Новые стратегии и передовые технологии российского ОПК

ВИНИТИ №1/2005, стр. 19-27

Серия «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ»

Новые стратегии и передовые технологии российского ОПК

В журнале Armada International опубликована статья E.H.Biass о возможностях конструкторских бюро и предприятий оборонно-промышленного комплекса России по разработке и производству современного вооружения.

Технический прогресс в российском оборонном секторе в течение последних десяти лет был более значительным, чем считали на Западе. Так, серьезные изменения произошли в сфере маркетинга. В советский период вопросы торговли оружием решались в основном на высшем политическом уровне, в постсоветской России маркетингом активно занимаются и сами разработчики и изготовители.

Рационализация производственных процессов и внедрение действенных маркетинговых механизмов позволили России производить и продвигать надежные и эффективные системы вооружений, часть из которых базируется на работах советского периода. Примерами эффективности российского оружия могут быть успешное использование иракским боевиком гранатомета, вероятно, РПГ-7 против танка «Abrams» и сбитый над Белградом зенитной управляемой ракетой SA-3 «Goa» самолет F-117.

Примером нового подхода может служить авиационная компания «Сухой» (до недавнего времени АВПК «Сухой»), заместитель генерального директора которой сказал автору статьи, что компания была вынуждена начать работать по западному образцу. Новая рекламная брошюра, выпущенная компанией, отличается содержательностью и полнотой информации по различным вопросам маркетинга и технического обслуживания. В сфере расширения оборонного авиационного экспортного рынка дела у компании шли несколько лучше, чем ранее, но ее потенциал в западных странах снизился, поскольку бывшие союзники Советского Союза очень быстро переориентировались на вооружение производства стран НАТО. Однако недавно компания «Сухой» подписала заказы на свои самолеты типа Су-27 в Китае и Малайзии.

Экспорт Су-27 в КНР начался в 1992 г. и с тех пор в эту страну было поставлено 200 самолетов типа Су-27 и Су-30. Большая их часть была изготовлена КнААПО (г.Комсомольск-на-Амуре). Это объединение строит также все одноместные самолеты Су-27 для ВВС России и государств СНГ, а в настоящее время отвечает за производство палубных самолетов Су-33 для авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». Объединение производило сборку и всех самолетов типа Су-27СК, которые экспортировались в некоторые государства Африки и Юго-Восточной Азии, а в конце 90-х годов предприняло разработку для экспортного рынка многоцелевого двухместного самолета Су-30МК. Некоторые характеристики Су-30МК получил и самолет Су-27СК - с целью повышения его эффективности в воздушном бою и возможностей по нанесению ударов по наземным целям. Модернизация началась в 2003 г. после получения заказа от российских ВВС. В ходе программы модернизации специалисты объединения модернизировали головной самолет Су-27СИВ1 (состоящий на вооружении ВВС), который совершил первый полет 26 декабря 2003 г. Большинство Су-27 российских ВВС планируется модернизировать на КнААПО.

Опыт, полученный в ходе модернизации Су-27СМ, в последующем был использован для модернизации одноместного экспортного варианта, предлагаемого как Су-27СК. Головной одноместный самолет Су-27СК с бортовым номером 305 стал проходить летные испытания в начале 2003 г. В отличие от серийного Су-27СК модернизированный вариант имеет:

- более совершенную систему управления огнем, повышенные возможности по поражению воздушных, наземных и морских целей;

- новую компоновку летной кабины с многофункциональными дисплеями на жидких кристаллах;

- усовершенствованный навигационный комплекс, интегрированный со спутниковыми системами навигации «Глонасс» и «Navstar»;

- новую систему разведки электромагнитных сигналов (ELINT), повышающую эффективность применения противорадиолокационных управляемых ракет;

новую оптико-электронную прицельную систему, имеющую дополнительный режим работы с УР класса «воздух-поверхность» с полуактивной лазерной головкой самонаведения;

- широкий спектр вооружения класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», включая управляемые ракеты с различными системами наведения, способные поражать наземные и морские цели;

- систему дозаправки топливом в воздухе;

- автоматическое введение данных боевой задачи в устройства бортовой авионики;

- более высокую надежность в эксплуатации.

Комплекс вооружения Су-27СК также был существенно усилен. В дополнение к УР средней дальности Р-27ЭР1 и Р-27ЭТ1 и малой дальности Р-73Э самолет теперь может нести до шести УР класса «воздух-воздух» средней дальности РВВ-АЕ с активной радиолокационной головкой самонаведения.

Что касается вооружения класса «воздух-поверхность», то самолет Су-27СК может нести четыре УР малой дальности Х-29Т(ТЭ) и Х-29Л с телевизионными и лазерными ГСН, а также кассетные авиабомбы КАБ-500Кр или одну типа КАБ-1500КРс с телевизионной системой наведения. Для решения противорадиолокационных задач в комплекс вооружения входят четыре УР Х-31П с пассивной РЛ ГСН и четыре противокорабельные УР Х-31А с активной лазерной ГСН.

Автор статьи отмечает, что ГНПЦ «Звезда», изготавливающий УР серии «X», недавно был переименован в «Корпорациею тактических управляемых ракет». Изменение названия связано с тем, что ГНПЦ «Звезда - Стрела» наряду с предприятиями «Союз», «Автоматика» (Омск), «Деталь», «Искра» и «Красный гидропресс» вошел в состав новой, более крупной компании.

В последнее время АХК «Сухой» демонстрировала свои явно выигрышные позиции по сравнению с другим российским изготовителем истребителей - корпорацией «МиГ». Однако эта корпорация, находящаяся в процессе объединения с нижегородским авиастроительным предприятием «Сокол», в январе 2004 г. подписала с Индией контракт стоимостью 700 млн. долл., предусматривающий поставку 16 самолетов МиГ-29 в палубном варианте, которые будут базироваться на бывшем авианесущем крейсере «Адмирал Горшков».

Кроме того, согласно сообщениям российской прессы, ожидается, что корпорация «МиГ» подпишет контракт на поставку 49 ед. МиГ-29 Алжиру. Этот контракт, оцениваемый в 1,8 млрд. долл., предусматривает поставку 42 ед. МиГ-29СМТ и 7 ед. учебно-боевых самолетов МиГ-29УБТ. Несмотря на это еще один контракт на поставку Алжиру 80 учебных самолетов типа МиГ-АТ может быть подписан в 2005 г.

Новой стратегией российского оборонного сектора является также кооперация с западными изготовителями, особенно европейскими, в частности в области авионики. Недавний пример - сотрудничество компании Sagem и ФГУП «Рособоронэкспорт» в рамках модернизации ударных вертолетов Ми-24. Имели место контакты между КБМ и швейцарской компанией Ruag, касающиеся передачи технологии нового применения системы самозащиты «Арена-Э», а также между КБП и компанией Denel относительно вестернизации боеприпаса с лазерным наведением гаубицы «Краснополь».

Оборудование, предлагаемое российской индустрией, имеет эволюционные, а не революционные изменения. Большая часть оборудования по сути идентична оборудованию периода до «холодной» войны, но в настоящее время модернизирована в соответствии с планами, ранее отложенными из-за отсутствия средств и из-за общей дезорганизации, в которой оказалась и почти прекратила существование оборонная отрасль десять лет назад. Именно по этой причине существенная доля нынешнего оборудования имеет прежнее наименование, но с добавлением буквы «М» (модернизированный). В основном нововведения касаются цифровой бортовой электроники и систем управления огнем.

Если ОПК намерен добиться прогресса на экспортном рынке транспортных средств, ему необходимо предпринять серьезные усилия. В ряде стран все еще могут продаваться российские машины, однако для поставок неизбежно возникнут барьеры, если машиностроители не обеспечат выполнение современных эмиссионных требований.

Вынужденная выполнять рутинную работу, российская индустрия в большей степени была занята реформированием своей структуры и совершенствованием существующего оборудования, чем поиском новых технологий. Однако ситуация начала изменяться. Если ранее под тактическим беспилотником практически однозначно подразумевался БЛА «Пчела», то вскоре речь сможет идти и о БЛА «Муас». БЛА «Муас», характеризуемый как «многоцелевая беспилотная авиационная система», впервые демонстрировался в августе 2003 г. на Московском авиационно-космическом салоне. Разработанный НПК «Иркут», которая строит также самолеты Су-27 для Китая, БЛА «Муас», как ни странно, представлен в качестве гражданской наблюдательной системы. Однако БЛА «Муас» с продолжительностью полета 14 ч, высотой полета 6000 м, оборудованный линией передачи данных с дальностью действия 150 км, квалифицируется на военном языке как «Male» («Мейл»). Совершая полет по запрограммированному маршруту, он нуждается в помощи со стороны человека при взлете и посадке, которые осуществляются с использованием ВПП или подходящей полосы земли. Предусматриваются возможности запуска с помощью катапульты, а посадки с помощью парашюта. Представитель НПК «Иркут» сообщил автору статьи, что БЛА «Муас» оснащен израильским электронно-оптическим устройством в карданном подвесе, вероятно, «Tamam» компании IAI.

Другой серией беспилотников военного назначения является семейство БЛА «Зонд». На данном этапе АК «Сухой» анализирует потребности рынка с целью определения типов беспилотников, которые будут необходимы потенциальным заказчикам в ближайшие 15 лет. По словам представителя АХК «Сухой», компания рассматривает возможность работы совместно с западными фирмами, включая Sagem (Франция). Две модели, демонстрировавшиеся на "МАКС-2003", были оборудованы турбинными двигателями, а по габаритам были сравнимы с БЛА «Global Hawk». Первая модель, «Зонд 1», под планером несет гондолу, назначение которой, как и у американского беспилотника - наблюдение за наземными целями с использованием РЛС с синтезированным раскрывом (SAR). Вторая модель, «Зонд 2», оборудована параболической антенной, подобной антенне в системе AWACS, предназначенной для наблюдения за воздушным пространством. Представитель компании указал, что обе модели оснащены спаренными двигателями, с тем чтобы совершать полеты над городами. Третий беспилотник, габариты которого более соответствует габаритам авиационной системы «Altus» и также оборудованный одним турбовентиляторным двигателем и перевернутым V-образным хвостовым оперением, известен как БЛА «ЗондЗ».

Боевые машины пехоты. Одной из наиболее популярных боевых машин пехоты является БМП-3 предприятия «Курганмашзавод», которая постоянно совершенствуется. Недавняя модернизация была в основном направлена на повышение огневой мощи, мобильности и живучести. Например, установка на машину новой автоматической системы управления огнем, которая включает главный прицел наводчика. «Сож» с интегрированным лазерным дальномером и каналом управляемых ракет, а также прицельную систему «Весна-К» с тепловизионной камерой и автоматом нацеливания АСТ-Б, позволила повысить огневую мощь машины в 2,12 раза и использовать усовершенствованный комплекс вооружения, обеспечивая вероятность поражения с первого выстрела в условиях дневного и ночного времени. Эффективность БМП-3 повышена также за счет установки автоматического заряжающего устройства, которое сокращает время заряжания УР до 6 с.

Довольно уникальной для боевых машин таких габаритов является возможность БМП-3 нести оборонительные системы «Арена-Э» или «Штора-1» для защиты от противотанковых гранат и управляемых ракет.

Активная система защиты с радиолокационным управлением «Арена-Э», сконструированная коломенским КБМ, первоначально устанавливалась на основных боевых танках Т-90, но в 2002 г. она была успешно испытана в России на БМП-3. Ряд зарубежных компаний проявили интерес к этой системе. Баллистическая защита модернизированной БМП-3 была повышена за счет объемных броневых щитов/экранов и подбойной брони.

Система «Штора-1М», разработанная челябинским предприятием «Электромашина», обеспечивает защиту путем постановки/подавления помех противотанковым УР с полуавтоматическим лазерным дальномером.

Что касается мобильности, то первоначальный двигатель УТД-29Т мощностью 500 л.с. заменен усовершенствованным дизельным турбодвигателем с воздушным наддувом УТД-32Т мощностью 660 л.с; также внедрено устройство круглосуточного вождения ТВК-1, обеспечивающее ночную видимость на расстояниях до 250 м.

Для условий жаркого климата предприятие «Курганмашзавод» предлагает установку системы кондиционирования КБМ-3, обеспечивающей комфортные условия для экипажа и для перевозимых военнослужащих при внешней температуре воздуха до +50°С.

Предприятие «Уралмашзавод» предлагало комплексную программу модернизации танков Т-72, о которой подробно сообщалось ранее. Последние события связаны еще с одним ОБТ, Т-90С Нижнетагильского предприятия. Последняя партия из 124 танков была поставлена Индии к 5 апреля 2003 г. Контракт, подписанный с ФГУП «Рособоронэкспорт», свидетельствует еще об одном направлении сотрудничества с Францией: тепловизионные прицелы, устанавливаемые на индийских танках Т-90С, разрабатывались компанией Thales и КБ «Пеленг» из Белоруссии. Общий заказ фактически включает 310 ед. Т-90С, но остальные танки будут собираться в Индии из комплектующих, которые будут поставляться предприятием «Уралвагонзавод».

Управляемые ракеты. Об УР «Печора» упоминалось выше, когда речь шла о самолете F-117 «Nighthawk», который был сбит 27 марта 1999 г. над бывшей Югославией. Можно считать это везением и все же, если даже самолет отслеживался не самой системой «Печора» (с целью избежания удара противорадиолокационной УР «Harm»), а другими РЛС большой дальности и они передавали координаты на УР «Печора» для ее наведения, данный случай доказывает, что ракета сработала прекрасно, если помнить, что боеголовка ракеты, как утверждают, имеет поражающий радиус до 8 м.

УР «Печора», ранее известная как С-125 «Нева», поступила на вооружение ВС СССР в 1961 г. В НАТО она классифицировалась как SA-3 «Goa», но затем, с началом в 1969 г. экспортных поставок получила наименование «Печора». К настоящему времени продано около 400 ракетных систем в 35 стран мира.

УР «Печора» получила особую известность в ходе войны на Среднем Востоке в 1970 г., когда за два месяца над Египтом было сбито 29 израильских самолетов. В настоящее время комплекс находится в ведении компании «Оборонительные системы», он доведен до стандартов системы «Печора-2М» и в состоянии преодолевать более мощные системы постановки помех. Многие усовершенствования внедрены в электронику (как наземных систем, так и ракет), в оптико-электронный прибор сопровождения и в радиолокационные станции, а также в двигательную систему; кроме того, в 3,6 раза повышена осколочная эффективность боеголовки ракет.

В настоящее время ЗРК «Печора-2М» может поражать и низколетящие крылатые УР. Значительно улучшено техническое обслуживание благодаря поставкам запасных частей. Сфера поражения существенно расширена. Ракета, имеющая максимальную высоту порядка 20 тыс. м, может сбивать крылатые УР на высотах от 8 м. Батарея может иметь в своем составе до восьми пусковых установок (ранее до четырех), все из которых управляются по радио с командного пункта. Кроме того, в настоящее время имеется полностью цифровая система обучения.

С другой стороны, КБП недавно квалифицировал УР «Гермес» для замены УР «Вихрь». Имеются три варианта ракет, но для запуска используется один тип пусковой установки. Варианты отличаются ускорителями и командными системами в зависимости от пусковой платформы, в качестве которой могут применяться наземная платформа, корабль или вертолет. Ракета оснащена фугасной боеголовкой массой 28 кг и на дальностях до 18 км использует свою инерциальную систему наведения. На больших дальностях используется линия передачи данных, а на конечном участке наведения полуактивная лазерная ГСН.

ЗРК «Гермес», размещаемый на наземных платформах (машинах) может поражать цели на дальностях до 40 км, используя радиолокационную станцию и линию передачи данных. В вертолетном варианте, без линии передачи данных, известном как «Гермес-А», наведение осуществляется инерциальной системой до захвата цели головкой самонаведения ракеты. Ключевым моментом для этого варианта является не-вхождение вертолета - платформы в типичную зону действия подразделений системы ближней ПВО (SHORAD).

Корабельный вариант «Гермес-К» может вести огонь с платформ типа скоростного патрульного катера, используя инерциальную систему на дальностях до 15-18 км, как в случае наземного варианта; радиокомандную систему, включающую радиолокационную станцию и передатчик команд на ракету на дальностях до 40 км. С новым ускорителем «210» дальность поражения может быть доведена до 100 км.

Вершинин В.И., Похвапина Е.В.

Armada International. - 2002. - 3. - P. 120-126.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации