ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СООТНОШЕНИЯ ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

№ 4(21)/2007

Полковник в отставке В.Г. РАЧЕЕВ,

кандидат военных наук, профессор АВН

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СООТНОШЕНИЯ: ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

При рассмотрении проблемы обеспечения эко-логической безопасности военной деятельности (военной организации) Российской Федерации в условиях мирного времени или отсутствия какой-либо оперативно-стратегической напряженности для страны ее не следует представлять как сугубо самостоятельную проблему в отрыве от системы экологической безопасности в стране в целом.

Известно, что самые разнообразные по своему предназначению и задачам военные объекты, как правило, располагаются на территориях крупных административно-промышленных центров, много-численных городов и населенных пунктов, в кото-рых проживает основной контингент населения нашей страны. И все благоприятные и неблаго-приятные факторы окружающей природной среды (ОПС) в одинаковой степени воздействуют как на население этих регионов (районов), так и на личный состав и персонал дислоцирующихся там военных объектов.

В этой связи уместно и целесообразно еще отметить и то, что отдельные нередко встречающиеся неблаго-приятные экологические факторы на территориях регионов (районов), в том числе и в местах расположе-ния военных объектов, возникают в воздушном про-странстве, в водной среде, на поверхности почвы и т.д. за счет переноса на значительное расстояние опасных экотоксикантов воздушными и водными потоками, в редких случаях и животными. С факторами подобного рода при проведении контроля и оценки негативного воздействия военных объектов на ОПС нельзя не счи-таться. И вполне естественно, что все эти территории по вопросам оценки и поддержания на определенном уровне качественного состояния окружающей среды находятся под контролем природоохранных органов всех уровней государственной власти.

И роль военных экологов в обеспечении эколо-гической безопасности военных объектов, которые дислоцируются в вышеперечисленных местах, пред-ставляется как бы недостаточно самостоятельной.

Однако следует учитывать и то, что функционирование военных формирований сопряжено с экологически опасными видами деятельности. В Вооруженных Силах РФ на вооружении и снабжении имеется достаточно большой перечень потенциально опасных военных объектов и специальных веществ: ядерные энергетические установки, хранилища жидких и твердых радиоактивных отходов, хранилища отработавшего ядерного топлива, арсеналы по хранению различных видов боеприпасов, еще длительное время на территории России будут функционировать объекты по хранению и уничтожению бывших запасов химического оружия и многое другое.

Некоторой особенностью в оценке фактической экологической обстановки в местах расположения войск (сил) можно также считать отдельные параметры, характеризующие санитарно-техническое состояние территорий военных объектов, которые реально оцениваются по фактам каких-то разливов (проливов) горюче-смазочных и лакокрасочных материалов, специальных топлив и технических жидкостей, сбросов в окружающую природную среду некоторых количеств загрязненного воздуха и воды, выбросов в неустановленных местах отработавших свой срок или неисправных конструкционных деталей и узлов вооружения, военной и специальной техники.

Вместе с тем все перечисленные выше варианты антропогенного загрязнения окружающей среды необходимо рассматривать как результат ненадлежащего, недобросовестного, а порой даже как халатно-преступного отношения к выполнению своих функциональных обязанностей различными категориями военнослужащих и персонала военных объектов. И подобные факты загрязнения окружающей среды не следует возводить в ранг объективных, обоснованных, случайных явлений. Их фиксация и поиск научно-технологических, как правило, трудоемких методов ликвидации этих безобразных ситуаций, должны предопределять дисциплинарную, административную и даже уголовную ответственность соответствующих должностных лиц. Иначе проблему экологической безопасности военной деятельности не решить.

Таким образом, мероприятия, направленные только на поддержание на должном уровне санитарно-технического состояния территорий, занятых войсками (силами), производственными предприятиями Минобороны, составляют только незначительную часть мероприятий но обеспечению экологической безопасности военной деятельности.

И так называемый экологический мониторинг, формально проводимый в настоящее время на военных объектах простейшими средствами и методами, также не полностью отвечает требованиям, предъявляемым к мероприятиям по обеспечению экологической безопасности в полном объеме.

В процессе исследования основных задач и целевых установок, рассматриваемых в данной работе,

возникла необходимость и целесообразность использовать несколько иной подход при формулировании и определении состава и содержания понятий, определяющих суть и сущность обеспечения экологической безопасности военной деятельности.

Бесспорным фактом является то, что в Вооруженных Силах, как и в стране в целом, в соответствии с требованиями «Основ государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности в РФ на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», а также других аналогичных документов, все задачи, касающиеся, в том числе радиационной, ядерной и т.д. безопасности, наряду с химической и биологической, необходимо решать комплексно как наиболее приоритетные.

Вместе с тем тщательный анализ содержания всех названных выше проблем показывает, что все опасные факторы химического, биологического и других видов происхождения оказывают негативное (опасное) воздействие на человека, флору и фауну непосредственно через элементы окружающей среды (воздух, вода, почва, биота).

Следовательно, все угрозы национальной безопасности страны от опасных техногенных, природных ситуаций, в том числе военной жизнедеятельности, связанных с опасными загрязнениями окружающей среды, особенно от проявления акций химического и биологического терроризма, должны решаться в рамках одной общей задачи - обеспечения экологической безопасности (ОЭБ) страны и в том числе военной деятельности в РФ.

В этой связи очень важно и необходимо определиться, что мы понимаем под природоохранной деятельностью в Вооруженных Силах и обеспечением экологической безопасности военной деятельности.

Существующая в настоящее время субъективная трактовка этих терминологических различий влечет за собой, прежде всего, разную по существу оценку и понимание военными и гражданскими специалистами содержания и объема выполняемых целевых мероприятий.

Обеспечение экологической безопасности военной деятельности вбирает в себя значительно больший объем работ (мероприятий), необходимых сил и средств для выполнения этих задач, чем природоохранная деятельность.

Под обеспечением экологической безопасности военной деятельности принято считать подготовку и реализацию комплекса мер нормативного, организационно-технического, воспитательного и иного характера, проводимых на военных объектах для защиты личного состава, персонала, ВВСТ, максимального предотвращения негативного воздействия на окружающую природную среду, которая впоследствии может рассматриваться как вторичный источник опасного воздействия на состояние здоровья человека.

Обеспечение экологической безопасности военной деятельности включает в себя, прежде всего, обеспечение безопасной деятельности личного состава войск (сил) и других военных объектов (сохранение нормального состояния здоровья, необходимой боеспособности и работоспособности) в условиях негативного воздействия на организм человека опасных экотоксикантов различной природы, находящихся в разных элементах окружающей среды.

А природоохранная деятельность в Вооруженных Силах РФ включает в себя обеспечение безопасной деятельности войск (сил), военных объектов по отношению к окружающей среде для того, чтобы в условиях мирного времени исключить превышение допустимых экологических нагрузок на окружающую среду в районах их повседневной деятельности.

Таким образом, объектами обеспечения экологической безопасности военной деятельности являются: военнослужащие, гражданский персонал. ВВСТ, местное население, проживающее вблизи военных объектов, и окружающая среда. При этом вооружение, военная и специальная техника могут рассматриваться и как самостоятельные источники экологической опасности, т.е. ВВСТ являются объектами для учета и принятия необходимых мер по обеспечению безопасности для человека и ОПС.

В этой связи следует учитывать тот факт, что военные специалисты-экологи должны непременно участвовать в экспертной деятельности при разработке и создании новых образцов ВВСТ и готовить рекомендации для минимизации или исключения возможного ущерба для здоровья военнослужащих, гражданского населения и окружающей природной среды. В ранее выполненных нами работах предлагалось проблему ОЭБ военной деятельности рассматривать в системе: человек - окружающая среда - человек.

Частная составляющая из приведенного выше описания общей схемы взаимодействия в подсистеме «человек - окружающая среда» с достаточно большой степенью приближения направлена в основном на минимизацию нанесения ущерба ОПС и ее можно рассматривать по содержанию работ именно как природоохранную деятельность.

В то же время частную составляющую взаимосвязи «окружающая среда - человек» по тем же критериям можно рассматривать как основную и главную составляющую обеспечения экологической безопасности.

В этом контексте можно сделать некоторое обобщение, состоящее в том, что в настоящее время специалисты-экологи, в том числе и военные, основные свои задачи видят только в выполнении мероприятий в системе: «человек - ОПС».

Но такое положение нельзя признать обоснованным, поскольку основные закономерности соотношения обороноспособности и экологической безопасности страны определяются, прежде всего, исходя из всестороннего изучения результатов оценки общих зависимостей развития форм и методов осуществления современной военной деятельности (повседневная деятельность войск (сил) и других военных объектов, подготовка и ведение вооруженной борьбы в новых военно-политических условиях), совокупности многочисленных организационных, технических, структурных и других средств и способов, предназначенных для выполнения целей и задач, сформулированных руководством страны, военным ведомством, а также изложенных в Военной доктрине страны.

По результатам детального изучения вышеуказанного соотношения (обороноспособность и экологическая безопасность) можно утверждать, что оно пока недостаточно разработано. При этом современное военно-политическое положение РФ обусловливает необходимость осознания того, что опасность экологических угроз в определенных условиях может значительно снизить уровень безопасности войск (сил), если угрозы не будут четко сформулированы и не будут выполняться основные задачи по проведению мероприятий обеспечения экологической безопасности военной деятельности.

Одновременно следует отметить и некоторую особенность, состоящую в том, что соотношение «обороноспособность и экологическая безопасность» в настоящее время сохраняет тенденцию как бы независимого, самостоятельного существования этих двух военно-практических категорий. Хотя уже и в прошлом можно было подметить некоторые элементы взаимной зависимости обороноспособности и экологической безопасности.

В этой связи представляется целесообразным провести анализ соотношения двух категорий, в определенной мере влияющих на национальную безопасность страны: первая - это состояние ВС и их постоянная готовность к защите Отечества, и вторая - это экологическая безопасность страны и, в том числе, военной деятельности.

В аналогичной взаимосвязи (взаимодействии) состоят и вышеотмеченные очень важные государственные системы - военная деятельность и экологическая безопасность, которая по своей сути как бы отрицает необходимость самого существования первой системы, т.е. военной деятельности. Но тем не менее они сосуществуют и будут находиться в такой зависимости и в настоящее время, и в будущем.

В качестве примера можно продемонстрировать следующее. Исходя из ранее существовавших концепций о введении широкомасштабных разрушительных войн, когда противоборствующие силы (крупные группировки войск, силы флота) предусматривали применение, как правило, всех видов вооружений, в том числе, в исключительных случаях, как предполагалось, и ядерного оружия, ни о каком обеспечении экологической безопасности на театре военных действий в период ведения боя (операции) и речи быть не могло. Т.е. военная деятельность на какой-то период полностью исключала меры по обеспечению экологической безопасности.

В подобных условиях складывающейся военной ситуации главной задачей являлось сохранение суверенитета и территориальной целостности воюющих сторон. Так было в прошлом. Разрушались не только какие-то определенные элементы (компоненты) окружающей природной среды, но практически все, что создавалось людьми, а в период войны находилось в зоне боевых действий.

И только после завершения боевых действий производилась качественная оценка состояния ОС и предпринимались необходимые меры и усилия по ее восстановлению. Но уже в наш период времени обеспечение экологической безопасности страны стало приобретать приоритетное значение.

В настоящее время и в перспективе для ряда стран, в их числе и России, складываются новые военно-политические условия. В этих условиях проведение вооруженной борьбы приобретает скрытые, различные по масштабам террористические методы, направленные, прежде всего, на поражение человека и ОПС, а в последующем опять-таки опосредованно - на поражение человека. И поэтому в указанных выше условиях в центр внимания поставлена задача сохранения жизни и здоровья человека в оптимально возможном варианте. Это полностью относится и к военнослужащим.

И для того, чтобы человек (военнослужащий) был менее подвержен опасности воздействия многочисленных экотоксикантов, необходимо осуществлять целый ряд мер по экологическому обеспечению страны и ее Вооруженных Сил, т.е. военной деятельности.

Таким образом, обе отмеченные категории: и укрепление обороноспособности, и обеспечение экологической безопасности, несмотря на то, что они по существу являются в значительной мере разновекторными сущностями, тем не менее, они одновременно являются обязательными составляющими нормального суверенного функционирования страны.

Современные экологические проблемы при осуществлении военной деятельности требуют внимательного и тщательного осмысления и соответствующей оценки в плане определения и обоснования основных принципов их решения.

В частности, по нашему мнению, изначально целесообразно представлять в раздельном виде отдельные (частные) ситуации в комплексе мероприятий по обеспечению химической, биологической, радиационной, физической, геофизической безопасности войск (сил), т.е. должен быть дифференцированный подход к оценке возможных негативных последствий их действия на человека и окружающую среду. Подобное разделение будет способствовать наиболее объективной оценке и определению приоритетности избираемых (приемлемых) методов, сил и средств защиты от поражающих действий опасных экотоксикантов, а в конечном счете это будет способствовать осуществлению более эффективной организации проведения ликвидации биохимического и других видов террористической деятельности.

Вместе с тем, сами мероприятия по обеспечению экологической безопасности войск (сил) и ОС должны осуществляться комплексно, т.е. должен выбираться интегральный подход по защите и ликвидации последствий воздействия опасных экотоксикантов самой разнообразной природы. Использование интегрального подхода к проведению мероприятий по ОЭБ по недопущению поражения военнослужащих (персонала) способствует значительному снижению стоимостных параметров проводимых мероприятий. Те. должен соблюдаться принцип «эффективность - стоимость» всех выполняемых защитных от поражающих экотоксикантов задач. Вышеуказанный принцип в настоящее время при осуществлении военной деятельности пока еще недостаточно широко внедряется в практику.

Но обстоятельства, связанные с все более реальным и масштабным внедрением в практику новых форм и методов вооруженной борьбы в ближайшем будущем непременно потребуют нахождения путей выхода из создавшегося положения.

В настоящее время, по нашему мнению, можно уверенно констатировать, что динамично проходящий процесс укрепления обороноспособности страны пока еще слабо оказывает влияние на явную необходимость оперативного совершенствования и дальнейшего развития форм и способов реального обеспечения экологической безопасности военной деятельности. Нам представляется, что с принятием Федерального закона № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» вопрос совершенствования и развития форм и методов обеспечения экологической безопасности военной деятельности (что в общей зависимости может представляться как соотношение обороноспособности и экологической безопасности) не требует своего оперативного разрешения, в частности, должны быть разработаны организационно-структурные схемы в соответствии с требованиями ст. ст. 3,5,6,9, 15 этого закона. И в современных условиях применения Вооруженных Сил РФ вопросы обеспечения экологической безопасности страны, в том числе и войск (сил), должны выйти из категории только тылового обеспечения военной деятельности. Главной задачей военных экологов должна стать задача боевого обеспечения действий Вооруженных Сил в новых для Российской Федерации военно-политических условиях.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации