ТЫЛ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ КРАСНОЙ АРМИИ В КУРСКОЙ БИТВЕ

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

№ 4(21)/2007

С. С. ГАБДУЛИН,

кандидат военных наук,

профессор, профессор АВН;

Ж.И.ПОПОВ,

кандидат военных наук, доцент

ТЫЛ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ КРАСНОЙ АРМИИ В КУРСКОЙ БИТВЕ 

В конце марта 1943 г. после ожесточенных сражений на советско-германском фронте наступило относительное затишье, обе стороны готовились к новым операциям.

Немецкое командование, используя выдвинутый на запад Курский выступ, рассчитывало окружить и разгромить войска Центрального и Воронежских фронтов, эта операция получила кодовое название «Цитадель».

В районе Курского выступа немцы сосредоточили большие силы групп армий «Центр» и «Юг». Особенно большие надежды фашистское командование возлагало на массированное и внезапное применение новой боевой техники.

К началу наступления авиационная группировка немцев под Курском включала 17 авиаэскадр в количестве 1850 самолетов. Кроме того, предусматривалось привлечение более 200 бомбардировщиков с тыловых аэродромов. Таким образом, из 2980 самолетов, которыми располагали вермахт и его союзники на этот период, более 2000 самолетов (67% от общей численности самолетов на советско-германском фронте) планировалось для использования под Курском. Почти 1000 самолетов 6 ВФ базировались на аэродромах Орловского выступа и более 1000 самолетов 4 ВФ - на аэродромах в районах Харькова и Полтавы. Авиационные части были пополнены модернизированными бомбардировщиками «Хейнкель-111», новыми истребителями «Фокке-Вульф-190А» и штурмовиками «Хейнкель-129».

Советское Верховное Главнокомандование, своевременно и точно раскрыв замыслы немцев, решило упорной и активной обороной измотать и обескровить врага, а затем решительным контрнаступлением разгромить его.

По характеру боевых действий Курская битва делится на два периода. В оборонительный период советские войска провели две операции.

Группировка советской авиации к началу операции состояла из 16 ВА Центрального фронта, 2 ВА Воронежского фронта, 17 ВА Юго-Западного фронта, части сил АДД и 9 иак ПВО. Всего группировка насчитывала более 3000 самолетов. Кроме того, в резерве находилась 5 ВА Степного ВО (с 9 июля - Степного фронта), которая насчитывала более 500 самолетов.

В подготовительный период тылы ВА проделали большую работу. Была подготовлена аэродромная сеть и созданы запасы материальных средств, которые удовлетворяли потребности ВА на оборонительную операцию и на первый этап контрнаступательной операции. За несколько суток до начала операции на аэродромы базирования штурмовой авиации были завезены новые высокоэффективные ПТАБ, которые сыграли большое значение в борьбе с танками противника. Были разработаны планы устройства тылов ВА в операции с учетом аэродромного маневра как на случай отхода наших войск в обороне, так и для участия в контрнаступательной операции.

Учитывая большие масштабы работ при строительстве аэродромов, для этих целей широко привлекалось местное население. Так, колхозники Прохоровского, Суджанского и Ракитянского районов за 10 дней построили 8 аэродромов. За три месяца инженерно-аэродромные батальоны 2 и 16 В А при активной помощи местного населения построили и восстановили 154 аэродрома. На механическом заводе Курска были отремонтированы десятки пулеметных установок для 2 и 16 ВА.

На орловско-курском направлении действовала 16 ВА. Тыл 16 ВА (начальник тыла - генерал-майор авиации Кириллов А.С.) в составе пяти РАБ, бао - 30, оиаб - 4, оавтб - 6, других частей и учреждений обеспечивал три авиационных корпуса, шесть отдельных авиационных дивизий, два отдельных авиационных полка (всего 42 авиационных полка), насчитывающих 1366 самолетов, их них 179 неисправных.

В мае-июне отдел аэродромного строительства ВА решал задачу расширения аэродромной сети. Изыскания проводились, в основном, с самолетов на основании предварительного изучения местности по крупномасштабным картам. Строительство аэродромов проводилось силами иаб, на которые возлагалась задача подготовки ВПП размером 1200 х 300 м, рулежных дорожек, мест стоянок самолетов и минимума аэродромных сооружений (КП и 1-2 землянки). Рота иаб с привлечением 200-300 человек местного населения производила подготовку аэродрома за 3-4 суток. Дооборудование аэродромов производилось силами аэродромно-технических рот бао. В среднем на каждом аэродроме было построено: 2-3 КП, 5-6 жилых землянок, 3-4 технических землянок, 1-2 столовые, 20-40 укрытий для самолетов, 10-15 укрытий для автомашин, 20-30 щелей для личного состава. Всего в подготовительный период было изыскано 82 участка, обследовано 37 ранее существовавших аэродрома, построено 66 новых аэродромов, восстановлено 37 аэродромов и 7 ВПП.

 Учитывая, что в ходе операции оперативная обстановка могла резко меняться и возникала необходимость обеспечения базирования авиации как при продвижении вперед, так и при отходе, были назначены тыловые аэродромы. Для успешного тылового обеспечения авиации на этих аэродромах 13 мая 1943 г. был отдан приказ по тылу ВА, в котором начальникам РАБ предписывалось организовать проведение работ по тщательному обследованию назначенных тыловых аэродромов. Батальоны аэродромного обслуживания должны были осуществлять тыловое обеспечение авиационных полков через 6 ч после перемещения на эти аэродромы. Для своевременной подготовки тыловых аэродромов разрешалось перевезти на них заранее неходовое имущество и выделить небольшие команды, на которые возлагались задачи контроля за состоянием летного поля, охраны аэродрома, установления связи с местными органами власти и организация проведения ремонтных работ на аэродромах, при необходимости. Были установлены сроки готовности к перемещению тыловых частей после получения сигнала на перемещение: они составляли для комендатур бао - 1,5 ч и для бао - 3 ч. При продвижении наших войск вперед бао должны были выделять комендатуры, способные обеспечивать боевые действия авиационного полка, в ее составе обязательно должны быть саперы и работники медицинской службы.

К началу операции ВА имела 128 аэродромов, из которых авиацией была занята третья часть, и 9 площадок для По-2. Искусственные покрытия имелись на 8 аэродромах. Аэродромы ИА, ША и НБА находились на удалении 25-35 км от линии фронта, а аэродромы БА - на удалении 60-70 км. Кроме действующих аэродромов было подготовлено 50 ложных аэродромов, на которых были установлены 240 макетов самолетов. В период подготовки к операции ложные аэродромы 61 раз подвергались налетам авиации противника.

Для обеспечения аэродромного маневра авиации в ходе операции в резерв были выделены пять бао за счет перегрузки других бао. Так, 681 бао обеспечивал на аэродромах Щигры-1 и Щигры-2 три штурмовых авиационных полка.

 Другой важной задачей, которую решал тыл ВА, являлось создание необходимых запасов материальных средств и обеспечение ими авиации в ходе операции. К началу операции была поставлена задача создания запасов горючего в размере 20 заправок, что составляло более 6 тыс. т. Фронтовые склады ГСМ не имели достаточного количества емкостей для авиационного горючего. Для приема и размещения такого количества горючего было найдено на месте, отремонтировано и установлено емкостей на 4,5 тыс.т. В период с 1 мая по 5 июля 1943 г. тыл ВА принял и развез по аэродромам и складам большое количество материальных средств (табл. 1).

ТЫЛ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ КРАСНОЙ АРМИИ В КУРСКОЙ БИТВЕ

В течение суток тыл ВА принимал по 800-1000 т горючего и 1000-1200 т боеприпасов. Для подвоза этих запасов с выгрузочных станций на склады и со складов на аэродромы требовалось совершить до 20 тыс. машино-рейсов ЗИС-5 и бензоцистерн (БЦ) на расстояние 25-50 км. Прием грузов, их перевозка и складирование осуществлялись в темное время суток, в условиях активного воздействия авиации противника по железнодорожным путям и автомобильным дорогам, особенно на участках Елец-Касторное, Касторное-Щигры-Курск. Благодаря принятым мерам потери материальных средств в этот период от ударов авиации противника составили всего 18 тонн бензина Б-70.

К началу операции были созданы 12-15 суточные запасы авиагорючего и боеприпасов на боевую работу авиации с максимальным боевым напряжением. Запасы материальных средств были эшелонированы по зонам и районам: в районе Курска были сосредоточены запасы на 10 суток для ША и ИА и на 5 суток для БА; в районе Щигры-Ливны - на 12 суток для ША и ИА и 6-7 суток для БА; в районе Елец-Задонск - на 10 суток для БА. На аэродромах были созданы запасы для ША и ИА на 4-5 суток и для БА - на 5-6 суток. Остальные запасы были сосредоточены в ГАС РАБ, складах В А и складах фронта. Запасы авиационного горючего составляли около 7 тыс. т, их них около 5 тыс. т было сосредоточено в районах базирования авиации и 2 тыс. т - в Тамбове.

С целью своевременного подвоза горючего и боеприпасов на склады РАБ в 198 оавтб ВА были сформированы три автоколонны по 15 «Студебеккеров», одна автоколонна в составе 10 ГАЗ-АА и две автоколонны по 15 БЦ. Грузоподъемность бортового автотранспорта составляла 100 т, а наливного - 60 т.

С началом операции отмечался интенсивный рас-ход материальных средств, за первые пять дней опе-рации только 16 ВА израсходовала 2178 т горючего.

За период с 7 по 12 июля тыл 16 ВА обеспечил 7619 самолето-вылетов, на что израсходовано 2600 т авиагорючего; 2 тыс. т фугасных и осколочных авиа-бомб; 23315 шт. ПТАБ-2,5-1,5; более 4 тыс. ампул с зажигательной смесью; около 4 тыс. шт. РС-82; 200 тыс. шт. авиационных снарядов и более 368 тыс. шт. патронов.

Аналогичные подготовительные работы значи-тельного объема выполнялись и в других воздуш-ных армиях, привлекаемых к участию в операции.

На белгородско-курском направлении в оборони-тельной операции принимали участие 2, 17 и 5 ВА

Тыл 2 ВА (начальник тыла - генерал-майор авиации Рябцев В.И.) в составе четырех РАБ, бао - 27, иаб - 5, автб - 5, других частей и учрежде-ний обеспечивал четыре авиационных корпуса, две отдельные авиационные дивизии, два отдельных авиационных полка и две отдельных эскадрильи (всего 39 авиационных полков), насчитывающих 1213 самолетов.

Силами тыла ВА с привлечением местного населения за июнь были построены: 31 аэродром, 744 укрытия для самолетов, 381 укрытие для спец-машин, 42 КП и другие объекты. За период с 1 мая по 15 июня 1943 г. было оборудовано 50 ложных аэродромов. В июле на аэродромы ВА было совер-шено 35 налетов, из них 28 налетов - на ложные аэродромы.

К началу операции соединения и части ВА базировались на 48 аэродромах.

Особую трудность при создании запасов матери-альных средств вызвало размещение запасов горю-чего из-за ограниченного количества емкостей. Для приема и размещения запасов горючего началь-ник тыла ВА потребовал от начальников РАБ под-готовить: к 5 июня емкостей на 5250 т, в т.ч. под авиабензины - на 4100 т, и дополнительно, к этому же сроку, - емкостей на 3300 т, в т.ч. под авиабензи-ны на 2300 т. Эта задача была успешно решена.

За период оборонительной операции тыл 2 ВА обеспечил 12716 самолето-вылетов, на что израс-ходовано 3639 т горючего; около 1 тыс. т авиабомб; более 69 тыс. шт ПТАБ-2,5-1,5; 7448 шт. РС-82; более 500 тыс. шт. авиационных снарядов и более 1 млн шт. патронов.

Тыл 17 ВА (начальник тыла - генерал-майор авиации Ступин П. М.) в составе четырех РАБ, бао - 26, иаб - 4, автб - 5, других частей и учреждений обеспечивал три авиационных корпуса, две отде-льные авиационные дивизии, два отдельных ави-ационных полка (всего 28 авиационных полков), насчитывающих 735 боевых самолетов.

За период оборонительной операции тыл 17 ВА обеспечил 4082 самолето-вылета, на что израсхо-довано 1168 т горючего и 634 т авиабомб.

На заключительном этапе оборонительной опе-рации активное участие принимала и 5 ВА. Тыл 5 ВА (начальник тыла - полковник Аксенов) в составе четырех РАБ, бао - 24, иаб - 3, автб - 4, других частей и учреждений обеспечивал четыре авиационных корпуса, одну отдельную авиацион-ную дивизию и один отдельный авиационный полк (всего 23 авиационных полка), насчитывающих 539 боевых самолетов.

Тыл ВА находился в трудном положении, он прибыл к новому месту дислокации без запасов горючего, боеприпасов и АТИ и имел значительный некомплект в грузовых и специальных автомоби-лях. Тыл ВА не имел к началу операции фронтового склада АТИ и содержал это имущество в ГАС РАБ, а 40 РАБ не имел и ГАС. 38 РАБ прибыл не в пол-ном составе, управление РАБ и четыре бао нахо-дились еще в Краснодаре. Четыре бао, прибывшие из САВО, не имели запасов материальных средств, были плохо укомплектованы автотранспортом, а большинство машин нуждалось в ремонте.

Планом устройства тыла ВА предусматривалось к 25 мая для приема горючего иметь следующее количество емкостей: на каждом действующем аэродроме - на 10 заправок базирующихся авиа-ционных частей; на центральных аэродромах - на 400 т; в каждом РАБ - на 500 т авиационного бен-зина и 100 т автомобильного горючего; в тыле ВА -на 1100 т.

На операцию были определены нормы содержания запасов материальных средств: на действующих аэро-дромах - 6 боекомплектов боеприпасов и 6 заправок горючего на обеспечиваемый авиационный полк; в ГАС РАБ - 8 боекомплектов боеприпасов на обеспечивае-мые авиачасти, в складах ВА - 16 боекомплектов бое-припасов на ВА, а горючее - по подаче. Комендатуры бао должны были иметь с собой 3 боекомплекта бое-припасов и 3 заправки горючего на авиационный полк, вооруженный самолетами Ла-5. ГАС РАБ должны были размещаться не ближе 60 км от линии фронта, а склады ВА - 100 и более км от линии фронта.

В результате принятых мер тыл ВА к середине июня имел значительные запасы материальных средств (табл. 2), которыми он мог обеспечить бое-вые действия ВА в течение 12-15 суток.

ТЫЛ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ КРАСНОЙ АРМИИ В КУРСКОЙ БИТВЕ

За период оборонительной операции тыл ВА построил 9 и восстановил 26 аэродромов.

За период операции тыл 5 ВА обеспечил 929 боевых самолето-вылетов, на что израсходовано 266 т горючего и 145 т боеприпасов.

Одновременно с оборонительными операциями готовились и контрнаступательные операции.

К 11 июля авиационная группировка против-ника на орловском направлении насчитывала, с учетом усиления, 1100 самолетов.

В соответствии с планом Ставки ВГК советское командование на этом направлении приступило к реализации плана операции «Кутузов».

Группировку советской авиации на орловском направлении составляли 1 ВА Западного фронта, 15 ВА Брянского фронта, 16 ВА Центрального фронта и соединения АДД.

Тылы 1 и 15 ВА проводили подготовку к операции в благоприятных условиях, ВА вели ограниченные боевые действия, а авиация противника не проявляла особой активности.

Тыл 1 ВА (начальник тыла - генерал-майор авиации Успенский В.Л.) в составе трех РАБ, бао - 26, иаб - 3, автб - 4, других частей и учреждений обеспечивал три авиационных корпуса, семь отдельных авиационных дивизий и один отдельный авиационный полк (всего 40 авиационных полков), насчитывающих 1322 самолета.

Аэродромная сеть ВА насчитывала к началу операции 56 аэродромов, объединенных в 12 аэродромных узлов. Перед началом наступательной операции авиационные соединения и части были перебазированы в район Калуга, Сухиничи, Козельск. Аэродромы базирования ИА были удалены от линии фронта на 30-40 км, ША - на 50-75 км, а БА - на 100-150 км.

Для обеспечения проведения операции 14 и 20 РАБ были усилены за счет бао 15 РАБ. Бао, находившиеся на узком участке левого крыла ЗФ, были перегружены, каждый бао обеспечивал на 2-3 аэродромах по 2-3 авиационных полка.

К началу операции тыл ВА создал следующие запасы материальных средств: 12-15 боекомплектов боеприпасов и 6-7 заправок горючего, из них на аэродромах находилось по 4-5 боекомплектов боеприпасов и 34 заправки горючего. Созданные запасы материальных средств обеспечивали боевые действия ВА на первом этапе операции.

За период с 12 по 28 августа тыл 1 ВА обеспечил 9860 самолето-вылетов, на что израсходовано 5550 т горючего и 1790 т авиационных бомб.

Тыл 15 ВА (начальник тыла - генерал-майор авиации Казаков П.Г) в составе четырех РАБ, бао - 24, иаб - 4, автб - 4, других частей и учреждений обеспечивал два авиационных корпуса, пять отдельных авиационных дивизий и один отдельный авиационный полк (всего 28 авиационных полков), насчитывающих 995 боевых самолетов.

 Кроме того, в оперативное подчинение тыла ВА был передан дополнительно один РАБ в составе пяти бао.

В период май-июнь тылом ВА было построено 13 аэродромов, в том числе на трех аэродромах - щебеночно-шлаковые ВПП, проведены работы по усовершенствованию действующих аэродромов. К началу операции аэродромная сеть ВА насчитывала 80 аэродромов, из них были заняты авиацией - 49. За время операции тыл ВА построил 20, восстановил и реконструировал 29 аэродромов, оборудовал 16 временных площадок для По-2.

К началу операции тыл ВА создал следующие запасы материальных средств: 14 заправок горючего и 20 боекомплектов боеприпасов. Однако, для 113 бад, вооруженной самолетами Ил-4, имелось только 6 заправок горючего.

За период с 12 июня по 18 августа тыл 15 ВА обеспечил 24154 самолето-вылета, на что израсходовано 6188 т горючего, 4224 т авиационных бомб, около 656 тыс. шт. авиационных снарядов и 1420 тыс. шт. авиационных патронов.

Тыл 16 ВА, используя полученный опыт обеспечения напряженных боевых действий авиации в оборонительной операции, приступил к обеспечению боевых действий ВА, имевшей на 1.8.43 г. 706 исправных боевых самолетов.

Тыл ВА получил на усиление четыре бао из тыла 5 ВА, пополнился личным составом и техникой. Бао были укомплектованы личным составом на 85-95%, автотранспортом и специальной техникой - на 60-70%.

Наличные запасы материальных средств обеспечивали ведение ВА боевых действий в течение 8-9 суток.

За период с 15 июля по 18 августа тыл 16 ВА обеспечил 22436 самолето-вылетов, на что израсходовано 6420 т горючего и 3485 т авиационных бомб.

Наступательная операция на белгородско-харьковском направлении была проведена в августе.

Авиационную группировку противника на этом направлении к началу августа составляли соединения и части 4 ВФ немцев и 2-го венгерского авиационного корпуса, насчитывающие 867 самолетов.

Группировку советской авиации составляли 2 ВА Воронежского фронта, 5 ВА Степного фронта и соединения АДД, группировка имела более 1900 самолетов.

 Перед наступательной операцией тылы ВА имели оперативную паузу (8-10 суток), что позволило им лучше подготовиться к новой операции. Была усилена аэродромная сеть, пополнены запасы материальных средств, проведено доукомплектование тыловых частей и учреждений личным составом и техникой, разработаны новые планы устройства тылов ВА и проведено построение их в соответствии с планами.

Запасы материальных средств, имевшиеся в тылах ВА к началу наступательной операции, обеспечивали ведение ВА боевых действий в течение 8-9 суток.

Для обеспечения маневра авиации в каждом РАБ были выведены в резерв один-два бао.

Произошли изменения в составе тылов ВА.

Из состава тыла 2 ВА в состав тыла 5 ВА убыл 33 РАБ, вместо него тылу 2 ВА оперативно был подчинен 68 раб из состава 5 ВА. Тыл 2 ВА обеспечивал соединения и части, имевшие 811 самолетов. Запасы материальных средств по некоторым видам снизились, так к началу наступательной операции имелось около 1,5 тыс. т авиационных бензинов.

За период с 3 по 23 августа тыл 2 ВА обеспечил 14418 самолето-вылетов, на что израсходовано 4126 т горючего и 2240 т авиационных бомб.

Тыл 5 ВА к началу операции имел шесть РАБ, однако непосредственное тыловое обеспечение авиационных соединений и частей осуществляли три РАБ, два РАБ были переданы в оперативное подчинение другим ВА, а 40 РАБ находился в глубоком тылу и непосредственного участия в операции не принимал. Тыл ВА обеспечивал авиационные соединения и части ВА, насчитывающие 904 самолета.

Аэродромная сеть ВА насчитывала к началу операции 59 аэродромов, из них на удалении до 25 км от линии фронта находились - 7, на удалении до 50 км - 10 и на удалении до 100 км - 17 аэродромов. За период операции тыл ВА построил и восстановил 17 аэродромов, 19 командных пунктов, 95 укрытий для самолетов и 107 других сооружений. В июле-августе были оборудованы 6 ложных аэродромов, на которых было установлено до 100 макетов самолетов и спецавтотранспорта, построено более 50 ложных укрытий, складов горючего и боеприпасов. Только в августе на ложные аэродромы было совершено 9 налетов и сброшено 759 авиационных бомб различного калибра.

За период операции тыл 5 ВА обеспечил 11559 самолето-вылетов, на что израсходовано 5027 т горючего и 2479 т авиационных бомб.

В целом тыл ВВС и тылы ВА успешно справились с поставленными задачами по обеспечению напряженных боевых действий авиационных объединений, соединений и частей как в оборонительных, так и в наступательных операциях и получили высокую оценку командования. Полученный опыт организации и осуществления тылового обеспечения авиации успешно использовался в дальнейших операциях. В организационном плане этот бесценный опыт подготовки и обеспечения боевых действий авиационных комплексов может быть применен и в настоящее время.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации