Становление и развитие экономической и военно-экономической подготовки офицерских кадров России в XIX - начале XX веков

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

4(25)/2008

Полковник А. А. Приходченко,

кандидат экономических наук

Становление и развитие экономической и военно-экономической подготовки офицерских кадров России в XIX - начале XX веков

В начале XIX века развивающиеся капиталистические отношения высвободили колоссальные возможности - новый общественный строй создал более могучие производительные силы, чем те, что были накоплены за всю предшествующую историю. Крупные индустриальные хозяйства, тесно взаимосвязанные, стянули в единое целое всю экономику в ее национальных границах, стремясь к выходу на международную арену. Этому стремлению капитала отвечает утвердившаяся политика мирового господства и захватнических войн, количество и масштабы которых, на базе роста и концентрации экономической мощи, многократно возросли, превратив в театр военных действий практически всю Европу. На основе качественных изменений в экономике и политике коренным образом меняется и военная мощь: армии становятся массовыми, их вооружение преобразуется с помощью машинной техники, изменяются способы ведения войн и их экономического обеспечения.

Похожие процессы происходят и в Российской империи. Дальнейшее укрепление государственности приводит к росту численности войск, и при планировании производственной, сельскохозяйственной и торговой деятельности необходимо было учитывать потребность в материальных и денежных средствах на содержание вооруженных сил. Вот только часть статистических данных, приведенных экономистом Д.П. Журавским в его «Статистическом обозрении расходов на военные потребности с 1711 по 1825 гг.»: «… численность войск увеличилась со 164 тыс. до 900 тыс. человек; государственный доход вырос с 8,66 млн. до 100 млн. рублей; расходы на военные нужды возросли с 4 млн. до 41,4 млн. рублей…».

Первым трудом по военной экономике не только в России, но и в мире становится трехтомное сочинение генерал-интенданта русской армии Е.Ф. Канкрина «О военной экономике в условиях мира и войны и ее взаимосвязях с военными операциями». Вскоре в стране и армии начинается тщательное изучение и анализ зарубежного и отечественного опыта организации военно-хозяйственного обеспечения вооруженных сил. Все шире разворачивается процесс теоретического осмысления оборонного строительства, а также проблем его финансового и материального обеспечения. Появляются практические материалы, статьи, монографии. Благодаря этому, в XIX веке в военных учебных заведениях складывается стройная система экономической и военно-экономической подготовки офицерских кадров, которая была многообразной и основательной.

Экономическая подготовка на 1-ой ступени системы военного образования (кадетские корпуса) была представлена предметом «Экономия государственная», семь разделов которой имели следующие названия: «Об имуществах и их происхождении», «Обмен имущества», «Отдача взаймы имуществ», «Всеобщий знак цены - деньги. Продажа - купля», «Отдача взаймы металлических денег»; «Метаполитический анализ цены имущества», «О кредите и основывающихся на нем бумажных деньгах». На 2-й ступени (военные и юнкерские училища) - изучается курс «Законоведение», где в разделе «Финансовое право» рассматриваются такие темы, как теория права, государственные расходы и доходы, государственный кредит.

Военно-экономическая подготовка на 1-ой и 2-ой ступенях военного образования включала изучение курса «Военная администрация», имевшего два раздела. Первый раздел назывался «Военное хозяйство» и состоял из следующих частей: средства на содержание армии в мирное время; военный бюджет; основные черты военного хозяйства в мирное время и способы довольствия; довольствующие ведомства и их органы, производство заготовлений; отчетность и ревизия: инспектирование и государственный контроль; основные черты военного хозяйства в военное время: способы заготовления, снабжения, полевой контроль. Второй раздел именовался «Войсковое хозяйство» и имел такое содержание: полковое хозяйство - суммы казенные и неказенные; хозяйственный оборот полка: смета, хранение и выдача денег, проверка наличных сумм и книг отчетности; ротное хозяйство; артельное хозяйство: отчетность по продовольствию, удовлетворение хозяйственных нужд, деньги роты.

Экономическая подготовка на 3-ей ступени (военные академии) была представлена предметом «Политическая экономия». Его основу составляли разделы: о производстве богатств; о накоплении богатств или об имуществах; о первоначальном распределении годового произведения, или о доходах; о вторичном распределении годового произведения; элементы цивилизации или о внутренних благах; о деньгах; о кредите; естественные успехи цивилизации; о потреблении; успехи в увеличении народного богатства; о платежном балансе России.

Военно-экономическая подготовка здесь поначалу является неотъемлемой частью стратегии, военной географии и других дисциплин. Однако возросшие материальные и финансовые потребности вооруженных сил, а также усложнение условий обеспечения войск в боевой обстановке потребовали расширения объема военно-экономических знаний офицерских кадров. Поэтому в 1840 году слушателями Николаевской академии Генерального штаба в курсе «Обязанности офицера Генерального штаба» впервые было начато изучение вопросов укомплектования войск и основ их материального, в том числе и финансового, обеспечения. В 1849 году происходит сведение разрозненных лекций в единое целое - предмет «Военная администрация». Первым его преподавателем становится подполковник П.С. Лебедев (полковник в 1853 году, генерал-майор в 1864 году). Он впервые в России придает предмету научно методическую основу, а читаемые им лекции вскоре публикуются в академических Записках. В 1851 году в академии Генерального штаба создается кафедра «Военной администрации», а 5 ноября 1854 года адъюнкт профессором (преподавателем) академии по кафедре «Военная администрация» становится капитан В.М. Аничков.

Вскоре В.М. Аничков формулирует назревшую задачу - обратиться к «теоретическому методу изложения науки» - и предпринимает успешную попытку ее решения, чем закладывает основы систематического военно-экономического образования офицерского корпуса. В 1859 году в учебно-образовательном процессе академии Генерального штаба появляется его первое учебное пособие «Опыт начал военного хозяйства применительно к их положительным законодательствам России, Франции, Пруссии, Австрии, Сардинии, Бельгии и Баварии». Одновременно с внедрением этого пособия в учебный процесс, автор продолжает работу над его совершенствованием, и в 1860 году появляется новый труд «Военное хозяйство. Сравнительное исследование положительных законодательств России, Франции, Пруссии, Австрии, Сардинии, Бельгии и Баварии». В нем автор, на основе изучения зарубежного и отечественного опыта планирования и организации военно-хозяйственного и финансового снабжения войск в мирное время, делает вывод, что военно-экономические исследования решают две, взаимоисключающие друг друга, задачи: улучшение обеспечения войск и сокращение расходов на содержание армии.

Основной направленностью курса «Военное хозяйство…» стали финансово-экономические вопросы. Так, при их изучении слушатели выясняли, каким образом определяется размер государственного дохода и как суммы, выделяемые на содержание войск, переходят от источников их создания к потребителям или кредиторам казны. Кроме того, будущие военачальники достаточно подробно изучали процесс составления сметы военного ведомства, порядок распределения ассигнованных сумм и другие проблемы, связанные с финансами армии и флота. Заслугой В.М. Аничкова в преподавании курса «Военное хозяйство» является и то, что им выработан критерий оценки необходимости дополнительного истребования денежных средств сверх утвержденной сметы в течение года. При этом он отмечает: «… ничто так не нарушает равновесия доходов и расходов, как эти чрезвычайные ассигнования. Они особенно вредны там, где нет положительных правил, в каких случаях допускается испрашивать сверхсметные кредиты. Случаи эти должны быть строго и точно обусловлены. Главнейшие условия допущения к испрашиванию чрезвычайных ассигнований должны быть: крайняя настоятельность и совершенная непредвиденность расходов, как, например, открытие войны. Вне этих двух начал сверхсметные кредиты не должны быть допускаемы. Даже одно из них, отдельно взятое, еще недостаточно: всякая предвидимая издержка должна быть вносима в смету текущего года, а непредвидимая, но ненастоятельная может остаться до сметы будущего…». Однако, в «Военном хозяйстве…» Аничковым не были затронуты вопросы, касающиеся обеспечения операций и боевых действий в ходе подготовки и ведения войны. Для этого требовалось увязать все имеющиеся в то время взгляды в области теории политической экономии и государственного хозяйства с положениями теории военного искусства, определить различия между военным хозяйством мирного и военного времени. Решению этой проблемы посвящается новый труд В.М. Аничкова «О хозяйстве войск в военное время», который, в качестве одноименного учебного курса, читается слушателям старшего класса академии. В нем сформулирован ряд теоретических положений, которые актуальны и в настоящее время: армия и флот не могут найти в себе самих средств для обеспечения своего существования - средства эти должны предоставляться государством; требуется предварительно определять цифры военного бюджета и доводить их до войск; в Вооруженных Силах необходим принцип единства бюджета и кассы; возможность создания казначейства в армии и на флоте; для контроля за выделенными ассигнованиями в военном ведомстве нужна классификация расходов; составление единых форм финансовой отчетности по всему Военному министерству.

В 1870 году кафедру военной администрации и военного хозяйства академии возглавил профессор Николаевской академии Генерального штаба П.Л. Лобко, разработавший курс «Военной администрации», в котором подробно изучаются экономические вопросы и особенности их применения в военном хозяйстве. Кроме того, особо следует остановиться на одной уникальной работе П.Л. Лобко - его учебнике «Записки военной администрации для военных училищ». Учебник этот имел и приложения: 1) требовательная ведомость Н-ского полка о причитающихся офицерам за майскую 1865 года треть жалованья, столовых и прочих денег; 2) бланки ассигновки; 3) аттестат; 4) записка на выдачу примерной суммы на мелочные расходы; 5) денежный журнал; 6) книга переходящих сумм; 7) книга хозяйственных сумм на год; 8) кладовая записка о полковых и ротных суммах; 9) отчетный лист Н-ского полка по довольствию провиантом за … месяц … года; 10) материальная книга квартирмистра Н-ского полка; 11) табель Н-ского полка о состоянии вещей Интендантского ведомства к … месяца … года; 12) требовательная ведомость Н-ского полка о сукнах, холсте и деньгах для построения обмундирования; 13) требовательная ведомость Н-ского полка о годовых и амуничных вещах и деньгах амуничных и ремонтных на содержание бессрочных вещей; 14) книга Н-ского полка о приходе и расходе мундирных и амуничных вещей и на построение иных отпущенных денег … года; 15) цейхгаузная книга; 16) книга мастерских; 17) арматурный список о вещах, состоящих на переведенном из Н-ского полка в … полк рядовом… (ФИО); 18) книга оружейной мастерской; 19) отчетный лист о приварочных деньгах и провианте; 20) отчетный хозяйственный лист; 21) кухонная книга (на каждую роту); 22) отчетный лист о продовольственной сумме и припасах; 23) общий денежный журнал на полк («…всякое получение денег, прежде всего, вносится в общий денежный журнал …»); 24) форма раздаточного списка денежных выдач нижним чинам. Как видим, из 24-х наименований служебных документов, обязательных к исполнению, 16 их форм связаны или с движением денежных средств, или с отчетностью по ним.

С 1874 года начальником кафедры военной администрации и военного хозяйства становится генерал от инфантерии М.А. Газенкампф. На основе обобщения опыта русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг. им подготавливается принципиально новое учебное сочинение, в котором освещаются вопросы военного хозяйства в мирное и военное время. Оно выходит в 1880 году под названием «Военное хозяйство в нашей и иностранных армиях в мирное и военное время». Затем появляются курсы лекций М.А. Газенкампфа (1884 - 1886, 1890 - 1892 гг.), где предлагается изучение новых видов довольствия (в том числе и финансового), издается задачник по военной администрации для практических занятий в военных и юнкерских училищах.

Важной составляющей военно-экономической подготовки слушателей академии Генерального штаба стал и учебный курс «Военной статистики». В его основе лежал экономико-географический обзор потенциальных театров военных действий и анализ состояния финансовой системы изучаемых стран. Существенный вклад в развитие этой дисциплины внес профессор Николаевской академии Генерального штаба Д.А. Милютин (будущий военный министр). Исследовав публикации немецких авторов, высказывающих различные мнения о военной географии и военной статистике, и предложения ряда военных теоретиков, предлагающих возвести их в ранг самостоятельных наук, Д.А. Милютиным уточняются предмет «военной географии» и «военной статистики», даются существующие между ними различия, определяются место и роль статистики в системе политических наук. В 1846 году публикуется его работа «Критическое исследование значения военной географии и военной статистики», на основе которой создается учебный курс «Военная статистика». Затем, в 1847 - 1848 гг., появляется новый 2-х томный труд Д.А. Милютина «Первые опыты военной статистики», ставший основным учебником для слушателей академии Генерального штаба. В нем отражаются уже не отдельные описательные разделы, характеризующие вопросы военной географии и военной статистики, а целостная система сведений военно-статистической направленности, используемых в мирное и военное время для финансово экономического обоснования принимаемых решений по обеспечению обороноспособности страны.

Впервые вопрос о создании специального курса для обучения офицеров интендантов возник в 1869 году. Именно тогда при Главном интендантском управлении был создан Ученый комитет (позднее Технический комитет), который возглавил известный в то время технолог профессор М.Я. Киттары. На одном из заседаний комитета прозвучало мнение о полезности подготовки должностных лиц, в чьи функции входила бы оценка качества поставляемых промышленностью для нужд армии и флота материальных средств. Хотя с 1891 года из числа выпускников академии Генерального штаба и назначалось 5 офицеров на интендантские должности, это не могло удовлетворить все возрастающие потребности Военного министерства в подготовленных соответствующим образом должностных лицах.

В 1896 году полковник Н.И. Соловьев, заведовавший мобилизационной частью Главного интендантского управления, возбуждает ходатайство о необходимости принятия на интендантскую службу специально подготовленных чиновников и офицеров. В нем предлагается организация Интендантской офицерской школы с 20-ю обучающимися. Срок обучения предусматривался в 10 месяцев. После проработки указанных документов в Министерстве финансов страны, 18 марта (по старому стилю) 1900 года последовало утверждение «Положения» и штата одногодичного Интендантского курса, который начал функционировать с осени 1900 года. Однако Интендантский курс того времени, как отмечали многие военные деятели, был перегружен предметами технологической и технической направленности. Для того, чтобы повысить уровень подготовки по военно-экономическим дисциплинам, можно было бы перераспределить учебное время в их пользу, однако, это наносило ущерб инженерному образованию. Оставалось только увеличить срок обучения. Соответствующие организационные мероприятия были проведены довольно быстро, и уже в 1901 году Интендантский курс становится двухгодичным военно-учебным заведением. 20 мая 1903 года состоялся первый выпуск в количестве 33-х слушателей с двухгодичной подготовкой.

Дальнейшее развитие системы профессиональной военно-экономической подготовки офицерских кадров связано с именем профессора академии Генерального штаба (1890 - 1907 гг.), Интендантского курса (1900-1910 гг.) и Интендантской академии (1912 - 1917 гг.) генерала от инфантерии Ф.А. Макшеева. Им был проведен ретроспективный анализ экономического обеспечения войн с глубокой древности до начала XX века и сделан вывод о тенденции роста масштаба военного потребления в связи с совершенствованием средств вооруженной борьбы. Это послужило основанием для повышения роли интендантской службы в решении вопросов экономического обеспечения войск и передачи ей ряда военно-хозяйственных функций. Поэтому в программе военной реформы 1905-1912 гг. и были предусмотрены мероприятия, связанные с преобразованием Интендантского ведомства: утверждаются его новые «Положение» и штат; расширяются права и обязанности корпусного интендантства; увеличивается численность Главного управления (причем из 4-х штатных должностей офицеров три должности должны были замещаться выпускниками Интендантского курса); в мирное время учреждаются дивизионные и бригадные интендантства. Эти преобразования послужили основанием для переработки учебных планов и Интендантского курса. В новой учебной программе эти теоретические положения закрепляются с учетом общего развития военного дела: введен курс «Военное хозяйство» как самостоятельный изучаемый предмет, заменивший «Военную администрацию» и наиболее полно отвечающий требованиям военной и экономической наук; начато преподавание «Военной стратегии», знакомившей слушателей с важнейшими элементами военного искусства; для обобщения исторического опыта и его внедрения в практику повседневной деятельности подробно изучаются материалы, относящиеся к двум последним войнам по вопросам обеспечения операций и боевых действий в интендантском отношении (раньше этого не было); сокращается курс общей бухгалтерии, взамен этого вводится изучение кассовых и сметных правил, счетоводства и отчетности в Интендантском ведомстве; общая и военная статистика объединяются с военной географией, которая дополняется сведениями по обзору пограничных пространств сопредельных с Россией государств; вводятся делопроизводство в интендантских учреждениях и заведениях, экономическая география и другие дисциплины. Всего в новый учебный план было включено 14 предметов, главный принцип изучения которых стал: «учись делать в мирное время то, что тебе придется делать на войне».

18 декабря (по старому стилю) 1911 года Интендантский курс преобразуется в Интендантскую академию. Новое военное учебное заведение отвечало всем требованиями, предъявляемыми к высшей школе: тщательно анализируется и обобщается опыт научной и педагогической деятельности в области подготовки специалистов военного хозяйства; организуются и проводятся исследования по проблемам обеспечения войск (в то время не существовало научно-исследовательских центров в системе органов военного управления); практикуется приглашение видных ученых и педагогов из других военных академий для чтения лекций и проведения практических занятий; создаются качественно новые уставные и другие руководящие документы по обеспечению жизнедеятельности войск; развиваются теория и практика тыловой подготовки армии и флота в мирное и военное время; положено начало выступлениям в печати представителей интендантства вооруженных сил - в «Военном сборнике» (издается с 1858 года), «Интендантском журнале» (издается с 1899 года), военной газете «Русский инвалид» (выпускалась в 1813-1917 гг.).

Важнейшим этапом в развитии экономического и военно-экономического образования офицерских кадров становится курс «Военное хозяйство», подготовленный профессором Ф.А. Макшеевым на базе своего фундаментального труда с одноименным названием «Военное хозяйство в мирное время в армиях: русской, германской, австрийской и французской (сравнительный очерк современного устройства)». Проведя глубокий анализ имеющегося цифрового материала, Ф.А. Макшеев делает следующие выводы:

1. несмотря на то, что русская армия самая большая в мире - около 1200,0 тыс. чел., - размер ее содержания сопоставим с расходами на армию таких стран, как Германия, Франция, США и составляет 23 % от общегосударственных. Это достаточно невысокая цифра при огромном различии в территории и населении для Германии данный показатель составил 38 %;

2. размер военных расходов на душу населения (3,2 руб. в год) сравним с Данией, Бельгией и Грецией;

3. среднегодовая стоимость содержания одного военнослужащего в России чрезвычайно низка, составляет 295 руб. в год и несравнима ни с одной армией мира (от 414 руб. во Франции до 3000 руб. в США); соотношение обыкновенных и единовременных военных расходов в нашей стране составляет соответственно 93 % и 7 %, а в Германии - 74 % и 26 %.

Первая мировая война предъявила к экономике куда более высокие требования, чем те, которыми руководствовались генеральные штабы воюющих держав. В приложении к рассматриваемому труду - «Главнейшие изменения, происшедшие во время печатания этой книги» автор уточняет вопрос о назначении и ассигновании денег на мобилизацию и на войну; о различных деталях денежного довольствия, введенных в 1914-1915 гг. и четко выделяет в военной экономике две части: одна заключена в хозяйстве страны (производство), другую представляет хозяйство вооруженных сил. В нем также намечены два звена, которые по функциональному назначению можно обозначить как распределительное звено и звено, обслуживающее непосредственное потребление конечной военной продукции. Так, хозяйство по интендантскому довольствию разделено на интендантское хозяйство (по линии тыловых учреждений) и войсковое хозяйство. Это разделение позже послужило Ф.А. Макшееву обоснованием мысли о необходимости создания, наряду с курсом военного хозяйства, курса военной экономики. Но данную задачу он адресует уже не интендантам - по мнению ученого она лежит на экономистах (финансовая подготовка государства к войне, финансирование войны) и политэкономах (экономическая подготовка государства к войне и организация национального хозяйства во время войны).

Таким образом, завершающийся процесс консолидации отдельных звеньев военной экономики в систему военно-экономических знаний позволяет заключить, что для исследуемого периода характерен повышенный интерес к сущности, содержанию, структуре новых учебных предметов, их места в науке, взаимоотношения с другими дисциплинами. Происходит систематизация теории и опыта, сведение в единый учебный курс военного хозяйства, отдельных, содержащихся в различных науках, в действующих законоположениях и в повседневной практике суждений, норм и правил, относящихся к экономическому обеспечению оборонного строительства.

Существующие сегодня невразумительные оценки вклада армии и флота в экономический потенциал страны и абсолютизация роли отношений потребления в деятельности Вооруженных Сил, требуют, как никогда ранее, использовать весь накопленный нашими предшественниками исторический опыт. Многое в истории отечественного экономического и военно-экономического образования еще остается непознанным и пребывает в забвении. Надо поднять этот плодородный пласт, который не только обогатит отечественную науку, но и послужит достижению более фундаментальных целей - познанию русского народа, важнейших сторон российской государственности, возрождению былого величия, роли и места России в мире.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аничков В.М. «Опыт начал военного хозяйства применительно к их положительным законодательствам России, Франции, Пруссии, Австрии, Сардинии, Бельгии и Баварии». - СПб. - 1859. - 377 с.;

2. Журавский Д.П. «Статистическое обозрение расходов на военные потребности с 1711 по 1825 год». - СПб. - 1859;

3. Милютин Д.А. «Критическое исследование значения военной географии и военной статистики». - СПб. - 1846. - 70 с.;

4. Макшеев Ф.А. «Военное хозяйство в мирное время в армиях: русской, германской, австрийской и французской (сравнительный очерк современного устройства)». - СПб., 1912 - 1915. - 1148 с.;

5. Пожаров А.И. «История русской военно-экономической мысли». - Монография. - М.: ВФЭФ при ФА при Правительстве РФ, 1997. - 129 с.;

6. Хромов А.В., Лебедев Ю.А. «Экономическая и военно-экономическая история». - М.: ВФЭФ при ФА при Правительстве РФ, 1998. - 75 с.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации