О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ НОВОЙ ОБОРОННОЙ ДОКТРИНЫ

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

№ 1(18)/2007

Д.С.ЛЬВОВ, академик РАН

О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ НОВОЙ ОБОРОННОЙ ДОКТРИНЫ

Для такой страны, как Россия, территориальное пространство которой охватывает девять часовых поясов, а границы с сопредельными государствами на Западе и Востоке, на Севере и Юге раскинулись на десятки тысяч километров, вопросы стратегической оборонной безопасности играют исключительную роль и значение.

В настоящее время под руководством нашего Генштаба с привлечением ведущих ученых и специалистов разрабатывается новая оборонная доктрина. Контуры ее специальной части являются сегодня предметом обсуждения на самых высоких уровнях управления военно-оборонным комплексом страны. Поэтому в рамках моего выступления нет необходимости останавливаться на военных аспектах новой доктрины. Это более квалифицированно и, несомненно, более качественно сделают военные специалисты.

Главный порок нынешнего подхода к разработке оборонной доктрины, с моей точки зрения, состоит в том, что она создается в отрыве от общей социально-экономической стратегии развития нашей страны. Вернее было бы сказать так: в условиях ее практического отсутствия. А между тем, для страны, для ее народа, для его будущего далеко не безразлично, какую страну мы будем иметь через 15-20 или 30 лет. Какая это будет страна, какой общественный уклад жизни будет преобладающим, какое место рассчитывает занять наша страна в мировом разделении труда, какое влияние она будет в перспективе оказывать на весь ход мирового развития? Мы должны четко понимать, какова будет технологическая структура нашей экономики, какое место в ней будут занимать традиционные с позиции Запада отрасли и производства, насколько далеко мы рассчитываем продвинуться в развитии нашего наукоемкого сектора. Не менее важно четкое понимание будущей территориальной структуры экономики, на что мы должны делать ставку - на сырьевую парадигму или на всемерное развитие науки и образования и наукоемких отраслей промышленности. А разве можем мы пройти мимо острейшей проблемы социального неравенства, достигшего у нас колоссальных размеров? А как быть с резким падением нравственности, чудовищно разросшейся коррупцией и воровством на всех уровнях власти? Как можно с помощью военных средств защитить социально расслоенное общество, когда вместо единой России, мы на самом деле имеем много Россий, удивительным образом не похожих друг на друга? Можно поставить вопрос и так: готовы ли мы защищать несправедливо нажитое частное имущество, являющееся по всем морально-нравственным критериям национальным имуществом? Иначе говоря, чью собственность мы будем защищать - олигархов, присвоивших себе то, что в России от Бога, и поэтому никак не может принадлежать избранным?

И таких вопросов мы можем задавать предостаточно. Ответы на них я вижу в том, что разработка оборонной доктрины должна быть производной от социально-экономической стратегии развития страны на долгосрочную перспективу. Иначе говоря, она должна вытекать из нее. В качестве контуров такой стратегии могла бы быть рассмотрена предложенная нами новая экономическая доктрина России.

При ее разработке мы исходили из того, что ничто - включая институты плановой экономики - не может быть заведомо отброшенным в угоду «чистоте» антисоциалистической доктрины, как ничто - включая западные методы государственного прессинга экономики - не может быть принято только потому, что фактически применяется в рамках системы, альтернативной социализму.

У магистрали, ведущей Россию в будущее, нет поворотов к старой советской Системе. Но она не лежит и на путях поглощения ее капиталистической Системой. В глобальном конфликте между Системой и жизненным Миром человека Россия должна решительно встать на сторону последнего. Она должна приложить максимум усилий к недопущению развала общественного уклада жизни, соответствующему социалистическим идеалам.

Но для этого нам необходимо исправить историческую традицию приоритета индивидуального и коммунального над интересами общего и целого. Нужно сделать так, чтобы общество на деле стало владельцем тех ресурсов, на которых основывается жизнедеятельность всех его членов. Только общество, как выразитель генетически целого, способно быть истинным владельцем территории, ее земельных, водных и прочих природных богатств, включая полезные ископаемые, воздушное пространство и ландшафтно-рекреационные ресурсы. Это положение должно быть закреплено конституционно. Такая конституционная новация обеспечила бы не на словах, а на деле право равного доступа каждого гражданина России, будь он русским, украинцем, белорусом, чеченцем и любой другой национальности, к природно-ресурсному потенциалу страны. Ее институциональное оформление создало бы неограниченный простор для проявления индивидуальных способностей каждого.

Признание за обществом права на верховное владение территориально-природными ресурсами и, как следствие, на присвоение чистого дохода от их эффективного использования, в корне меняет его отношения с государством. Они переводятся на правовую основу. И государство становится тем, чем ему надлежит быть - агентом, действующим от имени и по поручению общества. Точно так же члены общества из фактического состояния подданных государства переходят в состояние его реальных граждан, волю которых государство обязано исполнять. Соответственно и в системе государственной власти можно будет произвести разумные изменения, превращающие его в систему общественного управления, а не властвования над гражданами. Это, в частности, означает, что руководители администрации всех уровней, как и рядовые чиновники, должны быть профессиональными служащими на контракте, оплачиваться сообразно занимаемому месту и самое главное, в соответствии с качеством выполняемых ими функций. Так, не может быть министра здравоохранения, при деятельности которого не снижается, а растет смертность населения. Точно так же, не может быть и министра финансов, который стерилизует денежную массу в ущерб развитию экономики страны и процветания западных экономик, и т.д. Вся деятельность властных чиновников должна контролироваться законом об обязательствах власти, в котором устанавливаются пороговые значения количественных и качественных индикаторов развития, за достижение которых несет персональную, вплоть до уголовной, ответственность чиновник соответствующего ранга. Невыполнение нормативного регламента по обязательствам того или иного чиновника автоматически должно сопровождаться его отставкой.

Вот тогда мы на деле, а не на словах получили бы подлинно гражданское, демократическое общество. Для этого в России имеются самые весомые социальные и научные основания. Здесь речь, прежде всего, идет о системе национального имущества.

Стержневая ее суть состоит в соединении механизма социализации рентного дохода от природных ресурсов с решением сложнейших общественно значимых проблем социально-экономического развития страны. Нужно сделать так, чтобы этот стратегический ресурс оказался в плотной «сцепке» с главными функциями государства, в первую очередь, с его безопасностью, которая напрямую зависит от системы жизнеобеспечения его граждан. Для этого необходимо, чтобы оценка эффективности работы сырьевого и промышленного секторов экономики, а также правительственных акций по их реформированию определялись, главным образом, по вкладу этих секторов в развитие здоровья и образования нации, в активную демографическую политику, во всестороннюю поддержку подрастающего поколения, в развитие народного предпринимательства, сохранность потенциала природной среды. Именно в эти сферы и должна быть направлена львиная доля рентного дохода и дохода от хозяйственной эксплуатации государственного имущества.

Основными слагаемыми предлагаемой системы являются: закрепление за обществом прав титульного или верховного собственника национального имущества; система социального дивиденда; механизмы публичного управления общественными доходами; налогозамещающий механизм рентных платежей.

Материальной реализацией верховных владельческих прав общества на то, что в России от Бога, должно стать обращение рент от использования природных ресурсов в общественные доходы, аккумулируемые в системе общественных финансов. Это сумма рентных доходов, образующаяся после оплаты услуг всех остальных факторов производства, составляет чистый доход общества, в котором все его члены имели бы равную долю.

Она может стать материальной основой их гражданского статуса - социального дивиденда.

Социальный дивиденд мыслится нами не как дополнительный доход, получаемый каждым и расходуемый по личному усмотрению в частном порядке (как, например, это устроено в американском штате Аляска). Социальный дивиденд мы рассматриваем как главный источник социально-стратегической компоненты общественных расходов, т.е. расходов, не только направленных на развитие человеческого потенциала, но и осуществляемых общественно-организованным способом. Это, прежде всего, сферы бесплатного здравоохранения и образования, обеспечения социально-гарантированных норм или стандартов нормальной жизнедеятельности людей.

Теперь нам надо попытаться ответить на другой, не менее важный, чем рассмотренный выше, вопрос.

Какое место в нынешнем противоречивом и трудном мире займет Россия? Сегодня много говорят о русской идее, вспоминают отца Фелофея с его мыслями о Третьем Риме и высказывают на этот счет много других соображений, включая представление о мессианском предназначении нашего народа. Подобные размышления, как и попытки сформулировать абстрактную «Русскую Идею», лишены серьезных оснований. Но, вместе с тем, существует и объективная реальность - Россия в ее современных границах, Россия, занимающая самую холодную и неуютную часть нашей планеты .

Достаточно вспомнить, что самый северный крупный город Канады Эдмонгтон лежит на широте Курска, а у нас практически вся страна лежит в районах с более суровым климатом. И если в Канаде на этих широтах плотность населения не превышает 2 человека на кв. км, то у нас в подобных условиях живет не меньше 20. Вот почему у нас нет более важной задачи, чем найти ответ на вопрос: как обустроить наш Север Евразии?

В Западной Европе, США и Японии для обеспечения принятых там стандартов жизни расходуют от 3,5 до 6 т условного топлива (у. т.) на человека в год. Нам для обеспечения стандартов, которые естественны для США, необходимо 18 т. Сегодня Россия добывает около 8 т у. т. на человека в год. Сопоставление этих цифр показывает, что в никаком обозримом будущем обеспечить американские жизненные стандарты мы не сможем. Да так ли это и необходимо для будущего России?

Несопоставимо более значимым для нас является не подражание и стремление к уровню и образу жизни других, а ориентация на свои внутренние опоры, накопленный исторический опыт совместного проживания многочисленных народов на нашей общей громадной территории. И каждый находил на ней свое место, где он мог реализовать себя, где он чувствовал себя среди других как у себя дома. На протяжении веков у народов России была выработана своеобразная генетическая общность - принадлежность к своей стране как к нерушимому целому. Север и Юг, Запад и Дальний Восток страны одинаково воспринимались всеми как близкое и свое. И это не случайно. Мы вместе строили наш общий дом, совместно обустраивали нашу общую территорию.

Волей судьбы мы оседлали путь из «англичан в японцы», как в былые времена путь из «варяг в греки».

Перед нами исторический опыт - становление Древней Руси. Именно путь «из варяг в греки» связал в единое целое и Изборск, и Новгород, и Киев, племена словен и полян. Упадок Древней Руси начался вскоре после того, как она утеряла роль моста, связывающего Европу и Ближний Восток. Вот почему так важно осознание того факта, что укрепление моста между двумя океанами является цементом, скрепляющим огромную страну.

Основой для построения такого моста являются земля, природные богатства, которыми так щедро наградила природа Россию. Народу нужна была Земля, была нужна Воля, которая одна только и могла дать проявиться ему как русскому.

Русские обрели второй океан. Окно в первый прорубил Петр, а второй - подарил «мужик». Но нельзя забывать, что Север страны изначально подпирал Северный Ледовитый океан. Россия стала страной трех океанов - вот в чем ее истинное евразийство! Нация трех океанов - это уже совсем иное осознание народа, на протяжении тысячелетия защищавшего Европейский Полуостров от натиска Великой Степи и обуздавшего ее. Пока Европа мельтешилась в своих междоусобицах, русские создали великую страну с собственным Востоком, собственным Западом, собственным Севером, связанными чувством единства, которое теперь, в новых геополитических условиях, имеет шанс возродиться и стать одной из важнейших опор, способных обеспечить будущее страны.

Только теперь, после стольких попусту потраченных лет перестроечного угара, народ вновь начинает осознавать свое истинное предназначение.

Россия, занимающая север Евразийского материка, - это в первую очередь всем необходимая и самая короткая связь между странами

Атлантического и Тихоокеанского регионов: авиационная, железнодорожная, автомобильная, морская, волоконная.

Обустройство инфраструктуры географического пространства России могло бы стать аналогом плана ГОЭЛРО, который сыграл столь значительную роль в истории нашей страны.

Создание транспортной инфраструктуры, способной обеспечить товарные потоки, связывающие два самых быстро развивающихся региона планеты - Западную Европу и страны Тихоокеанского региона, - вот достойный проект, реализация которого всколыхнула бы всю страну от края и до края, создала бы мощные основания для нашего развития, укрепления экономической и оборонной мощи России. Решением этой задачи уже вовсю занимаются. Но, увы, без нас, в обход России. И мы можем опоздать. Это будет тем более обидно, что основа транспортной инфраструктуры уже существует в нашей стране. Прежде всего, это Транссибирская железнодорожная магистраль. Но еще более важное значение имеет для нас Великий полярный морской путь. Это самая короткая дорога, соединяющая два океана; самый ближний выход в Европу западным провинциям Канады и США; наконец, морские перевозки во много раз дешевле сухопутных. Это откроет путь к неиспользуемым кладовым минеральных ресурсов, которые скрыты огромными непроходимыми пространствами. Так, шаг за шагом будет формироваться новое индустриальное лицо России, заработают простаивающие сегодня мощности оборонных предприятий, окажется востребованным научный потенциал страны, всколыхнется жизнь на ныне замирающих территориях и в отраслях промышленности.

В реализации проекта создания Евроазиатского моста могли бы существенную роль сыграть как страны Запада, так и юго-восточной Азии. Привлечение ресурсов для трансконтинентальных магистралей наших ближайших соседей является крайне выгодным для них делом. К этому проекту могли бы быть привлечены и ресурсы международных ТНК.

Немалую роль в реализации идеи Евроазиатского Моста могли бы сыграть и страны СНГ. Сейчас грех было бы не объединить общие усилия на создании Моста, превратить решение этой задачи в задачу для всех. Тогда и выгодой от реализации этой крупномасштабной акции могли бы воспользоваться все. Это могло бы послужить мощным стимулом к интеграции, созданию прочного экономического союза, обеспечить на деле единое экономическое пространство на территории стран содружества. В перспективе это могло бы стать реальной основой для политического объединения наших стран.

Вдохновляющий образ перспективы невозможен без ясного представления о ресурсах, которые могут помочь стране подняться с колен, снова войти в семейство ведущих держав планеты и обрести то чувство собственного достоинства, без которого народ не может ощущать себя здесь, у себя в стране, как у себя дома.

Итак, каковы наши реальные опоры для прорыва в будущее?

Во-первых, это интеллект нации, ее образованность. Уже в ближайшее десятилетие на переднем плане исторической сцены окажутся те страны, те народы, которые будут способны обеспечить высокий уровень образования, мастерства во всех его проявлениях, способности к научному поиску и, конечно же, нравственности.

Бывают ситуации, когда надо продать одежды и купить меч (Евангелие от Матфея). Сегодня это утверждение звучит так: надо пожертвовать последней рубахой, но сохранить науку, образование и развивать природное мастерство нации! И такая жертва окупится сторицей уже в ближайшее время.

Самая большая опасность для страны, как говорил академик Н.Н. Моисеев, это не экспансия иноземцев и утеря паритета в ядерном оружии (о чем тоже ни в коем случае не следует забывать). Главная опасность - в утере образованности, в утрате научных школ и инженерных кадров, в разрушении широко зарекомендовавшей себя системы традиционно достойной передачи знаний.

Жизненно важно декларировать этот принцип. Человек, идущий в науку, в знание, в мастерство должен быть окружен всеобщим вниманием, уважением и чувствовать свою востребованность. А для Мастера эти условия важнее материальных благ. Дальновидная власть сама должна создать для Мастеров наиболее благоприятные материальные условия, может быть самые лучшие из всех, которыми располагает страна.

Вторая наша опора в тяжелейшей борьбе за выживание - повышение эффективности использования природно-ресурсного потенциала России.

По запасам основных видов природных ресурсов Россия - одна из самых богатых стран в мире. Она занимает первое место в мире по запасам нефти, газа и леса на душу населения. Второе место по запасам угля и железной руды. Третье - по запасам пресной воды и т.д.

Природная составляющая национального богатства России в расчете надушу населения в сопоставимых оценках в 5 раз превышает аналогичный показатель для Норвегии и Канады, в 6 раз - для США, в 20 раз - для таких европейских стран, как Германия, Великобритания и Франция, в 38 раз - для Японии и в 80 раз - для Китая.

Другое дело, что использование нашего природного потенциала оставляет желать много лучшего. В рассогласовании высоких возможностей и низкого использования природного богатства России и состоит одно из главных противоречий нынешнего экономического механизма. Мы сами, своими собственными действиями подтачиваем одну из главных опор нашего развития.

Третья опора - это высокий уровень ассимиляционного потенциала российской территории. Россия является крупнейшей экологической кладовой планеты. Природная экосистема России в 2,2 раза превышает природные экосистемы таких стран, как США, Канада, Австралия, Бразилия.

В то время как экологический потенциал России вносит положительный вклад в мировое экологическое равновесие (+3,3%), вклад США - отрицательный (-4,5%).

Без России сегодня невозможно найти удовлетворительного решения проблемы глобального экологического равновесия.

Четвертая наша опора - это наш внутренний рынок. Нам его еще предстоит организовать. И должно это сделать государство. Для того, чтобы он возник самостоятельно, нужно едва ли не целое столетие. А мировой опыт, например, той же Японии нам показывает, что целенаправленными государственными мерами он может быть создан за одно десятилетие. И даже быстрее.

Развитие внутреннего рынка - важнейшая и, может быть, наиболее трудная экономическая проблема нашей действительности. В самом деле, ведь емкость внутреннего рынка зависит, прежде всего, от уровня жизни населения. Если население непрерывно нищает, то емкость рынка также падает, и богатства страны неизбежно утекают за границу, несмотря на выстраиваемые барьеры.

А как население может не нищать, когда непрерывно падает производство в реальном секторе экономики. Настоящее богатство страны - это, прежде всего, производство и труд. Решение проблем создания полноценного и эффективно функционирующего внутреннего рынка требует не только высокого профессионализма, но и гражданственности и патриотизма лиц, стоящих у кормила власти. Ибо при такой переориентации неизбежно кому-то, чем-то придется сильно поступиться.

Пятая опора - это наш оборонный потенциал, который, несмотря на разорение реформенных лет, сохраняет свое стратегическое геополитическое значение.

Такая страна, как Россия, с ее огромной территорией и богатейшим природно-ресурсным, научно-техническими и производственным потенциалом не может, в нынешнем, крайне конфликтном мире, развиваться без укрепления и приумножения своей оборонной мощи.

И, наконец, шестая опора и, может быть, одна из важнейших - это исторически сложившийся и выдержавший суровые испытания временем общественный, коллективистский уклад жизни народов нашей страны.

Он исторически доказал свою уникальную жизнеспособность и непреходящую ценность именно для наших российских условий жизни, близким к экстремальным. Это не только отличало нашу цивилизацию от других, но и порождало многие противоречия России со странами ее ближайшего окружения. Об этом забывать нам никак нельзя.

Более того, мы должны в этом плане помнить наши исторические корни и многовековые предания, раскрывающие суть духа славян и других народов, изначально проживавших с русскими на общей территории и считавших Россию своим общим домом для всех.

Далее, при любом раскладе сил, при любых трансформациях в стране и в мире, мы должны учитывать ограниченность наших ресурсных возможностей для реализации оборонной доктрины. Мы не можем «выпрыгнуть из штанов», забыть о необходимости выделения постоянно возрастающих объемов ресурсов для решения целого ряда острейших социально-экономических проблем, которые ставит перед нами реальная жизнь.

Поэтому экономические и социальные критерии прямо или опосредованно нужно учитывать при оптимизации альтернативных вариантов оборонной доктрины. И последнее, мы ни в коем случае не должны забывать качественную составляющую кадрового состава армии, его органическую (положительную или отрицательную) связь со всеми болезнями общества. И такой учет тоже имеет свою экономическую оценку.

В ряду рассматриваемых проблем мы бы считали необходимым, в первую очередь, сосредоточиться на критериях реализации новой оборонной доктрины, связанных с обеспечением необходимой и достаточной безопасности при минимально-возможном уровне расходуемых ресурсов. Правомерна ли такая постановка? Мне представляется - правомерна. Но при условии, если главные наши усилия мы сконцентрируем на приоритетных системах стратегического оружия и анализе возможностей сделать это оружие как можно более эффективным и экономичным. Но, разумеется, не в ущерб его качеству.

Известно, что две трети всех расходов на создание стратегического оружия занимают расходы на доставку атомных зарядов на военные объекты потенциального противника. За последние пятьдесят лет человечество вложило десятки триллионов долларов в разработку новых, более уникальных, более точных средств доставки атомных зарядов. Созданы многомиллиардные системы ПРО, СОИ и многие другие. Но ведь и здесь легко просматривается убогость мысли. Ну, предположим, мы сбили ракету-носитель на границе своей территории. Но ведь в этом случае радиационное заражение опустошит огромную территорию и сделает невозможной жизнь людей на огромных территориях. Ведь и в этом случае уничтожается не столько военный объект, сколько гражданское население многих стран и народов мира.

Невольно возникает своеобразное революционное предложение. А зачем нам вообще нужны специальные средства доставки? А нельзя ли обойтись обычными транспортными средствами, например, рыболовецкими сейнерами или яхтами и с их помощью успешно решить задачу ответного ядерного удара. Пускай это будет не сразу. Пускай пройдет неделя или большее число дней после нанесения первого атомного удара агрессором. Но возмездие, ответный удар в этом случае обязательно состоится.

Говорят, что такой подход есть игра вне правил. Но кто установил эти правила сегодня, как не США и их союзники. Они же являются главным источником постоянно возникающих локальных и глобальных конфликтов между народами и странами мира. Их однополярная монополия на судьбы народов мира, по существу и порождает такие отвратительные явления как национальные и религиозные противостояния, терроризм и т.д.

Сегодня мировое сообщество должно договориться о смене нынешней идеологии глобализации, мирового диктата со стороны США. В основу новых договоренностей мы предлагаем положить Атомную Хартию народов мира. Ее основу должны составлять не ограничения на научно-технический прогресс, в том числе и связанный с мирным использованием энергии атома, а неотвратимость для агрессора атомного возмездия со стороны всех стран, подписавших Атомную Хартию. Альтернативы такой постановке - нет!

После выступления академик Д.С. Львов ответил на вопросы участников конференции.

ПРИЛОЖЕНИЯ:

  1. См. Львов Д.С., Моисеев Н.Н. Россия в поисках третьего пути // Экономическая газета, № 27, 1999 г.

  2. Эта идея, разделяемая мною, была высказана не мной, а дважды Героем России, летчиком-космонавтом России В.В. Аксеновым.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации