Последнее десятилетие ознаменовалось для нашей страны значительным ростом террористических проявлений и, как следствие, усилением мер борьбы с ними, в том числе правового характера. Недавно принятый Федеральный закон «О противодействии терроризму»1 предусматривает возможность введения правового режима контртеррористической операции, в ходе осуществления которого допускается применение правоохранительными органами и подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации боевой техники, оружия и специальных средств, значительное ограничение прав и свобод граждан, оказавшихся в зоне проведения контртеррористической операции. Чтобы исключить возможность злоупотреблений, необоснованного применения силы, ст. 12 вышеупомянутого Закона предусматривает условия, наличие которых необходимо для начала проведения контртеррористической операции и применения соответствующего правового режима. В ней указано, что контртеррористическая операция проводится исключительно для пресечения террористического акта, если достичь этого иными силами или способами невозможно. Однако, на наш взгляд, если сравнить это положение с задачами контртеррористической операции, перечисленными в ст. 3 того же Закона, то выявляется определенное противоречие, т.к. в ч. 5 ст. 3 отмечено, что контртеррористическая операция проводится для пресечения террористического акта, обезвреживания террористов, обеспечения безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также для минимизации последствий террористического акта. Пресечение террористического акта в этом определении является только одним из оснований для проведения операции, наряду с тремя другими. В противном случае, если террористический акт уже совершен или если проводится задержание группы боевиков, уже находящихся в розыске за терроризм, применение правового режима контртеррористической операции будет неправомерным. Следует отметить, что отдельные меры и временные ограничения, предусмотренные этим режимом, вводились в Москве при получении информации о возможности свершения взрывов на объектах метрополитена, т.е. для обеспечения безопасности данной организации и физических лиц, пользующихся ей. Анализ этих аргументов приводит нас к выводу, что ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О противодействии терроризму» целесообразнее было бы изложить в следующей редакции: «Контртеррористическая операция проводится для пресечения террористического акта, обезвреживания террористов, обеспечения безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также для минимизации последствий террористического акта, если достижение этих целей иными силами или способами невозможно».