РОЛЬ ВОЕННЫХ КАДРОВ В УКРЕПЛЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В XVIII ВЕКЕ
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК
№ 1(22)/2008
СТРАНИЦЫ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ
Полковник И.И.БЕЛОУСОВ,
кандидат исторических наук,
профессор АВН
РОЛЬ ВОЕННЫХ КАДРОВ В УКРЕПЛЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В XVIII ВЕКЕ
В истории Российского государства можно найти большое количество примеров успешного обеспечения государственной безопасности вооруженными силами, особенно наглядно это проявилось в истории XVIII столетия. В это время Россия перешла к строительству вооруженных сил на регулярной основе, к новой системе комплектования войск, были созданы и получили свое развитие первые военные школы, с учетом лучших отечественных и западных образцов формировалось национальное военное искусство. Целая плеяда выдающихся сподвижников Петра I, Екатерины II, «петровских и екатерининских орлов», способствовала расширению границ России и утверждению ее на международной арене в качестве Великой державы.
Проводя исследование военно-кадровой политики, автор настоящей работы учитывал, что в XVIII веке Российское государство превратилось по своей сущности в государство неограниченной, абсолютной монархии, в котором высшая государственная власть принадлежала всецело и нераздельно самодержцу. Верховное управление вооруженными силами в XVIII веке осуществлял только самодержавный монарх. Именно императоры (императрицы) объявляли своими манифестами войну и заключал мир, утверждал международные договоры о военных союзах и оборонительных коалициях. Российскому монарху принадлежала прерогатива окончательного определения устройства армии и флота, издания указов и рескриптов, касающихся комплектования войск, перевода их на военное положение, подготовки, прохождения службы военными кадрами армии и флота.
Основываясь на результатах анализа документальных источников, автор полагает, что в период формирования империи были заложены нормативно-правовые основы в сфере регламентированной организации военной службы и кадрового обеспечения аппарата органов власти и управления. Несмотря на то, что терминов «кадровая политика» «кадровое обеспечение» в то время официально не было, но именно тогда закладывался фундамент кадровой политики в армии и на флоте на века. В законах, регламентах, указах, созданных в период существования империи, были сформулированы основные положения кадровой политики: цели, задачи, способы и пути реализации в практической деятельности.
Созданная в результате петровских реформ военно-кадровая система и система военно-кадрового обеспечения управления оказались весьма устойчивыми и сохранялись в принципе на протяжении всего дореволюционного периода. Конечно в процессе исторического развития некоторые управленческие структуры были со временем реформированы или стали выполнять другие функции, например, коллегии были в 1801 году заменены министерствами. Однако механизм государственной власти и ее функции оставались прежними.
Эпоха Петра Великого принадлежит к числу наиболее цельных и динамичных в мировой истории. В сравнительно короткий промежуток времени конца XVII-первой четверти XVIII в. в России произошли резкие качественные изменения результатом которых явилось создание государства нового типа. Военизация (милитаризация) органов государственной власти и управления проявилась как тенденция в развитии системы государственной и местной власти в России на протяжении всего Великого столетия.
В условиях враждебного внешнеполитического окружения и неустойчивой социально-политической обстановки в государстве император Петр I принял решение сделать опору при организации государственной службы в различных сферах на новые военные кадры, в первую очередь на командный состав гвардейских частей. Невозможность осуществлять управление обширной империей гражданскими методами способствовала широкому внедрению в систему государственного управления военных элементов.
Основная идея кадровой политики и военно-кадрового обеспечения выражалась в требовании, чтобы все военнослужащие, от рядового до генералиссимуса, со всей тщательностью и ревностью охраняли и защищали интересы Российского государства. И потому законодательные и регламентирующие документы XVIII столетия проникнуты духом твердости, порядка, дисциплины и законности.
Военизировались органы государственной власти и управления. Петр I был убежден, что созданная им регулярная армия является наиболее совершенной государственной структурой и ее можно использовать в качестве наиболее рациональной модели всего российского общества. Внедрение военных принципов в гражданскую службу проявлялось в распространении военного законодательства на систему государственных учреждений, а также в придании законам, определяющим работу учреждений, значения и силы воинских уставов. При перенесении в гражданскую сферу использовались специально составленные выборки из воинских законов. К гражданским служащим, как и к военнослужащим могли быть применены одни и те же санкции и виды наказаний. В результате кодификации военного законодательства были приняты Артикул воинский (1715 года) и Устав воинский (1716 года). Артикул воинский содержал главным образом нормы уголовного права. Многие историки полагают, что Петр распространил действие этого акта, как и Устава воинского, на все дела, рассматриваемые в общих судах. Император Петр I в Указе Сенату определил значение Воинского устава: «... понеже оной хотя основанием воинских людей, однакож касается и до всех правителей земских... того для, когда напечатают, то разошлите... также по губерниям и канцеляриям, дабы неведением нихто не отговаривался»1.
Военные кадры по своему прямому предназначению эффективно обеспечивали военную безопасность Российской империи. Однако при этом они осуществляли многогранную деятельность на острие важнейших направлений функционирования государственной системы Российской империи. Представители корпуса военных кадров занимали важное место в системе государственного и местного управления, руководили обширными регионами (губерниями и краями) Российской империи. Многие военнослужащие принимали непосредственное руководство в осуществлении управления государственными ведомствами. Военными кадрами комплектовались прокуратура, полиция, фискалитет и др.
Именно армия с ее военными кадрами в XVIII века была весьма эффективным инструментом системы государственной власти и управления, ее неотъемлемым базовым элементом. Военные кадры армии и флота XVIII столетия были тесно связаны с реализацией, как внутренней, так и внешней политики государственной власти. Армия Российской империи эпохи абсолютной монархии являлась наиболее мощной и организованной силой в обществе, выступающей гарантом стабильности самодержавного государственного строя.
В XVIII столетии новые перспективные цели и задачи, стоящие перед Россией требовали активных государственных и военных личностей, прихода в государственное и военное управление нового поколения управленческих кадров, кардинального совершенствования подбора и расстановки кадров, создания и разработки эффективного механизма функционирования кадровой политики.
Как показывает исторический опыт: на переломных этапах развития Российского государства в XVIII веке военные кадры, как категория государственных служилых людей обличенная наибольшим доверием государей, отличались патриотизмом, профессионализмом, государственным уровнем мышления, сильной волей, целеустремленностью в решении стоящих перед ними сверхзадач по укреплению безопасности империи.
На протяжении всего XVIII столетия усиливалась военизация (милитаризация) системы государственного управления: военные кадры активно использовались в высших структурах законодательной власти, в аппарате центрального управления, в местных органах власти. Конечно, такое использование кадрового потенциала вооруженных сил имело место и прежде, но лишь периодически и не в таких количествах.
В годы царствования Петра I начался процесс активного и разностороннего использования военнослужащих. Воинские команды направлялись для исполнения решений административных органов. Создавались «розыскные майорские канцелярии», специальные следственные комиссии. Социальное положение военных кадров стало престижным и общественно значимым в петровское время.
Лица, возглавлявшие местную администрацию (губернаторы, воеводы, коменданты), совмещали как военную, так и гражданскую власть. Параллельно на местах существовали органы гражданского и военного управления, в частности, это нашло отражение в учреждении таких административных единиц как полковые дистрикты. При Петре I полковой штаб представлял собой орган местного управления, командир полка наделялся некоторыми административными полномочиями, ему был подчинен земский комиссар. Расквартированные полки осуществляли полицейские функции в местах дислокации.
Военные кадры использовались не только по своему прямому предназначению, но и для деятельности в других областях государственной жизни, главным образом как полицейской силы. Правоохранительная деятельность военных кадров позволяла поддерживать внутренний порядок и уничтожать в зародыше опасные явления, которые при своем развитии могли бы обернуться крупным внутренним возмущением или анархией на некоторой части государственной территории. Наибольшее количество привлечения военных кадров к обеспечению внутренней безопасности связано с поручением им функций следователей. В основном офицерам поручались дела по расследованию злоупотреблений местных властей нарушений в деятельности местных отделений центральных государственных органов, преступлений купцов и промышленников, имеющих подряды от государства, а также имеющих на откупе те или иные государственные сборы, случаев самогоноварения (корчемства), порубки казенных лесов, контрабандной добычи и продажи соли.
Военнослужащие направлялись для принуждения представителей местной администрации быстрее выполнять указы правительства, а также для контроля за деятельностью Сената в первое десятилетие его существования2. В послепетровский период офицеры посылались «для понуждения» местных должностных лиц - воевод, комендантов, а иногда губернаторов к скорейшему исполнению распоряжений центральной власти: Иной раз офицеры «понуждали» местных начальников весьма решительными способами.
Великие пространства Российской империи в ХVIII веке были одной из главных проблем центральной государственной власти. Распоряжения доходили на места крайне медленно, иногда - через месяцы после того, как они были отданы. Для скорейшего доставления законодательных и распорядительных документов правительство вынуждено было использовать военные кадры.
Поручения по «отвозу именных Государевых указов» - доставке правительственных распоряжений исполнителям поручались наиболее надежным военнослужащим, как правило, офицерам. Необходимость привлечения к этому делу офицеров объяснялась тем, что в большинстве случаев они были обязаны не просто доставить документы, но прочитать их исполнителям, растолковать и получить расписку, что указ получен и его содержание понято местным начальником и принято к руководству в своей практической деятельности.
Многие должностные лица высших и центральных органов государственного управления до перехода в гражданские учреждения служили в армии и флоте и первоначально готовили себя для осуществления военной карьеры. Такая же тенденция характерна на протяжении всего столетия и для местных органов управления: чиновников губернских и уездных администраций. Как отмечал известный историк СМ. Троицкий «офицеры армии, особенно гвардии, играли важную роль в политической жизни России, а также в делах гражданского управления. Высокий процент чиновников, в прошлом являвшихся офицерами или солдатами, усиливал «традиции военщины» в деятельности всех звеньев бюрократического аппарата управления»3.
Некоторые вопросы обеспечения экономической безопасности особенно в первой половине столетия были непосредственно поручены армии. Прежде всего, это были вопросы прямого налогообложения. Армия осуществляла ревизии и (в изменявшихся с течением времени формах) занималась приемом повинностей, раскладывавшихся на основании данных ревизий - то есть сбором подушной подати и рекрут4. Кроме того, армия исполняла таможенные функции и задачи пограничной охраны. Армия постоянно привлекалась к строительству каналов и дорог. Развитие коммуникаций способствовало повышению маневренности войск, сооружение крепостей и укрепленных линий - повышению военной мощи в обороне. Офицеры принимали участие в управлении казенной промышленностью, строили предприятия и мануфактуры по производству продукции оборонного назначения, и практически полностью исполняли функции по поиску и разработке природных богатств; они развивали промышленное производство, руководители горнорудными и золотыми приисками.
Таким образом, военные кадры занимались обеспечением политической, экономической, общественной, пограничной безопасности. К столь широкому использованию офицеров государство было вынуждено, во-первых, из-за нехватки подготовленных и уже проверенных на службе кадров, а, во-вторых, общим хроническим кадровым дефицитом. В результате, служебный путь большинства офицеров проходил не только в войсках и военных органах, а периодически перемежался длительными командировками к гражданским делам и, кроме того, обыкновенно завершался у гражданских дел, куда офицеров направляли после выхода в отставку от военной службы.
Значительное привлечение военнослужащих в сферу государственного управления объясняется слабым развитием государственного механизма, отсутствием необходимых его институтов и кадровой бедностью, а также наличием сохранявшейся российской традиции совмещать деятельность (особенно на высших уровнях) военную, гражданскую, придворную и хозяйственную.
Наличие большого количества кадровых и отставных военнослужащих на различных уровнях системы управления российского государства в XVIII веке говорило о военизированном характере государственного управления. При этом основными методами управления были военные, а образцом организации жизни государства была армия. Таким образом, военная организация оказывала самое непосредственное влияние на развитие государства и обеспечение его всесторонней безопасности. И следует отметить, что это влияние принесло в целом положительные результаты.
Корпусу военных кадров отводилось важное место в системе государственной безопасности империи. Из тех биографических данных, которые известны об отдельных наиболее известных представителях военных кадров, видно, что частыми были их перемещения с военной на гражданскую службу и обратно. Так, полководцы и военачальники становились правителями огромных регионов Российской империи или выступали вершителями судьбы европейских государств в системе дипломатических отношений.
Государственная кадровая политика по отношению к военным кадрам была наделена способностью проникать в различные сферы жизни российского общества. Сферой для активного использования выходцев из военного ведомства как показала историческая практика становились многие области государственной службы, даже непосредственно не связанные с вооруженными силами. Это черта опосредована свойством проникновения военной кадровой политики в различные сферы жизнедеятельности Российского государства, придавала военизированный характер и способствовала повышению уровня организованности и дисциплины гражданских ведомств и учреждений.
Традицию широкого использования военных кадров, как надежной социальной силы, являющейся главной опорой трона, можно считать важной предпосылкой укрепления российской государственности.
Огромный вклад внесли российские офицеры и генералы в укрепление внешнеполитической безопасности Российской империи. Государственная власть, учитывая высокий профессионализм, ответственность и преданность императорскому престолу военных кадров успешно использовала лучших военачальников на дипломатическом поприще для достижения наиболее эффективных результатов при решении спорных вопросов.
Военные кадры принимали самое активное участие в наиболее решающие, «судьбоносные» периоды военно-политической борьбы в рамках Восточного вопроса. В различные годы российско-турецкого противостояния лучшие военачальники и полководцы неоднократно выступали в роли дипломатов, действовали «пером и шпагой» и при этом достигали больших результатов, след от которых навсегда остался не только в российской, но и в мировой истории. Но следует отметить, что интересы Российской империи не ограничивались только южным направлением.
К другим важным составляющим российской внешней политики во второй половине XVIII века можно отнести: укрепление русского влияния в центральной Европе, в частности в германских государствах; противодействие территориальным посягательствам Швеции; осуществление воссоединения исконно русских земель Белоруссии и Украины с Россией; организацию военно-дипломатической борьбы с революционной Францией.
Например, известный российский военачальник и дипломат генерал-аншеф князь Н.В. Репнин своей деятельностью способствовал успешному подписанию Тешенского трактата, подтвердивший Вестфальский мирный договор 1648 года и другие договора между Пруссией и Австрией. В результате Россия вместе с Францией на основании акта, заключенного в Тешене стали гарантами обоих трактатов. Фактически они взяли на себя роль арбитров в европейских делах. При этом следует для сравнения отметить, что акт Вестфальского мира 1648 года содержал перечень европейских государств, не по алфавиту, а по значению, всего их было 50. Московское государство царя Алексея Михайловича значилось сорок девятым. Список замыкался Трансильванией5. И вот прошло 130 лет... и Россия - арбитр Европы, гарант международных договоров! Думается, что налицо видна большая и убедительная победа русского дипломата и военачальника князя Н.В. Репнина, конечно, при весомой поддержке силы русского оружия, военной мощи Российского государства.
В конце XVIII столетия видный руководитель внешнеполитического ведомства после графа Н.И. Панина канцлер Российской империи князь А.А. Безбородко подчеркивал значение российских дипломатов екатерининской эпохи и «выражал в изысканной форме молодым дипломатам: «Не знаю, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела». Самого неповоротливого воображения не могли не тронуть такие ослепительные успехи»6 - восхищался известный российский историк В.О. Ключевский.
Но здесь автор полагает уместным добавить, что если бы у России не было многочисленной, хорошо подготовленной победоносной армии русских дипломатов никто бы и не спрашивал о «позволении» выпалить из пушки. Правители европейских государств использовали бы свои пушки как хотели и когда хотели, не испрашивая российского «позволения». Именно сила русской армии, громкая слава ее побед, военные таланты полководцев способствовали грандиозным успехам российской дипломатии во второй половине XVIII века.
Таким образом, профессиональные кадры российской армии и флота составляли важнейшую профессиональную общность российского государства в период расцвета российского абсолютизма. Своей деятельностью они обеспечивали как внешнюю безопасность страны и возможность ведения ей активной международной политики, так и спокойное внутреннее функционирование государства.
Следует отметить некоторое сходство современного реформирования государства и Вооруженных Сил с историческими процессами начала XVII века, когда ломалось старое и возводилось новое здание государства. Изучение исторического опыта обеспечения безопасности государства позволяет выявить и обобщить лучшие его свойства провести исторические параллели. Восприятие, осмысление, и дальнейшее трансформирование и рациональное использование отечественного опыта может способствовать более широкому использованию корпуса военных кадров, находящегося в запасе в системе государственной службы.
В целом кадровая политика Российского государства в армии и на флоте в XVIII веке по формированию многочисленного корпуса высоконравственных, разносторонне подготовленных военных кадров в огромной мере способствовало не только укреплению государственной власти внутри страны, но и повышению международного авторитета и значения Российской империи.
Армия всегда была гарантом проведения самостоятельной, независимой политики Российским государством. Однажды российского императора Николая Павловича кто-то из иностранных дипломатов позволил себе спросить, зачем в России умножается число войск. «Затем, - отвечал Государь, - чтобы меня о том не спрашивали». Проведение эффективной кадровой политики в вооруженных силах на всех исторических этапах являлось и является важным фактором обеспечения безопасности Российского государства, защиты от вмешательства внешних сил и внутренних распрей.
Исторический опыт развития военной организации России в дореволюционный период представляет неоспоримый интерес и содержит в себе значительный потенциал для осуществления глубоко продуманной и научно обоснованной военно-кадровой политики сегодня.
Автор настоящей работы полагает, что в современных, весьма противоречивых международных военно-политических условиях государственная кадровая политика в Вооруженных Силах Российской Федерации должна быть направлена на оптимальное количественное и качественное кадровое обеспечение войск и сил флота. Государство должно заботиться о быстром и бесперебойном пополнении Вооруженных Сил подготовленными военными кадрами в зависимости от развития военно-политических сценариев, степени военной опасности для нашей страны.
Российская государственная власть начала XXI века планирует и реализует государственную военно-кадровую политику. Она определяет стратегию ее формирования, осуществляет развитие системы подготовки военных кадров, и обеспечивает рациональное использование кадрового потенциала в интересах укрепления государственности и оборонной безопасности на ближайшие десятилетия. Знание истории проблемы, как представляется, поможет ей более успешно проводить эту важную работу.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. ПСЗ.Т. 5. №3010.
2. См.: Богословский М.М. Областная реформа Петра Великого. М., 1902. С. 311 -321; История Правительствующего Сената за двести лет. 1711-1911. С. 210 - 213.
3. Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в.: Формирование бюрократии. М., 1974. С. 282.
4. См.: Анисимов Е.В. Податная реформа Петра I. Л., 1980.
5. См.: Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Великого. М., 1991. С. 14.
6. Ключевский В.О. Русская история: полный курс лекций. В 3 кн. М., 1995, Кн. 3. С. 502.