ОБРАЗОВАНИЕ КАК ДУХОВНАЯ ЦЕННОСТЬ И ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ОФИЦЕРА __

Историю человечества можно представить как смену парадигм образования и воспитания. Особое место в этом процессе занимает военно-профессиональное образование, поскольку общество постоянно нуждалось в умножении сущностных сил иска, все более полном удовлетворении потребностей индивидов тех или иных социальных групп и надежной защите национальных интересов Не случайно в Актуальных задачах развития Вооруженных Сил Российской Федерации подчеркивается, что во все времена успех в бою решала не самая совершенная техника, а люди. Они управляют могучей техникой, от их боевого духа и моральной силы зависит решение поставленных задач. Поэтому вопросы образования и воспитания военных кадров выдвигаются на одно из первых мест в процессе модернизации Вооруженных Сил РФ. Главной целью системы подготовки военных кадров были и остаются обеспечение устойчивого комплектования войск квалифицированными офицерами, постоянное повышение уровня профессионализма и общей культуры, формирование у выпускников вузов высоких морально-нравственных качеств гражданина и защитника Отечества.

Вестник Академии военных наук 03-2004 стр91-94

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ДУХОВНАЯ ЦЕННОСТЬ И ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ОФИЦЕРА __

А.С. БРЫЧКОВ ,

доктор философских наук, профессор, действительный член АВН

Историю человечества можно представить как смену парадигм образования и воспитания. Особое место в этом процессе занимает военно-профессиональное образование, поскольку общество постоянно нуждалось в умножении сущностных сил иска, все более полном удовлетворении потребностей индивидов тех или иных социальных групп и надежной защите национальных интересов Не случайно в Актуальных задачах развития Вооруженных Сил Российской Федерации подчеркивается, что во все времена успех в бою решала не самая совершенная техника, а люди. Они управляют могучей техникой, от их боевого духа и моральной силы зависит решение поставленных задач. Поэтому вопросы образования и воспитания военных кадров выдвигаются на одно из первых мест в процессе модернизации Вооруженных Сил РФ. Главной целью системы подготовки военных кадров были и остаются обеспечение устойчивого комплектования войск квалифицированными офицерами, постоянное повышение уровня профессионализма и общей культуры, формирование у выпускников вузов высоких морально-нравственных качеств гражданина и защитника Отечества.

Функционирование и развитие системы военного образования можно правильно понять, исторически объяснить и аргументировано доказать только в контексте связи его с более общим понятием - образованием как духовной ценностью общества.

Как показывает анализ, по мере развития общественных систем образование, однажды возникнув как выражение общественной потребности и педагогической практики, обретает известную самостоятельность и далее развивается по своим специфическим законам с утвердившимися духовными ценностями и потребностями субъектов социальной практики.

В настоящее время в философско-педагогической литературе имеют место несколько подходов в понимании образования. Это и «одна из важнейших систем общества», это некий «историко-культурный феномен», это «процесс и условие развития духовных начал народа и каждого индивида». Несмотря на имеющиеся различия в понимании образования все они роднятся в одном - это воплощение в индивидуально-самобытной форме некоего «образа» или даже «образца», который достигается (формируется) в процессе образования и воспитания в соответствии с культурой общества. Человек как бы «образовывается» в информационно-смысловом поле общества, содержащем в себе исторический разум и культуру человечества в совокупности ее материальных и духовных образований.

На наш взгляд, образование необходимо рассматривать с двух сторон. С одной стороны, как социальную систему, функционирующую и развивающуюся по собственным законам и обладающую особыми признаками, как целенаправленность, структурность, целостность и открытость, взаимодействие с социальной средой и другими системами и социальными институтами. С другой стороны, образование - это педагогическая система в центре которой - Человек.

Актуально в этой связи звучат слова И. А. Ильина о том, что России нужен не шум, а ответственная идея, идея не отрицательная, а положительная, государственная, но не формальная. Что же это за идея ? Это есть идея воспитания в русском народе национально-духовного характера. Это главное. Это творческое. Без этого России не быть. Отсюда придет ее возрождение. Отсюда ее величие воссияет в невиданных размерах. Всякое образование начинается с грамоты и школы. Поэтому судьба будущей России лежит в руках русского учителя, а также профессора, который есть учитель учителей. Говоря иными словами, как для прошлых поколений, так и для ныне живущих и будущих - образование есть абсолютная национальная ценность, включающая в себя три составляющие: традиционность, духовность и открытость.

В наше перестроечное время образование становится отраслью общественного производства и адекватно принимает индустриальный характер. Человек и личность становятся продуктами образовательного процесса, направленного на удовлетворение потребностей всех сфер жизнедеятельности общества, но прежде всего для нужд производства, сферы услуг и культуры.

В определенном смысле можно утверждать, что образование на государственном уровне создает условия для развития, воспитания и обучения всех и каждого. Причем система образования имманентно содержит в себе возможности саморазвития, самовоспитания и самообразования. В этом, на наш взгляд, заключена одна из высших духовных ценностей и социальных приоритетов нашего общества.

Более того, под образованием в широком смысле необходимо понимать процесс вхождения человека в реальную жизнь, в конкретные структуры, организации и коллективы общества, целостный, таинственный и неизведанный мир, т.е. предполагает передачу социального опыта, социализацию личности.

В этом плане содержание и технология национально-государственного образования может включать в себя следующие смыслообразующие составляющие:

во-первых, духовные ценности, организации и институты, позволяющие человеку самоидентифицироваться как представителю определенной социальной общности и национальной культуры;

во-вторых, общественные отношения, создающие условия для вступления личности в равноправный продуктивный диалог с представителями других духовных ценностей, иных по содержанию культур и традиций;

в-третьих, правовые и финансово-экономические возможности общества, позволяющие конкретному россиянину включиться в современные цивилизационные процессы, быстро и эффективно воспользоваться данными международной информационной системы «Интернет»;

в-четвертых, специфические знания о мировых религиях, широкая гамма переживаний и отношений, связанных с ними. Для россиянина особое место в духовной жизни и стало быть в образовании занимает православие. Это не просто и не столько религия, сколько глубоко коренящаяся нравственная и духовная основа жизни отдельного человека и всего общества в целом.

Русская философская мысль, прошлое нашего государства свидетельствуют о том, что на протяжении многих веков школа и церковь в совокупности создали основу для духовного становления человека, позволяли глубоко осознать значение духовных ценностей в отношении собственного Я к Миру и Богу. В этой системе ценностей особое место занимают образование и учитель.

История России свидетельствует, что без Учителя не было бы Образования. Кроткий и терпеливый, он всегда олицетворял на Руси мудрость и смекалку, которые жили в общественном сознании и оказывали огромное влияние на все стороны жизнедеятельности общества. Достаточно вспомнить тот факт, когда к Первоучителю - Сергию Радонежскому - пришел за советом и благословением перед решающей битвой князь Дмитрий, а известный полководец всех времен и народов Александр Македонский постоянно сверял свои решения с советами своего учителя Аристотеля.

Учитель не имеет права на ошибку. Ему как гражданину своего Отечества, как профессионалу конституционно дано право быть духовным наставником подрастающего поколения, несущего в себе потенциал развития и стабильности. От уровня духовного мира Учителя, его профессиональной компетентности, четкости нравственных позиций и убежденности во многом будет зависеть социальная направленность деятельности будущих поколений.

И еще на одно обстоятельство хотелось бы обратить особое внимание. Речь идет о возрастании значения семьи в подготовке будущих поколений к жизни в многогранном процессе социализации личности. Совершенно не случайно И. А. Ильин подчеркивал, что семья является «основой родового строительства нации», «первичным лоном человеческой культуры», «духовным очагом», школой «духовно-религиозной, национальной и отечественной традиции», «институтом первоначального воспитания любви, соборности и общежития, авторитета и дисциплины». Развивая мысль И. А. Ильина можно утверждать, что семья - это первый, естественный священный союз, строящийся на любви. вере, надежде и свободе. Молодой человек учится в нем первым совместным движениям сердца, поднимается от них к высшим формам духовного единения - Отечеству, Родине и Государству.

Понятно, что семья является составной и решающей частью образования и социализации. Вместе с тем важное место в процессе приобщения личности к духовным ценностям занимают школа и различные виды профессионального образования.

Образование означает не просто получение (приобретение) человеком определенной суммы знаний в той или иной сфере бытия и деятельности, .1 придание ему облика (образа) высокоразвитого и разумного существа, обладающего самосознанием, мировоззрением и определенной культурой. Речь и лет о том, что образование для современного человека является необходимым условием его профессиональной деятельности, дает ему специальность и специализацию, позволяющую трудиться, зарабатывать на жизнь и адаптироваться к реальным условиям социо-культурной среды.

Образование имманентно включает в себя и гуманитарную составляющую. Не случайно в условиях реформирования высшего образования России, в том числе военного, особое внимание уделяемся вопросам гуманизации и гуманитаризации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного уровня и профиля.

Более того, образование органически связано с культурой, с процессом создания, сохранения и потребления духовных ценностей. В частности, в немецкой классической философии XIX века понятие «образование» (bildung) приравнивалось к понятию «культура» и в таком значении довольно часто переводилось на русский язык.

Говоря о взаимосвязи образования и культуры, следует заметить, что образование тождественно не любой культуре, а только той, которая связана, прежде всего, с традицией письменной речи и языка. Известно, что институт образования появился вместе с изобретением письменности, требовавшей от человека хотя бы элементарной грамотности - умения читать и писать. Если дописьменная культура сохранялась и передавалась на уровне естественных способностей человека - его памяти, природного слуха, устной речи, органической пластики, то для вхождения в письменную культуру от человека требуется уже специальная подготовка, определенное образование. В этой связи уместно подчеркнуть, что именно на этом этапе образованность и культурность сближаются друг с другом и по сути становятся синонимами. Однако, по мере усложнения общественной жизни, узкой профессионализации образования они расходятся, приобретая относительную самостоятельность. Механизм их соотношения и взаимодействия заметно усложняется.

Подготовить высококлассного военного специалиста можно и без гуманитаризации образования, но где гарантия, что общество в итоге не получит в свое распоряжение людей, которым будет совершенно безразличие, для кого и во имя чего необходимо трудиться, кому или чему служить - Богу или Дьяволу, добру или злу, истине или выгоде, свободе или насилию. Довольно часто и сегодня можно встретить человека, сочетающего в себе профессиональную образованность с элементарной безграмотностью в вопросах политики, экономики, права, морали, искусства и культуры в целом. Такой человек, будучи хорошим специалистом в своей сфере, за ее пределами оказывается послушным исполнителем чужой воли, орудием в руках тех, кто менее всего озабочен интересами общего блага.

В определенном смысле можно утверждать, что культура и гражданское общество суть реальности, не существующие помимо высокого уровня образования, причем не столько профессионального, сколько политического и общекультурного, формирующего в человеке сознание и качества гражданской и духовно развитой личности. Как показывает практика, вне такого образования человек не может быть ни сознательным и свободным гражданином своей страны, ни достойным представителем своей национальной культуры. Наряду с профессиональной деятельностью существует еще публичная сфера жизни, в которой от человека требуется политическая активность, гражданская инициатива, участие в социальных акциях, касающихся всего общества. Говоря иными словами, образование непосредственно связано с подготовкой человека не только к профессиональной, но и к общественной жизни, а образованность есть синоним способности его к активной деятельности во всех сферах, в том числе и по обеспечению национальной безопасности России в новых геополитических условиях международного сотрудничества. Поэтому с полным основанием можно утверждать, что образование органически связано с проблемами социализации личности и предполагает воспитание гражданственности и патриотизма.

Как показывает практика, образовательный процесс является эффективным в том случае, если он наиболее полно учитывает диалектику обучения и воспитания, осуществляет историческую преемственность и устремлен в будущее. О чем идет речь?

Это, прежде всего, понимание того, что обучение и воспитание будущего офицера должно носить развивающий характер. Обучение и воспитание или, как принято называть в официальных документах, образовательный процесс предполагает формирование личности. В определенном смысле можно утверждать, что вне обучения и воспитания не может сформироваться полноценная личность с необходимыми общечеловеческими и профессиональными качествами.

Далее. Обучение и воспитание офицера жестко детерминировано уровнем экономического, политического и духовного развития общества и во многом предопределяет состояние национальной безопасности народа и государства.

И еще на одно обстоятельство необходимо обратить внимание в этой связи. Эффективность обучения и воспитания непосредственно зависит от способности личности к самообразованию и самовоспитанию, от того, как человек ставит и решает ближайшие и перспективные целевые установки и насколько у него сформированы качества гражданина и патриота.

Особое место в процессе социализации личности офицера занимает патриотическое воспитание, направленное на формирование качеств гражданина-патриота России, способного выполнять профессиональные обязанности в мирное и военное время, а также в особых условиях и экстремальных ситуациях. В современных условиях, когда актуализирована проблема профессионализации личного состава Вооруженных Сил РФ, значительно возрастает роль и значение личностного компонента содержания патриотического воспитания. Необходимо решительно преодолевать феномен безразличия и гипноза «западных ценностей», граничащих с предательством национальных интересов, и всему обществу повернуться лицом к проблеме патриотического воспитания не только военнослужащих, но, прежде всего, молодого поколения как будущего России.

Образовательный процесс, по нашему твердому убеждению, имманентно должен включать в себя следующие пути и средства патриотического воспитания офицера: формирование исторической памяти, разъяснение духовной связи поколений, широкую пропаганду достижений соотечественников в области науки, техники, военного дела, образования, культуры и искусства; привитие любви и бережного отношения к родному языку, языку своих предков; всестороннее приобщение к народным традициям и ритуалам; глубокое изучение природных, географических, социальных, политических и других особенностей Российского государства; разъяснение смысла и содержания основных государственных символов России (герба, флага и гимна); изучение славных страниц истории России, ратных подвигов народа, биографий выдающихся государственных и политических деятелей, полководцев и начальников; привитие уважительного отношения к национальной культуре и практике межличностного общения; участие в конкретных видах общественно-полезной деятельности, стремление внести свой личный вклад в дело сохранения суверенитета и национальной безопасности государства и своего Отечества. Говоря иными словами, патриотизм должен быть не на кончике языка, а находить свое выражение в реальных делах и поступках в интересах всех и каждого! В самом глубоком и обобщенном виде данные мысли были высказаны Верховным Главнокомандующим ВС РФ В. В. Путиным в его речи на торжественном приеме в честь выпускников военных академий и университетов 25 июня 2003 года. «С такими масштабными задачами, - подчеркнул Президент РФ, - могут справиться только о б р а з о в а н н ы е (разр. моя - А. Б.), только современно мыслящие и восприимчивые к новому люди. И, конечно же, люди, впитавшие в себя самые лучшие военные традиции России».

Заключая, можно утверждать, что современное общество настойчиво пытается осуществить планомерную политику по организации образовательной социализации человека, по формированию его личности как защитника Отечества в соответствии с новыми духовными ценностями, социально-экономическими и культурными параметрами, принципами и нормами жизни.

На наш взгляд, образовательная социализация все больше принимает вид адаптации офицера к природным и социально-культурным условиям его бытия. Основу социализации составляет целенаправленное овладение в учебном процессе знаниями и опытом, всем арсеналом духовных ценностей, выработанных государством, в результате чего обучающийся (курсант и слушатель) становится личностью, гражданином и патриотом своего Отечества, его активным защитником.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации