ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОГО КОМПОНЕНТА СТАНОВЛЕНИЯ НАЧИНАЮЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

№ 2(19)/2007

С.В. ВОЛКОВ,

И.В. ШЕВЧЕНКО,

кандидат педагогических наук, профессор,

член-корреспондент АВН

ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОГО КОМПОНЕНТА СТАНОВЛЕНИЯ НАЧИНАЮЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ 

Явления и процессы адаптации носят уникальный всеобъемлющий характер. Учебно-воспитательный процесс - это по своему генезису адаптационный, т.е. взаимный приспособительный процесс: обучаемый приспосабливается под педагогические требования педагога и наоборот. Преодоление многочисленных и разноплановых по своему происхождению адаптационных трудностей, необходимость мобилизации психической энергии, воли, сдерживание эмоций, напряжение физических сил, поиск резервов противодействия стрессорам разной силы, выработка способов их парциальных и комплексных блокировок - все это грани адаптационного процесса. Однако надо признать, что феномен адаптации в России (в отличие от стран Запада) слабо изучен. Ряд исследований проводились по адаптации в высшей школе, отдельные работы посвящены рассмотрению процессов адаптации в средней школе. В основном, данные о протекании процессов адаптации в средних общеобразовательных учреждениях носят эпизодический и несистематический характер.

С целью изучения адаптационных проблем начинающих преподавателей нами выбраны такие известные методики, как анкетирование, беседы, пролонгированное наблюдение и изучение продуктов деятельности. Выборка представлена 136 молодыми преподавателями вузов МО и ВВ МВД РФ.

Терминологический анализ результатов анкетирования молодых преподавателей показал, что они понимают под адаптацией «привыкание к определенным правилам, требованиям, условиям жизни»; «подчинение правилам»; «приспособление к новым условиям»; «привыкание к новой социальной среде». Сравнение этих словосочетаний между собой показало, что ключевыми словами являются: привыкание, подчинение, приспособление, что свидетельствует о генетическом и смысловом родстве этих понятий.

В то же время отмечается недостаточное понимание сущности процесса адаптации, например, «адаптация - это когда чувствуешь себя свободно, раскованно» (преподаватель иностранного языка, стаж 4 года); «адаптация - это возможность влиться в коллектив, школьную жизнь» (преподаватель истории, стаж 4,5 года). У анкетируемых преподавателей наблюдается аналогичное понимание понятия профессиональной адаптации. Например, «профессиональная адаптация - это посещение педагогических советов, проведение занятий». И лишь небольшая часть начинающих преподавателей правильно понимает термин «профессиональная адаптация»: «привыкание к требованиям в данном учреждении»; «приспособляемость, адекватная восприимчивость к новым условиям работы, сотрудникам»; «привыкание к своей профессиональной деятельности, коллективу преподавателей, командования»; «адаптация к условиям профессиональной деятельности».

Это свидетельствует о том, что о профессиональной адаптации как базовой компоненте становления и профессионального роста специалиста педагогические работники этой категории имеют представление на интуитивном уровне. Учитывая вышесказанное, нами сделано предположение о том, что начинающие преподаватели нуждаются в дополнительной подготовке адаптационного характера, организованной на базе ввуза. В ходе исследования спланирован и организован спецкурс для молодых преподавателей с целью ликвидации у них пробелов в знаниях о роли и значении, движущих силах, механизмах, темпе, времени и других аспектах, которые характеризуют процесс профессиональной адаптации офицеров любой отрасли, в том числе и педагогической.

Результаты изучения отношения начинающих преподавателей к данной проблеме отражены в таблице 1.

Анализ данных, представленных в ней, позволяет заключить следующее. Учебно-воспитательный процесс, который осуществляется молодыми преподавателями, сопровождается целым спектром затруднений как профессионального (пункты 1, 2), так и адаптационного (пункты 3, 6) характера. Вызывают особую озабоченность отсутствие наставников (25,0%), формальность помощи тех из них, которые уже закреплены (61,7%), незначительный охват молодых преподавателей продуктивным наставничеством (38,3%). В частности, это сотрудничество осуществляется по следующим видам деятельности: оформление документации, проверка конспектов молодого коллеги, помощь в решении методических и дидактических вопросов, методические советы по проведению работы с командирами подразделений, изготовлению наглядного материала. Особенно удручающими выглядят результаты, в которых респонденты отмечают недостаточное (12,5%) и адекватное знакомство с первоисточниками.

Таким образом, категория молодых преподавателей (стаж работы которых составляет 0...5 лет),испытывает значительные затруднения в педагогической деятельности. Их «адаптационный синдром» включает в себя такие признаки, как повышенный уровень тревожности, обостренная чувствительность к стрессогенным факторам, что присуще почти 100% опрошенных респондентов.

ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОГО КОМПОНЕНТА СТАНОВЛЕНИЯ НАЧИНАЮЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Процесс профадаптации начинающих педагогов носит неоднородный характер по своим проявлениям, противоречивый по динамике и одновременно многофакторный по содержанию. В ряде случаев период адаптации не завершается успешным вхождением в профессиональную деятельность, приводит к профдеформации, а в наиболее дезадаптивных формах - к отсевам этих бывших студентов.

Однако наряду с адаптационно-профессиональными издержками при подготовке преподавательских кадров анкетирование выявило их стремление иметь наставников, которые удовлетворяли бы следующим требованиям (таблица 2). Ранжировка позволила установить приоритеты, предъявляемые к личностным качествам преподавателей-наставников. Анализ в рамках «количество-качество» свидетельствует об идентичности требований, которым должны отвечать как преподаватели в целом, так и наставники. Как специфичные компоненты, присущие наставникам (пункт 1), необходимо выделить наличие позитивного войскового опыта и работоспособность.

ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОГО КОМПОНЕНТА СТАНОВЛЕНИЯ НАЧИНАЮЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

В рамках системного подхода нам представлялось целесообразным реализовать переход от анализа проблемы в общем к ее частям. Педагогические работники из числа начинающих преподавателей выделяют следующие затруднения в процессе профессиональной адаптации (таблица 3).

ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОГО КОМПОНЕНТА СТАНОВЛЕНИЯ НАЧИНАЮЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Молодые специалисты считают вышеназванные затруднения серьезным препятствием на пути к успешной профессиональной адаптации и перечисляют следующие факторы, которые способствовали бы их благоприятной адаптации (таблица 4).

ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОГО КОМПОНЕНТА СТАНОВЛЕНИЯ НАЧИНАЮЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОГО КОМПОНЕНТА СТАНОВЛЕНИЯ НАЧИНАЮЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Из таблицы видно, что наиболее важными для себя компонентами преподаватели-стажеры считают: позитивную оценку своей деятельности; возможность обращаться за методической помощью к опытному коллеге и оптимальную учебную нагрузку.

Обобщение данных проведенных опытно-экспериментальных исследований позволяет утверждать следующее:

1. Учебно-воспитательный процесс по своему генезису является адаптационным. Уровень адаптивности начинающих преподавателей и продуктивность их труда, вероятно, связаны напрямую, что требует дальнейших исследований.

2. Преподавателя с высокой мотивацией выбора профессии отмечают более низкий уровень дискомфорта и наоборот.

3. Оптимизм, чувство эмпатии значительно способствуют процессу адаптации и снижают уровень дискомфорта.

4. Время адаптационного включения молодого преподавателя сокращается при наличии компетентного наставника.

5. Психологический и физический тренинг преподавателя способствует развитию устойчивых навыков саморегуляции и самоадаптации, что выводит его на требуемый уровень профессионализма.

Известно, что учебно-воспитательный процесс является по своему характеру двусторонним. Поэтому принято говорить о многогранном взаимодействии преподавателя и обучаемого. Очевидно, что проблемы их общения, дидактические трудности и другие психолого-педагогические барьеры оказывают прямое влияние на профессиональную адаптацию и продуктивность труда молодого преподавателя. В то же время учебная успеваемость определенным образом коррелирует с уровнем адаптированности начинающего педагога. Поэтому необходимо проанализировать условия вхождения обучаемых в процесс их взаимной адаптации. С учетом сказанного ниже рассмотрены аспекты учебной деятельности учащихся, вызывающие наибольшие затруднения.

Профессиональное становление молодого преподавателя, протекающее по схеме: адепт___∧адаптант___∧интернет___∧мастер, сопряжено со значительным числом затруднении психолого-педагогического характера, исследование которых будем проводить в русле синергетического подхода.

Сложившееся в последние годы положение с применением идей синергетики в образовательной сфере требует серьезных пояснений и обоснования их внедрения в практику учебно-воспитательного процесса (УВП). Поэтому считаем необходимым рассмотреть некоторые положения теории синергетики и осмыслить их применимость к теории адаптации вообще и в образовательной системе, в частности. Основным условием, которое определяет возможность и правомерность обращения к педагогическому потенциалу синергетики, является перманентный кризис всей системы образования. Она в целом подчинена действию законов самоорганизации неравновесных и особых неравновесных систем, находящихся в состоянии неустойчивости, тем самым оправдывая определенную обоснованность и применимость предмета синергетики в этих условиях.

Равновесные и слабо неравновесные системы (в частности, сознание и мотивация молодых педагогов и их обучаемых) подчиняются детерминистическим законам и являются управляемыми. Флуктуации, которые возмущают обычное состояние таких систем вследствие действия отрицательной обратной связи, постепенно затухают. Поэтому они могут считаться контролируемыми.

Затруднения, которые испытывают начинающие педагоги в профессиональной деятельности, относятся к такого рода флуктуациям. Системы с нелинейными состояниями, в которых они могут усиливаться и доминировать, утрачивают самоконтроль и способность к самоорганизации. Такие процессы происходят с молодыми преподавателями, которые находятся на грани гиперстресса (состояния высокого уровня стресса) и дезадаптации, т.е. в режиме с обострением. Их механизм с высокой степенью достоверности объясняет синергетика. В рамках этой теории значительно облегчается понимание напряженных состояний, характерных для образовательного процесса. К их числу можно с большой достоверностью отнести и периоды первичной профадаптации молодых преподавателей. Эти режимы - есть причины перегрузок и случаев стрессовой патологии участников учебно-воспитательного процесса.

При любом виде профессиональной деятельности начинающих педагогов имеет место нелинейная положительная обратная связь. Нелинейность ситуации находится в корреляционном отношении с неопределенностью и необходимостью выбора способа действия и переориентации сознания, способность к которому следует рассматривать необходимым качеством индивида (назовем ее адаптационной), находящегося в ситуации повышенного напряжения или в режиме с обострением. Применяя категории синергетической теории, можно сформулировать адаптационные способности как самоорганизующуюся структуру психофизиологических, социальных, интеллектуальных, эмпатийных и креативных свойств личности, от доминирования и вариативности которых зависит глобальная приспособляемость к условиям жизнедеятельности.

Особую проблему представляет поиск т.н. «управляющих параметров», компенсирующих нелинейность и неравновесность образовательных систем. Здесь же необходимо решать вопрос о создании условий для их самоорганизации. В нашем случае - это условия, оптимизирующие адаптационные состояния педагогов-стажеров.

Проанализируем вначале характерные особенности профессионально-адаптационных затруднений (ПАЗ), т.е. тех пороговых состояний, которые могут испытывать в той или иной степени начинающие педагоги. Определим их влияние на процессы профадаптации и наметим пути преодоления таких барьеров. Прежде всего дадим определение феномена профессионально-адаптационного затруднения, используя термины синергетической теории. Это - специфическое пороговое состояние, препятствующее оптимальному течению адаптационных процессов и выводящее систему из равновесия. Можно сказать, что ПАЗ является флуктуацией, стремящейся возвратить системе нелинейные характеристики.

Определим их свойства и назовем характерные особенности. Затруднения имеют две функции - позитивную и негативную. Позитивная выражена в том, что некоторый адаптационный барьер, который существует в деятельности молодого педагога, позволяет преподавателю реально и адекватно оценить собственные успехи и отметить ошибки и просчеты своих учащихся, проанализировать их трудности. Назовем ее показательной или сигнализирующей. Однако при этом необходимым условием является высокий уровень рефлексии начинающего преподавателя, а также его объективная самооценка. Иначе говоря, затруднение - есть предпосылка для возникновения проблемной ситуации, решение которой стимулирует развитие творческой активности и может считаться фактором активации интеллектуальной деятельности педагога-стажера, что само по себе является первым шагом на пути увеличения его адаптационного потенциала.

Интегральная оценка деятельности начинающего педагога имеет следующую структуру: внутренняя (личностная) и внешняя (социальная) составляющие.

Внутренняя оценка собственной деятельности начинающим преподавателем может являться адекватной либо неадекватной. Вторая в отличие

от первой приводит к уменьшению адаптационных возможностей молодого учителя. Это влечет за собой явления дезадаптации и профессиональной деформации. Для снятия негативных влияний этих процессов как на личность начинающего педагога, так и на результаты его профессиональной деятельности необходимо включение внешней поддержки наставников, а иногда и психологов. Такие формы внешних влияний как неформальное наставничество, коррекция направленности личности педагога, применение специальных методик по упрочению личностных структур, а также различные психотехники позволяют молодому преподавателю перейти на этап реадаптации. Следующий за ним - этап возрастания темпа адаптационного процесса, который является прочным основанием для личностного и профессионального роста молодого преподавателя в направлении деятельности на уровне «акме».

Внешняя оценка деятельности начинающего педагога также имеет разветвленную структуру. Она включает в себя мнения и оценки профессиональной деятельности молодого педагога со стороны наставника, коллег-предметников, экспертов, массива учителей, учащихся, их родителей и общественности. Преподаватели с различной самооценкой по-разному реагируют на позитивное или негативное мнение о результатах своей профессиональной деятельности.

Адекватная оценка молодым преподавателем своей личности и профдеятельности позволяет ему реально рассматривать причины своих успехов и неудач, ему свойственно критическое отношение к себе и к оценке окружающих. Педагог, имея адекватную самооценку, умеет перестраивать свою деятельность в направлении оптимизации, исходя из собственных суждений и мнения окружающих. В связи с этим, при наличии таких качеств у начинающего преподавателя есть реальная возможность усиления адаптационных возможностей, что ведет к возрастанию темпа адаптационного процесса, а это, в свою очередь, обеспечивает личностный и профессиональный рост педагога.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации