Новые военно-транспортные и амфибийные самолеты для МО РФ

ВИНИТИ

Серия «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ»

№3/2005, стр.26-29

Новые военно-транспортные и амфибийные самолеты для МО РФ

По данным еженедельника Jane's Defence Weekly, Министерство обороны России планирует принять на вооружение новый средний военно-транспортный самолет в замену устаревающих Ан-12, так как украинский Ан-70 не способен удовлетворить предъявляемые к нему требования.

Было установлено, что самолет Ан-70 «слишком тяжел» для такой роли. МО РФ намеревалось объявить о проведении тендера на новый самолет в июле или августе 2004 г., победитель должен был быть назван в ноябре.

Главком российских ВВС генерал-полковник В.Михайлов назвал главными кандидатами самолеты Ту-330 и Ил-214. Среди других претендентов самолеты «ИРТС» НПК «Иркут» и М-60 ЭМЗ «Мясищева».

«ИРТС» является специализированным вариантом многоцелевого транспортного самолета (МТС/МТА), который разрабатывается в рамках соглашения ФГУП «Рособоронэкспорт», НПК «Иркут», АК «Ильюшин» и индийской компании HAL. Его системы имеют много общего с системами авиалайнера следующего поколения НПК «Иркут» и АК «Ильюшин» МС-21, который стал победителем проведенного в 2003 г. государственного тендера на 130-180-местный коротко- и среднемагистральный самолет (БСМС).

Самолет М-60 базируется на технологии, которая была разработана КБ «Мясищева» для региональных самолетов будущего поколения.

Согласно источникам в МО России, спецификации на новый военно-транспортный самолет были сформулированы так, чтобы исключить из претендентов украинский Ан-70. В соответствии со спецификациями, в частности, самолет должен быть оборудован реактивными двигателями и в целях снижения операционных расходов иметь много общего с гражданскими авиалайнерами.

Ранее В.Михайлов указывал, что Ту-330 наилучшим образом отвечает новым критериям и планам создания парка транспортных самолетов, которые имеют целью достижение максимальной, насколько это возможно, общности с коммерческими самолетами. Предусматривается и высокий уровень общности с экспортным вариантом самолета, разрабатываемого в рамках программы МТС/МТА.

Обладая теми же, что и Ту-204, крылом и силовой установкой, самолет Ту-330 имеет полностью новый фюзеляж большего поперечного сечения с задним грузовым трапом. Общность позволит сохранить стоимость одного самолета на уровне 22-27 млн. долл. в зависимости от установленных двигателей.

Первоначальные варианты будут оборудоваться двигателями ПС-90А производства АО «Пермские моторы», а экспортные - двигателями RB.211-535E4B компании Rolls-Royce. В дальнейшем самолеты будут оснащаться более экономичными двигателями Кузнецова НК-93.

По данным КБ «Туполева», на разработку военно-транспортного Ту-330ВТ потребуется 100-140 млн. долл. Этот самолет является военным вариантом базового Ту-330, который разрабатывался с 1994 г. по заказу российского правительства.

«ИРТС» должен составить сильную конкуренцию самолету Ту-330, хотя они и различаются по габаритам. Базовый 65-т самолет МТС/МТА оптимизирован для дальности полета 2500 км с полезной нагрузкой 25 т. Согласно данным НПК «Иркут», решение о полномасштабной реализации проекта самолета МТС/МТА неоднократно откладывалось, тем не менее ожидалось, что оно будет принято в конце 2004 г.

С момента разработки идеи самолета в конце 90-х годов, его максимальная взлетная масса увеличилась с 50 до 60 т, а полезная нагрузка с 15 до 20 т. В результате первоначально планировавшиеся к установке двигатели Д-436Т Запорожского МКБ «Прогресс» и BR.715 компании Rolls-Royce были отклонены и в настоящее время рассматриваются двигатели компании CFMI CFM-56-7, НПО «Сатурн» Д-30КПЗ, Кузнецова ТРДД 2005 и АО «Пермские моторы» ПС-90А12 или ПС12.

Jane's Defence Weekly.-2004.-30 June.-P.14.

***

В журнале Flight International опубликована информация о том, что российские ВВС сделали объявление с приглашением подавать заявки на участие в тендере на поставки тактического военно-транспортного самолета следующего поколения, которым будет заменен устаревающий парк транспортных самолетов Ан-12.

Приглашения для участия в тендере направлены АК «Ильюшин», ЭМЗ «Мясищева», НПК «Иркут» и ОАО «Туполев». Вероятные претенденты известны: ЭМЗ «Мясищева» предлагает М-60, а ОАО «Туполев» Ту-330. Возможным кандидатом рассматривается и многоцелевой транспортный самолет МТА (Multlrole Transport Aircraft), который предлагают НПК «Иркут», АК «Ильюшин» и индийская компания Hindustan Aeronautics.

Ранее в тендере разрешалось участвовать только российским компаниям, но теперь к нему допущен и украинский АНТК «Антонова», сообщил главком ВВС генерал В.Михайлов. В начале 2004 г. делегация российских ВВС посетила экспериментальное предприятие АНТК «Антонова» в Киеве.

В.Михайлов отметил, что самолет Ан-148 произвел очень хорошее впечатление. Он может служить базой для разработки варианта транспортного самолета, оборудованного грузовым трапом. ВВС хотели бы иметь такое воздушное судно для удовлетворения потребности в среднем транспортном самолете.

Несмотря на то что российско-украинский транспортный Ан-70 считается слишком тяжелым для тактического транспортного самолета, он также рассматривается возможным кандидатом для использования в российских ВВС. Однако прежде чем российская сторона одобрит производство, должны быть разрешены некоторые конструктивные проблемы. Основная из них связана с винто-вентиляторным двигателем ЗМКБ «Прогресс» Д-27, а именно, с его газо-динамической нестабильностью, низким эксплуатационным ресурсом и высокой стоимостью. Главный летно-исследовательский испытательный центр ВВС России предложил решение по усовершенствованию двигателя Д-27 и газового генератора. Пересмотренная система будет испытываться в конце 2005 г.

К спецификациям самолета были добавлены требования ИКАО по шумности. Как пояснил В.Михайлов, когда самолет создавался, никто не думал о шумности, а сейчас это одна из главных проблем. Нельзя допустить такой ситуации, при которой использование самолета будет ограничиваться воздушным пространством Украины и России, добавил он.

В.Михайлов сообщил, что Россия продолжит финансирование программы Ан-70, уровень которого превысит объем 2003 г., составивший 36 млн. долл. Однако оплата будет производиться только после того, как изготовители продемонстрируют свою работу.

В 2004 г. правительство Украины в рамках программы Ан-70 выделило 46 млн. долл. для завершения летных испытаний и строительства двух самолетов, предназначенных ВВС Украины.

Flight International.-2004.-10-16 August.-P.17.

* * *

Согласно данным еженедельника Flight International, военным бюджетом России на 2005 г. предусматривается возобновление финансирования проекта амфибийного самолета А-42. Генеральный директор АНТК «Бериев» В.Кобзев указал, что средства будут выделены по статьям ВВС и ВМФ России.

В начале 2004 г. Министерство обороны сформулировало новые спецификации по самолету А-42, предусматривающие разработку многоцелевого самолета, который может быть использован в качестве транспортного и разведывательного, а также как средство для нацеливания и нанесения ударов.

В.Кобзев подчеркнул, что А-40 и А-42 задумывались как самолеты поиска и спасения, теперь же заказчик хочет получить многоцелевую платформу. Самолет А-42 новой конфигурации будет оборудован двигателями ПС-90А компании «Пермские моторы», которыми оборудуются и самолеты типа Ил-76МД90 и Ил-76МФ. АНТК «Бериев» намерен совместно с поставщиками модифицировать два экспериментальных самолета. Министерство обороны отменило финансирование программы строительства десяти самолетов поиска и спасения А-40/42 в начале 90-х годов, после того как были построены два опытных образца А-40, оснащенных реактивными двигателями Д-30КПВ НПО «Сатурн» и одного А-42 с винтовентиляторными двигателями Д-27А ЗМКБ «Прогресс». Предложенный вариант патрульного и противолодочного самолета А-42ПЭ не сумел привлечь внимания экспортных заказчиков. В 2002-2003 гг. ВМФ России финансировал создание собственного противолодочного варианта самолета.

Вершинин В.И., Похвалина Е.В.

Flight International.-2004.-14-20 September.-P.16.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации