МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БОРЬБЫ С НИМ

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

1(22)/2008

Генерал-лейтенант Е.П. ИЛЬИН,

первый заместитель руководителя аппарата

Национального антитеррористического комитета

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БОРЬБЫ С НИМ

Основной неутешительной тенденцией современного мироустройства является неуклонное возрастание масштаба террористических вызовов и угроз.

Одной из приоритетных задач террористов становится осуществление масштабных разрушений, сопровождающихся как можно большим количеством человеческих жертв, С тем, чтобы достичь максимального резонанса в СМИ, спровоцировать напряженность в обществе, посеять панические и антигосударственные настроения и тем самым оказать давление на действия и политику отдельных государств, государственных и общественных деятелей.

Справочно: Если, по данным Государственного департамента США, в 2004 г. в мире было осуществлено 3100 терактов (в результате которых погибли, были ранены и похищены более 28 тыс. человек), то в 2005 г. эти цифры возросли до 11 тыс. террористических акций (вследствие которых пострадало более 74 тыс. человек), а в 2006 году - до 14 с половиной тысяч (погибло около 75 тыс. человек).

Последний пример реальности и масштабов воздействия террористов: решение организаторов автомобильной гонки «Париж-Дакар» об отмене юбилейного (30-го) марафона, планировавшегося на январь 2008 года, в связи с отсутствием гарантий недопущения терактов в отношении ее участников на территории

Мавритании. Организаторы уже рассматривают вариант переноса всех последующих ежегодных гонок (с 2009 года) на территорию Южной Америки.

Терроризм в России также давно перестал быть обособленным от тенденций развития терроризма в других странах и мире в целом. Именно активное воздействие не только общемировых процессов, но и конкретных зарубежных террористических центров и организаций на террористическую активность в нашей стране позволяет делать вывод о том, что Российская Федерация испытывает на себе угрозы и действия прежде всего международного терроризма.

Справочно: В утвержденной Указом Президента Российской Федерации Концепции национальной безопасности прямо говорится о том, что терроризм представляет серьезную угрозу национальной безопасности страны. Подчеркивается, что «международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России».

С учетом данного вывода Концепция четко зафиксировала: защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, наряду с защитой от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время - от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действии, - являются важнейшими составляющими защиты национальных интересов России.

Общемировая тенденция радикализации мусульманских общин, возникшая во многом вследствие осуществленных западными странами, вопреки мнению и рекомендациям российского руководства, военных операций в Афганистане и Ираке, уже сейчас воздействует на обстановку в России. Наиболее чувствительным к данному влиянию в силу ряда религиозных, этнических и исторических причин оказался Северный Кавказ. Под воздействием пропаганды эмиссаров зарубежных террористических центров и спецслужб, распространяющих радикальное понимание ислама с акцентом на противоречащую устоявшимся канонам религии идею вооруженной борьбы с «неверными», в регионе фактически было сформировано террористическое подполье.

Разгром федеральными силами основных группировок боевиков, нейтрализация преступной деятельности их наиболее одиозных лидеров, таких как Басаев, Масхадов, Абу Аль Валид, Абу Хавс и других, перекрытие каналов финансирования, а также постепенное изменение отношения к деятельности боевиков со стороны мирового сообщества и местного населения, совсем недавно воспринимавшими бандитские акции как «национально-освободительное» и «справедливое» движение, позволили резко сократить масштабы террористической деятельности и, соответственно, количество жертв.

В 2007 году Национальному антитеррористическому комитету, Федеральному оперативному штабу (далее - ФОШ, Штаб), антитеррористическим комиссиям (АТК) и оперативным штабам (ОШ) в субъектах Российской Федерации, благодаря значительному объему организационных, нормотворческих, профилактических и оперативно-боевых мероприятий удалось повысить эффективность противодействия террористическим угрозам.

Справочно: На ранних стадиях предотвращено более 70 террористических актов, в т. ч. предполагавших участие террористов-смертников. Ликвидировано 329 баз и 676 тайников с оружием и боеприпасами.

На территории Российской Федерации пресечена преступная деятельность 150 организаций и ячеек террористической и экстремистской направленности, 35 бандформирований, 161 участника бандгрупп, свыше 500 организованных преступных групп, осуществлявших незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Раскрыто 191 преступление экстремистской направленности (на 23,2 % больше, чем в 2006 г.), выявлены 189 лиц, совершивших эти преступления (на 18,9% больше, чем в 2006 г.), задержано 735 бандитов и их пособников.

В результате предпринятых усилий количество совершенных террористических актов сократилось более чем в два раза (в 2006 г. - 112, за 2007 г. - 481).

Кроме того, в истекшем году, по данным МВД России на 1 декабря 2007 г., на 43,7% снизилось количество (до 719) вооруженных нападений на сотрудников силовых структур, представителей местных органов власти и духовенства, зафиксированных на территории Российской Федерации, в основном в Южном федеральном округе.

Однако обольщаться имеющимися позитивными сдвигами преждевременно. Несмотря на несомненные успехи по линии борьбы с внутренним и международным терроризмом, масштабы совершаемых преступлений террористической направленности свидетельствуют, что предстоит еще выполнить огромный объем работы для того, чтобы более надежно обезопасить население России от резонансных террористических актов, подобных тем, что имели место в конце XX - начале XXI века в Москве, Волгодонске, Беслане и ряде других городов.

Хотел бы заметить, что, несмотря на использование в теме выступления термина «борьба с терроризмом», широко употребляемого зарубежным и российским экспертным сообществом, Национальный антитеррористический комитет, начиная с 2006 года, действует в рамках новой, на наш взгляд более современной, концепции - концепции «противодействие терроризму», которая помимо собственно «борьбы с терроризмом» (т.е. в соответствии с Федеральным законом «О противодействии терроризму» - деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта) включает в себя и деятельность по предупреждению терроризма: выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Другой важнейшей новеллой новой концепции противодействия терроризму стало включение в состав определения понятия «терроризм» термина «идеология насилия», что фактически послужило законодательным и теоретическим обоснованием необходимости и правомерности существования наряду с институтами борьбы с терроризмом институтов предупреждения и профилактики терроризма.

Справочно: В соответствии с Федеральным законом «О противодействии терроризму» под терроризмом понимается «Идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий».

Весь опыт развития форм и методов антитеррористической деятельности государства как в России, так и за рубежом показывает, что только путем осуществления предупредительной (профилактической) работы и объединения усилий всех, в том числе и гражданских министерств и ведомств, всего общества можно поставить надежный заслон на пути распространения террористической угрозы.

Таким образом, один из основополагающих принципов противодействия терроризму заключается в системности и комплексном использовании политических, социально-экономических, информационно-пропагандистских, правовых и специальных мер. Он является базовым при организации деятельности Национального антитеррористического комитета (НАК) - органа, который координирует деятельность в данной сфере 17 государственных структур, министерств и ведомств, в том числе ФСБ, Минобороны, ФСО, МВД, МЧС, Минздравсоцразвития, Минтранса России. В состав НАК входят заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.

Для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями в составе Комитета образован ФОШ. В регионах, соответственно, также созданы АТК и ОШ.

Таким образом, организационная составляющая сложившейся системы противодействия терроризму представлена в виде двух взаимосвязанных вертикалей структур, осуществляющих управление антитеррористическими мероприятиями в стране. Первую из них составляют структуры, осуществляющие координацию деятельности органов исполнительной власти по профилактике терроризма: НАК и АТК в субъектах Российской Федерации. Вторую вертикаль - структуры, осуществляющие управление мероприятиями по борьбе с терроризмом: ФОШ и ОШ в субъектах Российской Федерации.

Для обеспечения деятельности НАК и ФОШ на федеральном уровне в структуре ФСБ России создан аппарат Национального антитеррористического комитета; деятельность АТК и ОШ в субъектах Российской Федерации также обеспечивают специально созданные аппараты.

Следует отметить, что руководители и представители силовых ведомств и Минобороны, в частности, непосредственно участвуют в деятельности указанных структур. Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первый заместитель Министра обороны Российской Федерации входит в состав НАК, а Министр обороны Российской Федерации является членом ФОШ. В регионах же представитель Вооруженных Сил Российской Федерации входит в состав ОШ в субъекте Российской Федерации. Кроме того, представители Минобороны России прикомандировываются в состав аппарата НАК.

Справочно: Аппарат Национального антитеррористического комитета состоит из трех управлений («Б», «П», «И») и административного отдела - общей численностью 217 единиц.

На Управление «Б» возложены функции межведомственной координации деятельности по борьбе с терроризмом, в том числе организационно-техническое обеспечение деятельности Федерального оперативного штаба, ситуационное реагирование на террористические угрозы, организация и контроль деятельности оперативных штабов в субъектах Российской Федерации.

Управление «П» призвано обеспечить координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере профилактики терроризма, правовое и организационно-техническое обеспечение деятельности НАК, организацию и контроль деятельности антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, участие в международном сотрудничестве в сфере противодействия терроризму.

К функциям третьего управления - управления «И» отнесены организация и осуществление аналитической деятельности в сфере противодействия терроризму, организация информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти по вопросам, относящимся к компетенции НАК, а также обеспечение управления реализацией федеральных программ в сфере противодействия терроризму.

Аппаратом НАК налажена постоянная двусторонняя связь между федеральными и региональными структурами: с одной стороны, Комитетом и Штабом осуществляется непрерывное информационное и методическое обеспечение АТК и ОШ в субъектах Российской Федерации (рассылаются информационные бюллетени Комитета, Ежемесячная сводка основных мероприятий по противодействию терроризму в Российской Федерации, командируются для оказания методической помощи сотрудники аппарата НАК и т.д.), а, с другой стороны, обеспечивается постоянный контроль за деятельностью региональных антитеррористических структур.

К принципиально новым чертам созданной в 2006 году системы противодействия терроризму, позволяющим говорить о ее качественном превосходстве над существовавшей ранее, можно отнести следующие направления:

- создание двух вертикалей управления и координации (антитеррористических комиссий и оперативных штабов), что позволило разделить вопросы профилактики и борьбы с терроризмом;

- четкое разделение компетенции между руководителями АТК и ОШ в субъектах Российской Федерации

и руководителями федеральных органов исполнительной власти;

- создание постоянно действующих аппаратов АТК и ОШ, что позволило поставить работу по противодействию терроризму на системную основу;

- возложение персональной ответственности на соответствующих руководителей (в сфере противодействия терроризму - на глав субъектов Российской Федерации, в сфере борьбы с терроризмом - на руководителей территориальных органов безопасности);

- наделение необходимой компетенцией Председателя Национального антитеррористического комитета;

- создание оперативных штабов на постоянной, а не временной, основе.

Важнейшими путями повышения эффективности борьбы с международным терроризмом на современном этапе являются:

- совершенствование и дальнейшее развитие механизмов межведомственной координации и взаимодействия;

- осуществление повседневной профилактической работы, направленной на минимизацию террористических проявлений;

- постоянное изучение и анализ российского и зарубежного опыта противодействия терроризму; выработка на его основе и внедрение в практику наиболее современных технологий антитеррористической защиты;

- подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в действующую нормативную правовую базу в целях оптимизации общегосударственной системы противодействия терроризму;

- развитие международного сотрудничества;

- обучение кадров, участвующих в противодействии терроризму, и т.д.

Важнейшим направлением деятельности НАК является нормализация обстановки на Северном Кавказе, что, в свою очередь, служит важнейшим условием снижения террористической активности в России в целом.

Говоря подробней о результатах и планах деятельности НАК, хотелось бы отметить следующее.

В истекшем году на 6 заседаниях Национального антитеррористического комитета и 7 заседаниях Федерального оперативного штаба приняты решения по наиболее актуальным вопросам, в числе которых: повышение эффективности взаимодействия и координации действий органов исполнительной власти Российской Федерации по выявлению и перекрытию каналов финансирования терроризма; меры по противодействию использования средств авиации общего назначения в террористических целях; состояние и меры по повышению эффективности противодействия идеологии терроризма; профилактика террористических угроз на каналах незаконной миграции.

Повышению эффективности борьбы с терроризмом способствовала значительная работа по совершенствованию нормативной правовой базы. Подготовлено и принято четыре федеральных закона, издано два Указа Президента Российской Федерации, шесть постановлений Правительства России.

Одной из принципиальных особенностей новой системы противодействия терроризму является впервые закрепленная в нормативных правовых актах возможность системного применения Вооруженных Сил Российской Федерации для пресечения различных угроз совершения террористических актов и проведения контртеррористических операций.

Справочно:

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О противодействии терроризму» Вооруженные Силы Российской Федерации могут быть применены для решения следующих задач:

1. Пресечение полетов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами;

2. Пресечение террористических актов во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации, на объектах морской производственной деятельности, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, а также обеспечение безопасности национального морского судоходства;

3. Участие в проведении контртеррористической операции в порядке, предусмотренном Федеральным законом;

4. Пресечение международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.

В развитие положений Федерального закона «О противодействии терроризму» принято Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июня 2007 г. № 352, которым утверждены три положения, регламентирующие порядок применения оружия и боевой техники Вооруженными Силами Российской Федерации для устранения угрозы террористического акта или его пресечения в воздушной среде, во внутренних водах, территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и подводной среде, а также при участии в проведении контртеррористической операции.

В соответствии с указанным Постановлением Министерством обороны разрабатывается порядок принятия решения о применении оружия и боевой техники.

Наиболее сложным элементом в этом вопросе является процесс необходимости определения в предельно сжатый временной отрезок степени достоверности информации о возможности использования воздушного судна для совершения террористического акта, а также о реальности наступления массовой гибели людей или экологической катастрофы. Безусловно, подобное решение связано с огромной ответственностью, поэтому основания для принятия решения о применении оружия и боевой техники должны быть подробно регламентированы и учитывать максимально возможное количество штатных вариантов развития событий. Это особенно актуально для пресечения террористических актов в воздушной среде, когда решение должно быть принято, как уже говорилось, в режиме жесточайшего лимита времени.

В данной связи представляется необходимым более активное вовлечение в решение этой и других задач, связанных с разработкой соответствующих нормативных документов, разъяснений и методических рекомендаций ученых и экспертов каждого ведомства с тем, чтобы максимально объективно и всесторонне проработать эти непростые и деликатные вопросы. Также должно быть предусмотрено участие академических и образовательных учреждений Минобороны России и других взаимодействующих силовых ведомств в обучении командного состава способам реализации вновь разработанных приказов и распоряжений, регламентирующих эту сферу деятельности.

Хотел бы довести до вашего сведения, что межведомственными рабочими группами, созданными при аппарате Национального антитеррористического комитета, в 2007 году разработаны основополагающие правовые акты в сфере организации борьбы с терроризмом.

Прежде всего - это Инструкция о порядке привлечения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к участию в проведении контртеррористических операций и минимизации последствий террористических актов.

Данный документ уже вступил в силу и выполняется. В соответствии с Федеральным Законом «О противодействии терроризму» Инструкция утверждена приказом ФСБ России, согласованным с заинтересованными министерствами и ведомствами (Минобороны, МВД, Минюст, МИД, МЧС России).

Согласно положениям Инструкции расчет сил и средств для участия в КТО осуществляется на двух уровнях: региональном и федеральном.

Региональный уровень составляют силы и средства, дислоцированные на территории конкретного субъекта Российской Федерации. Их расчет готовится аппаратами оперативных штабов в соответствующих субъектах Российской Федерации, утверждается этими оперативными штабами, после чего отдается нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, выделившим силы и средства для участия в КТО. В этот расчет могут также включаться силы и средства, дислоцированные в соседних субъектах Российской Федерации. Однако для этого требуется дополнительное согласование с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, под управлением которого такие подразделения или части находятся.

Федеральный уровень сил и средств составляет оперативный резерв Федерального оперативного штаба. Порядок формирования такого резерва аналогичен региональному уровню, с той лишь разницей, что вся предварительная работа осуществляется аппаратом Национального антитеррористического комитета.

В настоящее время все необходимые расчеты сделаны. В аппарате НАК представленные оперативными штабами сведения обобщены по ведомствам и регионам и направлены в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти. Актуальной остается задача скорейшего их утверждения приказами соответствующих министерств и направление на места указаний для руководства в практической деятельности.

Еще одним основополагающим документом является Инструкция о порядке организации и проведения контртеррористических операций.

При разработке Инструкции учтен наработанный опыт проведения контртеррористических операций и антитеррористических учений. Основной упор сделан на заблаговременном планировании совместных действий при возникновении различного рода террористических проявлений и угроз и упреждающей подготовке выделенных сил и средств. Такой подход позволил повысить степень организованности и оперативности реагирования на угрозы совершения террористических актов, сократить сроки развертывания органов управления и привлекаемых сил и средств при проведении КТО.

Межведомственный приказ об утверждении Инструкции уже подписан руководителями ФСБ, МВД, Минобороны, ФСО и ФСИН России. Осталось подписать его в МЧС России и зарегистрировать в Минюсте, после чего Инструкция также вступит в законную силу.

Наряду с решением сугубо организационных и правовых вопросов, большое внимание в деятельности Комитета уделяется отработке практических действий по предупреждению и пресечению террористических актов. Только в 2007 году под эгидой НАК проведено свыше 300 антитеррористических учений (в том числе 4 международных) во всех регионах страны, на различных объектах инфраструктуры. В ходе учений отработаны практические навыки управления контртеррористическими операциями, организации взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, слаживания действий сил и средств.

Для упорядочения данной сферы с учетом полученного опыта разработан и уже находится в завершающей стадии процесса подписания межведомственный приказ об утверждении наставления по организации и проведению антитеррористических учений.

Должен заметить, что с принятием перечисленных инструкций предстоит еще выполнить значительный объем работ по приведению в соответствие с требованиями вышеперечисленных приказов ведомственной нормативной правовой базы, а также всех частных планов проведения контртеррористических операций на отдельных категориях объектов. В рамках каждого ведомства необходимо провести серьезную работу по анализу действующих нормативных правовых актов на предмет их соответствия федеральному законодательству и указанным межведомственным актам, принятым в последние 2 года, что станет основой для отмены устаревших актов и принятия новых, детализирующих общий порядок применительно к конкретным ведомствам. Безусловно, такая работа должна быть проведена во всех силовых структурах, в том числе и в Министерстве обороны.

Более того, нам необходимо изжить в ряде случаев бытующую среди отдельных руководителей подразделений из состава привлекаемых сил и средств точку зрения о том, что борьба с терроризмом не входит в перечень их основных служебных обязанностей, а является некой дополнительной или, иными словами, факультативной нагрузкой. На наш взгляд, этого можно достичь при условии, что мероприятия по практической реализации вышеуказанных инструкций и Наставления будут установленным порядком включены в планы боевой, оперативно-боевой и специальной подготовки частей и подразделений всех уровней с резервированием необходимых финансовых и материально-технических ресурсов. Кроме того, в число ведомственных критериев оценки состояния боевой готовности или специальной подготовки указанных подразделений необходимо включить показатели качества решения антитеррористических задач, вытекающих из требований упомянутых нормативных правовых актов.

Безусловно, с учетом того, что указанный порядок межведомственного взаимодействия и закрепляющие его нормативные правовые акты принимаются впервые, можно полагать, что со временем неизбежно выявятся какие-либо недочеты. Поэтому, как нам представляется, огромную роль в процессе становления и развития этой системы могут сыграть ученые и ведомственные эксперты, которые могли бы своевременно и системно анализировать результаты изменений в данной сфере, выявлять положительные и отрицательные стороны и предлагать пути решения назревших проблем.

Хотелось бы упомянуть об еще одной значимой разработке Национального антитеррористического комитета - Концепции общегосударственной системы реагирования на террористические угрозы.

В соответствии с данной Концепцией предполагается создание пятиуровневой системы, характеризующей степень террористической угрозы: 1. повседневный («зеленый»); 2. повышенный («синий»); 3. высокий («желтый»); 4. особый («оранжевый»); 5. чрезвычайный («красный»). Каждому из этих уровней соответствует свой правовой режим, регламентирующий порядок действий органов государственной власти, других заинтересованных ведомств, негосударственных и общественных структур по реализации соответствующих прав и обязанностей в зависимости от характера и значимости угроз.

По сути, Концепция общегосударственной системы реагирования на террористические угрозы является платформой для решения стоящих перед каждым ведомством задач в зависимости от складывающейся обстановки, позволяя при этом пользоваться результатами работы всей общегосударственной системы противодействия терроризму, а также механизмами гражданского общества.

Концепция одобрена на заседании НАК. В настоящее время межведомственной рабочей группой подготовлены и проходят согласование предложения по внесению необходимых изменений в законодательство и проекты нормативных правовых актов. Актуальной задачей является не только официальное принятие этих документов, но и дальнейшая разработка ведомственных инструкций, регламентирующих порядок действий конкретных подразделений при объявлении соответствующих уровней угроз.

С учетом того, что современная оперативная обстановка по линии противодействия терроризму зачастую требует проведения силовых операций, представляется значимым принятие на VIII заседании ФОШ решения о введении в действие единого сигнала оповещения «Эдельвейс», предназначенного для развертывания Федерального оперативного штаба при возникновении террористической угрозы.

На сегодняшний день все министерства и ведомства, руководители которых входят в Федеральный оперативный штаб, уже разработали соответствующие алгоритмы приведения своих сил и средств по сигналу «Эдельвейс» в готовность к боевому применению. Указанные алгоритмы утверждены на ведомственных коллегиях и совещаниях. Вместе с тем, существующие нормы, как и все закрепленные в настоящее время положения, не являются раз и навсегда установленной догмой, и с учетом постоянного развития террористической угрозы могут дорабатываться при участии как практических работников, так и ученого сообщества.

Говоря об информационно-аналитической составляющей противодействия терроризму, следует сказать, в ближайшей перспективе все заинтересованные министерства и ведомства смогут использовать ресурсы Единого банка данных по проблемам борьбы с терроризмом (ЕБД) и Международного банка данных по противодействию терроризму (МБД).

ЕБД был разработан по прямому поручению Президента Российской Федерации в целях совершенствования информационного обмена между заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и повышения его оперативности. Он является межведомственной информационной системой по проблемам борьбы с терроризмом. Единый банк данных будет включать в себя информационные системы субъектов, непосредственно осуществляющих борьбу с терроризмом, и субъектов, участвующих в выявлении, предупреждении и пресечении террористической деятельности в пределах своей компетенции. ЕБД представляет собой сложную многоуровневую структуру, объединяющую центральный банк данных по проблемам борьбы с терроризмом (ЦБД) и территориально-распределенные информационные ресурсы (ИР) федеральных органов исполнительной власти - Участников Единого банка данных. В настоящее время к созданию ЕБД подключены ФСБ России, МИД России, МВД России в лице Главного Информационно-Аналитического Центра (ГИАЦ), Федеральная служба по Финансовому Мониторингу. Предполагается, что к ЕБД будут подключены, кроме вышеперечисленных, еще 11 Участников, в том числе - Министерство Обороны.

Если ЕБД предназначен главным образом для межведомственного информационного обмена, то основной целью создания МБД является формирование единой межгосударственной информационной системы обеспечения антитеррористической деятельности.

МБД был создан при активном участии аппарата НАК и представлен на VI Совещании руководителей спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов иностранных государств - партнеров ФСБ России в сентябре прошлого года в городе Хабаровске.

Основой Международного банка данных является структурированный информационный массив, в который правоохранительные органы и спецслужбы каждого из заинтересованных государств смогут предоставлять имеющуюся информацию по вопросам противодействия терроризму и, соответственно, использовать сведения, получаемые от партнеров, в интересах проведения оперативно-розыскных, профилактических и организационных мероприятий.

Справочно: Международный банк данных по противодействию терроризму наполняется информацией, предоставляемой специальными службами, органами безопасности и правоохранительными органами на добровольной основе, а также материалами из открытых источников. ФСБ России взяло на себя функцию разработки МБД, включая решение информационно-аналитических и лингвистических задач, а также обеспечение функционирования банка данных.

В целом использование МБД позволит значительно сократить время получения интересующей информации в отношении лиц и организаций, подозреваемых в причастности к международной террористической деятельности, с большей эффективностью осуществлять мониторинг развития оперативной обстановки по линии противодействия терроризму, проводить работу по выявлению законспирированных схем и каналов финансирования международных террористических структур.

В настоящее время завершается тестирование МБД, при этом запуск открытого сегмента в работу планируется реализовать в текущем году.

Введение указанных систем информационного обмена потребует формирования ведомственных абонентских пунктов (в т.ч. в Минобороны, МВД и т.д.) и наполнения их актуальными аналитическими материалами от всех ведомств.

Отдельно хотелось бы остановиться на обеспечении материально-технической составляющей межведомственного сотрудничества в сфере противодействия терроризму. 1 декабря 2007 г. распоряжением Правительства - Российской Федерации № 1727-рс утверждена концепция федеральной целевой программы (ФЦП) «Антитеррор (2009-2012 годы)». Программа разрабатывается в соответствии с поручением Президента Российской Федерации и решением Национального антитеррористического комитета и по существу является одним из звеньев, которые завершают формирование общегосударственной системы противодействия терроризму.

В реализации Программы предусматривается участие 10 федеральных органов исполнительной власти: Минобороны, МВД, МЧС, Минпромэнерго, Минтранса, Минюста, СВР, ФСО, ФСБ России и Росфинмониторинга.

Запланирована реализация около 30 мероприятий, направленных на решение всего комплекса задач, определенных Федеральным законом «О противодействии терроризму».

Справочно: Проект ФЦП содержит комплекс мероприятий, которые позволят:

- восстановить единую систему подготовки сотрудников различных ведомств, специализирующихся на борьбе с терроризмом:

-развить специальные современные комплексы и системы по получению упреждающей информации о действиях террористических группировок;

-разработать новое оборудование и вооружение по пресечению террористических проявлений;

-значительно повысить антитеррористическую защищенность критически важных объектов;

-а также решить иные не менее важные задачи.

Принципиально важно, что впервые в отечественной практике предусмотрен комплекс мероприятий в области предупреждения (профилактики) терроризма, в том числе по развенчанию идеологии терроризма.

Безусловно, борьба с международным терроризмом является задачей, которая немыслима без объединения усилий различных государств. В рамках международного сотрудничества в сфере противодействия терроризму установлены контакты в формате деятельности международных организаций и структур - ООН, «Группы восьми», ОБСЕ, Совета Европы, ОДКБ, СНГ, ШОС, АТЭС, Регионального форума по безопасности АСЕАН (АРФ), в рамках взаимоотношений России с авторитетными международными организациями - Евросоюзом, НАТО, АСЕАН, ОАГ, а также в формате двусторонних отношений по линии международной антитеррористической коалиции.

По нашему мнению, в 2008 году приоритетной должна оставаться задача максимальной адаптации международного антитеррористического взаимодействия к требованиям времени. Прежде всего мы намерены и далее предпринимать усилия, направленные на подтверждение центральной, координирующей роли ООН в деле борьбы с терроризмом, неукоснительное и добросовестное соблюдение всеми странами принятых в этой сфере резолюций Совета Безопасности ООН, эффективную реализацию Глобальной контртеррористической стратегии. Наиболее актуальными задачами, на наш взгляд, являются: выработка конкретных мер по пресечению распространения террористической пропаганды и идеологии и использования террористами в своих преступных целях возможностей Интернета, расширение содействия жертвам терроризма, подключение к антитеррористической деятельности потенциала гражданского общества и бизнеса (естественно, при четком понимании различных функций государственных и негосударственных структур в вопросах обеспечения безопасности).

Приходится констатировать, что несмотря на значительный прогресс в области международного сотрудничества на антитеррористическом треке, до настоящего времени международным сообществом не выработано единых стандартов в области антитеррора. Более того, постоянно продолжается процесс обсуждения новых идей и предложений в данной сфере, которые выносятся на повестку дня различных международных форумов и иных форматов межгосударственного сотрудничества. Представляется, что важнейшую роль в данном процессе должны играть не только каждое министерство и ведомство по линии своего международного сотрудничества, но и все научное и экспертное сообщество, вырабатывающее новейшие формы и методы антитеррора, перспективные направления деятельности государства в данной сфере с безусловным обеспечением интересов Российской Федерации на международной арене.

В заключении хотел бы сказать, что международный терроризм уже давно стал фактором, влияющим на деятельность каждого из министерств и ведомств России. Объединение общих усилий под эгидой Национального антитеррористического комитета помогает наиболее эффективно противодействовать терроризму и поддерживать действенную систему защиты личности, общества и государства в Российской Федерации.

Именно консолидация усилий различных министерств и ведомств, а также гражданского общества является залогом победы в войне, которую, по справедливому замечанию Президента Российской Федерации В.В. Путина, международный терроризм объявил России.

ПРИМЕЧАНИЕ

1. Цифра отражает количество возбужденных уголовных дел по статьям УК РФ 205 «Терроризм» и 277 «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (террористический акт)» на момент их возбуждения без учета последующих переквалификаций. Окончательные итоги данной статистики будут подведены Следственным комитетом при Генеральной прокуратуре Российской Федерации в январе-феврале 2008 года.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации