ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОЙСК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Современное геополитическое и геостратегическое положение России, история ее развития и современное состояние настоятельно диктуют необходимость иметь развитую сеть железных дорог, высокоэффективный железнодорожный транспорт и Железнодорожные войска, оснащенные современными средствами технического вооружения, способные успешно и качественно решать задачи согласно своему предназначению: восстановления железнодорожных коммуникаций в военное время и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на транспорте, обеспечения технического прикрытия железных дорог - в мирное.
Вестник Академии военных наук 03-2004г стр66-67
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОЙСК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Генерал-полковник Н.Н. ГУРОВ,
кандидат военных наук, профессор АВН
Полковник В.Ф. БОНДАРЕНКО, доктор социологических наук,
доцент, действительный член АВН
Современное геополитическое и геостратегическое положение России, история ее развития и современное состояние настоятельно диктуют необходимость иметь развитую сеть железных дорог, высокоэффективный железнодорожный транспорт и Железнодорожные войска, оснащенные современными средствами технического вооружения, способные успешно и качественно решать задачи согласно своему предназначению: восстановления железнодорожных коммуникаций в военное время и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на транспорте, обеспечения технического прикрытия железных дорог - в мирное.
В условиях нестабильной военно-политической обстановки железнодорожный транспорт по-прежнему остается наиболее действенным инструментом государственной политики по обеспечению обороноспособности и безопасности России. Совместное динамичное совершенствование железнодорожного транспорта и Железнодорожных войск Российской Федерации - условие обеспечения безопасности страны в целом. Только в этом случае Вооруженные Силы, Железнодорожные войска и железнодорожный транспорт России будут способны решать возлагаемые на них задачи и эффективно реагировать на возможные угрозы безопасности страны.
В соответствующих федеральных программах подготовки территории России в интересах обороны нашли отражение вопросы сохранения и усиления мобилизационных возможностей железнодорожного транспорта как целостной системы, имеющей централизованное отраслевое управление и способной в короткие сроки перейти на режим военного времени.
Железнодорожные войска прошли непростой путь развития и совершенствования. На одних этапах этого пути их предназначение, состав и структура отвечали последним достижениям военной науки и боевой практики своего времени, на других - вопреки объективным потребностям военного строительства войска сокращались до численности, исключающей возможность их использования в интересах укрепления обороноспособности государства.
В настоящее время возросли роль и значение Железнодорожных войск Российской Федерации в общей системе решаемых государством задач. Железнодорожные войска осуществляют координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам подготовки железнодорожных коммуникаций в целях обороны и безопасности. На части и соединения Железнодорожных войск возложено техническое прикрытие большинства основных объектов железных дорог России.
Не вызывает сомнений, что успешное выполнение задач технического прикрытия - основа обеспечения программ национальной безопасности, мобилизационного развертывания экономики страны, ее Вооруженных Сил и других войск в особый период. Работа по решению проблемных вопросов и выработке оптимальных решений в организации технического прикрытия постоянно совершенствуется. В связи с этим в Железнодорожных войсках ведется непрерывное совершенствование и развитие их состава, структуры, технического оснащения частей и соединений.
В соответствии с Федеральным законом «Об обороне», определяющим место и роль силовых структур, Железнодорожные войска Российской Федерации включены в состав сил, привлекаемых к обороне страны. Предназначение, основные задачи, правовая основа, принципы организации, функции и полномочия войск были установлены другим Федеральным законом «О Железнодорожных войсках Российской Федерации», вступившим в силу в августе 1995 года и определившим в законодательном порядке общий состав и структуру войск, порядок их комплектования, финансирования и обеспечения, взаимодействия с органами исполнительной власти, а также статус военнослужащих Железнодорожных войск и членов их семей.
Для придания Железнодорожным войскам современного облика ведется работа по следующим направлениям:
повышение уровня боевой и мобилизационной подготовки;
повышение мобильности частей и подразделений;
повышение оперативности и качества принимаемых решений по обеспечению живучести железнодорожных коммуникаций;
совершенствование системы управления, информационного обмена и взаимодействия с оперативно-тактическими объединениями Вооруженных Сил, выполняющими боевые задачи, и с эксплуатационными подразделениями МПС России;
оптимизация состава и структуры войск, отвечающих стоящим перед ними задачам;
совершенствование социальной сферы частей и соединений войск, удовлетворяющей основным потребностям военнослужащих;
повышение эффективности и действенности воспитательной и правовой работы, информационного и культурно-досугового обеспечения военнослужащих и членов их семей.
Приоритетным в деятельности научно-исследовательских подразделений войск является определение главных направлений, обеспечивающих наиболее эффективное использование Железнодорожных войск по своему предназначению, повышение качества существующих и перспективных военных, военно-технических, военно-социальных и иных систем, находящихся в распоряжении войск.
На фоне проводимых мероприятий по реформированию системы государственных органов власти, уточнения и видоизменения их функций актуальными становятся задачи по совершенствованию и развитию управления Железнодорожными войсками в мирное и военное время. Учитывая, что Железнодорожные войска Российской Федерации являются специальными войсками и составной частью сил, участвующих в обеспечении обороны страны и военной безопасности государства, научно обоснованное решение проблем управления Железнодорожными войсками имеет существенное значение для эффективного распределения и использования материальных и технических средств, капитальных вложений, финансовых инвестиций, а также обеспечения людскими ресурсами. Проводимые в настоящее время изменения в управлении Железнодорожными войсками России имеют целью решение отмеченных вопросов.
Сегодня особенно актуализировались вопросы совершенствования социальной сферы войск, создания благоприятных условий жизнедеятельности людей в погонах, функционирования социальной составляющей Железнодорожных войск как военно-социальной организации. Это обусловлено прежде всего глубокими переменами в обществе и обострением многих социальных проблем, связанных с функционированием института военной службы, жизнедеятельностью военнослужащих армии и флота, в том числе их кадровой части -офицеров.
Процесс модернизации Железнодорожных войск охватывает самые разные направления - от оптимизации штатно-организационной структуры до совершенствования всестороннего обеспечения железнодорожных частей и подразделений всем необходимым для выполнения возложенных на них задач. Причем основным звеном, ключевым элементом и содержательным стержнем является человек в погонах как главный субъект в системе военно-социальных отношений.
Первостепенное значение приобретает разработка и принятие широкомасштабных и целенаправленных мер по внедрению результатов большого числа социальных исследований, направленных на изменение образа, стиля и условий жизни военнослужащих в соответствии с новыми социально-политическими и экономическими реалиями. Осуществление этих мер позволит повысить боеспособность частей и соединений Железнодорожных войск и придать им облик войск XXI века.
Свод законодательных актов о Железнодорожных войсках Российской Федерации. - М.: ИПО Профиздат, 1999.