О деятельности государственных и военных органов по созданию научных учреждений, полигонов и опытовых судов для освоения флота (1926-1941 гг.)
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК
№ 4(25)/2008
С.Н. Чирков
О деятельности государственных и военных органов по созданию научных учреждений, полигонов и опытовых судов для освоения флота (1926-1941 гг.)
Курс на коренную техническую реконструкцию Вооруженных Сил СССР был взят на XV съезде партии в 1927 году и закреплен в Постановлении ЦК ВКП(б) от 15 июля 1929 г.
Решающее значение в реализации этих планов сыграли предвоенные пятилетки развития народного хозяйства. За эти годы страна превратилась в одну из самых мощных индустриальных держав мира. Если в 1927 году технический уровень нашего государства был в 4-е раза ниже Англии, в 5 раз ниже Германии, то уже к 1939 году Советский Союз по объему промышленного производства вышел на 1-е место в Европе и на 2-е место (после США) в мире.
Достигнутые результаты в развитии экономики позволили создать современную базу для перевооружения Флота на новые корабли.
Особенно быстрыми темпами развивался подводный флот. До 1936 года соотношение числа подводных лодок в сторону надводных кораблей (без боевых катеров и вспомогательных судов) составляло 3:12. По 3-й Программе военного судостроения (1938-1943) значительные средства были выделены на строительство крупных военных надводных кораблей-линкоров, тяжелых крейсеров и других.
Однако в связи с нарастающей угрозой военного нападения со стороны Германии Комитет Обороны при СНК СССР 9 января 1940 года принял постановление новые линкоры и тяжелые крейсеры не строить. Строительство же мощных подводных сил продолжалось. Вслед за подводными лодками типа «Д» (Декабрист) и «Л» (Ленинец) от промышленности поступили подводные лодки типов «К» (Катюша), «П» (Правда), «Щ» (Щука), «С» (Средняя) и «М» (Малютка).
24 июля 1939 года Народный комиссар ВМФ СССР Н.Г. Кузнецов, выступая с докладом в честь праздника моряков в Зеленом театре г. Москвы, сказал: «Для избежания кривотолков я должен здесь заявить, что Советский Союз имеет подводных лодок по количеству больше, чем какая угодно страна в мире»3.
К началу Второй Мировой войны флот имел 161 подводную лодку (26 больших, 77 средних и 58 малых)4.
По указанию Политбюро ЦК ВКП(б), возглавляемого И.В. Сталиным и Советом Народных Комиссаров, председателем которого был В.М. Молотов, для оснащения новых подводных лодок новейшими видами оружия и боевой техникой в стране создается целая сеть научно-исследовательских институтов, технических лабораторий, конструкторских бюро и испытательных полигонов.
В октябре 1928 г. Академия наук СССР утвердила 37 государственных научных и научно-вспомогательных учреждений. Значительная часть их выполняла и оборонные заказы для нового подводного флота.
Ряд научно-исследовательских институтов и технических лабораторий был создан в системе Военно-Морского Флота.
Вопросами проектирования новых подводных лодок в Управлении Военно-Морских Сил Республики с 1926 года занимался Научно-технический Комитет, который вошел в Наркомат по военным и морским делам.
При НТК действовали секции: артиллерийская, минная, механико-электротехническая, кораблестроительная, подводного плавания, связи, физико-химическая.
На базе секций НТК в 1939 году были организованы научно-исследовательские институты, технические лаборатории и полигоны. Они работали в тесном контакте с учеными ВМА, конструкторскими бюро промышленности и ВМФ. В 1938 году создается Научно-технический Комитет Народного Комиссариата ВМФ5.
Комитет занимался систематизацией и обобщением боевого использования кораблей, усовершенствованием материальной части, подготовкой планов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, внедрением техники, вопросами обесшумливания подлодок, накапливал материалы по иностранному судостроению4. Наркомат ВМФ становится ответственным за развитие вооружения и снабжения подводного флота.
Известными организаторами науки в этой области стали П.П. Шешаев, И.И. Грен, В.Н. Мельников, А.Е. Брыкин, М.Н. Курников, В.П. Никитин, В.П. Володин. Они возглавили в дальнейшем НИИ и научно-технические лаборатории6.
Большая сеть научных учреждений в предвоенные годы была создана в составе Военно-Морского Флота: 6 научно-исследовательских институтов, 4 полигона, более 10 научно-технических лабораторий и проектно-конструкторских бюро. В интересах испытания новых образцов техники и вооружения была привлечена значительная группа кораблей и судов ВМФ и гражданского флота.
В числе научно-исследовательских институтов Военно-Морского Флота были артиллерийский, минно-торпедный, связи и телемеханики, медицинский и химический институты. Большой вклад в освоение подводных лодок, исследование районов их плавания внес Научно-исследовательский гидрографически-штурманский институт (НИГШИ). Институт занимался разработкой средств и методов кораблевождения и гидрографии. Учеными института были выполнены океанологические работы по исследованию Баренцева, Карского, Белого и Гренландского морей, Новой Земли и Тихого океана.
Первое сквозное плавание за одну навигацию по Северному морскому пути (65 дней) совершили ледокольный пароход «Л. Сибиряков» под командованием капитана В.И. Воронина.
В 1930 году была организована арктическая экспедиция на ледокольном пароходе «Георгий Седов» под руководством О.Ю. Шмидта и В.Ю. Визе. Они выполнили работы по изучению Карского моря.
С 5 августа по 17 октября 1940 г. вместе с другими кораблями совершила первый в истории переход из Полярного во Владивосток Северным морским путем и подводная лодка «Щ-423» (командир перехода капитан 3 ранга И. М. Зайдулин). Большую работу по исследованию Северных морей провели суда «Персей», «Таймыр», «Мурман»7. По итогам исследования Северных морей были составлены карты, изучены глубины и течения, изготовлены атласы и лоции.
В содружестве с Ленинградским заводом штурманских приборов ВМФ и мастерской мореходных инструментов институт наладил выпуск нового штурманского оборудования для подводных лодок. В 1932 году А.Н.Крылов начал разработку теории гироскопического компаса.
Заметный вклад в совершенствование оружия подводных лодок внес Научно-исследовательский артиллерийский морской институт. Он разработал новые образцы вооружения, обобщал и распространял опыт их эксплуатации.
К концу 30-х годов институт по проектированию и производству артиллерийских установок занимался более чем с 10-ю конструкторскими бюро промышленности и научно-техническими лабораториями ВМФ.
В 1938 г. на заводе «Большевик» (Ленинград) под руководством Н.Н. Магдашова и В. М. Кудряшова были разработаны, а затем и испытаны новые артиллерийские установки для отечественных подводных лодок «Б-24» и «Б-24ПЛ» с гидравлическим тормозом отката и пружинным откатником, снабженные двумя прицелами.
Одновременно с Артиллерийским Научно-исследовательским морским институтом работал Научно-испытательный морской артиллерийский полигон8.
Располагался полигон в районе станции Ржевка. Полигон проводил научные изыскания и испытания артиллерийских установок, давал заключения по контрольным и опытовым образцам материальной части орудий, снарядов и прицелам.
В тесном контакте с полигоном работала также Научно-техническая лаборатория Флота. Лаборатория контролировала опытные работы по освоению новых образцов артиллерийской техники. Одновременно это был и научный орган флота в области порохов, взрывчатых и дымообразующих веществ.
В 1934 году в Ленинграде был организован Научно-исследовательский минно-торпедный институт ВМФ для научно-исследовательских и испытательных работ по созданию новых и модернизации существующих образцов минно-торпедного и противолодочного оружия и боеприпасов, для осуществления контроля за разработкой опытных образцов в промышленности.
В 1927 г. по проекту института совместно с Центральным конструкторским бюро была создана 1я советская парогазовая торпеда под шифром «53-27» калибром 533 мм, массой взрывчатого вещества 265 кг, со скоростью хода на дистанции 3700 м-25 узлов (83,3 км/час). По скорости и дальности хода торпеда в 1,5 раза превосходила торпеду Первой мировой войны, а по мощности заряда превосходила ее в 2 раза.
В 30-х годах на вооружение ВМФ поступили торпеды «45-36Н» калибром 450-мм и «53-38» калибром 533 мм. Совершенствование последней шло по «увеличению массы взрывчатого вещества до 400 кг, дальности хода до 100 км.
С увеличением скорости хода до 51 узла торпеде был присвоен шифр «53-39». Это была самая быстроходная торпеда в мире. Создана была также азотно-скипидарная торпеда (АСТ). Тепловая энергия в ней получалась при сжигании скипидара в дымящейся азотной кислоте.
Институтом велись разработки по созданию торпед с самонаведением, но флот их не получил. Бесследная электрическая торпеда также поступила на вооружение подводных лодок уже в ходе Великой Отечественной войны.
На вооружение была принята якорная мина «ПЛТ» (подлодочная трубная). Предназначена для постановки мин из минных труб подводных лодок типа «Л» (Ленинец). Заряд тротила в мине составлял 230 кг. Мина могла ставиться на глубинах до 130 метров, после модернизации использовались на глубине до 260 метров.
Под руководством В.А. Викторова и Н.Г Федорова разрабатывалась мина «ЭП» (эскадренная подлодочная) для постановки из балластных цистерн крейсерных подводных лодок типа «К». Заряд мины составлял 300 кг, максимальная глубина погружения была рассчитана до 160 метров.
В 1940 г. поступила противолодочная глубоководная мина «ЛГ», с модернизированным взрывателем она стала называться «АГСБ». Главный конструктор Б.С. Казанцев6.
В сентябре 1932 года был создан Научно-исследовательский морской институт связи8. Первым начальником института был назначен А. Берг (позже академик, адмирал-инженер, заместитель Министра Обороны СССР, Герой Социалистического труда).
В институт вошли 4 отдела: радиосвязи, гидроакустики, проводной связи и спецтехники. Институт был создан для обобщения опыта эксплуатации и разработки новых видов технических средств связи и телемеханики. В задачу института входили вопросы изучения состояния организации связи, выявления основных потребностей ее развития на подводных лодках различных проектов, разработки тактико-технических заданий на образцы новейшей аппаратуры10.
Для обеспечения испытаний техники при институте было создано 2 научно-испытательных полигона связи11. В этих же целях в 1933 г. на Балтийском флоте были сформированы группы кораблей, подчиненные Начальнику института связи. Группа опытных кораблей в 1937 г. создастся также на Черноморском флоте.
В 1931 г. была принята на вооружение первая система связи («Блокада-1). Она включала длинно-, средне- и коротковолновые передатчики, приемники, ультроволновую радиостанцию.
Государственные и военные органы принимают также меры по развитию гидроакустических средств. Уже в 1934 году почти 50% подводных лодок были оснащены гидроакустической аппаратурой отечественного производства. Много новой техники было испытано в системе конструкторских бюро и принято в электромеханические боевые части подводных лодок.
В 1932 г. был организован Научно-исследовательский химический институт Военно-Морского Флота12. В 1941 г. создается Центральная химическая лаборатория ВМФ. Институт занимался созданием новых и усовершенствованием находящемся на вооружении образцов химического оружия, средств противохимической защиты, дегазации, дымомаскировки и регенерации воздуха, обеспечением средствами химического вооружения и обобщением опыта их боевого использования.
В 1935 г. создается Научно-исследовательский институт Военно-Морского флота13. С 1941 г. институт именуется - Научно-исследовательский Медицинский институт Военно-Морского флота.
Институт занимался научно-практической разработкой медицинского обеспечения кораблей, медицинским оснащением и вопросами санитарно-химической зашитой личного состава.
Таким образом, была создана государственными и военными органами страны система научно-исследовательских институтов, опытных полигонов, кораблей и судов, которая позволила в значительной степени сократить сроки строительства и освоения нового подводного флота. К началу Великой Отечественной войны ВМФ имел 212 современных подводных лодок3.
Примечания:
1. РГА ВМФ, ф. р890, оп.1 ед. хр. 372, лл. 7071; ед. хр.425, лл. 6061.
2. Красный Флот, 1939, № ]64, 25 июля.
3. См.: Дмитриев В. Н. Атакуют подводники, М.: 1973, С.22.
4. РГА ВМФ, ф. 99, ед. хр.764, л, 111.
5. Подсчитано автором по материалам РГА ВМФ.
6. Аммон Г.А. Морские памятные даты М: Воениздат, 1987, с. 273.
7. РГА ВМФ, ф. р15б5,ед. хр. 1878, л. II.
8. РГА ВМФ, ф. 489, сд. хр. 1104, л. 129.
9. РГА ВМФ, ф. р943, ед. хр. 348.
10. РГА ВМФ, ф. р943, ед. хр. 349, л. 68.
11. РГАВМФ,ф. 1100, д. хр. 616, л. 122.
12. РГА ВМФ. ф. р2043,ед. хр. 4, 1935-1940.