ОБ УГРОЗАХ НА СЕВЕРЕ РОССИИ И ВОЗМОЖНОСТИ АДЕКВАТНО РЕАГИРОВАТЬ НА НИХ

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

№ 4(21)/2007

Полковник А.А. КОРАБЕЛЬНИКОВ,

доктор военных наук, профессор,

действительный член АВН

ОБ УГРОЗАХ НА СЕВЕРЕ РОССИИ И ВОЗМОЖНОСТИ АДЕКВАТНО РЕАГИРОВАТЬ НА НИХ

В складывающихся реалиях развития мирового сообщества отчетливо просматриваются атрибуты новой «холодной войны» Запада против России. В работах всех ведущих специалистов по геополитике (в том числе и российских) в разных аспектах раскрывается природа интересов мировых сил. По установившимся научным и политическим взглядам вопрос об уничтожении России в качестве геополитического цивилизационного центра является для Запада вопросом его собственного выживания, поэтому отказ от реализации этих интересов невозможен ни при каких условиях и «холодная война» - наиболее реализуемый ее этап.

О наличии соответствующих стратегических документов известно достаточно давно. Примечательными в этом отношении являются три из них:

Первый. В 1959 году в США принят закон № 86-90, в соответствии с которым должно быть осуществлено расчленение СССР на 22 части. На пятнадцать частей (союзных республик) расчленение уже совершено, осталось еще семь. В различных высказываниях представителей интересов Запада называется различное желаемое число частей деления России, в том числе - до 40-50, однако этот разнобой в количественных показателях может иметь целью лишь обеспечить маскировку исполнения реального сценария при выполнении главной функции - психологической подготовки своих и противостоящих сил к неизбежности самого события. Поэтому расчленение СССР на двадцать две части , установленное в руководящем документе, а не в частных высказываниях, является более вероятной целью стратегических планов.

Второй. В книге «Геостратегия для Евразии» З. Бжезинский дает деталировку данного плана расчленения России. Предполагается расчленение России на составные части осуществлять путем конфедерализации системы внутригосударственных отношений между ними. При этом у России полностью отчленяются выходы к морям (реализация давней стратегии «петли анаконды»), за исключением Северного Ледовитого океана. Выход в Балтику переходит под контроль Германии (вместе с Санкт-Петербургом), выход в Черное море - под контроль Турции (вместе с Крымом и Кавказом), выход в Тихий океан - под контроль Японии на юге и США на севере. Конечно, нарисованную Бжезинским политическую карту на территории России следует воспринимать не абсолютно точно, а лишь на качественном уровне. Вполне понятно, что он в своей работе не может полностью демаскировать процесс реализации оперативных и стратегических планов. Это напрямую относится и к региону Севера России.

Третий. Администрацией Клинтона была разработана концепция нового передела мира. Так, к 2015 году предполагается возникновение свыше 100 новых государств. По сути - это план проведения административно-территориального деления мира в соответствии с интересами абсолютного господства в мировой системе США и их союзников. При этом остальные государственные образования, каждое - по своему совокупному потенциалу, должны представлять лишь губернии нового мирового государства, абсолютно несостоятельные в конкуренции с контрольной властью, неспособные создать альтернативный центр мировой власти. Понятно, что план нового передела мира должен затрагивать Россию в первую очередь.

Все перечисленные документы являются лишь фиксацией деталей давно известной геополитической стратегии западной цивилизации.

Раскроем предполагаемые варианты обеспечения возможности расчленения инфраструктуры государства для перевода их частей в самостоятельное ведение вновь созданным государственным единицам.

Основой хозяйственной инфраструктуры являются энергетика, транспорт и связь.

Так, в энергетике идут интриги вокруг реорганизации системы электроэнергетики и расчленения «Газпрома». Интриги вокруг Министерства путей сообщения с частичной приватизацией, судя по всему, направлены, на первом этапе, на разрушение достаточно сильного корпоративного единства железнодорожной элиты, что обеспечит достижение главной цели - деление министерства на части. «Связьинвест» проводит мероприятия по формированию основных операторов связи в семи федеральных округах. Таким образом, подготовка к расчленению государственной инфраструктуры идет интенсивно, с резко возросшим напряжением.

Необходимо отметить и то, что силовые структуры, обеспечивающие внутреннюю безопасность страны, формируются, в основном, в соответствии с административно-территориальным делением государства. Поэтому их расчленение может быть обеспечено относительно малыми реорганизациями.

Другим важнейшим признаком приближения ситуации расчленения России является наметившаяся в последнее время тенденция борьбы за губернаторские посты лидеров олигархических группировок или крупного, по местным масштабам, капитала. Причем это особенно заметно в сырьедобывающих регионах. В обычной практике на эти посты выдвигаются профессиональные политики.

Такое поведение имущих может быть оправдано лишь в одном случае: назревают события, в процессе которых одно или несколько единовременных действий власти на региональном уровне будут иметь непреходящее, весьма долгосрочное и определяющее значение. В такой ситуации любой, сколь угодно высокооплачиваемый представитель может перейти на сторону более сильного конкурента. Тут уже власть не доверяют даже «верным людям» - ее берут в свои руки.

Следует полагать, что в не столь отдаленной перспективе губернаторы и уполномоченные всех мастей наперебой станут обращаться в Вашингтон с предложениями прямого сотрудничества в проведении всевозможных контртеррористических и антимафиозных мероприятий. Субъекты России пойдут путем субъектов СНГ, которые, кстати, уже сегодня тщательно вытирают ноги и о систему коллективной безопасности и вообще о саму идею СНГ.

В данной ситуации возможны два вида сепаратизма: один «от почвы», которому складывающаяся вокруг него конъюнктура просто не существует - он все равно воюет себе и воюет. А другой - сепаратизм сверху, когда местные князьки, убедившись в неперспективности подчинения региональному хозяину, устанавливают прямые контакты с более авторитетным уровнем Системы.

Другим важнейшим признаком приближения для государственности в целом чрезвычайной ситуации является то, что крупнейшие политические и экономические лидеры России «приобщенные» к мировой элите, ведут себя в соответствии с представлениями о ней и в рамках отведенных сроков полномочий.

 Можно привести и другие косвенные признаки наступления ситуации, катастрофической для государственности России, обусловленные внутренними угрозами. Однако они не были бы столь ощутимы, если бы не осуществлялась их поддержка извне. Одновременно нарастает внешнее силовое давление в целях удержания в запланированных рамках процесса расчленения России.

Непосредственная военная угроза безопасности России со стороны США в рассматриваемый период может иметь место в том случае, если на базе неоспоримого экономического, военного, политического лидерства Вашингтона, администрация США сочтет возможным использование военной силы на ее территории для достижения американских интересов. «Балканизация» России, предполагающая создание на ее территории ряда квази-государств, может считаться возможным сценарием развития событий, если внутренние социально-политические и социально-экономические трудности России станут фактором ее распада, или когда они отойдут от начертанного пути развития, а США при этом смогут или предпримут все усилия по обеспечению собственного контроля над российским ядерным оружием.

Каковы возможные варианты сценариев агрессии северных регионов России?

На Европейском Севере ситуация остается более стабильной. Все три северных соседа России (Норвегия, Финляндия и Швеция) имеют сугубо оборонительные военные доктрины и сами по себе практически не представляют угрозы для российской безопасности. Однако Россию вовсе не могут не беспокоить попытки блока НАТО использовать эти государства в своих геостратегических планах, которые ущемляют национальные интересы России на Севере. Если Швеции и Финляндии, которые придерживаются политики нейтралитета, но все же имеют достаточно мощные и современные армию и флот, в стратегии НАТО отводится роль буфера, прикрывающего государства блока на Северо-Европейском ТВД, то Норвегия, являющаяся членом Североатлантического альянса, рассматривается в качестве передового плацдарма, который обеспечивает ОВС НАТО благоприятные условия для заблаговременной подготовки и проведения широкомасштабных операций в северной Атлантике и Заполярье. Уникальность геостратегического положения Норвегии характеризуется наличием шхерного фарватера побережья, обеспечивающего скрытое и безопасное развертывание подводных лодок и боевых кораблей в непосредственной близости от границ России, что не обеспечивает геостратегическую выгодность базирования сил Северного флота России. Сегодня в водах Баренцева моря происходит усиление присутствия кораблей и подводных лодок ОВС НАТО, которые переходят от действий по нарушению территориальных вод России и разведывательной деятельности в этом регионе к прямым разбойничьим нападениям. Примером этого явилось торпедирование подводной лодки «Курск».

Военные действия могут начаться с высадки десантов (морского и воздушного) в первую очередь в порты городов Архангельска, Кандалакши и Мурманска. Районы базирования Северного флота будут блокированы и подвержены ракетным и авиационным ударам. Для решения задачи по овладению вышеуказанными портовыми городами предполагается задействовать группировку войск армии США не менее 40000 человек. Одновременно группировкой войск армии Финляндии будут перекрываться и браться под контроль железнодорожные и автомобильные дороги, связывающие Кольский полуостров с центром России.

В последующем, по мере завершения овладения портами, транспортными узлами, средствами Северного пароходства и объектами базирования Северного флота командование оккупационных войск может приступить к проведению комплекса мероприятий по взятию под контроль важнейших экономических центров Архангельской области и Республики Коми.

Исходя из тенденций развития обстановки на Европейском Севере целесообразно усиливать не только группировку Северного флота, но и сухопутную группировку. Наиболее целесообразно в данном регионе иметь оперативно-тактическую группировку Сухопутных войск, которая по своим возможностям сможет обеспечить решение территориальных проблем, не доводя до прямой конфронтации.

Таким образом, если угроза прямой военной эскалации с Европейского Севера в российские пределы сегодня является все же маловозможной, то в случае эскалации военно-политической обстановки противостояния России и государств НАТО нельзя полностью исключать возможность блокады России на Севере, а затем и его оккупацию.

Особый интерес в обеспечении национальной безопасности России на современном этапе представляет собой Уральский регион России. Как известно, в Уральский регион входят четыре области (Свердловская, Челябинская, Тюменская, Курганская) и два автономных округа (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий из состава Тюменской области).

Уральский регион представляет собой мощный индустриальный комплекс, по объему выпускаемой промышленной продукции занимающий второе место после Центрального региона. Ведущими отраслями специализации являются черная и цветная металлургия, машиностроение, горнорудная, химическая и топливная промышленность. Из всего региона наибольший интерес для военно-политического руководства как США, так и Китая представляют Тюменская и Курганская области. Однако самое пристальное внимание эти руководства уделяют северу региона и прежде всего Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам, так как в них создана мощная нефтегазодобывающая промышленность. Добыча ведется в трех центрах: Нижневартовском и Сургутском в Среднем Приобье и Шаимском в Приуралье. Тюменская область поставляет около 70% нефти и 90% российского газа.

Подавляющая часть добычи природного газа приходится на Уренгойское, Медвежье, Ямбургское месторождения. Нефтеперерабатывающая промышленность развита слабо, имеется всего один нефтеперерабатывающий завод в городе Тобольске. Функционируют шесть газоперерабатывающих заводов.

В случае обострения военно-политической обстановки между Россией и США возможна оккупация военных объектов прежде всего Тюменской области. Захват их возможен как воздушным, так и морским десантом. Первоочередными объектами могут быть порт Новый, связывающий регион с портами России, административные центры г. Салехард, г. Ханты-Мансийск, г. Тюмень, г. Курган. В последующем - взятие под контроль газовых и нефтяных месторождений, которых насчитывается более ста. Следующий этап в действиях оккупационных войск - взятие под контроль транспортных коммуникаций. Ввиду отсутствия войск и низкого уровня заселенности региона численность оккупационных войск может быть незначительной, в пределах 10 - 15 тысяч человек. Предположительный характер их действий: охрана и патрулирование.

Китайское руководство, прекрасно осознавая перспективы военно-политической обстановки, будет стремиться всеми путями реализовать свои замыслы на севере.

Важнейшими стратегическими задачами в ближайшей перспективе предполагается осуществить решение вопроса с «оспариваемыми территориями». В случае срыва решения данного вопроса мирным путем руководством Китая предусматриваются и более решительные меры. Так, при возникновении кризисной ситуации в двухсторонних отношениях КНР может пойти на ввод своих вооруженных сил на территорию Российской Федерации под предлогом защиты безопасности и интересов китайцев, проживающих на «оспариваемых» территориях Дальнего Востока и Сибири.

При условии успешной реализации данного замысла Китай приступит к осуществлению, либо подготовке более глобальной цели - захвату остальных регионов и установлению контроля за стратегически важными коммуникациями и источниками сырья. Из всех намеченных районов особая значимость придается Западно-Сибирской низменности. 

Следует полагать, что подготовка и реализация замысла по овладению вышеуказанным регионом уже начались. Предусматривается захват вышеу-казанного региона и прежде всего его плацдармов - городов осуществлять двумя путями: мирным и военным, и по двум направлениям: первое - через Казахстан, второе - через Новосибирск и Омск. В решении этой задачи предполагается, что основ-ным препятствием будут служить действия амери-канских мобильных сил, а в качестве случайности - сопротивление российских соединений и частей, дислоцированных или переброшенных в данный район, или силы и средства иррегулярных войск.

Пока что тихая экспансия областных центров и других городов региона китайцами будет продол-жаться, но с большей интенсивностью. Заселение китайцами важных административных центров и объектов на транспортных коммуникациях в пос-ледующем может привести к срыву организованно-го захвата этих городов американскими войсками. В китайских анклавах могут быть созданы как экстремистские группировки, так и иррегулярные вооруженные формирования, которые в состоянии оказать упорное сопротивление.

К тому же, иррегулярные вооруженные фор-мирования могут как в ходе подготовительного периода, так и с захватом города американцами, проводить террористические действия различного масштаба, а в последующем привести к цепному процессу реализации угроз социального, эконо-мического, экологического и техногенного харак-тера. Подобные действия будут способствовать массовым разрушениям и жертвам, что подорвет моральный дух населения и его способность к со-противлению, а американских войск - к отказу от удержания данного города.

При наличии частей и соединений в городе и на подступах к нему подобные действия «пятой колонны» могут крайне усложнить проведение ме-роприятий по подготовке к обороне города. А при проведении вышеуказанных мероприятий иррегу-лярными вооруженными формированиями в ус-ловиях приближения к городу наступающих войск НОАК к снижению устойчивости обороны при его удержании или вовсе - сдаче без боя.

Военные специалисты Китая считают, что во-енные действия в данном регионе надо вести по направлениям, сосредоточив основные усилия на овладении городами и другими объектами.

Вышеизложенное настоятельно требует созда-ния группировки стратегических резервов с целью обеспечения задач прикрытия Южного или Цен-трально-Азиатского и Восточного стратегических направлений. Наиболее оптимальным составом группировки войск может быть следующий. Обще-войсковых соединений - не менее трех; авиацион-ных - не менее двух; соединений Военно-морского флота - одного или двух.

Наличие военной угрозы со стороны упомянутых выше государств обусловливает необходимость содержать как минимум группировку разнородных сил в готовности к ведению сдерживающих действий крайне ограниченными средствами по прикрытию границы, обороне важных административных центров и охране коммуникаций и объектов газовой и нефтяной промышленности, а также ведению противодесантной обороны.

В пределах Восточно-Сибирского района в качестве первоочередного объекта агрессии целесообразно рассматривать Таймырский автономный округ. Он расположен на севере Восточной Сибири за Полярным кругом. В округе имеются запасы полезных ископаемых: нефть, газ, каменный уголь, полиметаллические руды. Основная отрасль промышленности - горнодобывающая. Никель, медь, кобальт добываются и выплавляются в районе Норильска. Рядом с Норильским горнометаллургическим комбинатом построен Надеждинский металлургический завод. Проложен газопровод Мессолха-Норильск. Важное значение имеют речные и морские перевозки.

По Северному морскому пути осуществляются перевозки грузов через порты Диксон, Дудинка, Хатанга и Песина, транспортируется лес. Через аэропорт Норильск осуществляется прямое воздушное сообщение с Москвой. В г. Норильске на комбинате работает ядерный реактор. В портах Диксон и Дудинка в интересах Северного морского пути постоянно работают два атомных ледокола.

Поводом для оккупации региона может служить легенда о нарушении мер по предупреждению террористического акта на атомных реакторах на судах и в НИИ горнометаллургического комбината. Данный повод может служить основанием для взятия под контроль прилегающего к данному региону участка Северного морского пути.

Наиболее вероятным способом захвата аэропорта может являться высадка воздушного десанта. В последующем его подразделениями могут быть взяты под контроль железная дорога, трубопровод, месторождения и другие объекты. Создание инфраструктуры для оккупационных войск возможно путем поставок оборудования и средств для обеспечения жизнедеятельности морскими коммуникациями через порты Диксон, Дудинка, Хатанга.

Для решения задачи по овладению важнейшими объектами района потребуется не менее бригады экспедиционного корпуса. Это обусловливается тем, что в данном районе кроме органов МВД нет воинских частей. Для захвата и в последующем обеспечения соответствующего режима, например, в г. Норильске с численностью населения в 170 тыс. человек достаточно одного батальона. Для контроля над другими городами, объектами достаточно и роты на каждый.

Возможны и другие варианты овладения экономическим районом Восточной Сибири. В данной статье их не предполагается рассматривать.

Каковы же пути предотвращения оккупации промышленного района Таймырского автономного округа? На наш взгляд, необходимо создать соответствующую инфраструктуру для частей и подразделений Министерства обороны. Под этим, в первую очередь, следует понимать размещение в данном округе не менее общевойскового соединения, ориентированного на противодесантную оборону. Систему подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов перестроить на решение задач по обороне своего региона. При этом в портах необходимо иметь соответствующее структуры и подразделения из состава Северного флота. Автономность предлагаемой группировки войск возможна при условии размещения в данном районе частей и подразделений Военно-воздушных сил.

Безопасность северных районов в пределах Дальневосточного региона России необходимо рассматривать исходя из расположения экономических районов, имеющих стратегическое значение. На северо-востоке азиатской части России расположены Республика Саха (Якутия) и Магаданская область. Вдоль их побережья проходит Северный морской путь, имеющий важное значение в экономике данных субъектов федерации.

Так, Республика Саха располагает богатыми природными ресурсами. Полезные ископаемые: алмазы, золото, каменный и бурый уголь, железные руды, природный газ, олово, вольфрам, полиметаллические руды. Экономика представлена горнодобывающей, лесной и деревообрабатывающей промышленностью.

Редкая заселенность и очаговое освоение природных ресурсов в регионе придают исключительное значение транспорту: железнодорожному, автомобильному, речному, воздушному. В республике имеется морских портов -2 (Тикси, Зеленый Мыс). Есть четыре аэропорта, имеющих прямое сообщение с Москвой. По территории республики проложен газопровод Тяс-Тумус-Якутск-Покровск.

Захват важных объектов республики возможен путем высадки воздушных десантов. Первоочередными объектами, которыми они могут овладевать, следует предполагать аэропорты. Морскими десантами предположительно будут захватываться морские порты. В последующем могут быть взяты под контроль объекты горнодобывающей промышленности, речные порты и дороги.

Для решения задач по захвату вышеуказанных объектов потребуется не более бригады из состава легкой пехотной дивизии и не менее двух батальонов морской пехоты. Оккупационные войска могут выполнять задачи охраной важных объектов, патрулированием, а также проведением комплекса контрольных мероприятий.

 Известно, что на территории республики отсутствуют какие-либо воинские формирования. Поэтому одним из первоочередных мероприятий следует считать размещение в пределах морских портов подразделения береговой обороны и кораблей Военно-морского флота. В населенных пунктах, где имеются аэропорты размещать подразделения не менее мотострелкового батальона. Таким образом, для решения задач по уничтожению воздушных десантов потребуется развернуть в республике общевойсковое формирование не менее отдельного мотострелкового полка.

Особое военно-стратегическое значение для России имеет Магаданская область. Расстояние от Магадана до Москвы - 7110 км. В области 2 города, 32 поселка и 136 сельских населенных пунктов. Область располагает богатыми природными ресурсами. Здесь имеются полезные ископаемые: золото, олово, вольфрам, ртуть, уголь.

На территории области относительно развиты автомобильный, морской, трубопроводный виды транспорта. С портами России и зарубежными странами связывают морские пути. На территории области семь аэропортов.

Применительно к Магаданской области вообще, и в частности к Чукотскому автономному округу агрессию в прямом смысле предусматривать вряд ли следует. Однако захват портов Певек, Уэлен, Анадырь следует предполагать. Овладение данными административными центрами позволит контролировать всю хозяйственную деятельность Чукотки.

Захват этих административных центров возможен высадкой морских десантов силой до батальона морской пехоты в каждом из них. Выполнение задач по обеспечению оккупационного режима возможно путем охраны важных объектов и патрулированием.

Возникает вопрос, как не допустить агрессию в исследуемом районе? По-видимому, первоочередным мероприятием следует считать восстановление прежней группировки войск. А она не столь существенна - общевойсковое соединение с соответствующими структурами по обеспечению ее жизнедеятельности. Непременным условием в реализации данной задачи следует считать в проведении комплекса мероприятий мобилизационного характера, обеспечивающего привлечение всего населения на защиту родного края.

Предложенный состав группировок войск и вероятный характер их действий по отражению агрессии располагает довольно ограниченными возможностями в решении возможных задач. Необходимо предусматривать широкий комплекс мероприятий политического, экономического и военного характера, позволяющего мобилизовать все ресурсы регионов по организации и ведению военных действий практически на два «фронта» с применением всех форм, в том числе таких как партизанская, подпольная, так и национально-освободительная.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации