ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ АСПЕКТЫ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ КАК ЭЛЕМЕНТА ПОЛИТИКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ США)

Генерал-лейтенант Н.А.МОЛЧАНОВ,

Вестник Академии военных наук, №4, 2004. стр. 77-84

ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ АСПЕКТЫ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ КАК ЭЛЕМЕНТА ПОЛИТИКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ США)

Генерал-лейтенант Н.А.МОЛЧАНОВ,

доктор военных наук, профессор,

действительный член АВН

Анализ взглядов и практики действий ВПР США по обеспечению политики национальной безопасности позволяет выявить шесть наиболее важных аспектов применяемого им подхода к проблеме борьбы с терроризмом в современных условиях: научно-методологические, военно-политические, организационные, технические, финансово-экономические и нормативно-правовые.

Содержание практической деятельности по борьбе с терроризмом обусловлено положениями и требованиями основополагающих документов внутренней и внешней политики США, включая, прежде всего, «Стратегию национальной безопасности» и «Национальную военную стратегию», а также специализированные национальные стратегии, направленные на борьбу с терроризмом: «Национальная стратегия внутренней безопасности США», «Национальная стратегия США по борьбе с терроризмом», «Национальная стратегия защиты критических и важных объектов инфраструктуры США» и др. По оценке американского руководства, такой пакет документов наряду с законодательными актами создает единую базу правильного понимания и реализации концептуального подхода к проблеме борьбы с терроризмом как за рубежом, так и внутри США с учетом специфики ее отдельных элементов.

Научно-методологические аспекты, по взглядам американских специалистов, включают следующие элементы: базовые требования, типологию терроризма, классификацию террористических угроз по степени вероятности в увязке со степенями готовности объектов к предупреждению (отражению) теракта, оценку уязвимости объекта, оценку (классификацию) террористических организаций (групп) и отдельных террористов.

Базовые требования включают три определяющих положения:

1. Анти- и контртеррористические структуры всех уровней управления государством должны исходить из необходимости опережать по своим возможностям (дипломатическим, финансово-экономическим, военно-силовым и др.) расширяющиеся и повышающиеся возможности терроризма.

2. При оценке внутренних возможностей противодействия любым терактам должно быть соблюдено главное требование: «адекватное реагирование на теракт в первые же критические минуты и часы».

3. Необходим сбалансированный подход к определению и оценке террористических угроз и сценариев терактов по следующим критериям: «высокая вероятность - ограниченные последствия» и «низкая вероятность - крупномасштабные последствия».

Типология терроризма, разработанная американскими экспертами, исходит из его классификации на два основных вида: международный и внутренний, которые подразделяются:

- по областям совершения теракта (политический, экономический, военный, религиозно-этнический, промышленный и др.);

- по применяемым средствам поражения: «обычный (конвенциальный)» терроризм и «особый», применяющий ОМП или его отдельные компоненты;

- по использованию новых технологий (информационный и «компьютерный» терроризм).

Иногда американские исследователи используют и такую градацию терроризма, как «государственно-силовой», «эмоциональный», «агитационно-пропагандистский» и др. Все это означает, что процесс типологизации терроризма носит сложный, комплексный и пока еще незавершенный характер.

Классификация террористических угроз по степени вероятности в увязке со степенями готовности объекта (объектов). По официальным взглядам военного руководства США определены четыре последовательные степени угрозы террористических действий: «низкая» (минимальная), «средняя», (промежуточная), «значительная», характеризуется наличием конкретной угрозы в конкретном месте и «высокая» (максимальная).

Степени угрозы увязываются с соответствующей готовностью объекта к противотеррористическим действиям. Так, например, в ВС США существует четыре степени: «альфа», «браво», «чарли» и «дельта».

При проведении оценки уязвимости объекта террористического акта используется специально разработанная методика. В ее основе лежит набор основных параметров, определяющих уязвимость объекта, и их оценка по 100-балльной шкале (от О до 100 баллов).

Оценка (классификация) террористических организаций (групп) и отдельных террористов. Для решения этой задачи американские специалисты используют т.н. «организационный подход», сущность которого сводится к следующему. Терроризм представляется как совокупность определенных групп людей, рассматриваемая, в свою очередь, как «организационное явление», имеющее краткосрочные и долгосрочные цели (задачи), идеологию (определенные взгляды на мир) и мотивацию своего поведения (действий). Все это в совокупности порождает соответствующую деятельность террористов - формы действий, способы и виды набора (вербовки) сторонников, систему их подготовки и обучения, материально-техническое обеспечение и др.

В целом, по оценке американских экспертов, методологические аспекты создают достаточно эффективную основу для планирования и организации практического противодействия терроризму соответствующими структурами всех уровней: федерального, отдельного штата и местного.

Важнейшими составляющими элементами военно-политических аспектов являются: классификация террористической деятельности, связанная с изменением характера создаваемой ею угрозы; оценка особенностей и тенденций развития терроризма в мире в начале XXI века; роль и место военных структур, прежде всего ВС, в сфере борьбы с терроризмом на континентальной части США и за рубежом.

Изменение характера террористической угрозы. В настоящее время ВПР США рассматривает террористические угрозы как асимметричные в дополнении к их более ранней классификации как традиционно-транснациональные. При этом под «асимметричностью» понимаются следующие определяющие черты терроризма:

- проведение террористических актов против «избранных слабостей» противника;

- применение неожиданных и необычных (нетрадиционных) форм и способов проведения терактов;

- создание или использование возникающего отрицательного эффекта финансовых инвестиций как в гражданской, так и в военной сферах;

- использование новых технологий.

Оценка наиболее важных особенностей современного терроризма и тенденций его развития в начале XXI века как глобальной международной угрозы включает следующие основные показатели: факторы, определяющие террористическую деятельность; особенности угрозы терактов с применением ОМП и новые виды терроризма; тенденции сращивания международного и внутреннего терроризма, изменения приоритетности объектов террористического воздействия, а также тенденция усиления летальности террористических актов.

К факторам, определяющим террористическую деятельность в современных условиях, относятся следующие:

- продолжающаяся экономическая, политическая, социальная и национальная нестабильность в ряде регионов мира, а также в некоторых республиках РФ;

- продолжающаяся в целом поддержка международного терроризма некоторыми государствами: Иран, Сирия и др.;

- ослабление или некомпетентность в вопросах организации и ведения борьбы с терроризмом государственных властных структур ряда стран.

Особенности угрозы терактов с применением ОМП и новые виды терроризма. К числу наиболее опасных видов терроризма ВПР США относит, прежде всего, возможные теракты с применением ОМП (ядерный, химический, биологический и радиологический терроризм). Однако, в современных условиях появились и усиливаются новые виды терроризма, обусловленные развитием информационных технологий и компьютерных систем («кибернетический», «компьютерный» и др.).

Тенденция сращивания международного и внутреннего терроризма, применительно к США, выражается в следующем:

- крупномасштабные акты, совершенные иностранными террористическим организациями (группами) против граждан и собственности США, стали проводиться внутри США. При этом местные радикальные группы или отдельные радикально настроенные личности оказывают прямую или косвенную поддержку таких актов;

- возрастает активность иностранных террористических организаций на территории США по линии привлечения (вербовки) сторонников из радикально настроенных или религиозных слоев населения, особенно молодежи, а также использования в этих целях сети высших учебных заведений.

Тенденция изменения приоритетности объектов террористического воздействия подразумевает усиление внимания террористов к американским объектам как наиболее вероятным целям своей деятельности. Так, в 2002 г. из всего количества международных терактов - 43% были совершенны против объектов США.

Тенденция усиления летальности террористических актов. За пятилетний период (1997-2001 гг.) общее число жертв международного терроризма составило свыше 20 тыс. чел. В перспективе, по оценке американских специалистов, летальность терактов может неизмеримо возрасти в связи с возможным применением террористами ОМП или его отдельных компонентов.

Особо необходимо остановиться на роли и месте вооруженных сил США в борьбе с терроризмом. По взглядам американских специалистов, роль и место ВС в любой сфере деятельности, в том числе в борьбе с терроризмом, должны рассматриваться в связи с их значимостью в общей структуре американского общества как одного из важнейших инструментов обеспечения внутренней и внешней стабильности государства.

В связи с этим, в США принята следующая последовательность привлечения силовых структур к исполнению функций по борьбе с терроризмом: городская и местная полиция; полиция штата; формирования национальной гвардии (резервисты), в мирное время подчиненные губернаторам штатов; федеральные войска (части и подразделения регулярных ВС США).

Несмотря на такую строгую последовательность, роль и место, отводимые ВПР США министерству обороны и ВС в решении задач по борьбе с терроризмом, особенно в современных условиях, приобретают приоритетное значение. Это находит отражение в следующих наиболее характерных моментах.

1. Военные структуры или их представители в части, касающейся противотеррористической деятельности, задействованы в гражданских структурах всех уровней управления государством и осуществления правоохранительных функций:

- на национальном (стратегическом) уровне они участвуют в разработке общей политики и стратегии в области борьбы с терроризмом, а также в определении объема и приоритетности ресурсов;

- на оперативном уровне военные структуры принимают участие в планировании мероприятий и в обеспечении взаимодействия исполнительных федеральных ведомств, являющихся головными исполнителями за проведение противотеррористических мероприятий;

- на тактическом уровне МО взаимодействует с конкретными федеральными, отдельных штатов и местными правоохранительными органами исполнительной власти, при этом в большинстве случаев создаются объединенные оперативные формирования (группы).

2. МО США располагает реальными формированиями по борьбе с международным терроризмом за рубежом - силами специальных операций, а в их составе оперативным отрядом «Дельта».

В современных условиях наблюдается значительное усиление роли ВС США и расширение их применения в борьбе с терроризмом. До терактов 11 сентября 2001 г. деятельность военных структур в этой сфере внутри страны носила традиционно обеспечивающий характер (помощь специалистами, МТО, в подготовке кадров и др.). За пределами территории США практиковались «рейды возмездия» или нанесение точечных ракетно-бомбовых ударов с привлечением главным образом средств ВВС и ВМС. Другими словами, имело место ограниченное применение ВС.

После терактов 2001 г. ВС США стали привлекаться к ведению широкомасштабных контртеррористических операций за рубежом с участием всех видов ВС, как правило, в рамках создаваемой международной контртеррористической коалиции. Кроме того, особое внимание командование ВС уделяет привлечению сил специальных операций и усилению деятельности разведывательных органов всех уровней.

В целом, учет вышерассмотренных военно-политических аспектов проблемы борьбы с терроризмом должен, по мнению американских специалистов, оценить состояние террористических угроз в увязке с их особенностями и на этой основе определить роль, возможности и задачи по противодействию терроризму внутри страны и за рубежом как военных, так и гражданских структур в рамках политики обеспечения национальной безопасности.

Организационные аспекты. В США в рамках законодательного нормативно-правового поля сформирована и функционирует система органов и должностных лиц, ответственных за реализацию возложенной на них юридической и оперативной ответственности в сфере противодействия или реагирования на террористические акты как внутри страны, так и за рубежом. Она охватывает три уровня государственного управления: высший государственно-политический, исполнительный и местный. Первый уровень включает высшие органы государственно-политической власти США: президент, его аппарат. Совет национальной безопасности, Совет внутренней безопасности (после событий сентября 2001 г.).

Второй - связан с деятельностью федеральных исполнительных структур (министерств, отдельных органов, служб), на котором осуществляется координация, взаимодействие и управление в сфере борьбы с терроризмом.

Третий уровень обеспечивает решение непосредственных практических задач по предотвращению, сдерживанию или противодействию конкретным терактам: некоторые федеральные органы, а также губернаторы, их аппарат, правительство штатов, местные органы власти, а также структуры «гражданского корпуса» и др.

Определяющим элементом организационных аспектов концептуального подхода ВПР США к проблеме борьбы с терроризмом является «концепция ответственности головного исполнителя». Она предусматривает выделение на федеральном исполнительном уровне конкретной структуры (министерства, отдельного федерального органа или службы) в качестве головной, несущей основную ответственность за подготовку и ведение анти- и контртеррористической деятельности в рамках своего предназначения. Так, в США за противодействие международному (за пределами территории) терроризму головная ответственность возлагается на государственный департамент, за борьбу с внутренним терроризмом (на территории США) - на ФБР, а в целом за обеспечение внутренней безопасности с 2002 г. - на министерство внутренней безопасности (МВБ), в связи с чем все головные исполнители замыкаются административно (входят в его состав) или оперативно на МВБ. Кроме того, они располагают соответствующими структурами на уровне отдельных штатов и местном.

Таким образом, по мнению американского ВПР, формируется как бы единая «национальная система реагирования» на различные кризисные ситуации, в том числе на террористические действия как внутри страны, так и за ее пределами.

Как показали события 11 сентября 2001 г., ранее существовавший в США подход к организации борьбы с терроризмом (в условиях отсутствия некоторых структур, например, МВБ) оказался недостаточно эффективным. Прежде всего, были вскрыты недостатки в таких областях, как информационно-разведывательное обеспечение, взаимодействие и координация, оперативность, интеграция организационно-функциональной ответственности и руководства, в т.ч. в сфере привлечения частного сектора, финансового обеспечения, готовности населения и др.

В связи с этим ВПР США, сохраняя в целом основы ранее существовавшей организационной системы противодействия терроризму, предприняло в 2001-2003 гг. ряд мер по реформированию этой системы, исходя, прежде всего, из приоритетности обеспечения внутренней безопасности США. К их числу относятся следующие:

1. Создание министерства внутренней безопасности на основе закона конгресса №107-296 от 25 ноября 2002 г. («Закон о внутренней безопасности») как единого (объединенного) административно-оперативного и координирующего органа по борьбе с терроризмом на территории США. На министерство возложены следующие основные задачи:

- предотвращение террористических акций в США;

- снижение уязвимости США перед угрозой терроризма;

- сведение к минимуму ущерба от терактов на территории США и ликвидация их последствий.

В целом в состав МВБ (около 170 тыс. чел.) включены 22 структуры, ранее занимавшиеся решением задач борьбы с терроризмом в рамках своих министерств (энергетики, финансов и др.) или самостоятельные службы (БОХР, секретная служба и др.). Министр является главным советником президента по вопросам внутренней безопасности и постоянным членом Совета внутренней безопасности. Он также входит в состав СНБ.

2. Создание объединенного командования ВС США в зоне Северной Америки (2002 г.).

3. Утверждение конгрессом новой должности -помощник министра обороны по вопросам внутренней безопасности с соответствующим аппаратом (февраль 2003 г.).

4. Создание объединенного центра по террористическим угрозам на базе структурных элементов ЦРУ, ФБР, МО и МВБ.

5. Перенацеливание ФБР на задачу предотвращения терроризма как главную при сохранении всех прежних задач, связанных с обеспечением национальной безопасности США.

6. Создание в феврале 2004 г. Центра по национальной безопасности, оценке риска и экономических последствий террористических действий при Южнокалифорнийском университете в Лос-Анджелесе. Его главной задачей будет оценка существующих угроз электростанциям, транспортным и коммуникационным сетям, а также другим компонентам инфраструктуры США. МВБ планирует создать в стране еще девять аналогичных центров, которые должны будут решать вопросы, связанные с биологическим и сельскохозяйственным терроризмом, а также другие смежные проблемы.

Программно-целевой подход в рамках организационных аспектов проблемы борьбы с терроризмом означает разработку новых и реализацию существующих конкретных целевых программ во всем диапазоне управления государством: от правительственных органов до местных властных структур. К таким программам относятся прежде всего «Программа правительства США по борьбе с терроризмом» и «Программа внутренней готовности». Кроме вышерассмотренных федеральных программ, каждый головной исполнитель по борьбе с терроризмом имеет собственные программы.

К числу важнейших элементов организационных аспектов проблемы борьбы с терроризмом в США в настоящее время относится организация привлечения населения страны в интересах обеспечения внутренней безопасности. С этой целью предполагается создание так называемого «гражданского корпуса» (Citizen Corps). Он предусматривает добровольное и непосредственное участие населения в мероприятиях по обеспечению внутренней безопасности по месту жительства. Действия «гражданского корпуса» координируются в рамках МВБ Федеральным управлением по действиям в чрезвычайных ситуациях (ФЕМА). Для руководства действиями и подготовкой населения создаются местные Советы гражданского корпуса. В число их основных задач входят: привлечение населения в «гражданский корпус», разработка планов действий и мероприятий на местном уровне, оценка возможных угроз, определение местных ресурсов и координация действий с другими программами «гражданского корпуса» и др.

«Советы» формируются на широкой основе и включают представителей правоохранительных органов, пожарных и медицинских служб, частного бизнеса, а также других элементов системы местных структур: школ, колледжей, социальных и правоохранительных органов, заведений общественных работ и др. В настоящее время создано около 700 таких «Советов», на их финансовое обеспечение в 2003 фин.г. было выделено 144 млн долларов.

Деятельность «гражданского корпуса» в целом осуществляется по следующим основным направлениям: реализация программ привлечения добровольцев в полицейскую службу и в медицинский резервный корпус; создание системы оповещения и предупреждения о террористической угрозе; формирование местных групп (команд) быстрого реагирования; осуществление программ наблюдения за обстановкой в районе проживания (по месту жительства); разработка «Руководства по готовности граждан США».

По бюджету 2003 фин.г. на деятельность «гражданского корпуса» было выделено более 230 млн долларов.

В целом, анализ определяющих организационных аспектов проблемы борьбы с терроризмом как внутри США, так и за рубежом свидетельствует о наличии в США в настоящее время разветвленной системы соответствующих органов и должностных лиц. При этом необходимо подчеркнуть, что процесс реформирования организационной системы противодействия терроризму еще не завершен и в ближайшей перспективе американским ВПР будут, по-видимому, предприняты новые дополнительные усилия в этой области.

Технические аспекты, по взглядам экспертов США, включают следующие основные элементы: теоретико-практические установки, техническая (военно-техническая) оснащенность, научно-исследовательские технические разработки, целевая подготовка задействуемого личного состава и гражданского персонала, защита военных и гражданских объектов от террористического воздействия.

Теоретико-практические установки, содержащиеся в разработанных определяющих документах по борьбе с терроризмом, включают следующие:

- обязательность постоянного разведывательно-информационного обеспечения анти- и контртеррористических действий (мероприятий) по линии вскрытия и отслеживания военно-технического состояния противостоящих террористических организаций (групп) или индивидуальных террористов, особенно принадлежащих к категории «шахидов»;

- обеспечение и поддержка количественно-качественного превосходства в военно-техническом оснащении контртеррористических формирований;

- совершенствование технических средств противодействия терроризму и повышение уровня оснащенности ими на основе принципа опережения новых средств у террористов;

- приоритетное оснащение контртеррористических сил средствами, обеспечивающими их высокую мобильность и парашютно-десантные возможности в интересах быстрого реагирования на террористические действия в любом регионе мира;

- разработка и использование современных и перспективных технических средств по снижению уязвимости ключевых военных и гражданских объектов инфраструктуры.

Военно-техническое оснащение контртеррористических формирований охватывает широкий диапазон используемых видов вооружений и военной техники: от личного оружия до минометов, гранатометов и специального вооружения.

Следует подчеркнуть, что в современных условиях резкой, а главное широкомасштабной активизации международного терроризма ВПР США применяет в рамках технических аспектов борьбы с терроризмом такие высокотехнологичные средства, как бомбы с лазерным наведением, крылатые ракеты, беспилотные летательные аппараты и др. (Афганистан, Ирак).

Научно-исследовательские технические разработки предусматривают, как правило, создание перспективных средств борьбы с терроризмом, причем с учетом возможного появления у террористов новых средств совершения терактов, в том числе с ОМП или его компонентов. В настоящее время в МО США осуществляется проект «Вавилон» по созданию специального портативного устройства для двустороннего перевода диалогической речи в полевых условиях. Он ориентирован в первую очередь на языки, которыми чаще всего пользуются исламские террористы: дари, пушту и арабский. Другой проект - «Биологическое выживание» - связан с разработкой технических средств раннего оповещения об атаке террористов с применением биооружия.

По бюджетной заявке на 2004 фин. год сумма ассигнований на НИОКР в рамках борьбы с терроризмом по линии МО США составила 250 млн долларов.

Техническая подготовка гражданского персонала и личного состава, задействуемых в борьбе с террористами, подразделяется на два уровня: базовая (основная) и повышенная подготовка (курсы усовершенствования). На каждом уровне подготовка проводится по определенным целевым направлениям в широком диапазоне: от обращения и применения современных ВВТ, ориентирования на местности (лесистая, горная и др.) до использования компьютерной техники и средств шифрования и дешифрования.

Защита гражданских и военных объектов от воздействия террористов предусматривает проведение комплексных мероприятий в трех основных областях противодействия террористической деятельности: охрана объекта (от создания технических систем охранной сигнализации и предупреждения до использования переносных и стационарных средств ПВО), сокрытие (прикрытие) с помощью различных технических средств характера функционирования объекта и защита личного состава или отдельных должностных лиц.

В целом, весь вышерассмотренный комплекс элементов составляет основное содержание технических аспектов борьбы с терроризмом и, по оценке американских специалистов, их отработка позволяет повысить готовность к потенциальным террористическим угрозам.

Финансово-экономические аспекты предполагают наличие системы выделения и распределения ассигнований на борьбу с терроризмом.

Общий объем ассигнований на борьбу с терроризмом (52,7 млрд долларов в 2004 фин.г.) распределяется по двум целевым направлениям - обеспечение внутренней безопасности (78,3%) и борьба с терроризмом за рубежом (21,7%). При этом, в связи с приоритетным значением в современных условиях обеспечения внутренней безопасности США, это целевое направление финансируется по конкретным критическим областям решения задач в увязке с исполнительными организационными структурами. В соответствии с «Национальной стратегией внутренней безопасности США» выделяется шесть таких областей: разведывательная деятельность, безопасность границ и транспорта, борьба с терроризмом в США, защита критических объектов инфраструктуры, защита от угроз катастрофического характера, готовность и реагирование на угрозы терроризма.

Основным источником финансирования является, прежде всего, федеральный (в том числе военный) бюджет США. Наряду с этим привлекаются средства местных бюджетов. Так, за период 2001-2003 гг. власти штатов израсходовали почти 650 млн дол. на защиту критических элементов инфраструктуры. Городские власти выделили на цели обеспечения внутренней безопасности городов более 500 млн дол. В дальнейшем предполагается увеличением этой суммы до 2 млрд. долларов.

В интересах финансового обеспечения внутренней безопасности в США ряд федеральных структур создают специализированные контртеррористические фонды: в настоящее время функционируют фонды министерства юстиции в размере 145 и министерства обороны - 15 млн долларов. Последний подотчетен председателю КНШ ВС США.

Еще одним важным элементом финансово-экономических аспектов обеспечения борьбы с терроризмом является ликвидация системы финансирования террористических организаций или групп. Это осуществляется через выявление (отслеживание) и последующее блокирование источников финансирования, замораживание финансовых авуаров террористов и тех, кто их поддерживает, недопущение проникновения террористов в международную финансовую систему, защиту законных финансовых структур от компрометирующих действий со стороны террористов, а также предотвращение движения денежных потоков и счетов по создаваемым террористами альтернативным финансовым каналам и системам. Как отмечают американские эксперты, фактически речь идет о «глобальной финансовой войне против терроризма».

Таким образом, эффективный учет финансово-экономических аспектов борьбы с терроризмом в интересах обеспечения национальной безопасности США требует реализации трех определяющих моментов: выделения значительного объема ассигнований по федеральному бюджету и конкретное распределение их по программно-целевому принципу, привлечение денежных средств властных структур отдельных штатов, местного уровня и частного сектора, а также активное и жесткое противодействие, вплоть до полной ликвидации финансирования терроризма и его источников, включая государства-спонсоров терроризма.

Основу нормативно-правовых аспектов борьбы с терроризмом составляет комплекс документов внутреннего законодательства США и международного права.

К числу документов внутреннего законодательства, регламентирующих вопросы борьбы с терроризмом, относятся: меморандумы (директивы) президента по вопросам борьбы с терроризмом и федеральные законы «Об антитерроризме и эффективности применения смертного приговора» и «О защите от ОМП» (1996 г.), а также закон «О внутренней безопасности» 2002 г.

Основные документы международного права включают Устав ООН, Гаагскую и Женевскую конвенции с дополнительными протоколами, а также различные декларации, двух- и многосторонние соглашения (заявления) по терроризму и др.

Анализ обеих групп документов позволяет выявить два главных элемента нормативно-правовых аспектов проблемы борьбы с терроризмом в США: понятийный аппарат и нормативно-правовые принципы и положения, регламентирующие анти- и контртеррористическую деятельность.

До настоящего времени в США не существовало официально принятого однозначного и законодательно утвержденного определения и понимания термина «терроризм». Как результат разброса в подходах к определению терроризма, в США на практике использовались три определения, принятые государственным департаментом, ФБР и министерством обороны. По оценке американских экспертов, наиболее приемлемой, особенно в военной области, являлась формулировка, которой придерживалось министерство обороны США. Согласно этой формулировке под терроризмом понималось «заранее продуманное и подготовленное противозаконное применение силы (насилие) или его угроза против отдельной личности или собственности с целью принудить или запугать правительство или общество в интересах достижения, как правило, политических, военных, религиозно-этнических или идеологических целей».

Новое определение терроризма как «любое преднамеренное противозаконное действие, угрожающее жизни людей или общественному благосостоянию с целью запугивания или принуждения гражданского населения или правительства», приведено в разработанной в 2002 г. « Национальной стратегии внутренней безопасности США».

Сам процесс борьбы с терроризмом определяется американскими правоведами как «планирование, подготовка и проведение во всем диапазоне террористической угрозы комплекса мероприятий (действий) двух видов: пассивных (защита и снижение уязвимости объекта возможного террористического воздействия - антитеррористическая борьба) и активных (прямые практические действия по предотвращению и нейтрализации теракта или ликвидации его последствий - контртеррористическая борьба).

К основным нормативно-правовым принципам и положениям, регламентирующим борьбу с терроризмом, относятся принципы «дальней юрисдикции», «государственной необходимости» и «властной и территориальной юрисдикции». Согласно первому принципу, действующему официально с 1989 г., ряд федеральных органов, прежде всего ФБР, имеет право захвата на территории любого иностранного государства и вывоза в США лица (лиц), совершившего террористический акт против гражданина США или американской собственности, в случае невозможности его экстрадиции.

Исходя из определения второго принципа, «государственная необходимость» трактуется как возникновение такой ситуации (обстановки), при которой единственным средством защиты важных национальных интересов, подвергаемых чрезвычайной и немедленной угрозе, является вынужденное принятие государством мер, неадекватных признанным требованиям международного права.

Принцип «властной и территориальной юрисдикции» используется в интересах разрешения террористических инцидентов с точки зрения нормативно-правовой регламентации ответственности властных организационных структур различных уровней: федерального, отдельных штатов и местного. Он предусматривает классификацию территориальной юрисдикции за разрешение террористических инцидентов (актов) на четыре категории: эксклюзивная, совместная, частичная и «по праву собственности». Несмотря на наличие четырехвидовой классификации территориальной юрисдикции, приоритет, согласно законодательству США, принадлежит федеральному правительству.

США в своей антитеррористической деятельности, включая возможное применение ВС, исходит также из норм международного права, затрагивающих проблемы борьбы с терроризмом. При этом американские правоведы стараются приблизить эти нормы к конкретным условиям США. В связи с этим, американские эксперты считают, что содержание международно-правовых документов позволяет выявить следующие направления правовой регламентации борьбы с терроризмом:

- общее правовое обоснование действий государства как субъекта международного права против терроризма;

- розыск и освобождение заложников;

- ответственность за террористические действия и захват (устранение) террористов;

- судебное преследование и наказание террористов.

При этом, по мнению ВПР США, несоблюдение террористами международно-правовых установок ставит их вне законов международного сообщества и требует адекватного реагирования, включая и применение силовых методов воздействия.

В целом, рассмотренные нормативно-правовые аспекты проблемы борьбы с терроризмом основываются на двух взаимосвязанных видах законодательства: внутреннем (законы конгресса, подзаконные акты СНБ, директивы президента, глав федеральных министерств, ведомств и др.) и международном (документы ООН, международные конвенции, соглашения и др.). Эти аспекты охватывают широкий круг вопросов от общих исходных установок до конкретных правовых норм и требований.

Основные элементы политики и стратегии ВПР США в области борьбы с терроризмом в рамках ее определяющих аспектов

В современных условиях, особенно после событий 11 сентября 2001 г., ВПР США выделяет три основных области противодействия терроризму: непосредственные активные действия, обеспечение внутренней безопасности и международное сотрудничество. Каждая из этих областей включает комплекс вполне конкретных мероприятий. При этом как области, так и мероприятия взаимосвязаны и взаимодополняемы, образуя тем самым единый комплекс объединенных действий против терроризма.

Непосредственные активные действия против внешнего и внутреннего терроризма включает следующие основные мероприятия: дипломатические действия, экономические санкции, тайные (специальные) операции, применение военной силы, экстрадиция и правовое взаимодействие, вознаграждение за информацию.

Обеспечение внутренней безопасности США охватывает следующие основные направления действий ВПР страны: расширение нормативно-правовой базы, реформирование организационных структур, снижение уязвимости США к террористическим акциям и повышение готовности к чрезвычайным ситуациям и возможностей адекватного реагирования.

Международное сотрудничество и взаимодействие. Американское ВПР считает, что успех глобальной войны против терроризма зависит от действий мощной коалиции государств, создавшей единый фронт против террора. В настоящее время в борьбе против терроризма продолжают участвовать свыше 170 стран. Международные организации становятся более гибкими, реформируя свои структуры в соответствии с изменяющимися угрозами.

В рамках международного сотрудничества США поддерживают и взаимодействуют с иностранными государствами на глобальном и региональном уровнях, а также в сфере минимизации негативных условий, используемых террористами в своих целях.

Особо необходимо остановиться на устранении или ограничении условий, способствующих терроризму. К ним американские эксперты относят тяжелое социально-экономическое положение населения, наличие нерешенных политических, этнических и национальных проблем, а также слабость политических структур государства. В связи с этим в США разрабатываются на федеральном уровне конкретные региональные программы оказания финансовой, экономической и других видов помощи иностранным государствам.

В целом, американское политическое руководство считает, что чем больше стран станет активными участниками в развитии глобальной экономики, обеспечивая тем самым своим народам лучшие условия жизни, тем сложнее для террористов использовать складывающиеся негативные проблемы в своих агрессивных целях.

Таким образом, политика и стратегия США в области борьбы с терроризмом осуществляется в рамках целей, поставленных установочно-концептуальными документами: «Национальной стратегией внутренней безопасности США» и «Национальной стратегией США по борьбе с терроризмом». Эти цели реализуются путем прямого противодействия терроризму за рубежом и внутри страны, формирования международных контртеррористических коалиций, расширения информационно-разведывательных возможностей и др. При этом все федеральные структуры действуют под единым координирующим органом и взаимодействуют с соответствующими органами штатов и местного уровня.

США активно взаимодействуют с глобальными и региональными международными партнерами в борьбе с терроризмом, поскольку, как считают американские эксперты, только постоянно наращиваемые усилия глобальной международной коалиции могут обеспечить окончательную победу над терроризмом.

Проведенный анализ и оценка показывают, что США за последние три года создали мощную теоретическую и практическую базу для широкоформатной борьбы с международным и внутренним терроризмом. Однако существенных успехов в решении этой проблемы мировое сообщество пока не увидело, ожидания остаются ожиданиями.

ЛИТЕРАТУРА

1. 2003 Report to Congress on Combating Terrorism. Sept. 2003.

2. Progress Report on the Global War on Terrorism. The White House. Sept. 2003.

3. President George W. Bush. Securing the Homeland Strengthening the Nation. 2002.

4. Terrorism in the Twenty-First Century. Prentice Hall, Inc. USA. 2000.

5. Jane's Counter Terrorism. Jane's Information Group. Alexandria, Virginia, USA.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации