ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ МОЛОДЕЖИ

Вестник Академии военных наук, №1, 2005. стр. 150-152

ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ МОЛОДЕЖИ

Д.В. СОЧНЕВ

Подполковник милиции

Проблема уклонений молодежи от службы в ар-мии, стремления избежать призыва или попасть на альтернативную службу становится определяющей, благодаря воздействию СМИ, различных общест-венных организаций, несовершенству норматив-ной правовой базы, в формировании и функциони-ровании военной организации России. Как показа-ли исследования, ее решение находится в сфере взаимодействия правоохранительных, законода-тельных органов и тех же СМИ, в более широких рамках профилактики правонарушений молодежи и даже несовершеннолетних.

Управленческое воздействие правоохранитель-ной и массово-коммуникативной систем может осуществляться через комплекс профилактиче-ских мер, применяемых в отношении объекта уп-равления - молодежи, с целью выработки у моло-дежи и несовершеннолетних правовых установок, стереотипов восприятия правовых явлений, моде-лей поведения в правовой сфере.

Основы профилактики правонарушений были сформулированы в разных аспектах в зависимости от поставленных авторами задач в работах А.Б.Сахарова «О личности преступника и причинах пре-ступности в СССР» (1961), А.А. Герцензона «Введе-ние в советскую криминологию» (1965), «Уголов-ное право и социология» (1970), М.И. Ковалева «Основы криминологии» (1970), В.Н. Кудрявцева «Причинность в криминологии» (1968), «Причины правонарушений» (1976), И.И. Карпеца «Проблема преступности» (1969), «Современные проблемы уголовного права и криминологии» (1976), Н.Ф. Кузнецовой «Преступления и преступность» (1969), А.М. Яковлева «Преступность и социальная психология» (1970), В. К. Звирбуля «Деятельность прокуратуры по предупреждению преступности (научные основы)» (1971), в отдельных статьях этих и других авторов, а также в коллективных работах.

Задачи профилактики преступлений и других правонарушений молодежи, включая уклонение от службы в Вооруженных Силах, должны решаться на основе крупномасштабных мероприятий общесоци-ального характера. В целях ранней профилактики правонарушений молодежи осуществляется комп-лекс мер различными государственными и общест-венными организациями. Исключительно важную роль в профилактике правонарушений молодежи должны играть правоохранительные органы и СМИ.

Взаимодействие СМИ и правоохранительных органов в осуществлении профилактики правона-рушений молодежи должно быть направлено на привитие молодым гражданам морали, соответст-вующей законопослушному образу жизни, осно-ванной на жизнелюбии и пользе для общества. СМИ имеют широкие возможности проведения ранней профилактики правонарушений молодежи, с помощью СМИ общество может положительно воздействовать на чувства, интеллект и волю.

Говоря о профилактике правонарушений среди молодежи средствами массовой информации, не-обходимо отметить, что через сферу средств массо-вой информации пролегают многие пути к успеху в делах оперативного характера в ходе осуществле-ния профилактической работы среди неформаль-ных группировок молодежи. Средства массовой информации воздействуют на правосознание мо-лодежи, создают условия, благоприятствующие как негативному, так и позитивному влиянию на соци-альную действительность в молодежной среде1.

Кержнер М.Ю. выделяет два основных направ-ления, по которым может идти использование орга-нами внутренних дел средств массовой информа-ции в осуществлении профилактики правонаруше-ний: 1) усилия, имеющие своей непосредственной задачей правовое воспитание населения, 2) побуж-дение населения к оказанию помощи государствен-ным органам в раскрытии конкретного преступле-ния, расследовании конкретного уголовного дела2.

Ф.К. Рябыкин называет такие направления ис-пользования средств массовой информации ОВД в профилактике правонарушений, как: а) устранение, блокирование либо нейтрализация обстоятельств, способствующих совершению преступлений, б) предупреждение преступных проявлений на основе конкретной ориентирующей граждан информации о способах преступлений и лицах, их совершивших, в) показ неотвратимости наказания за совершенное преступление, г) создание обстановки нетерпимо-сти и общего осуждения вокруг нарушителей право-порядка и лиц, им попустительствующих, д) право-вое воспитание граждан, е) распространение пере-дового опыта и прогрессивных форм профилактики правонарушений, ж) повышение авторитета орга-нов уголовной юстиции и общественных формиро-ваний, принимающих участие в борьбе с правона-рушениями, з) установление обстоятельств, имею-щих значение для раскрытия, расследования преступлений и розыска преступников.3

Характеризуя участие печати в предупреждении преступлений, следует исходить из того, что она осуществляет профилактику опосредованными способами: 1) формируя общественное сознание, участвуя в создании атмосферы, исключающей на-рушение закона; 2) сигнализируя компетентным органам о выявленных факторах, способствующих совершению преступлений.

Условия развития современного общества позво-ляют сделать вывод о том, что роль СМИ в управле-нии процессом профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи позволит найти более короткий путь к достижению желаемой цели - повышению эффективности, дальнейшей оптимизации воспитательно-профилактического процесса. Смысл поисков путей оптимизации этой работы заключается не в любом повышении эффек-тивности, а в нахождении оптимальных вариантов, позволяющих успешно решать весь комплекс основ-ных задач, не в гиперболизации отдельных принци-пов, приемов и методов, а в оптимальном сочетании их и учете анализа конкретной ситуации.4

Говоря о профилактическом воздействии на личность молодого человека, следует помнить, что он всегда принадлежит к определенному коллекти-ву. Необходимо взять за аксиому положение о том, что средства массовой информации должны не противостоять молодежным объединениям, не бо-роться с ними, а стремиться переориентировать их деятельность на позитивную. СМИ сегодня долж-ны дать альтернативу металлистам, рокерам, пан-кам, другим неформальным молодежным группи-ровкам, склонным к правонарушениям. Практика показывает, что правонарушения совершают имен-но перечисленные группировки. Другие группи-ровки гораздо менее криминогенны.

В этой связи нередко возникает вопрос: какое поведение молодых граждан считать нормальным, а какое патологией? Критерий для правоохранитель-ных органов и СМИ может быть только один - со-блюдение уголовно-правовых, гражданско-право-вых норм.5 Запреты, существующие для всех членов общества, должны распространяться и на участни-ков нетрадиционных молодежных группировок.

Исходя из многочисленных информационных источников, за последние пять лет численность не-формалов возросла в 3-4 раза. Не является исклю-чением и Нижегородская область, где неформаль-ные молодежные объединения - распространенное социальное явление, особенно в городах Нижний Новгород и Дзержинск. О неформальных группи-ровках, существующих в настоящее время в Ниже-городской области, можно сегодня говорить как об устойчивых объединениях, с достаточно высокой степенью организованности, имеющих конкрет-ные цели и постоянный состав.

В настоящее время правоохранительные органы и СМИ значительно сужают проблемы и реагируют не на само явление - правонарушающее поведение членов неформальных организаций, а на единичные факты. Примером могут служить скудные вырезки газет и журналов о конкретной деятельности неформальных религиозных объединений. На сегодня от-сутствует четкий статус таких объединений. Правоох-ранительные органы считают их досуговыми и работу с ними адресуют учебным заведениям, реагируют только на преступления. Учебные заведения занима-ют прямо противоположную позицию. Обществен-ное мнение в лице средств массовой информации по этому поводу однозначно: виновата милиция. Безу-словно, позиция их стороны удобная, так как снима-ет ответственность с общества в целом.6

Средства массовой информации и сотрудники органов внутренних дел должны проявить понима-ние неформалов, их образа жизни, стиля, изучить их программы, отделить правонарушающее поведение от правомерных альтернатив общепринятым, тради-ционным нормам поведения, СМИ необходимо при участии членов неформальных молодежных объеди-нений наметить меры, снижающие, а затем исклю-чающие агрессивный характер отдельных групп.7

Можно выделить и рассмотреть в качестве меры профилактики правонарушений молодежи со сто-роны СМИ - официальное информирование о про-ектах законов, принятых законах и подзаконных ак-тах, вступление в силу которых начинается с момен-та официального опубликования этих документов в средствах массовой информации. Значение этой меры обусловливается тем, что она обеспечивает необходимый уровень информированности моло-дых людей, который является важнейшим факто-ром их поведения в системе правоотношений.

Исследование роли СМИ в профилактике пра-вонарушений молодежи позволяет сделать следую-щие выводы и рекомендации.

Целесообразно ввести в эфирную сетку СМИ периодические специальные выпуски оперативной информации о криминальной ситуации в При-волжском федеральном округе и в Российской Фе-дерации с указанием тяжких преступлений, требу-ющих помощи молодежи в их раскрытии, органи-зовать в этих целях канал экстренной связи.

Следует ввести в ежедневные информационные программы специальные рубрики, в которых можно было бы оперативно сообщать о профилактических акциях правоохранительных органов, среди которых: основные проблемно-тематические направле-ния, которые нашли отражение в СМИ за квар-тал, полугодие или за год с указанием их про-центного отношения ко всем опубликованным в прессе материалам;

наиболее важные темы, на которые акцентиро-вали свое внимание СМИ, а также краткая характе-ристика и сравнительный рейтинг периодических изданий, в которых правоохранительная тематика получила наибольшее освещение;

анализ информационных (положительных), проблемных и критических материалов о деятель-ности структурных подразделений правоохрани-тельных органов, опубликованных за квартал или

за год в печатных средствах массовой информации; региональный аспект публикаций (ознакомле-ние с характером освещения правоохранительной тематики по регионам, с выделением наиболее криминализированных районов с точки зрения представителей СМИ);

выводы и предложения руководству правоохра-нительных органов с учетом выявленных тенденций в целях оперативного реагирования на ситуацию и предотвращения негативных процессов в средствах массовой информации, могущих привести к иска-жению общественного мнения о результатах дея-тельности правоохранительных органов.

Целесообразно рекомендовать СМИ предста-вителей правоохранительных органов, которые могли бы не только принимать непосредствен-ное участие в подготовке программ, но и кон-сультировать авторов рубрик в процессе их соз-дания. Следует создать на телевидении и радио молодежную программу «Право» с выходом ее в эфир не менее двух раз в месяц. Необходимо сформировать совместную редакцию этой про-граммы в составе штатных сотрудников СМИ, пресс-служб УВД с участием молодежи.

Помимо программы «Право», необходимо обеспечить подготовку сюжетов криминальной хроники для регулярного показа их в молодежных программах и других теле- и радио программах.

Пресс-службам УВД следует обеспечить тес-ное деловое сотрудничество с соответствующи-ми редакциями СМИ. Целесообразно предостав-лять безвозмездную и беспрепятственную воз-можность выхода в эфир работникам правоохранительных органов с сообщениями и обращениями к населению при проведении ро-зыскных и оперативных мероприятий (розыск преступников, лиц, без вести пропавших, поиск свидетелей). Сотрудникам правоохранительных органов следует оказывать помощь и содействие работникам СМИ в создании передач на право-охранительную тематику.

Руководителям правоохранительных органов следует принимать активное личное участие в подготовке и проведении программ по пробле-мам предупреждения преступности молодежи. Пресс-службам УВД по согласованию с руково-дителями криминальной милиции необходимо практиковать привлечение съемочных групп СМИ для прямого участия в освещении опера-ций по задержанию преступников. Обеспечение безопасности представителей СМИ возлагается на руководителей операции. Пресс-службам УВД по собственной инициативе и по запросам СМИ следует предоставлять видео- и радиомате-риалы, подготовленные ее работниками, сохра-няя их авторские права.

Основополагающими принципами обеспечения социального контроля и предупреждения девиантного и виктимного поведения молодежи должны быть следующие.

1. Для того, чтобы предупреждение девиантного поведения было достаточно эффективным, необхо-димы усилия всего общества, в целях обеспечения гармоничного развития молодежи, при уважении к личности и поощрении ее развития.

2. Необходимо создать соответствующие усло-вия для молодежи в области получения образова-ния, для удовлетворения различных потребностей и организации системы развития личности моло-дых граждан, а особенно тех, кто явно находится под угрозой или в социально опасном положении и нуждается в особой заботе и защите.

3. Помещение лиц в возрасте до 21 года в воспи-тательно-исправительные учреждения нужно осу-ществлять только в качестве крайней меры и на ми-нимально необходимый срок.

4. Следует принять и строго соблюдать законо-дательство для защиты молодежи от наркомании и торговли наркотиками.

5. Сотрудники правоохранительных органов и работники иных заинтересованных служб должны учитывать в своей деятельности особые потребно-сти данной категории населения, а также знать и использовать в максимально возможной степени программы (разработки, методики) и имеющиеся службы помощи, чтобы не допускать столкновения молодежи с системой правосудия.

6. Молодежь должна иметь право на юридиче-ские (прежде всего) и иные необходимые консуль-тации и возможность обращаться с просьбой о пре-доставлении бесплатной единовременной помощи в тех случаях, когда она может быть предоставлена.

7. Должны быть запрещены жестокие методы наказания молодежи, включая карцеры, любые формы психического насилия.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Лопатин В.Н. Концепция развития законода-тельства в сфере обеспечения информационной безопасности Российской Федерации (проект). М.: Изд.Гос.Думы. 1998. С. 113-122.

2. Кержнер М.Ю. Участие учреждений массовой информации в осуществлении профилактики право-нарушений. Ташкент. 1982. С. 9-10.

3. Рябыкин Ф.К. Организация применения средств массовой информации в профилактике правонарушений. Учебн. пос. М., 1980. С. 59-67.

4. Там же. С. 63-69.

5. Маляева Е.О. Неформальные объединения молодежи: кто они? Горький. 1988. С. 23.

6. Сочнев Д.В. Молодежь. СМИ и правоохрани-тельные органы: оптимизация взаимодействия. Нижний Новгород. 2000. С.126.

7. Власть и общественность: социальные аспек-ты взаимодействия. (Составит, и науч. ред. О.Н. Савинова). Н.Новгород. 1997. С. 85.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации