Научно-педагогический потенциал военного вуза и образовательная технология
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК
№ 3(24)/2008
Полковник Б.Б. Джакубакынов,
кандидат педагогических наук,
Почетный работник образования РК,
Военный институт КНБ РК (г.Алматы)
Научно-педагогический потенциал военного вуза и образовательная технология
Самая сложная задача состоит не в том,
чтобы убедить людей принять новые идеи,
а в том, чтобы заставить их отказаться от старых.
Джон Мейнард Кейнс
Ядром системы военного образования является профессорско-преподавательский состав (ППС), который и определяет уровень военно-профессиональной подготовки курсантов, слушателей и адъюнктов. Как известно, образовательная сфера общества консервативна по своей сути. Военное образование в силу своей определенной «замкнутости» еще более консервативно и не приемлет быстрого преобразования.
Между тем, человечество вступило в новое тысячелетие - в век глобализации. Несомненно, это оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности государства, в первую очередь, на образование. Интеграционные процессы происходят в невиданном темпе. Частота и объем изменений превосходят даже самые невероятные прогнозы. В этих условиях только наличие у военных вузов (далее - ввузы) мощного интеллектуального потенциала позволяет трансформировать образовательные системы с наименьшим риском. В связи с этим перед ввузами Республики Казахстан стоят задачи совершенствования военно-образовательного процесса с учетом достижений ведущих организаций зарубежных стран и республики в области укрепления кадрового потенциала высшей школы и использования инновационных образовательных технологий.
Для проектирования педагогического процесса на основе инновационных технологий ввузам нужны преподаватели с нестандартным и адаптационным мышлением, прошедшие обучение именно по новым методикам и образовательным стандартам. Речь идет о создании «критической массы» ППС нового типа, за которой потянутся и другие преподаватели. В ввузах Республики Казахстан до сих пор в основном используется традиционная, так называемая «советская» технология обучения, и многие преподаватели учат курсантов и слушателей так, как учили в свое время их самих. Научить людей думать по-новому очень трудная задача. Большинство преподавателей работает по привычным схемам и не желает их менять.
Это можно объяснить следующим образом. Человеческое поведение зависит от процессов, происходящих в окружающей среде. Если реакция данной среды благоприятна, тогда усиливается конкретное поведение и подкрепляется действие человека. И напротив, если последствия реакции не благоприятны и не подкреплены мотивацией, тогда вероятность получить соответствующую реакцию уменьшается1. Таким образом, деятельность преподавателя вуза возможно актуализировать и целенаправленно направлять, создав соответствующие внешние и внутренние условия.
Когда речь идет о внешних условиях, в первую очередь, подразумеваются благосостояние и социальное положение ППС вуза, то есть материальные стимулы. Значимость заработной платы в любой сфере, в том числе в мотивационной научно-педагогической деятельности, огромная. К сожалению, преподавательский труд не столь престижен в обществе, в том числе в Вооруженных силах (ВС). В частности, этому свидетельствует то, что Казахстан занимает 73-е место в группе стран со средним уровнем развития человеческого потенциала. Притом, что в западных странах и США оплата труда квалифицированного специалиста в разы больше по сравнению с зарплатой человека без высшего образования.
Снижение социального статуса специалиста с высшим образованием и ученого привело к падению престижа преподавательской и научно-педагогической деятельности. С учетом рыночных цен на услуги, стоимость жилья и т.п. доктор экономических наук К.Айнабек предлагает, чтобы доктор наук получал, как минимум, 3 тыс. долларов США, кандидат наук - 15002. Здесь нельзя также не согласиться с его мнением о том, что инновационный прорыв в социально-экономической сфере зависит от интеллектуального потенциала страны, государство должно создавать все условия для полноценной творческой работы.
За годы независимости в Казахстане достигнуты определенные успехи в развитии военного образования и военной науки, в том числе в системе Комитета национальной безопасности (КНБ). В частности, в Военном институте КНБ (далее - ВИ) укрепляется учебно-материальная база, улучшаются качественные характеристики ППС. Только за последние десять лет функционирования адъюнктуры ВИ на ее базе подготовлено более двух десятков кадров высшей квалификации для ВИ и Пограничной службы КНБ, Министерства обороны и Внутренних войск МВД РК. Такой, на первый взгляд, малочисленный выпуск является результатом больших усилий.
Так, на основе количественного и качественного анализа кадрового обеспечения военно-профессиональной подготовки в 2004 году было принято решение о создании военно-педагогического факультета в ВИ, функционирующего на основе новых стандартов образования. По первоначальному замыслу данный факультет, реализующий программы магистратуры по специальности «Военная педагогика и психология», должен был стать центром подготовки научно-педагогических кадров для всех силовых ведомств и структур республики. Однако, из-за ведомственной разобщенности переменный состав факультета третий год подряд комплектуется только офицерами Пограничной службы и ВИ. В настоящее время вышеуказанный факультет преобразован в факультет послевузовского образования, где осуществляется подготовка офицерских кадров по образовательным программам магистратуры и адъюнктуры (докторантуры). В текущем году состоится первый выпуск магистрантов специальности «Военная педагогика и психология». Кроме того, каждый год 4-6 офицеров ВИ из числа преподавателей повышают свои квалификации в Пограничной академии ФСБ РФ (г. Москва) осваивая программы дополнительного образования. Эта тенденция характерна и для других ввузов.
Вместе с тем, ввузы продолжает испытывать острую нехватку научно-педагогических кадров высшей квалификации, имеющих ученую степень. Данный вопрос стал еще актуальнее с получением ввузами права ведения послевузовского образования. Для формирования научного потенциала военно-профессиональной подготовки ввузами республики реализовываются определенные мероприятия. Учитывая отсутствие в республике докторов военных наук, в военно-образовательный процесс привлекаются ведущие специалисты из других государств. К примеру, в Национальном университете обороны и ВИ по индивидуальному трудовому договору работают около десятка докторов военных, технических и исторических наук (военная история), приглашенных из Белоруссии, России и Украины. Этого недостаточно, поскольку с каждым годом повышаются требования Министерства образования и науки (МОН) к уровню научного потенциала вузов. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РК от 12 декабря 2006 года за №1195 для подготовки специалистов с присуждением академической степени магистр доля преподавателей с учеными степенями и учеными званиями в вузе должна быть не менее 40 %.
Пополнение данной категории ППС осуществляется через работу диссертационных советов. С июня 2005 года по декабрь 2007 года в системе ввузов республики работал Объединенный диссертационный по защите кандидатских диссертаций по военному искусству, военной истории и военной педагогике. С января 2008 года все диссертационные советы республики были закрыты. Учитывая мировой и отечественный опыт по развитию и поддержке интеллектуального потенциала, в республике осуществляются кардинальные преобразования в системе подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров, повышаются требования к уровню диссертационных работ. В этой связи в русле проводимых в области образования реформ назрела необходимость создания в системе ввузов диссертационного совета по защите докторских диссертаций. В настоящее время ВИ подготовлен пакет документов по трансформации кандидатского диссертационного совета в докторский, в состав которого предполагается включить и зарубежных докторов наук.
В отношении подготовки научно-педагогических кадров определенный интерес представляет исследование аспирантской подготовки группой ученых из Нижегородского государственного университета им. Н.Лобачевского3. Научную ценность данного исследования мы видим в определении необходимого набора компетенции выпускника аспирантуры и факторов, влияющих на качество подготовки. По итогам исследования можно сделать вывод о том, что настало время пересмотра содержания, подходов к организации послевузовского образования. Следует отметить, что факты, касающиеся уровня подготовки диссертаций и изложенные в статье, присущи и системе военного образования Республики Казахстан. В частности, качество диссертаций по военно-научной проблематике оставляет желать лучшего. Снижение научного уровня диссертаций связано с отсутствием в республике научных школ по военным специальностям, объективной оценки на разных этапах экспертизы научных результатов. Кроме того, система материальных, правовых и социальных стимулов нуждается в совершенствовании. Нельзя пока утверждать, что в ввузах созданы все условия для развития зарождающей военной науки. В этой связи адъюнктская подготовка требует дальнейшего своего исследования и развития.
Что касается внедрения в педагогический процесс ввузов новых технологий, с 2004/2005 учебного года во все вузы республики внедрена и реализуется кредитная технология обучения. Однако, в настоящее время отсутствует серьезное научное исследование проблем апробации данной технологии. «Соблюдается только формальная сторона дела, а механизмы эффективного функционирования до сих пор не созданы. В частности, условия не соответствуют требованиям их реализации, экономической, организационной и трудовой мотивации нет, не установлены научно обоснованные размеры педагогической нагрузки, которая в данное время почти в два раза превышает норматив»2.
Учитывая важность послевузовского образования в укреплении кадрового потенциала ввузов, в данной статье акцент делается на вопросы методического обеспечения и технологизации адъюнктской подготовки. При посещении в мае 2006 года Евразийского национального университета им. Л.Н.Гумилева Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев в своем выступлении отметил, что центральным звеном реформирования системы образования должно стать всеобъемлющее внедрение современных технологий в образовательные процессы4.
Как известно, военное образование по своей сути всегда было технологичным - обучение осуществлялось и осуществляется согласно заранее заданным параметрам знаний, поведенческих норм и ценностей, соответствующих развитию ВС. Данное обстоятельство отражает потребность ввузов в получении проектируемых результатов военно-педагогического процесса.
Технологизация адъюнктской подготовки, в первую очередь, подразумевает разработку государственных образовательных стандартов специальностей докторантуры Ph.D. В соответствии с Концепцией совершенствования системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров в РК до 2010 года, начиная с 2008 года прекращается прием в традиционную адъюнктуру. Подготовка кадров высшей квалификации будет осуществляться по образовательным программам докторантуры Ph.D.
В целях разработки государственных стандартов специальностей послевузовского образования совместно с кафедрами нами разработаны проекты рабочих учебных планов (РУП) по направлениям «Военная педагогика и психология» и «Охрана и защита Государственной границы».
Данная работа, в том числе определение бюджета времени по блокам «Базовые дисциплины» и «Профильные дисциплины», НИР и практике, осуществлялась согласно приказу Министерства образования и науки РК (МОН) от 22.06.2005 года № 427 «Об утверждении инструктивных документов, регламентирующих внедрение экспериментальных образовательных программ магистратуры и докторантуры». РУП включает такие дисциплины, как «История и философия науки», «Иностранный язык», «Международные экономические отношения», «Социально-культурные и политические процессы», «Менеджмент», «Методология и методика военно-научных исследований», «Педагогика и психология высшей военной школы», «Стилистика научного языка и риторика», «Методы математической статистики и обработки научных результатов» и др. Гибкость РУП и программ обеспечивается блоком дисциплин по выбору, которые призваны удовлетворять образовательные потребности заказчика - с одной стороны, адъюнктов (докторантов) - с другой.
Следует отметить, что согласно требованиям вышеназванного приказа МОН каждый академический час аудиторной работы докторанта сопровождается по теоретическому обучению 4 часами, а по исследовательской работе 8 часами самостоятельной работы. На втором этапе предстоит очень сложная методическая работа по разработке новой дидактики с широкой ревизией содержания учебных программ дисциплин РУП и обеспечения преемственности его на ступенях высшей школы: «бакалавриат-магистратура-докторантура». Сюда следует отнести подготовку широкого спектра дидактических материалов для обучения и контроля учебных достижений адъюнктов (докторантов): учебников и учебных пособий, методических указаний и рекомендаций, программных продуктов, тестов, обучающих модулей, в том числе для самообразования адъюнктов (докторантов).
Таким образом, научно-методическое обеспечение послевузовского образования предполагает комплексный подход к планированию, организации и контролю военно-образовательного процесса и создание условий для отработки авторских инновационных технологий, теоретического обобщения и распространения передового педагогического опыта подготовки научно-педагогических кадров, владеющих формами, методами и средствами активного обучения. Особенно интересны индивидуальные авторские подходы и мастер-классы ведущих педагогов и специалистов.
Многолетний опыт ввузов показал, что главным недостатком традиционного подхода к организации учебно-воспитательного процесса является то, что в основном передается содержание образования, а когнитивному развитию обучающихся, развитию их индивидуальности и инициативы, формированию личностного поведения, совместимого с ценностями современного социума, уделяется мало внимания. В этой связи в настоящее время актуализируется личностно-ориентированное обучение. Суть данного подхода заключается в том, что содержание образования, кроме его обязательной части, не должно навязываться преподавателем, а должно следовать из интересов магистранта и адъюнкта, а также из интересов заказчика специалистов (работодателя). Обучаемому предоставляется право выбора содержания образования, он становится подлинным субъектом педагогического процесса.
К сожалению, ввузы до сих пор не предприняли серьезных и обоснованных действий в направлении внедрения в учебно-воспитательный процесс новых технологий. Как показывает практика, нетрадиционные педагогические технологии эффективно осуществляются именно педагогами-новаторами. В применении новых технологий преподавателями, не прошедшими соответствующую методическую подготовку, наблюдаются сбои.
В заключение отметим, что в целях подготовки научно-педагогических кадров, способных к саморазвитию и творческому осуществлению профессиональной деятельности, назрела необходимость создания:
- стройной системы целевой подготовки преподавателей ввузов, овладения ими инновационными и новыми информационными педагогическими технологиями активного обучения, передовым педагогическим опытом ведущих вузов, факультетов (курсов) повышения квалификации и переподготовки;
- системы управления качеством подготовки военно-научных и научно-педагогических кадров в ввузах республики, основанной на принципах концепции человеческого развития, обеспечения качества жизни, системного подхода, современного менеджмента и др., способствующих проявлению синергетического эффекта.
Примечания:
1. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. СПб.: Питер. - С.341-342.
2. Айнабек К. Определение верхнего предела заработной палаты как способ мотивации творческого труда // Вестник высшей школы, №8, 2007. - С.21.
3. Бедный Б., Миронос А., Серова Т. О подготовке специалистов высшей квалификации в области точных и естественных наук // Вестник высшей школы, №8, 2007 .- С.23-27.
4. Назарбаев Н.А. К экономике знаний через инновации и образование // Информационные технологии в высшем образовании, 2006. - №№2,3. - С.9.