ЧЕМУ УЧИТЬ - СЛУЖБЕ ИЛИ ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА

Вестник Академии военных наук, №2, 2005. стр. 164-169

ЧЕМУ УЧИТЬ - СЛУЖБЕ ИЛИ ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА?

Полковник А.А. КОРАБЕЛЬНИКОВ,

доктор военных наук, профессор,

действительный член АВН

Вот уже почти пятнадцать лет идет реформиро-вание Вооруженных Сил. В этот период произо-шел развал советских Вооруженных Сил, всей гро-моздкой военной системы.

Офицеры потеряли общее Отечество, оказав-шись в армиях различных государств, в основных бывших республиках СССР. А офицерский корпус России за этот период пережил немало трудно-стей. В результате обвальных сокращений и не-продуманных мероприятий военной реформы его представители оказались разбросанными по раз-ным силовым структурам. Многие вынуждены были уйти на «гражданку» и в этой связи образо-вался значительный некомплект младших офице-ров, которые по-прежнему бегут из армии из-за неудовлетворительных условий службы. Добро-вольно покидают Вооруженные Силы ежегодно от 30 до 60 тысяч офицеров, из них почти половина в званиях от лейтенанта до капитана. 10-11 тысяч курсантов, отбыв два года в военных училищах, пе-реходят в гражданские вузы. Уходят не только кур-санты и лейтенанты, но и золотой фонд армии - капитаны и майоры, получившие значительный служебный и боевой опыт.

Несмотря на наличие более чем пятидесяти высших военно-учебных заведений, первичные офицерские должности до сих пор приходится пополнять в принудительном порядке, «по при-зыву» - выпускниками военных кафедр граж-данских вузов, которым из-за их низкой подго-товки и недисциплинированности, как показал опыт, нельзя доверять командовать солдатами. Тем не менее в звене «рота - батальон» 90% офи-церов - «двухгодичники», 30% из них после года службы уже знают, что в армии не останутся, чувствуют себя временщиками.

Сохраняются и многие другие хронические проблемы офицерского корпуса. Так, к началу второй чеченской войны лишь 29% населения России испытывало доверие к армии (в два раза меньше, чем в конце 80-х), в то время как 52% от-носилось к этому государственному институту по крайней мере опасливо и настороженно, все ча-ще обвиняя армию в неблаговидных поступках. При таком искусственно и сознательно сформи-рованном отечественными СМИ отношении к Вооруженным Силам престиж офицерского зва-ния, военной службы значительно снизился (ча-стично он был восстановлен только благодаря ус-пешным действиям войск по разгрому вооружен-ных сил Чеченской Республики).

Жилищная проблема в Российской Армии по-прежнему остается одной из трудноразрешимых. Почти каждый третий офицер не имеет своего жи-лья. Хуже того, перспективы на его получение в связи с принятием новых законов в ближайшем будущем весьма туманны.

В материально-денежном отношении офицер-ство продолжает бедствовать, вынуждено «подра-батывать», пускаться нередко в сомнительные авантюры ради выживания семьи. Оклады, несмо-тря на эпизодические повышения, остаются ми-зерными. Учитывая, что у многих военнослужащих - офицеров жены не работают, можно констатиро-вать их нищенское существование: у командиров взводов сумма денежного содержания составляет от 29 до 52% прожиточного минимума, а команди-ров батальонов - от 46 до 82%.

Печальная история российских Вооруженных Сил частично повторяется. Ее уроки в отноше-нии офицерского вопроса усваиваются с трудом. Достоинство офицера по объективным и субъек-тивным причинам по-прежнему унижается и в период службы, и после увольнения. Остается надеется на соблюдение законов и заботу госу-дарства, которое на собственном поучительном опыте вроде бы начинает осознавать основопо-лагающую роль офицерства в строительстве и ре-формировании Вооруженных Сил, обеспечении его военной безопасности. И как бы не склады-вались судьбы России, нашей армии, один из главных уроков их многострадальной истории звучит так: «Берегите командира! Это было важ-но вчера, это нужно сегодня, это будет жизненно необходимо завтра. Россияне! Берегите коман-дира Российской Армии!» Для преподавателей военных вузов этот лозунг также сейчас особо актуален, необходим и своевременен. В системе военного образования суть его лежит в плоско-сти обучения и воспитания командира.

Даже в большом перечне проблем у препода-вателей не только гражданских заведений всех сфер образования - школ, институтов и т.д., но и в военных учебных заведениях все более остро встает вопрос, к чему нужно готовить граждан-скую молодежь (юношей, девушек) и офицеров - к службе в армии или к защите Отечества, осо-бенно в условиях постоянного воздействия отме-ченных выше проблем армейской реальности. К сожалению, очень многие, включая отдельных военнослужащих-преподавателей вузов, на этот вопрос отвечают, что это одно и то же.

На самом деле зашита Отечества, служба в ар-мии (равно и в других войсках, воинских формиро-ваниях и органах) далеко не равнозначные поня-тия. Тут требуются некоторые пояснения.

Для правильного ответа на поставленный воп-рос необходимо обратиться к самым тяжелым пе-риодам в истории нашей Родины с такой позиции: всегда ли Вооруженные Силы защищали Отечест-во и были ли моменты, когда их представители иг-рали разрушительную роль или самоустранялись от исполнения своего основного назначения?

Как известно, все силовые структуры государ-ства являются инструментом в руках высшего во-енно-политического руководства страны и только тогда выполняют свои основные функции, когда это руководство действует в интересах народа и го-сударства. Это возможно в том случае, когда в стране реализуется собственная патриотическая, национальная концепция развития и управления. Если же в государстве нет собственной концепции, то независимо от того, что официально провозгла-шают руководители, они реально работают на чу-жую концепцию, в интересах ее хозяев, которые могут находиться за тысячи километров от границ государства и даже совсем на другом конце земли.

Самое интересное заключается в том, руководи-тели могут не осознавать этого и искренне считать, что они действуют в интересах своего народа и госу-дарства (как иногда хочется поверить в эту байку).

Из всего множества примеров, подтверждаю-щих поражение России или утерю ее государст-венной независимости, необходимо остановить-ся на последнем, живыми свидетелями которого мы являемся.

Так, в 1991 г. армия, войска МВД и КГБ вместо того, чтобы исполнить свой долг, способствовали реализации директивы Совета национальной без-опасности США от 18 августа 1948 г. №20/1 по развалу СССР. Результатом такого действия сило-вых структур было разрушение Советского Сою-за, формирование базы для межнациональных и межконфессиональных и других вооруженных конфликтов, миллионы беженцев, огромные людские, материальные, моральные и территори-альные потери, размер которых давно и много-кратно превысил потери СССР за годы Великой Отечественной войны. В результате Россия утра-тила независимость, превратилась в сырьевой придаток «развитых» стран, которые грабят нашу страну и уничтожают народ, но только не силой оружия, а методом «культурного сотрудничества» (лишение средств к существованию, информаци-онный, алкогольный, табачный и наркотический геноцид). Причина этих страшных потерь не в том, что наши солдаты, офицеры и генералы си-ловых структур плохо служили, а наоборот в том, что служили они очень даже хорошо, но только своим начальникам, а не Родине, следовательно, и не защитили ее, когда правящая «элита» преда-ла народ. Руководители силовых структур не ис-полнили своего служебного долга перед народом по защите Отечества, хотя и были отличными слу-жаками и дослужились до самых высоких воин-ских званий. Просто служили они бездумно и без-ответственно, как биороботы, а не как думающие люди - защитники Отечества, а в самый ответст-венный момент для страны и народа струсили и побоялись взять на себя ответственность и испол-нить свой служебный долг.

Расплата за трусость приходит неминуемо. Это касается не только людей, но и силовых структур. Наша Российская Армия в последние 15 лет фак-тически без боев разгромлена. Здесь уместен при-мер с трагедией, постигшей наши танковые войска с их разрушением. Происшедший в 1941 г., танко-вый погром незаметно для граждан страны повто-рился и в 1990-х годах. Суть первого погрома за-ключается в следующем. На 1 июня 1941 г. в Запад-ных округах насчитывалось 13718 танков, во внутренних округах - 3493 танка, в южных округах -1263 танка, на Дальнем Востоке - 6123 танка, кроме того на складах и ремонтных базах имелось свыше 1000 танков. Всей этой танковой армаде Красной Армии первого стратегического эшелона Гитлер противопоставил 3562 танка и штурмовых орудия. И уже к 10 июля 1941 г. потери сторон только по танкам составили в Красной Армии 11783, в вой-сках вермахта - 350 единиц. Суть второго танково-го погрома: если к концу 1991 г. в Советском Сою-зе в строю было 63900 танков и примерно столько же БМП, то сейчас в России вряд ли окажется бое-готовных, не разукомплектованных (не разворо-ванных) хотя бы 5000 танков и БМП. Трагедия по-вторилась как фарс! Погром осуществлялся своими руками, сами в соответствии с международными договорами порезали танки на металлолом. Третий танковый погром произошел в Чечне в 1995 г. По-тому, что политики не понимали специфики при-менения танков, а военные руководители повинны в том, что не посмели от политиков потребовать, чтобы те не вмешивались в проведение боевых действий, раз они уже начались.

Когда используются танковые соединения и ча-сти - это уже война. А война продолжается до бе-лого флага. На войне действуют законы военного времени, это совсем другие законы, чем те, к кото-рым мы привыкаем в мирный период. Поэтому к «шипению» и воплям Сахаровых, Ковалевых и им подобных предателей в период боевых действий прислушиваться преступно.

Та же участь постигла и органы безопасно-сти. Существует закон: каждый должен испол-нять то, к чему его обязывает положение. Если человек (структура) не делает этого, то его (ее) положение могут уничтожить сначала мораль-но, а потом и физически.

Таким образом, основной причиной наших по-ражений является то, что в стране людей готовили к службе в армии, а не к защите Отечества. Офи-церский состав страдал, да и сейчас страдает верноподданничеством.

Чтобы воины и все дееспособные граждане были не только служаками, но и защитниками Отечества, они должны обладать как минимум четырьмя качествами.

Первое - любовь к Родине, а не к начальству.

Истинный патриотизм человека состоит не в том, сколько хвалебных слов произнесет он в ад-рес нашей армии, родной земли, учреждения (во-инской части), а в том, сколько полезного сдела-ет для Отечества бескорыстно, от щедрой души. Патриотов, которые любят Родину за особую плату, у нас предостаточно, а вот тех, кто ее ре-ально защищает - маловато.

Второе - высокая духовность. Духовность - это произведение интеллекта и нравственности чело-века. Интеллект - это сплав знаний и трудовых на-выков в сочетании с умением их применять для до-стижения поставленных целей. Нравственность - это сумма положительных и отрицательных ка-честв. Нравственность бывает положительной, когда человек творит добро не только для себя, своей семьи, но и для Отечества, или отрицательной, ко-гда человек творит зло. О высокой духовности мож-но говорить только при положительной нравствен-ности, сочетающейся с высоким интеллектом. Ис-тория человечества учит, что особенно опасны высокообразованные интеллектуалы с отрицатель-ной нравственностью на высоких руководящих по-стах. Чем выше должность, занимаемая такими людьми, тем больше они принесут вреда для Отече-ства. Примеров этого не счесть даже для периода жизни России, свидетелями которого мы являемся.

Третье - гражданское мужество, которого так не хватает нам всем, прежде всего офицерам.

Гражданское мужество - это готовность челове-ка ради интересов Родины и народа пожертвовать своим служебным положением, а может быть и по-ложением в обществе.

Меньше всего гражданского мужества у началь-ства, причем наблюдается такая закономерность: чем выше воинское звание и занимаемая долж-ность, тем трусливее их обладатель, так как ему есть что терять. Одного воинского мужества для за-щиты Отечества недостаточно, в мирное время особенно важно иметь гражданское мужество.

Четвертое - понимание всеми людьми сути со-бытий и явлений, происходящих на всех уровнях: от семейных до глобального.

Это требует освоения прежде всего молодежью целостного мировоззрения. На основе мировоз-зрения формируется миропонимание, затем - оценка событий и явлений, лишь после этого чело-век принимает решение и действует. Человек, имеющий целостное мировоззрение, правильно пони-мает суть происходящих событий и явлений, его очень трудно и даже невозможно обмануть и пове-сти по ложному пути. Не потому ли вопросы миро-воззренческих основ безопасности человека, Оте-чества - государства вообще были исключены из учебного процесса даже в советское время. Взамен этого нам преподносили марксистскую филосо-фию, которая формировала нецелостное материа-листическое мировоззрение, в центре которого была теория классовой борьбы, что маскировало дымовой завесой другие формы борьбы - между концепциями, расами, конфессиями, нациями, кланами, этносами, мафиями.

Не включены мировоззренческие вопросы в программы обучения и сейчас, за редким исключе-нием (по личной инициативе наиболее патриотически настроенных и грамотных преподавателей) они отрабатываются в учебном процессе.

Следует отметить, что как в советское время, так и сейчас патриотическое воспитание в учебных заведениях, прежде всего в военных вузах, было на достаточно высоком уровне, а всем вопросам ду-ховно-нравственного воспитания, выработке гра-жданского мужества внимания практически не уделялось и не уделяется.

Мировоззренческие вопросы в средних учеб-ных заведениях вообще не рассматривались, а в высшей школе у будущих руководителей форми-ровалось не в полной мере отвечающее реалиям материалистическое мировоззрение. Не в этом ли и состоит основная причина того, что советские силовые структуры не выполнили своего долга по защите социалистического Отечества? Не спасут они от развала и Российскую Федерацию, если мы не сделаем правильного вывода из печальных уро-ков истории нашей Родины.

Патриотизм, высокую духовность, граждан-ское мужество и целостное мировоззрение необ-ходимо прививать как в учебном заведении, так и в семьях. Эта работа должна вестись непрерыв-но. Только тогда мы подготовим настоящих за-щитников Отечества, а не служак - биороботов, которые за деньги по приказу хозяев будут, не ду-мая, убивать кого угодно.

Есть необходимость коротко раскрыть подходы к реализации указанных актуальных вопросов при обучении в военно-учебных заведениях.

О воспитании патриотизма. Для того чтобы внушать слушателям идеи патриотизма, надо пре-подавателям самим проникнуться ими настолько, чтобы эти идеи были выражением нашего внутрен-него «Я». Это возможно только тогда, когда в служ-бе видишь не одну непременную необходимость трудится из-за куска хлеба, а высший нравствен-ный долг. Сейчас, чтобы это иметь в офицерской среде, требуется или полное духовное перерожде-ние в смысле патриотизма, или оставление службы и предоставление места другим, более способным воспринять идеи и дело любви к родине. Главная ошибка армейской системы состоит в том, что ши-роко открыв двери для желающих поступить в ака-демию и - в военное училище, мы установили ме-рилом приема научную подготовку (знания) и упу-стили из виду, что дух причастности к жизни страны, ответственности за судьбу народа не до-бывается изучением английского языка и алгебры, а дается воспитанием.

Для развития истинного патриотизма необхо-димо пробудить сознание народа и приобщить его к животворному источнику знаний родной исто-рии, из которого следует черпать мысли и убежде-ния о величии нации, примеры истинной гордости за предков, надежду на преодоление трусости и ли-шений, веру в будущее нации.

Содержание воспитания у слушателей акаде-мии гражданственности, патриотизма, человечно-сти, стремления к достойному служению Отечест-ву, многообразие и разноплановость которого диф-ференцируется в зависимости от его задач, реализуется по целому ряду направлений. К этим направлениям, на наш взгляд, относятся: духовно-нравственное, историческое, политико-правовое, социокультурное, патриотическое, профессионально-деятельностное, психологическое.

Все эти направления тесно взаимосвязаны меж-ду собой и используются как составляющие едино-го процесса на основе комплексного использова-ния преимуществ и особенностей каждого из них.

Теперь о духовности. Былое духовное богатство нации надо бы извлечь из архива и обратить в арсе-нал воспитания российских офицеров. Где начина-ется формирование воинского духа офицеров? Ко-нечно же, в военно-учебном заведении. Но могут ли решить данную задачу давно сделавшиеся «штатскими» военно-учебные заведения?

Война как стихия опасности и управления людьми, как борьба характеров, мнений, интере-сов, мотивов - все это требует от офицера твердой и непреклонной воли. Воспитание воли может до-стигаться одновременно двумя путями: воздейст-вием окружающей среды и специальной обстанов-ки, приноровленной для целей воспитания самого человека, и работой его духа.

Центральной целью воспитания воли офицера является развитие в нем умения управлять собой, что обеспечивается: осознанием им необходимо-сти воспитания и совершенствования воли; знани-ем своих духовных и психологических способно-стей и возможностей; пониманием направлений, путей, методов и средств самовоспитания воли; ре-гулярной тренировкой способностей и умений уп-равлять своими эмоциями и чувствами; исполне-нием волевых качеств в условиях опасности, рис-ка, стресса; накоплением опыта волевого поведения в обычной и экстремальной ситуациях.

Стартовое начало всему этому процессу призва-но дать преподавание практической психологии, прежде всего раздела психологии личности. Само-познание, нацеленное на понимание сильных и сла-бых сторон человека, особенностей национального характера, возрастной специфики и мужской психо-логии, создаст необходимую научно-практическую основу для работы слушателей, курсантов над собой.

Данный подход позволяет выйти с предложением об изменении системы психологической подготовки в военно-учебных заведениях: назрел переход от по-знавательно-образовательной системы к практиче-ски целесообразной, отвечающей потребностям дан-ного возраста, пола, национальности и профессии. Практическая направленная психология должна стать для офицера столь же профессионально-значи-мой, как и самый важный предмет специализации.

Говоря о духовности, будет не совсем корректно обойти вопрос о вере офицера. Вера - это призна-ние чего-либо без доказательности, как существу-ющего или имеющего место быть.

Для офицера веру по своему содержанию целесо-образно подразделить на следующие виды: вера в се-бя (в свое предназначение, силы, способности т.д.); вера в свое призвание, правильность выбора нужно-го пути; вера в людей (доверие к ним); вера в успех (задуманного); вера в победу (над врагом); вера в се-мью, род, нацию, народ; вера в начальников (коман-диров), в их способности, профессионализм, про-зорливость, мудрость, справедливость; вера в Бога.

Автор не претендует на истину в последней ин-станции в данном вопросе. Количество видов веры и их иерархия могу быть и иными. Каждый из пе-речисленных видов веры значим сам по себе и, имея свои исторические корни, значительно отли-чается по содержанию у людей других националь-ностей. Вера в себя, к примеру, имеет разное значе-ние для русского, американца, китайца или араба. По-разному она и укрепляется. В работе по укреп-лению веры офицеров преподавателям следует ис-ходить из характеристики русского человека, на-пример, данной В. Ключевским: «Ему легче одо-леть препятствие, опасность, неудачу, чем с тактом выдержать успех; легче сделать великое, чем осво-иться с мыслью о своем величии. Он принадлежит к тому типу умных людей, которые глупеют от при-знания своего ума».

Даже по этой одной (из многочисленных) харак-теристик можно сделать вывод о необходимости творческого подхода к воспитанию и укреплению ве-ры в себя в ходе образовательного процесса офицера.

Точно так же обстоит дело и с другими составляющими веры, дать характеристики которым просто не позволяет объем статьи. Однако есть смысл коротко остановиться на религии как основы веры в Бога. Применительно к вере в Бога при воспитании офице-ров, а следовательно, и солдат, целесообразно исхо-дить из следующих аксиом, проверенных героическим прошлым нашей армии: объединять людей мо-жет только единоверие, ибо нельзя одновременно служить двум и более богам; искать духовной мудро-сти надо не на стороне, а в отеческом доме; в военном деле веру необходимо если не культивировать, то це-лесообразно признавать как мобилизующую силу.

Вышеизложенное базируется на свидетельствах участников войны. Если в мирное время многие и считали себя атеистами, то в окопах атеистов ста-новилось мало. На уровне бытовой религиозности зачастую она присутствует.

Заканчивая раскрытие вопросов воспитания офицеров, следует еще раз подчеркнуть мысль о том высочайшем значении, которое в формирова-нии и развитии нравственных качеств играют воен-но-учебные заведения. Будущее армии куется в сте-нах военно-учебных заведений. А раз так, то они должны быть на высоте современных требований.

Учитывая, что в военных училищах учатся мо-лодые люди с малым жизненным опытом, откры-той душой и уязвимой психикой, надо отдавать се-бе отчет о том, насколько важен подбор для воен-но-учебных заведений преподавательского и командного состава.

Особенно остро эта проблема в настоящее вре-мя стоит для военных академий. Снижение долж-ностной категории, ограничение в социальных правах по всем направлениям привело к тому, что в среде преподавателей военных академий стало много людей, равнодушных к военному делу, «на-емников от педагогики».

С учетом вышеизложенного, невзирая на труд-ности, необходимо смело ставить на повестку дня решение трех проблем: создание в академиях сис-темы подготовки педагогических кадров; очище-ние педагогических кадров от людей равнодуш-ных, малопригодных для воспитания патриотиче-ского и воинского духа; привлечение в академию лучших кадров, для чего необходимо выработать систему стимулов преподавательского труда.

При обращении лицом к преподавательскому составу можно рассчитывать на эффективное осу-ществление задач офицерскими кадрами, прежде всего командными.

Необходимо коротко остановиться и на содержа-тельной части в подготовке офицеров. Нет сомнения в том, что каждый военный должен обладать боль-шим запасом знаний, ибо это поможет ему подчинить себе реальные факторы войны, но он должен верить в силу вдохновенного творчества, позволяющего овла-деть и ирреальными факторами войны. Военное ис-кусство помогает не только в проведении стратегиче-ской операции - оно может быть проявлено и в бою. Мастером военного искусства является тот, кто в бой, тактические действия, сражения вдохнет душу, то есть оживит мертвый шаблон дыханием вдохновения.

Можно ли достичь подобного, когда содержа-ние учебно-воспитательного процесса, руководящие документы отражают реалии несуществующей действительности. А в переработанные документы, прежде всего боевые уставы, внесли некоторые смысловые изменения, а содержательная часть ос-талась прежней.

Такой подход вызывает недоверие к изучаемому материалу по следующим составляющим: социаль-ный строй иной; нет той армии, применительно к которой разрабатывались уставы; вооружение и военная техника не соответствуют эксплуатируе-мой организационно-штатной структуре; возмож-ности по материальному обеспечению не соответ-ствуют потребностям боя. Однако самым важным из изложенных негативных факторов является то, что отрабатываемые сценарии оперативно-такти-ческих задач не соответствуют военным угрозам, характеру войны будущего. Вполне естественно, что подобное содержание образовательного про-цесса не будет способствовать развитию у обучае-мых вдохновенного творчества.

Необходима коренная перестройка содержания учебного процесса в академиях. Образование должно быть построено так, чтобы оно питало ум, не искушало бы душу обучаемых.

Анализ военно-политической обстановки, уг-роз военной безопасности России свидетельствует об активной подготовке к третьей мировой войне под вывеской борьбы с «международным терро-ризмом». Главным полем битвы предполагается территория России. Следовательно, мы должны готовиться к ведению войны по защите своего Оте-чества, а не к мифическим региональным, локаль-ным и прочим войнам. А это обусловливает обуче-ние по соответствующим оперативно-тактическим задачам с отработкой широкого спектра способов действий, в том числе и партизанских.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что выбор военной профессии не по призванию, от-сутствие должного образования, недостаток обще-го и военного образования, отсутствие необходи-мых моральных качеств являются главными при-чинами служебных и общественных дефектов в офицерской среде, которые, помимо того, что на-носят значительный ущерб самой службе, являют-ся помехой в восстановлении престижа профессии офицера, ее привлекательности.

А посему автор на основе опыта своей 12-лет-ней преподавательской работы в академии, посто-янного мониторинга службы выпускников в вой-сках считает, что сейчас необходима титаническая работа прежде всего преподавателей академий по формированию и передаче знаний, воспитанию слушателей, возрождению заветов и традиций, по восстановлению офицерских традиций, преемст-венности поколений в достойной службе по защи-те Отечества, по возвращению звания офицера на должную высоту. Служение России человеком в офицерском мундире должно быть делом чести.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации