ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОГРАНИЧНЫХВОЙСК С ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ РОССИИ В ВОЙНАХ XX века

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

№ 2(19)/2007

Г.К. БАРАНОВ, 

кандидат военных наук

ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОГРАНИЧНЫХВОЙСК С ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ РОССИИ В ВОЙНАХ XX века  

В истории Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации последнее столетие отмечено многочисленными войнами и вооруженными конфликтами, в подавляющем большинстве которых принимали участие различные пограничные формирования государства1 (см. табл. 1), к ним относятся: войны - русско-китайская 1900-1901 гг.; русско-японская 1904-1905 гг.; Первая мировая 1914-1918 гг.; Гражданская в России 1918-1920 гг.; с белогвардейцами и японскими захватчиками на Дальнем Востоке 1918-1922 гг.; советско-финляндская 1939-1940 гг.; Великая Отечественная 1941-1945 гг.; с Японией, август-сентябрь 1945 г.; в Афганистане, 1979-1989 гг.; вооруженные конфликты - советско-китайский 1929 г. на КВЖД; советско-японский на оз. Хасан 1938 г.; монголо-японский на р. Халхин-Гол 1939 г.; советско-китайский 1969-1970 гг.; в Таджикистане 1992-1996 гг.; ликвидация незаконных вооруженных формирований - в Средней Азии, 1918-1933 гг.; в Северо-Западных и Западных районах СССР, 1944-1951 гг. и в Чеченской Республике в 1994-1996 гг. и 1999-2003 гг.

ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОГРАНИЧНЫХВОЙСК С ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ РОССИИ В ВОЙНАХ XX века

В таблице 1 показано: пограничные формирования принимали участие в войнах всего - 9 раз (из них велись на своей территории - 4 раза, на чужой территории - 5 раз); участвовали в военных конфликтах и ликвидации незаконных вооруженных формирований - 11раз (из них на своей территории - 8 раз; на чужой территории - 3 раза). Итого войн и вооруженных конфликтов, в которых принимали активное участие пограничные формирования, - 20; при этом на своей территории было 12 войн и вооруженных конфликтов и на чужой территории - 8 войн и вооруженных конфликтов.

Несмотря на богатую историю участия пограничных органов в войнах и вооруженных конфликтах, обобщающих трудов по проблеме организации и осуществления взаимодействия и поддержки пограничных формирований силами и средствами вооруженных сил в охране, защите и обороне государственной границы пока не создано. Поэтому сегодня, в начале XXI века, так актуально звучат слова Н. И. Кайданова - председателя юбилейной комиссии, созданной в 1876 г. в связи с предстоящим празднованием 50-летия пограничной стражи. Он писал министру финансов: «Со дня приобретения нынешнего военного устройства пограничной стражей стража эта, охраняя пределы государства в торговом и политическом отношениях в мирное время, при наступлении войны, если только театр оной касался приграничных районов, принимала всегда очень деятельное и благотворное участие в военных делах армии. Исполняя, таким образом, двойные, весьма трудные и важные обязанности, пограничная стража представила много примеров своей полезной деятельности. Однако сведения о них не всегда предавались гласности, поэтому о действиях этого учреждения общественное мнение не имеет никакого либо самое превратное понятие»2.

Проведенный исторический экскурс целесообразно дополнить, для полноты анализа, положениями, характеризующими содержание понятия «взаимодействие».

Взаимодействие: 1) обмен информацией, ресурсами и результатами служебно-боевой деятельности объединений, соединений, частей и подразделений для достижения общих целей при решении совместных задач; 2) совместные, согласованные по задачам (объектам), направлениям, районам (рубежам), времени и способам выполнения поставленных задач действия разнородных сил и средств в интересах надежной охраны, защиты и обороны государственной границы; 3) один из основных принципов искусства охраны государственной границы. Взаимодействие осуществляется как между объединениями, соединениями, частями (кораблями), подразделениями пограничных формирований, так и между силами Пограничной службы ФСБ России и других субъектов охраны, защиты и обороны государственной границы. Порядок взаимодействия определяется соответствующими начальниками (командирами)3.

Исходя из определения взаимодействия, можно сделать вывод о том, что: во-первых, взаимодействие можно организовывать и осуществлять только тогда, когда в одном пространстве находятся разнородные силы и средства, выполняющие свои конкретные задачи, но при этом их объединяет это общее пространство и противостоящий противник (см. рис. 1);

ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОГРАНИЧНЫХВОЙСК С ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ РОССИИ В ВОЙНАХ XX века

 во-вторых, при хорошей организации взаимодействия эффект выполнения задач пограничными формированиями должен быть выше, чем без него; если нет улучшения, то и нет необходимости организовывать взаимодействие;

в-третьих, взаимодействие должно быть двухсторонним и многоуровневым. Основным правилом взаимодействия должно быть «ты мне, а я тебе». Не может быть взаимодействия в интересах одной стороны;

в-четвертых, высшей формой взаимодействия является полное подчинение;

в-пятых, качество охраны, защиты и обороны государственной границы в условиях взаимодействия должно быть намного выше, чем без него;

в-шестых, взаимодействие надо организовывать в мирное время, но наибольший эффект оно должно дать в начале боевых действий;

в-седьмых, управление пограничными формированиями в условиях взаимодействия должно быть не сложнее, чем без взаимодействия.

В соответствии с этими положениями мы и будем рассматривать организацию и осуществление взаимодействия пограничных формирований с силами и средствами других силовых структур, участвующих в охране, защите и обороне государственной границы во всех войнах и вооруженных конфликтах.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об обороне» пограничные войска, предназначенные для охраны и защиты государственной границы на суше и на море, в мирное время непрерывно ведут борьбу с контрабандой оружия, террористическими группировками, деятельностью разведок и спецслужб иностранных государств на границе, участвуют в разрешении вооруженных конфликтов в пограничном пространстве и за его пределами, привлекаются к обороне страны4. Вот почему исторический опыт участия пограничных войск в войнах XX века, а также приобретенный опыт организации и осуществления взаимодействия с вооруженными силами при охране и защите государственной границы является очень ценным и остается востребованным в настоящее время, поэтому его необходимо изучать и делать правильные выводы. Это особенно важно в настоящее время, в обстановке усиления внимания к взаимоувязанности развития и применения всех компонентов военной организации России.

Взаимодействие пограничных войск с вооруженными силами прошло длинный и непростой путь, для этого потребовались годы и большие человеческие жертвы. Так, например, в русско-китайской войне 1900-1901 гг. пограничным формированиям приходилось самостоятельно вести боевые действия с превосходящими силами противника в начальном периоде войны, обеспечивать развертывание и выдвижение русской армии в район боевых действий. При вступлении вооруженных сил в войну организовывалось взаимодействие охранной стражи КВЖД с войсками военного округа, при этом пограничные формирования поступали в оперативное подчинение военного командования и выполняли задачи по его усмотрению. На завершающем этапе войны пограничные войска действовали снова самостоятельно, при этом армейское командование вынуждено было выделять из своего состава и направлять в пограничные формирования силы и средства поддержки в виде пехотных, кавалерийских и артиллерийских подразделений.

Перед началом русско-японской войны 1904-1905 гг. пограничные формирования имели боевую задачу, определенную мобилизационным планом Приамурского военного округа на случай войны. С ее началом пограничные войска обеспечивали развертывание, сосредоточение и прибытие в район боевых действий русской армии. В соответствии с мобилизационным планом пограничные войска, находившиеся в районе боевых действий, поступали в оперативное подчинение военного командования и действовали по его указанию.

Наряду с предусмотренными в предвоенных планах задачами охраны и обороны важных районов тыла действующей армии, объектов железной дороги, пограничные формирования своими подразделениями (пешими и конными сотнями) обеспечивали фланги и промежутки войск, составляли войсковой резерв, проводили разведывательные рейды по тылам противника, вели борьбу с диверсантами и шпионами противника, а при необходимости принимали участие в наступательных и оборонительных боевых действиях.

Учитывая опыт организации и осуществления взаимодействия в предыдущих войнах, руководство отдельного корпуса пограничной стражи (ОКПС) и армейское командование в начале Первой мировой войны не только успешно решили задачи защиты государственной границы, своевременного вскрытия военных приготовлений противника, но и обеспечения скрытности мобилизации, сосредоточения и развертывания своих войск.

Каждая пограничная бригада с началом войны сформировала из своего личного состава четыре конные и четыре пешие сотни, которые были направлены в пехотные и кавалерийские полки, при этом каждый командир сотни знал, куда и какому командиру он придается и какая боевая задача стоит перед подразделением. В дальнейшем с расширением масштабов войны русским правительством было принято решение о формировании из конных сотен пограничных конных полков, а из пеших сотен пограничных пехотных полков. В последующем из пограничных пехотных полков сформировалась пограничная пехотная бригада, в дальнейшем переформированная в пограничную пехотную дивизию. На базе Заамурского округа ОКПС за время войны было сформировано и отправлено на фронт пять пограничных пехотных дивизий и одна пограничная кавалерийская дивизия. Однако боевая практика еще раз показала нецелесообразность применения пограничников в качестве кавалерии и пехоты.

Отметим, что уровень взаимодействия пограничных войск с армейским командованием в этой войне достиг более высокого уровня. Пограничные подразделения, части и соединения поступали в непосредственное подчинение армейского командования и действовали в соответствии с его планами и указаниями, однако они оставались и в подчинении руководства ОКПС. Это давало возможность сохранить командные кадры и преемственность пограничных традиций.

За годы Первой мировой войны значительно выросла огневая мощь пограничных частей и соединений, впервые в их штаты были введены подразделения связи, артиллерия и пулеметы.

С началом советско-финляндской войны пограничные войска были переведены в полную боевую готовность, сформированы, экипированы и обеспечены всем необходимым оперативные и разведывательные группы. Пограничным войскам, охранявшим советско-финляндскую границу, с получением приказа о начале военных действий предстояло ликвидировать передовые посты противника, отдельные пограничные формирования, а затем перейти к охране тыла действующей армии. Войска Ленинградского пограничного округа переходили в оперативное подчинение армейского командования. Они привлекались к ведению разведки, к участию в рейдах по тылам противника, обороне отдельных участков фронта, участию совместно с войсками Красной Армии, в наступательных действиях. С продвижением Красной Армии в глубь территории Финляндии перед пограничниками встала задача обеспечить пропуск подразделений советских войск через государственную границу в определенных пунктах пропуска и в строгом порядке. В дальнейшем полученный опыт был в полной мере использован в годы Великой Отечественной войны, когда Красная Армия начала вести боевые действия на территории противника, и особенно он пригодился во время войны с Японией.

Во время советско-финляндской войны на пограничные войска возлагалась еще одна очень важная задача - охрана тыла действующей армии. С этой целью приказом НКВД СССР были созданы восемь пограничных стрелковых полков. Каждый полк обеспечивал охрану района 20-30 км по фронту и 50-70 км в глубину. Пограничные полки находились в оперативном подчинении тех соединений, чей тыл они охраняли. Нередко они применялись в боях против регулярных войск противника как стрелковые части.

В целом, анализируя участие пограничных формирований в войнах XX века, можно сделать вывод о том, что во время русско-китайской войны (1900-1901 гг.) пограничные формирования и вооруженные силы, находясь в едином пространстве, выполняли свои конкретные задачи и имели общего противника, но взаимодействия между ними не было, они в основном действовали самостоятельно, что приводило к большим потерям.

После окончания этой войны командованием вооруженных сил и пограничных войск были сделаны определенные выводы, направленные на организацию взаимодействия во время войны между двумя ведомствами, что и было учтено при составлении мобилизационного плана. Перед началом русско-японской войны (1904-1905 гг.) между пограничным и военным командованиями уже было установлено взаимодействие, что позволило координировать боевую деятельность Охранной стражи и вооруженных сил. С началом войны Охранная стража перешла в оперативное подчинение вооруженных сил, однако из-за неправильного применения пограничных формирований военным командованием она несла неоправданные потери, что снижало эффективность ее боевого применения.

В период Первой мировой войны 1914-1918 гг. по мобилизационному плану в период мобилизации охрана государственной границы прекращалась, а пограничная стража в составе пеших и конных подразделений, частей поступала в прямое подчинение командованию действующей армии для участия в боевых действиях. Этим достигался высший уровень взаимодействия. События и ход войны подтвердили обоснованность взглядов высшего военного и политического руководства России на применение пограничной стражи в случае начала войны.

Однако армейское командование стремилось возложить на пограничные части наиболее сложные боевые задачи - обеспечение выхода армейских частей из боя и отход войск, ведение арьергардных боев, проведение разведки боем, закрытие брешей в обороне, что приводило к большим потерям среди личного состава.

Во время советско-финляндской войны 1939-1940 гг. пограничные войска придавались военному командованию, чем достигался более высокий уровень взаимодействия по сравнению с русско-китайской и русско-японской войнами. Вместе с тем опыт войны показал, что качество боевой подготовки пограничников не отвечало предъявляемым требованиям, отсутствовал опыт управления пограничными формированиями в боевых условиях, отмечались нерешительные действия командиров и начальников, а все это приводило к большим потерям личного состава, срыву выполнения поставленных задач.

В 1941 г. высшее военное и политическое руководство СССР готовилось к началу войны по классическому варианту. При этом предусматривалась поддержка пограничных войск передовыми отрядами соединений первого эшелона войск прикрытия силами от роты до кавалерийского полка, и они поступали в оперативное подчинение начальников пограничных отрядов.

Отметим, что в планах прикрытия пограничным войскам не было поставлено конкретных боевых задач после их оперативного подчинения соединениям и частям войск прикрытия государственной границы.

Во время войны с Японией в августе-сентябре 1945 г. в соответствии с указаниями командующих фронтами пограничные части оперативно подчинялись командующим теми армиями, в полосе которых несли службу, в некоторых случаях командующие армиями передавали их в оперативное подчинение командирам соединений, чем достигалось тесное взаимодействие. Таким образом пограничные войска, тесно взаимодействуя с объединениями, соединениями и частями 1-го и 2-го Дальневосточных и Забайкальского фронтов, по оценке их командования, выполнили свою задачу по охране, защите и обороне государственной границы, обеспечили выдвижение и развертывание основных сил группировки советских войск.

Характерно, что и в период войны в Афганистане 1980-1989 гг. между пограничными войсками и соединениями, частями и подразделениями 40-й армии было установлено взаимодействие, но оно осуществлялось эпизодически, т. е. по мере необходимости.

В целом следует подчеркнуть, что даже краткие выводы из проведенного анализа обусловливают целесообразность продолжения исследования важной и очень современной задачи организации и реализации взаимодействия между пограничными органами и формированиями Вооруженных Сил на базе накопленного в России опыта, с учетом современных условий, форм и способов их применения.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Пограничные формирования, сформированные, вновь организованные пограничные подразделения, части, соединения, в том числе и временные.

2. См.: На страже границ Отечества. Пограничные войска России в войнах и вооруженных конфликтах XX в. Т. 3. М., Граница. 2000. С. 9.

3.  См. Пограничный словарь. М.: АФПС - 2002. с.35-36.

4. См. Закон Российской Федерации «Об обороне» // Законы России: военный пакет. М., 1993. С. 49.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации