О повышении роли общества в решении проблем национальной безопасности страны (тезисы доклада)
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК
№ 4(25)/2008
А.Н.Каньшин,
председатель комиссии по делам ветеранов,
военнослужащих и членов их семей
Общественной палаты Российской Федерации
О повышении роли общества в решении проблем национальной безопасности страны (тезисы доклада)
Уважаемые коллеги!
При подготовке доклада мы опирались на мнение широкого круга общественных организаций и экспертов и наблюдения членов Комиссии.
Это дает мне возможность остановиться на некоторых проблемах в области национальной безопасности, которые на наш взгляд, наиболее актуальны сегодня.
Первое: Прогнозные оценки говорят о возрастании уровня существующих и потенциальных угроз Российской Федерации.
Анализ угроз, влияющих на безопасность России, позволяет сделать вывод, что начало XXI века будет определяться сложным переплетением социально-экономических, военно-политических, межнациональных и других противоречий.
Серьезную опасность сегодня представляют: международный терроризм; рост числа межгосударственных и внутригосударственных конфликтов, наркопроизводство и наркоторговля, изменения в мировых миграционных потоках.
Безопасность и будущее России во многом будет определяться тем, сумеем ли мы остановить массовую деградацию населения.
Таким образом, наше общество настоятельно нуждается в создании механизмов своевременного выявления и предупреждения угроз безопасности страны.
Общественная палата Российской Федерации и ее комиссии постоянно уделяют внимание различным аспектам безопасности: экологической, информационной, социальной, энергетической и другим.
В этой связи мы считаем актуальным сосредоточить внимание на проблемах силовой составляющей государства и ее взаимоотношениях с обществом.
Второе. Рост потенциальных угроз безопасности страны требует новой модели отношений общества и силовой составляющей государства.
Ее механизм должен сводить до минимума возможность управленческих решений в военном строительстве, которые не отражают интересы нации.
Правительство России заложило в проект федерального бюджета на 2009 и последующие годы значительное увеличение финансовых затрат на оборону и на безопасность.
Думается, что налогоплательщики и в целом общество должны быть уверены, что наши деньги будут использованы с максимальной эффективностью.
Не так, как это ранее делалось в Вооруженных Силах, когда в угоду личностям создавались и ликвидировались виды Вооруженных Сил, военные округа, проводились дорогостоящие эксперименты по формированию управленческих и войсковых структур. Последствия этого - огромные финансовые затраты, нарушение управления войсками и силами. Но главное - кадровые потери и невосполнимый моральный ущерб.
Поэтому наша Комиссия считает, что важным шагом в предупреждении субъективизма при принятии ключевых решений в области обороны и безопасности могло бы стать формирование Главного военного совета при Президенте Российской Федерации, своего рода силового госсовета, который позволял бы учитывать мнение не только федеральных чиновников, но и тех, кто на себе ощущает весь груз ошибок, допускаемых в верхах.
Многие члены Общественной палаты побывали в эти дни на Кавказе и воочию убедились в том, что техника, вооружение, а главное экипировка личного состава абсолютно не соответствуют требованиям современного боя.
На наш взгляд нужны новые подходы к гражданскому контролю сферы обороны и безопасности. За основу вполне могут быть приняты международно-признанные нормы с учетом нашей национальной специфики.
Необходим федеральный Закон о гражданском контроле над силовыми структурами, оборонно-промышленным комплексом и другими составляющими государства, задействованными в обеспечении национальной безопасности страны.
Важно обеспечить постоянное взаимодействие органов государственной власти различных уровней с органами военного управления.
По нашей просьбе Минобороны представило данные по участию руководителей субъектов федерации в работе военных советов.
Картина печальная. Губернаторы, являясь членами военных советов, не участвуют в их работе (за исключением губернатора Ростовской области). А ведь это очень важный и нужный рычаг взаимодействия.
Третье. Против России ведется целенаправленная информационно-психологическая война. Мы с вами убедились совсем недавно в том, что согласованная и совершенно беспринципная пропагандистская, антироссийская кампания во многом определила не только действия политиков, но и формировала негативное антироссийское общественное мнение в мире.
Наше общество должно быть заинтересовано, чтобы от глухой информационной обороны Россия перешла к энергичным наступательным действиям.
Четвертое. Сегодня мы должны говорить о серьезных проблемах в системе военно-патриотического воспитания молодежи и подготовки ее к военной службе. Многие призывники не готовы к военной службе морально, профессионально и физически.
Россия в ближайшей перспективе окажется в демографической яме. В то же время из-за сокращения срока военной службы потребность в призывном контингенте уже весной 2009 года вырастет в 2 раза и составит более 300 тыс. человек (весенний призыв 2008 года - 130 тыс. человек).
В связи с этим остро стоит вопрос о возобновлении начальной военной подготовки в школах как обязательного предмета обучения.
Это не только требование многих общественных организаций. Это еще и норма федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Пятое. Общество не может оставаться в стороне от такой проблемы, как возрождение шефства общества над армией и другими силовыми структурами.
Федеральными правовыми документами военно-шефская работа не регламентируется, а поэтому из федерального бюджета не финансируется.
Целесообразно разработать на федеральном уровне Концепцию военно-шефской работы и государственную, а возможно, Федеральную целевую программу по шефству общества над Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями.
Шестое. Общество обязано участвовать в выработке и реализации планов строительства и развития Вооруженных Сил и других силовых структур.
Растет число контрактников. Поэтому сегодня одной из проблем, волнующих общество, является то, как не допустить, чтобы добровольная армия превратилась в наемную.
Непродуманные и в значительной степени популистские меры при реализации Федеральной целевой программы по переходу на контракт в 2004 - 2007 годах создали немалые трудности. Чрезвычайно остро стоит так называемая проблема «второго контракта». Лишь около 20% контрактников заявляют о желании и возможности продлить контракт. В основе - пренебрежение социальными аспектами.
С тем, чтобы нам с вами не приходилось выяснять, почему в зоне военных действий (вопреки заявлениям Генерального штаба) находятся, получают ранения и погибают призывники. А Минобороны России вынуждено отписываться совершенно неубедительным образом.
Непростой остается ситуация с гибелью и травматизмом среди всех категорий военнослужащих.
Седьмое. О социальных проблемах военных. Груз «социалки» серьезно давит на морально-психологическое состояние военнослужащих и членов их семей. Темпы роста денежных доходов семей военных уступают аналогичным среднестатистическим значениям по стране в 1,2 раза, а доля семей с денежными доходами на одного члена семьи ниже прожиточного уровня в 1,6 раза больше, чем в целом по стране.
В Минобороны России число 130 тысяч уже много лет является магическим, когда речь идет о бесквартирных. А всего их по силовым структурам более 200 тысяч.
Восьмое. Вооруженные Силы и другие силовые структуры - часть общества и, к сожалению, они тоже заражены коррупцией. Серьезную опасность представляют должностные преступления. В качестве первого шага по искоренению этого зла было бы целесообразным провести в открытом режиме заседания коллегий, военные советы, совещания по вопросам борьбы с коррупцией в силовых ведомствах. В них могли бы принять участие члены Общественной палаты.
Минобороны открыло данные по гибели. Боеготовность не пострадала. Если силовики назовут имена коррупционеров в своей среде, чище станет атмосфера, выше авторитет военных в обществе.
Девятое. Общество не может оставаться в стороне от проблем оборонно-промышленного комплекса. На долю ОПК приходится порядка 70% производимой в России наукоемкой продукции и около 50% научных сотрудников.
Ошибки и упущения в развитии ОПК, допущенные в 90е годы, привели к существенному отставанию Вооруженных Сил и других войск по оснащению их военной техникой и вооружением.
Правительство наращивает финансирование «оборонки». Перспективные программы выглядят очень заманчиво. Расходы на гособоронзаказ предполагается значительно увеличить. Ведутся большие структурные перестройки.
Вопрос в том, смогут ли ОПК и силовые министерства правильно распорядиться этими средствами? Это вопрос, над которым должно думать и общество.
Десятое. Анализ современного права в области безопасности показывает, что в нем немало пробелов. Неприемлема практика регулирования правоотношений в этой сфере подзаконными актами. К ущемлению конституционных прав граждан приводит то, что в разных ведомствах правовое регулирование одних и тех же аспектов военной службы осуществляется по-разному.
Целесообразно осуществить унификацию нормативно-правовой базы всей силовой составляющей государства. При этом должны учитываться особенности строительства и применения каждого из ее элементов.
Особо хотел бы остановиться на правовом регулировании службы офицерского корпуса, деятельность и высокая этика которого способны стать стабилизирующим фактором всего Российского государства. На наш взгляд, нужен соответствующий федеральный закон.