Каналы передачи данных как важная составляющая успеха воздушных операций
ИНОСТРАННАЯ ПЕЧАТЬ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМ
И ВОЕННОМ ПОТЕНЦИАЛЕ ГОСУДАРСТВ УЧАСТНИКОВ СНГ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ ЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ
Серия: "ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ"
Ежемесячный информационный бюллетень
№1/2000
Каналы передачи данных как важная составляющая успеха воздушных операций
Военные операции как оборонительного так и наступательного характе-ра очень сильно зависят от все возрастающего объема тактических данных. Всю эту информацию необходимо собирать, распространять, обрабатывать и распределять, чтобы сформировать так называемую компьютеризованную систему командования, управления, связи, разведки, наблюдения и рекогнос-цировки С ISR, которая имеет очень важное значение для успеха операций.
Все воздушные, военно-морские и сухопутные платформы и командные центры, вовлеченные в любую воздушную операцию в современных услови-ях, должны быть соединены в одно целое надежными, защищенными взаи-модействующими каналами связи для обмена жизненно важными данными и осуществления речевой связи с любым оператором на линии фронта.
Как следствие, отрасли промышленности, которые специализируются на создании таких очень динамичных каналов связи "воздух-воздух", "поверхность-воздух" и "земля-воздух", в настоящее время выдвигаются на все более важные позиции среди отраслей оборонной промышленности. Как сказал один из руководящих работников одной из компаний в обла-сти средств связи: "В прошлом мы были лишь субподрядчиками, поста-вляющими радиостанции для крупных подрядчиков типа компаний British Aerospace, Dassault или Lockheed Martin. Теперь мы стали более или менее равными партнерами. Наша задача поставлять "клей", который соединяет все платформы в одну динамичную систему С ISR, обеспечивая надежную связь между самолетами и другими участниками операций".
Одной из самых крупных сделок в последнее время в области создания си-стем связи для поддержки воздушных операций является заказ стоимостью 200 млн. долл. на объединенную тактическую дуплексную систему связи "земля-воздух" GATR, выданный вооруженными силами Объединенных Арабских Эмиратов компании Thomson-CSF Communications (Франция). GART будет являться частью подсистемы связи системы командования, управления и связи С ВВС ОАЕ, охватывающей всю территорию этой страны. Она предназначена для оснащения всех наземных станций и ле-тающих платформ ВВС ОАЭ, а также некоторых военно-морских и сухо-путных платформ в этой стране. Как отмечает производитель, "первый раз такие всеобъемлющие требования были разработаны и в целом удовлетво-рены. Ни одно другое государство еще не решилось на такой комплексный подход". Утверждают также, что в основе GATR лежат передовые такти-ко-технические характеристики, что делает ее первой военной сетью связи "земля-воздух", реализующей новейшие военные технологии радиосвязи (программа GATR базируется на приемопередатчиках ОВЧ и УВЧ диапа-зонов с радиоэлектронной защитой серии Thomrad).
Программа GATR будет реализовываться постепенно, причем первые поступления будут использованы для оснащения командных центров на-земного базирования системы ПВО ОАЭ. В этих центрах терминалы GATR будут объединены в единые комплексы с системами С ПВО ОАЭ, причем интеграцию этих систем будет осуществлять компания Thomson-CSF. Все имеющиеся и приобретенные в будущем летательные аппараты ВВС ОАЭ будут оснащены терминалами GATR, включая самолеты Mirage 2000-9 и F-16C/D Block 60, новые учебно-тренировочные самолеты Hawk и штурмовые вертолеты АН-64А Apache, которые эта страна планирует приобрести.
По поступившей от компании Thomson-CSF информации, радиостанции серии Thomrad уже включены в комплекс аппаратуры самолета Mirage 2000, но их интеграция в приборный комплекс самолета F-16 еще не состоялась.
Процесс интеграции начнется, как только будет окончательно подтвержден заказ ОАЭ на истребители F-16 и будет определен состав авионики. По сло-вам представителя компании Thomson-CSF, это будет первый случай, когда радиостанция этой компании будет установлена на истребителе американ-ского производства. К другим летательным аппаратам, которые получат терминалы GATR, относятся новые самолеты береговой патрульной авиа-ции CN-235 компании IPTN, на которых установлен комплекс специальной аппаратуры Amascos компании Thomson-CSF, и вертолеты ВМС ОАЭ. Эти терминалы получат также боевые корабли.
GATR будет двухрежимной системой, способной работать либо во вну-треннем режиме, либо в режиме взаимодействия. Последний режим станет возможным в случае предоставления необходимого допуска министерством обороны США до начала поставок. В эту систему будет также входить на-дежная система управления сетью, которая позволит ОАЭ готовить и рас-пространять планы отведения частот и ключи, обеспечивая этой информа-цией всех пользователей с соответствующих командных центров.
Системы передачи данных Datalink, которые используются в настоящее время, включают ряд систем НАТО, системы, не принадлежащие НАТО, и национальные системы передачи данных. Типичным примером послед-них является устанавливаемая по программе FV 2000 система ВВС Шве-ции. Она должна обеспечить динамичную связь наземной системы ПВО, ко-мандных центров по руководству совместными операциями, военно-морских платформ с авиационными платформами нового поколения ВВС Швеции, прежде всего с истребителями 3AS 39 Gripen и разведывательными само-летами S 100D и S 102D. Для программы FV 2000 используются несколько типов приемопередатчиков. Все они работают с использованием типичной для Швеции национальной формы сигналов. Основой программы является тактическая радиосистема TARAS компании Ericsson.
В число ключевых систем передачи данных НАТО, которые использу-ются в настоящее время, входят следующие.
1. Link 11 - стандартная связь (В4, а также УВЧ) для военно-морских и воздушных операций. Используется всеми ВМС и наземными системами ПВО стран НАТО, а также все чаще используется не входящими в НАТО странами, например в Австралии, Японии, Южной Америке, на Среднем Востоке. Link 11 (канал, датирующийся 1970 г.), как ожидается, останется в эксплуатации до 2015 г. Имеются каналы Link 11 НАТО (основанный на стандарте STANAG 5511) и Link 11 США (Ор Spec 411), по большей части совместимые между собой.
2. Link 14 - канал передачи данных с небольшой скоростью типа ра-диотелекс.
3. Link 16 - высокоскоростной УВЧ канал передачи данных в пределах прямой геометрической видимости. Является новым стандартом (в смысле формата сообщений) для операций системы ПВО. Как Великобритания, так и США изучают возможность создания канала передачи данных с превыше-нием расстояния прямой геометрической видимости BLOS Link 16 с исполь-зованием спутниковой связи.
4. Link 22 - канал передачи данных следующего поколения для ВМС (находится в стадии разработки).
Типичной системой передачи данных, не принадлежащей НАТО, являет-ся используемый семью странами (Бангладеш, Бруней, Кувейт, Малайзия, Оман, Пакистан и Катар) канал Link Y, созданный компанией Signaal Special Products. Последняя версия этого канала Link Y Mh2 сравнима, но не совме-стима с каналом Link 11. Хотя этот канал предназначен главным образом для связи между кораблями, его можно использовать в авиации.
Имеющийся авиационный терминал Link Y Mk 2 может использоваться как самолетами береговой патрульной авиации (полное вхождение в сеть), так и вертолетами (только передачи на землю). Этот терминал массой 4 кг можно доработать, чтобы обеспечить его совместимость с каналом Link 11. Для этого требуется установить внешний шифровальный блок KG 40.
Вооруженные силы США и НАТО уже приобрели большой опыт исполь-зования динамичных каналов передачи данных в рамках объединенной си-стемы распределения тактической информации JTIDS. Следующим шагом является многофункциональная система распределения информации MIDS для пяти стран, которая скоро должна быть сдана в эксплуатацию. JTIDS обеспечивает оценку боевой обстановки "с первого взгляда" путем обмена за-щищенной информацией об угрозах, целях, дружественных войсках, позиции и состоянии задействованных платформ по устойчивым к помехам каналам связи в близком к реальному масштабу времени. Ее основной функцией явля-ется распределение данных в цифровой форме, хотя некоторые терминалы содержат два порта, обеспечивая защищенную речевую связь при наличии серьезных помех. Система JTIDS работает с превышением дальности пря-мой геометрической видимости, осуществляя связь на расстоянии 900 км, с автоматической ретрансляцией при превышении этого расстояния. Ка-ждый из объединенных в сеть терминалов (общее количество терминалов до 128 ед.) автоматически передает сообщения с заранее установленными повторяющимися интервалами. Когда терминал не передает собственные сообщения, он принимает сообщения от других терминалов и, в свою оче-редь, передает их в заранее установленном порядке.
JTIDS является системой многократного доступа с разделением времени TDMA, работающей на частотах 969-1206 МГц в L диапазоне с интерва-лами 3 МГц между каналами. Она может пропускать сообщения в форма-тах Link 16/TA DIL-J или IJMS со скоростью прохождения данных 28,8-238 к бит/с вместе с сигналами тактической системы воздушной навигации TACAN. Мощность передатчика в режиме IDMA равна 200 Вт (1000 Вт с усилителем мощности) и 500 Вт в режиме TACAN. К средствам борьбы с помехами относятся быстрая перестройка частоты, работа в прямой после-довательности в расширенном спектре, обнаружение и коррекция ошибок. Защита связи осуществляется шифровальным блоком KGV-8A/B.
Система JTIDS продемонстрировала свои достоинства на борту самоле-тов ВВС США Е-3 AWACS и F-8 Joint STARS во время войны в Персидском заливе в 1990-1991 гг. Эти платформы использовали систему Link 16 для обмена данными со скоростью 115 кбит/с. Для сравнения, имевшиеся на тот момент типовые тактические системы могли обеспечивать скорость прохо-ждения данных максимум 16 кбит/с.
Министерство обороны США разделило производство авиационных тер-миналов JTIDS Class 2/2H между компаниями Rockwell Collins и GEC-Marconi Hazeltine (в настоящее время часть компании Marconi North America). Производство началось в 1990 г. и должно было завершиться в сен-тябре 1999 г. Заказ на изготовление 45 терминалов Class 2M для сухопутных сил США, который GEC-Marconi Hazeltine получила в июне 1997 г., станет последней покупкой вооруженных сил США по программе JTIDS. Сухопут-ные силы США планируют удовлетворить свои остальные потребности в аппаратуре для системы Link 16 за счет приобретения блоков MIDS LVT, начиная с 1999 фин. г.
Компания Rockwell также продала терминалы JTIDS Франции, Японии и Великобритании для AWACS и других платформ. В ноябре 1995 г. ВМС Великобритании заказали 65 экземпляров менее дорогого варианта (с воз-можным приобретением еще 30 ед.) для оснащения истребителей Sea Harrier и вертолетов системы дальнего обнаружения Sea King. Поставки промыш-ленных терминалов должны были начаться в апреле 1998 г.
Эти авиационные установки, которые являются вариантом терминалов IDS-2000 с форматом электроники SEM-E, разрабатываемых на средства компании Rockwell, будут взаимодействовать со стандартными терминала-ми JTIDS Class 2H, установленными на борту кораблей ВМС Великобрита-нии. IDS-2000 стоит в пять раз дешевле и имеет размеры в три раза меньше терминала Class 2 при наличии большинства его возможностей.
Терминал IDS-2000 успешно прошел летные испытания на борту истре-бителя F-15 ВВС США в апреле 1995 г., во время которых он взаимодейство-вал с двумя наземными станциями JTIDS Class 2. В апреле 1996 г. компании Rockwell и GEC-Marconi Hazeltine подписали соглашение об учреждении со-вместной компании Data Link Solutions для подготовки предложений по за-явке ВВС США на систему передачи данных FDL, предназначенную для оснащения истребителей F-15C/D. ВВС отказались от своего плана под-держки разработки терминала JTIDS Class 2R пониженной стоимости для этой цели, решив вместо этого использовать оборудование, разрабатываемое по программе создания малогабаритного терминала MIDS LVT.
Соответственно, к концу 1997 г. эти две компании расширили объем своего соглашения, включив в него систему MIDS LVT. Реализация систе-мы MIDS-FDL позволила снизить мощность радиочастотного излучения и обойтись без речевой связи и системы TACAN. Командование космических и военно-морских систем вооружения ВВС США выдало компании Data Link Solutions заказ стоимостью 29 млн. долл. на производство 46 рабочих тер-миналов MIDS-FDL и четырех запасных. Могут последовать заказы еще на 400-450 терминалов.
В течение первого полугодия 1999 г. правительства пяти стран - членов НАТО, которые совместно разрабатывают терминал MIDS LVT, должны были принять решение о месте и условиях производства до 9000 терминалов, которые могут потребоваться в течение следующего десятилетия. Один из главных вопросов связан с количеством заказов на серийное производство MIDS LVT, которые должны удовлетворить запросы США и европейских стран. В марте 1994 г. ВМС США, действуя от имени Франции, Герма-нии, Италии, Испании и США, выдали заказ международному совместному предприятию MIDSCO на разработку технической и производственной до-кументации на терминал MIDS LVT. Международное бюро по программе MIDS возглавляет эту разработку, которая является крупнейшей совмест-ной международной программой такого характера с участием министерства обороны США.
Совместное предприятие MIDSCO, базирующееся в США и состоящее из представителей компаний Marconi North America, ENOSA (Испания), MID (бывшая Italtel, Италия), SI Sicherungstechnik (первоначально отделе-ние компании Siemens, а сейчас часть компаний Daimler Chrysler, Германия) и Thomson - CSF (Франция), отвечает за организацию и руководство уси-лиями всей этой промышленной группы. Оно также осуществляет связь с заказчиками на систему MIDS, разработку терминала LVT и контролирует деятельность каждого национального подрядчика по разработке отведенной части аппаратных и программных средств терминала.
Сюда входит согласование технических требований и контроль за их со-блюдением. Компания MID, которая разработала и изготовила три подсисте-мы, также выступает как второй интегратор терминала. SI Sicherungtechnik поставляет компактные и технически совершенные усилители высокой ча-стоты.
Совместное предприятие MIDSCO, которое изготовило 108 блоков на эта-пе разработки технической и производственной документации, приступило к их поставке интеграторам систем в 1998 г. Почти сразу после получения заказа на разработку компании - участники полностью реструктурирова-ли программу MIDS, чтобы решить проблемы, связанные с техническим несовершенством и ростом себестоимости. По утверждению представителей министерства обороны США, новая конструкция, в которой используется от-крытая архитектура, а также имеющиеся в свободной продаже компоненты, к которым больше не предъявляют чересчур жесткие военные технические условия, стоит в два раза меньше своего предшественника.
Производство терминала MIDS LVT, вероятно, будет продолжаться до 2007 г., а, возможно, еще несколько лет после этого. Компания Thomson-CSF, которая заняла ведущую позицию в европейской промышленности связи бла-годаря недавним приобретениям (включая предприятия компании Alcatel), выступает за европейскую кооперацию с целью создания второй производственной линии терминалов. Вице-президент и генеральный директор отде-ления авиационной связи, навигации и идентификации в компании Thomson-CSF Communications заявил: "Мы должны найти организации с самым лучшим руководством, чтобы обеспечить конкурентоспособное производство терминалов MIDS LVT. Мы должны показать нашим правительствам, что им не придется платить лишнего за поддержку европейского производства. Мы обязуемся быть конкурентоспособными. Сначала мы должны завоевать поддержку наших собственных правительств, чтобы затем суметь выиграть экспортные заказы". Он также добавил, что терминалы MIDS LVT, по его мнению, следовало бы принять на вооружение во всех странах НАТО, а не только в странах - членах консорциума. Ожидается, что поставки се-рийных терминалов начнутся не ранее конца 2001 г., причем НАТО будет первой организацией, которая станет обладателем этой системы. По пред-варительному графику первыми получат терминалы самолеты F-15, F-16, F/A-18, АМХ, Rafale, Mirage 2000, Tornado и Eurofighter Typhoon. Ожи-дается. что бельгийские, датские, голландские и норвежские истребители F-16A/D, которые начиная с 2003 г. будут проходить программу модерни-зации в середине срока службы, также будут оснащены системами MIDS.
Эти терминалы будут также установлены на фрегатах ВМС Франции, Германии и Италии, в системах командования и управления четырех евро-пейских стран и различных других армейских системах Франции и США. Ожидается, что разрешение на поставку этой техники заказчикам из стран, не входящих в НАТО, будет выдано не ранее 2005 г.
Широкое использование системы передачи данных Link 11 (известной в США как Tadil-A) в сочетании с усилиями по ее совершенствованию га-рантирует ее непрерывное использование в обозримом будущем. Некоторые компании могут поставлять для системы Link 11 оборудование, которое лег-че своих предшественников и обладает дополнительными возможностями. В Великобритании компания Ultra Electronics разработала легкие, потребля-ющие небольшую мощность терминалы DTS для системы Link 11 с целью их установки на вертолетах Merlin береговой патрульной авиации Велико-британии и других машинах с ограниченным свободным пространством. Терминал Т 618 весит всего 3,6 кг, а дополняющий его процессор Т 619 - еще 7,2 кг. В сочетании со встроенным криптографическим устройством вся система весит всего 11 кг.
Министерство обороны Великобритании недавно выдало компании Aerosystems International (Ael), которая является совместной собственно-стью компаний GKN Westland и Bae SEMA, заказ на поставку комплексов Link 11 для оснащения десяти самолетов Nimrod MR. 2 береговой патруль-ной авиации с начала 1999 г. Компания Ael поставит программное обеспече-ние, которое может работать на обычных имеющихся в свободной продаже процессорах с дисплеем. Компания Telephonies поставит те же ВЧ радио-станции и терминалы DTS, которые уже приняты на вооружение нового варианта MRA.4 самолета Nimrod.
Заказчиками на тактическую систему передачи данных NDL компа-нии EDO Combat Systems, которая представляет собой вариант системы Link 11, являются ВВС Австралии, которые приняли эту систему для осна-щения модернизируемых самолетов АР-ЗС береговой патрульной авиации. В TDL используются программные средства на базе системы Unix. Компания EDO также разработала две автоматические портативные системы Link 11:
ВЧ-блок, работающий только на прием, размещенный в двух упрочненных ящиках, которые вместе весят около 90 кг, и ВЧ блок двусторонней связи, запирающий четыре ящика обшей массой 200 кг.
Компания Rockwell продолжает расширять и модернизировать серию терминалов DTS системы Link 11, в которых используются работающие в реальном масштабе времени процессоры и очень эффективные алгорит-мы обработки сигналов, обеспечивая высокие характеристики при низких затратах. В настоящее время производятся терминалы серий ТЕ-237 Р и MDM-2X02. Первая серия работает на борту различных платформ мини-стерства обороны США и используется для оснащения вооруженных сил многих стран НАТО. В терминалах DTS серии MDM-2X02 впервые исполь-зован процессор MDM-2000. Он обеспечивает более высокие характеристи-ки, чем его предшественники, в сочетании со снижением размеров, массы и стоимости. Некоторые приборы серии ТЕ-237 и все приборы серии MDM-2X02 используют новую форму сигнала SLEW, кроме обычной - CLEW. Эта новая форма позволяет системе Link 11 эффективно работать на ВЧ ка-налах с одной боковой полосой в присутствии многоходовой интерференции пространственной волны.
Компания Rockwell и ACSI совместно предлагают процессор, который может поддерживать работу каналов Link 11 и Link 16 и использует та-кую архитектуру программного обеспечения, которая может быть дорабо-тана для его использования в будущем для обслуживания новых систем, например, Link-22. Он может принимать, передавать, обрабатывать и вы-водить на дисплей данные в стандартных форматах, которые могут исполь-зоваться для разведки, управления потоками информации, противолодочной и радиоэлектронной борьбы, а также координации действий различных си-стем вооружения. Этот процессор можно использовать как автономную си-стему, обеспечивающую полную обработку и вывод на дисплей обработан-ной информации или как процессор на входе в существующие специальные, включая боевые системы.
Компания General Atronics поставляет различное оборудование для си-стемы Link-11, включая программируемые терминалы DTS AN/USQ-130 (V). Они выполняют все необходимые функции модемов и устройств упра-вления сетью для системы TADIL-A/NARO Link-11, используя радиостан-ции ВЧ или УВЧ диапазонов, в том числе в режиме SLEW. Эта компания поставила свыше 1400 систем TADIL-A/Link-11 и разработала несколько нововведений, чтобы расширить область их применения. К ним относят-ся связь через спутник, связной процессор для обеспечения взаимодействия между различными сетями с использованием спутников, высокочастотной пространственной волны, ВЧ связи в пределах прямой видимости и УВЧ, а также связь через УВЧ радиостанции с радиоэлектронной защитой Have Quick I и Have Quick II. Компании General Atronics и Via Sat (которая полу-чила один из четырех контрактов на подготовку производства терминалов MIDS LVT от командования космических и военно-морских систем вооруже-ния ВВС США) совместно выполняют разработку многоканальной системы M/LS, которая может управлять системами Link 11, 16 и 22.
Семь стран - Канада, Франция, Германия, Италия, Нидерланды, Ве-ликобритания и США - участвуют в программе НАТО Improved Link 11 (NILE)/Link 22, целью которой является разработка общедоступного цифро-вого канала передачи тактических данных для его использования воздуш-ными, надводными, подводными и наземными платформами. Этот канал использует динамичные протоколы TDMA, которые устанавливают опре-деленную норму для передачи информации каждым активным звеном, тем самым устраняя зависимость от единого режима управления сетью, а также автоматически отводят время звеньям, через которые проходит максимум информации. Один абонент может одновременно работать в четырех неза-висимых сетях.
Система NILE/Link 22 передает сообщения фиксированного формата, ис-пользуя слова в 72 бит и различные носители для связи, вплоть до четырех. К ним относятся сигналы с фиксированной частотой и с быстрой перестрой-кой частоты в ВЧ и УВЧ диапазонах, причем выбор осуществляется на основе превалирующих состояний РЧ каналов, которые также определяют скорость прохождения данных. В этой системе используется комплексное устройство защиты связи COMSEC. Типичная отдельная сеть ВЧ будет обеспечивать скорость прохождения данных 1,2-3,6 кбит/с, а отдельная сеть УВЧ - 2,4-10 кбит/с. Максимальная дальность неразрывной связи для ВЧ равна 540 км. Имеются ретрансляционные протоколы, обеспечива-ющие увеличение дальности. Словарь элементов данных системы Link 16 был расширен, чтобы включить систему Link 22. Это позволит направлять данные из одной системы в другую.
Компания Logicon по контракту с командованием космических и военно-морских систем вооружения ВВС США в сотрудничестве с компаниями из трех других стран разрабатывает программное обеспечение для системного контроллера сети Link 22. Будут созданы транспортный и сетевой протоко-лы, а также сетевое управление.
CDL/TCDL: в 1991 г. министерство обороны США присвоило обще-му каналу передачи данных CDL статус стандарта для использования в системах сбора видовой и радиотехнической разведывательной информа-ции IMINT и SIGINT. CDL состоит из защищенной устойчивой к поме-хам линии связи Земля - ЛА с пропускной способностью 200 кбит/с и линии ЛА - Земля, которая может работать с пропускной способностью 10,71 Мбит/с, 137 Мбит/с или 234 Мбит/с. В настоящее время защита ин-формации по линии ЛА - Земля обеспечена только для пропускной спо-собности 10,71 Мбит/с, но, возможно, эта функция будет распространена на более высокие скорости передачи данных. Серия CDL содержит пять классов каналов для работы в пределах прямой видимости LOS и за пределами пря-мой видимости BLOS (в последнем случае с использованием ретранслятора). Класс I распространяется на комплексы наземного базирования с летающи-ми платформами на высотах до 24 400 м со скоростями, соответствующими числу М=2,3. Класс II относится к высотам 45 750 м и скоростям М=5. Класс III увеличивает потолок до 152 500 м. Класс IV относится к термина-лам в спутниках, летающих на орбитах до 1350 км, а класс V предназначен для ретрансляционных спутников с более высокой орбитой.
В настоящее время класс I представлен терминалом наземного базиро-вания MIST компании L-3 Communications и эквивалентным терминалом морского базирования CHBDL-ST той же компании. Кроме работы с дру-гими системами CDL, терминал CHBDL-ST обслуживает прогрессивную тактическую систему воздушной разведки ATARS и пассивную систему загоризонтальной связи для боевых групп BGPHES.
Использование ретрансляционных спутников позволяет осуществлять дистанционное управление и эксплуатацию приборов наблюдения, находя-щихся на борту ЛА, оснащенных системой CDL, из пунктов, расположенных за пределами прямой видимости. Двумя главными спутниковыми системами CDL, находящимися в эксплуатации, являются системы Senior Span и Senior Spur. Первая работает в Х-диапазоне через систему спутниковой связи ми-нистерства обороны США, а вторая - в Ки-диапазоне, который позволяет занять более широкую полосу. Управление перспективными научно-исследо-вательскими проектами в области обороны DARPA рассчитывает использо-вать совместимую CDL линию ЛА - Земля с пропускной способностью по меньшей мере 274 Мбит/с (с перспективой увеличения до 1 Гбит/с) в ини-циативной программе Discoverer II, чтобы продемонстрировать возможность использования для наблюдения созвездия небольших, недорогих радиолока-ционных спутников, движущихся по низкой земной орбите.
Недавно распущенное бюро воздушной разведки DARO министерства обороны США совместно с другими организациями, например националь-ным бюро разведки NRO, проводило работу по дальнейшему расширению областей применения CDL. Программа передачи информации ABIT преду-сматривала создание устойчивой к помехам системы передачи данных по линии "воздух-воздух" с низкой вероятностью перехвата и обнаружения, которая может работать с регулируемой скоростью прохождения данных до 548 Мбит/с. Коллекторный блок будет обладать способностью передавать сигналы в формате ABIT на ретрансляционную платформу либо в стан-дартном формате CDL LOS на наземную станцию. Ретрансляционный блок будет обладать такими же возможностями и, кроме того, сможет принимать в широкой полосе передаваемую в формате ABIT информацию с другого кол-лектора в целях обмена данными и/или последующей ретрансляции.
Это позволяет создать мост между двумя или несколькими коллекто-рами, находящимися в воздухе одновременно. 1аким образом, беспилотная платформа с автоматическим анализом параметров и передачей информа-ции может быть связана с пилотируемым летательным аппаратом для по-вышения эффективности выполнения задания.
DARO было первоначально поручено осуществлять надзор за трехго-дичной программой создания тактического общего канала передачи данных TCDL, техническое руководство которой осуществляет научно-исследова-тельская лаборатория ВВС AFRL. Программа TCDL должна обеспечить создание серии совместимых с системой CDL легких терминалов, способ-ных передавать данные со скоростью от 1,544 Мбит/с (телефонный стан-дарт Т1) до по меньшей мере 10,71 Мбит/с (линия CDL "ЛА - Земля") с дальностью 200 км, стоимость которых меньше, чем у имеющихся кон-струкций. Поставлена цель добиться, чтобы стоимость единицы продукции равнялась 50 000 долл. после выпуска партии в 100 экземпляров для бор-тового авиационного терминала и 200 000 долл. для наземного терминала после выпуска 20 ед.
Исходные технические требования по программе TCDL были разработа-ны, исходя из жестких ограничений по размерам, массе и потребляемой мощ-ности при размещении терминала на тактическом беспилотном ЛА Outrider. Были установлены предельные размеры 46х25х10 см, масса 8,2 кг и потре-бляемая мощность 300 Вт. Сообщество пользователей также рассматривает эту программу как средство создания конкуренции на рынке совместимых с системой CDL терминалов как для оснащения новых платформ, так и для модернизации имеющихся. Область применения этих терминалов в перспек-тиве включает беспилотные ЛА Pionner и Predator, программы сухопутных сил США Guardrail и ARL, самолеты ВВС США Joint STARS, Reef Point и Rivet Joint, самолеты ВМС США Р-3 и летательные аппараты, осна-щенные разведывательной системой ATARS. DARPA планирует продемон-стрировать опытный образец бортового авиационного узла связи ACN для использования на борту беспилотного ЛА Global Hawk или других плат-формах, которые могут использовать TCDL как часть своего приборного комплекса. ACN предназначен для улучшения тактической связи на театре военных действий и подключения к другим узлам связи.
После предварительного отбора DARPA выдало в январе 1998 г. два 18-месячных контракта на разработку технической и производственной до-кументации по программе TCDL. Компания L-3 Communications работает в сотрудничестве с Rockwell Collins, а компания Harris возглавляет консор-циум, в который входят компании Marconi North America (вкладом которой является ее опыт разработки перепрограммируемых модемов) и TSI Telsys (отвечающая за перепрограммируемое уплотнение каналов связи). Каждый консорциум построит по пять технических опытных моделей бортовых авиа-ционных терминалов и по одному наземному терминалу. Летные испытания на борту беспилотного ЛА Predator были запланированы на начало 1999 г. Как только будет продемонстрирована совместимость с системой CDL, ка-ждая компания может подавать заявки на участие в программах создания новых систем и модернизации имеющихся.
Несмотря на различия этих конструкций, в них будут использоваться одна и та же последовательность бит и одинаковая обработка данных. Ком-пания Harris сосредоточила все технические решения, учитывающие уни-кальные свойства различных платформ, в одном модуле, который можно перепрограммировать, чтобы использовать с различными антеннами и вы-сокочастотными блоками.
Система TCDL будет также поддерживать альтернативные режимы свя-зи со скоростями до по меньшей мере 45 Мбит/с с последующим расшире-нием до 137 Мбит/с и 274 Мбит/с. Также планируется дополнить базовый режим работы в Ки диапазоне режимом работы в Х диапазоне.
Министерство обороны Дании рассматривает вопрос о принятии на во-оружение терминала TCDL для его использования на новых беспилотных ЛА, а министерство обороны Великобритании выставило требование, чтобы система TCDL была совместима с комплексной системой передачи дан-ных HIDL, которую управление испытаний и оценок министерства обороны Великобритании собирается испытывать в рамках демонстрационной про-граммы, финансируемой группой военно-морского вооружения НАТО. Си-стема HIDL сможет управлять двумя беспилотными ЛА ВМС одновременно на расстояниях 200 км и больше.
EPLRS/SADL: система передачи данных о боевой обстановке SADL ин-тегрирует авиацию непосредственной поддержки с "цифровым полем боя" (digitized battlefield) через усовершенствованную систему докладов о разме-щении позиций EPLRS сухопутных сил США. ВВС национальной гвардии США покупают около 1000 ед. для установки на борту самолетов А-10 и F-16, использующихся в качестве самолетов непосредственной поддержки. Испытания с участием двух самолетов F-16, оснащенных системой SADL, и одного F-15 с терминалом JTIDS Class 2 на борту подтвердили, что эти две системы могут эффективно взаимодействовать. Картины боевой обстановки передавались надежно в обоих направлениях. Скорость обновления данных и структура сообщений в системе SADL позволяли осуществлять обмен со-общениями с системой TADIL-J (Link 16) с выводом на экран данных об относительном положении самолетов, радиолокационных целях, запасе го-рючего, боевой нагрузке и другой информации.
Jane 's International Defense Review.- 1998 .- № 12 .- P. 41-43, 45-47.