ПЕРСПЕКТИВНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ (ДЕЙСТВИЙ) ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

Вестник Академии военных наук, №4, 2005, стр.134-141

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ (ДЕЙСТВИЙ) ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

Генерал-майор В.Н. КОЗЕЛЬСКИЙ,

кандидат военных наук, доцент;

В.Г. КОДОЛА,

доктор философии

по профессиональной педагогике

Анализ военных конфликтов конца XX - начала XXI веков показал наличие серьезных противоречий между новыми методами ведения боевых действий различными военизированными группировками и основными принципами применения тактической авиации. Наращивание боевой мощи военных авиационных комплексов в период противостояния мировых держав привело к тому, что их применение в локальных военных конфликтах стало неэффективным. Все четче проявляется необходимость в авиационных комплексах на базе легких многоцелевых самолетов, способных решать те задачи, которые не могут решить боевые комплексы армейской авиации, и для решения которых нецелесообразно использовать существующие боевые авиационные комплексы фронтовой авиации.

Проведенные исследования показали возможность выбрать способ решения проблемы боевого применения тактической авиации на основе вскрытия ряда противоречий, связанных как с методологией, так и технологией применения боевых авиационных комплексов в современных условиях, и обосновать возможность и необходимость создания боевых авиационных комплексов на основе перспективных легких многоцелевых самолетов. Предпосылкой для решения данной задачи могут служить перспективные отечественные разработки, воплощенные в новом учебно-боевом самолете Як-130.

Научным результатом исследований является решение проблемы повышения эффективности тактической авиации в ходе выполнения задач авиационной поддержки в современных условиях и подготовка данных для проведения дополнительных работ, направленных на развитие теории боевого применения легкой ударной авиации, а также упорядочение структуры методологических и технологических компонентов перспективных авиационных комплексов.

Военную авиацию XXI века характеризует новое боевое свойство - способность эффективно поражать воздушные и наземные объекты высокоточным оружием, которое предъявляет повышенные требования как к профессиональным качествам летного состава, так и к боевым авиационным комплексам авиационной поддержки. В существующей системе средств авиационной поддержки специальных операций (действий) отсутствует концепция легких ударных самолетов. Авиационную поддержку специальных действий осуществляют боевые авиационные комплексы фронтовой, армейской и военно-транспортной авиации. Результаты исследований показали невысокую эффективность существующих комплексов из-за их специализации на решение задач широкомасштабных боевых действий и наличия ряда технологических недостатков.

Использование существующих самолетов для авиационной поддержки специальных действий в ближайшем будущем станет невозможным из-за несоответствия их бортового оборудования, систем управления самолетом и оружием и комплекса вооружения тем задачам, которые будут стоять перед авиацией в ходе специальных действий. Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости безотлагательной разработки нового боевого авиационного комплекса, предназначенного для решения новых задач.

При одновременной эксплуатации в частях военной авиации самолетов четвертого и пятого поколений наибольшего эффекта можно достичь использованием системы средств авиационной поддержки, основанной на базовых модулях перспективного учебно-боевого самолета (УБС) Як-130, разработанного в ОКБ им. А.С. Яковлева (принято на вооружение ВВС России в 2003 году) (рис.1).

Современные требования к авиационному рынку характеризуются тенденцией перехода от сложных дорогостоящих боевых авиационных комплексов к простым в управлении, высоконадежным и экономичным. Анализ направлений развития авиации показывает, что основными задачами, стоящими перед разработчиками нового поколения летательных аппаратов, являются дальнейшее улучшение их экономичности, экологичности и повышение безопасности полетов.

Благодаря основным преимуществам, которые дают высокие тяговооруженность, перегрузка установившегося виража и скороподъемность, а также перспективное информационное управляющее поле кабин легкого учебно-боевого самолета Як-130, эффективность выполнения учебных задач у него выше, чем у комплексов с самолетами «Хоук»-100, L-159 и «Альфа Джет». Самолет обеспечивает подвеску оружия класса «воздух-воздух» с инфракрасными системами наведения, «воздух-земля» с лазерным электронно-оптическим наведением, пушечных контейнеров, неуправляемых снарядов различного калибра, авиационных бомб калибра до 500 кг, кассетных боеприпасов и лазерных телевизионных систем наведения кассетного исполнения общим весом 3000 кг. Радиус действия самолета в случае применения в боевых действиях с переменным профилем полета не менее 900 км, по маловысотному профилю - 480...500 км с боевой нагрузкой не менее 1200 кг. Предусмотрена возможность боевых модификаций самолета, в том числе и палубный вариант, способный к применению с авианесущих кораблей 4-го и 5-го проектов.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ (ДЕЙСТВИЙ) ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

В настоящее время к определяющим признакам самолета пятого поколения, кроме скорости, сверхманевренности и малозаметности необходимо добавить наличие соответствующего бортового оборудования и систем управления, обусловленных прогрессом как в электронике, так и в создании новых информационных технологий.

Традиционно системы управления (СУ) самолетами проектировались в не авиационных КБ. Принципы и методы проектирования СУ отличались от принципов и методов разработки летательных аппаратов, однако современная электроника во многом сблизила их позиции, так как современные методы проектирования непосредственно связаны с использованием компьютерной техники. Разработчики летательного аппарата вынуждены глубже проникать в контуры управления, запасы устойчивости и другие стороны теории автоматического управления, которые ранее не являлись сферой их деятельности. Использование вычислительной техники как в разработке, так и в создании «физической» составляющей бортового оборудования изменило принципы проектирования и построения бортовых систем, в которых сейчас преобладает «открытая архитектура» и комплексирование бортовых систем. Бортовой комплекс открытой архитектуры стал обязателен как для самолетов пятого поколения, так и для самолетов поколения 4+. Однако только применение «открытой архитектуры» не обеспечивает завязки систем в единый комплекс. Ряд систем самолета дублируют друг друга. Так, информацию о скорости можно получать сразу от допплеровской РЛС и инерциальной навигационной системы.

Чаще всего в конкретный момент времени используется информация от одного источника, в то время как за счет простого осреднения показаний двух датчиков, работающих на различных физических принципах, можно значительно улучшить точность показаний. Более сложные методы обсчета позволяют улучшить показания на порядок по принципу «избыточности информации». Применить принцип избыточности информации в полном объеме (пересчет с использованием фильтров Калмана) в авиации стало возможным лишь в последние годы. Расчет должен вестись в реальном масштабе времени, чаще способами численного интегрирования, что повышает требования к производительности вычислительной техники. Данная технологическая проблема была разрешена с появлением мощных процессоров. Вторая проблема - сравниваемые замеры параметров должны быть сделаны в одно время, необходима жесткая синхронизация работы всех элементов бортового комплекса. Комплекс необходимо увязать «аппаратно» и синхронизировать работу систем в едином времени с очень высокой точностью.

Можно отметить, что комплекс бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) нового поколения обеспечит удовлетворение требований к боевым самолетам по следующим характеристикам:

высокая степень автоматизации управления полетом;

точность, многорежимность, многофункциональность, автоматизация применения оружия;

обеспечение полетов днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях;

выполнение полетного задания в условиях противодействия ПВО;

обеспечение групповых действий разнородных средств поражения;

простота эксплуатации;

низкая трудоемкость и малое время технического обслуживания.

Все особенности комплексов самолета пятого поколения будут реализованы в УБС Як-130. Это действительно комплекс самолета 5-го поколения, работающий в едином информационном поле и в единой временной системе. В комплексе использован принцип избыточности информации с целью повышения ее достоверности. В полной мере реализована «открытая архитектура» - «чистая» система управления полетом наращивается боевыми информационными системами, системой управления оружием, прицельной и оборонительной системами. Причем комплекс можно переконфигурировать под другой ЛА, например, истребитель пятого поколения. При этом переконфигурированную систему управления можно поставить на другой самолет. Весь комплекс спроектирован в ОКБ им. А.С. Яковлева.

Важнейшим признаком боевого авиационного комплекса пятого поколения является реализация в нем возможности высококачественной оперативной подготовки предстоящих полетных заданий. В качестве основных компонентов процесса подготовки боевого полета выделяют:

подготовку схемы и алгоритма полетного задания;

подготовку экипажа к полету;

подготовку самолета, оборудования и вооружения к полету.

При этом решающую роль в качественной и своевременной подготовке к боевому полету играет наличие соответствующей системы средств подготовки к полетам. В современных условиях в качестве основного средства подготовки экипажа боевого авиационного комплекса к полетам выступает авиационный тренажер, который из тривиальной модели самолета превращается в многофункциональное техническое средство, обеспечивающее не только отработку особых случаев в полете, а позволяющее осуществлять оперативную разработку и практическую отработку предстоящего полетного задания.

Кроме самолета и его оборудования, в ОКБ им. А.С. Яковлева разработан тренажер самолета Я к-130. Впервые в нашей стране тренажер самолета заработал раньше, чем в воздух поднялся сам самолет. Особенность тренажера - разумное сочетание стоимости и эффективности.

Изменение международной обстановки, характер современных войн и вооруженных конфликтов привели к уточнению взглядов на роль и место ВС в решении задач по обеспечению военной безопасности РФ, определенных в военной доктрине РФ.

Для выполнения положений доктрины проект программы вооружения на период до 2010 г. предусматривает реализацию комплекса мероприятий по совершенствованию технической оснащенности фронтовой авиации. Модернизированные и перспективные авиационные комплексы фронтовой авиации (АК ФА) должны быть многофункциональными, способными эффективно поражать воздушные цели и наземные объекты высокоточным оружием. Эти новые боевые свойства АК ФА кардинально отличают их от находящихся на вооружении самолетов и предъявляет новые требования к уровню подготовки летного состава.

В настоящее время подготовка летного состава осуществляется на учебно-тренировочных (УТС) Л-39 и учебно-боевых самолетах (УБС) Су-25УБ, МиГ-29УБ, Су-27УБ. Возможности указанных АК по подготовке летчиков на новую многофункциональную авиационную технику недостаточны, в первую очередь, по причине несоответствия бортового оборудования и комплекса вооружения УТС и УБС, а также высокой стоимости подготовки на УБС. Уровень подготовки летного состава на них станет недостаточным для обеспечения эффективного освоения многофункциональных авиационных комплексов. Это свидетельствует о целесообразности разработки на рубеже 2005 г. нового учебно-тренировочного комплекса (УТК) повышенной подготовки.

Разработка ЛБС на базе УБС типа Як-130 обеспечивает развитие тактики применения авиации в современных условиях. Концепция создания ЛУС на базе УБС Як-130 предусматривает создание как минимум двух вариантов:

легкий штурмовик (ЛШ), оборудованный ОЭПК типа «Шквал»;

легкий истребитель (ЛИ), оборудованный РЛС.

Выполняет боевую задачу группа легких ударных самолетов (ЛУС) в составе не менее двух машин, одной из которых является ЛИ, а второй ЛШ. ЛИ в режиме САР (синтезированный антенный раскрыв) выделяет объект, имеющий ЭПР, например бронетехнику (S=3... 15 м2). Координаты обнаруженных объектов передаются по линии связи на ЛШ. ЛШ с помощью «Шквала» обнаруживает отмеченные объекты в режиме дискретного сканирования с периодом 2 с на объект, при этом зоны, в которых отсутствуют объекты атаки, не просматриваются (рис.2).

Новые возможности в тактике применения ЛУС позволяют более эффективно решать задачи авиации в войнах и боевых действиях различного масштаба. В связи с этим появляется возможность более рационально применять тяжелые самолеты и передать ЛУС ряд задач вертолетов армейской авиации, при решении которых возможностей последних по скорости и маневру недостаточно.

УБС, сохраняя в полной мере качества УТС, во многом будет обладать свойствами боевого АК, что обусловливает возможность сокращения затрат на боевую подготовку летчиков строевых частей.

При этом эффективность решения боевых задач УБС в вооруженных конфликтах за счет оснащения его высокоточным оружием может примерно в 5 раз превысить эффективность УТС.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ (ДЕЙСТВИЙ) ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

Отметим также, что, сохраняя основные черты базового УТС: размеры, силовую установку, двухместную кабину, БРЭО и т. д., - этот самолет имеет вооружение для поражения наземных и воздушных целей, обзорноприцельную систему и минимально необходимые средства повышения боевой живучести. УБС, имея примерно равную стоимость с УТС повышенной подготовки, позволяет выполнять в мирное время функции УТС с расширенными возможностями обучения боевому применению курсантов и поддержанию навыков боевого применения летчиков в ЦБП и в строевых частях. При этом стоимость подготовки летчиков за счет снижения прямых эксплуатационных расходов будет в 4...6 раз ниже, чем при использовании двухместных УБС на базе боевых самолетов.

При решении боевых задач в локальных и региональных конфликтах целесообразно применять ЛУС как на базе УБС, так и специальной разработки. Это обусловлено необходимостью ведения боевых действий в условиях более активного противодействия ПВО противника, значительного объема задач по поражению бронированной техники и укрепленных объектов в сложных метеоусловиях и помеховой обстановке.

Предварительные оценки разработок в этой области показывают преимущество создания на базе УБС легкого ударного самолета (ЛУС1), (унификация до 80%) по сравнению со специально созданным (ЛУС2 оригинальная разработка). Это обусловлено тем, что несмотря на несколько более низкие показатели эффективности, уровень затрат на создание, содержание, эксплуатацию и боевое применение авиационной группировки, оснащенной ЛУС1, значительно ниже. При этом ЛУС1 по показателю «эффективность/стоимость» превосходит ЛУС2 как в вооруженных конфликтах, так и в локальной войне.

ЛУС на базе УБС может являться вторым, более глубоким, этапом модернизации базового УТС. В отличие от специализированного ЛУС, УБС является самолетом «двойного» назначения, поскольку может использоваться как УТС, предназначенный, в первую очередь, для обучения летного состава боевому применению, и как ЛУС в ограниченных военных конфликтах.

Отметим еще ряд особенностей.

Для повышения эффективности действий в составе группы необходимо обеспечить высокие маневренные возможности легкому многоцелевому самолету. Это повышение для подобного самолета путем создания единого информационного поля между самолетами в группе обеспечивается с помощью высокочастотной телевизионной, тепловизионной и радиолокационной управляющих связей, которые обеспечивают расширение функциональных возможностей интегрированного комплекса бортового оборудования легкого многоцелевого самолета.

Для решения этой задачи в интегрированный комплекс бортового оборудования легкого ударного самолета дополнительно включается многопозиционный модуль бортового комплекса радиоэлектронного оборудования. Многопозиционный модуль связан с однопозиционным информационным комплексом (ИК) БРЭО, с интегрированным бортовым комплексом связи, с антенной системой кругового обзора, обеспечивающей круговые прием и передачу информации с одного самолета на другой.

Многопозиционный ИК БРЭО представляет собой комплекс функционально-связанных программно-аппаратных средств, объединенных мультиплексной системой информационного обмена (рис.3).

Наличие на легком многоцелевом самолете многопозиционного блока и антенной системы обеспечивает:

повышение полноты и точности информации о тактической обстановке за счет обзора больших секторов пространства как по глубине, так и по ширине зоны боевых действий группы легких многоцелевых самолетов и передачи полученной информации, например, командиру группы (групп), который «видит» ход операции глазами летчиков атакующих самолетов;

работу командира по оценке обстановки в реальном масштабе времени при практически мгновенной передаче информации;

знание полной информации о противнике на всю глубину и ширину боевых действий (при соответствующем количестве самолетов в группе - например, схема взаимодействия 3 самолетов в группе), что позволяет создать при необходимости перевес сил в нужном направлении в нужное время, благоприятные возможности взаимного прикрытия, более организованного ведения боевых действий;

повышение эффективности действий атакующего самолета за счет внезапности нападения в режиме радиомолчания, при возможности получения информации от другого самолета, кроме того, повышение его выживаемости;

оптимальное решение задачи целераспределения самолетов;

рациональное использование различных информационных систем (БРЛС, телевизионных, тепловизионных).

Благодаря наличию связи блока многопозиционного с бортовым комплексом связи, изображение цели может быть передано командиру группы с указанием ее точных координат. Включенный в состав самолета многопозиционный ИК БРЭО, решающий широкий круг задач, обеспечивает повышение маневренных возможностей легкого многоцелевого самолета при групповых действиях.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ (ДЕЙСТВИЙ) ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

Отметим также, что использование в локальных войнах и вооруженных конфликтах тяжелых многоцелевых фронтовых самолетов и фронтовых истребителей с нормальной взлетной массой - 15... 17 тонн приведет к нерациональному расходованию их летного ресурса, при высокой стоимости их летного часа и материально-технического обеспечения. В данных условиях тяжелые боевые комплексы 4 и 5 поколений типа Су-25,Су-27, МиГ-29 и т.п. будут использоваться для выполнения боевых задач, неадекватных их боевым возможностям.

На авиационные части и подразделения, оснащенные легкими боевыми самолетами (ЛБС), целесообразно возложить следующие боевые задачи:

изоляцию района боевых действий;

авиационную поддержку сухопутных войск;

уничтожение малоскоростных и низковысотных воздушных целей, в первую очередь боевых и десантно-транспортных вертолетов, беспилотных ЛА, тактических транспортных и разведывательных самолетов на малых и средних высотах;

воздушную разведку (в сочетании воздушной разведки с нанесением ударов по обнаруженным объектам);

уничтожение средств воздушного нападения: тактических ударных самолетов, самолетов-штурмовиков, тактических палубных истребителей в ударном варианте на малых и средних высотах.

При участии ФА в таких военных конфликтах потребная глубина ее действий будет меньшей по сравнению с региональной войной. Большая часть истребительного ресурса (задачи прикрытия войск и объектов фронта от воздушных ударов и разведки противника, обеспечения боевых действий других родов войск) и ударного ресурса (задачи поражения живой силы и боевой техники сухопутных войск на переднем крае и в тактической глубине, поражения самолетов и вертолетов на площадках и передовых аэродромах, поражения наземных средств ПВО) расходуется на глубинах 100...200 км, что эти задачи соответствуют основному назначению легких многоцелевых самолетов (легких ударных, легких истребителей, учебно-боевых самолетов). Эти самолеты имеют нормальную взлетную массу 10 тонн.

Указанные самолеты должны обеспечить снижение стоимости создания и эксплуатации парка самолетов фронтовой авиации, стоимости решения боевых задач авиационными группировками в тактической и оперативно-тактической глубине, особенно в локальных войнах и вооруженных конфликтах.

Легкие многоцелевые самолеты (ЛМС) будут способствовать повышению конкурентоспособности российской авиационной техники на мировом рынке вооружений и проведению активной экспортной политики в этой области.

Стоимость уничтожения единичного объекта в тактической глубине в локальной войне для ЛМС составляет 40...50% от соответствующей стоимости для тяжелого многоцелевого самолета. При наличии в составе ударной авиационной группировки 60...70% ЛМС от ее общей численности стоимость решения всей совокупности боевых задач снижается на 40...50% по сравнению с этим показателем для группировки, состоящей только из тяжелых многоцелевых самолетов.

В ходе создания перспективного легкого многоцелевого самолета на основе анализа опыта локальных войн были получены следующие проектные требования:

максимальное соответствие по общему техническому уровню самолетам 4+ и 5-го поколения;

планер с низким уровнем демаскирующих признаков;

высокая выживаемость;

высокий уровень летно-технических характеристик;

расширенные условия базирования (возможность применения со слабо подготовленных и грунтовых аэродромов);

перспективные комплекс бортового оборудования и компоновка кабины;

минимальная стоимость технического обслуживания;

возможность дальнейшего повышения характеристик самолета;

максимальная унификация с авиационными комплексами, находящимися в ОКР и в серийном производстве, в части комплексов бортового оборудования и вооружения;

максимальная простота конструкции и эксплуатации.

В период с 1960 по 2000 годы авиационной промышленностью различных стран мира выпущено около 16 000 легких боевых самолетов (истребительных и ударных), например, А-4, МиГ-21, «Мираж-III»С/50, F-5A/B/E/F, F-16A, «Хок»200, АМХ, JAS-39 «Грипен», L-159, J-22 «ОРАО», JAR-99 и др.

В период с 1980 по 1990 годы была осуществлена замена легких боевых самолетов на самолеты более тяжелого класса: МиГ-29, F-16A/C, «Мираж» 2000.

Практика авиастроения за рубежом показывает, что создание легких боевых самолетов является экономически выгодной и целесообразной на базе учебно-тренировочных самолетов повышенной подготовки: «Хок»МК100, «Альфа Джет», МВ339, L-59.

Ряд стран на мировом рынке оружия приобретает однотипные УТС, УБС и ЛМС. В этом случае реализуется единая эксплуатационная инфраструктура (средства обеспечения эксплуатации и ремонта, обучения и т.д.). Это существенно сокращает затраты стран-импортеров самолетов на их закупку и содержание.

В настоящее время в России создается также самолет такого класса - учебно-боевой самолет повышенной подготовки Як-130. Парк легких боевых самолетов отсутствует. Но на основе УБС Як-130 в короткие сроки можно создать несколько вариантов легких боевых самолетов, в том числе и сверхзвуковых: боевой двухместный самолет, легкий одноместный штурмовик, легкий ударный самолет со взлетным весом менее 10 т. Серийное производство может быть развернуто в течение 3...6 месяцев с момента запуска в производство учебно-боевого самолета Як-130, а стоимость боевых версий не превысит 8...10 млн. долл.

Простота в серийном производстве и невысокая стоимость ЛМС являются весомым доводом в пользу его разработки как легковоспроизводимого боевого самолета в особый период.

Работы, направленные на создание такого самолета, были начаты в конце 1980-х годов. В 1990 - 1991 гг. по ТТЗ ВВС ОКБ авиационной промышленности были разработаны аванпроекты легкого самолета-штурмовика. Целью разработки являлось создание простого в производстве и освоении летным составом легкого самолета-штурмовика, предназначенного в военное время для авиационной поддержки сухопутных войск путем уничтожения визуально обнаруживаемых наземных и воздушных объектов в тактической глубине (30... 150 км) обороны противника. Этот самолет должен быть легковоспроизводимым в условиях военного времени, а в мирное время использоваться для тренировок летного состава.

Однако в условиях, сложившихся в 1990-х г., эти работы не получили дальнейшего продолжения. ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева» провело совместно с предприятиями-соисполнителями комплекс исследований рационального технического облика и аванпроектные проработки ЛМС. Их результаты показывают, что ЛМС может рассматриваться каклегковоспроизводимый боевой самолет - в условиях требований, предъявляемых к ударному самолету 2005 - 2015 гг. К ним относится, прежде всего, возможность обеспечить боевое применение круглосуточно и всепогодно высокоточного оружия в условиях информационных возможностей бортовых систем и при целеуказании от внешних систем.

Предварительная оценка боевой эффективности показывает, что Як-130 по боевому потенциалу при поражении наземных объектов будет превосходить лучшие зарубежные аналоги («Хок» 200, АМХ, JAS-39 «Гриппен») в 1,3... 1,4, а при уничтожении воздушных целей - истребители «Чинг Kyo» IDF, LCA в 1,25...1,35 раза, не будет уступать истребителю JAS-39 «Грипиен», а с ракетами К-77М будет превосходить его.

Таким образом, проведение разработки обеспечит существенное снижение стоимости создания и эксплуатации парка самолетов фронтовой авиации, стоимости решения боевых задач в локальных войнах и вооруженных конфликтах. Этот самолет будет способствовать проведению активной экспортной политики на мировых рынках вооружений и военной техники.

В соответствии с прогнозом американской консалтинговой компании «Тил Труп» в период до 2009 г. будет построено около 3000 истребителей взлетной массой более 9050 кг (без учета Китая), стоимость которых составит 136, 1 млрд. долл. В 90-е годы было изготовлено 4445 истребителей общей стоимостью 152 млрд. долл. Компания отмечает наметившуюся тенденцию к уменьшению объема производства при одновременном увеличении стоимости одного самолета, что в известной степени ограничивает экспортный потенциал. Из-за высокой стоимости будет существенно ограничено продвижение на рынки самолетов EF 2000 «Тайфун», «Рафаль», F/A-18E/F «Супер Хорнет». Компания «Тил Груп» считает, что перспективный истребитель JSF также является слишком дорогим самолетом.

Наибольший рыночный успех, по мнению «Тил Груп», ожидает шведскую фирму SAAB, которая вместе с британской фирмой ВАе Системе предлагает на рынке достаточно совершенный истребитель JAS-39A «Грипиен».

Таким образом, для решения задачи авиационной поддержки специальных действий может использоваться боевой авиационный комплекс на базе легких многоцелевых самолетов - модификаций легкого учебно-боевого самолета, поршневого самолета и многоцелевых беспилотных самолетов.

Одним из перспективных направлений развития тактики легких ударных самолетов является повышение эффективности информационной среды взаимодействия в тактической группе.

Данное свойство перспективных ЛУС может быть причислено к признаку самолетов пятого поколения и является еще одним подтверждением того, что перспективный ЛУС на основе УБС Як-130 будет боевым авиационным комплексом пятого поколения.

Рассмотренный метод взаимодействия самолетов в тактической группе является основой для дальнейшего развития тактических приемов боевого применения перспективных легких ударных самолетов, а также всей совокупности легких многоцелевых самолетов, создаваемых на базе УБС Як-130.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации