О КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ТЫЛОМ С СУБЪЕКТАМИ ЭКОНОМИКИ
Генерал-майор Г.Е. Носков, кандидат военных наук, доцент
Вестник Академии военных наук, №4, 2004. стр. 102-108
О КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ТЫЛОМ С СУБЪЕКТАМИ ЭКОНОМИКИ
Генерал-майор Г.Е. Носков, кандидат военных наук, доцент
Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные вопросы, касающиеся природы, общества и их взаимодействия. Все это в полной мере относится и к общей экономической теории, которая выступает в качестве методологического фундамента целого комплекса экономических наук, во-первых, отраслевых: экономики транспорта, строительства, Тыла ВС и тому подобное; во-вторых, функциональных: финансы, маркетинг, прогнозирование; в-третьих, межотраслевых: экономическая география, военная экономика, теория менеджмента и т.п. Учитывая то обстоятельство, что вышеизложенные науки находятся в тесном взаимодействии, в качестве рабочей гипотезы можно вынести суждение о существовании новой теории - теории взаимодействия.
Применительно к рассматриваемой статье теорию взаимодействия органов управления тылом (ОУТ) с субъектами экономики можно рассматривать как составную часть межотраслевой экономической науки - военная экономика. С другой стороны, военная наука включает в свой состав теории: стратегии, оперативного искусства, тактики, строительства ВС, воинского обучения и воспитания, вооружений, управления, видов ВС (общевойсковая, ракетно-космическая, военно-воздушная и военно-морская науки), военно-экономического и тылового обеспечения ВС, историю ВС и военного искусства и др. Исходя из этой классификации, теорию взаимодействия ОУТ с субъектами экономики можно рассматривать как составную часть теории военно-экономического и тылового обеспечения ВС.
В последние годы происходит качественное изменение взаимосвязей экономики и военного дела. Это требует переосмысления фундаментальных теоретических положений, подъема военно-экономической науки на новую ступень, разработки актуальных проблем военно-экономического и тылового обеспечения ВС.
Содержание теории взаимодействия ОУТ с субъектами экономики определяется совокупностью вопросов, которые ею исследуются. К основным из них относятся: закономерности взаимодействия ОУТ с субъектами экономики; содержание, объемы задач ОУТ по взаимодействию с субъектами экономики; возможности использования местной экономической базы (МЭБ) для тылового обеспечения войск (сил) при ведении операций; принципы организации взаимодействия ОУТ с субъектами экономики.
Исследование закономерностей и принципов взаимодействия ОУТ с субъектами экономики осуществляется на основе анализа прошлого, современного состояния и перспектив развития военного дела и экономики страны. Поскольку ОУТ входят в состав тыла, а тыл является органической составной частью ВС, а тыловое обеспечение войск (сил) - составной частью военного искусства и одновременно продолжением военно-экономических процессов, начатых в сфере производства, то предмет теории тыла, а следовательно и теории взаимодействия ОУТ с субъектами экономики как ее составной части, развиваются по закономерностям, которые лежат в основе развития ВС, теории и практики военного искусства и экономического обеспечения вооруженной борьбы.
Определение и обоснование возможных содержаний и объемов задач ОУТ по взаимодействию с субъектами экономики осуществляются на основе научного прогноза. При этом формируются требования к ОУТ (по составу, организационной структуре, функционированию и т.д.) на мирное и военное время, выявляются оптимальные потребности в материальных средствах, изыскиваются пути и источники удовлетворения этих потребностей.
В результате изучения возможностей МЭБ для использования в интересах тылового обеспечения войск, теория взаимодействия ОУТ с субъектами экономики в рамках своего предмета познания, сообразуясь с установками теории военного искусства, должна вырабатывать и обосновывать требования к подготовке транспортных коммуникаций, развитию производственных мощностей предприятий, сети органов здравоохранения и других экономических объектов, выделяемых при необходимости субъектами экономики и федеральными органами исполнительной власти для обеспечения войск (сил) в ходе ведения операций. Принципы организации взаимодействия ОУТ с субъектами экономики занимают одно из основных мест теории и являются для практики своеобразным методологическим инструментом. Они представляют собой научные обобщения теории и практики взаимодействия ОУТ с субъектами экономики. К ним можно отнести: тесное взаимодействие ОУТ с субъектами экономики для устойчивого обеспечения войск (сил) материальными средствами; максимальное использование возможностей МЭБ с целью обеспечения автономности войск (сил) в тыловом отношении; взаимодействие ОУТ с субъектами экономики для постоянного поддержания необходимых резервов и другие.
Структурно теория Тыла ВС состоит из трех основных разделов: теории военно-экономического и тылового обеспечения; теории строительства тыла; теории обучения и воспитания его личного состава.
В связи с этим теорию взаимодействия ОУТ с субъектами экономики следует рассматривать как составную часть военно-экономического и тылового обеспечения ВС, которая является одной из областей военной науки.
Объектом изучения этой теории является анализ взаимодействия ОУТ с субъектами экономики, особенностей обеспечения войск (сил) материальными средствами в условиях рыночных отношений, организации и способов тылового обеспечения войск (сил) при выполнении боевых задач в зонах вооруженных конфликтов, локальных и крупномасштабных войн, путей и способов реформирования Тыла ВС. Теория взаимодействия ОУТ с субъектами экономики осуществляет определенные функции. Прежде всего, она выполняет познавательную функцию, так как должна изучать и объяснять процессы и явления, происходящие в сфере экономического обеспечения ВС. Однако недостаточно просто констатировать наличие тех или иных явлений. Необходимо проникнуть в их суть, вскрыть законы движения, наметить пути использования этих законов в практической деятельности ОУТ.
В связи с этим вторая функция теории - практическая (прагматическая) - разработка принципов и методов рационального хозяйствования ОУТ, научное обоснование стратегии ведения реформ в области экономического обеспечения ВС.
Третья функция данной теории - прогнозно-прагматическая, предполагающая разработку и выявление научных прогнозов и перспектив развития взаимоотношений Тыла ВС с субъектами рыночной экономики.
Предметом изучения этой теории являются методы взаимодействия ОУТ с субъектами экономики.
Специфика предмета предполагает специфику методологии и методов исследования.
К основным методам, как способам теоретического или практического осуществления чего-нибудь для достижения цели, применяемым в области взаимодействия ОУТ с субъектами экономики, относятся: методы общей теории систем, методы теории исследования операций, кибернетика и прогностика, методы теории экономического анализа.
Таким образом, методологической основой теории взаимодействия ОУТ с субъектами экономики являются интегрированные понятия четырех научных теорий: теории систем, теории экономического анализа, исследования операций, экономической кибернетики и прогностики. Отсюда следует общее определение теории взаимодействия ОУТ с субъектами экономики как составной части отраслевой науки и практики - теории Тыла ВС по изучению военно-экономических отношений, возникающих при взаимодействии ОУТ с субъектами экономики (микросистем) в процессе образования более крупных структур - территориальных военно-экономических систем (макросистем).
Выявление и формулирование основных понятий и категорий, установление единой терминологии является важной задачей теории взаимодействия ОУТ с субъектами экономики. В настоящее время имеет место различное толкование некоторых понятий, используемых должностными лицами ОУТ и персоналом субъектов экономики, что затрудняет процесс их общения и взаимодействия, а кроме того вносит путаницу в практику материального обеспечения войск. Вместе с тем ряд фундаментальных определений, таких как «государственный контракт», «закупка», «поставка», «фактор риска и неопределенность при принятии решения» и другие, четко определен законами, справочниками и т.п. Поскольку должностные лица ОУТ непосредственно, либо опосредованно контактируют с представителями различных предприятий-поставщиков, для достижения взаимопонимания они должны разговаривать со своими партнерами (контрагентами) на «одном языке», ибо в производственной и торговой сферах традиционно используется своя терминология. В этой области образуется определенный дискурс - языковая граница между должностными лицами ОУТ и субъектов экономики.
Следовательно, теория взаимодействия ОУТ с субъектами экономики должна базироваться на прочном понятийном аппарате, оперировать предельно ясными терминами и категориями. Они выступают в качестве механизма познания теории и практики взаимодействия ОУТ с субъектами экономики. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть содержание основных терминов, которые должны в полной мере учитывать результаты военно-экономических преобразований в обществе, а также изменения, происходящие в военном деле (табл. 1).
Таблица 1
Основные категории теории взаимодействия |
|
Термины, понятия |
Содержание терминов |
1 |
|
Взаимодействие |
Всеобщая форма связи предметов, явлений объективной действительности, основа ее системности (единства) |
Коммуникации взаимодействия |
Совокупность связей и отношений между субъектами рыночной экономики в процессе их деятельности |
Военно-экономические коммуникации |
Коммуникации, возникающие в сфере экономического обеспечения ВС между ОУТ и СЭ |
Сеть взаимодействия |
Комплекс некоторого количества субъектов рыночной экономики, находящихся в постоянном взаимодействии друг с другом и связанных между собой различными отношениями |
Военно-экономическая сеть |
Сеть, осуществляемая посредством коммуникаций между деятелями на рынке товаров военного назначения |
Деятели |
Принимающие решения субъекты рыночной экономики: продавцы (поставщики) и покупатели (потребители) в т.ч. и ОУТ |
Продукты |
Результаты труда, имеющие материально-вещественную форму (могут перемещаться в пространстве) |
Услуги |
Результаты деятельности, удовлетворяющие определенные личные и общественные потребности, но не воплощенные в продуктах (не могут перемещаться в пространстве) |
Товары |
Продукты и услуги, предназначенные для продажи |
Ресурсы |
Товары, деньги, информация, люди |
Информационные ресурсы |
Непосредственный ресурс, обеспечивающий нормальное функционирование рыночной экономики и являющийся идеальной коммуникацией, соединяющей интересы производителя и потребителя, позволяющий уравновешивать спрос и предложение |
Людские ресурсы (кадры) |
Организационный персонал, т.е. совокупность специалистов, которые по своей профессиональной подготовке соответствуют профилю и целям деятельности этой организации |
Финансовые ресурсы |
Ресурсы (деньги), которые могут быть использованы для покупки других ресурсов |
Материальные ресурсы |
Ресурсы, которые могут быть (куплены), использованы для изготовления других продуктов или потреблены |
Связи |
Объективные отношения между субъектами рыночной экономики, выражающиеся в регулярном обмене товарами, деньгами, информацией (ТДИ) и определяющие все иные виды взаимодействия между ними |
Интегрированный рынок |
Совокупность локальных рынков |
Локальный рынок |
Рынок конкретных товаров |
Адаптация |
Приспособление субъектов рыночной экономики к реальным условиям среды функционирования |
Институционализация |
Введение отношений между субъектами экономики в законные рамки |
Позиционирование |
Процесс улучшения структуры взаимоотношений |
Структурирование |
Процесс улучшения структуры взаимоотношений |
Потоки |
Экономические величины, которые измеряются в движении |
Территориальная |
Организованная пространственная совокупность |
Макрологистическая система |
Крупная система управления материальными потоками |
Микрологистическая система |
Подсистема макрологистической системы |
Кроме того, теория взаимодействия ОУТ с субъектами экономики использует систему общепринятых военных (оперативно-тыловых) и экономических категорий.
Перечисленные категории и понятия носят условно-учетный характер.
Данный понятийный аппарат позволяет, в целях экономической оптимизации процесса взаимодействия ОУТ с субъектами экономики, выработать в дальнейшем соответствующую концепцию.
Концепция теории взаимодействия ОУТ с субъектами экономики - это система эволюционных взглядов на рационализацию процесса взаимодействия ОУТ с субъектами экономики (рис. 1).
Годы |
Эволюция концепции взаимодействия |
||||
|
Концепция (система взглядов на рационализацию процесса взаимодействия путем оптимизации сетевых процессов военно - экономических коммуникаций в ходе материального обеспечения войск) |
Ведущая идея |
Основной инструментарий |
Главная цель |
|
1950- 1959 |
Производственная |
Произвожу то, что могу, приобретаю для ВС то, что произведено |
Себестоимость, производительность |
Совершенствование производства, рост продаж и закупок для ВС |
|
1960- 1969 |
Товарная |
Производство качественных МС для ВС |
Товарная политика |
Совершенствование потребительских свойств МС для ВС |
|
1970- 1979 |
Сбытовая |
Развитие сбытовой сети, каналов сбыта |
Сбытовая политика |
Интенсификация сбыта МС за счет усилий государства по созданию резервов и запасов |
|
1980- 1989 |
Маркетинговая (поиск поставщиков и приобретение МС) |
Произвожу то, что нужно ВС, приобретаю то, что нужно ВС |
Маркетинговая политика (децентрализованная форма обеспечения) |
Удовлетворение потребностей ВС на целевых рынках |
|
|
|
|
стратегия - комплексное исследование рынка, изучение экономической коньюктуры, выбор целевых производителей, сегментация рынка тактика - организация взаимодействия, информационное знание производителей |
||
1990- 1999 |
Логистическая |
Произвожу то, что приобретается ВС, приобретаю то, что нужно для ВС в пределах финансирования |
Методы логистики (кибернетики, системотехники, эконометрии) |
Удовлетворение нужд ВС на целевых рынках при жесткой экономии материальных и финансовых ресурсов |
|
Планирование, управление, контроль транспортировок, складирование в процессе доведения МС от поставщиков к потребителю, в соответствии с интересами потребителей, передача, хранение и обработка информации |
|||||
2000 - по настоящее время |
Взаимодействия |
Произвожу то, что удовлетворяет потребности ВС, приобретаю то, что необходимо для ВС Методы координации, интеграции и сетевого анализа, комплекс маркетинга -микс Удовлетворение потребностей ВС, интересов СЭ и государства в процессе их взаимодействия ||||
Установление оптимальных военно-экономических коммуникаций для того, чтобы нужные МС, необходимого качества, в необходимом количестве доставить в нужное место с минимальными затратами (учитывается атмосфера и рыночная среда) |
|||||
Маркетинг - микс - метод для работы ОУТ на коммерческом рынке, где большое количество мелких поставщиков. Идея - на интегрированном рынке существует тесная зависимость между покупателем и продавцом, зависимость вытекает из: |
|||||
- финансовой ограниченности бюджета; |
|
|
|||
- географической удаленности СЭ |
|
|
|
Рис.1
На методологическом уровне можно выявить наиболее общие, типичные виды поведения или типичные способы взаимодействия ОУТ с субъектами экономики. Эти виды, охватывая все конкретные ситуации взаимодействий ОУТ с субъектами экономики, позволяют выделить основные группы, существенно отличающиеся друг от друга, но имеющие определенную внутреннюю однородность.
Исходя из подобного подхода можно установить четыре таких вида взаимодействия.
Первый вид - целевые распорядительные или перераспределительные отношения ОУТ и субъектов экономики. Поведение и взаимодействие в рамках этого вида отношений направлены на властное распоряжение ОУТ для материального обеспечения войск. Этот вид взаимодействий присущ в наибольшей мере, субъектам экономики, представляющих государственную форму собственности.
Вторым широко распространенным видом взаимодействий являются распределительные отношения рыночного типа. Типичный пример таких отношений - закупка материальных средств у производителей. Конкретные пропорции обмена в этой ситуации определяются главным образом под влиянием спроса и предложения.
Третий вид взаимодействий можно условно назвать добровольной взаимопомощью нерыночного типа. В рамках этого вида отношений ОУТ получает от субъекта экономики материальные средства в форме безвозмездной помощи, но чаще всего в расчете на аналогичную помощь в будущем, в случае такой необходимости. Примером могут служить обмен информацией, документами и т.п.
Четвертый вид отношений - самообслуживающее поведение ОУТ, направленное на удовлетворение потребностей войск за счет собственных усилий, собственного производства. Наиболее типичным примером может служить производство сельскохозяйственной продукции в подсобных хозяйствах воинских частей, большая часть которой потребляется внутри части.
Таким образом, между ОУТ и субъектами экономики (предприятиями - поставщиками материальных средств) возникают различные отношения, которые связаны с движением потоков материальных, финансовых и информационных ресурсов. В процессе обмена такие отношения создают взаимозависимость между элементами рыночной сети. На методологическом уровне это служит основой теоретической модели взаимодействия ОУТ с субъектами экономики. Данная модель состоит из четырех основных элементов: процесса взаимодействия; участников этого процесса; среды, в которой этот процесс происходит; атмосферы, которая оказывает влияние на процесс (рис. 2).
Более подробно охарактеризуем основные элементы этой модели.
1. Процесс взаимодействия. Внутри данной группы существуют две группы. Первая связана с единичными эпизодами, описывающими обмен информацией, деньгами, товарами и услугами. Другая подгруппа связана с долгосрочными отношениями и связанными с этим процессами адаптации (приспособление к отношениям) и институционализации.
2. Участники процесса взаимодействия. Это ОУТ и различные субъекты рыночной экономики, которыми могут быть любые поставщики материальных средств. В самом простом случае участниками процесса взаимодействия являются, с одной стороны ОУТ, с другой - предприятие-поставщик.
3. Среда взаимодействия. Оно не происходит в вакууме и должно рассматриваться как часть широкой среды, которая может быть описана с точки зрения ее структуры, динамизма и социально-экономической системы, то есть среда описывается состоянием рынка и общества. В условиях формирования интегрированного рынка, с одной стороны, должно усиливаться непосредственное воздействие государственных органов на процесс принятия решений в производстве материальных средств для ВС, а с другой - в качестве приоритетных объектов этих воздействий выдвигаются новые параметры внешней экономической среды процесса взаимодействия ОУТ с субъектами экономики. В понятие среды могут быть включены:
общеэкономическая среда (отраслевая и региональная структура экономики, соотношение мелкого и крупного бизнеса, условия конкуренции, форма организации общественного производства, роль государственного сектора в экономике);
научно-техническая среда (уровень развития техники и технологии, уровень научных разработок, сотрудничество между промышленностью и научным обществом, перенос технологии);
человеческий потенциал (кадры);
наличие в обществе предпринимательской культуры;
наличие в обществе информационно-консультативной и образовательной инфрастуктуры (целенаправленная подготовка специалистов, развитие рынка консультирования и др.);
рыночные сети и коммуникации.
4. Атмосфера взаимодействия. Она характеризуется силой зависимости между участниками процесса, состоянием, конфликтами, близостью участников или географической дистанцией.
Модель взаимодействия рассматривается в виде теоретического описания динамики отношений на локальных рынках.
Проиллюстрируем подробно модель взаимодействия на более конкретном уровне. Допустим на локальном рынке существует предприятие - поставщик связанный отношениями купли-продажи с ОУТ. Эти отношения и есть процесс взаимодействия. Персонал предприятия и ОУТ контактирует между собой, обсуждая условия заключения договора о поставке материальных средств. Они имеют свои отделы, службы, которые контактируют между собой внутри предприятия и ОУТ (в основном, обмен информацией), а также имеют внешние связи с отделами партнера (бухгалтерией, отделом снабжения и сбыта и т.п.).
Взаимодействие создает определенную атмосферу между двумя субъектами рыночной экономики и находится под ее влиянием. Это может быть атмосфера доверия, либо недоверия и конфликта, либо зависимости одного от другого, то есть атмосфера характеризует определенное состояние отношений между двумя конкретными субъектами рыночной экономики. С другой стороны, взаимодействие между двумя конкретными субъектами не происходит изолированно от других процессов и являются частью процессов, происходящих на рынке или среде, которая характеризуется структурой, динамикой развития и т.д.
Модель дает понимание локальных рынков на совокупности взаимодействующих субъектов рыночной экономики, связанных между собой множеством разнообразных связей и отношений. Успешное функционирование ОУТ на рынке во многом зависит от количества и качества отношений с другими деятелями рынка.
Среди процессов взаимодействия выделяются процессы адаптации и институционализации. Вступая в контакты субъекты рыночной экономики узнают друг друга ближе и для установления доверительных отношений, необходимых для дальнейшей деятельности, они вынуждены адаптироваться или приспосабливаться друг к другу. Для завоевания доверия предприятия идут на некоторые уступки. Например, скидки, отсрочки платежей, изменение изделий по просьбе заказчика. Все это входит в процесс адаптации к отношениям.
Высшей точкой развития процессов адаптации является институционализация. Этот процесс характеризуется достижением полной гармонии - полное доверие, доведенное до автоматизма. В этой связи достижение институционализации отношений возможно лишь в случае наличия долгосрочных отношений между субъектами рыночной экономики.
Взаимодействие с субъектами экономики становится важной задачей для ОУТ в условиях рынка. Наличие тесных контактов и отработанных коммуникаций с партнерами на рынке создают благоприятные условия для успешного развития их деятельности.
Любые коммуникации, связи, отношения в процессе взаимодействия ОУТ с субъектами экономики несут и себе материальное (техническое) и социальное содержание. С одной стороны, отношения включают в себя обмен информацией и знаниями, материально-техническую деятельность, адаптацию к новым видам материальных средств. С другой стороны, любые отношения есть обмен социальными символами - дружба, полное доверие, уверенность, взаимопонимание. Единство материального (технического) содержания составляет их сущность.
Военно-экономические коммуникации строятся в течение длительного периода времени и требуют больших затрат - инвестиций материальных и человеческих. Они инвестируются для выполнения определенных функций:
Повышение эффективности функционирования СМО войск. Включает отношения по адаптации материальных средств поставщика к нуждам потребителя, а также любые другие, которые могут снизить общую стоимость процесса материального обеспечения (закупка, транспортировка, хранение, управление).
Коммуникации служат каналами обмена информацией. Они обеспечивают надежную связь между предприятиями и органами тыла, которые нуждаются в точной, детализированной информации друг о друге. Единственный путь получить такую информацию - установить эффективное взаимодействие.
Усиление контроля за деятельностью поставщиков. Установив коммуникации, ОУТ получают контроль по различным направлениям - через информационные каналы, дружеские связи, материально-техническое и другие виды партнерства, которые соединяют субъектов рыночной экономики.
Отношения имеют определенную продолжительность. Наиболее важные из них могут быть долгосрочными. Долгосрочные отношения особенно сильны на местном и региональном рынках.
Развитие отношений между субъектами рыночной экономики происходит несколько стадий, каждую из которых можно охарактеризовать четырьмя составляющими - опыт отношений, совокупная дистанция между партнерами, неопределенность в выполнении обязательств и затраты на различные виды адаптации. Высшей (финальной) стадией отношений является институционализация.
Институционализация - это введение отношений в законные рамки. Здесь это означает, что на долгосрочной стадии развития отношений, они практически не требуют контроля, работают сами по себе, так как коммуникации основаны на долголетнем опыте и знании партнеров.
На финальной стадии наступает обширная институционализация, которая дает экономию управленческих затрат на человеческую адаптацию.
Затраты на техническую адаптацию на ранней стадии развития отношений будут минимальны из-за слабого знания поставщика. С ростом опыта, с возникновением доверия к поставщику и уверенности в нем, затраты на техническую адаптацию резко возрастают на стадии развития. На этой стадии происходят коренные изменения в конструкции изделий поставщика в соответствии с требованиями и нуждами потребителя. Затем затраты уменьшаются.
Затраты на человеческую адаптацию высоки на начальной стадии, затем снижаются за счет развития институционализации.
Предложенный категориальный аппарат может служить основой для создания и изложения концепции взаимодействия ОУТ с субъектами экономики.
Выработанная концепция создает механизм эффективного взаимодействия ОУТ с СЭ в новых военно-экономических условиях и имеет практическое значение в области реализации ее в войсках, а также для дальнейшей разработки теоретических положений по совершенствованию материального обеспечения войск.