (на одном) и Грецией (на четырех), все используя Embraer EMB 145. Согласно сообщениям, к апрелю 2004 г. Малайзия подпишет контракт на четыре ЕМВ 145, оборудованных радарами «Erieye».

Системы ПВО очень малой дальности, VSHoRAD. Системы VSHoRAD (Very Short-Range Air Defence) могут быть определены как системы, предназначенные для поражения воздушных целей на дальностях менее десяти километров. Оперативная гибкость требует использования очень легких управляемых ракет, поскольку это позволяет спешенному солдату стать автономной огневой точкой, по крайней мере в ясную погоду и в дневных условиях. Большая вероятность поражения может быть достигнута путем размещения нескольких таких ракет на лафетной установке для ведения огня залпом, а установка может быть объединена с внешней системой наведения.

Хотя портативные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК) прошли в своем развитии три поколения, некоторые старые комплексы, такие как ПЗРК 9М32М «Стрела» (SA-7) российского КБ машиностроения, в какой-то ограниченной мере остаются угрозой, главным образом, для незащищенных коммерческих самолетов. Российские ПЗРК второго поколения представлены комплексами «Стрела-3» (SA-14) и КБМ 9М310 «Игла-1» (SA-16). УР обоих комплексов оснащены охлаждаемыми головками самонаведения, для обеспечения работы в более длинноволновом ИК диапазоне, позволяющие поражать цели на любом ракурсе. Примером ПЗРК третьего поколения может служить комплекс 9М39 «Игла» (SA-18), ракета которого оснащены ГСН, работающей в двух диапазонах ИК волн для обеспечения распознавания ложных целей. Самый новый ПЗР КБМ 9М342 «Игла - Супер» включает УР с более мощной боеголовкой, лазерным неконтактным взрывателем и усовершенствованными ракетным двигателем и системой управления полетом.

Таблица 3

Некоторые характеристики систем AEW&C/AWACS

ЕМВ 145

Е-2С

В737

Е-

Е-767

А-50

Двигатель ная установка

АЕ3007А

Т56-А-427

CFM56-7

CFM56-2A-

CF6-80C

Д-30КП

Макс, взлетная масса, кг

23400

25000

77000

152000

175000

190000

Тяга, мощность

2х31,32кН

2х3800кВт

2х1011кН

4х106,8кН

2х273,6к Н

4х117,7кН

Размах, м

20,0

24,56

34,

44,

47,57

50,50

Длина, м

29,87

17,60

33,6

46,6

48,5

46,60

Высота, м

6,75

5,58

12,55

12,7

15,85

14,80

Площадь крыла, м2

51,18

65,0

124,50

273,40

283,40

301,20

Диаметр, длина ан тенны, м

8,0

7,

10,7

9,1

9,1

10,50

Высота полета, м

9150

7625-9150

-

7625-9150

10370-12200

7930-9150

Макс, продолж. полета, ч

9,0

11,0

Время патрул., ч/радиус, км

5,3/370

8,0/500

13/550

4,0/1000

Макс.даль ность полета, км

2650

2855

5560

9250

10370

5000

Американским эквивалентом российской серии «Игла» является ПЗРК Fim-92 "Stinger" компании Raytheon, который широко используется в портативном варианте и может поставляться в различных других вариантах, включая спаренный вариант DMS (Dual Mount «Stinger») с ракетой, оснащенной ИК ГСН и радиолокационным наведением. Корпорация EADS-LFK разработала тренажный, «двухствольный» вариант TAS (Tripod-Adapted «Stinger») и лафетный вариант PMS (Pedestal-Mounted «Stinger") для автомобилей 4x4. В армии США используются комплексы «Stinger», устанавливаемые на бронемашинах. Недавние продажи включают закупку Литвой систем LASAMS (Low-Altitude Sam System) с машинами «Hummer» и радарами TPQ-64 «Sentinel» компании Thales Raytheon Systems. Кроме того, УР «Stinger» образует начальное вооружение системы германской армии LeFlaSys, созданной совместно компаниями Rheinmetall Defence Electronics и Krauss-Maffei Wegmann на базе гусеничной машины МаК «Wiesel 2».

Система LeFlaSys включает до восьми оружейных платформ, каждая с четырьмя УР, готовыми к пуску, командный пункт с трехмерным радаром обнаружения HARD компании Ericson и ИК системой слежения IRST компании Thales Optronics.

Конструирование, исходя из массы ракеты, подходящей для ПЗРК, ограничивает эффективность боеголовки ракеты. Некоторые виды ВС предпочитают в какой-то степени более мощную боеголовку, несмотря на необходимость при этом использования треноги. Хорошим примером такого подхода является 20-килограммовая ЗУР компании MBDA «Mistral», оснащенная боеголовкой массой 2,95 кг, против боеголовки массой 1,2 кг ПЗРК «Игла». Ракета может использоваться различными наземными и морскими пусковыми установками, заказано более 15 тыс. ед. ВС 25 государств.

Благодаря высокой точности, инфракрасное наведение, вероятно, является очевидным выбором для систем самонаведения ЗУР. Однако в портативной системе компании Saab Bofors Dynamics RBS70/90 используется наведение по лазерному лучу в сочетании с очень эффективной осколочно-фугасной боеголовкой и помехозащищенным лазерным неконтактным взрывателем. Дальнейшей разработкой компании является ЗУР «Bolide», предназначенная для поражения более трудных целей, она оснащена новым маршевым двигателем, позволившим увеличить дальность и сократить время полета. ЗУР «Bolide» используется в автомобильном варианте системы «Asrad-R» совместного производства компании Saab Bofors Dynamics и Rheinmetall Defence Electronics. Финляндия заказала как RBS70, так и «Asrad-R».

Лазерное наведение используется также в высокоскоростной ЗУР компании Thales Air Defence «Starstreak». Она оперативно применяется в 1999 г. в британской армии в виде «Armoured Starstreak», базирующейся на гусеничной машине Alvis «Stormer», несущей восемь ЗУР готовых к пуску и 12 для перезаряжания. Британская армия использует ракету в треножной, «трехзарядной», легкой системе LML (Lightweight Multiple Launcher). В обоих случаях цель отслеживается оптической системой, и она вырабатывает сигналы лазерного наведения для трех стреловидных поражающих элементов («darts»), которые ЗУР разгоняет в сторону цели. Для Финляндии компания Thales разработала автомобильный вариант автоматической системы наведения/прицеливания ЗУР «Starstreak». Недавно компания объявила о новой полностью автоматической системе слежения за целями и управления ЗУР для использования с различными дневными и ночными сенсорами и лазерным дальномером в различных компоновках (наземной, поддонной, автомобильной). Рассматривается вариант ЗУР «Starstreak» с одним поражающим элементом, как более подходящий для поражения малых целей, как, например, беспилотные летательные аппараты.

Система компании MBDA «Jemas» является экспортным вариантом буксируемой системы «Rapier FAC» (Field Standard С), которая в 1996 г. поступила на вооружение СВ и ВВС Великобритании. Система включает три прицепа, оборудованных: станцией управления пуском с восемью ЗУР «Rapier» Мк2; трехмерной обзорной РЛС; РЛС слежения с высоким наведением. Наведение базируется на командном наведении вдоль линии прицеливания, CLOS. ЗУР типа «Rapier» находятся на вооружении десяти стран, некоторые доведены до стандарта «FSC».

В системе компании Euromlssile «Roland» также используется командное наведение типа CLOS, базирующееся на радиолокационном, инфракрасном или оптическом слежении, и она была первой системой размещенной на гусеничных платформах/машинах для решения задач ПВО в тактической/фронтовой зоне. Потребность в простом заморском развертывании привела к разработке контейнерного варианта, который может развертываться на земле, прицепе или грузовике. Одиннадцати государствам поставлено более 26 тыс. ЗУР и 644 пусковые установки. Главный прогресс был достигнут ракетой VT-1, которая обеспечивает дальность действия ПЗРК SHoRADS более десяти километров. Система «Enhanced Roland» является результатом нескольких модернизаций, включает оптико-электронную систему управления огнем «Glaive» и цифровую систему менеджмента BKS, разработанные компаниями Euromissile и EADS-LFK.

Гибридные, ракетно-артиллерийские системы включают ЗРПК «Тунгуска-М1» Ульяновского КБП, в состав которого входят восемь ЗУР 9М311 (SA-19) КБМ/ «Факел» и две зенитные пушки калибра 30 мм.

Что касается морских систем VSHoRADS, ЗУР «Mistral» компании MBDA находятся на вооружении в составе «двухствольной», с ручным управлением системы «Simbad» и «шестиствольной» «Sadral», которая включает стабилизированную платформу, дневную и ночную камеры, помогает принимать данные от радиолокационной и оптико-электронной систем корабля-носителя. Компания разработала также «четырехствольный» вариант «Tetral» со стабилизированной пусковой платформой и инфракрасной камерой с тем, чтобы подходил для вооружения малозаметных кораблей.

Система компании Rafael «Barak-1», разработанная совместно с компанией Israel Aircraft Industries, была одной из первых систем с вертикальным пуском, с ракетой с управляемым вектором тяги, обеспечивающей круговое прикрытие с помощью одной системы. Она обычно включает две «шестиствольные» пусковые установки и систему управления огнем, которая базируется на радаре слежения компании Elta EL/M-2221, работающем в двух диапазонах частот, тепловизионной камере. Система получает ориентировку от радара обнаружения корабля. ЗУР «Barak» оборудована полуактивной РЛ ГСН и способна перехватывать цели, летящие над уровнем моря на высоте два метра. Ракета состоит на вооружении ВМС Израиля, Чили, Сингапура и индийской армии. Сообщалось, что в конце 2003 г. ВМС Индии намеревались разместить заказ на ЗУР «Barak» ЗУР RIM-116RAM (Rolling Airframe Missile) или система УР Мк31 разработана на базе ЗУР «Sidewinder» для обороны от противокорабельных УР совместно компанией Raytheon и германским консорциумом Ramsys. Впервые была развернута в 1993 г., в настоящее время ею вооружены более 80 кораблей ВМС США и 28 кораблей ВМС Германии. Ракеты запускаются 21-ствольной ПУ Мк 49. Ракеты Block О Ram конструировались для борьбы с ПКР с активным РЛ наведением. В носовой части, по обеим сторонам ИК ГСН расположены пассивные радиолокационные датчики. После целеуказания корабельным радаром обнаружения, ракета запускается по направлению на цель (ПКР), используя в начале наведение с помощью пассивного радара. Затем ИК ГСН захватывает ПКР и берет управление на себя, обеспечивая более точное наведение на конечном участке траектории.

ЗУР серии Block 1, находящиеся в настоящее время в полномасштабном производстве, разрабатывались для борьбы с ПКР, которые не используют активное РЛ наведение, и поэтому оснащены и тепловизионными ГСН, хотя возможность радиолокационного -инфракрасного наведения сохранена. ЗУР серии Block 1 могут использовать инфракрасную ГСН на всей траектории. Тепловизионная ГСН улучшает возможности использования ракеты против самолетов и вертолетов. В системе компании Raytheon «Sea Ram» пушка Гатлинга системы ближнего действия «Phalanx» заменена 11-ствольной ПУ Ram.

Зенитные пушки. К зенитной артиллерии, как к средству ПВО малой дальности, снизился интерес в последние десятилетия, вероятно, из-за того, что «пушки» стали немодным понятием, но разработка самонаводящихся артиллерийских боеприпасов/снарядов и систем управления огнем дают новую надежду ствольной артиллерии.

Бесспорно то, что 40 мм зенитная пушка компании Bofors все еще рассматривается в качестве эталона зенитной артиллерии, главным образом, из-за интенсивного применения во время Второй мировой войны, так что трудно найти западную страну, которая не имела бы ее на вооружении, и даже Россия сделала ее копию, но калибра 37 мм, а Венгрия изготовила 40 мм вариант, 36М.

Таблица

Некоторые характеристики ЗУР VSHoRADS

Пусковая масса, кг

Масса боеголов ки, кг

Длина,

м

Диаметр, м

Макс, дальность, км

Макс, высота, м

«Стрела-3»

9,8

1,0

1,

0,07

4000

3050

10,6

1,15

1,67

0,07

5200

3500

12,6

2,5

1,67

0,07

6000

3500

«Stinger-RMP»

10,

1,0

1,52

0,07

4500

3500

18,7

3,0

1,86

0,09

6000

-

RBS70/90

16,5

-

1,

0,106

8000

5030

13,6

1,40

0,127

7000

-

9М31

42,0

9,0

2,6

0,076

10000

6100

43,0

-

2,2

0,1

>8000

-

65,0

2,40

0,16

8000

8000

98,0

22,0

2,13

0,18

10000

-

Rim-116A Ram

73,48

11,36

2,80

0,127

Для разрешения новых угроз, не только в виде самолетов, но и виде крылатых ракет, планирующих кассетных боеприпасов и беспилотных аппаратов, компания Bofors в конце 80-х годов разработала программируемый боеприпас «ЗР». Первоначально он был разработан для 40 мм пушки L/70, затем его концепция была трансформирована на 57 мм морской калибр, который недавно был принят США. Взрыватель каждого боеприпаса «ЗР» программируется индивидуально, когда он подготавливается к заряжанию, в соответствии с данными, которые поступают из компьютера системы управления огнем и от датчиков дальности (радара и/или лазерного дальномера). По существу система инициирует часовой механизм, который подрывает боеприпас на заданной дистанции от пушки, а следовательно, и от цели, и боеприпас заполняет пространство вокруг себя 1100 поражающими элементами/шариками, а также осколками корпуса (гильзы боеприпаса). Вполне ясно, что взрыв четырех или шести боеприпасов оставит мало свободного пространства для выживания даже небольшой цели.

Имеется шесть режимов:

- стробированной дальности (против УР, ударных самолетов, кассетных боеприпасов

и вертолетов);

- стробированной дальности с приоритетностью удара (против больших транспортных

самолетов и вертолетов);

- постоянной дальности (не состоявшийся режим для пушек, необорудованных

программирующей системой);

- временной (позволяет пушке вести огонь горизонтально поверх мягких целей, по

сути противопехотный);

- ударный (против грузовиков, бронетранспортеров, небольших катеров);

- ударный, бронепроникающий (против легких бронемашин, зданий).

Временное программирование боеприпаса «ЗР» безусловно исключает любого типа контрмеры. Пушка L/70 традиционно интегрируется с системой управления компании Saab Utaas. Она разработала также систему управления огнем прежде всего для

различных модификаций практически любой зенитной пушки с механическим управлением. В основном она состоит из пяти модулей: блока захвата и сопровождения, гироскопа, азимутального датчика, блока управления и дисплея, компьютера. Может быть подключен и шестой модуль - тренажерный.

Компания Oerlikon Contraves давно занимается ствольным вооружением, но в настоящее время наиболее известна из-за своей спаренной системы калибра 35 мм, TGS (Twin Gun System). Одной из сильных сторон компании является ее выдающиеся способности модернизировать любые прежние системы, находящиеся на вооружении заказчиков, используя современные системы управления огнем. Последней новинкой в каталоге ствольного оружия компании является 35 мм пушка револьверного типа. Ассоциированная с радаром последней разработки и системой управления огнем, эта модульная, контейнерная система известна как «Skyshield 35», она может быть интегрирована с ракетной пусковой установкой большей дальности.

Фактически система «Skyshield 35» включает четыре отдельных компонента: пушку, радар/СУО, командный пост и боеприпас «Ahead». Сама пушка револьверного типа известна, как «35/1000», что говорит о ее калибре и скорострельности. После развертывания (нивелировки, заряжания 228 боеприпасами, введения точных координат в компьютер СУО) пушка остается необслуживаемой на своем поддоне (ISO). Сенсорный комплекс также контейнизирован и включает радар с многолучевой диаграммой, работающий в диапазоне «X» и радар слежения за целями. После обнаружения цели она автоматически передается на датчики слежения телевизионного, лазерного и инфракрасного модуля, расположенного в укрытии КП. Для открытия огня требуется менее 4,5 с после обнаружения цели.

Программируемый боеприпас «Ahead» является шагом вперед по сравнению со шведским боеприпасом «ЗР», поскольку он программируется после того, как покидает ствол пушки, а это означает, что при программировании используются действительные данные каждого боеприпаса/снаряда. С этой целью ствол пушки оборудуется тремя индукционными катушками. Первая регистрирует начало движения боеприпаса в стволе и запускает таймер компьютера, вторая фиксирует прохождение боеприпаса в стволе и останавливает таймер, третья вводит временную информацию во взрыватель, базируясь на дальности и скорости приближения цели, а также на скорости снаряда, которая для каждого снаряда имеет несколько отличные значения. Такой уровень точности необходим, если требуется «организовать» момент и положение в воздухе, когда снаряды одной группы выстрелов (залпа, очереди) взрываются последовательно при противопехотном залпе или в одной плоскости в случае ведения огня по воздушной цели. Один боеприпас/снаряд «Ahead» радикально рассеивает 152 заостренных, цилиндрических, титановых боевых элементов/субснарядов, которые способны пробить любой воздушный планер из легкого сплава и нанести катастрофический ущерб всему, что находится внутри.

Имеется знаменитый вариант морского использования - система «Phalanx» компании Raytheon, которая базируется на автоматической пушке Гатлинга калибра 20 мм со скорострельностью 4500 выстрелов в минуту. После принятия на вооружение в 70-х годах, система прошла ряд усовершенствований и модернизаций, последней была Block 1 B. Эта система была успешно испытана на корабле ПВО ВМС США, в том числе против сверхзвуковых глиссирующих управляемых ракет. Конфигурация на испытательном корабле самообороны SDTS (Self-Defense Test Ship) полностью интегрировала сенсоры и вооружение системы «Phalanx» с корабельным комплексом самообороны компании Raytheon Mkl SSDS (Ship Self-Defense System). В ходе испытаний радар обнаружения системы «Phalanx» передавал данные обнаруженной цели на комплекс SSDS, который, в свою очередь, производил целеуказание маловысотной заградительной системе (CIWS) «Phalanx» на уничтожение подлетающей УР. Послеиспытательный анализ показал, что УР-мишень была поражена одним из первых боеприпасов системы «Phalanx» с последующим ее разрушением на дальности вдвое большей, чем в предыдущих испытаниях.

В бывшем Советском Союзе было создано большое количество артиллерийских систем ПВО, наиболее известными являются «Шилка» и «Тунгуска». Система «Шилка», известная также, как ЗСУ-23-4, размещается на гусеничном шасси и является почти автономной (она включает собственный радар и СУО), если исключить обзорный радар «Сборка-М1» и командный пост. Ульяновский механический завод предложил программу модернизации, которая направлена на оцифрование компьютера и СУО, а также оборудование современными линиями передачи данных (ЛПД). После такой модернизации четырехствольная ЗСУ «Шилка» сможет поражать воздушные цели на высотах 25-1500 м и на дальностях до 2500 м.

Система «Тунгуска-М1» также размещается на гусеничной платформе, но объединяет две 30 мм пушки и ракетные пусковые установки. Она представляет весьма грозное средство для всего летающего в ее окрестности: обнаруживает цели на дальности 18 тыс. м, обеспечивает слежение с дальностей 16 тыс. м, автоматически реагирует через 8,0 с запуском одной или нескольких из четырех готовых к пуску ЗУР КБП 9М311-1М на дальность до десяти километров или открытием беглого огня из пушек с общей скорострельностью 5000 выстрелов в минуту. Дальность передвижения системы «Тунгуска» не менее 500 км.

Системы ПВО малой дальности, SHoRADS. Имеющие несколько большую массу ЗУР SHoRAD заполняют разрыв между системами VSHoRADS и MRADS (средней дальности), обеспечивая поражение воздушных целей на дальностях превышающих 20 км. Однако, как иллюстрировалось на примере ЗУР «Roland», которая была развита из категории VSHoRAD до категории SHoRAD, различия между ними не очень заметны.

В настоящее время управляемая ракета компании Rafael класса «воздух-воздух» ближнего воздушного боя «Python 5» предложена для роли ЗУР в системе SHoRAD с дальностью действия около 20 км. Компания предложила армии Индии вариант ЗУР «Python» и систему ПВО «Derby» (названную «Spyder»), базирующуюся на четырехконтейнерной наводимой пусковой установке, размещаемой на 6x6 платформе/машине. На второй будет размещаться радар обнаружения с мачтовой антенной компании Elta. Вся система конструируется, исходя из возможности переброски в транспортном самолете Ил-76. Оборудованная стартовым ускорителем (как ускоритель ЗУР «Barak») ЗУР «Derby» (по сути УР класса «воздух-воздух» средней дальности), по оценкам, будет иметь максимальную дальность 40 км. Первые пуски с транспортно-пусковой машины системы «Spyder» должны были состояться в июне 2004 г.

Российская гибридная система ПВО Ульяновского КБ «Панцирь-С1», базирующаяся на платформе 8x8, включает 12 ЗУР 9М335 КБМ «Факел» и две 30 мм пушки.

Усовершенствованная управляемая ракета средней дальности класса «воздух-воздух» компании Raytheon Aim-120 Amraam используется в роли ЗУР малой дальности в аэродромной системе ПВО норвежской компании Kongsberg Nasams (Norwegian Advanced Surface-Air Missile System), состоящей из шестиствольных буксируемых пусковых установок, радаров обнаружения, MPQ-64, и слежения, TPQ-36A, компании Raytheon. Радар слежения дополняется тепловизионными камерами. Компания Kongsberg поставила четыре системы Nasams Испании. Система NasamsII является модифицированным вариантом с более совершенными сенсорами и СУО. В системе КМП США Claws (Complementary Low Altitude Weapon System) четыре ЗУР Aim-120 размещаются на машине «Hummer», дополняющей систему на шасси «Avenger», вооруженную ЗУР «Stinger». Планируется, что система Claws будет принята к 2005 г. Армия США имеет сравнимые требования на систему с ЗУР Slamraam (Surface-Launched Amraam).

Система RBS23 «Bamse» компании Saab Bofors Dynamics, по-видимому, разрабатывалась с целью перекрытия больших высот, чем существующие системы SHoRADS, и перехвата малоразмерных целей. Батарея «Bamse» состоит из центра обнаружения и управления SCC (Surveilluce coorfdnation centre) с радаром компании Ericsson «Giraffe» с телескопической антенной, а также из пусковых установок, количество которых до четырех, каждая с четырьмя ЗУР готовыми к пуску. Пусковые установки буксируются бездорожниками, транспортирующими запасные ракеты и радар слежения компании Ericsson, и размещаются обычно на расстоянии десять километров от центра SCC. Радар слежения обеспечивает также командное наведение вдоль линии визирования (CLOS) ракеты, которая запускается с помощью мощного ускорителя тандемного типа.

Первой значимой российской мобильной системой ПВО типа SHoRADS была система концерна «Антей» 9КЗЗ «Ромб» или «Оса» (SA-8), базирующаяся на амфибийном шасси 6x6 и появившаяся впервые в 1974 г. Первоначальным недостатком системы было то, что вся батарея могла быть выведена из строя путем нанесения удара по платформе, на которой размещен радар поиска. Однако позднее каждая пусковая платформа была оборудована самостоятельной СОУ. ЗРК 9К330 «Тор» концерна «Антей» (SA-15) базируется на гусеничной платформе, и каждая пусковая платформа несет восемь ЗУР 9М330 КБМ «Факел», запускаемых вертикально, а также радары поиска и слежения усовершенствованными ЗУР 9М331, оснащенными более эффективными боеголовками, а к электрооптическому каналу добавлено автоматическое устройство слежения.

УР, используемые в ЗРК «Тор», используются и в морском варианте «Клинок», в котором три или четыре восьмиствольных подпалубных модуля. Система может также управлять установками 30 мм пушек.

ЗУР компании Raytheon Rim-7P системы НАТО «Sea Sparrow» прошла через многочисленные обширные модификации, включая «Sea Sparrow» вертикального пуска и Rim-162 ESSM (Evolved Sea Sparrow Missile). Последняя является кинематической модификацией, имеющей большего диаметра двигатель, новые хвостовые плоскости управления и управляемый вектор тяги. Она оснащена также модифицированной боеголовкой.

Таблица 5

Некоторые характеристики ЗУР малой дальности

Стартовая масса, кг

Масса боеголовки, кг

Длина м

Диаметр м

Макс, дальность м

Макс, высота м

«Roland»

VT-

76

1

2,6

0,17

11000

-

9М335 «Панцирь-С1»

7

20

3,

0,09

18000

9900

AIM-120

88

-

2,9

0,166

-

-

RBS23 «Bamse»

-

-

2,5

0,1

>15000

15250

«Оса-АКМ»

128

15

3,1

0,

>10000

5030

«Тор-М1»

167

14,8

2,9

0,235

12000

6100

AIM-7P «Sea Sparrow»

231,5

38,6

3,66

0,20

20000

«Mica»

11

-

3,

0,16

>10000

-

«Umkhonto-IR»

127

2

3,

0,18

12000

9900

Другие морские системы SHoRAD включают систему вертикального пуска MBDA «Seawolf» и «Mica». Система «Seawolf» продемонстрировала способность перехватывать снаряды калибра 4,5 дюйма. ЗУР вертикального пуска компании Kentron «Umkhonto-IR» интегрируются на южно-африканских корветах типа «Меко» и заказаны для финских кораблей «Squadron 2000». Ракеты оборудованы ИК головками, которыми оборудуются УР класса «воздух-воздух» «U-Darter».

Ракетные системы ПВО средней дальности, MRADS. На дальностях 20-75 км борьбу с воздушными целями ведут системы средней дальности MRADS (Medium-Range Air Defence System).

Классическим примером западной системы является система компании Raytheon Mim-23 «Hawk», которая поступила на вооружение в 1960 г. В настоящее время она состоит на вооружении армии, КМП США и ВС 20 других стран. ЗУР «Hawk» оборудована полуактивной РЛ ГСН и запускается с колесного прицела. Система «Hawk» прошла серию модификаций до нынешнего варианта «Hawk Phase III», который может вести борьбу в какой-то мере с БР малой дальности. Будущие планы сосредоточены на объединении «Hawk» и Amraam с целью сохранения большей дальности и большей высоты действия ЗУР «Hawk», используя одновременно повышенные возможности УР Amraam в отношении многочисленных, высокоскоростных, летящих на малых высотах целей. Программа «Hawk» - Amraam выполняется совместно компаниями Raytheon и Kongsberg.

Как уже отмечалось, ракета класса «воздух-воздух» средней дальности «Derby» также разрабатывается в варианте ЗУР, в котором ее тандемный ускоритель обеспечивает дальность действия до 40 км.

Зенитная ракетная система Ульяновского завода 9К12 «Куб» (SA-6) сравнима с системой «Hawk», но базируется на гусеничных платформах. Ракета с ракетным и прямоточным воздушно-реактивным двигателями, с командным наведением, с которого на конечном участке траектории ракета переходит в режим самонаведения с помощью полуактивной РЛ ГСН. Хотя система «Куб» была принята на вооружением в 1967 г., она имеется еще в более чем 20 странах, а Ульяновский завод ведет маркетинг модифицированных вариантов, включая вариант с ракетой ЗМ9МЗ, которая имеет на 25% большую дальность и в два раза большую высоту - до 14030 м.

В 1979 г завод перешел на производство ЗРК 9К37 «ByK»/SA-ll (вместо системы «Куб»), которая пришла на смену более старой, чем «Куб», системе 9К8 «Круг» (SA-4). Усовершенствования в системе «Бук» - оборудование радарами подсветки и слежения каждой пусковой платформы. Система 9К37М1 «Бук-М1» вооружена ЗУР 9М38М1, которая сконструирована Долгопруднинским НПП и имеет максимальную скорость, равную М=3 5. ЗРС 9К37М1-2 «Бук-М1-2», принятая на вооружение СВ России в 1998 г., вооружена ЗУР ДНПП 9М317 и оборудована новой СУО. Это обеспечило некоторые возможности по перехвату противолокационных и тактических баллистических ракет.

Значительным шагом вперед была система средней дальности консорциума Eurosam (MBDA/Thales) «Samp-T» (Sol-Air Moyenne Portee-Terrestre), входящая в семейство будущих франко-итальянских систем ПВО FSAF (Future Surface-to-Air Family). Система «Samp-T» базируется на гусеничных платформах, может перевозиться транспортными самолетами, вооружена ЗУР «Aster 30» компании MBDA, радарами «Arabel» компании Thales и «Zebra» компании AMS. Командный модуль контролирует до шести пусковых платформ, на которых по восемь ЗУР. Ракета «Aster 30» оборудована большим тандемным двигателем-ускорителем и осколочно-фугасной боеголовкой. Боеголовка включает систему инерциального наведения, которое уточняется по линии передачи данных, а на конечном участке используется активная РЛ ГСН. Ракета «Aster 30» Block1 обладает некоторыми возможностями по перехвату БР с дальностью 500-600 км, как, например, «Scud» (SS-1). Рассматривается вариант Block 2 для перехвата БР с дальностью от 1000 до 2000 км.

В конце 2003 г. сенат Италии одобрил начало третьего этапа программы FSAF Phase 3, которым предусматривается поставка итальянской армии шести ЗРС «Samp-T» и 288 ЗУР «Aster 30», которыми будут вооружены два полка ПВО. Последующие серийные партии будут поставляться и Франции.

Одновременно были одобрены две морские системные программы: объектовой ПВО SAAM (Surface-to-Air Anti-Missile) и зональной PAAMS (Pricipal Anti-Air Missile System). Система SAAM вооружена ракетами «Aster 15» в восьмиствольных вертикальных ПУ «Sylver», оборудованных радаром «Arabel» компании Thales или «Empar» компании AMS. Система PAAMS (для ВМС Франции, Италии и Великобритании) вооружена как ЗУР «Aster 15», так и «Aster 30» на ПУ «Sylver» и включает радар «Empar» или «Sampson» компании AMS. Первым кораблем, который был вооружен системой SSAM был французский авианосец «Charles de Gaulle». Эта же система была выбрана для саудовских фрегатов «Sawari II». Первые серийные системы PAAMS предназначаются для фрегатов ВМС Великобритании Туре45 и ВМС Франции «Horizon», а затем для фрегатов ВМС Италии «Orizzonte». Она принята также под названием «Raven» (с радаром компании Thales «Celia») ВМС неустановленной азиатской страны.

Ракетные системы ПВО большой дальности, LRADS. Перехват воздушных целей на дальностях более 75 км требует ЗУР большой массы с этапным наведением и поддерживаемой радарами системы обнаружения с чрезвычайно большой дальностью действия. Возможно, из-за огромной территории и представления, что окружен противниками, Советский Союз занимал лидирующее положение в разработке ЗУР большой дальности, и во многих отношениях Россия сохраняет лидерство и в настоящее время.

Классическим примером является ЗУР НПО «Алмаз» С-200 «Ангара» (SA-5), имеющая массу 7 т, дальность действия примерно 250 км. Первоначально она предназначалась для защиты главных городов, но позднее была развернута с пассивной радиолокационной системой наведения на конечном участке траектории для противодействия системам НАТО AWACS и была продана Сирии для борьбы с израильскими самолетами Е-2С. Командной системой наведения на срединном участке траектории оборудованы как ракеты с активным, так и с пассивным РЛ наведением на конечном участке.

Иногда могло показаться, что советские обозначения даются с целью ввести в заблуждение западную разведку, что демонстрируется семейством С-300, которое использовалось в системах СВ, войск ПВО и ВМФ, и ее дальность была увеличена со средней до большой. ЗРС С-300П (SA-10) «Алмаз» базировалась на колесных платформах и появилась в 1978 г. в прицепном варианте С-300ПТ и самоходном С-300ПС. В обоих вариантах использовались ЗУР вертикального пуска, с командным наведением КБ «Факел» 5В55К, а позднее ЗУР большой дальности с полуактивным радиолокационным наведением 5В55Р. После войны в Персидском заливе 1991 г. НПО «Алмаз» разработало ЗРС С-300ПМС (SA-10C) с ЗУР 5В55У, используя систему наведения «через ракету» для создания ограниченных возможностей по перехвату оперативно-тактических БР (ТВМ) Модернизированная система С-300ПМУ1 с ЗУР КБ «Факел» 48Н6Э была продана Китаю, Кипру и Индии, а возможно, и в другие страны. Во время московской выставки MAKS'97 стало известно о ЗРС С-300ПМУ2 с ЗУР 48Н6Э2 с дальностью действия 200 км ЗРС С-400 «Триумф», предназначенная для развертывания вокруг Москвы, как полагают включает ЗУР средней дальности 9М96Е и большой дальности 9М96Е2.

Система «Антей» C-300V конструировалась для использования СВ в зоне боевых действий и транспортируется гусеничными платформами. Использует ЗУР КБ «Новатор» 9М83 (SA-12A) для перехвата маневрирующих целей и 9М82 (SA-12B) для перехвата ОТР/ТВМ и управляемых самолетов. Обе ЗУР оборудованы инерциальной системой наведения на срединном участке траектории с корректировкой по цели через линию передачи данных, а также активной РЛ ГСН для конечного участка траектории. ЗРС С-300VM представляет глубоко модернизированный вариант с ЗУР увеличенной дальности 9М82М и 9М83М и с усовершенствованными радарами. Экспортный вариант назван «Антей-2500».

На рынке вооружений система «Антей-2500» соперничает с системой MIM-104 «Patriot», которая экспортируется в девять стран. ЗУР «Рас-2» была принята на вооружение в начале 1991 г., во время войны в Персидском заливе, в настоящее время заменяется конфигурацией «Рас-3», ракетой прямого попадания (hit-to-kill) компании Lockheed Martin Vought Systems, значительно меньших габаритов, что позволяет ПУ «Patriot» нести 16 ЗУР вместо четырех «Рас-2».

ЗУР «Рас-3» принята также для программы MEADS (Medium Extended Air Defence System), которая выполняется совместно США, Германией и Италией с участием компаний Martin, EADS-LFK и MBDA. По состоянию на настоящее время, производство систем MEADS (которые должны развертываться более просто чем «Patriot») не начнется до 2012 г., что считается Италией слишком поздним сроком. Другой проблемой является то, что система предназначается для перехвата широкого круга целей, что вызывает необходимость дополнения ракеты «Рас-3» менее дорогой ракетой.

Третьим вариантом системы С-300 является система С-300Ф «Форт» (SA-N-6) НПО «Альтаир» с ЗУР ЗМ41, которая экспортируется под названием «Риф». По существу, это морской вариант системы С-300П НПО «Алмаз», базирующийся на ЗУР КБ «Факел» 5В55. Модернизированный вариант С-300ФМ или «Риф-М» используется ЗУР дальнего действия КБ «Факел» 48Н6.

Американским эквивалентом системы С-300Ф является Rim-66 «Standard Missile» компании Raytheon, которая состоит на вооружении ВМС 13 стран. Последним вариантом является Rim-67D SM-2(ER) с полуактивным радиолокационным наведением.

Таблица 6

Некоторые характеристики ЗУР средней и большой дальности

Стартовая масса, кг

Масса боеголовки, кг

Длина м

Диаметр м

Макс, дальность м

Макс, высота м

MIN-23B «Hawk»

635

-

5,0

0,37

40000

-

2К12 «Куб»

580

-

6,19

0,3

24000

«Бук-1М»

690

70

5,55

0,40

42000

22110

9К40 «Урал»

710

70

5,55

0,40

48000

-

«Aster 15»

310

-

4,10

0,18

>30000

-

«Aster 30»

445

-

4,80

0,18

100000

-

С-300ПМУ

1800

145

7,50

0,50

200000

27450

С-300В (9М83)

1000

150

4,69

0,80

75000

25010

С-300В (9М82)

1500

150

6,10

0,80

100000

30500

Вершинин В.И.

Armada International.-2004.-N 2.-P.39-58.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации