Теоретическое обоснование категории национальная безопасность

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

3(24)/2008

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

Майор юстиции А.А. Сацута

Теоретическое обоснование категории «национальная безопасность»

Понятие «национальная безопасность» в отечественном политическом лексиконе, отечественной науке и публицистике стало широко употребляться с середины 90-х годов XX века. Впервые официально этот термин использован в ст. 3 п. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», принятом в 1995 году1. В последующем, понятие «национальная безопасность» получило свое доктринально-политическое и нормативно-практическое объяснение в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О национальной безопасности» от 13 июня 1996 года, в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, принятой в 1997 году и ее новой редакции, утвержденной в 2000 году.

Использование понятия «национальная безопасность» в официальных документах Российской Федерации стало фактором, обусловившим активную исследовательскую деятельность отечественных ученых по теоретико-методологическому обоснованию этого понятия, выработке его научного определения и выяснению сущности, отражаемой им социальной реальности. Однако некоторые и даже принципиальные вопросы в этой области научного поиска до сих пор еще являются дискуссионными, нуждаются в уточнении. Так, существуют различия в методологии обоснования правомерности использования понятия «национальная безопасность» применительно к российскому обществу, имеются многообразные, отличающиеся по смыслу, определения этого понятия, суждения о сущности национальной безопасности как общественного явления.

Прежде всего, у отечественных ученых и политиков сложились различные мнения по поводу целесообразности использования применительно к России понятия «национальная безопасность». Для большинства из них его употребление в современных условиях является правомерным и бесспорным. Вместе с тем, некоторая часть исследователей считает, что безопасность России как полиэтнической страны, население которой образуют различные нации и народности, следует обозначать такими понятиями как «безопасность страны», «система безопасности России», «многонациональная безопасность», «общенациональная безопасность». Эти понятия, получившие широкое распространение уже в начале 90-х годов прошлого века, после принятия Федерального закона «О безопасности», нередко используются и в настоящее время.

Неоднозначность суждений по поводу правомерности использования понятия «национальная безопасность» является следствием недостаточной последовательности в теоретико-методологическом обосновании этого понятия. И главным образом потому, что по-разному определяется нация как социальная общность, рассматривается соотношение нации и народа как социальных образований.

Известно, что в общесоциологическом смысле под нацией понимается историческая социальная общность, возникшая на определенной территории, на основе общности экономической жизни и этнокультурного единства людей, единства их языка и типичных черт психического склада. А в политическом, этатистском - как согражданство, как политическая общность, как совокупность граждан одного государства. Сомнения в правомерности использования понятия «национальная безопасность» для обозначения безопасности России вызываются еще и тем, что в науке и социально-политическом лексиконе иногда некорректно и двусмысленно используются и корреспондируются отдельные термины. Например: «национальная безопасность Российской Федерации» и «национальная политика Российской Федерации»; «национальная безопасность» и «многонациональный народ»; «национальный интерес» и «национальные меньшинства».

В зарубежной науке, и это сегодня разделяется большинством отечественных ученых, для обоснования понятия «национальная безопасность» используется концепция нации-государства, политической нации. В соответствии с этой концепцией, отдельная страна, как политико-территориальная общность людей, включает государство и другие политико-властные структуры, социальные институты, отдельных индивидов, социальные группы и образования в т.ч. этнические, все проживающие не ее территории население, которое в целом образует народ. А в общеполитическом смысле, еще со времен Великой Французской революции, понятие «народ» как население страны отождествлялось с понятием «нация» (лат. nazio - народ). И в современном западном, англосаксонском толковании понятие «нация» по смыслу полностью совпадает с понятием «народ». В связи с этим, независимо от этнического состава населения страны применительно к явлениям, процессам, фактам общенародного значения, значимых для всего населения страны, употребляются термины: «национальное богатство», «национальный доход», «национальная оборона» и т.д. По аналогии, и безопасность отдельной страны, независимо от этнического состава ее населения, следует называть - национальной безопасностью. Следование этому подходу, как это делается в большинстве современных стран, при обозначении безопасности России представляется наиболее рациональным и прагматичным, отвечает современным теоретическим и политико-юридическим взглядам и оценкам. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации отмечается, что «под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа»2.

Существенные различия в современной отечественной науке и публицистике имеются также в определениях понятия «национальная безопасность», толковании сущности национальной безопасности как общественного явления. Наряду с определениями, адекватно отражающими содержание и суть безопасности страны, встречаются и упрощенные, недостаточно продуманные формулировки дефиниций. Нередко в определениях раскрываются не суть и смысл национальной безопасности как явления, а ее структура как системы, или процесс обеспечения национальной безопасности.

Представляется, что в выработке определения понятия «национальная безопасность», выяснении природы и сущности национальной безопасности как явления, методологически верным и научно обоснованным является вербальный подход, основанный на осмыслении и интерпретации более частных понятий, отражающих отдельные аспекты и стороны социальной реальности, которые в совокупности характеризуют национальную безопасность. В качестве таких понятий в настоящее время наиболее часто используются «национальные (национально-государственные) интересы», «опасности», «угрозы» этим интересам, «защищенность», «прогрессивное и устойчивое развитие» социальных систем. В этих понятиях в формально-смысловой форме выражаются наиболее существенные и жизненно-значимые стороны организации, состояния и изменения общества, его возможности и способность к самосохранению и развитию.

Национальные (национально-государственные) интересы представляют собой осознанные потребности народа в самосохранении и поддержании своего культурно-исторического сознания и единства, в обеспечении безопасности личности, общества и государства, социальной стабильности. Опасности - это объективные возможности, совокупность условий и факторов, способных негативно воздействовать на социальный организм, нанести ему ущерб, вред, которые изменяют свойства и ухудшают его состояние и даже приводят к гибели. Угрозы представляют собой высшую степень опасности, ее конкретное и непосредственное проявление, целенаправленное намерение определенных сил нанести ущерб, негативно воздействовать на национальные интересы. Защищенность, это такое свойство всех элементов социальной системы (общества), которое обеспечивает ее функционирование и развитие, защиту национальных интересов от опасностей и угроз, их ослабление, своевременную нейтрализацию и ликвидацию. Устойчивое прогрессивное развитие социальной системы (общества) представляет собой процесс реализации ее возможностей в интересах своего совершенствования и оптимизации, преодоления противоречий в организации и функционировании, движении к новому качественному состоянию.

Реальное единство, диалектическая взаимосвязь и взаимодействие этих сторон организации, функционирования и развития общества и составляют объем национальной безопасности как общественного явления. Национальная безопасность - это состояние защищенности национальных интересов от внешних и внутренних опасностей и угроз, обеспечивающее территориальную целостность и независимость страны, устойчивое и прогрессивное развитие общества, самостоятельность государства в международных отношениях. Такое определение понятия «национальная безопасность», как представляется, адекватно характеризует национальную безопасность как общественного явления. Оно не противоречит по смыслу и содержанию другим научно-содержательным определениям понятия «национальная безопасность».

Сущность национальной безопасности составляет определенное качество и состояние социальных отношений, которые обеспечивают личности, обществу и государству достаточные гарантии их защищенности. Это такое содержание и характер социальных отношений, которые позволяют обществу и государству прогнозировать, своевременно выявлять и устранять реальные и потенциальные опасности и угрозы национальным интересам, эффективно и своевременно реагировать на них, упреждать действия деструктивных сил.

Национальная безопасность является сложным и многогранным явлением. Ее содержание как системы составляет взаимосвязанный комплекс структурных компонентов (подсистем), обеспечивающих необходимую степень защищенности национальных интересов во всех сферах общественной жизни, на различных уровнях социальных отношений, от различных по источникам возникновения и характеру опасностей и угроз. В функционально-деятельностном отношении национальная безопасность представляет процесс обеспечения защиты национальных интересов, систему взаимосвязанных элементов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.

Теоретически и методологически аргументированное обоснование правомерности использования понятия «национальная безопасность» для обозначения национальной безопасности России, четкое по смыслу и содержанию определение этого понятия имеют особое значение. Они являются условием дальнейшего углубленного теоретического познания национальной безопасности как явления, успешного решения практических задач по обеспечению национальной безопасности современной России.

Примечание:

1. См.: Об информации, информатизации и защите информации. Федеральный Закон// Собрание законодательства Российской Федерации. - М.,1995. - 8. - С. 1214.

2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации// Собрание законодательства Российской Федерации. - М., 2000. - № 2. - С. 691.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации