Обзор средств дальнего радиолокационного обнаружения и управления воздушного базирования

ВИНИТИ

Серия «ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ»

6-2005, стр.22-26

Обзор средств дальнего радиолокационного обнаружения и управления воздушного базирования

В статье «More Eyes in the Skies», опубликованной в журнале Armada International, описывается краткая история и современное состояние дел в области систем дальнего радиолокационного обнаружения и управления, установленных на самолетах и вертолетах.

Самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления ДРЛОУ (AEW&C - Airborne Early Warning and Control) впервые продемонстрировали свою важность во Вьетнаме, однако их концепция впервые была признана выдающейся во время войны в Персидском заливе в 1991 г., в которой они играли ключевую роль.

Владение средствами ДРЛОУ считалось прерогативой, сверхдержав, а затем также преуспевающих стран, однако в последнее десятилетие XX в. с появлением менее дорогостоящих самолетов ДРЛОУ, спрос на них возрос в Азиатско-Тихоокеанском регионе, на Индийском субконтиненте и даже в Латинской Америке.

Далее в статье подробно рассматриваются следующие средства ДРЛОУ.

Серия Е-2

Из всех ранних самолетов ДРЛОУ к настоящему времени сохранился только Hawkeye, существующий в виде сильно модернизированного Northrop Grumman E-2C. Первоначальный Е-2А поступил в эксплуатацию в 1964 г., а к 1971 г. все эти самолеты были модернизированы до Е-2В. Е-2С Hawkeye II совершил свой первый полет в 1971 г. с радиолокационной станцией (РЛС) APS-120 и более мощными турбовинтовыми двигателями Allison (сейчас Rolls-Royce) T56, и был введен в эксплуатацию в 1973 г. К 1976 г. была внедрена РЛС APS-125, имеющая способность автоматического обнаружения наземных целей и возможность указания движущихся целей MTI (Moving Target Indication). В 1988 г. была инициирована программа модернизации и приведения 55 оставшихся самолетов Е-2С к стандарту Group 0 (Группа 0). Далее, все вновь построенные самолеты были приведены к стандарту Group 1, введенные в эксплуатацию в 1989 г. с современными двигателями 3800k WTT56-A-427 и РЛС APS-139. Производственный стандарт изменился на Group II с введением в действие РЛС Lockheed Martin APS-145, радиостанции Jtids (Joint Tactical Information Distribution System - единая система обмена тактической информацией), цветных дисплеев и приемника GPS. 170-й Е-2С был завершен в 1994 г., когда сборочная линия была закрыта в Нью-Йорке перед открытием вновь во Флориде.

Е-2С имеет массу 25 т и экипаж, состоящий из 2 пилотов, оператора РЛС, командира расчета выполнения полетного задания и офицера воздушного наведения. Он имеет максимальную продолжительность полета 6 ч или 4 ч патрулирования в радиусе 500 км. Его крейсерская высота лежит в диапазоне 7620...9450 м. Кроме находящихся на вооружении ВМС США примерно 75 самолетов (обеспечивающих 10 активных эскадрилий 4-мя Е-2С в каждой), самолеты были экспортированы в Египет (7 машин), Францию (3), Израиль (4), Японию (13),Сингапур (4) и Тайвань (6). Израильские Е-2С (в настоящее время снятые с эксплуатации) были испытаны на дозаправку в воздухе, что дало бы до 4 ч дополнительного времени самолетовылета, но на практике это время было ограничено утомлением экипажа. Следует отметить, что Береговая охрана США эксплуатирует РЛС Hawkeye, установленную на Lockheed Martin P-3, который имеет много большую продолжительность полета и больше пространства для экипажа, чем Е-2С. Однако попытки выдвинуть такую концепцию на международный рынок оказались неудачными.

В 1999 г. была одобрена первая многолетняя программа ВМС США по производству новых самолетов Hawkeye 2000. Первый Hawkeye 2000 был выпущен в октябре 2001 г., с внедренными улучшениями авиационной электроники, которые включали СЕС (Co operative Engagement Capability - способность совместного контакта), систему организации сети РЛС разработки Raytheon. Помимо 27 вновь построенных Hawkeye 2000 планируется, что 54 самолета Группы II будут переведены в этот стандарт. Все Е-2С ВМС США оснащаются 8-лопастными композитными винтами NP2000 Hamilton Sundstrand, усовершенствованной версией 6-лопастного винта Ratier-Figeac региональной транспортной серии ATR 42/72. Новый винт скорее обеспечит увеличение надежности лопастей и удобства эксплуатации, чем улучшение летно-технических характеристик.

Следующий шаг дальнейшего развития Hawkeye 2000 представлен самолетом Advanced Hawkeye и связанной с ним программой модернизации РЛС (Radar Modernisation Programme). Планируется, что самолет будет введен в начальную стадию эксплуатации в 2011 г. Для Advanced Hawkeye разрабатывается и находится в фазе усовершенствования и демонстрации РЛС УВЧ следующего поколения, которая включает изготовление 5 РЛС для испытаний (компания Lockheed Martin Naval Electronics & Surveillance Systems). Lockheed Martin Naval Electronics & Surveillance Systems кооперируется в данном случае с Northrop Grumman Electronic Systems и Raytheon Space and Airborne Systems. Компания L-3 Communications ответственна за антенну с электронным сканированием, а также систем ВАЕ (battlefield area evaluation - оценка района боевых действий) для системы IFF (радиолокационная система опознавания самолетов и кораблей «свой-чужой»). Advanced Hawkeye также будет иметь новую кабину с мониторами, позволяющими каждому пилоту выступать в роли четвертого системного оператора патрулирования. Система сконструирована так, чтобы обеспечить организацию противоракетной обороны в районе театра ВМС, вероятно, с применением инфракрасного оборудования поиска и слежения фирмы Raytheon, для обнаружения баллистических ракет на активном участке траектории. Он также будет иметь улучшенное оборудование управления военными действиями. Планируется к 2020 г. иметь полную флотилию Е-2С, состоящую из 75 самолетов, приведенных к стандарту Advanced Hawkeye.

Серия Е-3

Начало использования реактивных самолетов ДРЛОУ приходится на 1972 г., с первым полетом Boeing Е-3 Awacs (Airborne Warning And Control System - система обнаружения и управления воздушного базирования), разработанным на базе 152-тонного 07-320В. Самолет был оборудован РЛС APY-1/2 производства Westinghouse (сейчас Northrop Grumman). В настоящее время в эксплуатации находятся около 66 самолетов Е-3. Британские, французские и самолеты Саудовской Аравии были оборудованы турбовентиляторным двигателем CFM56-2. С британскими и французскими самолетами были проведены испытания по дозаправке в воздухе в дополнение к стандартному верхнефюзеляжному резервуару. Е-3 перемещается с крейсерской скоростью на высоте около 9 150 м, и имеет продолжительность полета без дозаправки более 11 ч.Типичная компоновка салона предусматривает 14 рабочих мест для операторов патрулирования.

Последний полет Е-3 на базе В707 был совершен в 1991 г. В конце 1991 г. компания Boeing объявила, что дальнейшее производство Awacs будет базироваться на самолетах B767-200ER. Высота полета и дальность у них больше, а площадь салона - более чем на 50%, чем у В707. Электронное оборудование полностью совместимо с оборудованием Е-3.

В767 также обеспечивает снижение эксплуатационных расходов, так как более 600 коммерческих машин этой серии эксплуатируются по всему миру.

767 Awacs

Новая программа была начата в 1993 г. с первоначальным контрактом на 2 самолета для Японии (обозначенных как Е-767). Первый самолет с обозначением Boeing 767-27C был завершен в октябре 1994 г., и совершил полет с вращающимся обтекателем антенны в августе 1996 г. Он был поставлен в 1998 г., и данный тип был введен в эксплуатацию в 2000 г.

Самолет 767-27С имеет массу 175 т, на нем установлены 2 турбовентиляторных двигателя General Electric CF6-80C, которые дают возможность набора высоты в крейсерском режиме от 10360 до 12190 м. Он обеспечивает 9,25 ч патрулирования в воздухе в радиусе 1850 км, или 13 ч в радиусе 550 км. Хотя приемник дозаправки в воздухе может быть установлен, данная возможность не была сохранена на Е-767. Самолет имеет кабину для 2 пилотов и салон, предназначенный для размещения 19 специалистов по выполнению задач патрулирования. Стандартный монтаж обеспечивает 9 рабочих мест, хотя при необходимости могут быть установлены дополнительно 5 консолей.

ВВС США должны решить в 2005 г., продолжать ли работу с отдельным семейством Awacs, или включить роль ДРЛОУ в будущий самолет Е-10А Multi-sensor Command andControl Aircraft (MC2A - самолет управления и контроля с несколькими датчиками). Он будет преемником Northrop Grumman E-8C Jstars в обеспечении наблюдения над земной поверхностью и управления боевыми действиями, но в дополнение будет отслеживать крылатые ракеты в своем 30-градусном азимутальном районе поиска. Планируется, что ведомый компанией Boeing MC2A, стадия 2, обеспечит бортовое указание движущихся целей (AMTI - Airborne Moving Target Indication) при 360°-ном сканировании, но существует опасение, что это будет создавать помехи GMTI (селекция наземных движущихся целей). МС2А будет базироваться на 200-тонном B767-400ER, предположительно предлагающим дальнейшее увеличение времени патрулирования.

Phalcon

РЛС Elta Phalcon (Phased Array Conformal - конформная фазированная решетка) была заявлена в 1987 г. на Парижском авиасалоне. В описании говорилось, что она имеет систему из 6 антенн на борту В707, который обычно включал 11 рабочих мест операторов. По данным некоторых источников, разработка финансировалась совместно Израилем и Южной Африкой. В 1989 г. на выставке была представлена модель В707 с традиционным носовым обтекателем антенн и 5 большими антеннами в виде наростов на фюзеляже, из них 4 по бокам (спереди и сзади крыльев) и одна под задней частью. По некоторым сведениям, ВВС Израиля имеют в эксплуатации по меньшей мере 2 таких самолета, заменяющие 4 Е-2С, а Южная Африка - по меньшей мере 2 В707 с некоторыми элементами Phalcon. В мае 1993 г. чилийскими ВВС был совершен первый полет В707 с антеннами Phalcon, расположенными в носу луковичной формы и двух массивных наростах на сторонах фюзеляжа спереди. Названный Condor, он был поставлен в Чили в 1995 г. В 2000 г. сообщалось, что IAI (израильская государственная компания)планировала дальнейшиепоставкивЧили,вероятно,с использованием Аэробуса A310 в качестве платформы.

В конце 2003 г. IAI представила крупномасштабную модель самолета Gulfstream G550 версии Phalcon, и приблизительно 3 машины были заказаны ВВС Израиля. В этом случае присутствуют традиционные обтекатели антенн в носу и хвостовом конце фюзеляжа также как и 2 крупных нароста по сторонам салона. Салон будет размещать 6 операторских станций. Увеличенные масса и лобовое сопротивление, связанные с РЛС, уменьшат продолжительность полета приблизительно до 10 ч, а максимальный потолок до 12 500 м, но данные величины все же являются притягательными по отношению к региональным транспортным самолетам (например, Южная Корея - очевидный возможный покупатель такого самолета).

В737 AEW&C

По-видимому, в настоящее время лидером на рынке является Boeing B737 AEW&C, который сочетает несущий самолет B737-700IGW и РЛС Northrop Grumman Mesa (Multi-role Electronically-Scanned Array - многоцелевая антенная решетка с электронным сканированием), с монтажом антенн бокового обзора на фюзеляже, а также небольших антенн, располагающихся на носу и на корме, направленных вперед и назад, обеспечивая обзор 360°. Полная масса самолета составляет 77 т, время патрулирования в воздухе составляет 8 ч в радиусе 500 км, при высоте полета 9140-12190 м. Базовая версия включает летный экипаж из 2 человек и 6 специалистов по выполнению задач патрулирования. РЛС может отслеживать более 3000 целей одновременно.

Предполагается, что несколько В737 AEW&C будут поставлены в Австралию (4-7 машин) и Турцию (4-6). Возможно, будет выпущено еще 30 таких самолетов в течение следующих 10 лет.

Erieye

Другим лидером в области фазированных антенных решеток для целей ДРЛОУ является шведская компания Ericsson, производитель систем Erieye. В 1992 г. для шведских ВВС ею были поставлены 6 РЛС PS-890 для использования на самолетах Saab 340В с двумя турбовинтовыми двигателями. Самолет в окончательном виде имеет название S 100В Argus. Данный тип был введен в эксплуатацию в 1997 г., и обычно имеет экипаж только из 2 пилотов, причем радиолокационная информация пересылается для анализа на землю. Однако при развертывании за пределами Швеции он может быть оборудован операторскими рабочими местами в количестве до 3 ед. Обычно Argus ведет патрулирование на высоте до 6100 м, его антенны при надфюзеляжном размещении сканируют первичную территорию, покрывая сектора в 150° с каждой стороны. Цели, расположенные вне указанных секторов, могут быть обнаружены боковыми лепестками антенны с некоторым уменьшением дальности.

Ограниченный потолок высоты полета турбовинтового самолета ведет к применению региональных реактивных самолетов. Бразилия выбрала оборудованный Erieye самолет Embraer EMB 145SA с 2 реактивными двигателями и заказала 5 машин, первые 2 из которых были поставлены в июле 2002 г. EMB 145SA имеет массу 23,4 т, на нем располагаются 5 рабочих станций. Длительность полета составляет 9 ч, а верхний предел высоты равен 9140 м. Такие же самолеты заказаны Мексикой и Грецией.

Вертолеты ДРЛОУ

Установка развертываемой поисковой РЛС на борту вертолета Sea King (Великобритания) в целях решения задач ДРЛОУ на море привело к появлению варианта AEW2 массой 9,7 т с 2 операторскими станциями. AEW2 имеет продолжительность полета 3,75 ч в радиусе 370 км. Последними в серии являются Sea King AEW7 с РЛС Thales Sensors Searchwater 2000AEW.

Armada International. - 2004. - № 1. - P.51-56.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации