МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ МОСТОУКЛАДЧИК ТАНКОВЫЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МТУ-90М
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК
№ 3(24)/2008 (спецвыпуск)
В.В. КИТКИН,
Н.В. ВОЛГИНА,
ФГУП «Конструкторское бюро транспортного
машиностроения», г. Омск
МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ МОСТОУКЛАДЧИК ТАНКОВЫЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МТУ-90М
Успех боевых действий частей и подразделений сухопутных войск во многом зависит от их подвижности и способности быстро преодолевать естественные и искусственные преграды. Как известно, кроме плавающих средств, способных оперативно обеспечивать преодоление водных преград, таких например как плавающие транспортеры и механизированные паромы, в войсках получили широкое распространение мостовые переходы, устанавливаемые специализированными мостоукладчиками.
В зависимости от предназначения можно подразделить их на два основных класса (вида): штурмовые и механизированные мосты.
Штурмовые мосты, устанавливаемые танковыми мостоукладчиками, предназначены для устройства мостового перехода через узкие преграды (рвы, каналы и водные преграды) в ходе боя. Как правило, такие мостоукладчики выполняются на базе основных танков, имеют такой же как у танка уровень защиты, способны установить мост без выхода экипажа из машины под воздействием огневых средств противника.
В настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации имеются танковые мостоукладчики МТУ-72 и МТУ-90, которые имеют в своем составе мосты длиной 20 м. и 25 м. соответственно. Основным конструкционным материалом пролетных строений этих мостов являются специальные прессованные профили из алюминиевого сплава. Указанные мостоукладчики были разработаны в СССР с использованием, имеющихся в государстве этого периода производственных технологий и условий кооперации промышленных предприятий. В настоящее время в связи с изменением экономических условий, утратой или приостановкой ряда производств, в том числе и выпускающих необходимые для мостов материалы, изготовление и поставка в Российскую армию таких мостов затруднена.
В связи с этим стала весьма актуальной задача модернизации мостоукладчика МТУ-90 с заменой его моста на мост, выполненный из высокопрочной конструкционной стали.
Модернизированный танковый мостоукладчик (МТУ-90М) предназначен для устройства однопролетных мостовых переходов, обеспечивающих преодоление танками и другой техникой в ходе боя рвов, каналов, узких рек и других препятствий шириной до 19 м.
Общее устройство мостоукладчика МТУ-90М, по составу основных частей, их расположению внутри и снаружи мостоукладчика, принципам и способам работы аналогично устройству мостоукладчика МТУ-90 (рисунок 1). Различие заключается в конструктивных особенностях исполнения некоторых составных частей, таких как мост, механизм укладки, гидросистема и некоторых других.
Общая компоновка модернизированного мостоукладчика МТУ-90М исходит из необходимости размещения на шасси мостоукладчика стального, а значит более тяжелого моста в условиях ограничения общей массы мостоукладчика, определяемой несущими возможностями ходовой части шасси базового танка, а также необходимостью обеспечить положение центра тяжести мостоукладчика аналогично танку.
Мостоукладчик МТУ-90М, в соответствии с рисунком 2, состоит из штурмового моста 1 и собственно мостоукладчика (шасси мостоукладчика) 4.
Штурмовой мост двухколейный, трехсекционный, транспортируется на мостоукладчике в сложенном виде.
Мостоукладчик (шасси) представляет собой бронированную гусеничную машину на базе узлов и агрегатов танка Т-90, имеющую оборудование для транспортирования и укладки моста.
Основными частями шасси являются: корпус, ходовая часть, силовая передача, электрооборудование, средства связи, оборудование подводного вождения (ОПВ), система защиты от оружия массового поражения, рабочее оборудование для транспортирования и установки моста, оборудование для самоокапывания, оружие для самообороны, табельное имущество и комплект ЗИП
К рабочему оборудованию для транспортирования и установки моста относится механизм укладки 5, задняя опора 2 с размещенными на ней задними стопорами, аутригеры 3, а также гидросистема и электрооборудование размещенные внутри машины.
Мост мостоукладчика МТУ-90М является основной составной частью, которая подвергается максимальным конструкционным изменениям по сравнению с мостом МТУ-90. Изменение моста, в свою очередь влечет за собой необходимость частичного изменения и модернизации других механизмов и систем мостоукладчика, таких как механизм укладки, гидросистема и некоторых других.
По общей конструкции мост мостоукладчика МТУ-90М, так же как и мост МТУ-90 состоит из пролетного строения, механизмов раскрывания, гидросистемы, стыковочных узлов и межколейных связей. Отличие заключается в материале, из которого изготовлена металлоконструкция пролетного строения: вместо алюминиевого сплава применяется конструкционная сталь и, кроме того, изменены профили поперечного сечения балок колей моста. Кроме того, в конструкции используется оригинальная схема деления колей моста на три секции. Если алюминиевый мост разделен на три секции: среднюю и концевые так, что они имеют приблизительно равные длины, модернизированный стальной мост имеет среднюю секцию, длина которой существенно, в разы, меньше длины концевых секций. Размер обеих концевых секций по длине составляет 8,6 м., средней - 2,8 м. Будучи конструктивно трехсекционным, мост в транспортном положении располагается в два яруса.
Пролетное строение моста представляет собой две отдельные колеи, отстоящие друг от друга на расстоянии 1100 мм, и соединенные между собой минимально необходимым числом поперечных и продольных межколейных связей.
Каждая колея пролетного строения выполнена в виде сварной коробки трапециевидного сечения с наклонными боковыми стенками.
Материал моста - стали 10ХСНД, 12ХГН2МА.
В конструкции концевой секции предусмотрены узлы для механизма установки и раскрывания колей, в средней секции - узлы для крепления механизма раскрывания.
Поперечные и продольные межколейные связи распределяют тормозные силы между колеями, фиксируют расстояние между колеями при эксплуатации, предотвращают развал колей относительно друг друга при раскрывании.
Механизмы раскрывания моста аналогичны механизмам моста МТУ-90. Они предназначены для раскрывания секций моста из транспортного положения в рабочее в процессе укладки моста на препятствие и для складывания секций при снятии секций моста с препятствия. На мосту установлено 2 механизма раскрывания - по одному на каждой колее. Каждый из механизмов представляет собой два одинаковых рычажных механизма, расположенных у каждого межсекционного шарнира, которые приводятся одним, «общим» для двух рычагов гидроцилиндром.
Гидроцилиндр механизма раскрывания расположен внутри балки средней секции.
Механизм укладки расположен снаружи шасси над носовой частью корпуса. Механизм укладки предназначен для опрокидывания моста из транспортного положения на препятствие. Он обеспечивает скрепление моста с машиной, соединение гидросистемы мостоукладчика и моста и образует внешнюю опору - аутригер, обеспечивающую устойчивость машины от опрокидывания в процессе укладки. Принципиальное устройство и состав механизма укладки аналогично механизму МТУ-90.
Отличия в конструкции составных частей модернизированного механизма укладки заключаются в их «усилении», которое произведено за счет увеличения толщин листовых деталей (стенок, накладок, перегородок и т.п. В остальном конструкция элементов механизма укладки аналогична МТУ-90.
Гидросистема состоит из двух гидросистем: гидросистемы мостоукладчика и гидросистемы моста, которые соединяются только во время укладки моста. Соединение производится с помощью стыковочных узлов.
Гидросистема мостоукладчика МТУ-90М, в части гидросистемы расположенной на шасси осталась такой же, как и у МТУ-90, а гидросистема моста существенно изменена. В ней не используются гидрораспределители с электромагнитным управлением, благодаря чему в мосту нет электроцепей. Это повышает надежность работы моста.
Модернизированный танковый мостоукладчик МТУ-90М обеспечивает совместное применения модернизированного моста с мостом МТУ-90 и с мостовыми конструкциями тяжелого механизированного моста ТММ-6.
Ниже приведены тактико-технические характеристики (ТТХ) модернизированного мостоукладчика МТУ-90М, которые изменяются при проведении модернизации. Одновременно, для сравнения, указаны и характеристики мостоукладчика МТУ-90.
Как следует из приведенной таблицы, модернизированный мостоукладчик МТУ-90М превосходит мостоукладчик МТУ-90 по грузоподъемности моста и ширине его проезжей части. Это позволяет обеспечить движение по мосту как современных, так и перспективных танков, прогнозируемая масса которых превышает 55 т. Использование в конструкции моста стали вместо алюминия дает ряд существенных преимуществ. Так стоимость стального моста снижается в 2,5 в сравнении с алюминиевым, кроме того снижаются и затраты на его эксплуатацию. Ремонтопригодность стального моста существенно выше, чем ремонтопригодность алюминиевого, поскольку сварка стали доступна и широко освоена в ремонтных подразделениях ВС РФ, а сварка алюминия требует специального оборудования и квалифицированного персонала, и в полевых условиях практически невозможна. Таким образом, реализация данного решения по модернизации мостоукладчика МТУ-90 позволит обеспечить вооруженные силы РФ современным средством преодоления преград.