О модернизации самолетного парка авиакомпаний в условиях роста объемов пассажирских перевозок

ВИНИТИ №1/2005, стр. 51-61

Серия «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ»

О модернизации самолетного парка авиакомпаний в условиях роста объемов пассажирских перевозок

Как отмечается в журнале Aviation Week & Space Technology, при продолжающемся росте объемов пассажирских перевозок ведущие российские авиалинии рассчитывают, что отрасль выйдет на новый рубеж, если удастся решить проблемы, связанные с модернизацией самолетного парка.

Согласно обнародованным Федеральной службой гражданской авиации (ФСГА) данным, российские авиалинии в 2003 г. перевезли 29,4 млн. пассажиров, или на 11% больше, чем в 2002 г., и этот рост продолжался в течение четырех лет подряд после десятилетнего сокращения в связи с распадом Советского Союза. Из-за войны в Ираке или атипичной пневмонии (SARS) международные авиапассажирские перевозки не претерпели изменений; на их долю пришлось почти 42% общего объема перевозок.

Пять ведущих авиаоператоров осуществили транспортировку 14,4 млн. пассажиров, или около половины от общего объема перевозок; тем самым подтверждается тенденция к консолидации, которая способствовала росту пассажирских перевозок. Флагманская компания Аэрофлот перевезла в 2003 г. 5,8 млн. человек, что на 6,5% больше, чем в 2002 г., а в 2004 г. надеялась перевезти 7,0 млн. человек.

Авиакомпания «Сибирь» стала лидером на внутренних линиях обслужив 2,0 млн. пассажиров и впервые опередив Аэрофлот. В 2004 г. руководство авиакомпании «Сибирь» планировало увеличить перевозки до 4,0 млн. человек. Существенный рост объемов пассажирских перевозок в 2003 г. продемонстрировали и другие сибирские операторы - «КрасЭйр» и «УТэйр».

Консолидация будет продолжена после объединения «Пулково» с авиакомпанией «Россия», которая осуществляет перевозки руководителей страны. Объединение, ожидавшееся в конце 2004 г., как полагают, позволит увеличить объем пассажироперевозок до более чем 3,0 млн. человек.

В условиях растущей экономики и политической стабильности рост объемов пассажирских перевозок будет продолжаться в течение нескольких лет. По прогнозам Государственного исследовательского института гражданской авиации (ГИИГА), к концу десятилетия объем пассажироперевозок может удвоиться и достигнуть 57 млн. человек. Однако, по мнению специалистов института, необходимым условием такого роста является решение проблемы стареющего парка самолетов.

Руководитель ГИИГА А.Нерадько сообщил, что средний срок эксплуатации 2000 пассажирских самолетов российской коммерческой авиации составляет 19 лет, и более половины из них не удовлетворяют требования летной годности. Если эта проблема не будет решаться, то через два-три года в России будет ощущаться нехватка воздушных судов, заявил А.Нерадько.

Авиалинии уже страдают от острой нехватки современных, эффективных по расходу топлива самолетов, соответствующих требованиям Stage 3 по шумности ИКАО, особенно для маршрутов малой и средней протяженности. После введения этих требований в Европейском союзе в апреле 2003 г. Ту-134 и другие самолеты советского периода пришлось снять с весьма прибыльных и загруженных международных маршрутов малой дальности, соединяющих Москву и Санкт-Петербург со странами ЕС.

Отсутствие самолетов усугублялось неспособностью российской авиационной индустрии выйти на рынок с новыми моделями воздушных судов и предложить приемлемые схемы финансирования их производства, что вынудило авиакомпании обратиться к более дорогим лайнерам западной постройки. Несмотря на некоторый прогресс (сделка о поставке компании Аэрофлот широкофюзеляжных Ил-96-300), ситуация в последние годы осложнилась.

Только Аэрофлот эксплуатирует 27 самолетов западной постройки на средне- и дальнемагистральных маршрутах. Недавно его представители заявили о планах замены по крайней мере 12 ед. Ту-134 современными региональными реактивными авиалайнерами. Согласно сообщениям, компания «Сибирь» ведет переговоры с европейской Airbus о лизинге воздушных судов.

Aviation Week & Space Technology.-2004.-22 March.-P.45.

По данным еженедельника Flight International, авиакомпания Аэрофлот объявила о планах приобретения до 50 региональных самолетов с поставкой начиная с 2005 г.

Российский флагманский авиаперевозчик намерен закупить реактивные самолеты вместимостью от 65 до 100 пассажиров, в связи с чем выступил с предложением российским, украинским и западным авиастроительным и лизинговым компаниям подавать заявки на участие в тендере. Результаты тендера должны быть объявлены в начале 2005 г., а поставки предполагается произвести в период до 2010 г. Для оценки выбраны самолеты производства стран СНГ: Аи-148-100/200 украинского АНТК «Антонов»; российские RRJ-75/95, региональный реактивный самолет, разрабатываемый консорциумом во главе с АХК «Сухой»; Ту-334-100 АК «Туполев». Рассматриваются также самолеты семейства Bombardier CRJ-700/900, Embraer 170/190, а также снятый с производства Fokker 70/100.

В объявлении о тендере содержатся требования к кабине и бортовым системам, а также конкретизирован ряд характеристик, включая дальность полета с полной коммерческой нагрузкой - 1500-2300 км, максимальный срок эксплуатации планера - 80 тыс. летных часов, ежегодное использование -3000 ч, время подготовки к полету - 25 мин. Возможная стоимость одного самолета не указана, однако согласно некоторым источникам, авиакомпания Аэрофлот ограничила ее 15 млн. долл.

Тендер планировалось провести в два этапа, первый из которых должен был завершиться к 30 сентября 2004 г. и заключаться в основном в выборе тех заявок, которые удовлетворяют предъявляемым компанией Аэрофлот техническим требованиям. Как заявляли представители компании, наиболее активные переговоры на этом этапе должны были проходить с изготовителями из стран СНГ, и в центре их внимания должны были быть характеристики самолетов.

Второй этап будет посвящен финансовой оценке заявок и выбору лучшего варианта по цене. Авиакомпания Аэрофлот рассчитывает на комплексные предложения, которые включали бы лизинговые схемы, программы технического обслуживания и подготовки экипажей с обеспечением летных тренажеров.

Компания Embraer имеет лучшие шансы среди поставщиков из дальнего зарубежья, поскольку соглашение с ней может быть объединено со сделкой между Россией и Бразилией, предусматривающей поставку истребителей Су-35 в Бразилию в обмен на более благоприятные условия в отношении региональных реактивных самолетов Embraer.

Однако российские правительственные чиновники отрицают какую-либо связь между бразильским тендером на истребитель, в котором участвует АХК «Сухой», и заявкой Аэрофлота.

Flight International. - 2004. - 3-9 August. - P. 10.

Как указывается в журнале Flight International, АНТК «Антонов» повысил свои обязательства по поставке 80-местных региональных реактивных самолетов Ан-148 до 30 ед., заключив контракты с лизинговой компанией «Ильюшин Финанс» и авиакомпанией «Волга-Днепр».

На авиасалоне в Фарнборо (июль 2004 г.) компания «Ильюшин Финанс» подписала предварительное соглашение на поставку 12 ед. Ан-148-100 стоимостью 216 млн. долл. Окончательное решение по указанному соглашению должно было быть принято в конце 2004 г. Во время проведения авиасалона авиакомпания «Волга-Днепр» подтвердила свое намерение закупить 3 ед. Ан-148 для своей дочерней пассажирской компании, которая в настоящее время на маршрутах Ульяновск - Москва и Воронеж - Москва использует самолеты Як-40.

В число других заказчиков на этот новый двухдвигательный реактивный региональный самолет входят украинская авиакомпания «Одесские авиалинии», которая намерена приобрести два самолета, и авиакомпания «КрасЭйр», которая имеет обязательство на приобретение 12 ед. Ан-148 и предполагает увеличить заказ, если будут оправданы ожидания по эксплуатационным характеристикам уже используемых воздушных судов. Компания «Ильюшин Финанс» и АНТК «Антонов» готовы удовлетворить запрос авиакомпании Аэрофлот на поставку 50 региональных реактивных самолетов Ан-148. Представители КБ «Антонов» полагают, что серьезных конкурентов у Ан-148 нет, поскольку все характеристики этого самолета полностью удовлетворяют требования, выдвигаемые компанией Аэрофлот.

Тем временем Харьковское ГААП, которое должно было быть основным сборочным предприятием самолетов Ан-148, сокращает свое участие в этом проекте, так как сосредоточивается на производстве самолетов Ан-140 и Ан-74. Ожидалось, что до конца 2004 г. правительство Украины даст указания второму крупнейшему авиастроительному предприятию «Авиант», находящемуся в Киеве, взять на себя сборку Ан-148.

Выкатка первого самолета Ан-148, сборка которого ведется на киевском экспериментальном предприятии АНТК «Антонов», была запланирована на сентябрь 2004 г., а первый полет на декабрь того же года. Поставка первой партии из пяти самолетов Ан-148 намечена на конец 2005 г.

Вершинин В.И., Похвалина Е.В.

Flight International. - 2004. - 3-9 August. -P. 10.

По данным еженедельника Aviation Week & Space Technology, компания "Туполев" пытается вновь получить контроль над созданием регионального реактивного лайнера Ту-334, принадлежавший ренее РСК "МиГ", что можно расценивать как ее последнее усилие вдохнуть жизнь в эту умирающую программу.

Для того чтобы спасти программу двухдвигательного реактивного регионального самолета, компания «Туполев» пытается убедить российское правительство вернуть ей роль генерального подрядчика, которая ранее была передана РСК «МиГ».

Если попытка окажется успешной, то программой будет руководить Казанский авиастроительный завод, где планируется ввести вторую сборочную линию.

Пять самолетов находятся на сборочной линии предприятия в Киеве и шестой в РСК «МиГ».

Целью программы Ту-334, начатой в середине 80-х годов, была замена самолетов Ту-134. Однако в связи с почти полным развалом авиастроительного сектора коммерческих самолетов в России, ее реализация замедлилась.

Руководитель РСК «МиГ» Н.Никитин принял на себя ответственность за реализацию программы Ту-334 в рамках усилий по расширению портфеля корпорации и отказа от строительства чисто военных самолетов. В связи с его неожиданной отставкой в ноябре 2003 г. работы по программе были свернуты.

Первый производственный самолет взлетел в декабре 2003 г., через четыре года после первого полета опытного образца. Второй самолет тогда же присоединился к летной испытательной программе, а мелкосерийное производство и начальные поставки были запланированы на конец 2004 г.

Компания «Туполев» все еще продолжает работу по организации для одной неназванной компании финансирования покупки и лизинга 20 ед. Ту-334 с целью увеличения начальных продаж. После недавней презентации самолета 40 авиалиниям, потенциальные заказчики проявили интерес к закупке 145 самолетов.

Наряду с усилиями по оживлению программы Ту-334 компания «Туполев» работает также над завершением приостановленной сделки с Китаем по среднему реактивному двухдвигательному самолету Ту-204-120. Этот лайнер класса Boeing 757, оборудованный двигателями компании Rolls-Royce, когда-то считался лучшим изделием компании "Туполев", но программа попала в трудное положение, поскольку российское правительство не смогло обеспечить обещанное финансирование. Проблема с китайскими закупками и угроза египетского партнера, компании Sirocco Aerospace, выйти из программы вызывают обоснованное беспокойство.

Во время проведения авиасалона в Фарнборо представители компании «Туполев» сообщили о своих попытках найти финансирование со стороны Европейского банка реконструкции и развития для спасения китайского заказа, предусматривающего поставку пяти транспортных самолетов Ту-204-120С и, возможно, дополнительно еще десяти. Сделке помешала реорганизация китайской авиастроительной отрасли, проведенная после заключения первоначального соглашения, что повлекло изменение списка конечных заказчиков из числа авиалиний. Поступление наличных средств от продаж, наряду с получением европейской сертификации летной годности, будут жизненно важным условием для выживания программы Ту-204-120.

Тем временем в целях поддержания загрузки сборочных линий менеджеры компании «Туполев» переключили внимание на менее дорогостоящие варианты с российскими двигателями и бортовыми системами. Новые модели включают самолет Ту-204-300, укороченный вариант класса Airbus A320/Boeing 737, и более высокой грузовой модели Ту-214.

КБ «Туполева» наряду с КБ «Ильюшина» были первыми постсоветскими конструкторскими бюро, начавшими маркетинг воздушных транспортных средств нового поколения после окончания «холодной» войны. Однако продукция КБ «Ильюшина», как и КБ «Туполева», не вызывала особого энтузиазма у потенциальных заказчиков. В сектор коммерческих самолетов неожиданно вступила АХК «Сухой» со своим региональным реактивным самолетом RRJ. На этот рынок пытается проникнуть и украинская АНТК с региональными самолетами Ан-140 и Ан-148.

Несмотря на имеющиеся трудности, представители компании «Туполев» не сдаются, заявляя, что проводятся переговоры о заключении заказов на 40 новых самолетов: 16 ед. Ту-334, 18 ед. Ту-214и 6 ед.Ту-204-300. Двенадцать из них (6 ед. Ту-334 и 6 ед. Ту-204-300) предназначены для авиакомпании «Пулково», которая была одним из первых предварительных заказчиков самолета Ан-148, о чем было заявлено в июле 2004 г.

Еще 16 самолетов, также типа Ту-334 и Ту-214, предназначены для авиакомпании «Трансаэро», которая является «пусковой» для самолета Ту-204-200. Другие воздушные суда поступят в самолетный парк авиакомпании «Дальавиа» (5 ед. Ту-214) и региональной авиалинии «Кавказские минеральные воды» (2 ед. Ту-334 и 5 ед. Ту-214).

Кроме того, компания «Туполев» борется за превращение предварительного соглашения с правительством Ирана о закупке 5 ед. Ту-204-100 (с опционом в 20 самолетов) в твердый заказ. Иран, который параллельно производит Ан-140, выразил интерес к самолету Ту-334.

Хотя представители компании заявляют о заказах на поставку 45 гражданских транспортных самолетов, они признают, что в настоящее время имеются твердые заказы только на 4 ед. Ту-204-100, 8 ед. Ту-204-300 и 6 ед.

Ту-214 (в дополнение к 8 ед. Ту-204-120). Они объясняют, что наряду с финансовыми препятствиями сокращение заказов произошло из-за неадекватного послепродажного технического обслуживания, которое является слабым местом всех российских инициатив, связанных с авиационным маркетингом.

Aviation Week & Space Technology. - 2004. - 9 August. - P.40.

По сообщению журнала Flight International, авиакомпания Аэрофлот призывает установить верхний предел иностранного владения, прежде чем состоится долгожданная приватизация российского флагмана воздушных перевозок. В список контролируемых государством предприятий, которые подлежат приватизации в 2005 г., правительство, наряду с Аэрофлотом, включило «КрасЭйр» и «Домодедовские авиалинии». В этих трех авиакомпаниях, являющихся акционерными, частное инвестирование составляет от 15% до 30%, а правительство владеет контрольными пакетами акций.

Генеральный директор компании Аэрофлот В.Окулов выступил против продажи государственных акций до принятия закона, устанавливающего верхний предел иностранного владения акциями ведущих российских перевозчиков.

Вершинин В.И., Похвалина Е.В.

Flight International. - 2004. - 3-9 August. - Р.5.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации