ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ХАРАКТЕРА СТРАТЕГИЧЕСКОГО СДЕРЖИВАНИЯ И ЕГО РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Вестник Академии военных наук, №2, 2005. стр. 59-64

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ХАРАКТЕРА СТРАТЕГИЧЕСКОГО СДЕРЖИВАНИЯ И ЕГО РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Генерал-полковник В.В. КОРОБУШИН,

доктор военных наук, профессор,

лауреат Ленинской премии,

первый вице-президент АВН

Нужно отметить, что гонка ядерных вооруже-ний началась не сегодня и не вчера, а более шес-тидесяти пяти лет назад. Ее инициатором стала гитлеровская Германия. Еще в 1938 году герман-ский физик Отто Ган установил, что ядро урана может делиться при определенных внешних условиях. С этого времени для получения ядерной бомбы началась работа по созданию «уранового котла» с тяжелой водой. Но гитлеровская Герма-ния не успела завершить эту работу, так как единственный в то время завод в Норвегии по производству тяжелой воды был в 1944 г. уничто-жен авиацией союзников.

Вторая мировая война закончилась в 1945 г. применением ядерного оружия по японским городам, но не Германией, которая первой начала работы по созданию ураново-го заряда, а США.

С этого времени началась гонка по со-зданию ядерного ору-жия. Появилось пять государств-обладателей ядерного оружия. Именно оно - ядерное оружие, созданное в Советском Со-юзе после окончания Второй мировой войны, не допустило развязывания новой мировой войны.

Достижение в 1970-1980-е годы количественно-го и качественного паритета с США по ракетно-ядерному оружию подтвердило роль СССР как вто-рой сверхдержавы. В этот период советско-амери-канские отношения всегда отличало расхождение между конфликтной официальной политикой и от-носительно стабильным состоянием отношений.

В начале 1990-х годов новые российские лидеры питали нереальные надежды на то, что добрые наме-рения России являются достаточным основанием для коренной перестройки отношений между бывшими противниками (Россия вступит в НАТО в качестве полноправного члена, присоединится к американ-ской ПРО как полноправный американский союз-ник и т.д.). Но на практике оказалось по-другому.

Ядерный потенциал России до сих пор не дает покоя США. Начиная с предвыборной кампании в США, т.е. с осени прошлого года (особенно в демократической партии США), проводится идея постепенного лишения России «ядерного жала» пу-тем «интернационального» контроля за россий-скими ядерными объектами.

И со стороны некоторых институтов Россий-ской академии наук в поддержку идей США вы-двигаются предложения об отказе от ответно-встречного ракетно-ядерного удара, о снижении бо-евой готовности СЯС, о создании наблюдательных центров на территории России по контролю за со-стоянием стратегических ядерных сил и объектами ядерной энергетики.

Появление новой угрозы со стороны между-народных террористических организаций приве-ло к провозглашению президентами России В.В. Путиным и США Бушем стратегического партнер-ства. На встрече в Братиславе 24 февраля 2005 г. они впервые подписали заявление «О сотрудни-честве по вопросам безопасности в ядерной сфе-ре», в котором указывается о двух новых положе-ниях. Во-первых, об оказании помощи третьим странам в обеспечении ядерной безопасности и, во-вторых, о сотрудничестве в применении лю-бых необходимых мер в случае попадания ОМП в руки террористов.

По проблемам стратегической стабильности ме-жду Россией и США за последние годы заключен ряд двухсторонних договоров о сокращении стра-тегических наступательных вооружений, в том числе последний Договор 2002 года о сокращении СНП к 2012 г. до уровня 1700-2200 единиц. Страте-гическое сдерживание, мы полагаем, еще длитель-ное время останется политическим обоснованием сохранения ядерного оружия.

Одновременно с подписанием Договора о СНП В 2002 г. в США появляется «Новая ядерная докт-рина». В ней изложен новый взгляд на состав и за-дачи триады стратегических сил (рис. 1).

При рассмотрении состава триады и особенно ударных наступательных сил и средств можно сде-лать вывод, что новая триада стратегических сил США включает ударные наступательные силы и средства как ядерные, так и неядерные, средства активной (ПРО и ПВО) и пассивной обороны и обновленную оборонительную структуру средств быстрого реагирования.

Принятие «Новой ядерной доктрины» говорит о том, что США продолжают придерживаться вы-работанной ранее доктринальной установки о до-стижении и удерживании военно-стратегического превосходства.

СССР (Россия) придерживался и продолжает придерживаться цели обеспечения сдерживания аг-рессии. И в настоящее время Россия не стремится к конфронтации с США.

Так, в Военной доктрине РФ (ст. 8) указывается, что ядерное оружие рассматривается как фактор сдерживания агрессии и обеспечения военной безо-пасности. Оно может применяться в ответ на ис-пользование против РФ и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового пора-жения, а также в ответ на крупномасштабную аг-рессию с применением обычного оружия в крити-ческих для национальной безопасности Россий-ской Федерации ситуациях.

Таким образом, имеется явная противополож-ность в военно-политических целях сторон.

Ясно, что при наличии различных военно-политических целей сторон, и с учетом наличия в США стратегических наступательных ударных неядерных сил, достижение и поддержание в мирных условиях стратегического сдерживания на основе баланса коли-чественных составов стратегических систем вооруже-ний становится для России труднореализуемой мерой. В этих условиях следует постоянно ожидать со сто-роны США появления новых прорывов в оператив-но-стратегической и (или) военно-технической об-ластях, реализация которых будет обеспечивать их военно-стратегическое превосходство путем разви-тия новых стратегических систем вооружений в вы-годных для США направлениях.

Отсюда актуальность приобретает не проблема поддержания баланса количественных составов стратегических сил сторон, а проблема поддержа-ния баланса боевых возможностей стратегических систем вооружений. Без высококачественного стра-тегического ракетно-ядерного оружия Россия ба-ланс боевых возможностей поддерживать не сможет.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ХАРАКТЕРА СТРАТЕГИЧЕСКОГО СДЕРЖИВАНИЯ И ЕГО РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Необходимо также отметить особенность на-стоящего времени, заключающуюся в том, что ядерное оружие, являющееся основой нашей безо-пасности и стратегической стабильности, в пер-спективе может стать фактором угрозы нашей же безопасности, но уже не в двухсторонних отноше-ниях, а со стороны третьих стран. Такое положение может создать новый прецедент во взаимоотноше-ниях России с США.

Необходимое в этих условиях уточнение кон-цепции сдерживания агрессии и сохранения стратегической стабильности, мы полагаем, целесооб-разно проводить в направлениях:

первое - уточнение основных положений систе-мы ядерного сдерживания с учетом создания и развер-тывания в США оборонительной стратегической системы и с учетом появления в третьих странах стратегического наступательного ядерного оружия;

второе - разработка и создание необходимых средств для неядерного сдерживания с учетом воз-можного распространения в мире стратегического наступательного неядерного оружия.

1. О концепции ядерного сдерживания

По данным зарубежной печати, в США по пла-ну СИОП-2000 содержится 65 вариантов ограни-ченных ядерных ударов по России, предусматрива-ющих применение от 2 до 120 боезарядов. В не-скольких вариантах массированных ударов предусматривается применить до 1000 боезарядов по объектам ядерного комплекса РФ.

Главным принципом в достижении цели сдер-живания ядерной агрессии при строительстве СЯС в СССР и в РФ является поддержание примерного баланса (паритета) стратегических ядерных воору-жений с США по боевому составу и боевым воз-можностям в рамках Договоров по стратегическим наступательным потенциалам (СНП). В условиях наличия для РФ жестких бюджетных ограничений необходимо более четко определить понятие пари-тета в стратегических ядерных вооружениях.

Сдерживающая возможность стороны по ядер-ному оружию характеризуется ее способностью до-ставить на территорию противостоящей стороны требуемое количество боевых зарядов с заданной эффективностью воздействия в любых условиях обстановки.

Известно, что массированный ракетно-ядер-ный удар в ответных действиях может проводиться в формах ответно-встречного удара (ОВУ), ответ-ного удара во время воздействия (ОУ-1) и ответного удара после воздействия (ОУ-2). Для выполне-ния задач в ОВУ необходимо совершенствование системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) и, в первую очередь, ее главного элемента - космического эшелона.

Величина ущерба, наносимого противостоящей стороне, определяется количеством боевых блоков (ББ), гарантированно доставляемых на ее террито-рию. По мнению Академии военных наук, за вели-чину критического уровня сдерживающего ущерба противника можно принять уничтожение на его территории до 30-35 % производственных мощно-стей противника (ПМП) и до 20-25 % населения. Такой условный уровень ущерба противнику мож-но получить при доставке в ответном ударе на его территорию 400-500 эквивалентных боевых бло-ков. Указанное значение количества ББ, доставля-емое на территорию вероятного противника, мож-но принять в качестве верхнего значения сдержи-вающего уровня ущерба.

В условиях развертывания США системы ПРО и дальнейших договорных сокращений СЯС в со-ответствии с Договором по СНП доставка такого количества ББ на территорию противостоящей сто-роны в ответном ударе после воздействия (ОУ-2) ста-новится практически нереальным.

Реально в ответных действий СЯС доставить на территорию противника необходимого коли-чества ББ можно рассматривать, в лучшем слу-чае, в ОВУ, в худшем - в ответном ударе во время воздействия (ОУ-1).

Нижнее значение минимального сдерживающе-го ущерба можно устанавливать по расчетному зна-чению боевых возможностей системы ПРО США. Оценки показывают, что в зависимости от боевого состава огневых средств системы ПРО, ее боевые возможности по перехвату атакующих ББ будут из-меняться от 30-35 ед. до практически полной нейт-рализации ответных действий СЯС РФ. Основыва-ясь на этом, можно утверждать, что порогом уязви-мости территории вероятного противника является способность СЯС при любых вариантах развития системы ПРО доставить на ее территорию 40-50 ББ в самой тяжелой (нежелательной) форме ракетно-ядерного удара, что будет соответствовать неприе-млемому для США уровню ущерба.

На основе изложенного концепцию стратегиче-ского ядерного сдерживания можно сформулиро-вать следующим образом: если боевые возможно-сти СЯС будут обеспечивать доставку на террито-рию противника в рациональной форме РЯУ во время воздействия (ОУ-1) хотя бы 10% от макси-мального уровня 400-500 ББ (примерно 40-50 ББ), то вероятный противник вряд ли решится нанести упреждающий удар по РФ даже в условиях наличия у него системы ПРО.

Следует ожидать, что с повышением боевых возможностей системы ПРО вероятность осущест-вления разоружающего удара будет увеличиваться.

Следовательно, необходимы, в дополнение к во-енно-политическим мероприятиям, и меры дипло-матического характера, направленные на значитель-ное усиление договорного процесса, подготовку и заключение на первом этапе хотя бы двухсторонне-го Договора с США не только о сбалансированном ограничении стратегических наступательных ядер-ных вооружений, но и неядерных высокоточных средств поражения и оборонительных систем.

Мы полагаем, что для эффективного париро-вания системы ПРО противника дополнительно потребуется:

оснащение ракет разделяющимися головны-ми частями индивидуального наведения (РГЧ ИН) с эффективными средствами преодоления систем ПРО;

отработка запуска МБР по траекториям, отли-чающимся от баллистических, т.е. с управлением не только по тангажу, но и по азимуту, внедрение настильных, продолжительно настильных и изме-няющихся по азимуту траекторий, подготовка к созданию уже осуществляемых ранее пусков МБР через Южный полюс;

включение в состав группировки МБР ракет с боевыми блоками, оснащенными усовершенство-ванными средствами РЭБ.

Мы считаем, что в настоящее время главной во-енно-политической целью мирового сообщества является сохранение уже сложившейся трехполюсной ядерной модели (страны блока НАТО - Россия - Китай) и недопущение ее трансформации в мно-гополюсную ядерную модель. Образование новых ядерных геополюсов приведет не только к срыву договоренностей между Россией и США в области ядерных вооружений, но и к еще большей эскала-ции всеобщей ядерной гонки.

Для новых ядерных государств (Индия, Паки-стан и Израиль), а также ядерных государств вто-рой и последующих очередей, не подписавших До-говор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), главным условием со стороны мирового сообщества (ООН) и стран ядерного клуба (трехполюсной ядерной модели) должно быть недопу-щение у военно-политического руководства этих стран глобальных целей.

Объективным показателем непреследования новыми ядерными государствами глобальных це-лей являлось бы отсутствие у этих стран межкон-тинентальных (глобальных) средств доставки ядерного оружия (МБР, БРЛП, СБ), а также про-грамм их создания и развертывания. Максималь-ная дальность действия средств доставки ядерного оружия, с учетом его дислокации, для новых ядер-ных государств не должна создавать угрозу жиз-ненно важным центрам любого государства суще-ствующей трехполюсной ядерной модели.

Это условие может быть реализовано при со-блюдении следующих требований:

установление странами ядерного клуба и мировым сообществом (ООН) количественных соста-вов и качественных параметров ядерного оружия, обеспечивающих региональную стабильность;

обеспечение странами ядерного клуба и миро-вым сообществом (ООН) согласованного монито-ринга за количественным составом и качественны-ми параметрами развертываемого новыми госу-дарствами ядерного оружия регионального уровня;

установление странами ядерного клуба и миро-вым сообществом (ООН) эффективных мер дипло-матического (мирного) и силового (военного) харак-тера с целью принуждения новых ядерных государств к соблюдению установленных количественных соста-вов и качественных параметров ядерного оружия ре-гионального уровня и региональной стабильности.

2. О концепции неядерного сдерживания

По данным зарубежной печати, военно-поли-тическим руководством США принято решение о создании и развертывании в составе стратегиче-ской триады новой суперсистемы (разведки, пла-нирования, связи и управления), включающей:

наступательную неядерную стратегическую си-стему;

единую глобальную интегрированную разведы-вательно-информационную систему в составе кос-мической, авиационной и наземной составляющих;

глобальную систему радиоэлектронной борь-бы (РЭБ).

Анализ возможности достижения высоких так-тико-технических характеристик в указанных сис-темах, перспектив их развития и объединения (комплексирования) в единую суперсистему показывает, что этой суперсистеме США придаются оператив-но-стратегические свойства, которые в перспективе могут позволить значительно облегчить достижение военно-стратегических целей войны:

осуществление разоружающего удара по страте-гическим силам противостоящей стороны;

нарушение функционирования высшего госу-дарственного и военного управления;

нанесение существенных ударов в целом по вооруженным силам противостоящей стороны;

дезорганизация работы военно-экономическо-го потенциала (ВЭП) страны.

Ясно, что создание США такой суперсистемы может существенно нарушит военно-стратегиче-скую стабильность в мире. С возрастанием боевых возможностей этой суперсистемы будет обеспечи-ваться нанесение разоружающего удара высоко-точным оружием с обычным оснащением по СЯС противостоящей стороны и снижение сдерживаю-щей роли стратегического ядерного оружия.

Отметим, что министр обороны России СБ. Иванов, совершая турне по Европе, 2 марта 2005 г. заявил, что «в нынешней ситуации не ядерное, а химическое оружие представляет наибольшую ре-альную опасность для цивилизованного мира».

В этих условиях появляется необходимость разра-ботки концепции неядерного сдерживания. Она при-обретает актуальность и практическую значимость. В основе концепции неядерного сдерживания должен быть положен тот же принцип, что и кон-цепции ядерного сдерживания - способность стра-тегических сил страны обеспечить гарантирован-ное наказание агрессора за развязывание военных действий. Принимая во внимание, что инфрастру-ктура любого современного государства содержит экологически опасные объекты (АЭС, ПАП, ХП, склады СДЯВ, крупные гидроузлы), можно утвер-ждать, что задача гарантированного нанесения про-тивнику заданного ущерба или катастрофического ущерба на региональном уровне может быть решена группировкой с ограниченным составом высокоточ-ных боевых средств в обычном снаряжении.

Для разработки концепции неядерного сдержи-вания потребуется дополнительно изучить воз-можность создания и развертывания высокоточ-ных МБР с обычным снаряжением на базе жидко-стной стратегической ракеты 100-тонного класса шахтного базирования.

Таким образом, военно-политические цели не-ядерного сдерживания могут быть сформулирова-ны следующим образом:

удержать противостоящую сторону от развер-тывания системы ПРО с боевыми возможностями, угрожающими сдерживающему ядерному потен-циалу России и на первом этапе дипломатическим путем создать условия для ведения переговоров о сбалансированном ограничении стратегических наступательных и оборонительных потенциалов;

удержать ведущие ядерные державы от перево-да вооруженных конфликтов (локальных войн) в региональные (крупномасштабные) военные дей-ствия с применением обычного оружия;

удержать другие ядерные державы от ядерной агрессии.

В целом, можно сделать вывод - ядерное ору-жие еще длительное время останется основой стра-тегического сдерживания в обеспечении безопас-ности России. Поддержание стратегического сдер-живания исключает внезапную агрессию против России и ее союзников путем гарантированной возможности СЯС нанести неприемлемый (задан-ный) ущерб агрессору.

Вместе с тем, появление высокоточных страте-гических неядерных средств поражения может привести к снижению сдерживающей роли страте-гического ядерного оружия. Следовательно, уже сейчас необходимо дипломатическими мерами до-говариваться об ограничении стратегических не-ядерных средств поражения. При невозможности договориться дипломатическим путем, видимо, потребуется для поддержания стратегического сдерживания разработка Россией высокоточных ракет с обычным снаряжением.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации