ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЙСК ВОЕННОГО ОКРУГА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Вестник Академии военных наук, №4, 2005, стр.34-39

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЙСК ВОЕННОГО ОКРУГА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Генерал-лейтенант

Н.И. ЕГОРОВ

Боевая подготовка - это спланированный, организованный и систематически проводимый под единым руководством процесс воинского обучения и воспитания личного состава, боевого слаживания экипажей (расчетов), подразделений воинских частей и соединений, органов управления (штабов) для выполнения боевых и других задач в соответствии с их предназначением. Ее целью является достижение достаточного уровня выучки личного состава, слаженности экипажей (расчетов), подразделений, воинских частей, соединений и их органов управления, обеспечивающих безусловное выполнение поставленных перед ними задач. В свое время Дж. Барлотта говорил, что «качество боевой подготовки войск - вопрос жизни и смерти для отдельного солдата. Для нации это означает победу или поражение в войне». В современных условиях актуальность данного тезиса несомненна.

В последнее время стало модным мотивировать отсутствие плановой профессионально-должностной и боевой подготовки решением возрастающих неотложных задач повседневной деятельности, излишней занятостью командиров и штабов. Нами не используется и не внедряется богатейший опыт подготовки войск в период Великой Отечественной войны, боевых действий в ДРА, проведения контртеррористической операции в ЧР.

Мы забываем, что даже во время Великой Отечественной войны, в ходе подготовки и осуществления боевого слаживания подразделений в войсках фронтов практиковались увеличение продолжительности учебного дня, повышение интенсивности обучения, совмещение одиночного обучения со слаживанием подразделений в целом.

Основным методом обучения личного состава утвердился четкий и наглядный показ, сопровождаемый кратким пояснением способов применения оружия и боевой техники непосредственно на поле боя. Широкое распространение получило индивидуальное боевое наставничество.

Как отмечал Маршал Советского Союза К.А. Мерецков, «...горький опыт ноября 1941 года многому нас научил. Уже тогда мы взяли себе за правило: как бы ни велика была нужда в войсках, поступающее пополнение и вновь прибывающие части перед боями пропускать через учебные центры или непосредственно в соединениях знакомить с особенностями ведения боевых действий».

Решением Государственного Комитета Обороны в то время были созданы запасные и учебные соединения и части, танковые лагеря, артиллерийские центры с обучением по ускоренной программе боевой подготовки. Формировались маршевые роты, которые перед отправкой в действующую армию непременно проверялись специальными комиссиями.

Высшей формой подготовки войск были тактические учения. Накануне Белорусской операции, к примеру, в 334-й стрелковой дивизии 43-й армии в период с 10 по 14 июня 1944 года было проведено 35 батальонных тактических учений, в том числе с форсированием водных преград - 8, с боевой стрельбой - 9.

Сколь большое значений при проведении тактических учений с боевой стрельбой уделялось вопросам огневого поражения, можно судить по тому, что 5-я гвардейская армия в процессе подготовки к Сандомирско-Силезской операции почти половину армейского боекомплекта израсходовала на учения с боевой стрельбой. И это вполне оправдало себя в боях.

Значительное внимание в ходе войны уделялось подготовке командиров и штабов. Широко практиковались разборы прошедших боев и операций. Если позволяла обстановка, то проводились военные игры, штабные тренировки и учения. Так, в мае 1943 года в 1-й танковой армии под руководством командующего армией генерал-лейтенанта танковых войск М.Е. Катукова была проведена двухдневная командно-штабная военная игра на тему «Контрудар танковой бригады во взаимодействии с другими родами войск», а в июне уже под руководством командующего фронтом генерала армии Н.Ф. Ватутина - «Ввод танкового соединения в прорыв».

Одним из путей повышения качества боевой подготовки войск в годы Великой Отечественной войны становилось совершенствование учебной материально-технической базы, которая включала дивизионные и полковые учебные тактические поля, стрельбища, батальонные штурмовые городки. Они оборудовались на удалении 5-8 км от переднего края силами подразделений с использованием трофейной техники, местных подручных материалов. В боевую подготовку внедрялись технические средства обучения: подвижные классы инженерной подготовки, простейшие тренажеры -для обучения экипажей танков и САУ, специализированные городки и классы.

Опыт боевой подготовки войск действующей армии и ускоренной подготовки мобилизованных контингентов в запасных и резервных соединениях, учебных центрах себя полностью оправдал и до сих пор не утратил ценности и поучительности.

Многообразие условий применения войск (сил) в вооруженных конфликтах и войнах будущего обязывает готовить вооруженные силы к решению разноплановых задач. К сожалению, опыт применения войск в вооруженных конфликтах последних десятилетий еще раз убедил, что мы не извлекаем должных уроков, а причиной неудач, больших потерь в личном составе и технике, как правило, становится отсутствие плановой боевой учебы. Начинаем всерьез готовить войска зачастую уже в ходе боевых действий, на основе вновь приобретенного опыта. И за это приходится расплачиваться.

История войн наглядно показывает, что в достижении победы наряду с другими постоянно действующими факторами решающую роль играли уровень подготовленности войск, качество их боевой выучки. Это положение не только сохраняет свою силу в наши дни, но и становится еще более актуальным в связи с реформами, происходящими в Российской армии.

В современных условиях боевая подготовка Сухопутных войск является одной из важнейших составных частей подготовки Вооруженных Сил. Она должна организовываться и проводиться непрерывно как в мирное, так и в военное время. Когда это осуществляется непрерывно с учетом военно-политических и оперативно-тактических условий, успех в вооруженной борьбе гарантирован. И наоборот там, где такие мероприятия не проводятся или осуществляются эпизодически (по необходимости), вооруженные силы и государства в целом терпят поражение.

Словом, возрастает значение боевой подготовки. Задачи по ее организации и проведению вытекают из изменений предназначения соединений и частей, штатного состава и укомплектованности, комплектования ряда частей округа военнослужащими по контракту, а также ориентации подготовки войск преимущественно на качественные параметры. Все это требует нового подхода к организации боевой подготовки.

Актуальные проблемы боевой подготовки войск (сил) в период реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации

Высокий уровень боевой подготовки достигается знанием командирами (начальниками) реального состояния выучки войск, своевременной и конкретной постановкой задач, качественным и целенаправленным планированием мероприятий боевой подготовки, непрерывным, гибким и оперативным руководством боевой учебой, личным участием командиров в планировании мероприятий боевой подготовки и обучении подчиненных.

Планы подготовки органов управления и войск в объединениях, соединениях и воинских частях округа в основном выполняются. Но анализ свидетельствует о наличии ряда проблем, характеризующихся, прежде всего, коренным изменением содержания социально-политических, экономических, военно-технических и идеологических факторов, оказывающих влияние на обучение войск.

Первая проблема заключается в том, что существующая система боевой подготовки пришла в несоответствие с современными условиями. Это состояние уровня профессиональной подготовки офицерского состава.

На сегодняшний день сложилась ситуация, когда офицеры советской школы уже ушли или уйдут из ВС в ближайшие годы, а пришедшие им на смену офицеры российской школы в силу различных причин не обладают необходимыми практическими навыками и теоретическими знаниями. Многие командиры не имеют организовать боевую учебу, не знают, как и чему обучать подчиненных, штабы, воинские части и подразделения. Недостатки в подготовке офицеров неизбежно влекут за собой сложности в подготовке рядового и сержантского состава, тех, кто, собственно, и определяет успех на поле боя.

Вторая проблема - финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий боевой подготовки.

Финансирование на боевую подготовку в настоящий момент составляет 10-15 % от потребного. Это заставляет искать малозатратные формы и методы обучения, что в целом сказывается на результатах боевой учебы, обусловливает тенденцию снижения практических навыков командиров и штабов в организации общевойскового боя.

Третья проблема обусловлена низким уровнем работы органов управления боевой подготовки, командиров и штабов по планированию мероприятий межвидовой подготовки в тактическом звене управления.

Межвидовая подготовка - это согласованное по задачам, месту и времени обучение подразделений, воинских частей и соединений различных видов и родов Вооруженных Сил. Ее предназначением является обеспечение общевойсковой подготовки войск, отработка способов совместных действий в выполнении различных задач в интересах и под руководством общевойскового командира, подготовка к участию в вооруженных конфликтах, операциях по поддержанию мира и безопасности в составе объединенных группировок.

Важность данной формы подготовки войск определяется положениями Военной доктрины Российской Федерации и подтверждена опытом проведения контртеррористической операции на Северном Кавказе.

Четвертая - в полном объеме не организовано взаимодействие общевойсковых соединений и воинских частей с соединениями и воинскими частями видов Вооруженных Сил, родов войск и другими войсками, воинскими формированиями и органами Российской Федерации, особенно с частями, подразделениями и органами МВД.

Объективные и субъективные причины, влияющие на состояние боевой подготовки

Необходимо определить объективные и субъективные причины создавшегося положения. Устранение объективных причин - это прерогатива Верховного Главнокомандующего и правительства. Устранить субъективные причины - это наша с вами задача.

А) в планировании боевой подготовки. Анализ планирования боевой подготовки позволяет сделать вывод о том, что планированию на всех уровнях присущи недостатки.

Одним из главных является несоответствие между планами подготовки органов управления и войск вышестоящих объединений, соединений и ее планированием в подчиненных воинских частях и подразделениях.

Нереальность планов боевой подготовки, их несогласованность с органами управления всех степеней приводит к неоправданным переносам мероприятий боевой подготовки. Как итог: переносимые на более поздние сроки мероприятия наслаиваются на другие, запланированные ранее, а от этого страдает качество и эффективность как тех, так и других.

За последние годы нарушена сама система организации боевой учебы. Командиры дивизий, полков, батальонов и их заместители, имея низкий уровень профессиональной подготовки, не понимают сущности планирования, у них отсутствует творческий подход в определении основной направленности боевой учебы.

В войсках округа продолжается внедрение единой методики руководства повседневной деятельностью, обучением и воспитанием личного состава. При проведении командирских сборов до всех участников доводились основные направления работы должностных лиц по планированию и организации повседневной деятельности, боевой подготовки на основе типового месяца. Такой подход приобщает командиров всех уровней к плановости, обеспечивает выработку правильного стиля руководства боевой подготовкой. Внедрение «типового месяца» в практику организации боевой подготовки - это необходимая мера, позволяющая в короткие сроки восстановить стройную систему работы всех должностных лиц на основе забытого, но хорошо проверенного опыта.

Б) в подготовке органов военного управления. Продолжает сохраняться тенденция к снижению навыков офицеров и органов управления тактического звена в руководстве подчиненными и приданными воинскими частями (подразделениями) в ходе розыгрыша боевых действий, в организации разведки и огневого поражения противника, поддержании непрерывного взаимодействия с воинскими частями и подразделениями видов Вооруженных Сил и родов войск, особенно с артиллерией и авиацией.

Основными формами подготовки органов управления (штабов) являются командно-штабные учения и штабные тренировки. Количество проведенных командно-штабных учений и других мероприятий боевой подготовки в Северо-Кавказском военном округе превышает соответствующие показатели прошлых лет.

Однако качество их подготовки и уровень проведения остаются низким, вследствие чего более 90% органов управления были оценены только на «удовлетворительно».

В настоящее время недопустимо проведение КШУ без создания сложной, динамичной обстановки, характерной для современного боя и юго-западного театра военных действий, включающей элементы внезапности, оправданного риска, требующей от командиров принятия оптимальных, смелых решений, решительных и дерзких действий войск, четкого выполнения ими внезапно возникающих задач, готовности к ведению автономных боевых действий в течение продолжительного времени.

Командующий войсками округа определил состав войск, выводимых на КШУ, и требует: привлекать все органы управления, включая ячейки командиров рот. Планировать и осуществлять в ходе учений не менее 2-3 смен районов расположений пунктов управления, тренировать личный состав действиям в условиях выхода из строя и восстановления боеспособности основных и запасных пунктов управления. Войска обозначения, привлекаемые на учения, должны действовать в едином тактическом замысле с обучаемыми штабами, решать задачи, поставленные перед органами управления в реальном масштабе времени. При разработке замыслов учений при отработке вопросов организации боя выделять большее количество времени на осуществление планирования боя, отрабатывать этот вопрос последовательно во всех звеньях управления методом час за час.

Анализ проведенных командно-штабных учений показал, что они разрабатываются без учета опыта боевых действий в Чеченской республике и других локальных конфликтах и войнах, целей и важнейших задач, которые предстоит решать войскам и силам при ведении современных операций и кампаний, прогнозируемого развития военно-политической обстановки в регионах, наличия и боевых возможностей вооружения и военной техники, состава и реального состояния войск и сил.

В) в профессионально-должностной подготовке офицеров.

Нам удалось добиться улучшения качества проведения занятий в ходе командирских сборов со всеми категориями офицерского состава, повысилась их содержательность и поучительность.

Г) в подготовке войск.

Практика показывает, что в настоящее время удельный вес мероприятий боевой подготовки, проводимых в реальных условиях на полигонах, увеличился в 1,5 раза. Эта тенденция в округе в перспективе будет сохраняться. Увеличилось количество боевых стрельб и учений с участием в них авиации, артиллерии и подразделений других силовых структур. Однако качество их проведения по-прежнему остается на недостаточном уровне, значительное количество учений по-прежнему сводится к проведению этапа боевой стрельбы. Остальные учебные вопросы, обусловленные планами проведения учений, отрабатываются поверхностно, что не дает возможности качественно подготовить командиров всех степеней как организаторов боя. Офицеры и сержанты не имеют должных навыков в управлении подразделениями и их огнем, что сказывается на качестве боевого слаживания.

Одиночная подготовка военнослужащих остается на недостаточном уровне. Причина кроется в несоблюдении последовательности обучения подчиненного личного состава. Многие командиры с начала периода обучения сразу планируют и проводят упражнения контрольных стрельб, и, забыв про начальные, подготовительные и учебные упражнения и пытаются натаскивать личный состав на выполнение упражнения в целом. Венцом подготовки военнослужащего руководители занятий ошибочно считают получение положительной оценки за выполнение упражнения, выносимого на итоговую проверку и контрольные занятия, забывая о принципе комплексной подготовки солдата и подразделения в целом.

У личного состава отсутствует дух состязательности и стремления добиться высших результатов в боевой учебе. Все это существенно влияет на боеготовность войск, способность выполнять ими задачи.

Недостаточно внимания уделяется теоретической подготовке личного состава. Обучаемые показывают слабые знания тактико-технических характеристик закрепленного за ними оружия и военной техники, недостаточные навыки в действиях при вооружении танков и боевых машин, в устранении простейших неисправностей в ходе выполнения упражнений стрельб.

Ночные занятия планируются от случая к случаю. Огневые тренировки вообще не планируются. Штабы частей, соединений, объединений, органы боевой подготовки на это не обращают внимания, а порой и сами этому способствуют. Низкий методический уровень подготовленности офицеров не позволяет реализовать принцип «учить войска тому, что необходимо на войне», не обеспечивает комплексное обучение военнослужащих и подразделений ведению боя, принцип «делай как я» забыт полностью.

Особую тревогу вызывает уровень огневой выучки подразделений родов войск и специальных войск. Недостаточно внимания уделяется маршевой подготовке механиков-водителей и водителей.

Д) в состоянии учебной материально-технической базы боевой подготовки.

Наличие и состояние полигонов СКВО, в целом, обеспечивает выполнение планов и программ боевой подготовки. Ведется планомерное совершенствование и развитие полигонной базы.

Практика организации боевой подготовки показывает, что для поддержания ее должного уровня необходимо перенести часть учебного процесса на приказарменную учебную материально-техническую базу с широким использованием технических средств обучения (в 2005-2006 годах в войска округа поступит ряд тренажеров нового поколения). Особых капиталовложений это не требует, но существенно позволяет экономить ресурс техники и вооружения, сократить количество времени, требующегося подразделениям для перемещений на учебные объекты полигонов.

Наряду с приказарменной, требуется наращивание ротной УМТБ, которая в некоторых подразделениях находится в запущенном состоянии, не позволяет качественно обеспечить проведение занятий по предметам обучения. Средства, выделяемые для этого, командиры частей и подразделений в основном используют не по назначению.

Если рационально и планово подойти к вопросу использования материальных средств, выделяемых по федеральной целевой программе, можно в кратчайшие сроки не только восстановить и нарастить имеющуюся учебную материально-техническую базу, но и создать более качественную и современную.

Направления повышения эффективности и перспективы развития системы боевой подготовки. В основе большинства проблем лежит, прежде всего, человеческий фактор - необходимо в первую очередь изменить отношение к делу: не ссылаться на трудности, и выполнить хотя бы минимальный набор требований, но качественно. Не приукрашивать действительность, а называть проблемы своими именами, искать пути их решения.

Во-первых, необходимо провести принципиальный анализ состояния боевой подготовки во вверенном соединении, части, результатов и причин имеющихся недостатков. Уточнить и определить цели и задачи на ближайшую перспективу, учитывая особенности подготовки каждого соединения, части, подразделения. Определять четкие промежуточные цели на неделю, месяц и добиваться их достижения.

Необходимо упростить планирование, с одной стороны, а с другой стороны - ужесточить контроль и спрос за выполнение намеченного. В планировании подчинить все предметы обучения тактико-огневой подготовке, преследуя конечную цель - готовность военнослужащего, подразделения, части, соединения выполнить задачи по своему предназначению и в этой связи отойти от выставления оценок, не соответствующих реальному положению дел. В настоящее время при минимально возможном уровне боевой подготовки мы имеем стандартные оценки «удовлетворительно».

Во-вторых, подготовка офицерского состава. Одной из самых больших проблем является уровень подготовки офицеров звена «взвод - рота - батальон» и им равных, разрыв между тактической направленностью подготовки подразделений и командирской подготовкой офицеров.

Ежемесячные контрольные занятия по предметам профессионально-должностной подготовки должны проводиться регулярно.

В-третьих, необходимо решить проблему тактико-огневой выучки подразделений, восстановить систему в обучении ведению огня, твердых навыков у личного состава в действиях при вооружении. Одним из главных направлений в подготовке должно стать стремление научить солдата уничтожать противника наиболее эффективным способом, при этом сохраняя свою жизнь.

В-четвертых необходимо: уточнить нормативную базу боевой подготовки, и, прежде всего, «Концепцию боевой подготовки». Завершить разработку и внедрение в практику подготовки войск Наставления по боевой подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации;

программы боевой подготовки привести в соответствие с современными и перспективными требованиями;

перейти к плановой совместной подготовке, в том числе с войсками, воинскими формированиями и органами других ведомств Российской Федерации; коренным образом изменить систему подготовки младших командиров. Сержанта-контрактника мы обязаны вывести на уровень требований, предъявляемых к профессиональному специалисту, командиру, воспитателю.

Армия, которая не идет в ногу с развитием военной теории, пребывает в плену отживших стереотипов, не умеет правильно прогнозировать новые явления и делать из них практические выводы, обречена на поражение.

Во все времена и в любой армии в организации боевой подготовки решающее значение имел субъективный фактор - это воля и инициатива командиров. Одна из основных субъективных причин низкого уровня боевой подготовки на современном этапе заключается в том, что многим командирам удобно: спрятались за ширму объективных причин (за недофинансирование, плохого солдата, офицера и т.д.) и можно ничего не делать.

И наша задача сделать правильные выводы из анализа боевой подготовки, учебы войск, повернуться лицом к главной задаче, для чего мы все предназначены - защите Отечества.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации