ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ ДЛЯ СИЛОВЫХ СТРУКТУР РОССИИ (ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Вестник Академии военных наук, №1, 2005. стр. 135-140

ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ ДЛЯ СИЛОВЫХ СТРУКТУР РОССИИ (ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

В.И. БЕЛОУС,

доктор исторических наук,

профессор, действительный член АВН;

С.В. ЗАРУБИН,

полковник милиции,

кандидат юридических наук, доцент

Проблема подготовки офицерских кадров для армии и других силовых структур всегда являлась актуальной для отечественной и западной исторической науки. В России с давних времен было принято считать, что в основном офицерский корпус, в силу своей образованности, культуры, профессионализма является элитой общества. Так было в XVIII, XIX веках, второй половине 20-х и вплоть до середины 80-х годов XX столетия.1 Однако смена парадигмы на рубеже 80-х - 90-х годов XX века развеяла этот ореол российского офицера. С помощью «ощипанных перьев», в угоду очередной политической конъюнктуре, началось сознательное шельмование Вооруженных Сил, органов безопасности и правопорядка. А посему восстановление исторической справедливости суть важная задача современных исследователей истории силовых структур Российского государства вообще и подготовки офицеров в частности.

История подготовки профессиональных офицерских кадров в России восходит к эпохе Петра I. Уже в 1696 году для изучения военной науки и подготовки офицерских кадров из лучших дворянских фамилий было отобрано 150 человек и отправлено за границу. В 1698 году их куратор майор А. Вейде представил Петру I доклад, в котором говорилось, что только с обученными офицерами регулярная армия способна одерживать победы.2 Для подготовки офицеров во вновь формируемые российские полки было составлено «Строевое положение или воинские артикулы».3 Одновременно были подготовлены такие документы как «Ротные пехотные чины», «Статьи воинские», изданы инструкции «Пункты командующему над каждым батальоном», «Учреждение к бою», «Правила сражения».4 В 1716 году был создан Устав воинской, а в 1720 г. - Устав морской.5

Но ни подготовка офицеров через гвардию, ни прием на службу иностранных офицеров не могли полностью обеспечить русскую армию профессионально подготовленным офицерским составом. Без специальной систематической подготовки офицеров, знающих пехотное, артиллерийское, кавалерийское и инженерное дело, нельзя было и думать о дальнейшем развитии военного искусства. Поэтому необходимо было учреждать военные учебные заведения. В 1690 году была открыта «Школа мореходных наук». В 1698 году при Преображенском полку была создана первая российская артиллерийская школа. Ее учебная программа включала изучения арифметики, геометрии, фортификации, артиллерии. В 1715г. была открыта Морская академия. В 1731г. - Шляхетский кадетский корпус. В корпусе изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, фортификацию, артиллерию, рисование, шпажное искусство. Из гражданских наук - историю, географию, юриспруденцию, танцы и музыку. Особенностью этого периода было то, что Петру I «удалось поставить в прямую зависимость продвижение по службе от образования и реальных заслуг офицера...»6. Вместе с тем военно-педагогическая система того времени отличалась крайне жестокими методами принуждения к учебе, а присвоение чина было поставлено в зависимость от ее результатов. В свою очередь выдающиеся полководцы П.А. Румянцев, А.В. Суворов, М.И. Кутузов учили своих офицеров проявлению смекалки, инициативы, творчества. Армия служит не для смотров и парадов, - говорили они, - а для ведения боевых действий. По их мнению, решающей силой на войне является офицер, обладающий высокими морально-боевыми качествами, дисциплинированностью, в совершенстве владеющий оружием и знанием «таинства побиения неприятеля».

XIX век поставил вопрос об организации высших военно-учебных заведений. До 30-х годов XIX столетия в России существовали только средние военные учебные структуры - кадетские корпуса. Пять кадетских корпусов выпускали в армию ежегодно до 120 офицеров, имевших в лучшем случае строевую подготовку и вовсе не знавших основ штабной работы.7 В то время как Англия, Франция, Австрия, Пруссия в первой четверти XIX в. уже имели высшие военные школы.8 В 1832г. открылась Императорская (Николаевская) военная академия. Она учреждалась для образования офицеров к службе генерального штаба и «для вящего распространения знаний в армии». За период 1832 - 1850гг. из войск в академию поступил 351 офицер, окончило 235.9

Во второй половине XIX в. военным министром Д.А. Милютиным была проведена реформа военно-учебных заведений, выразившаяся в упразднении кадетских корпусов. Вместо них были организованы военные гимназии и военные училища. Кроме того, были созданы юнкерские училища и готовившие для них контингент учащихся военные прогимназии. В этот же период была реформирована академия, а также были созданы новые военные академии: артиллерийская, инженерная, морская, юридическая. Кадетские корпуса были преобразованы в военные гимназии с усиленной общеобразовательной программой, а из специальных классов кадетских корпусов были созданы для пехоты три военных училища - Павловское и Константиновское в Петербурге и Александровское в Москве. Военная реформа была тем более важна, что офицеры выпускались не только в гвардию и армию, но определенная их часть по прохождении установленного военного ценза рекрутировалась в полицию и жандармский корпус. Отметим в этой связи, что корпус жандармов комплектовался исключительно из офицеров-дворян, прослуживших как минимум два года в гвардии или кавалерии, имеющих военное образование, обладающих повышенными профессиональными знаниями, отменной стрелковой, силовой, кавалерийской подготовкой и безупречными моральными качествами.

К сожалению, следует отличить низкое качество общеобразовательной подготовки и успеваемости кадетов и юнкеров.10 Данное обстоятельство послужило основанием к изменению методики преподавания в военной школе. От аудиторно-лекционного метода пришлось перейти к классной системе. Кроме того, в военных училищах совершенно игнорировалось изучение методики обучения солдата. Да и в политическом отношении будущий офицер был абсолютно безграмотным. В области военной психологии будущие офицеры также не получали «никакой теоретической подготовки».11

Двойная и резкая смена парадигмы общественного развития России в феврале и октябре 1917г. поставила и новые задачи по подготовке новых командных кадров для РККА. Обусловлено это было гибелью десятков тысяч русских офицеров в годы 1-й мировой и Гражданской войны. Армия практически осталась без профессионального офицерского корпуса. Идея разрушить «до основания, а затем...» была доминантой и военной политики большевиков. Разрушить, конечно, легче, а вот создавать...

Тем не менее, в условиях враждебного окружения советской республике пришлось не только создавать свою армию и другие силовые структуры, но суровая необходимость потребовала развернуть и широкую сеть командных курсов, военных школ, училищ и академий. По личному указанию лидера большевиков В.И. Ленина в 1918 г. была создана первая Московская пулеметная школа. В феврале 1918 г. Совет народных комиссаров утвердил «Основные положения об ускоренных курсах по подготовке командного состава РККА. Приказом народного комиссара по военным делам от 14 февраля 1918 г. на их основе открылись 13 командных курсов в Москве, Петрограде, Ораниенбауме, Твери, Казани».12

Курсы готовили командиров и политработников для пехоты, кавалерии, артиллерии, инженерных войск, войск связи, автоброневых и других частей, а также оружейников, медиков и т.д. Эти курсы положили начало развертыванию сети военно-учебных заведений РККА. 6 октября 1918 г. открылись курсы по подготовке морского командного состава. Кроме того, курсы по подготовке командиров были открыты при штабах фронтов и армий. Всего на курсах в действующей армии было подготовлено около 25 тысяч командиров.13

Вместе с тем к становлению армии и других силовых структур активно привлекались и профессиональные военные кадры. Со 2 июня 1918 г. по 15 августа 1920 г. были призваны 48 409 бывших офицеров и генералов царской армии, которые использовались в качестве командующих фронтами и армиями, начальников дивизий, командиров бригад, начальников штабов, управлений и отделов, преподавателей военно-учебных заведений, инструкторов Всевобуча. К концу Гражданской войны старые военные специалисты составляли 34-35% всего командного состава Красной Армии.14

Созданная система военно-учебных заведений вызвала необходимость и в подготовке преподавателей. С этой целью в начале 1919 г. в Москве были организованы военно-педагогические курсы РККА. В последующем они были переименованы в Военно-педагогическую академию, а затем в Военно-педагогический институт. В них готовились преподаватели по военным, общеобразовательным и специально-политическим дисциплинам. На курсы возлагалась и задача научной разработки вопросов воинского воспитания и обучения.

Но в годы Гражданской войны ситуация не позволяла вести обучение командного состава по стабильным программам. Поэтому подготовку командиров были вынуждены вести по сокращенным программам военного времени.

После гражданской войны, в результате военной реформы, в армии было введено единоначалие, разработаны новые уставы и наставления, программы боевой и политической подготовки, вместо краткосрочных курсов была создана система средних военных и военно-политических школ, курсов усовершенствования и военных академий, подготовлены новые учебники и пособия. Процесс обучения и воспитания красных командиров и политработников становился планомерным и стабильным.

Особое внимание в 20-е и вплоть до середины 30-х годов было уделено проблемам политического воспитания офицеров РККА, госбезопасности и милиции.

С конца 20-х - начала 30-х годов, наряду с подготовкой командиров для РККА, шло становление системы специальных училищ для НКВД, в которых готовились офицеры для структур госбезопасности, милиции и пограничных войск. Одновременно шли усиленные поиски новых методов обучения. При разработке программ упор был сделан на то, чтобы полнее отразить в них опыт Первой мировой и Гражданской войн, последние достижения военной науки, ориентировать курсантов и слушателей на глубокое изучение техники, вопросов взаимодействия и динамики боевых действий. В методике боевой подготовки большое внимание уделялось реализации требований принципа учить тому, что необходимо на войне. И вместе с тем советско-финляндская война 1939-1940 гг. показала острый дефицит квалифицированного начальствующего состава и низкий профессиональный уровень подготовки офицеров, что было прямым следствием репрессий в армии.15 Этот же фактор сыграл свою негативную роль в первый период Великой Отечественной войны.

Система подготовки офицерского состава в годы Великой Отечественной войны представляла собой обучение командиров в училищах, учебных центрах, запасных частях, боевой подготовке в действующей армии. На фронте обучение офицерского состава проводилось в форме разбора боевых действий.16 Вместе с тем немаловажное значение в подготовке офицеров отдавалось самостоятельной подготовке. В ходе Великой Отечественной войны была создана определенная система подготовки командных, политических и военно-технических кадров. Обучение офицеров осуществлялось в 30 военных вузах, 220 военных училищах и более чем на 200 курсах. Всего за годы войны было подготовлено более 1 600тыс. офицеров.17

В послевоенный период особое внимание в работе с офицерскими кадрами было уделено повышению их теоретической подготовки, профессиональных знаний, навыков и умений. В учебных заведениях силовых структур стали осуществляться важные меры по совершенствованию системы образования.

Численность и профиль высших и средних учебных заведений были приведены в соответствие с требованиями военной теории и практики. Были созданы новые ВУЗы. Например, в 1953 году - Командная академия связи и Военная артиллерийская академия. В связи с возникновением новых видов Вооруженных сил был образован ряд высших командных училищ по подготовке офицеров для РВСН, войск ПВО, подводного флота. Подготовка военных кадров организовывалась и проводилась с учетом полного удовлетворения потребностей всех видов ВС. Были рассмотрены и уточнены источники пополнения армии и флота офицерами, в том числе и теми специалистами, подготовка которых ведется в гражданских ВУЗах. Существенные изменения претерпела система подготовки кадров в военно-учебных заведениях. Уточнялись программы обучения курсантов и слушателей, углублялась специализация ВУЗов. В послевоенный период серьезное внимание было обращено на подбор командного, политического и профессорско-преподавательского состава военных учебных заведений, повышение квалификации научно-педагогических кадров, совершенствование форм и методов обучения курсантов и слушателей и т.д.

Несмотря на негативные последствия непродуманных организационных мероприятий, проводимых в Вооруженных Силах во второй половине 50-х годов, система подготовки офицерских кадров продолжала развиваться. В июле 1958 г. одним из первых в стране преобразуется в высшее общевойсковое командное училище с 4-х летним сроком обучения Московское военное училище им. Верховного Совета РСФСР. В целях подготовки кадров политработников для всех видов Вооруженных Сил в начале 1967 г. было принято решение о создании высших военно-политических училищ. Во второй половине 60-х годов практически все средние военные училища были преобразованы в высшие. Только в период с 1965 по 1970 гг. удельный вес высших училищ и академий в общей системе военно-учебных заведении вырос почти в два раза.18

Изменения коснулись и подготовки офицеров в других силовых структурах. В 60-е и 70-е годы были созданы Академия МВД СССР и ряд высших школ МВД СССР, Академия КГБ СССР и соответствующие институты повышения квалификации оперативных работников.

Таким образом, представляется возможным на основе методологического и историко-педагогического анализа подготовки офицерских кадров исследовать педагогическое содержание системы подготовки курсантов в училищах.

К сожалению, в 90-е годы вся система подготовки офицерских кадров для силовых структур была основательна расстроена.

Из краткого исторического очерка можно, пожалуй, сделать два вывода. Первый - изучение данной проблемы весьма актуально и второй - необходимо использовать накопленный столетиями опыт подготовки офицеров и в современных условиях функционирования высших учебных заведений силового блока России.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Мы разделяем предложенную И.В. Биочинским периодизацию подготовки офицеров. См. Биочинский И.В. Педагогика подготовки офицера в военном училище. Самара. 1994. С. 13, 26-27.

2. Бескровный А.Г. Русская армия и флот в XVIII в. М., 1958. С. 22.

3. Биочинский И.В. указ. соч. С. 14.

4. Бескровный А.Г. указ. соч. С. 130.

5. Военная педагогика. М., 1973. С. 24-27.

6. Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России. М. 1990. С. 18.

7. Биочинский И.В. указ. соч. С. 20.

8. Биочинский И.В. указ. соч. С. 22.

9. Биочинский И.В. указ. соч. С. 22.

10. Зайончовский П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX - XX столетий. М., 1973. С. 302-30

11. Биочинский И.В. указ. соч. С.26.

12. Биочинский И.В. указ. соч. С.28.

13. Биочинский И.В. указ. соч. С.29.

14. В.И. Ленин и Советские Вооруженные Сипы М., 1980. С. 216.

15.Известия ЦК КПСС. №1 1990. С. 177

16. Демин В.Г., Ладанов И.Д. Обучение советских воинов в годы Великой Отечественной войны. М. 1917. С. 25.

17. КПСС - организатор защиты социалистически го общества. М. 1997. С. 215.

18. Седов A.M. Развитие подготовки педагогических кадров для ВУЗов ВС СССР. М., 1981. С. 53.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации