ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АВИАЦИИ В ЛОКАЛЬНЫХ ВОЙНАХ

Вестник Академии военных наук, №1, 2005. стр. 98-99

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АВИАЦИИ В ЛОКАЛЬНЫХ ВОЙНАХ

А. В. ЕНА,

кандидат военных наук,

доцент, профессор АВН

Анализ опыта применения авиации в локаль-ных войнах (в Корее, Вьетнаме, на Кубе, в Егип-те, Лаосе, Тунисе, Конго, Алжире и Омане, в Пер-сидском заливе) показывает, что они отличаются одна от другой многими политическими и страте-гическими характеристиками.

В большинстве перечисленных локальных войн задачи операции (боя) с одной или обеих противоборствующих сторон решались совмест-ными усилиями всех родов войск - пехоты, ар-тиллерии, танков и авиации.

Авиация в локальных войнах наносила удары по военным и экономическим объектам про-тивника для ослабления и дезорганизации его сопротивления в начальном периоде войны. Она использовалась для авиационной подготов-ки и поддержки морских и воздушных десантов, для прикрытия сухопутных войск и ведения воздушной разведки.

Удары авиации империалистических государств в ряде случаев наносились не столько по военным объектам противника, сколько по его населенным пунктам для подавления морального духа народа той или иной страны.

Постоянное и весьма важное значение придава-лось завоеванию и удержанию превосходства в воз-духе. С этой целью военно-воздушные силы прово-дили самостоятельные воздушные операции.

После завоевания превосходства в воздухе авиация агрессора наносила удары на большую глубину. Полеты выполнялись практически безна-казанно, так как противовоздушная оборона стра-ны, на которую совершалось нападение, как пра-вило, была очень слабой.

Военно-воздушные силы, как наиболее мо-бильное и дальнобойное средство, привлекались всюду в первые же дни военных действий. В тех случаях, когда инициатива в развязывании вой-ны принадлежала империалистам или когда вой-на не преподносила им тяжелых сюрпризов, ВВС заблаговременно могли быть организационно сведены в объединения. Так было в ходе египет-ской авантюры.

Когда же развитие военных действий принима-ло угрожающий характер, на театр войны броса-лась авиация отдельными соединениями и частями из разных постоянных оперативных объединений тактической, стратегической и морской авиации, что особенно ярко проявилось в Корее и Алжире, где по мере развития военных действий шло не-прерывное наращивание французских ВВС.

Исследования показывают, что практически во всех локальных войнах авиация выполняла свои боевые задачи при слабой ПВО со стороны противника. Если же ПВО страны, подвергав-шейся агрессии, была относительно сильной, то агрессор в первые несколько дней боевых дейст-вий стремился уничтожить средства ПВО на всю глубину обороны противника (война в Персид-ском заливе).

Для уничтожения наиболее важных объектов системы ПВО и ослабления ее противодействия в целом применялись самолеты-штурмовики, истребители-бомбардировщики, ракеты «воз-дух-поверхность», а иногда и боевые вертолеты типа «Апач».

В том случае, когда по каким-либо причинам ПВО противника оставалась неподавленной, авиация агрессора применялась массированно. Выход на объект удара производился большими группами самолетов в минимальное время с раз-ных направлений, что приводило к перенасыще-нию зоны ПВО, т.е. к снижению возможностей средств ПВО по уничтожению целей. Так, на-пример, при подготовке операции «Буря в пус-тыне» в ходе учений типовая ударная группа со-ставляла 45 самолетов.

Ни в одной локальной войне сухопутные вой-ска не начинали боевые действия без предвари-тельной авиационной обработки объектов в поло-се наступления войск или местах высадки мор-ских (воздушных) десантов. Так, например, авиация США, участвуя в морской десантной операции в Корее с 10 по 12 сентября 1950 года, группами по 30-50 самолетов наносила удары по объектам острова Уолми, который закрывал вход в порт Ингон. А 13 сентября до 300 самолетов бомбили о. Уолми и порт Ингон. В результате этой предварительной подготовки высадки десан-та почти весь гарнизон о. Уолми был уничтожен. Во всех наступательных операциях авиация ма-ксимально использовала фактор внезапности. В ходе подготовки войны против Египта военное ру-ководство Англии, Франции и Израиля большое внимание уделяло организации управления и взаи-модействия авиации с другими видами вооружен-ных сил. В связи с этим было создано два коорди-национных центра: один размещался на острове Кипр для согласования действий сухопутных войск, сил флота и авиации, второй (взаимодейст-вующий с первым) - на плавучей базе эскадрен-ных миноносцев в Средиземном море.

Характерной особенностью боевого примене-ния авиации в ходе войны в Египте явилось пред-варительное завоевание превосходства в воздухе, что позволило авиации Израиля безнаказанно вы-полнять свои боевые задачи.

На первом этапе войны в Египте израильская авиация из-за боязни противодействия зенитных средств производила бомбардировку аэродромов Египта с больших высот порядка 8000-12000 м и лишь к концу войны, когда система ПВО была значительно ослаблена, израильские летчики ста-ли выполнять полеты на средних и малых высотах.

Бомбардировочная авиация агрессора действо-вала группами по 4-12 самолетов. Выход на цель производился поэшелонно на различных высотах с временными интервалами от 1 до 8 минут. Дейст-вуя небольшими группами, авиация держала под напряжением объекты удара длительное время сравнительно малыми силами.

Ударная авиация Израиля поддерживала сухо-путные войска на поле боя, наносила удары по подходящим резервам, указывала своим войскам направления движения в пустыне, вела воздушную разведку, т.е. действовала очень активно.

Между тем египетская авиация должной ак-тивности не проявляла, действовала мелкими группами, нерешительно. Летчики в боевых вы-летах действовали «по своему усмотрению», про-являли крайнюю недисциплинированность, час-то игнорировали указания и команды команди-ров групп.

Совершенно не было попыток египетской авиации нанести удары по англо-французским си-лам и объектам на острове Кипр, чего особенно опасались англичане. Египетские ВВС имели на вооружении новую советскую авиационную тех-нику, но летчики не были подготовлены к боевым действиям на этой технике.

Роль авиации, характерные особенности ее бо-евого применения ярко проявились в ходе боевых действий в Персидском заливе.

В ходе проведения воздушно-наступательной операции командованием многонациональных сил планировалось подорвать военно-промыш-ленный потенциал Ирака, уничтожить основные силы и боевые средства наземных войск и только после этого ввести в бой свои сухопутные войска.

Одна из главных особенностей применения ВВС многонациональных сил заключалась в том, что в начале операции именно авиация была глав-ным элементом наступательной мощи союзников.

В войне против Ирака авиация использовалась гораздо интенсивнее по сравнению с другими вой-нами и локальными конфликтами.

Новыми характерными особенностями боевых действий авиации в войне против Ирака являлись: активное применение высокоточного авиационно-го оружия (управляемых авиабомб и других средств вооружения); применение малозаметных истреби-телей-бомбардировщиков F-l 17A; нанесение четко скоординированных по времени ударов авиации совместно с крылатыми ракетами морского бази-рования; использование демонстративных групп для выявления работы средств ПВО противника.

Для уничтожения танковых подразделений Ирака широко применялась штурмовая авиация союзников. Эту сложную задачу выполняли штурмовики А-10А, истребители-бомбардиров-щики «Ягуар», «Торнадо».

Приоритетной задачей для авиации многона-циональных сил явилось воспрещение организа-ции материального обеспечения иракских груп-пировок сухопутных войск. Склады хранения го-рюче-смазочных материалов, маршруты, по которым шла доставка этих материалов, являлись основными целями для блокировки с воздуха.

Многочисленные задачи в локальных войнах выполняла транспортная авиация. Она применя-лась для выброски воздушных десантов, снабже-ния войск боеприпасами, горючим, продовольст-вием и водой (в пустыне).

При десантировании воздушных десантов транспортные самолеты проходили над местом вы-броски в боевом порядке «фронт самолетов» (по 3-4 самолета в группе) на высотах 150-210 м со скоро-стью 200 км/ч. Каждый самолет сбрасывал 30 де-сантников за 35-40 секунд, при этом район выбро-ски парашютной роты составлял 150 на 1600 м.

Армейская авиация в локальных войнах нача-ла применяться с 1951 года. Впервые в ходе бое-вых действий в Корее американцы успешно при-меняли вертолеты для высадки тактических воз-душных десантов.

Впоследствии вертолеты применялись для на-блюдения за полем боя и корректирования огня артиллерии, для связи, прокладки проводных ли-ний связи в труднодоступных районах. Кроме того, вертолеты применялись для спасения экипажей подбитых самолетов, эвакуации раненых, перевоз-ки грузов и личного состава.

Таким образом, применение различных родов авиации в локальных войнах имело свои специфи-ческие особенности.

В целом же военно-воздушные силы империа-листических государств в локальных войнах иг-рали подчиненную роль, хотя в отдельных случа-ях действия авиации имели исключительно важ-ное значение.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации