А СРОКУ СТАЛО СОРОК СОРОКОВ

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

№ 3(20)/2007

Полковник В.Б. ТИТОВ,

доктор педагогических наук, доцент

майор И.О. ДРОБОТ,

кандидат педагогических наук

А СРОКУ СТАЛО СОРОК СОРОКОВ?

Отношение у офицерского состава к принятым 19 марта 2007 года изменениям в порядке прохождения службы неоднозначно. Поэтому мы считаем важным довести до военно-научной общественности результаты проведенных исследований процессов профессионализации офицерских кадров РВСН.

 Сравнительные данные, полученные при анализе работы государственных аттестационных комиссий в ввузах и отзывов на выпускников за последние годы, свидетельствуют о неустойчивости профессионального становления офицеров МО РФ. Ряд современных исследователей военного образования отмечают общую для силовых министерств и ведомств тенденцию снижения уровня обученности военнослужащих, потерю интереса к службе, стремление к досрочному увольнению. В системе военного профессионального образования государства наблюдается ведомственная разобщенность.

Для парирования указанных тенденций должны быть созданы научные основы интеграции военных образовательных учреждений в рамках системы непрерывного образования офицерских кадров и предложены новые модели обеспечения преемственности уровней военного профессионального образования в рамках следования основным принципам государственной политики в области профессионального образования.

Решению задач обеспечения преемственности элементов системы профессионального становления и непрерывности профессионализации офицеров может способствовать разработка концептуальной модели системы профессиональной подготовки. Использование модели позволит согласовать процессы формирования профессионально важных качеств (ПВК), соответствующих этапам профессионализации: этапу адаптации в должности; этапу устойчивого выполнения функциональных обязанностей и этапу обладания воинским мастерством.

Каждый офицер, начиная с момента подписания первого контракта и заканчивая увольнением в запас, проходит определенные этапы службы. При этом множество специальностей, которые получают офицеры в высшем учебном заведении, перечень конкретных должностей, занимаемых в течение службы, мероприятия по повышению квалификации, переподготовке, получению военного образования оперативно-тактического и оперативно-стратегического уровня, позволяют моделировать индивидуальную профессиональную траекторию. Задачей органов управления военным образованием, кадровых органов является построение подобной траектории профессионализации офицера. Прохождение именно этой траектории гарантирует необходимый уровень компетентности офицера при выполнении им обязанностей на конкретной должности.

В Военной академии РВСН имени Петра Великого в 2003-2006 гг. проводились исследования системы профессионального становления офицерских кадров РВСН.

Результаты этих исследований (2003-2006 гг.) показывают:

- более 30% офицеров находились на должности менее 2 лет, что является недостаточным для прохождения полного цикла профессионализации, заканчивающегося этапом обладания мастерством;

- более 40% офицеров на этап адаптации в должности отводят менее полугода (один период обучения), что недостаточно как для возникновения эффекта узнавания и припоминания той учебной информации, которой обладал офицер, проходя обучение в ввузе, так и для первичного усвоения военнослужащим норм, необходимых приемов, техники, технологий;

- продолжительность этапа устойчивого выполнения своих обязанностей на необходимом (требуемом) уровне в занимаемой должности сроком менее одного года наблюдается более чем у 45% опрошенных.

Экспертный опрос офицеров - слушателей показал, что в должности офицеру необходимо пробыть около двух лет. (Полгода - этап адаптации, один год - этап устойчивого выполнения функциональных обязанностей, полгода - этап овладения мастерством.)

Из анализа времени нахождения офицеров в должности (рис. 1) следует, что на первичных должностях большинство офицеров-выпускников находится менее года. При этом именно эта категория должностей является, по заявлениям руководства ВС РФ, наиболее проблематичной в плане уровня подготовленности. Однако в условиях нехватки командиров в звене отделение-группа офицер не успевает получить опыт на одной должности, как его уже выдвигают на повышение.

А СРОКУ СТАЛО СОРОК СОРОКОВ

 Естественно, что на этих должностях офицеры имеют низкую классную квалификацию (рис. 2).

А СРОКУ СТАЛО СОРОК СОРОКОВ

Это связано, в том числе, и с требованиями руководящих документов по срокам повышения и подтверждения классной квалификации. Хотя классная квалификация является в некоторой степени формальной оценкой компетентности офицера, она показывает качество работы органов боевой подготовки по повышению уровня подготовленности офицерских кадров. Учитывая, что срок прохождения службы от лейтенанта до капитана составлял 3-4 года, а согласно принятому указу он увеличивается до 6 лет, следует, что на должности от начальника отделения и выше будут приходить офицеры с большим опытом работы. Безусловно, это должно способствовать повышению качества руководства групповым, дивизионным и полковым звеньями.

На рис. 3а снизу под линией времен отражены формально основные командно-штабные должности, занимаемые последовательно офицерами (в т.ч. офицерами РВСН) в процессе службы, и соответствующие штатно-должностные категории (ШДК). На рис. 3б ниже временной оси расположены звания в соответствии со старыми и новыми сроками службы в воинских званиях.

Формально принятые в соответствии с Указом № 364 от 19 марта 2007 года меры растягивают срок службы на каждой должности приблизительно на полгода-год. Это позволит каждому офицеру проходить повышение квалификации в военных учебных заведениях и накапливать в необходимом количестве тот профессиональный опыт, который является необходимым условием для дальнейшего продвижения по службе (занятия вышестоящих должностей). В результате появляется возможность качественно совершенствовать траекторию профессионализации офицера на протяжении его службы по сравнению с предыдущими сроками получения очередных воинских званий. Кроме того, увеличение сроков прохождения военной службы в воинских званиях позволит создать необходимый кадровый резерв (кандидатов на вышестоящие должности).

А СРОКУ СТАЛО СОРОК СОРОКОВ


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации