ДОКТРИНАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

№ 1(18)/2007

Генерал-полковник В.П. БАРАНОВ,

заместитель главнокомандующего

внутренними войсками МВД России

по военно-научной работе,

кандидат военных наук, профессор АВН

ДОКТРИНАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Одним из основных документов, определяющих деятельность по обеспечению безопасности личности, общества и государства в нашей стране, является Концепция национальной безопасности. Анализ данного документа, а также различных законодательных актов позволяет определить национальную безопасность как состояние обеспечения гарантированного стабильного функционирования системы «личность - общество - государство» во всех сферах жизнедеятельности, которое достигается защитой от внутренних и внешних угроз, характеризующееся таким положением страны, при котором обеспечиваются ее целостность и внутренняя стабильность, суверенное и прогрессивное развитие, возможность выступать самостоятельным и полноправным субъектом международных отношений.

Существенной особенностью современного российского законодательства является отсутствие в нем понятия «внутренняя безопасность».

Так, данный термин отсутствует в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, хотя во 2-м разделе «Национальные интересы России» говорится о «внутриполитической сфере национальных интересов России» (далее - внутренняя политика), которые «состоят в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма»1.

Обратим особое внимание на термин «внутренняя политика». Как известно, вся государственная политика делится на внешнюю и внутреннюю. Аксиоматическим, общепризнанным, общепринятым фактом считается ведущая роль внутренней политики по отношению к внешней и эпифеноменальность, вторичность, производность второй по отношению к первой.

Несмотря на это, довольно распространенным является взгляд на обеспечение национальной безопасности, как на деятельность по предотвращению внешних угроз. И это, при очевидности того факта, что экономически мощное государство, с предсказуемой внутренней политикой, управляемыми и подготовленными вооруженными силами, образованным, физически развитым и патриотически настроенным населением - маловероятный объект внешней агрессии. Агрессию порождают только слабые государства, с неустойчивой внутренней политикой, слабой армией, аморфной и коррупционной экономикой.

История знает немало примеров, когда пренебрежение внутренней безопасностью сводило на нет самую успешную внешнюю политику. К концу 1916 года на фронтах Первой мировой войны сложилась такая обстановка, что вопрос поражения Германии и ее союзников был делом нескольких месяцев. Руководство Германии обращалось с просьбой к царскому правительству заключить сепаратный мир практически на любых, самых тяжелых для немцев условиях. Однако бездарная внутренняя политика правительства Николая II привела к коллапсу власти внутри страны. Армия, фактически выигравшая войну, повернула штыки против власти. Еще более слабое Временное правительство окончательно потеряло контроль над страной, что вызвало Октябрьский переворот, поражение в войне, кровавую Гражданскую войну, хаос, сменившийся многолетней диктатурой.

В 4-м разделе Концепции национальной безопасности («Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации») первой задачей обозначается «своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации»2. Но дефиниции «внутренней угрозы» не дается. С логической закономерностью требуется говорить и о внутренней безопасности, если существуют «внутренние угрозы».

Справочно: к наиболее опасным внутренним угрозам национальной безопасности относятся:

попытка насильственного свержения конституционного строя; противоправная деятельность экстремистских националистических, религиозных, сепаратистских и террористических движений, организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической обстановки в стране;

планирование, подготовка и осуществление действий, направленных на дезорганизацию функционирования федеральных органов государственной власти, нападения на государственные, хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;

незаконное распространение (оборот) на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других средств, которые могут быть использованы для осуществления диверсий, террористических актов, иных противоправных действий;

организованная преступность, терроризм, контрабандная и иная противозаконная деятельность в масштабах, угрожающих военной безопасности Российской Федерации;

угрозы национальным интересам России в области экономики.

Конечно, далеко не все внутренние угрозы национальной безопасности страны входят в компетенцию деятельности Министерства внутренних дел. Например, «экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей» лежат в сфере ответственности министерств и ведомств, отвечающих за экономическое развитие, образование, культуру. Но эти факторы способствуют «усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации»3. А отсюда уже прямой путь к «этноэгоизму, этноцентризму и шовинизму, проявляющимся в деятельности ряда общественных объединений ... способствующим усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создающим условия для возникновения конфликтов»4.

Министерство внутренних дел Российской Федерации участвует в обеспечении национальной безопасности как «федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции».

Справочно: в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 19.07.2004 г. № 927 «Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации» и № 928 «Положение о Федеральной миграционной службе» основными задачами МВД России являются:

разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;

совершенствование нормативно-правового регулирования;

обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;

организация предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;

обеспечение охраны общественного порядка; обеспечение безопасности дорожного движения;

организация и осуществление государственного контроля над оборотом оружия; организация в соответствии с российском законодательством охраны имущества и организаций;

соблюдение иммиграционных правил иностранными гражданами и лицами без гражданства;

управление органами внутренних дел и внутренними войсками МВД России, организация их деятельности.

Правовой основой деятельности МВД России по обеспечению внутренней безопасности государства являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие функционирование Министерства внутренних дел Российской Федерации, совместные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти по вопросам безопасности.

Справочно: правовой основой деятельности МВД России по обеспечению внутренней безопасности государства являются:

Конституция Российской Федерации;

Федеральные конституционные законы «О чрезвычайном положении» и «О военном положении»;

Федеральные законы «О милиции», «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», «О противодействии терроризму», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

Законы Российской Федерации «О безопасности», «О государственной границе Российской Федерации»;

указы и распоряжения Президента Российской Федерации;

постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;

нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие функционирование Министерства внутренних дел Российской Федерации, совместные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти по вопросам безопасности.

Практически каждый из этих нормативных правовых актов прямо или косвенно указывает на важную роль МВД России в сфере обеспечения внутренней безопасности государства, соблюдения правопорядка и законности в мирное время, а также в условиях чрезвычайного и военного положения.

Справочно: в интересах обеспечения внутренней безопасности Российской Федерации МВД России осуществляет следующие функции:

участвует в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, контрабандой, охране государственной границы Российской Федерации, обеспечении безопасности Российской Федерации, безопасности представительств иностранных государств на территории Российской Федерации, защите в системе министерства сведений, составляющих государственную тайну;

обеспечивает охрану важных государственных объектов и специальных грузов, особо важных и режимных объектов, имущества юридических и физических лиц по договорам, оказывает содействие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности в разработке мер по обеспечению их имущественной безопасности, а также личной безопасности их работников;

участвует в обеспечении правового режима чрезвычайного положения в случае его введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, в осуществлении мероприятий единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии;

привлекает внутренние войска и органы внутренних дел за пределами мест их дислокации и обслуживаемых ими территорий для проведения неотложных мероприятий по спасанию людей, охране имущества, оставшегося без присмотра, обеспечению общественного порядка при ликвидации последствий крупных аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий, массовых беспорядков и иных чрезвычайных ситуаций, а также при проведении межрегиональных и иных специальных операций и мероприятий; осуществляет в этих случаях оперативное управление силами и средствами органов внутренних дел и внутренних войск;

осуществляет подготовку предложений о составе, численности и структуре внутренних войск и представляет их в установленном порядке Президенту Российской Федерации.

Федеральным законом «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» определено, что внутренние войска входят в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.

Надо отметить, что основные задачи внутренних войск не дублируются ни одной из силовых структур. Внутренние войска выполняют задачи обеспечения внутренней безопасности, как правило, во взаимодействии с органами внутренних дел Российской Федерации и органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Одной из самых серьезных угроз национальной безопасности является терроризм. Наша страна уже много лет ведет борьбу с этим негативным проявлением. Беспринципные и беспредельные по своей жестокости террористические акты в Москве, Беслане, других городах, связанные с массовой гибелью людей, требуют от государства принятия самых жестких мер. Происходит осмысление происходящих событий, юридическое реагирование на них.

Так, 27 июля 2006 года принят Федеральный закон № 153-ФЗ, вносящий изменения в Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации». В соответствии с внесенными изменениями, на внутренние войска МВД России возложена дополнительная задача - «участие в борьбе с терроризмом и обеспечении правового режима контртеррористической операции».

Данный Федеральный закон в полной мере соотносится, по крайней мере, с тремя положениями Концепции национальной безопасности Российской Федерации, отражающими основные задачи обеспечения национальной безопасности:

  • реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

  • обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;

  • совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества.

Проанализировав деятельность правоохранительных органов в условиях внутреннего вооруженного конфликта и их функции, следует отметить, что особое место среди правоохранительных органов отводится органам внутренних дел и внутренним войскам МВД России. Анализ их места и роли в системе правоохранительных органов свидетельствует о том, что, находясь на «острие системы», они испытывают наибольшие нагрузки во взаимодействии со средой функционирования всех правоохранительных органов, выполняют наибольшие по объему функции в сфере обеспечения внутренней безопасности.

Являясь основной силовой составляющей МВД России, внутренние войска выполняют главную роль в части пресечения, локализации и нейтрализации внутренних вооруженных конфликтов, решают эти и иные, законодательно возложенные на них задачи с применением средств вооруженной борьбы в мирное время, являются основным компонентом военной организации государства по обеспечению внутренней безопасности Российской Федерации.

За последнее десятилетие многие локально-региональные конфликты приобрели новые наиболее опасные черты. В современных условиях они стали носить масштабный, агрессивный характер и активно поддерживаться из-за рубежа, вовлекая в свою орбиту значительные массы населения. Для разрешения подобных конфликтов на разных этапах их развития стали привлекаться не только органы внутренних дел и внутренние войска МВД России, но и другие правоохранительные органы (ФСБ России, прокуратура, органы юстиции и другие). С принятием Федерального закона № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» положительно решен еще один из достаточно сложных и дискуссионных вопросов - участие Вооруженных Сил Российской Федерации в противодействии терроризму.

Справочно: силы и средства, привлекаемые для проведения контртеррористической операции (ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»):

1. Пресечение террористического акта осуществляется силами и средствами органов федеральной службы безопасности, а также создаваемой группировки сил и средств. 3. В состав группировки сил и средств могут включаться подразделения, воинские части и соединения Вооруженных Сил Российской Федерации, подразделения федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, обороны, внутренних дел, юстиции, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, и других федеральных органов исполнительной власти, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Одним из средств эффективного осуществления государственного управления в чрезвычайных обстоятельствах является введение правового режима чрезвычайного положения. Главной целью его введения является устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации.

Главенствующую роль органов внутренних дел и внутренних войск МВД России в обеспечении правового режима чрезвычайного положения определяет Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении». В частности в законе сказано: «... для обеспечения режима чрезвычайного положения используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы и средства органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

За последнее десятилетие правоохранительные органы и силовые структуры, находясь в режиме участия в разного рода локальных конфликтах, накопили значительный опыт. Однако по-прежнему в центре внимания остаются многие вопросы управления и организации взаимодействия разноведомственных сил, особенно при проведении контртеррористических операций. Это взаимодействие организуется на всех уровнях по месту, времени и решаемым задачам.

Так, в целях активизации деятельности силовых структур по борьбе с бандитизмом, терроризмом и дальнейшего обеспечения эффективной работы по координации действий, направленных на предупреждение и пресечение деятельности незаконных вооруженных формирований и диверсионно-террористических акций на территории Южного федерального округа распоряжением Президента Российской Федерации от 2 августа 2004 г. № 352рпс в двенадцати субъектах Южного федерального округа созданы на постоянной основе группы оперативного управления (в гг. Майкоп, Махачкала, Назрань, Нальчик, Элиста, Черкесск, Владикавказ, Краснодар, Ставрополь, Астрахань, Волгоград, Ростов-на-Дону), предназначенные для руководства объединенными силами и средствами в целях ликвидации незаконных вооруженных формирований и пресечения террористических актов, и руководят этими группами офицеры внутренних войск.

В Указе Президента Российской Федерации от 13 сентября 2004 г. № 1167 «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом» в числе главных определена задача - создание новой системы взаимодействия сил и средств, участвующих в урегулировании кризисной ситуации на территории Северо-Кавказского региона. По мнению МВД России в новой Военной доктрине России эта идея должна получить законодательное развитие.

В общем плане обеспечение национальной безопасности государства от внутренних угроз представляет собой управленческую деятельность, осуществляемую органами внутренних дел и внутренними войсками МВД России, другими правоохранительными органами, которые в процессе взаимодействия с различными государственными органами, общественными организациями, гражданами обязаны создать обстановку общественного спокойствия, нормальные условия для функционирования государственных и общественных организаций, труда и отдыха граждан путем предупреждения и выявления правонарушений, конфликтных ситуаций, нейтрализации возникших угроз.

Таким образом, понятие внутренняя безопасность Российской Федерации можно определить как составную часть национальной безопасности страны - это состояние защищенности конституционного строя и суверенитета государства, законных интересов общества и личности от угроз, обусловленных общественно опасными деяниями, внутренними вооруженными конфликтами, террористическими актами, иной противозаконной деятельностью в масштабах, угрожающих целостности и безопасности Российской Федерации, а также чрезвычайными ситуациями.

Обеспечение внутренней безопасности Российской Федерации в современных условиях мирного времени по своей значимости, масштабности и объему применения сил и средств является главенствующим в системе обеспечения национальной безопасности государства от основных внутренних угроз.

Для обеспечения своей национальной безопасности Российская Федерация допускает возможность применения военной силы внутри страны в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами в случаях возникновения угрозы жизни граждан, территориальной целостности страны, а также угрозы насильственного изменения конституционного строя. Силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск могут привлекаться для оказания помощи органам государственной власти, органам местного самоуправления и населению при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Выполняя важнейшие задачи по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в наших городах и населенных пунктах, обеспечивая охрану и оборону важных государственных объектов, в том числе ядерного и оружейного комплексов страны, находясь в готовности к пресечению вооруженного конфликта в любом регионе России, органы внутренних дел и внутренние войска МВД России являются гарантом безопасности и целостности государства.

В качестве заключения необходимо отметить, что в новой Военной доктрине России должны быть закреплены вопросы развития, в свете достигнутых международных соглашений, эффективного сотрудничества с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также международными организациями, в задачу которых входит борьба с терроризмом; Необходимо шире использовать международный опыт борьбы с этим явлением, создать скоординированный механизм противодействия международному терроризму, надежно перекрыть все возможные каналы незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ внутри страны, а также их поступления из-за рубежа.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации