ОРГАНИЗАЦИЯ БОРЬБЫ С ВОЗДУШНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ В ГОСУДАРСТВАХ-ЧЛЕНАХ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

№ 1(18)/2007

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО

Г.А. КОРСУНОВ

ОРГАНИЗАЦИЯ БОРЬБЫ С ВОЗДУШНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ В ГОСУДАРСТВАХ-ЧЛЕНАХ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Возрастание опасности воздушного терроризма поставило на повестку дня организацию борьбы с возникшей угрозой. В различных странах, особенно в тех, которые периодически подвергаются террористическим атакам, стали приниматься меры, снижающие вероятность воздушного терроризма.

Речь идет, прежде всего, об усилении мер безопасности в аэропортах. В США, например, после 11 сентября 2001 года в самолетах введена вооруженная охрана. 28 тыс. сотрудников федерального ведомства по обеспечению безопасности аэропортов охраняют 420 коммерческих аэропортов. В кабинах пилотов установлены бронированные двери, а членам экипажей разрешено носить пистолеты. Пересмотрены инструкции, требующие от экипажей выполнения требований террористов ради спасения жизни пассажиров. Разрабатываются системы, которые позволят дистанционно осуществлять автоматическое приземление самолетов, терпящих бедствие1. На проверку авиапассажиров, их груза, оснащение самолетов и аэропортов системами безопасности и охранниками федеральное правительство выделяет ежегодно более 5 млрд долларов, еще 3 млрд долларов расходуют на эти цели владельцы авиакомпаний2. Основным изменением в организации борьбы с терроризмом в США после терактов 11 сентября стало учреждение должности Директора национальной разведки, на которого была возложена функция координации деятельности всех спецслужб, по чьему недосмотру, как считается, террористическая операция стала возможной.

В Великобритании прошла успешные испытания противоракетная система для пассажирских самолетов. Предполагается, что она должна постоянно просматривать земную поверхность в поисках энергетической вспышки, характерной для запуска ракеты типа «Стингер». В случае обнаружения такой вспышки система делает лазерный выстрел в ее сторону, что позволяет «ослепить» систему самонаведения ракеты и изменить ее траекторию. Стоимость установки на самолете такого оборудования достигает, по оценкам специалистов, около миллиона долларов3.

В России основные аэропорты страны оснащаются современными контрольно-пропускными системами, интегрированными системами безопасности и жизнеобеспечения объектов, системами видеонаблюдения, контроля и ограничения доступа, досмотровым оборудованием. В аэропорту Внуково, например, осуществляется стопроцентный досмотр ручной клади, багажа, грузов, а также бортпитания и почты каждого воздушного судна4. Такая авиакомпания, как «Башкирские авиалинии», выполняющая авиарейсы во многие страны мира, оснастила свои воздушные суда оборудованием, предназначенным для противодействия актам незаконного вмешательства. Ее экипажи постоянно проходят обучение действиям в чрезвычайных ситуациях, связанных с террористическими проявлениями5.

В июле 2006 года в международном аэропорту Шереметьево внедрена новейшая система по обнаружению любых скрытых на теле человека предметов за считанные секунды. Уникальность этой системы в том, что она способна за считанные секунды идентифицировать частицы металла, керамики, пластика, дерева и любого другого материала, спрятанные на теле человека. Это происходит за счет излучения, проникающего в тело человека на глубину до 2 мм, которое примерно в 10 000 раз слабее, чем мощность излучения сотового телефона6. В то же время обеспеченность средствами контроля доступа, обнаружения посторонних предметов и взрывчатых веществ на объектах транспорта в стране в целом составляет менее 18% 7.

С 1 января 2006 года в России вступил в силу запрет на полеты воздушных судов, не оборудованных автоматическими аварийными маяками.

В новом Законе РФ «О противодействии терроризму» предусматривается создание государственной системы противодействия терроризму - в частности, формирование организации (Национального антитеррористического комитета), которая обеспечивает предупреждение и пресечение терактов, регулирует участие Вооруженных Сил в противодействии терроризму и координирует действия органов исполнительной власти.

Основные полномочия по борьбе с терроризмом возлагаются на ФСБ, директор которой возглавляет оперативный штаб и координирует действия Вооруженных Сил, органов внутренних дел, юстиции и гражданской обороны.

Новый закон позволяет ФСБ России привлекать для борьбы с терроризмом Вооруженные Силы, которые, в частности, могут использоваться для «пресечения полетов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта, либо захваченных террористами» - вплоть до их полного уничтожения. В том числе по решению Президента РФ военные могут быть привлечены для нанесения ударов по базам террористов за рубежом8.

Вместе с тем, воздушный терроризм, кроме того, что принят на вооружение международным терроризмом, уже в силу специфики авиации по сравнению с любым другим оружием террористов, носит трансграничный характер. Поэтому даже самые эффективные меры, принимаемые внутри отдельно взятой страны, не гарантируют ее безопасности. Например, в США ежедневно прибывает 7 тыс. самолетов из-за рубежа1. Россия имеет обширную сеть воздушных трасс на своей территории, около 60 процентов которых являются международными (при общей длине маршрутов в 404 098 км, на международные приходится 266 051 км).

В 1998 году в аэропорту Ташкента несанкционированно сел перелетевший из Афганистана пассажирский самолет с талибами на борту9 и хорошо, что среди них не было террористов. Теракты в воздухе, готовившиеся в Великобритании в августе 2006 года, планировалось осуществить с использованием жидкого взрывчатого вещества, не обнаруживаемого никакими детекторами, а вскрыть их подготовку удалось благодаря взаимодействию британских и пакистанских спецслужб10.

В связи с этим обязательным условием борьбы с воздушным терроризмом является принятие системы мер на межгосударственном уровне. При этом они должны опираться на международную систему борьбы с терроризмом в целом, которая, в свою очередь, должна иметь как глобальную, так и региональные составляющие. Это позволит такой системе быть адекватной особенностям возникающей в том или ином регионе террористической угрозы, гибко реагировать на нее и в то же время опираться на возможности всего мирового сообщества.

Первыми элементами международной системы борьбы с терроризмом глобального уровня стали Контртеррористический комитет Совета безопасности ООН, который был создан после терактов в США в сентябре 2001 года, Управление ООН по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, Международный центр борьбы с финансированием терроризма. Более 180 государств мира являются участниками различных конвенций и соглашений, направленных против воздушного терроризма5. К сожалению, в их основе лежит только требование о том, чтобы государство, на территории которого задержан террорист, либо выдало его, либо привлекло к ответственности.

Создание эффективных международных военно-политических механизмов организации борьбы с воздушным терроризмом может быть реализовано, в первую очередь, в рамках Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которая объединила наиболее близкие по своим внешнеполитическим устремлениям государства СНГ и в определенном смысле может рассматриваться как его военная структура.

Высшим органом ОДКБ является совет коллективной безопасности (СКБ). Постоянно действующими рабочими органами являются секретариат и объединенный штаб ОДКБ. Высшим административным должностным лицом является Генеральный секретарь, который осуществляет руководство секретариатом.

Работа секретариата построена, исходя из основных направлений работы организации, которыми являются политическое сотрудничество, совершенствование военной компоненты и выработка совместных шагов по противодействию общим вызовам и угрозам. Для этого в его составе имеются три управления: управление политического сотрудничества, которое занимается, прежде всего, вопросами согласования внешнеполитических позиций, координацией в области международной деятельности государств-членов ОДКБ (в том числе выработкой соответствующих позиций, заявлений и т.д.); управление военного сотрудничества, которое участвует в развитии военной компоненты, в частности, занимается вопросами военно-технического сотрудничества, интеграционных систем - ПВО, связи, разведки и т.д.; управление по противодействию вызовам и угрозам. Задача последнего - вырабатывать предложения по совместным шагам государств-членов ОДКБ в борьбе с международным терроризмом, радикальным экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, оружия, миграцией, другими проявлениями трансграничной преступности. После утверждения Советом коллективной безопасности разработанных этим управлением предложений оно координирует работу по их практической реализации11. В своей работе управление тесно взаимодействует с антитеррористическим центром (АТЦ) СНГ, который был образован в июне 2000 года и играет заметную роль в антитеррористической деятельности на пространстве СНГ.

АТЦ является «постоянно действующим специализированным органом СНГ и предназначен для обеспечения координации и взаимодействия компетентных органов государств Содружества в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма»12. Его основная задача - аналитическая работа: накопление, обобщение, анализ информации о состоянии, динамике и тенденциях распространения международного терроризма и иных проявлениях экстремизма, предоставление практических рекомендаций государствам СНГ. Центр формирует банк данных о международных террористических организациях в странах СНГ, их лидерах, лицах или структурах, оказывающих им поддержку. Центр сотрудничает с государствами СНГ в проведении оперативно-розыскных мероприятий, операций по борьбе с терроризмом, организует обучение и подготовку специалистов антитеррористических подразделений11.

Следует обратить внимание на тот факт, что сегодня в АТЦ представлены практически все силовые структуры, которые призваны бороться с терроризмом: органы государственной безопасности, Министерства обороны и внутренних дел, а также пограничные войска государств Содружества.

Под эгидой АТЦ ежегодно проводятся совместные командно-штабные и оперативно-тактические учения антитеррористических подразделений и войск СНГ. Так, на территории Кыргызстана было проведено командно-штабное учение «Юг-Антитеррор-2001», на территории Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана проводилось оперативно-тактическое учение «Юг-Антитер-рор-2002», на территории Украины - учение «Азов-Антитеррор-2003», в Молдавии - «Запад-Антитеррор-2004», в Казахстане - «Каспий-Ан-титеррор-2005», в Армении - «Атом-Антитер-рор-2006». На всех учениях были задействованы органы безопасности большинства государств СНГ. Учения позволяют выработать способы и формы проведения совместных мероприятий по борьбе с терроризмом, их проведение приносит большую практическую пользу как руководству, так и личному составу антитеррористических и специальных подразделений государств СНГ13.

Центр получил международное признание, к нему растет интерес со стороны не только внерегиональных государств, но и со стороны международных организаций, прежде всего, ООН и ее специализированных учреждений. Кстати, Контртеррористический комитет Совета безопасности ООН уполномочил АТЦ СНГ осуществлять координирующие функции по организации и проведению мероприятий во исполнение резолюции Совета безопасности ООН от 28 сентября 2001 года № 1373 на всем пространстве государств СНГ13.

В то же время, несмотря на значительную интеграцию бывших республик СССР в организации совместной борьбы с терроризмом, политических механизмов, непосредственно направленных на борьбу с воздушным терроризмом, закрепляющих единые подходы к работе по предупреждению актов воздушного терроризма и уменьшению их последствий, в государствах-членах ОДКБ, а тем более СНГ, не создано.

В определенном смысле можно говорить о потенциальной возможности принятия совместных военных мер для пресечения актов воздушного терроризма. Их организационно-техническую основу может составить Объединенная система (ОС) ПВО стран-участниц СНГ. Соглашение о создании этой системы было подписано 10 февраля 1995 года в столице Казахстана главами десяти государств: Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины. Срок действия этого документа не ограничен и открыт для присоединения других государств при согласии всех стран-участниц.

В Объединенную систему вошла часть сил и средств ПВО государств-участников Соглашения. Это - несколько десятков бригад и полков зенитных ракетных войск, имеющих на вооружении ЗРК «Оса», «Бук», С-125, С-75, С-200 и С-300 различных модификаций; части истребительной авиации, оснащенные самолетами МиГ-23, МиГ-29, МиГ-31 и Су-27; соединения и части радиотехнических войск; подразделения РЭБ14.

На ОС ПВО СНГ возложены задачи обеспечения охраны границ Содружества в воздушном пространстве, совместного контроля за порядком использования воздушного пространства, оповещения о воздушно-космической обстановке, предупреждения о ракетном и воздушном нападении, ведения согласованных действий сил ПВО по отражению воздушного нападения.

Важнейшее условие существования Объединенной системы - взаимный обмен информацией о воздушной обстановке между органами управления государств-участников ОС ПВО. В настоящее время он осуществляется между ЦКП ВВС Российской Федерации, ЦКП ВВС и войск ПВО Республики Беларусь, ЦКП Сил воздушной обороны Республики Казахстан, командным пунктом Войск ПВО Украины и командным пунктом Войск ПВО и ВВС Республики Узбекистан. На КП ПВО (ВВС и ПВО) остальных государств средства автоматизации управления пока отсутствуют, что несколько затрудняет обмен информацией с ними.

Для согласования усилий по созданию и совершенствованию Объединенной системы, налаживания взаимодействия войск и сил, выделенных в состав ОС, рассмотрения предложений по строительству и совершенствованию противовоздушной обороны Содружества 19 апреля 1995 года образован Координационный комитет (КК) по вопросам ПВО при Совете министров обороны государств-участников СНГ. Его председателем решением Совета глав государств Содружества назначен главнокомандующий ВВС Российской Федерации. Членами Координационного комитета являются заместитель председателя КК, командующие войсками ПВО (ВВС и ПВО, сил воздушной обороны) государств-участников СНГ, начальник ВВС и ПВО Балтийского флота, начальник группы ВВС и ПВО Штаба по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ и начальник Управления по вопросам объединенной системы ПВО государств-участников СНГ.

Важным шагом в развитии Объединенной системы стала организация совместного боевого дежурства по противовоздушной обороне. Взаимодействие дежурных по ПВО сил осуществляется на основе двусторонних и многосторонних соглашений и инструкций. Первыми к совместному боевому дежурству по противовоздушной обороне приступили войска ПВО Беларуси и России. Дальнейшим развитием интеграционного процесса совместной охраны воздушных границ Содружества в Центрально-Азиатском регионе стало подписание Россией, Казахстаном и Киргизией трехсторонней Инструкции по совместным действиям дежурных по ПВО сил. На ее основании с 14 марта 2000 года дежурные по ПВО силы трех государств приступили к совместному боевому дежурству. Сейчас оно также организовано с Арменией и Узбекистаном14.

С целью отработки взаимодействия при решении задач совместного боевого дежурства два раза в год проводятся командно-штабные тренировки (КШТ) с органами управления и дежурными по ПВО силами с реальным обозначением воздушной обстановки. В КШТ участвуют оперативные группы командующих объединениями Военно-воздушных сил Российской Федерации и командующих войсками ПВО (ВВС и ПВО, Сил воздушной обороны) государств-участников СНГ. В ходе тренировок отрабатываются вопросы взаимодействия органов управления и дежурных по ПВО сил объединенной системы ПВО при действии по воздушным судам-нарушителям государственных границ, нарушителям порядка использования воздушного пространства, угоняемым воздушным судам, при оказании помощи воздушным судам в форс-мажорных обстоятельствах.

Например, в КШТ, состоявшейся в октябре 2004 года, было задействовано более 1,5 тыс. военнослужащих и свыше 70 летательных аппаратов - самолеты Су-27, МиГ-29, МиГ-31, Ту-22МЗ, вертолеты Ми-8 и Ка-26, а также зенитные ракетные комплексы С-300, С-125, С-75. Был задействован самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50, который увеличил потенциал боевых средств СНГ, дислоцированных в Кавказском регионе. А-50 осуществлял наращивание радиолокационного поля и осуществлял наведение самолетов истребительной авиации на цели9.

В августе 2005 года в КШТ принимали участие 2 тыс. военнослужащих, а также зенитные ракетные системы С-300, С-125, С-75, фронтовые бомбардировщики Су-24, штурмовики Су-25, истребители Су-27, МиГ-29, МиГ-31, а также самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50. Всего в маневрах участвовали более 40 летательных аппаратов из Армении, Белоруссии, Таджикистана и России15.

В апреле 2006 года в небо поднимались уже около 80 самолетов и вертолетов. Более 60 из них обозначали воздушные цели. Впервые четыре самолета МиГ-31 обозначили сверхзвуковые и стратосферные цели, по которым успешно применялись дежурные силы и средства войск ПВО России и Казахстана. Взлет и посадка самолетов осуществлялась более чем на 20 аэродромах, в том числе на 13 российских и четырех казахстанских, а также на аэродромах Белоруссии и Украины16.

В рамках Объединенной системы ПВО СНГ выделяется ядро из систем противовоздушной обороны государств-членов ОДКБ, и на этой базе планируется создать более интегрированную единую систему ПВО. Соответствующее решение министров обороны и глав государств-членов ОДКБ было принято в июне 2005 года на очередной сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ3.

Вместе с тем, ОС ПВО СНГ при существующих подходах к ее организации не предназначена и не в состоянии эффективно противостоять воздушному терроризму. Это обусловлено ограниченным составом выделяемых для участия в ней сил и средств, сосредоточением основных усилий на защите совместных границ, предназначением систем вооружения, прежде всего, для борьбы со средствами воздушного нападения, отсутствием единого центра сбора информации о воздушной обстановке и т.п.

Более того, даже привлечение к борьбе с воздушным терроризмом национальных систем ПВО государств-членов ОДКБ в полном составе не позволит в настоящее время прикрыть важные государственные и военные объекты от возможных террористических атак с использованием воздушных судов и других летательных аппаратов. Причинами этого являются:

- широкий диапазон способов применения различных типов летательных аппаратов в террористических целях, в том числе внезапно с территории государств-членов ОДКБ;

- большое количество важных государственных и потенциально опасных объектов обороны. Так, по данным ВНИИ ГОЧС за 1998 год, только к потенциально опасным объектам различной ведомственной подчиненности на территории Российской Федерации относится свыше 45 000, поражение которых может привести к катастрофическим последствиям. Особую опасность представляют угрозы нанесения ущерба ядерным объектам, атомным электростанциям, попытки захвата различных образцов оружия массового поражения, подрывов зарядов большой мощности в общественных местах, возможные разрушения плотин и иные акции, способные привести к крупным техногенным и экологическим катастрофам;

  • уменьшение области обнаружения и воздействия сил и средств ПВО по возможным летательным аппаратам, в первую очередь, из-за сокращения частей ПВО и их перевода в части сокращенного состава, а также выработки ресурса вооружения и практически отсутствия новых поступлений перспективного вооружения и военной техники;

  • отсутствие эффективной системы или органа управления полетами маловысотной авиации в воздушном пространстве над потенциально опасными для полетов районами воздушного пространства. Особую озабоченность вызывают несанкционированные полеты маловысотной авиации и рост числа легких летательных аппаратов, находящихся в частном владении, и, как правило, не имеющих средств опознавания. Именно эта авиация, по мнению специалистов Федеральной службы охраны России, может наиболее вероятно использоваться для проведения террористических актов с применением воздушных судов;

  • отсутствие одинаковой во всех государствах-членах ОДКБ законодательной базы, однозначно определяющей действия дежурных сил и средств ПВО по пресечению террористических актов.

Дополнительные сложности в организацию борьбы с воздушным терроризмом вносит нескоординированность деятельности структур, отвечающих за организацию воздушного движения. Ярким примером этого является случай с вьетнамским пассажирским самолетом, произошедший 12 июля 2005 года17.

Пассажирский самолет «Боинг-777-200» вьетнамской авиакомпании «Хангкхонг Вьетнам», совершавший регулярный рейс 525 из Ханоя в Москву, оказался не включен в международное расписание движения воздушных судов Главным центром планирования и регулирования потоков воздушного движения РФ. Органы ПВО разрешение самолету на пересечение границы России также не выдавали.

«Боинг» был признан самолетом-нарушителем и по нему был объявлен сигнал «Режим». В соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства РФ начальник смены военного сектора Главного сектора Единой службы организации воздушного движения (ЕС ОрВД) запретил использование воздушного пространства самолетом-нарушителем и дал указания гражданскому сектору Самарского регионального центра ЕС ОрВД на выдворение его за пределы воздушного пространства РФ.

Гражданский сектор Самарского регионального центра указания не выполнил. В результате этого самолет-нарушитель продолжил полет и благополучно совершил посадку в аэропорту Домодедово. Тем самым должностные лица гражданских секторов оперативных органов ЕС ОрВД в условиях повышенной опасности воздушного терроризма совершили действия, которые могли спровоцировать органы ПВО РФ на решительные меры с необратимыми последствиями, и фактически допустили нарушение государственной границы.

Происшедшее показывает основной системный недостаток в существующей ЕС ОрВД - ее ведомственное построение и отсутствие единого руководящего органа. В соответствии со ст.12 п.2 Воздушного Кодекса РФ государственное регулирование использования воздушного пространства осуществляют следующие органы:

  1. специально уполномоченный орган в области обороны - полное государственное регулирование использования воздушного пространства;

  2. специально уполномоченный орган в области гражданской авиации - государственное регулирование деятельности по использованию той части воздушного пространства, которая в установленном порядке определена для воздушных трасс (внутренних и международных), местных воздушных линий, районов авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов.

Ст.18 п.1 Воздушного Кодекса РФ предусматривает, что контроль за соблюдением федеральных правил использования воздушного пространства осуществляется органами единой системы организации воздушного движения, специально уполномоченным органом в области обороны в части выявления воздушных судов-нарушителей, а также органами пользователей воздушного пространства - органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) в установленных для них зонах и районах.

Существующая нормативная правовая база, регламентирующая использование воздушного пространства России и других государств-членов ОДКБ, создает и другие трудности для пресечения воздушного терроризма.

В положениях законодательных, ведомственных и уставных документов, посвященных антитеррористической деятельности, ее организации и ведению, отсутствует само понятие «воздушный терроризм».

Встречается лишь понятие «незаконное вмешательство в деятельность в области авиации», определяемое в ст.83 п.3 Воздушного Кодекса РФ как противоправные действия (бездействие), угрожающие безопасной деятельности в области авиации, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна, либо создавшие наступление таких последствий. Однако оно охватывает более широкий круг причин возникновения последствий происшествий с участием авиационной техники различной степени тяжести вплоть до массовой гибели пассажиров и техногенных катастроф огромной разрушительной силы, чем воздушный терроризм. Кроме того, до наступления последствий (когда собственно и должны применяться силы и средства ПВО для пресечения террористического акта), а тем более после их наступления не всегда представляется возможным установить истинную причину происшедшего.

Следует отметить, что безопасность использования воздушного пространства (ИВП) рассматривается Федеральными правилами ИВП как комплексная характеристика установленного порядка использования воздушного пространства, определяющая его способность обеспечить выполнение всех видов деятельности по ИВП без угрозы жизни и здоровью людей, материального ущерба государству, гражданам. Однако, Федеральный закон от 2003 года «О внесении изменений и дополнений в УК РФ» исключил наказание за причинение в результате нарушения безопасности движения такого последствия как причинение крупного ущерба. Теперь Уголовный кодекс предусматривает уголовную наказуемость лишь в случае причинения тяжкого вреда жизни и здоровью человека либо лишение жизни потерпевшего, что, конечно же, сужает ответственность нарушителей правил ИВП.

Одной из причин обострения проблемы нарушения, в том числе умышленного, правил использования воздушного пространства легкомоторной авиацией является исключительно мягкая ответственность за допущенные правонарушения. Так, Кодекс об административных правонарушениях (ст.11.4) определяет, что нарушения пользователем воздушного пространства федеральных правил его использования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда. Однако, сумма затрат (понесенного материального ущерба) Министерством обороны РФ на выявление и пресечение нарушений несоизмерима даже с максимальной суммой штрафа. Такая же картина наблюдается и в других государствах-членах ОДКБ.

ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. Рогов С. 11 сентября 2001 г.: реакция США и последствия для российско-американских отношений. - М.: ИСКРАН.2001.

  2. Штейнберг М. Окно уязвимости США // Независимое военное обозрение. - 2006. - 26 мая.

  3. В Британии проведены испытания противоракетной системы для пассажирских самолетов. - http://www.avia.ru/news/?id=1163454457.

  4. Антитеррористическая защита аэропорта «Внуково». - http://www.aviaport.ru/news/2005/12/09/98493.html.

5. Международный аэропорт «Уфа» соответствует нормам международной безопасности. - http://www.regnum.ru.

  1. В Международном аэропорту Шереметьево внедрена новейшая система по обнаружению любых скрытых на теле человека предметов. http://www.avia.ru/news/?id=1154081688.

  2. Транспортная безопасность - приоритетная задача Минтранса России. - http://www.interpolitex.ru/site.xp/ /054048124056055056.html.

  3. Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ О противодействии терроризму // Российская газета. - 2006. - 10 марта.

  4. Орлов А. Военно-политическое строительство на постсоветском пространстве. - http://www.army.lv/ /?s=546&id=2496&c=0&p.

  1. Раскрыть заговор террористов британцам помог Пакистан. - http://lenta.ru/news/2006/08/10/pakistan/.

  2. Стрешнев Р. ОДКБ: Щит становится непробиваемым. - http://www.redstar.ru/2003/12/09_12/2_01.html.

  3. Мыльников Б.А. Новые вызовы: международный терроризм и иные проявления экстремизма, пути (направления) взаимодействия // Сборник материалов третьей Международной научно-практической конференции «О развитии взаимодействия правоохранительных органов государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью, международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма», состоявшейся 21-22 марта в Минске. - Минск, 2001.

  4. Гацко М.Ф. Правовое регулирование применения ВС РФ в борьбе с терроризмом // Военная мысль. - 2006. - №3.

  5. Литвинов О. Сегодня и завтра ПВО СНГ // Воздушно-космическая оборона. - 2004. - № 3(16).

  6. Матвеев А. «Боевое содружество-2005»: коалиция или клуб по интересам? // Военно-промышленный курьер. - 2005. - 31 августа - 6 сентября.

  7. Войска ПВО стран СНГ провели командно-штабные учения. - http://www.strana.ru/stories/02/01/08/2311/ /279985.html.

  8. Вьетнамский авиалайнер едва не разделил судьбу южнокорейского «Боинга», сбитого в 1983 году// Известия. - 2005. - 12 июля.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации