РОЛЬ РЕГИОНОВ В УКРЕПЛЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

1(22)/2008

Е.К.МИННИБАЕВ,

доктор исторических наук, профессор,

действительный член АВН

РОЛЬ РЕГИОНОВ В УКРЕПЛЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

Мировые и региональные реалии сегодняшнего дня наглядно подтверждают актуальность и остроту проблем укрепления национальной безопасности нашей страны.

В этой связи чрезвычайно важным становится новое понимание национальной безопасности России, определение национальных интересов как основы для выработки новой концепции, видение целей и результатов развития государства и общества. К сожалению, советские традиции, когда проблемы национальной безопасности решались кулуарно, лишили нас как общественных институтов, так и научных центров по выработке, открытому обсуждению и реализации этих проблем. В последние десятилетия к этому добавились и определенные новации в понимании проблемы, которые стали внедряться в таких объемах, что нередко приводили к размыванию самих понятий национальной безопасности и сводили их к безопасности человека и гражданина, тем самым заметно ослабляя безопасность нации и государства.

Давно назревшая новая редакция Закона «О безопасности» позволила бы более основательно и взвешенно подойти к формулированию концептуальных вопросов национальной безопасности, а в реальной практике на уровне центра, отраслей и регионов по-новому ставить и решать эти вопросы.

Хотелось бы поддержать точку зрения многих ученых и военачальников о комплексном, системном подходе к проблемам национальной безопасности и в то же время подчеркнуть важность выделения приоритетов, которыми могут стать невоенные средства, подкрепленные военной мощью Российского государства. Как в общенациональном, так и в региональном масштабах это, по нашему глубокому убеждению, прежде всего, духовная безопасность нации и каждого гражданина России.

Несомненно, что системное и масштабное духовное растление человека, которое целенаправленно ведется в России на протяжении последних десятилетий, может свести на нет любые усилия и средства, направленные на укрепление национальной безопасности нашей страны. Мобилизуя все возможности на борьбу с духовной разрухой и ее организаторами, мы должны четко представлять, что, в конечном счете, именно желание, готовность и способность людей обеспечивать национальную и личную безопасность позволят эффективно реализовать военные, экономические, внешнеполитические и другие направления выбранной стратегии.

В переходный период развития общества и государства, который мы переживаем, происходит глубокая и системная трансформация политических и социально-экономических отношений, сопровождаемая острым и масштабным кризисом всех сфер общественной жизни. Все это наиболее наглядно проявилось в 90-е годы. Распад СССР как глобальное политическое явление привел к системному ослаблению национальной безопасности России и других республик Союза.

Несомненно, что определение и ликвидация этих слабостей должно стать одним из серьезных направлений укрепления национальной безопасности. Со стороны регионов Российской Федерации необходимо, в первую очередь, восстановить утраченные позиции в связи с ослаблением кооперации, межнациональных, политических, экономических и других отношений. Единство России, ее политическая безопасность по-прежнему является весьма актуальным и важным фактором укрепления национальной безопасности как на федеральном, так и на региональном уровне. Тем более, что определенные силы и сейчас не оставляют надежды удобно расположиться на осколках Российской Федерации.

Критический уровень безопасности России к началу XXI века настоятельно потребовал формирования качественно новой концепции, адекватной не только характеру угроз и вызовов, но и тем экономическим, социально-политическим и духовно-нравственным условиям, в которых рождалось новое общественное устройство нашей страны.

Отмечая по-прежнему главенствующую роль государства в укреплении безопасности, в новых условиях необходимо не ослаблять, а всемерно повышать роль общества, его институтов и социальных групп, каждого человека в решении этих проблем. Эффективное противодействие угрозам, перед которыми оказалась новая Россия, невозможно, на наш взгляд, и без привлечения потенциала всех регионов России, учета особенностей каждого из них.

В этой связи необходимо заострить еще одну архаичную российскую проблему, отмеченную президентом АВН генералом армии М.А. Гареевым, который писал, что «отсутствие ответственности и опоры центральной власти в низах существенно ослабляет безопасность страны в целом».

По нашему мнению, особенно критичным является безответственный подход к решению социальных проблем и, прежде всего, проблем малоимущих слоев российских граждан. Несмотря на попытки реализации различных проектов и экспериментов в социальной сфере, деклараций властей о борьбе с бедностью как приоритете политики, в нашей стране продолжает расти пропасть между бедными и богатыми. Увеличение этого разрыва в последние годы до 17 раз, несомненно, грозит серьезными социальными катаклизмами, а значит и ослаблением национальной безопасности.

Бесспорно, что наряду с центром серьезная нагрузка и ответственность в борьбе с бедностью ложиться на регионы России, особенно на слабые в экономическом отношении и отдаленные районы. Кроме того, бедность и безысходность людей, занятых образованием, воспитанием и здоровьем нации, может лишить ее достойного и заслуженного будущего.

Известно, что государственная или национальная система обеспечения безопасности страны выстраивается на двух уровнях - федеральном и региональном. Поэтому в структуре и содержании национальной и государственной безопасности имеются общие интересы и совместные предметы ведения федеративного центра и региона, а есть предметы ведения только федерации и только региона.

В связи с этим региональная безопасность должна рассматриваться не только как составная часть, но и как важный фактор обеспечения национальной безопасности. Особая роль регионов сегодня во многом определяется тем, что социальные угрозы, вызовы и проблемы, равно как и возможности и средства их минимизации и решения имеют региональную специфику, не учитывая которую, можно допустить множество политических и практических ошибок с серьезными общественными последствиями. Регионы различаются, и порой существенно, по географическому положению, социально-экономическим, этническим и другим характеристикам. Поэтому концепции и программы обеспечения безопасности того или иного региона могут серьезно отличаться и не содержать общих рецептов, приемлемых для всех территорий. Этот факт с особой остротой ставит проблему нормативного и организационного обеспечения национальной безопасности не только на федеральном, но и на региональном уровне.

Вот уже больше 10 лет ученые Восточной экономико-юридической гуманитарной академии (Академии ВЭГУ) в сотрудничестве со специалистами Башкирского регионального отделения Академии военных наук работают над комплексом проблем региональной безопасности. В результате интенсивных исследований конца 90-х годов ученые Башкортостана разработали и опубликовали в 1998 году проект Концепции национальной безопасности Республики Башкортостан. В последующие годы и в Академии ВЭГУ и в региональном отделении АВН продолжалось и активно ведется сейчас научное осмысление этой проблематики. В частности, исследуются вопросы политической, правовой, техногенной, социальной и информационной безопасности региона, теоретические и прикладные вопросы борьбы с терроризмом, повышения эффективности деятельности органов внутренних дел, совершенствования системы подготовки кадров и другие проблемы, призванные обеспечить национальную и региональную безопасность.

Полученные результаты этой поисковой работы находят отражение в многочисленных публикациях, обсуждаются на научно-практических конференциях и доводятся до сведения руководства республики и г. Уфы. Назову только некоторые из конференций российского уровня, проведенных Академией ВЭГУ и Башкирским отделением АВН: «Общероссийские и региональные проблемы обеспечения национальной безопасности» (декабрь 1998 г.); «Войны будущего и пути их преодоления» (ноябрь 1999 г.); «Актуальные проблемы обеспечения безопасности личности, общества и государства» (апрель 2001 г.); «Актуальные проблемы сохранения и укрепления здоровья населения» (апрель 2004 г.); «Глобализация и национальные интересы России» (май 2004 г.); «Экологическая безопасность России в XXI веке» (май 2006 г.) и другие.

Накопленный на примере Республики Башкортостан опыт исследования места и роли региона в решении проблем безопасности позволяет нам сделать некоторые обобщения.

Современная концепция или программа обеспечения безопасности на уровне региона, по нашему мнению, должна решать следующие задачи: - во-первых, концептуально выявлять характер и определять масштабы сформировавшихся в регионе основных социальных рисков, угроз и вызовов, анализировать их динамику и особенности проявления в различных социальных средах и на разных уровнях (на уровне личности, группы, всего населения региона);

- во-вторых, представлять мнения различных категорий населения, проживающего в регионе, об основных причинах и субъектах сформировавшихся угроз, а также об особенностях их проявления и взаимодействия с социальной средой;

- в-третьих, необходимо также хорошо представлять социально-психологическое состояние населения региона, специфику общественного и группового сознания, составляющих его социальных категорий, характер ценностных ориентации, особенности менталитета и, прежде всего, национального, (что особенно важно в национальных регионах);

- в-четвертых, определять отношение населения региона (в разрезе его социально-демографических и социально-профессиональных групп) к властным структурам всех уровней и, прежде всего, регионального и местного, к институтам гражданского общества с точки зрения эффективности их противостояния угрозам и рискам. Концепция должна представлять и учитывать мнение граждан о возможных путях минимизации, локализации либо устранения угроз и рисков региональной и в целом национальной безопасности;

- в-пятых, важно как с познавательной и концептуальной, так и с прикладной точек зрения установить в концепции или программе обеспечения безопасности существующую в регионе взаимосвязь социальных фрустраций (страх, социальное напряжение, конфликт) с основными рисками и опасностями. Для этого необходим не только общенациональный мониторинг проблем социальной безопасности, который проводится рядом социологических институтов и служб, но и региональный мониторинг, данные которого позволяют определить конкретные меры минимизации социальных угроз, постоянно диагностировать состояние общественного сознания в части его отношения к этим угрозам и определять эффективность принимаемых практических мер по их снятию или минимизации;

- и, наконец, в-шестых, необходимо представлять формы проявления так называемой культуры безопасности, а также личностного, группового, общественного и государственного уровней этой культуры, проанализировать взаимосвязь и взаимообусловленность эмоционально-оценочных, когнитивно-установочных и вербально-поведенческих сторон формирования и развития культуры безопасности населения региона.

Под культурой безопасности нами понимается категория, характеризующая социальные отношения, направленные на устранение и минимизацию социальных рисков, опасностей и угроз, возникающих на уровне личности, группы, общества и государства в различных социальных условиях. Поэтому культура безопасности включает в себя совокупность специфических ориентиров, средств, форм и способов взаимодействия людей со средой своего существования, которые они вырабатывают в процессе совместной жизни с целью поддержания или изменения определенных структур деятельности, социального взаимодействия и общения.

Разрабатывая концепцию безопасности на уровне региона, важно знать не только характер имеющихся угроз, рисков или опасностей, не только их восприятие и оценку населением, но и готовность самих жителей региона противостоять этим угрозам, участвовать в их предотвращении. Следовательно, немаловажное значение имеет изучение региональных особенностей культуры безопасности, тенденций ее развития, общих национальных и специфических региональных факторов, влияющих на эту культуру.

Таковы, на наш взгляд, основные задачи, которые должны найти отражение в концепциях или программах обеспечения безопасности регионов. Необходимо еще раз подчеркнуть, что характер и масштабы угроз и рисков в регионах, оценки этих угроз региональным социумом, уровень культуры безопасности имеют не только общие черты, но и выраженные региональные особенности, которые определяются степенью экономического развития региона, эффективностью решения социальных задач, социальным и этническим составом населения, авторитетом органов власти и управления и целым рядом других факторов.

Рассмотрим, как выглядят некоторые отмеченные нами выше задачи на примере конкретного региона - Республики Башкортостан в сравнении с общероссийскими параметрами.

Политическая стабилизация и наметившийся рост экономики в последние годы не остались без общественного внимания. Это отразилось на более позитивных оценках экономической ситуации и политической обстановки в стране и регионе, на спектре оптимистических настроений в обществе.

Так, практически одинаковое число респондентов (чуть более 60%) отмечают улучшение экономической ситуации в России в целом и в Республике Башкортостан в частности. На то, что эта ситуация осталась без изменений, указали соответственно 14% и 18%. Об ухудшении экономической ситуации в России и Башкортостане заявили соответственно 14% и 15%.

В оценках политической ситуации указываются улучшение в России 49% опрошенных и в Башкортостане 42% респондентов. Соответственно 25% и 32% указали на стабилизацию обстановки. Об ухудшении заявили соответственно 10% и 13%. На этом фоне треть респондентов в 2007 году выразили надежду на повышение в ближайший год уровня жизни в стране и республике.

Вместе с тем, важно подчеркнуть, что, несмотря на переход современного российского общества от кризисно-реформируемого состояния к устойчивому развитию и изменение в связи с этим характера и масштабов социальных угроз, специальные исследования не фиксируют резкого снижения уровня тревожности, проявляющейся по отношению к индивидуальным и личностным угрозам и рискам, и к существующим на уровне всего общества. Так, 59% опрошенных граждан России полагают, что для них лично проблем и беспокойств за последнее время стало больше, а почти треть (28%) респондентов считают, что проблем и рисков для них осталось столько же, что и раньше.

Примерно такая же картина наблюдается и в отношении оценок, и в отношении масштабов опасностей и угроз, стоящих перед всем обществом: 57% думают, что их стало больше и 26% - столько же, что и раньше.

Эти данные наглядно свидетельствуют о том, что люди находятся в постоянном волнении, и тревога за настоящее и будущее, к сожалению, только нарастает. Причем, личные проблемы кажутся людям больше, чем проблемы страны. Россиян в целом и жителей одного из развитых регионов страны, которым является Республика Башкортостан, волнует достаточно широкий спектр как личностных, так и региональных и общенациональных проблем.

Необходимо отметить, что новая общественно-экономическая ситуация в стране рождает и ряд новых проблем волнующих наших граждан, которые требуют особого внимания исследователей и политических институтов.

В первом ряду личностных проблем, вызывающих наибольшее беспокойство, опрошенные жители Башкортостана назвали: 1 - опасение заболеть тяжелой болезнью - 38%; 2 - опасение за благополучие семьи и детей - 36%; 3 - опасение стать безработным -27%; 4 - опасение стать жертвой преступления - 15%; 5 - опасение пострадать от катастрофы, экологического бедствия- 13,1%.

Если сравнить эти данные с общероссийскими, то перечень вызывающих беспокойство проблем почти совпадает, но есть некоторые особенности. Так, опрошенных в целом по России больше, чем по Башкортостану, волнует проблема нужды, бедности, дороговизна жизни (35% или 2-е место в ряду указанных проблем), а также отсутствие жизненных перспектив (19% или 6-е место в ранге проблем). Для жителей Башкортостана более ощутима опасность безработицы (3 место в ряду проблем). В опросе же, проведенном в целом по России, эта угроза оказалась на 7 месте.

Оценки проблем, стоящих на общенациональном и региональном уровне, в целом совпадая, в регионах выглядят более конкретно и подчеркивают местную специфику. Так, в первую десятку проблем общенационального уровня, требующих, по мнению жителей Башкортостана, решения, вошли (по нисходящей): 1 -низкий уровень заработной платы, пенсий, стипендий (77%); 2 - высокий уровень инфляции, рост цен (66%); 3 - коррупция во власти (65,9%); 4 - недоступность дешевого жилья (58%); 5 - угроза террористических актов (53%); 6 - распространение наркомании (43%); 7 - рост алкоголизма (34%); 8 - проблема трудоустройства, безработица (32%); 9 - высокий уровень преступности (31%); 10 - бытовая коррупция, поборы с населения (30%).

В первую десятку проблем, которые необходимо решить в республике, вышли следующие: 1 - коррупция и злоупотребления во власти (69%); 2 - наркомания (54%); 3 - плохое состояние дорог (53%); 4 - отсутствие порядка в ЖКХ (45%); 5 - организация досуга и занятости молодежи (44%); 6, 7 - проблемы подъема промышленности, создания новых рабочих мест (43%); 8 - преступность (39%); 9 - развитие АПК, поддержка села (36%); 10 - поддержка малого и среднего бизнеса (35%).

Конкретизация содержания социальных угроз и проблем на уровне каждого конкретного региона, на наш взгляд, не только должна отражаться в региональной концепции безопасности, но и вести к разработке, а главное, к реализации практических мер, направленных на разрешение этих проблем. Этому будет способствовать также выявление важнейших, первоочередных причин и субъектов региональных угроз и рисков. В числе первой из причин, которая во многом детерминирует все остальные и сама является, пожалуй, самой сильной угрозой, проявляющейся весьма выпукло и на общенациональном, и на региональном уровнях, следует назвать коррупцию в структурах власти и управления. И с этим мало кто станет спорить в силу очевидности и всеобщего признания данного, разъедающего общество явления. Но не меньшую угрозу безопасности таит в себе и так называемая, «бытовая коррупция», которую также можно считать интегративной причиной целого ряда других социальных угроз. «Бытовая коррупция» с точки зрения критериев статистической значимости оценивается как массовое явление, переходящее в разряд всеобщего. По данным исследований, проведенным социологами Академии ВЭГУ, 2/3 опрошенных жителей двух самых крупных городов Республики Башкортостан Уфы и Стерлитамака с различной степенью частоты давали взятки. Причем особенно коррумпированными выглядят ДПС - ГАИ - 56%, высшая школа - 50%; военкоматы - 46%; медицина (лечение в больнице - 41%, в поликлинике - 43%).

Следующей причиной является низкая эффективность региональной власти и ее бюрократизация, что отражается на уровне доверия ей, на готовности сотрудничать с органами власти и управления, помогать им в преодолении тех или иных социальных угроз, в решении конкретных социальных проблем. На бюрократизацию власти как причину указали 56% опрошенных, а на отсутствие доверия к власти -51% респондентов.

В так называемых цивилизованных странах неэффективность власти в определенной мере компенсируется развитыми институтами гражданского общества, которые нивелируют эту неэффективность и выполняют функции социальной организации и социальной мобилизации населения. Применительно к нашей стране мы сегодня не можем говорить об уже сложившихся институтах гражданского общества и тем более о результативной работе этих институтов. Авторитарные и бюрократические тенденции на разных уровнях власти по-прежнему активнейшим образом препятствуют развитию гражданского общества.

В результате остается невысоким и уровень доверия к институтам гражданского общества. Так, например, профсоюзам выразили доверие лишь 14% опрошенных в 2007 году жителей Башкортостана, средствам массовой информации - 16%.

Среди других причин следует назвать неравномерность экономического, технологического и социального развития регионов; снижения уровня значимости и влияния институтов образования, науки, культуры, религии, морали и права; отсутствие общенациональной идеи, разлагающая бездуховность.

По-прежнему остается актуальным традиционный для России вопрос - Кто виноват? Так вот, среди субъектов социальных угроз и проблем, проявляющихся на региональном уровне, сами жители называют, прежде всего: чиновников-бюрократов - 54%; существующую региональную власть - 49%;. криминалитет - 47%; олигархов - 40%; демократов - 18%; влияние зарубежных стран - 17%; религиозных экстремистов - 13%, и только 15% никого не считают виновными в проявлении и обострении тех или иных социальных угроз.

Как уже отмечалось, концепция или программа безопасности региона должна учитывать уровень культуры безопасности различных категорий населения и всего социума региона. Сформулировав выше определение этого понятия, подчеркнем сейчас, что культура безопасности является многофакторным социальным явлением, которое в сформированном и развитом виде у нас пока еще отсутствует. Это связано с действием многих причин. Среди них и особенности менталитета народа, отраженные в пословицах: «пока гром не грянет, мужик не перекрестится», «чему быть, тому не миновать», и генетически заложенное стремление к самопожертвованию, и пренебрежение к осторожности, и отсутствие обучения и воспитания безопасному образу жизни, и патерналистское отношение к решению реальных проблем обеспечения безопасности, проявляющееся в надежде на государство и его структуры. Отсутствие или низкий уровень культуры безопасности у огромной массы людей можно проиллюстрировать на примере такой социальной угрозы как преступность, вызывающей в обществе сильное беспокойство.

Проводимый с 2002 года учеными Академии ВЭГУ социологический мониторинг состояния криминогенной обстановки в городе Уфе и эффективности работы органов внутренних дел позволил сделать вывод о крайне низком уровне виктимологической подготовки горожан.

Так, каждый четвертый из потерпевших в 2005 и 2006 году и каждый третий в 2007 году по прошествии времени выразили уверенность в том, что смогли бы избежать совершенного в отношении них преступления. Вместе с тем, 39% опрошенных потерпевших в 2005 году и 48% - в 2007 году не задумывались над тем, смогли бы они избежать постигших их неприятностей или нет. Только половина потерпевших отметили, что сделали для себя из случившегося выводы и стали более осторожными.

Поэтому концепция региональной безопасности, по нашему мнению, должна содержать в себе целый комплекс мер, направленных на повышение виктимологической грамотности и информированности в сфере безопасности.

Достаточно высокая готовность граждан лично участвовать в решении каких-то проблем безопасности в случае наложения на хорошую подготовку в этой сфере также может стать действенным фактором и одновременно критерием культуры безопасности. Более того, свыше трети опрошенных нами полагают, что с целым рядом социальных угроз, таких как преступность, коррупция, наркомания, алкоголизм должно бороться не только государство и его органы, но и широкая общественность и институты гражданского общества. Однако в реальной практике общественность привлекается к этой борьбе весьма слабо. И не видно особой заинтересованности и реальных действий государственных органов в создании эффективных механизмов общественного воздействия на решение этих проблем.

Приведя общую характеристику подходов к разработке концепции или программы региональной безопасности необходимо, на наш взгляд, назвать и некоторые, наиболее распространенные в регионах социальные угрозы, глубокий анализ которых должен содержаться в каждой региональной концепции безопасности, равно как и комплекс мер воздействия на эти угрозы.

Ежегодный социологический мониторинг «Как живешь, Россия?», проводимый сотрудниками Института социально-политических исследований РАН, показывает, что в настоящее время обеспокоенность экологической обстановкой в регионах России занимает 5-6 места в рейтинге проблем, вызывающих у населения наибольшую тревогу и обеспокоенность, уступая проблемам роста преступности, безработицы, дороговизны жизни, расслоения общества на богатых и бедных, коррупции. Так, например, экологическая обстановка беспокоит 38% опрошенных жителей Ингушетии, 24% жителей Мордовии, 20% - проживающих в Северной Осетии, 13% - в Башкортостане и 8% в Ярославской области. Среди факторов, которые, по мнению россиян, оказывают сильное воздействие на ухудшение их здоровья, экологический фактор занимает уже 1-2 места. В среднем по регионам России только треть жителей, опрашиваемых ежегодно социологами, удовлетворены экологической обстановкой в месте своего проживания, а процент неудовлетворенности составляет интервал от 50 до 70.

Экологическая безопасность большинства регионов страны во многом определяется качественным водоснабжением проживающего там населения. Причем, качество потребляемой питьевой воды можно рассматривать как один из интегрированных показателей экологической безопасности страны и регионов, т.к. это качество определяется состоянием других экологических показателей.

Известно, что почти все поверхностные источники воды в результате сброса в них неочищенных или плохо очищенных стоков подвержены сильному загрязнению. Это касается, в частности, таких рек, как Волга, Дон, Уфа, Тобол и других. Анализы сточных вод, взятых на очистных сооружениях в ряде регионов, показали, что до 80% проб воды не отвечают санитарным требованиям, особенно по микробиологическим показателям и содержанию солей металлов.

В этой связи целесообразно на уровне регионов с учетом их специфики и возможностей разработать и принять соответствующие программы, позволяющие не только глубоко проанализировать экологическую ситуацию, сложившуюся в конкретном регионе, предложить и прописать конкретные меры по повышению экологической безопасности, но и объединить ресурсы региона, усилия заинтересованных субъектов в решении экологических проблем, включая проблему чистой питьевой воды.

Для целого ряда регионов России остро стоит и проблема миграции. Например, в Республике Башкортостан на сегодняшний день более 10% населения - бывшие мигранты. Наибольшее число мигрантов прибыли из Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Азербайджана и Армении. Если говорить о приезжающих из дальнего зарубежья, то это жители Китая, Вьетнама, Турции.

Сегодня в республике на рынке труда в строительстве преобладают этнические группы из Узбекистана, Таджикистана, Турции и Армении. Торговлей занимаются представители Вьетнама, Узбекистана, Китая и Азербайджана. В сельском хозяйстве заняты граждане Узбекистана. Наряду с позитивным потенциалом, который содержит в себе миграция (компенсация дефицита рабочих мест и дефицита кадров по определенным специальностям, профессиям), она имеет и негативные последствия, часть из которых можно квалифицировать как региональные угрозы. Речь идет о росте числа преступлений, совершаемых мигрантами и в отношении мигрантов, что усложняет криминогенную обстановку в регионе.

Кроме того, в силу наметившейся с 2004 года тенденции превышения числа выезжающих из республики граждан над въезжающими, происходит размывание коренного населения и уменьшается общая численность населения региона. Эта тенденция чрезвычайно опасна для всех восточных регионов России.

Проблема миграции выводит нас на более крупную проблему, являющуюся острой не только для Башкортостана или какого-нибудь другого региона. Она актуальна для всей страны. Это демографическая ситуация и связанные с нею угрозы безопасности демографического характера.

Всем хорошо известно, что по различным причинам (сверхсмертность, миграция, преступность и т.п.) население страны ежегодно сокращается на 800-900 тысяч человек.

К угрозам и вызовам демографического характера можно отнести высокий уровень смертности, низкий уровень рождаемости, сокращение продолжительности жизни, старение населения. И эти угрозы имеют место практически во всех регионах.

С демографической ситуацией в регионах тесно связана и такая проблема, как высокий уровень заболеваемости населения. Этот уровень весьма существенно отражается на состоянии общественного сознания. Так, опасение заболеть тяжелой болезнью является одной из главных тревог, ощущаемых жителями Республики Башкортостан, а проблема повышения эффективности республиканского здравоохранения названа в числе приоритетных, требующих решения проблем, так как люди не доверяют нынешней системе охраны здоровья, опасаются условий и качества медицинских услуг.

Среди других социальных угроз, имеющих региональную специфику, следует назвать преступность, распространение наркомании и алкоголизма, детскую беспризорность, детское и в целом социальное сиротство.

Конечно, и на федеральном, и на региональном уровнях предпринимаются определенные усилия по решению ряда социально-экономических проблем в регионах. Этому способствует и реализация четырех национальных проектов, которые, в основном, положительно воспринимаются и оцениваются общественным сознанием.

Так, например, в ходе упоминавшегося социологического опроса, проведенного специалистами Академии ВЭГУ осенью 2007 года в двух самых крупных городах Башкортостана Уфе и Стерлитамаке, было установлено, что до трети опрошенных жителей этих городов ощущают позитивные последствия от реализации национальных проектов «Здоровье» (36%), «Образование» (30%) и «Доступное жилье» (28%).

В то же время, полностью потенциал этих проектов в силу недостаточности времени, средств и ряда других серьезных причин пока еще не реализован. Поэтому значительно больше людей не видят никаких изменений (соответственно 34%, 38% и 39%), а каждый пятый респондент затруднился дать какую-либо оценку. Несомненно, что мнения большинства опрошенных должны быть основой для корректировки и ускорения реализации важнейших социальных проектов.

Свой вклад в эффективное осуществление этих проектов и планов, предложенных руководством страны, может внести и научно обоснованная Концепция или программа региональной безопасности. Вместе с тем, системный и ответственный подход к вопросам обеспечения безопасности, создание реального механизма осуществления разработанной программы действий должны существенно повысить роль российских регионов в укреплении национальной безопасности нашей страны.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации