О КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ТЫЛОМ С СУБЪЕКТАМИ ЭКОНОМИКИ

Генерал-майор Г.Е. Носков, кандидат военных наук, доцент

Вестник Академии военных наук, №4, 2004. стр. 102-108

О КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ТЫЛОМ С СУБЪЕКТАМИ ЭКОНОМИКИ

Генерал-майор Г.Е. Носков, кандидат военных наук, доцент

Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные вопросы, касающиеся природы, общества и их взаимодействия. Все это в полной мере относится и к общей экономической теории, которая выступает в качестве методологического фундамента целого комплекса экономических наук, во-первых, отраслевых: экономики транспорта, строительства, Тыла ВС и тому подобное; во-вторых, функциональных: финансы, маркетинг, прогнозирование; в-третьих, межотраслевых: экономическая география, военная экономика, теория менеджмента и т.п. Учитывая то обстоятельство, что вышеизложенные науки находятся в тесном взаимодействии, в качестве рабочей гипотезы можно вынести суждение о существовании новой теории - теории взаимодействия.

Применительно к рассматриваемой статье теорию взаимодействия органов управления тылом (ОУТ) с субъектами экономики можно рассматривать как составную часть межотраслевой экономической науки - военная экономика. С другой стороны, военная наука включает в свой состав теории: стратегии, оперативного искусства, тактики, строительства ВС, воинского обучения и воспитания, вооружений, управления, видов ВС (общевойсковая, ракетно-космическая, военно-воздушная и военно-морская науки), военно-экономического и тылового обеспечения ВС, историю ВС и военного искусства и др. Исходя из этой классификации, теорию взаимодействия ОУТ с субъектами экономики можно рассматривать как составную часть теории военно-экономического и тылового обеспечения ВС.

В последние годы происходит качественное изменение взаимосвязей экономики и военного дела. Это требует переосмысления фундаментальных теоретических положений, подъема военно-экономической науки на новую ступень, разработки актуальных проблем военно-экономического и тылового обеспечения ВС.

Содержание теории взаимодействия ОУТ с субъектами экономики определяется совокупностью вопросов, которые ею исследуются. К основным из них относятся: закономерности взаимодействия ОУТ с субъектами экономики; содержание, объемы задач ОУТ по взаимодействию с субъектами экономики; возможности использования местной экономической базы (МЭБ) для тылового обеспечения войск (сил) при ведении операций; принципы организации взаимодействия ОУТ с субъектами экономики.

Исследование закономерностей и принципов взаимодействия ОУТ с субъектами экономики осуществляется на основе анализа прошлого, современного состояния и перспектив развития военного дела и экономики страны. Поскольку ОУТ входят в состав тыла, а тыл является органической составной частью ВС, а тыловое обеспечение войск (сил) - составной частью военного искусства и одновременно продолжением военно-экономических процессов, начатых в сфере производства, то предмет теории тыла, а следовательно и теории взаимодействия ОУТ с субъектами экономики как ее составной части, развиваются по закономерностям, которые лежат в основе развития ВС, теории и практики военного искусства и экономического обеспечения вооруженной борьбы.

Определение и обоснование возможных содержаний и объемов задач ОУТ по взаимодействию с субъектами экономики осуществляются на основе научного прогноза. При этом формируются требования к ОУТ (по составу, организационной структуре, функционированию и т.д.) на мирное и военное время, выявляются оптимальные потребности в материальных средствах, изыскиваются пути и источники удовлетворения этих потребностей.

В результате изучения возможностей МЭБ для использования в интересах тылового обеспечения войск, теория взаимодействия ОУТ с субъектами экономики в рамках своего предмета познания, сообразуясь с установками теории военного искусства, должна вырабатывать и обосновывать требования к подготовке транспортных коммуникаций, развитию производственных мощностей предприятий, сети органов здравоохранения и других экономических объектов, выделяемых при необходимости субъектами экономики и федеральными органами исполнительной власти для обеспечения войск (сил) в ходе ведения операций. Принципы организации взаимодействия ОУТ с субъектами экономики занимают одно из основных мест теории и являются для практики своеобразным методологическим инструментом. Они представляют собой научные обобщения теории и практики взаимодействия ОУТ с субъектами экономики. К ним можно отнести: тесное взаимодействие ОУТ с субъектами экономики для устойчивого обеспечения войск (сил) материальными средствами; максимальное использование возможностей МЭБ с целью обеспечения автономности войск (сил) в тыловом отношении; взаимодействие ОУТ с субъектами экономики для постоянного поддержания необходимых резервов и другие.

Структурно теория Тыла ВС состоит из трех основных разделов: теории военно-экономического и тылового обеспечения; теории строительства тыла; теории обучения и воспитания его личного состава.

В связи с этим теорию взаимодействия ОУТ с субъектами экономики следует рассматривать как составную часть военно-экономического и тылового обеспечения ВС, которая является одной из областей военной науки.

Объектом изучения этой теории является анализ взаимодействия ОУТ с субъектами экономики, особенностей обеспечения войск (сил) материальными средствами в условиях рыночных отношений, организации и способов тылового обеспечения войск (сил) при выполнении боевых задач в зонах вооруженных конфликтов, локальных и крупномасштабных войн, путей и способов реформирования Тыла ВС. Теория взаимодействия ОУТ с субъектами экономики осуществляет определенные функции. Прежде всего, она выполняет познавательную функцию, так как должна изучать и объяснять процессы и явления, происходящие в сфере экономического обеспечения ВС. Однако недостаточно просто констатировать наличие тех или иных явлений. Необходимо проникнуть в их суть, вскрыть законы движения, наметить пути использования этих законов в практической деятельности ОУТ.

В связи с этим вторая функция теории - практическая (прагматическая) - разработка принципов и методов рационального хозяйствования ОУТ, научное обоснование стратегии ведения реформ в области экономического обеспечения ВС.

Третья функция данной теории - прогнозно-прагматическая, предполагающая разработку и выявление научных прогнозов и перспектив развития взаимоотношений Тыла ВС с субъектами рыночной экономики.

Предметом изучения этой теории являются методы взаимодействия ОУТ с субъектами экономики.

Специфика предмета предполагает специфику методологии и методов исследования.

К основным методам, как способам теоретического или практического осуществления чего-нибудь для достижения цели, применяемым в области взаимодействия ОУТ с субъектами экономики, относятся: методы общей теории систем, методы теории исследования операций, кибернетика и прогностика, методы теории экономического анализа.

Таким образом, методологической основой теории взаимодействия ОУТ с субъектами экономики являются интегрированные понятия четырех научных теорий: теории систем, теории экономического анализа, исследования операций, экономической кибернетики и прогностики. Отсюда следует общее определение теории взаимодействия ОУТ с субъектами экономики как составной части отраслевой науки и практики - теории Тыла ВС по изучению военно-экономических отношений, возникающих при взаимодействии ОУТ с субъектами экономики (микросистем) в процессе образования более крупных структур - территориальных военно-экономических систем (макросистем).

Выявление и формулирование основных понятий и категорий, установление единой терминологии является важной задачей теории взаимодействия ОУТ с субъектами экономики. В настоящее время имеет место различное толкование некоторых понятий, используемых должностными лицами ОУТ и персоналом субъектов экономики, что затрудняет процесс их общения и взаимодействия, а кроме того вносит путаницу в практику материального обеспечения войск. Вместе с тем ряд фундаментальных определений, таких как «государственный контракт», «закупка», «поставка», «фактор риска и неопределенность при принятии решения» и другие, четко определен законами, справочниками и т.п. Поскольку должностные лица ОУТ непосредственно, либо опосредованно контактируют с представителями различных предприятий-поставщиков, для достижения взаимопонимания они должны разговаривать со своими партнерами (контрагентами) на «одном языке», ибо в производственной и торговой сферах традиционно используется своя терминология. В этой области образуется определенный дискурс - языковая граница между должностными лицами ОУТ и субъектов экономики.

Следовательно, теория взаимодействия ОУТ с субъектами экономики должна базироваться на прочном понятийном аппарате, оперировать предельно ясными терминами и категориями. Они выступают в качестве механизма познания теории и практики взаимодействия ОУТ с субъектами экономики. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть содержание основных терминов, которые должны в полной мере учитывать результаты военно-экономических преобразований в обществе, а также изменения, происходящие в военном деле (табл. 1).

Таблица 1

Основные категории теории взаимодействия

Термины, понятия

Содержание терминов

1

Взаимодействие

Всеобщая форма связи предметов, явлений объективной действительности, основа ее системности (единства)

Коммуникации взаимодействия

Совокупность связей и отношений между субъектами рыночной экономики в процессе их деятельности

Военно-экономические коммуникации

Коммуникации, возникающие в сфере экономического обеспечения ВС между ОУТ и СЭ

Сеть взаимодействия

Комплекс некоторого количества субъектов рыночной экономики, находящихся в постоянном взаимодействии друг с другом и связанных между собой различными отношениями

Военно-экономическая сеть

Сеть, осуществляемая посредством коммуникаций между деятелями на рынке товаров военного назначения

Деятели

Принимающие решения субъекты рыночной экономики: продавцы (поставщики) и покупатели (потребители) в т.ч. и ОУТ

Продукты

Результаты труда, имеющие материально-вещественную форму (могут перемещаться в пространстве)

Услуги

Результаты деятельности, удовлетворяющие определенные личные и общественные потребности, но не воплощенные в продуктах (не могут перемещаться в пространстве)

Товары

Продукты и услуги, предназначенные для продажи

Ресурсы

Товары, деньги, информация, люди

Информационные ресурсы

Непосредственный ресурс, обеспечивающий нормальное функционирование рыночной экономики и являющийся идеальной коммуникацией, соединяющей интересы производителя и потребителя, позволяющий уравновешивать спрос и предложение

Людские ресурсы (кадры)

Организационный персонал, т.е. совокупность специалистов, которые по своей профессиональной подготовке соответствуют профилю и целям деятельности этой организации

Финансовые ресурсы

Ресурсы (деньги), которые могут быть использованы для покупки других ресурсов

Материальные ресурсы

Ресурсы, которые могут быть (куплены), использованы для изготовления других продуктов или потреблены

Связи

Объективные отношения между субъектами рыночной экономики, выражающиеся в регулярном обмене товарами, деньгами, информацией (ТДИ) и определяющие все иные виды взаимодействия между ними

Интегрированный рынок

Совокупность локальных рынков

Локальный рынок

Рынок конкретных товаров

Адаптация

Приспособление субъектов рыночной экономики к реальным условиям среды функционирования

Институционализация

Введение отношений между субъектами экономики в законные рамки

Позиционирование

Процесс улучшения структуры взаимоотношений

Структурирование

Процесс улучшения структуры взаимоотношений

Потоки

Экономические величины, которые измеряются в движении

Территориальная

Организованная пространственная совокупность

Макрологистическая система

Крупная система управления материальными потоками

Микрологистическая система

Подсистема макрологистической системы

Кроме того, теория взаимодействия ОУТ с субъектами экономики использует систему общепринятых военных (оперативно-тыловых) и экономических категорий.

Перечисленные категории и понятия носят условно-учетный характер.

Данный понятийный аппарат позволяет, в целях экономической оптимизации процесса взаимодействия ОУТ с субъектами экономики, выработать в дальнейшем соответствующую концепцию.

Концепция теории взаимодействия ОУТ с субъектами экономики - это система эволюционных взглядов на рационализацию процесса взаимодействия ОУТ с субъектами экономики (рис. 1).

Произвожу то, что удовлетворяет потребности ВС, приобретаю то, что необходимо для ВС Методы координации, интеграции и сетевого анализа, комплекс маркетинга -микс Удовлетворение потребностей ВС, интересов СЭ и государства в процессе их взаимодействия

Годы

Эволюция концепции взаимодействия

Концепция (система взглядов на рационализацию процесса взаимодействия путем оптимизации сетевых процессов военно - экономических коммуникаций в ходе материального обеспечения войск)

Ведущая идея

Основной инструментарий

Главная цель

1950-

1959

Производственная

Произвожу то, что могу, приобретаю для ВС то, что произведено

Себестоимость, производительность

Совершенствование производства, рост продаж и закупок для ВС

1960-

1969

Товарная

Производство качественных МС для ВС

Товарная политика

Совершенствование потребительских свойств МС для ВС

1970-

1979

Сбытовая

Развитие сбытовой сети, каналов сбыта

Сбытовая политика

Интенсификация сбыта МС за счет усилий государства по созданию резервов и запасов

1980-

1989

Маркетинговая (поиск поставщиков и приобретение МС)

Произвожу то, что нужно ВС, приобретаю то, что нужно ВС

Маркетинговая политика (децентрализованная форма обеспечения)

Удовлетворение потребностей ВС на целевых рынках

стратегия - комплексное исследование рынка, изучение экономической коньюктуры, выбор целевых производителей, сегментация рынка тактика - организация взаимодействия, информационное знание производителей

1990-

1999

Логистическая

Произвожу то, что приобретается ВС, приобретаю то, что нужно для ВС в пределах финансирования

Методы логистики (кибернетики, системотехники, эконометрии)

Удовлетворение нужд ВС на целевых рынках при жесткой экономии материальных и финансовых ресурсов

Планирование, управление, контроль транспортировок, складирование в процессе доведения МС от поставщиков к потребителю, в соответствии с интересами потребителей, передача, хранение и обработка информации

2000 - по настоящее

время

Взаимодействия

Установление оптимальных военно-экономических коммуникаций для того, чтобы нужные МС, необходимого качества, в необходимом количестве доставить в нужное место с минимальными затратами (учитывается атмосфера и рыночная среда)

Маркетинг - микс - метод для работы ОУТ на коммерческом рынке, где большое количество мелких поставщиков. Идея - на интегрированном рынке существует тесная зависимость между покупателем и продавцом, зависимость вытекает из:

- финансовой ограниченности бюджета;

- географической удаленности СЭ

Рис.1

На методологическом уровне можно выявить наиболее общие, типичные виды поведения или типичные способы взаимодействия ОУТ с субъектами экономики. Эти виды, охватывая все конкретные ситуации взаимодействий ОУТ с субъектами экономики, позволяют выделить основные группы, существенно отличающиеся друг от друга, но имеющие определенную внутреннюю однородность.

Исходя из подобного подхода можно установить четыре таких вида взаимодействия.

Первый вид - целевые распорядительные или перераспределительные отношения ОУТ и субъектов экономики. Поведение и взаимодействие в рамках этого вида отношений направлены на властное распоряжение ОУТ для материального обеспечения войск. Этот вид взаимодействий присущ в наибольшей мере, субъектам экономики, представляющих государственную форму собственности.

Вторым широко распространенным видом взаимодействий являются распределительные отношения рыночного типа. Типичный пример таких отношений - закупка материальных средств у производителей. Конкретные пропорции обмена в этой ситуации определяются главным образом под влиянием спроса и предложения.

Третий вид взаимодействий можно условно назвать добровольной взаимопомощью нерыночного типа. В рамках этого вида отношений ОУТ получает от субъекта экономики материальные средства в форме безвозмездной помощи, но чаще всего в расчете на аналогичную помощь в будущем, в случае такой необходимости. Примером могут служить обмен информацией, документами и т.п.

Четвертый вид отношений - самообслуживающее поведение ОУТ, направленное на удовлетворение потребностей войск за счет собственных усилий, собственного производства. Наиболее типичным примером может служить производство сельскохозяйственной продукции в подсобных хозяйствах воинских частей, большая часть которой потребляется внутри части.

Таким образом, между ОУТ и субъектами экономики (предприятиями - поставщиками материальных средств) возникают различные отношения, которые связаны с движением потоков материальных, финансовых и информационных ресурсов. В процессе обмена такие отношения создают взаимозависимость между элементами рыночной сети. На методологическом уровне это служит основой теоретической модели взаимодействия ОУТ с субъектами экономики. Данная модель состоит из четырех основных элементов: процесса взаимодействия; участников этого процесса; среды, в которой этот процесс происходит; атмосферы, которая оказывает влияние на процесс (рис. 2).

О КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ТЫЛОМ С СУБЪЕКТАМИ ЭКОНОМИКИ

Более подробно охарактеризуем основные элементы этой модели.

1. Процесс взаимодействия. Внутри данной группы существуют две группы. Первая связана с единичными эпизодами, описывающими обмен информацией, деньгами, товарами и услугами. Другая подгруппа связана с долгосрочными отношениями и связанными с этим процессами адаптации (приспособление к отношениям) и институционализации.

2. Участники процесса взаимодействия. Это ОУТ и различные субъекты рыночной экономики, которыми могут быть любые поставщики материальных средств. В самом простом случае участниками процесса взаимодействия являются, с одной стороны ОУТ, с другой - предприятие-поставщик.

3. Среда взаимодействия. Оно не происходит в вакууме и должно рассматриваться как часть широкой среды, которая может быть описана с точки зрения ее структуры, динамизма и социально-экономической системы, то есть среда описывается состоянием рынка и общества. В условиях формирования интегрированного рынка, с одной стороны, должно усиливаться непосредственное воздействие государственных органов на процесс принятия решений в производстве материальных средств для ВС, а с другой - в качестве приоритетных объектов этих воздействий выдвигаются новые параметры внешней экономической среды процесса взаимодействия ОУТ с субъектами экономики. В понятие среды могут быть включены:

общеэкономическая среда (отраслевая и региональная структура экономики, соотношение мелкого и крупного бизнеса, условия конкуренции, форма организации общественного производства, роль государственного сектора в экономике);

научно-техническая среда (уровень развития техники и технологии, уровень научных разработок, сотрудничество между промышленностью и научным обществом, перенос технологии);

человеческий потенциал (кадры);

наличие в обществе предпринимательской культуры;

наличие в обществе информационно-консультативной и образовательной инфрастуктуры (целенаправленная подготовка специалистов, развитие рынка консультирования и др.);

рыночные сети и коммуникации.

4. Атмосфера взаимодействия. Она характеризуется силой зависимости между участниками процесса, состоянием, конфликтами, близостью участников или географической дистанцией.

Модель взаимодействия рассматривается в виде теоретического описания динамики отношений на локальных рынках.

Проиллюстрируем подробно модель взаимодействия на более конкретном уровне. Допустим на локальном рынке существует предприятие - поставщик связанный отношениями купли-продажи с ОУТ. Эти отношения и есть процесс взаимодействия. Персонал предприятия и ОУТ контактирует между собой, обсуждая условия заключения договора о поставке материальных средств. Они имеют свои отделы, службы, которые контактируют между собой внутри предприятия и ОУТ (в основном, обмен информацией), а также имеют внешние связи с отделами партнера (бухгалтерией, отделом снабжения и сбыта и т.п.).

Взаимодействие создает определенную атмосферу между двумя субъектами рыночной экономики и находится под ее влиянием. Это может быть атмосфера доверия, либо недоверия и конфликта, либо зависимости одного от другого, то есть атмосфера характеризует определенное состояние отношений между двумя конкретными субъектами рыночной экономики. С другой стороны, взаимодействие между двумя конкретными субъектами не происходит изолированно от других процессов и являются частью процессов, происходящих на рынке или среде, которая характеризуется структурой, динамикой развития и т.д.

Модель дает понимание локальных рынков на совокупности взаимодействующих субъектов рыночной экономики, связанных между собой множеством разнообразных связей и отношений. Успешное функционирование ОУТ на рынке во многом зависит от количества и качества отношений с другими деятелями рынка.

Среди процессов взаимодействия выделяются процессы адаптации и институционализации. Вступая в контакты субъекты рыночной экономики узнают друг друга ближе и для установления доверительных отношений, необходимых для дальнейшей деятельности, они вынуждены адаптироваться или приспосабливаться друг к другу. Для завоевания доверия предприятия идут на некоторые уступки. Например, скидки, отсрочки платежей, изменение изделий по просьбе заказчика. Все это входит в процесс адаптации к отношениям.

Высшей точкой развития процессов адаптации является институционализация. Этот процесс характеризуется достижением полной гармонии - полное доверие, доведенное до автоматизма. В этой связи достижение институционализации отношений возможно лишь в случае наличия долгосрочных отношений между субъектами рыночной экономики.

Взаимодействие с субъектами экономики становится важной задачей для ОУТ в условиях рынка. Наличие тесных контактов и отработанных коммуникаций с партнерами на рынке создают благоприятные условия для успешного развития их деятельности.

Любые коммуникации, связи, отношения в процессе взаимодействия ОУТ с субъектами экономики несут и себе материальное (техническое) и социальное содержание. С одной стороны, отношения включают в себя обмен информацией и знаниями, материально-техническую деятельность, адаптацию к новым видам материальных средств. С другой стороны, любые отношения есть обмен социальными символами - дружба, полное доверие, уверенность, взаимопонимание. Единство материального (технического) содержания составляет их сущность.

Военно-экономические коммуникации строятся в течение длительного периода времени и требуют больших затрат - инвестиций материальных и человеческих. Они инвестируются для выполнения определенных функций:

Повышение эффективности функционирования СМО войск. Включает отношения по адаптации материальных средств поставщика к нуждам потребителя, а также любые другие, которые могут снизить общую стоимость процесса материального обеспечения (закупка, транспортировка, хранение, управление).

Коммуникации служат каналами обмена информацией. Они обеспечивают надежную связь между предприятиями и органами тыла, которые нуждаются в точной, детализированной информации друг о друге. Единственный путь получить такую информацию - установить эффективное взаимодействие.

Усиление контроля за деятельностью поставщиков. Установив коммуникации, ОУТ получают контроль по различным направлениям - через информационные каналы, дружеские связи, материально-техническое и другие виды партнерства, которые соединяют субъектов рыночной экономики.

Отношения имеют определенную продолжительность. Наиболее важные из них могут быть долгосрочными. Долгосрочные отношения особенно сильны на местном и региональном рынках.

Развитие отношений между субъектами рыночной экономики происходит несколько стадий, каждую из которых можно охарактеризовать четырьмя составляющими - опыт отношений, совокупная дистанция между партнерами, неопределенность в выполнении обязательств и затраты на различные виды адаптации. Высшей (финальной) стадией отношений является институционализация.

Институционализация - это введение отношений в законные рамки. Здесь это означает, что на долгосрочной стадии развития отношений, они практически не требуют контроля, работают сами по себе, так как коммуникации основаны на долголетнем опыте и знании партнеров.

На финальной стадии наступает обширная институционализация, которая дает экономию управленческих затрат на человеческую адаптацию.

Затраты на техническую адаптацию на ранней стадии развития отношений будут минимальны из-за слабого знания поставщика. С ростом опыта, с возникновением доверия к поставщику и уверенности в нем, затраты на техническую адаптацию резко возрастают на стадии развития. На этой стадии происходят коренные изменения в конструкции изделий поставщика в соответствии с требованиями и нуждами потребителя. Затем затраты уменьшаются.

Затраты на человеческую адаптацию высоки на начальной стадии, затем снижаются за счет развития институционализации.

Предложенный категориальный аппарат может служить основой для создания и изложения концепции взаимодействия ОУТ с субъектами экономики.

Выработанная концепция создает механизм эффективного взаимодействия ОУТ с СЭ в новых военно-экономических условиях и имеет практическое значение в области реализации ее в войсках, а также для дальнейшей разработки теоретических положений по совершенствованию материального обеспечения войск.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации