ДИАЛЕКТИКА ИНФОРМАЦИИ И ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ КАДРОВ В XXI СТОЛЕТИИ

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

№ 2(19)/2007

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

А.С. БРЫЧКОВ,

доктор философских наук, профессор,

действительный член АВН

ДИАЛЕКТИКА ИНФОРМАЦИИ И ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ КАДРОВ В XXI СТОЛЕТИИ

Двадцать первое столетие справедливо называют веком информации. Подтверждается известная истина о том, что «кто владеет информацией, тот владеет миром». Современные общества все более оказываются зависимыми от информационных потоков. Люди, и в первую очередь молодежь, живут в условиях лавинообразного увеличения объемов производимой и потребляемой информации. Появляются и активно используются новые возможности и методики влияния на огромные массы людей, формирования их мировоззрения, материальных и духовных запросов, стереотипов их повседневной деятельности. Совершенствуется инструментарий психологических и информационных акций, подготовки и проведения различных духовно-идеологических кампаний и операций.

Факты свидетельствуют о том, что за последние тридцать пять лет произведено больше информации, чем за предыдущие пять тысяч лет. А известный ученый А. Тофлер считает, что люди двадцать первого века являются свидетелями возникновения нового типа цивилизации - цивилизации, в основу которой положена информация.1 Особым образом данный процесс проявился в России, ее крупных городах, с начала 90-х годов прошлого столетия, когда российское общество было открыто для информационного проникновения, сводного информационного обмена, что повлекло за собой как положительные, так и отрицательные результаты.

Неоспоримым является то обстоятельство, что средства массовой информации существенно расширили и обогатили возможности отдельных людей, народов и стран общаться между собой, получать необходимую информацию, повышать образовательный уровень, приобщаться к общечеловеческим ценностям и достижениям мировой культуры.

С другой стороны, с появлением масс-медиа прежнее культурное достояние отдельного человека и общества в целом утрачивает свое значение. В условиях углубления и расширения интеграционных процессов даже базовая система образования, сложившаяся в обществе, перестает играть прежнюю роль и подвергается деформации и перманентному реформированию. Результатом действия таких духовно-идеологических «модернизаций» является размывание у большинства молодого поколения мировоззренческих позиций и утрата четких жизненных ориентации. Сегодня для молодого человека гораздо большее значение имеет не сумма знаний, получаемых в семье, школе, вузе, а то, что он услышит по радио, увидит в телевизоре или кино, узнает в разговоре с соседями, почерпнет из официальных печатных изданий и бульварной литературы. В итоге прежняя более или менее целостная система знаний и ценностей подменяется набором сознательно подобранных фактов действительности, ориентированных на удовлетворение самых низменных первичных потребностей и мелкотравчатое существование. Происходит своего рода зомбирование сознания и поведения целых народов и, прежде всего, молодого поколения.

Анализ данных факторов и обстоятельств свидетельствует о том, что в процессе познания окружающего мира человек XX столетия опирался в основном на собственные коммуникативные средства (глаза, уши, обоняние, осязание) и возможности, сегодня молодой человек получает в большинстве своем субъективно переработанную, препарированную и идеологически заданную информацию и ценности, попадая в зависимость от того, кто их представляет. В XXI столетии коренным образом изменилась зависимость общества от информации. Оно стало более уязвимым и зависимым от конъюнктуры намерений различных социальных сил. Сегодняшняя цивилизация оказалась заложницей у своей информационной составляющей и вынуждена «играть» на ее поле и по ее законам.

Более того, потребление информации, особенно молодой частью населения, за последние годы усиливается необычайно стремительными темпами. Рост объема информации становится неконтролируемым, а ее потребление - всеядным. Это становится опасным как для общества, так и отдельного человека. Представителям молодого поколения становится все труднее усвоить, систематизировать и осознать весь объем получаемой информации. Как уже отмечалось, информация может оказывать как позитивное, так и негативное воздействие. К большому сожалению, приходится констатировать, что за последнее время информационное воздействие СМИ носит в значительной мере деструктивный характер.

Особенностью данного процесса является тот факт, что культурная и информационная экспансия извне, как правило, осуществляется одновременно с другими видами экспансии: политической, военной, экономической, военно-технической, экологической (движение «зеленых») и т. п. Необходимо помнить, что за всеми видами экспансии стоит мировой капитал. В частности, ЦРУ США тайно финансировало зарубежные выставки американских абстракционистов в качестве одного из направлений идеологической диверсии в рамках «холодной войны», которая привела к развалу СССР и «горячим войнам» на Востоке и в центре самой Европы. На содержании спецслужб в период «холодной войны» находились радиостанции «Свобода», «Свободная Европа», «Голос Америки», осуществлявшие вещание на страны социалистического содружества и СССР из-за рубежа.

В настоящее время редакции данных радиостанций расположились непосредственно в странах бывшего социалистического содружества и непосредственно в Москве. При этом необходимо особо подчеркнуть, что, работая легально, они не изменили глобальных (стратегических) целей и задач по осуществлению информационно-культурной экспансии.

По мнению многих политологов и ученых, характерными чертами (направлениями) современной информационно-культурной экспансии Запада (прежде всего, США) являются:

-     стремление достичь путем культурного внедрения политических целей и однополярного мира;

-     перенесение на страны бывшего СССР (России, прежде всего) западного образа жизни и ценностных ориентаций;

-     внедрение и распространение западной культуры как универсальной, исключающей мировой вклад и ценности других культур;

-     односторонний поток информации от «центра», контролируемого США, к «периферии»;

-     формирование в зависимых (завоеванных) странах прозападной культурной элиты, которая должна стать опорой внешнего влияния и контроля (Югославия, Афганистан, Иран и, в определенной мере, Грузия и Украина).

Механизм информационно-культурной экспансии предполагает:

-     внедрение в сознание и поведение людей (особенно молодежи) культуры западного образца и подобия;

-     создание интеллигенции, ориентированной на потребительство и западный образ жизни;

-     интеграция (а фактически уничтожение) систем образования России и других стран бывшего СССР в европейское образовательное пространство (Болонский процесс);

-     широкое применение психолого-демонстрационных эффектов (реклама, мода, развлекательно-эротические шоу, художественные стили, музыка, вульгарный секс и пр.).

Говоря о содержании и направленности информационно-культурной экспансии, необходимо подчеркнуть ее тесную связь с консьюмеризмом, то есть погоней за теми вещами, людьми, услугами, знаниями и другими ценностями, которые будто бы определяют принадлежность человека к высшим слоям общества, так называемой элите. Приспосабливаясь и всячески поощряя подобные взгляды, СМИ настойчиво и агрессивно внушают мысль о первостепенной значимости индивидуальных нужд, личных эгоистических интересов по сравнению с общественными, государственно значимыми, обеспечивающими суверенитет и национальную безопасность. Самыми изощренными средствами осуществляется пропаганда наркотиков, алкоголя, преступности и сексуальной распущенности в молодежной среде. При этом ставка делается на самые низменные чувства и физиологию человека. Вместе с тем «развлекательный продукт» подается тонко, изощренно, опираясь на научные данные и нанося неотвратимые «точечные» удары по сознанию и поведению молодежи. Иносказания, недоговоренности, намеки, логические цепочки, кодовые слова, жаргон наркоманов, анекдоты, плоские шутки - все это стало обычным явлением на телевидении.

В подавляющем большинстве печатных и электронных средств массовой информации, ориентированных на молодежную аудиторию, значительная часть печатных площадей, эфирного времени предоставляется откровенной или скрытой пропаганде и рекламе спиртных напитков, сигарет, романтизации преступного мира и секса. Более того, героизация «лагерной культуры» стала характерной чертой социальной жизни больших городов последних 10-15 лет.

Эротико-сексуальные отношения эксплуатируются практически всеми молодежными СМИ - газетами, журналами, радио, телевидением. Многие из них стали похожими на медицинские учебники по гинекологии и урологии. Показательными в этом смысле являются такие издания как «Cool», «Cool girl», «Ом», «Птюч» - российский вариант «Плейбоя» и целый ряд других изданий.

Наконец, необходимо подчеркнуть еще одно важное обстоятельство. Особое место в информационно-культурной экспансии Запада занимает пропаганда пренебрежительного отношения к родному Отечеству, его истории, культуре, национальным традициям, языку, патриотизму и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации. И не удивительно, что в таких условиях в результате пропагандистского прессинга все большее число молодых людей не только усваивают алгоритмы западной культуры, но и начинают мыслить не по-русски, утрачивая прежнюю российскую ментальность.

В новых условиях быть патриотом стало не только «не современно», «не модно», «не стильно», но и опасно. Понятие «патриотизм» усиленно пытаются сделать синонимом таких понятий как «национализм», «идеология», «фашизм», «тупость», «ограниченность», «необразованность» и кретинизм. Антипатриотическая пропаганда ведется завуалировано, часто на уровне ассоциаций, аналогий и подсознания. Результаты поразительны. Крайне остро они проявляются в отношении к таким ценностям как Родина, Отечество и его защита, служба в Вооруженных Силах РФ и профессиональная ориентация молодежи, в особенности молодых офицеров - выпускников высших военно-учебных заведений. Приведем некоторые факты.

По данным социологического центра ВС РФ за последние годы (2001-2004 гг.) среднегодовая убыль офицерского состава более чем в два раза превышает нормативные показатели. Около 10 тысяч выпускников-лейтенантов оставляют военную службу практически сразу же после получения диплома. Часть офицеров стремится уволиться из армии после окончания первого контракта. Только за период с 2001 по 2003 г. в возрасте до 30 лет досрочно уволено 30,1 тыс. кадровых офицеров, из них в возрасте 22 лет и моложе - 21 тыс. человек2. Более того, резко изменилась мотивация и направленность военно-профессиональной ориентированности личности молодого офицера. В качестве интегрального показателя, отражающего глубину и направленность профессиональной ориентированности офицера, выбраны следующие составляющие:

-  направленность военно-профессиональной ориентированности в ретроспективной, текущей и проективной ситуации;

-   значимость продолжения военно-профессиональной деятельности;

- потенциальные намерения относительно сроков военно-профессиональной деятельности.

На основании данных эмпирических показателей можно выделить пять типов военно-профессиональной ориентированности молодых офицеров:

- высокоориентированный социальный тип;

- умеренно ориентированный;

- неопределившийся (колеблющийся);

- умеренно дезориентированный;

- высокодезориентированный.

Анализ результатов социологических исследований позволяет выделить (определить) ключевые признаки и описать типичные портреты (образы) молодых офицеров по конкретным типам.

Высокоориентированный социальный тип молодых офицеров органично сочетает в себе функциональные значения по всем основным показателям. Молодые офицеры с таким типом характеризуются общей направленностью на продолжительную офицерскую службу. Желания уволиться с военной службы у них не возникает. Они твердо уверены в правильности выбора военной профессии и необходимости служения Родине. Представители данного типа имеют устойчивую мотивацию на службу до предельного возраста, несмотря на наличие неблагоприятных условий и обстоятельств. Побудительными мотивами деятельности офицеров данного типа являются служение обществу, государству, национальная гордость за принадлежность к своему народу и офицерскому корпусу.

Умеренно ориентированный тип характеризуется склонностью к продолжению офицерской службы. Молодые офицеры с умеренной ориентацией на военную службу не горят желанием уволиться с военной службы в настоящее время и, вероятнее всего, продлят контракт на продолжение военной службы. Более того, представители данного типа с высокой степенью вероятности будут продолжать служить до выхода на пенсию. Наиболее характерными качествами молодых офицеров данной группы являются: во-первых, невысокая устремленность и нетвердая мотивация к службе до предельного возраста; во-вторых, настроенность на увольнение из армии в случае более выгодного трудоустройства в других сферах деятельности.

Молодой офицер умеренно ориентированного типа не всегда уверен в правильности своего военно-профессионального выбора. Мировоззренческие позиции и ценностные ориентации на служение обществу и государству проявляются недостаточно четко. Принадлежность к офицерскому корпусу для таких офицеров носит значимый характер, но не в такой степени, как для высокоориентированных офицеров, и не стимулирует его на карьерный рост, продвижение по службе.

Неопределившийся (колеблющийся) тип офицеров характеризуется относительной неопределенностью профессиональных направленностей, ценностей и намерений. Для представителей данного типа наиболее вероятный прогноз связан со службой только до окончания срока контракта. Молодые офицеры данного типа вряд ли уволятся при первой возможности, не дослужив положенного срока, оговоренного в контракте. И маловероятен прогноз на то, что такие офицеры будут «тянуть» на военной службе до предельного возраста. Психологически они на это не настроены. По сути дела при сохраняющихся условиях военная служба для них выступает своеобразной «перевалочной базой», объективная возможность быть занятым на то время, пока не будет найдено более подходящее и выгодное место приложения его способностей. Такой тип офицера не исключает для себя возможность продлить контракт, дотянуть до пенсии, получить квартиру и прочее.

У представителей данного типа процессы профессиональной ориентации протекают достаточно интенсивно. При появлении возможности более выгодного трудоустройства вне военной организации, скорее всего, эти офицеры уволятся из Вооруженных Сил РФ. В подавляющем большинстве неопределившиеся офицеры выражают сомнение в правильности выбранной профессии.

Наряду с этим, для молодых офицеров данного типа остается самоценной идентификация себя с офицерским корпусом и с общественно значимой деятельностью по защите своего Отечества. Однако ценность продолжения военной службы для большей части представителей данного типа начинает размываться и утрачивается, и они активно начинают искать варианты, альтернативные военной службе.

Умеренно дезориентированный тип характеризуется склонностью к увольнению из Вооруженных Сил РФ. Ближайшим и вероятным событием в своей жизни после окончания срока службы (контракта) представители данного типа считают увольнение с военной службы. Они, как правило, еще до окончания контракта уже нашли для себя выгодную, с их точки зрения, работу, а иногда «совмещают» ее со службой. Данные офицеры не ждут положительного решения жилищной проблемы и не будут продлевать контракт и, тем более, у них не возникает желания служить до предельного срока службы. Военная служба для них является некоторой обязанностью, которую необходимо исполнять не более того срока, на который они согласились для того, чтобы получить за счет государства высшее образование. В подавляющем большинстве офицеры с таким типом ориентации жалеют о своем опрометчивом выборе в пользу военной профессии. Для них ценности военно-профессиональной деятельности утрачены. Свои жизненные успехи они связывают с выгодной работой, не требующей напряжения и самоотдачи.

Высокодезориентированный тип характеризуется ярко выраженным стремлением уволиться из ВС РФ при первой возникшей возможности. Молодые офицеры с таким типом ориентации давно и твердо решили для себя, что военная служба - это не для них. Как правило, такие офицеры поступали в вуз без желания, по рекомендации и настоянию родителей или из-за отсутствия альтернативной возможности поступить в гражданский вуз, нетвердых знаний и финансовых возможностей у родителей. Это единственный тип, который отвергает (не приемлет) для себя вероятность продления контракта и службы до пенсии или предельного возраста. Более того они становятся активными проводниками и носителями негативной информации о военной службе и Вооруженных Силах РФ в целом, что пагубно может отразиться на тех, кто идет им на смену.

Тот факт, что каждый четвертый молодой офицер (примерно равно 24 %) дезориентирован и сомневается в правильности выбора своей профессии, не в последнюю очередь предопределен размыванием патриотических ценностей в СМИ. Об этом говорят данные социологических исследований, это находит отражение в общественном сознании и признается в верхних эшелонах власти. Потеря офицерских кадров оборачивается для ВС РФ и государства тяжелыми последствиями. По данным Счетной палаты только от отсева трети лейтенантов, уволенных в течение первого года службы, экономические потери оцениваются в 16 млрд рублей. Если эту сумму дополнить еще и потерями от отсева курсантов за годы обучения в вузе, то прямые финансовые потери государства составляют около 25 млрд рублей.3

Поэтому для общества было бы полезней говорить в СМИ о путях выхода из кризисного положения не только Вооруженных Сил, но и государственных структур в целом, тем самым укрепляя в сознании молодежи необходимость служения народу, Отечеству и национальной безопасности в новых условиях однополярного мира.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1.    Сергеев В. Молодежь и город: лицом к лицу. М., 2002. С. 209.

2.    Фаличев О. Престиж воинской службы// Независимое военное обозрение. 2004. 10-16 марта.

3.  Военно-социологические исследования. Сборник статей. № 3(7). М., 2004. С. 57.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации