ОПЫТ БОЕВОГО ПРИМЕНЕНИЯ АВИАЦИИ В ЛОКАЛЬНЫХ ВОЙНАХ И ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ - В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Войны (мировые, региональные, локальные) и вооруженные конфликты (межгосударственные, внутригосударственные, смешанные) не возникают сами по себе. Они являются следствием амбициозной политики тех или иных руководителей, как правило, в борьбе за сферы влияния, прибыли, территории, ископаемые богатства. Эти руководители нарушают мир, который потом бывает почти невозможно восстановить.
Вестник Академии военных наук 03-2004г стр86-91
ОПЫТ БОЕВОГО ПРИМЕНЕНИЯ АВИАЦИИ В ЛОКАЛЬНЫХ ВОЙНАХ И ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ - В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
В.Я. БУЛЫГИН, кандидат военных наук, доцент, профессор АВН
Войны (мировые, региональные, локальные) и вооруженные конфликты (межгосударственные, внутригосударственные, смешанные) не возникают сами по себе. Они являются следствием амбициозной политики тех или иных руководителей, как правило, в борьбе за сферы влияния, прибыли, территории, ископаемые богатства. Эти руководители нарушают мир, который потом бывает почти невозможно восстановить.
Военные действия, развернувшиеся в последние годы на различных ТВД, представляют для личного состава ВВС огромный интерес, т.к. в них сфокусированы все признаки современной войны. Победителем в них являлась та сторона, которая имела лучшую технику и хорошо подготовленные кадры. Результаты военных конфликтов являются основой для далеко идущих выводов, как для стран-участниц, так и других стран. В связи с этим решающую роль приобретают их анализ, критический подход к результатам военных действий, достоверность выводов, которые должны способствовать укреплению оборонного потенциала и оказывать определенное влияние на военную политику страны.
Определить возможные направления применения авиации в войнах будущего можно только на основе глубокого и всестороннего изучения опыта и тенденций ее развития в прошлом и в настоящее время. Объем боевого применения авиации в войнах за последние 85 лет представлен на графике (рис. 1).
Его анализ демонстрирует постоянно растущую роль авиации в огневом поражении противника. Из графика видно, что если в Первую мировую войну вклад авиации в огневое поражение составлял не более 4 %, то уже через 30 лет, в самом начале Второй мировой войны, он достиг значения 28-30 %, а в последних войнах - 80-85 % и стал решающим. К некоторым особенностям боевого применения авиации можно отнести следующее.
Во всех локальных войнах и вооруженных конфликтах второй половины XX и начала XXI веков командование США, НАТО и их союзники решающую роль отводили авиации наземного и корабельного базирования. Сухопутные войска применялись лишь на заключительном этапе боевых действий, когда цели операции, по сути, достигались массированным применением авиации, которая подавляла в первую очередь средства ПВО, а затем действовала по войскам и всей инфраструктуре противника. Наличие в странах НАТО большого количества авианосцев (только у США их 12, а это почти 1000 палубных самолетов) позволяло им оперативно и успешно решать агрессивные задачи в любом районе Мирового океана, быстро наращивать авиационные ударные группировки.
В локальных войнах и вооруженных конфликтах применялись все рода авиации НАТО, Франции, Израиля, России, Афганистана, Сирии, Арабской Республики Египет, Югославии и других стран. Оснащение сверхзвуковых самолетов дальнобойным управляемым оружием привело к рассредоточению боевых порядков. Резко вырос темп воздушного боя. Усложнилась организация боевого управления и взаимодействия. Сократилось время на принятие решения. Возрос поток информации, подлежащий обработке на борту летательных аппаратов и в пунктах управления. Получила дальнейшее развитие организация взаимодействия .шпации с сухопутными войсками и ВМФ. Изложим кратко основные положения полученного опыта боевого применения.
Истребительная авиация (тактическая авиация), являясь наиболее маневренным и дальнобойным средством ПВО, продолжала играть решающую роль в поражении воздушного противника на дальних подступах к прикрываемым войскам и объектам. Основные задачи: завоевание господства в воздухе, прикрытие ударных самолетов и поиск. Подавляющее большинство боев были групповыми. «Одиночки» поднимались только для перехвата бомбардировщиков, разведчиков, БПЛА. Скоротечные воздушные бои (3-5 минут) происходили на встречных курсах с пуском всеракурсных ракет. Однако проводились и маневренные воздушные бои продолжительностью до 15 минут. Диапазон скоростей - М от 0,5 до 0,9 и более. Эффективными оказались самолеты завоевания господства в воздухе F-15C.
Применение тактической авиации по наземным целям было связано с широким использованием управляемых средств поражения и средств РЭБ. Удары наносились днем и ночью в составе групп 4-12 самолетов, как правило, без повторных заходов на цель. Бомбометание осуществлялось со сложных видов маневра, после скрытного сближения с целью, последующим набором высоты, сбросом УАБ и немедленным покиданием зоны ПВО. Перед вводом в пикирование отстреливались ИК ловушки. Ночью сбрасывались осветительные бомбы. Цели часто маркировались облаками пульсирующего света. Несмотря на наличие современных средств разведки, и высокоточного оружия, проблема поиска и поражения малоразмерных и подвижных объектов остается открытой. Широкое применение получили разведывательно-ударные действия с использованием системы разведки наземных целей и управления ударами по бронетехнике «Джистарс». Опыт применения авиацией НАТО противорадиолокационных ракет типа «Харм» подтвердил их определяющее значение в ходе борьбы с ПВО.
Решающую роль в достижении успеха сыграла воздушная разведка. Для ее ведения применялись самолеты (U-2, SR-71, «Торнадо», «Хариер», «Арава», Су-24МР), вертолеты, БПЛА («Предатор», «Хантер», «Скорпион», CL-289, CL-327). Полеты БПЛА начинались, как правило, за 30-40 минут до начала бомбардировок и после ударов через 10-15 минут. Время полета около 3 часов, скорость 120-150 км/ч. Задачи: разведка, целеуказание, оценка результатов удара (проходила информация о испытаниях микроБПЛА - «электронных насекомых»). Боевые действия сопровождались использованием военных и гражданских Космических систем, включающих более 50 ИСЗ различного назначения, применением космической радионавигационной системы NAVSTAR.
В последней четверти века вертолетные подразделения все более активно участвовали в боях. На Ближнем Востоке в палестинской войне 1982 года ВВС Израиля сосредоточили 174 вертолета. На Балканах НАТО имело более 100 вертолетов различного назначения. Решающая роль в вооруженных конфликтах в Чечне, Афганистане, Таджикистане также сыграли вертолеты. Вертолетные части и подразделения решали следующие тактические задачи: ведение воздушной разведки в интересах ударных групп и выдача целеуказаний; участие в общем воздушном наступлении и обеспечение действий сухопутных войск; управление огнем ракетных и артиллерийских частей; поиск вооруженных групп и их уничтожение; нанесение точечных ударов по малоразмерным целям; совместное применение вертолетов и штурмовиков, причем первые выполняют поиск цели и подсвечивают их лазером; высадка воздушных десантов; поисково-спасательное обеспечение и эвакуация раненых; постановка активных радиопомех и ведение РЭБ; тушение пожаров; воздушные перевозки личного состава, техники и др. Боевые задачи выполнялись группами из 2-6 вертолетов. Однако ударные группы на всех ТВД оказались уязвимыми от войсковой ПВО и истребителей. В конфликте на Ближнем Востоке Сирия потеряла 18 вертолетов. На Балканах ВВС США потеряли два вертолета «Апач» и вынуждены были запретить их дальнейшее боевое применение. Кроме того, выявилась слабая подготовка экипажей (в их числе и в нашей АА) к боевым действиям вообще и особенно в условиях горного рельефа местности в темное время суток.
Применение стратегической авиации характеризовалось на первом этапе войны несколькими ударами, в которых участвовало до 10 бомбардировщиков, в дальнейшем действиями мелких групп (2-4 самолета) - «беспокоящая тактика» с применением крылатых ракет, УАБ и других боеприпасов. В агрессии НАТО против Югославии впервые был применен бомбардировщик В-2А, «достающий» с территории США до любой точки земного шара. К особенностям тактики экипажей самолетов В-52, В-IB, B-2A следует отнести действия с высот 6000-12000 м в темное время суток под прикрытием 10-14 истребителей. В обеспечении боевых вылетов принимали также участие самолеты-заправщики КС-135 (КС-10), самолеты-разведчики RC-135, самолеты-постановщики помех ЕС-130. Стратегическая авиация в военных конфликтах в Югославии, Ираке ощутимых потерь не имела.
Удары крылатых ракет морского и воздушного базирования осуществлялись в различное время суток, как правило, в те дни, когда отмечались неблагоприятные метеоусловия для действий авиации (от 2 до 20 ракет в сутки). В боевых действиях против Югославии за 79 дней было выпущено около 1000 ракет (не менее 40 из них было сбито средствами ПВО). В операции «Свобода Ирака» в 2003 году за 23 дня было применено 670 ракет по телецентрам, мостам, заводам и т.д.
В ходе боевых действий применялись самолеты АС-130LJ «Летающие батареи» (по левому борту гаубица калибра 105 мм, две пушки 25 и 40 мм и 2 крупнокалиберных пулемета); управляемые бомбы с телевизионным и лазерным наведением, бомбы с урановыми сердечниками (для действия по танкам), бомбы объемного взрыва, графитовые, электромагнитные бомбы, самонаводящиеся противотанковые мины, аэрозоли, цветные дымы, облака светящихся материалов (для маркирования целей); осуществлялся запуск шаров с металлизированными поверхностями с земли и аналогичных дисков с борта самолета, противорадиолокационных ракет с наземных пусковых установок. Широко применялись диверсионно-разведывательные группы по 3-20 человек с целью разрушения РЛП, ПУ, складов, мостов, тоннелей, линий электропередач, связи, источников водоснабжения, захвата пленных, совершения террористических актов, провокаций и т.д.
Большое влияние на тактику авиации НАТО оказало применение самолетов ДРЛО Е-2А, Е-3, входящих в общую систему управления, разведки, связи, РТО. Характерным в построении радиолокационного поля (радиолокационной сферы) явилось комплексное применение радиолокационных средств воздушного, наземного базирования и радиотехнических средств самолетов и вертолетов. Созданная НАТО на всех ТВД радиолокационная сфера явилась основой боевого управления и позволяла добиваться гарантированного обнаружения воздушных целей на больших дальностях и практически на всех высотах. Для создания радиолокационной контрастности наземных целей самолеты США распыляли большое количество алюминиевой пудры, выбрасывали вдоль дорог счетчики разового действия для определения прохождения колонн бронетехники.
Во всех военных конфликтах такой вид боевого обеспечения как РЭБ стал одним из важных факторов, способных влиять на успех боевых действий авиации. Локальные войны показали, что в современных условиях военная мощь любой страны в значительной мере зависит от развития радиоэлектроники и степени ее внедрения в различные области военного дела.
Перебазирование частей и соединений ВВС и ПВО (СССР, РФ) на Ближний Восток, в Афганистан, Чечню воздушным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом выявило ряд проблем: сложность оперативной маскировки, уязвимость от противника и т.д. В то же время в период боевых действий на Ближнем Востоке нашему командованию удалось перебазировать в АРЕ скрытно и в короткие сроки авиационные части и соединение ПВО летными, воздушными эшелонами и морским транспортом. Для перебазирования только отряда МиГ-25 РБ (четыре самолета, семь летчиков, 220 специалистов, боеприпасы, оборудование) потребовалось 12 рейсов Ан-22 и 72 Ан-12. Ан-22 перевозил один МиГ-25 РБ. Самолеты после посадки рассредоточивались и маскировались. Личный состав первых же дивизионов ЗРВ в одну ночь после разгрузки в порту перекрасил технику в песочный цвет, поменял штатские костюмы на полевую форму египетских ВС и выдвинулся на заранее подготовленные позиции, с которых уже утром были произведены пуски ракет по воздушным целям. Этому способствовали: профессиональная выучка, устойчивость управления, высокая боеспособность и мобильность наших частей и соединений. Все это оказалось полной неожиданностью не только для Израиля, но и его основного союзника - США. В результате была устранена опасность оккупации Израилем республики Египет и других арабских стран, улучшились положение нашего средиземноморского флота и условия работы 15000 советских специалистов на Асуанской плотине, стабилизировалась обстановка на всем Ближнем Востоке, повысилась безопасность нашей страны на дальних рубежах.
В конфликте на Балканах для перевозки войск и грузов с континента США и обеспечения боевых действий было задействовано примерно 150 самолетов С-5 и С-17, а также 175 самолетов-заправщиков КС-135 и КС-10, последние передали на другие самолеты 162 000 т топлива.
Информационная война против СРЮ, стран Востока характеризовалась высокой интенсивностью, масштабностью, круглосуточным воздействием, отсутствием шаблонов, применением дезинформационных приемов, тенденциозным подбором фактов для СМИ и имела достаточно высокую эффективность. Так, США сбросили на СРЮ более 22 млн. листовок с призывами против президента Милошевича и большое количество металлических пластин с угрозами в адрес сербов. Впервые в сети Интернет было развернуто мощное информационное обеспечение военной операции.
Недооценка маскировки, защиты, охраны, наземной и противовоздушной обороны системы пунктов управления, РЛП, аэродромов, колонн автобронетехники, физической, медицинской, психологической подготовки, экипировки военнослужащих приводило к неоправданным потерям. Оказалась низкой организация боевой подготовки в ходе бое-mi.ix действий, компетентность некоторых командиров, военных советников, консультантов и др.
Подготовка офицерских кадров для ВВС с учетом боевого применения авиации в локальных войнах и вооруженных конфликтах была одной из главных и в определенной степени решаемой задачей. Однако и сегодня в организации обучения слушателей и курсантов не всегда просматривается четкая система обобщения этого опыта и его внедрения в учебную работу, слабо отработаны направления (формы) включения боевого опыта в методические материалы и различные виды занятий. В то же время правильно подобранные и умело преподнесенные боевые примеры, выводы из опыта боевых действий значительно повышают степень усвоения тактических, тактико-специальных дисциплин, повышают уровень воздушной, полевой выучки, морально-боевой и психологической подготовки, укрепляют уверенность в нашем оружии и технике.
Основные направления (формы) реализации опыта боевых действий при обучении слушателей и курсантов приведены на рис. 2. Представленный здесь общий методический подход к изучению и внедрению опыта локальных войн и вооруженных конфликтов может служить, в какой-то мере, напоминанием преподавательскому составу кафедр, офицерам научно-исследовательского, учебного отделов основных организационных форм деятельности при разработке учетно-методических материалов, планировании и организации образовательного процесса.
Каждое направление может включать комплекс мероприятий, методических приемов по внедрению опыта локальных войн. Например, в планах формирования командных и методических навыков выпускников военных авиационных институтов могут быть предусмотрены уровни формирования навыков по группам: навыки командно-организаторской деятельности; боевой деятельности; эксплуатационной деятельности; методические навыки по обучению и воспитанию подчиненных.
В свою очередь процесс формирования навыков командно-организаторской деятельности может включать: формирование навыков командира отделения; командира взвода; командира подразделения и т.д. Все группы навыков формируются в учебное время - на различных видах занятий, в период проведения практики, стажировок и т.д.
Подготовка авиационных кадров в решающей степени зависит от педагога, уровня его профессиональной подготовки и нравственных качеств. Иначе говоря, качество изучения опыта локальных войн характеризуется: во-первых, содержанием обучения, то есть той совокупностью знаний, которые слушатель, курсант должен получить в процессе обучения; во-вторых, методической стороной обучения, предусматривающей поиск и внедрение в образовательный процесс таких форм и методов обучения, которые бы максимально активизировали творческую, мыслительную деятельность слушателя, курсанта.
Преподавателям вузов, исходя из требований приказа МО РФ 2003 г. № 80, предоставляется право выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество усвоения обучаемыми учебного материала, в том числе и при изучении опыта боевых действий5. Факультеты, кафедры, ПМК обязаны поддерживать и поощрять преподавателей, успешно внедряющих опыт боевых действий в образовательный процесс.
Повышение качества изучения опыта локальных войн и вооруженных конфликтов преподавателями, слушателями, курсантами, особенно в условиях сокращенных сроков обучения, связано с рядом условий, в том числе и с научной организацией их умственной деятельности. Например, интенсификация умственной деятельности требует пересмотра содержания обучения, внедрения различных методов (методик) преподавания. К основным направлениям интенсификации учебно-воспитательного процесса можно отнести: качественный отбор необходимой информации по каждой специальности (специализации); разработку учебников, учебных пособий, кафедральных лекций, памяток с учетом опыта боевых действий; выбор реформ и методов показа боевых примеров в различных видах занятий, способствующих лучшему запоминанию обучаемыми учебного материала, творческому поиску других, более эффективных способов боевых действий; изучение педагогами, обучаемыми кинохроники с ТВД, разноплановой литературы (мемуарной, переводной, журнальных статей, информационных сборников) в период самостоятельной работы; систематическое выполнение НИР по анализу, обобщению опыта боевых действий и др.
Применение современных методов внедрения опыта локальных войн позволит не только расширить объем познаваемого материала в вузах, но и творчески осмысливать и внедрять его при подготовке и ведении боевых действий, разработке и использовании новых тактических приемов в воздушных боях.. при нанесении ударов по наземным целям, а также применении сил и средств, обеспечивающих боевые действия. В то же время специфика локальных войн, неравное соотношение сил, разный урони и, технического оснащения противоборствующих сторон накладывает отпечаток на ход и результаты пых действий, поэтому нельзя рекомендовать автоматически переносить опыт войн в другие условия без соответствующих поправок.
В принципе, опыт любой войны, и особенно Великой Отечественной, не устаревает, но каждая следующая порождает новые способы ведения боевых действий, сохраняя и немало прежних. Однако не только любая война, но и конкретная операция уникальны и неповторимы, и все заранее никогда не предусмотришь. Поэтому необходимо учить слушателей, курсантов прежде всего думать, учитывать конкретные условия обстановки и в соответствии с этим находить наиболее целесообразные способы действий4.
Таким образом, успешное решение задач повышения боеспособности соединений и частей ВВС немыслимо без знаний опыта боевых действий авиации в локальных войнах и вооруженных конфликтах. Поэтому усилия руководства ВВС, авиационных вузов, офицеров-организаторов боевой подготовки должны быть направлены на широкое применение различных форм и методов внедрения боевого применения авиации, способствующих повышению воздушной и полевой выучки личного состава, совершенствованию техники и проведению организационных мероприятий, обеспечивающих высокое качество обучения и воспитания слушателей, курсантов.
М.А. Гареев. Афганская страда. М. Инсан, 2002.
В.Я. Булыгин. Война в небе Египта. Журнал «Техника и вооружение». № 3. М-2000.
Отчет о НИР «Опыт-Вуз», Монино - 2003.