О необходимости расширения законодательных основ по вопросам военной безопасности России
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК
№ 3(24)/2008
Полковник А.А.Корабельников,
доктор военных наук, профессор,
действительный член АВН
О необходимости расширения законодательных основ по вопросам военной безопасности России
На протяжении многовековой истории перед Россией стоит проблема обеспечения собственной безопасности, которая под воздействием внутренних и внешних обстоятельств постоянно приобретала особую остроту. И сегодня, несмотря на происходящие в России и за ее пределами позитивные изменения, эта проблема не потеряла своей актуальности и приобрела еще большую остроту. Поэтому, несмотря на происходящие перемены, неоднозначность происходящих процессов должны побуждать политическое и военное руководство Российской Федерации уделять пристальное внимание проблеме безопасности страны.
Известно, что для любого государства основные вопросы обеспечения безопасности сосредоточены в трех сферах: политической, экономической и военной. Причем важнейшую роль в каждой из них играют постоянный анализ военно-политической и военно-стратегической обстановки, учет экономических реалий и социально-политических тенденций развития общества. Бесспорно, первостепенной реакцией на кардинальные изменения в данных сферах должно явиться принятие соответствующих законов. Подтверждением этому служит правовые основы задач Вооруженных Сил Российской Федерации по нейтрализации внутренних угроз, принятые Советом Федерации в виде Федеральных конституционных законов «О чрезвычайном положении» 30 мая 2001 года, «О военном положении» 30 января 2002 года.
Каков же сегодня политический и военно-политический климат планеты? На основе анализа довольно широкого спектра публикаций по данной проблематике можно утверждать, что, несмотря на ослабление напряженности в мире и снижение вероятности развязывания войны, военная опасность для России как наиболее вероятного гаранта субрегиональной безопасности все же сохраняется.
Какие направления по укреплению безопасности России возможны? Прежде всего, как нам представляется, целесообразно в кратчайшие сроки разработать и утвердить на государственном уровне концепцию национальной безопасности и ее военную доктрину. Без этого невозможно решение всех последующих задач, связанных со строительством Вооруженных Сил, развитие военной теории и практики. Кроме того, остро назрела необходимость создания новых группировок войск на территории России. Этот вопрос всегда был и является сейчас наиболее сложным и важным аспектом деятельности государства и военно-политического руководства, органически соединяющим в себе как элементы военного строительства, так и военного искусства.
Теперь, когда группировка войск НАТО находится непосредственно у границ России, строительство ее Вооруженных Сил придется вести, опираясь на совершенно новые оперативно-стратегические задачи по обеспечению ее национальной безопасности. При этом целесообразно создать такие Вооруженные Силы, которые были бы способны предотвратить ядерную войну и эффективно сдерживать любые агрессии. Для выполнения этой задачи в составе Вооруженных Сил России естественно иметь все компоненты Стратегических ядерных сил - группировки РВСН, группировки морского и авиационного базирования, а также соответствующие группировки Сил общего назначения для сдерживания на каждом стратегическом направлении, которые могли бы предотвратить военные конфликты.
В настоящее время, видимо, надо по-новому подходить к предназначению и составу группировок Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное время. Говоря о таких группировках, надо иметь в виду, что их состав и численность должны быть достаточными, прежде всего, для ведения эффективной обороны и в то же время позволять наращивать усилия для последующего разгрома противника. На практике это может выразиться в ограничении состава войск первого эшелона таким количеством сил и средств, которое, с одной стороны, позволяло бы решить оборонительные задачи, с другой - в случае необходимости, иметь возможность создать в короткие сроки ударные группировки, восстановить оборонительную инфраструктуру на государственной границе.
В основе создания новых группировок войск должен лежать принцип (подход), позволяющий достаточно гибко маневрировать имеющимися оптимальными силами и средствами и своевременно концентрировать их в районах, где возникнет угроза безопасности России. В этой связи особенно важно определить идеологию построения группировок Сухопутных войск, поскольку, учитывая реальное геополитическое положение России, эти войска будут и впредь играть важнейшую роль в общей системе группировок всех видов Вооруженных Сил и родов войск.
На наш взгляд, на европейской территории России целесообразно иметь такую группировку Сухопутных войск, которая могла бы быть использована как для прикрытия ее границ, так и для усиления войск на важнейших направлениях. Основу должны составлять соединения и части постоянной боевой готовности, дислоцируемые на территории Ленинградского, Московского, Приволжско-Уральского и Северо-Кавказского военных округов, а также резервы.
На Востоке, по нашему мнению, целесообразно в пределах каждого операционного направления иметь оперативно-тактическую группировку, а управление войсками осуществлять через существующие структуры.
Весьма значительная роль должна отводиться мобильному компоненту Вооруженных Сил, включающему соединения и части воздушно-десантных войск, морской пехоты, части армейской авиации. Они могут быть нацелены на выполнение следующих основных задач: усиление войск на важнейших направлениях, усиление охраны и обороны удаленных участков границы и важных объектов и другие.
Нельзя, разумеется, упускать из виду стратегические резервы, формируемые в мирное время и развертываемые в угрожаемый период, а также в ходе войны для решения задач по отражению агрессии.
В конечном итоге созданные группировки войск в мирное время должны быть готовы обеспечить неприкосновенность границ и воздушного пространства, пресечь возможные провокации и посягательства на суверенитет и территориальную целостность России, а с началом войны - отразить агрессию, нанести поражение противнику и создать условия для прекращения войны как можно в более короткие сроки.
В условиях значительного сокращения ассигнований на оборону и при наличии в данной области других сложных проблем, думается, поддержание хотя бы минимально необходимого уровня технической оснащенности Вооруженных Сил можно осуществить только при коренном пересмотре приоритетов в военно-технической политике. Так, весьма оправданным представляется дальнейшая унификация вооружений и военной техники, концентрация усилий на создание многоцелевого научно-технического задела, особенно в области роботизации образцов и комплексов вооружения и военной техники, средств связи, радиоэлектронной борьбы, авиационных комплексов (особенно вертолетных) и других видов оружия.
Важность взвешенного и продуманного выбора приоритетов трудно переоценить. Ведь за этим стоит проблема создания (а в ряде случаев воссоздания) полномасштабной научно-технической и промышленной базы, позволяющей России автономно обеспечивать свои Вооруженные Силы всем необходимым. Анализ ситуации в этой области, к сожалению, не рисует пока светлых проектов. С разрушением десятилетиями складывающихся военно-экономических связей и по ряду других причин Россия оказалась в затруднительном положении в деле обеспечения собственных Вооруженных Сил всей необходимой для поддержания надежной обороны номенклатурой вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ). Между тем не может быть речи о своевременном, адекватном реагировании на формирование самой сложной военно-стратегической ситуации без современных средств АСУ, радио и радиотехнической разведки, электронно-вычислительных комплексов. Положение усугубляется еще и тем, что в самой России спад военного производства достиг небывалых масштабов. Очень удручающая картина по всем видам бронетанковой техники и артиллерийским системам. Тем не менее пути выхода из сложившейся ситуации по нашему мнению есть и пути эти обозначены.
Первый путь определен в так называемых национальных проектах развития страны и программах вооружения. Второй же требует глубокого научного обоснования и решения многих практических задач по обеспечению национальной безопасности и связан с «загадочным» угрожаемым периодом. Первый путь эволюционный и рассчитан на десятилетия. Второй путь - интенсивный, во многом определяющий «быть или не быть» государству как суверенному субъекту.
Принято считать, что угрожаемый период - период постепенного или внезапного обострения обстановки назревания военной угрозы, как правило, непосредственно предшествующий началу войны. Характеризуется крайним напряжением отношений между противостоящими государствами. Используется обеими сторонами для завершения военных приготовлений, наращивания состава и повышения боевой готовности вооруженных сил, их развертывания, перевода части экономики на работу применительно к условиям военного времени.
Таким образом, угрожаемый период - отрезок времени, определяющий временные рамки, в течение которого Вооруженные Силы Российской Федерации должны осуществить непосредственную подготовку к войне, в том числе создать условия и провести стратегическое развертывание.
Его проблемность заключается в одном факторе - будет ли этот период или нет? Будем ли мы располагать временем для подготовки к отражению возможной агрессии?
В общих чертах в этот период, предшествующий началу военных действий, будут до максимума активизированы невоенные формы противоборства (политические, экономические, информационно-психологические и другие его виды). Усилится разведка, возможно проведение противником информационных и специальных действий (операций), направленных на создание необходимого мнения (взглядов) у мирового сообщества и создания коалиции государств, для оказания экономического, политического, а затем и военного давления на Россию. При необходимости - для проведения стратегического развертывания масштабных вооруженных сил.
Четко определиться с этим периодом (определить временные рамки, характер и последовательность проводимых мероприятий) весьма сложно, поскольку весь характер деятельности, предусматриваемый нами, будет зависеть от результатов проводимых политических, экономических, собственно военных и других мероприятий, а также способностей вооруженных сил вероятного противника к осуществлению агрессии. При этом необходимо учитывать ряд обстоятельств.
С одной стороны, ни для кого не секрет, что на Западе противник по отношению к России имеет преимущество в силах и средствах ведения военных действий с применением обычного оружия и можно предположить, что Объединенные вооруженные силы НАТО, при определенных условиях, будут способны начать военные действия против Российской Федерации и/или ее союзников без проведения стратегического развертывания. По этому сценарию у нас не будет времени на подготовку к отражению агрессии, т.е. угрожаемого периода может и не быть.
С другой стороны, исходя из действующих доктринальных установок, для ведения крупномасштабных действий НАТО потребуется проведение полномасштабного стратегического развертывания, переброски войск и создание ударных группировок. На это необходимо, по опыту проведения операций в Ираке, Афганистане, Югославии, не менее полгода.
В настоящее время, существующим составом мирного времени, Вооруженные Силы Российской Федерации вести военные действия локального и регионального масштаба без осуществления частичного или полного стратегического развертывания не способны.
Нынешнее состояние ВВСТ и прогнозируемое их сокращение по разным причинам в ближайшей перспективе потребуют увеличения сроков реализации подготовительных мероприятий к переводу Вооруженных Сил с мирного на военное время, которые могут занять до одного года.
Следовательно, высшему руководству страны принимать решение на заблаговременную подготовку Вооруженных Сил и переводу с мирного на военное время необходимо будет не позднее, чем за год до вероятного начала войны, руководствуясь при этом только общим прогнозом возможного развития военно-политической и стратегической обстановки. А если учесть то, что у нас нет на сегодня необходимой правовой базы для планомерной подготовки государства к войне, эти сроки могут увеличиться. Если, что самое опасное, не будет упущено время вообще.
Ранее упоминавшиеся федеральные конституционные законы «О чрезвычайном положении» и «О военном положении» явятся запоздалыми актами. Все дело в том, военное положение вводится в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. С введением военного положения Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы применяются для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации. При введении военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях объявляется общая или частичная мобилизация.
Ввиду отсутствия в настоящее время сформированных группировок войск требуемого состава в Вооруженных Силах необходимо весь комплекс мероприятий, подпадающий под строительство Вооруженных Сил, а именно: установление соответствующей характеру военных угроз системы боевой и мобилизационной готовности; комплектование, совершенствование состава и организационной структуры соединений и частей; оснащение ВВСТ, необходимыми материальными средствами; организацию военной службы; расквартирование войск; развитие инфраструктуры.
Успех в реализации указанного комплекса мероприятий строительства Вооруженных Сил немыслим без проведения сложных мероприятий по мобилизации экономики, сущность которых, говоря упрощенно, должна быть сведена к следующему: развертывание военного производства; изменение экономических пропорций в интересах всемерного увеличения производства военной продукции; перестройка некоторых органов и средств связи и транспорта в обеспечении нужд военного времени; обеспечение живучести и устойчивости хозяйственного механизма страны; изменение деятельности научных и опытно-конструкторских учреждений в целях удовлетворения потребностей Вооруженных Сил и т.д.
Вполне понятно, что решение указанного комплекса мероприятий мобилизационного и организационного характера возможно только в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Применительно к такому отрезку времени, как угрожаемый период, целесообразно разработать и как можно быстрее принять новый федеральный конституционный закон «Об особом положении».
Под особым положением следует понимать специальный правовой режим, временно вводимый в государстве или в его части в условиях нарастания угрозы агрессии, предусматривающий выполнение всего объема задач и порядок соответствующих действий органов государственной власти, органов самоуправления, различных организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, должностных лиц и общественных объединений. Разумеется, что во вводимом особом правовом режиме могут быть предусмотрены отдельные ограничения прав и свобод граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возможность возложения на них дополнительных обязанностей при решении не только оборонных задач, но и в подготовке системы жизнеобеспечения населения.
Целью правового регулирования законопроекта является создание в стране необходимых организационно-правовых условий для повышения устойчивости и эффективности управления государством в период нарастания угрозы агрессии против Российской Федерации (в угрожаемый период).
Основными направлениями повышения устойчивости и эффективности управления в условиях введения режима особого положения могут быть:
- приведение привлекаемых сил и средств компонентов правоохранительных органов и Вооруженных Сил с введением режима особого положения в соответствие с выполняемыми ими задачами;
- повышение качественного уровня и эффективности системы управления правоохранительными органами и внутренними войсками, другими войсками, выделенными силами и средствами для обеспечения оборонных задач и задач жизнеобеспечения населения в период действия режима особого положения.
Введение данного законопроекта и его реализация могут позволить:
- сформировать организационно-правовые основы в единый порядок регулирования процессов совместной деятельности правоохранительных органов с другими войсками (силами), которые выделяются для обеспечения режима особого положения;
- определить правовой статус выделяемых сил и средств, правоохранительных органов, других войск для обеспечения режима особого положения;
- определить состав, структуру и полномочия органов государственного управления на период действия режима особого положения;
- создать систему профессиональной специализированной подготовки и повышения квалификации руководящего состава органов государственного управления по управлению силами и средствами, выделенными для обеспечения режима особого положения.
Практическая реализация основополагающих положений этого закона может быть обеспечена подзаконными актами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере национальной безопасности и обороноспособности России.
В настоящей статье из всего многообразия мер, которые должны быть предусмотрены в законе «Об особом положении», предполагается рассмотреть лишь касающиеся усиления охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, организации промышленного производства (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и нужд населения, а также интернирования (изоляции) граждан иностранных государств.
К одной из важнейших и первостепенных мер, обеспечивающих выполнение в период особого положения задач стратегического развертывания, следует отнести проведение мобилизации молодежи призывного возраста, в том числе по каким-либо причинам уклонившейся от военной службы. В рамках своих полномочий Президент Российской Федерации может определить порядок прохождения военной службы на период действия особого положения. В данном нормативном акте целесообразно исключить все «лазейки» для уклонения от военной службы молодежи призывного возраста. Это позволит в течение трех-четырех месяцев полностью укомплектовать соединения и воинские части постоянной готовности и дополнительно развернуть соединения сокращенного состава. На основе развернутых воинских формирований могут быть созданы минимально необходимые группировки войск.
Одновременно с проведением мобилизационных мероприятий целесообразно осуществлять подготовку резервов, прежде всего, из состава офицеров дефицитных специальностей.
Усиление в этот период охраны общественного порядка и обеспечение общественной безопасности будет заключаться в проведении органами внутренних дел совместно с внутренними войсками изоляционно-ограничительных мероприятий, поддержании установленного порядка, усилении охраны объектов, предупреждении и пресечении преступных и иных противоправных действий в районе, где введено особое положение.
Органом управления, обеспечивающим руководство силами и средствами при выполнении задач по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, может являться оперативный штаб. Этот временный орган управления должен создаваться на период действия закона «Об особом положении». Его состав может быть самым различным.
При этом патрульно-постовая служба - составная часть системы охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на улицах, объектах транспорта и в иных общественных местах городов и населенных пунктов, может осуществляться силами патрульно-постовой, дорожно-патрульной и других служб милиции в соответствии с действующим законодательством.
Учитывая, что на органы внутренних дел и внутренние войска с введением особого положения будет возложен ряд дополнительных задач, к реализации мер по усилению охраны общественного порядка и обеспечению общественной безопасности целесообразно привлекать силы, созданные органами общественного самоуправления. В сельской местности на них должна быть возложена данная задача.
Наиболее сложной и кропотливой работы потребует организация производства продукции для государственных нужд, обеспечения развертывания Вооруженных Сил и, конечно же, для нужд населения. Вполне понятно, что с обострением обстановки в отношении России будет организована экономическая блокада. Это потребует развертывания производства продуктов питания и организации жесткого контроля по его потреблению. Решение этой проблемы применительно к режиму особого положения видится через осуществление импульсной мобилизации.
Импульсная мобилизация - как понятие еще не получило признания, однако этот особый вид мобилизационного развертывания касается не только военного производства, он приобретает в последнее время все более актуальный и отчетливый характер. Применительно к современному состоянию России, прежде всего, в социально-экономической области, мероприятия по импульсной мобилизации ключевых отраслей народного хозяйства целесообразно проводить не только на территории, прилегающей к району предполагаемого конфликта, но и на всей территории страны.
Под импульсной мобилизацией предлагается понимать мобилизационное развертывание производства отдельных видов вооружения и военной техники, продовольствия и других видов продукции, с привлечением к их изготовлению части предприятий военного и гражданского производства, в том числе, коммерческих предприятий.
Мобилизационное развертывание военного производства при импульсной мобилизации должно отличаться от частичной и полной форм мобилизационного развертывания военного производства по следующим параметрам: номенклатуре и размерам поставок вооружения и военной техники, имущества, продовольствия и удовлетворения самых разнообразных заявок войсковых частей (выделение помещений для личного состава, организация ремонтно-восстановительных работ в помещениях, приспосабливаемых для госпиталей, обеспечение топливом, печеным хлебом, горячей пищей, буфетами, ларьками, ремонтом обуви и одежды, временным транспортом, обслуживанием зрелищными мероприятиями, кинофильмами, периодической печатью и т.д.), а также по времени развертывания.
В условиях России к основным мероприятиям импульсной мобилизации могут быть отнесены: призыв военнообязанных на формирование, прежде всего, воинских частей и соединений постоянной боевой готовности; изыскание людских ресурсов, в первую очередь, специалистов в вышеуказанных отраслях, отправка их на работу в промышленность; учет и бронирование военнообязанных за народным хозяйством; развертывание мероприятий по подготовке резервов в системе всеобщего военного обучения и специалистов учебной сети гражданских ведомств; учет и контроль за накоплением и расходованием продовольственных запасов; проведение комплексных мероприятий по контролю за криминогенной обстановкой в населенных пунктах, особенно в анклавных рынках труда, формирующихся на миграционной основе.
Проведение мероприятий импульсной мобилизации потребует значительных усилий администрации субъектов федерации, руководства военных комиссариатов, предприятий, общественных организаций. Успех в ее реализации возможен только при умелой агитационно-пропагандистской работе среди населения.
К предприятиям промышленности, участвующим в импульсном мобилизационном развертывании, должен предъявляться ряд жестких требований: первое - быстрое освоение и развертывание производства новейших наукоемких образцов вооружения, а на предприятиях другого профиля и форм собственности - освоение производства продукции, требующей большого расхода в ходе ведения боевых действий; второе - быстрота и большой масштаб наращивания производства; третье - гибкий и короткий по времени переход от выпуска освоенных изделий к выпуску более эффективных. Обеспечение перечисленных требований невозможно без создания гибкого, быстро переналаживаемого производства.
Успех выполнения комплекса мер режима особого положения напрямую будет зависеть от своевременного и организованного проведения мероприятий по интернированию (изоляции) мигрантов. В настоящее время, по далеко неполным данным, в России проживает более 12 миллионов мигрантов. Поэтому в первую очередь необходимо провести изоляцию мигрантов, не имеющих гражданства. Для интернированных иностранцев потребуется организовать специальные лагеря на 550-600 человек, с последующей их отправкой эшелонами.
Под жесткий контроль должны быть взяты торговые рынки, которые в настоящее время обслуживаются мигрантами и представителями некоренной национальности, но успевшими стать гражданами России. Контроль должен также быть направлен на недопущение перебоев в торговле и исключение случаев скупки, спекуляции продовольственными товарами. Пресекаться должна транспортировка продовольствия в другие районы либо от одной диаспоры к другой. Самые строгие меры должны быть приняты к недопущению стяжательства, издевательства, эксплуатации со стороны мигрантов и лиц некоренной национальности по отношению к детям, женщинам и лицам пожилого возраста, отцы семейства которых призваны на военную службу. В целях исключения конфликтных ситуаций на межнациональной основе, деятельность граждан России некоренной национальности (грузин, азербайджанцев, армян и т.д.), в наибольшей степени подверженной криминалу, должна быть взята немедленно на учет и исключена из сферы обслуживания.
В статье обозначена проблема необходимости своевременного противодействия - оперативной, синхронной и адекватной реакции на любые действия враждебного характера потенциального агрессора с расширением спектра законодательных актов, в частности, по введению режима особого положения при нарастании военной угрозы. Реализация комплекса мер, предусмотренных данным законом в угрожаемый период, позволит осуществить заблаговременную подготовку не только Вооруженных Сил, но и всех отраслей народного хозяйства на основе планового перехода на военные рельсы и своевременной его перестройки для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил к войне, что позволит успешно решить стратегические задачи ее начального периода.