Пути повышения боеспособности Сухопутных войск и других сил общего назначения в системе стратегического сдерживания (тезисы выступления)

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

4(25)/2008

Ю.Д. Букреев,

Председатель правления

Ассоциации «МЕГАПИР»

Пути повышения боеспособности Сухопутных войск и других сил общего назначения в системе стратегического сдерживания (тезисы выступления)

Уважаемые участники заседания!

Безусловно, ядерные силы РФ являются важнейшим фактором стратегического сдерживания в глобальном масштабе. Однако как показывает мировая практика последних десятилетий с их многочисленными локальными и региональными конфликтами и войнами для предотвращения их они явно несостоятельны. В этих условиях силы общего назначения, основу которых составляют Сухопутные войска, в случае их грамотного организационного структурирования, создания строго сбалансированной системы вооружения, высокой профессиональной подготовки войск и духовной составляющей, могли бы сыграть существенную сдерживающую роль, способствовать стабильности как внутри страны так и, в приграничных регионах. Особенно это актуально с учетом продвижения НАТО на восток. К сожалению, в обществе и нередко среди руководства МО РФ бытует упрощенный подход к оценке роли и места Сухопутных войск в системе Вооруженных Сил РФ. Считается, что если человека переодеть в военную форму, дать в руки оружие, позаниматься с ним недельку, другую и можно в бой.

По этой и другим причинам в годы нескончаемых реформ над Сухопутными войсками были проведены и сейчас проводятся мыслимые и немыслимые эксперименты по упорядочению их численности, организационно-штатной структуры, системы комплектования войск, военного образования, подготовки войск и, наконец, системы управления ими. Проводились они, при частой смене руководства МО, привнесением новых, зачастую поспешных решений, что в конечном итоге не способствовало выводу войск на новый, более высокий качественный уровень.

Сейчас МО РФ предпринимается попытка создания нового облика ВС РФ, и, как сообщает нам пресса, начнется она с очередного сокращения, изменения организационно-штатной структуры и, как всегда, с обещания - прогнозом качественного скачка.

В условиях многочисленных проблем и негативных тенденций, ограниченного финансирования, в целях повышения боеспособности войск необходимо, на мой взгляд, сосредоточить научный, административный потенциалы, финансовые возможности, прежде всего, на ликвидации глубокой разбалансированности системы вооружения Сухопутных войск.

Сегодня, при сравнительной достаточности средств поражения, практически отсутствуют современные средства разведки, спутниковой навигации, РЭБ, связи и, на их базе, АСУ войсками и оружием, особенно в тактическом звене боевого управления, т.е. на поле боя.

Их отсутствие или примитивность фактически на нет сводят боевые характеристики достаточно неплохих, хоть и устаревших образцов средств поражения.

Например: реактивная система залпового огня «Смерч» может поражать цели на дальности 60-70 км, а средства войсковой разведки способны обеспечить обнаружение и определить координаты цели на дальностях в горах 1-3 км, на равнинной местности - 6-8 км. Отсутствие отечественной глобальной спутниковой навигационной системы работы, над которой бесперспективно ведутся более 20 лет из-за отсутствия отечественной электронной базы, сдерживает развитие современных средств разведки, которые обеспечивали бы высокую точность привязки к местности стреляющих батарей, определения координат целей, вывода на цель ударной и армейской авиации. Сегодня войска вынуждены по-прежнему довольствоваться навигационным оборудованием 50-х годов, основанном на инерциальной основе - гирополукомпасе, дающем суммарную ошибку для артиллеристов в пределах 100-250 м при разлете осколков разорвавшегося артиллерийского снаряда в радиусе 15 м, выводящую ударную и армейскую авиацию на цель с ошибкой 500-1000 м. Реально это приводит к безрезультатному громадному расходу боеприпасов.

По этой же причине практически не ведутся работы по созданию и внедрению в войска самой перспективной современной системы разведки беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), сопряженных со спутниковой навигационной системой, способных в реальном масштабе времени выдавать на пункты управления и средства поражения координаты целей с высокой точностью.

Сейчас войска довольствуются лишь возможностями воздушной разведки, данные от которой выдаются в лучшем случае через 8-12 часов и то в идее картинки. При этом привязка целей к карте и определение координат вручную увеличивает суммарную ошибку на недопустимую величину. Еще хуже обстоят дела с завершением современных разработок в области связи, РЭБ, АСУ, войсками и оружием. За последние 20 лет войска не получили ничего. Поэтому в Южной Осетии первые 2 суток управление осуществлялось с помощью мобильных телефонов открытой связью, благо противник такой, да и подразделения РЭБ противника так и не включились в работу по подавлению сетей управления. Почему образовался такой дисбаланс в системе вооружения Сухопутных войск, какова причина, приведшая к практической неспособности их выполнять задачи по своему предназначению? Причин много, проблемы накапливались в течение нескольких десятилетий.

Одна из них - несовершенство системы разработки, заказов и распределения новых образцов вооружения и военной техники. Как бывшей, так и вновь созданной. Главный ее недостаток в том, что от этой работы искусственно отстранены должностные лица, прямо отвечающие за состояние войск и их применение (ГК СВ, командующие войсками округов). На протяжении всей истории СВ Главнокомандующий этим видом ВС не был наделен правом распределения годового бюджета. Следовательно, и выбором приоритетных направлений в технической политике. Этим занимались многочисленные генеральные заказчики, к тому же не отвечающие за состояние войск.

При таком положении дел, с учетом того, что промышленность охотно брала заказы на металлоемкие, дорогостоящие, не сложные в изготовлении образцы ВВТ и всячески сопротивлялась заказам на наукоемкую сложную, требующую глубоких научных исследований при разработках ВВТ, а что в некоторой степени отвечало и интересам заказчиков и приводило к сращиванию интересов заказчика и изготовителя. В результате закупались крупные партии танков, БМП, БТР, артиллерийских систем и т.д. в ущерб разработкам в системах управления. Любые попытки руководства Сухопутных войск изменить систему заказов с целью централизации управления этими процессами в рамках ВС не изменили главной сути. По-прежнему руководит разработкой и заказами ВВТ, проводит техническую политику в видах ВС должностное лицо, не отвечающее в конечном итоге за их состоянии и применение. Необходимо как можно быстрее изменить приоритеты в развитии ВС. Сосредоточить усилия на разработках в области навигационного обеспечения войск, системы войсковой разведки, АСУ войскам и оружием, РЭБ. Направить достаточные средства на развитие электронной промышленности. Демонстрируемые сегодня опытные образцы средств связи, наземной аппаратуры потребителей в навигации, АСУВ на 70 % на импортной элементной электронной базе. Все, что делается на отечественной, выходит за рамки разумных весогабаритных характеристик.

Промедление опасно тем, что даже увеличение денежных ассигнований на оборону с течением времени не смогут реализовать угасающие КБ и промышленные предприятия.

Необходим возврат к прежним оправданным структурам в системе управления войск. Сошлюсь на пример, связанный с ГРУ Генштаба ВС РФ.

В середине 90-х годов это ведомство взяло на себя руководство всей системой разведки, в т.ч. и войсковой, совершенно не свойственной для него. Задача ГРУ в обобщенном виде состоит в том, чтобы добывать сведения, раскрывающие намерения противника, а войсковой разведки в том, чтобы непрерывно добывать объекты для поражения и их координаты. В результате этих взаимоисключающих объемов задач на сегодняшний день разрушена вся система войсковой разведки. Начальник разведки СВ номинально представляет из себя должностное лицо, не имеющее никаких рычагов влияния. В таком же положении начальник связи СВ. Потребности войск связи покрываются по остаточному принципу.

Вторая проблема - стремительно устаревающее вооружение и боевая техника Сухопутных войск. Существует простой расчет определения ежегодной потребности техники и вооружения. В среднем ресурс образца ВВТ составляет 1520 лет. Следовательно, каждый год ее нужно обновлять не менее чем на 5 %. При наличии в войсках 1216 тысяч танков, к примеру, ежегодно нужно закупать 600-800 образцов.

У нас было объявлено, что в 2007 году были закуплены 31 танк и 2 б-ка на БМП, и это самый большой заказ с 1992 года, когда заказы не превышали 1015 танков. Сделав нехитрый расчет, можно понять в каком состоянии наша техника и вооружение.

Третья проблема - военное образование в Сухопутных войсках. Здесь сплошные перекосы. По срокам обучения: ВУЗы инженерного профиля, обучающие 5 лет. Общевойскового командиры учат 4 года. Если сравнить расчет часов, исходя из требований государственного образовательного стандарта по специальности, то потребность примерно равная, но для формирования у будущего командира качеств лидера в коллективе, способности хладнокровно действовать в экстремальных ситуациях, связанных с риском для жизни, руководить людьми, обучать их, быть интересным для них, обладать волевыми качествами, служить примером для подражания, т.е. для выработки тех качеств, с которыми человек не рождается, а они целенаправленно формируются в процессе обучения и воспитания не остается времени. Поэтому с молодым лейтенантом порой не о чем говорить. Ответы односложные, людей боится, особенно контрактников, подготовка посредственная и такие же результаты работы.

Общевойсковая академия готовит офицеров с высшим военным образованием для руководства войсками до дивизии включительно. Срок обучения сокращен с 3 лет до 2х лет. Неоднократно присутствовал на занятиях. В связи с совершенно недостаточным количеством часов обучения внедрен метод преподавания профтехучилищ. Вместо обучения слушателей методам подхода к разрешению той или иной проблемы, оптимизации управленческих решений, умению проведения сравнительного анализа, обобщению информации с выводами из нее учат действовать так, как сказал преподаватель.

Неважно почему, важно то, что он сказал. Если учесть, что слушатель не может обеспечить проживание своей семьи в столице, не обеспечивается общежитием, вынужден по ночам работать, то можно себе представить будущего военачальника.

Общая для всех ВУЗов беда отсутствие опытных преподавателей.

Четвертая проблема - необходимо менять к лучшему лицо армии. Общество только на парадах видит армию в подобающем внешнем виде. В повседневной жизни из-за слабого обеспечения внешность военнослужащего не поддается никакой критике. Боевая экипировка неудовлетворительная.

И последнее с учетом тревожного положения дел в целом для объективной оценки состояния дел в войсках необходим независимый и неподотчетный Министерству обороны орган контроля - Инспекция. С приглашением для работы в ее составе опытных военачальников, завершивших службу в академии и способных к работе в войсках при проведении проверки формирований с периодичностью не реже 1 раза в 5 лет.

Результаты их работы с объективными выводами и предложениями могли бы существенно улучшить ситуацию в армии.

В общем докладе изложены проблемы, связанные с новыми принципами комплектования войск, сокращением базы мобилизационного развертывания, социальной защитой военнослужащих и их семей, порядком прохождения службы. Прошу считать их объективными и полезными для общего понимания процессов, происходящих в армии, и выработки своей гражданской позиции.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации