РОЛЬ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА И МОРСКОЙ МОЩИ ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК
№ 1(22)/2008
Адмирал В.С.ВЫСОЦКИЙ,
Главнокомандующий Военно-Морским Флотом
РОЛЬ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА И МОРСКОЙ МОЩИ ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Наступившее столетие во многих источниках называется веком борьбы за сырьевые ресурсы, но многие ученые называют его и веком Мирового океана.
Мировой океан - это та большая часть Земли, где сосредоточены огромные, до настоящего времени достаточно полно не реализуемые (и даже не разведанные) биологические, топливно-энергетические и минеральные ресурсы.
Справочно:
Протяженность морской границы Российской Федерации - 38,8 тыс.км. (72% от общей протяженности Государственной границы).
Морем РФ связана со 127 странами мира (сушей - с 18 странами).
Более 80% разведанных нефтяных и газовых запасов Российской Федерации (30% мировых запасов) сосредоточено на континентальном шельфе.
Практически все известные российские запасы никеля, кобальта, титана, олова залегают в приморских районах Арктики.
До 30% мировых запасов морепродуктов находятся в российской экономической зоне и на ее шельфе.
Более 60% населения Российской Федерации проживает в приморских регионах.
Запасы нефти и газа в Мировом океане:
Атлантический океан: нефти - 266,8 млрд. т., газа -165,9 трлн. м3.
Северный Ледовитый океан: нефти - 34,6 млрд. т., газа -10,8 трлн. м3.
Тихий океан: нефти - 76,6 млрд. т., газа - 44,7 трлн. м3.
Индийский океан: нефти - 132,2 млрд. т., газа - 52 трлн. м3.
Издревле море кормило человечество, и доля морепродуктов в рационе питания людей продолжает увеличиваться.
Сегодня экономическая деятельность России на море, несмотря на существующие проблемы, неуклонно растет.
С конца прошлого века началась интенсивная добыча углеводородного сырья на континентальном шельфе России, его транспортировка морем, строительство подводных трубопроводов.
Морской туризм и спорт в нашей стране с тех пор получили существенное развитие.
Справочно:
Выгодное геостратегическое положение России позволяет осуществлять транспортировку нефти и нефтепродуктов с наименьшими временными показателями (например, транспортировка нефти и нефтепродуктов из Мурманска в США занимает вдвое меньше времени, чем из стран Ближнего Востока).
В обозримом будущем в Мировом океане добыча углеводородного сырья будет неуклонно увеличиваться, начнется добыча минерального сырья, новый импульс развития получит морская энергетика. За этим весьма вероятно последует расширение морских экономических зон, пересмотр границ континентального шельфа или даже раздел открытого моря.
Государством, частным бизнесом в Мировом океане и в прибрежных районах размещены и продолжают размещаться значительные экономические активы.
Справочно:
Прогнозируемое развитие рынка нефти и нефтепродуктов до 2020 года:
Возрастание экспорта:
- из стран Южной и Центральной Америки на 5%;
- из стран Африки на 7%;
- из стран Ближнего Востока на 17%;
- из России на 11%.
Возрастание импорта:
- в странах Северной Америки на 47%;
- в странах Европы на 17%;
- в странах Азиатско-Тихоокеанского региона на 44%.
Объем перевалки грузов и доля переработки российских внешнеторговых грузов в портах России постоянно увеличивается. Сегодня портами России переваливается грузов в 2,5 раза больше, чем в начале 90-х годов. При сохраняющихся темпах объема экспорта и благоприятной ценовой конъюнктуре на сырье объем перевалки грузов в морских портах России к 2010 году должен достигнуть 540 млн. тонн.
Россия занимает 13 место в списке ведущих стран по общему дедвейту транспортного флота, фактически контролируемого национальными судоходными компаниями.
В этой связи мы полагаем и уверены, что экономические интересы нашей страны, ее экономический потенциал должны быть надежно защищены на море. Ведь наряду с традиционными угрозами, в целом выражающимися в возможности других государств применить военную силу в обеспечение своих экономических и политических интересов, силового давления на экономического конкурента, сегодня появились и новые угрозы - международный терроризм, возрастающие масштабы браконьерства и пиратства, транспортировка морем оружия массового поражения, экологический терроризм.
Смещение экономической деятельности мирового сообщества на океанские и морские акватории и связанный с этим раздел не только прилегающей морской зоны, но и дна Мирового океана, ведет к возникновению широкого круга противоречий и споров, характер и способы урегулирования которых во многом определяются реальным морским потенциалом государств.
Освоение пространств и ресурсов Мирового океана - одно из главных направлений развития мировой цивилизации в третьем тысячелетии.
Сущность национальной политики ведущих морских держав и большинства государств мирового сообщества в обозримом будущем составят самостоятельная деятельность и сотрудничество в освоении Мирового океана, а также неизбежное соперничество на этом пути.
Очевидно, что военно-морская деятельность должна быть достаточной для обеспечения военной безопасности и устойчивого экономического развития страны, особенно в перспективе.
Россия обладает широким спектром национальных интересов в военной, экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, пограничной, экологической и других сферах, защита которых связана с применением сил (войск) ВМФ в Мировом океане. Это, прежде всего:
- обеспечение гарантированного доступа России к ресурсам и пространствам Мирового океана;
- недопущение доминирования каких-либо государств или военно-политических блоков в пространствах Мирового океана, имеющих важное значение для реализации национальных интересов России, особенно в прилегающих морях;
- урегулирование на выгодных для страны условиях имеющихся политических и международно-правовых проблем;
- консолидация усилий государств на мирном освоении и использовании Мирового океана;
- освоение и рациональное использование природных ресурсов Мирового океана в целях социально-экономического развития страны;
- формирование и обеспечение эффективного функционирования транспортных коммуникаций;
- обеспечение выгодных условий участия России в международном разделении труда на рынке товаров и услуг;
- поддержание необходимого научно-технического, промышленного и кадрового потенциала, обеспечивающего военно-морскую деятельность.
На политическом уровне роль и место Военно-Морского Флота в системе обеспечения национальной безопасности определены показанными на рисунке документами.
Концепцией национальной безопасности Российской Федерации определена система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.
В соответствии с доктринальными положениями Российской Федерации военно-морская деятельность - это деятельность государства по изучению, освоению и использованию Мирового океана в интересах обороны и безопасности страны с участием военной составляющей ее морского потенциала.
ВМФ, являясь главной составляющей и основой морского потенциала России, одним из инструментов внешней политики государства, обеспечивает защиту интересов Российской Федерации и ее союзников в Мировом океане военными методами, поддержание военно-политической стабильности в прилегающих к ней морях, военной безопасности с морских и океанских направлений.
Для реализации и защиты государственных интересов Российской Федерации в Мировом океане, сохранения за ней статуса мировой морской державы, развития и эффективного использования военно-морского потенциала Российской Федерации Концепцией применения ВМФ, утвержденной Министром обороны в январе 2007 года, предусмотрено применение ВМФ по трем периодам: в мирное время; при возникновении кризисной ситуации, угрожаемого периода; в военное время.
Основной формой применения Военно-Морского Флота в мирное время является военно-морское присутствие в оперативно важных районах для выполнения задач в области военно-морской деятельности.
Военно-морское присутствие - это действия сил ВМФ по созданию и поддержанию в оперативно важных районах Мирового океана и прилегающих к ним континентальных районах, находящихся за пределами национальной юрисдикции, благоприятной обстановки для реализации приоритетов внешней политики России по решению проблем в политической, экономической и других сферах, а также безопасной морской деятельности.
При возникновении кризисной ситуации, угрожаемого периода стратегическая цель применения ВМФ мирного времени по созданию и поддержанию в океанских районах, морских зонах и прилегающих к ним континентальных районах надлежащей обстановки, надежно обеспечивающей национальную безопасность и защиту национальных интересов РФ во всех сферах, сохраняется.
При этом Военно-Морской Флот участвует в обеспечении стратегического сдерживания от развязывания агрессии против Российской Федерации и ее союзников.
В военное время стратегической целью применения ВМФ будет участие в действиях Вооруженных Сил Российской Федерации и ее союзников, в том числе и с применением нестратегического и стратегического ядерного оружия.
Таким образом, с учетом геостратегического положения Российской Федерации наличие современного ВМФ, адекватного по своему составу и состоянию угрозам ее национальной безопасности, способного их парировать и защищать национальные интересы России, является исторической необходимостью.