НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЛИБО ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ ПРАВОВОГО РЕЖИМА КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК
№ 3(24)/2008 (спецвыпуск)
С.В. БАЖЕНОВ,
старший преподаватель кафедры
оперативно-розыскной деятельности
органов внутренних дел Омской
академии МВД России, полковник милиции
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЛИБО ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ ПРАВОВОГО РЕЖИМА КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ
Последнее десятилетие ознаменовалось для нашей страны значительным ростом террористических проявлений и, как следствие, усилением мер борьбы с ними, в том числе правового характера. Недавно принятый Федеральный закон «О противодействии терроризму»1 предусматривает возможность введения правового режима контртеррористической операции, в ходе осуществления которого допускается применение правоохранительными органами и подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации боевой техники, оружия и специальных средств, значительное ограничение прав и свобод граждан, оказавшихся в зоне проведения контртеррористической операции. Чтобы исключить возможность злоупотреблений, необоснованного применения силы, ст. 12 вышеупомянутого Закона предусматривает условия, наличие которых необходимо для начала проведения контртеррористической операции и применения соответствующего правового режима. В ней указано, что контртеррористическая операция проводится исключительно для пресечения террористического акта, если достичь этого иными силами или способами невозможно. Однако, на наш взгляд, если сравнить это положение с задачами контртеррористической операции, перечисленными в ст. 3 того же Закона, то выявляется определенное противоречие, т.к. в ч. 5 ст. 3 отмечено, что контртеррористическая операция проводится для пресечения террористического акта, обезвреживания террористов, обеспечения безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также для минимизации последствий террористического акта. Пресечение террористического акта в этом определении является только одним из оснований для проведения операции, наряду с тремя другими. В противном случае, если террористический акт уже совершен или если проводится задержание группы боевиков, уже находящихся в розыске за терроризм, применение правового режима контртеррористической операции будет неправомерным. Следует отметить, что отдельные меры и временные ограничения, предусмотренные этим режимом, вводились в Москве при получении информации о возможности свершения взрывов на объектах метрополитена, т.е. для обеспечения безопасности данной организации и физических лиц, пользующихся ей. Анализ этих аргументов приводит нас к выводу, что ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О противодействии терроризму» целесообразнее было бы изложить в следующей редакции: «Контртеррористическая операция проводится для пресечения террористического акта, обезвреживания террористов, обеспечения безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также для минимизации последствий террористического акта, если достижение этих целей иными силами или способами невозможно».
Кроме того, нам представляется незаслуженно забытым предложение в проекте Федерального закона «О противодействии терроризму» о введении режима террористической опасности при получении информации, свидетельствующей о возможной подготовке или об угрозе террористической акции, и наличии обстоятельств, не позволяющих проверить такую информацию, обеспечить безопасность граждан и объектов, подвергшихся террористической угрозе, обычными силами и средствами без применения специальных мер и временных ограничений2. Законодатель, видимо, счел эту норму недемократичной, хотя в ряде других стран, включая США и Канаду, такой режим предусмотрен3. Например, в США в настоящее время принята цветовая шкала террористической опасности. Уровень угрозы обозначается соответствующими цветами: зеленый, голубой, желтый, оранжевый и максимальный красный. Мы тоже придерживаемся точки зрения о необходимости введения режима определенных ограничений в случае получения соответствующей оперативной информации, тем более что, на наш взгляд, именно он неофициально осуществляется в настоящее время в Чеченской республике.
Председатель Национального антитеррористического комитета Николай Патрушев в интервью «Российской газете» заметил, что НАК разрабатывает шкалу уровней террористических угроз и планирует выйти с инициативой о ее законодательном закреплении4. Одной из основных причин принятия такого решения служит вероятность огромного количества жертв и разрушений при неприменении определенных ограничений, связанных с предотвращением террористического акта, данные о возможности совершения которого получены только оперативным путем. Такую точку зрения поддерживает 76% опрошенных нами сотрудников оперативных подразделений. Естественно, что при введении такого режима могут применяться не все меры и ограничения, предусмотренные ст. 11 Закона, а только те, которые позволяют устранить соответствующую угрозу. Сведения о территории, где вводится этот правовой режим, перечне применяемых мер и временных ограничений, решение об отмене правового режима террористической опасности должны быть опубликованы в средствах массовой информации, чтобы избежать случаев его нарушения по незнанию. Рассматривая вопрос о времени действия режима, следует учитывать, что ведомственные нормативные акты МВД России устанавливают для проверки информации такого рода срок не более 30 суток, а ч. 1 ст. 9 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» при определении длительности действия режима чрезвычайного положения также предусматривает для общих случаев аналогичное временное ограничение. Исходя из изложенного выше, предлагаем дополнить Закон статьей 111: «Режим террористической опасности
1. При получении информации, свидетельствующей об угрозе совершения террористического акта, и наличии обстоятельств, не позволяющих проверить такую информацию, обеспечить безопасность граждан и объектов, подвергшихся террористической угрозе, обычными силами и средствами без применения специальных мер и временных ограничений, по решению должностного лица, имеющего в соответствии с частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона право на решение о проведении контртеррористической операции, может вводиться правовой режим террористической опасности на срок не более. 30 суток.
2. Решение о введении правового режима террористической опасности (включая определение территории (перечня объектов), в пределах которой (на которых) такой режим вводится, и перечня применяемых мер и временных ограничений) и решение об отмене правового режима террористической опасности подлежат немедленному обнародованию.
3.На отдельных участках территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим террористической опасности, могут устанавливаться (вводиться) как весь комплекс мер и временных ограничений, предусмотренных пунктами 1, 2, 3, 4, 6, 10, 11, 12 и 13 части 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, так и отдельные меры и временные ограничения».
Помимо этого, при внимательном анализе мер и временных ограничений, предусмотренных правовым режимом контртеррористической операции, возникает требующий правового урегулирования вопрос о времени, в течение которого может содержаться в пункте проверки доставленное туда лицо, не имеющее документов, и быстрое установление личности которого невозможно или крайне затруднительно, для проведения мероприятий по отработке такого лица на причастность к совершению террористического акта. Ст. 20.27 КоАП РФ (Нарушение правового режима контртеррористической операции) за такое нарушение правового режима контртеррористической операции предусматривает только штраф, хотя ст. 3.9 КоАП РФ (Административный арест) за нарушение требований правового режима контртеррористической операции предусматривает административный арест до тридцати суток. Ч. 3 ст. 27.5 КоАП РФ гласит, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов, в противном случае срок административного задержания не должен превышать 3 часов. Налицо конфликт правовых норм. В ходе опроса оперативных сотрудников ими предлагались различные варианты срока административного задержания: от 3 часов до 30 суток (24% - 3 часа; 38% - 24 часа; 38% - более суток). При разрешении этой проблемы мы полагаем целесообразным обратиться к ст. 31 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» «Порядок задержания граждан, нарушивших правила комендантского часа», которая гласит, что граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, задерживаются силами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, до выяснения их личности, но не более чем на трое суток по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя. По решению суда указанный срок может быть продлен не более чем на десять суток. Решение начальника органа внутренних дел или его заместителя о задержании может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу или в суд. Согласно ч. 2 ст. 33 вышеупомянутого Закона, прекращение периода действия чрезвычайного положения влечет за собой прекращение административного производства по делам о нарушении режима чрезвычайного положения и немедленное освобождение лиц, подвергнутых административному задержанию или аресту по указанным основаниям. Однако мы считаем, что срок административного задержания даже при проведении контртеррористической операции не должен превышать срока уголовно-процессуального задержания, который согласно ст.ст. 94, 108 УПК РФ составляет 48 часов, и по решению суда может быть продлен еще на 72 часа. По нашему мнению, эти положения должны быть применены и при обеспечении правового режима контртеррористической операции. Исходя из вышеизложенного, полагаем необходимым дополнить п. 1 ч. 3 ст. 11 Закона «О противодействии терроризму» следующим примечанием:
«Граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, задерживаются силами, обеспечивающими правовой режим контртеррористической операции, до выяснения их личности, но не более чем на 48 часов по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя. По решению суда указанный срок может быть продлен не более чем на 72 часа. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и транспортные средства могут быть подвергнуты досмотру.
Решение начальника органа внутренних дел или его заместителя о задержании может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу или в суд.
Прекращение периода действия правового режима контртеррористической операции влечет за собой прекращение административного производства по делам о его нарушении и немедленное освобождение лиц, подвергнутых административному задержанию или аресту по указанным основаниям».
Здесь необходимо отметить, что, по нашему мнению, законодатель неудачно решил вопрос о временных границах действия правового режима контртеррористической операции, т.е. о моменте, с которого операция считается оконченной. Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О противодействии терроризму», «контртеррористическая операция считается оконченной в случае, если террористический акт пресечен (прекращен) и ликвидирована угроза жизни, здоровью, имуществу и иным охраняемым законом интересам людей, находящихся на территории, в пределах которой проводилась контртеррористическая операция». Правильность этой формулировки вызывает определенные сомнения не только у нас, но и у большинства опрошенных нами оперативных сотрудников, 86% которых считают, что контртеррористическую операцию можно считать оконченной только с момента задержания последнего террориста, 4% - с момента прекращения сопротивления террористов группе захвата, и лишь 10% поддерживают официальную формулировку. Считаем, что необходимо принимать во внимание, что контртеррористическая операция, согласно ст. 3 комментируемого Закона, проводится, как уже было указано выше, в целях решения четырех задач: пресечения террористического акта, обезвреживания террористов, обеспечения безопасности физических лиц, организаций и учреждений, минимизации последствий террористического акта. Таким образом, если хоть одна из этих задач не решена или не исчерпаны все средства для ее решения, операцию нельзя считать оконченной. Рассмотрим с этой точки зрения положения ст. 17 Закона. В определении не упомянута ситуация, когда террористический акт не пресечен, а уже совершен, и операция проводится для обезвреживания лиц, его совершивших. На наш взгляд, в этом случае ее срок не должен превышать разумных пределов. Кроме того, если получена достоверная информация, что террористы смогли покинуть территорию проведения контртеррористической операции, и их местонахождение неизвестно, то ее продолжение теряет смысл. Следует также учитывать, что операция может быть проведена в случае выявления группы террористов, разыскиваемых за совершение террористических актов на территории другого региона или на территории данного региона, но значительный промежуток времени назад. В этом случае она может быть окончена только после задержания либо уничтожения последнего установленного террориста. В ряде случаев угроза жизни и здоровью окружающих может быть только минимизирована, а не ликвидирована, как, к примеру, в случае радиационного заражения местности. А если объектом нападения являлся, например, центр управления полетами, то существует угроза жизни и здоровью экипажей и пассажиров самолетов, находящихся в десятках и сотнях километров от него. Исходя их вышеизложенного, предлагаем ч. 1 ст. 17 Закона изложить в следующей редакции: «контртеррористическая операция считается оконченной в случае, если террористический акт пресечен (прекращен) либо, несмотря на предпринятые меры, совершен; обезврежены все террористы, для задержания или уничтожения которых она проводилась, либо истекли разумные сроки для установления их личности и местонахождения, или получена достоверная информация, что они смогли покинуть территорию, в пределах которой проводилась контртеррористическая операция, и их местонахождение неизвестно; а также если ликвидирована либо минимизирована угроза жизни, здоровью, имуществу и иным охраняемым законам интересам людей, находящихся на территории, в пределах которой проводилась контртеррористическая операция, либо которым угрожали последствия проведения террористического акта».
ЛИТЕРАТУРА
1 О противодействии терроризму: Федеральный закон от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ // Собра ние законодательства Российской Федерации. 2006. - №11. - Ст. 1146.
2 См.: Проект Федерального закона «О противодействии терроризму»//Терроризм. Правовые аспекты борьбы. Нормативные и международные правовые акты с комментариями, научные статьи. - М, 2005. - С. 493.
3 См.: Щерба С. П. Чрезвычайный правовой режим в России и за рубежом / С. П. Щерба, А. Н. Домрин, В. И. Лафитский, П. А. Смирнов, И. Г. Тимошенко, А. Н. Пилипенко, Е. А. Прянишников.- М., 2006.
4 См.: Фронин В. 365 дней НАКа. Николай Патрушев уверен в том, что Национальный антитеррористический комитет доказал свою жизнеспособность / В. Фронин // Российская газета. 2007. - 14 марта.